СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ВОСТРЕБОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМ РЫНКОМ ТРУДА ПРОФЕССИЙ В СРЕДЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ МБУ ЦППМиСП № 5 «СОЗНАНИЕ»)
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Профориентация как элемент государственной политики занятости 6
молодежи в России
1.1 Тенденции и направления политики занятости молодежи в России 6
1.2 Популяризация востребованных рынком труда профессий и ее роль 15
в управлении занятостью молодежи
1.3 Исследование форм, методов и специфики работы по 28
профессиональному самоопределению в среде обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
2. Анализ результатов деятельности, форм и методов работы по 37
профессиональному самоопределению выпускников с ограниченными возможностями здоровья учреждений общего образования
2.1 Анализ работы государственной службы занятости населения г. 37 Красноярска в системе профессионального самоопределения молодежи
на рынке труда региона
2.2 Анализ форм, методов работы по популяризации востребованных 50
региональным рынком труда профессий среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
2.3 Мониторинг профессиональных предпочтений обучающихся с ОВЗ 60 в муниципальном бюджетном учреждении центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи №5 «Сознание» (МБУ ЦППМиСП №5 «Сознание»)
3 Совершенствование профориентационной работы для популяризации 66 востребованных региональным РТ профессий среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБУ ЦППМиСП №5 «Сознание»
3.1 Выбор форм, методов работы по профессиональному 66
самоопределению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3.2 Разработка проекта популяризации востребованных региональным 78
рынком труда профессий обучающихся МБУ ЦППМиСП № 5 «Сознание»
3.3 Оценка затрат и влияния проектных мероприятий на 83
профессиональный выбор обучающихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ
В наши дни актуальна проблема ранней профессиональной ориентации подростка, так как все процессы в обществе стремительно изменяются, что требует от молодого человека определиться с выбором сферы своей будущей деятельности как можно раньше. Подросток, мотивированный на определенный род деятельности на много проще сумеет найти область применения своим способностям, знаниям и умениям.
Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных, общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы. В последнее время существенен для регионов Российской Федерации приток молодежи за счет мигрантов.
Формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованных рынком труда профессии становится приоритетным в системе образования России. Возможность начала работы в этом направлении уже на стадии предпрофильной подготовки учащихся и особенно лиц с ОВЗ, на сегодня не вызывает сомнений, что делает актуальным потребность поиска новых форм профессиональной ориентации с данной группой молодежи.
Актуальность данной работы обусловлена возросшей теоретической и практической значимостью проблемы регулирования занятости лиц с ОВЗ, связанной с постоянно меняющимися условиями функционирования рынка труда.
Объектом исследований является муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи №5 «Сознание».
Цель исследований - разработать проект популяризации востребованных региональным рынком труда профессий обучающихся МБУ ЦППМиСП №5 «Сознание».
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть тенденции и направления политики занятости молодежи в России;
- исследовать формы, методы и специфику работы по популяризации востребованных РТ профессий в среде обучающихся с ОВЗ;
- проанализировать деятельность, формы и методы работы МБУ ЦППМиСП №5 «Сознание» по профессиональному самоопределению обучающихся;
- выполнить мониторинг профессиональных предпочтений обучающихся с ОВЗ в МБУ ЦППМиСП №5 «Сознание»;
- разработать проект популяризации востребованных региональным РТ профессий в среде обучающихся с ОВЗ;
- оценить затраты и влияние проектных мероприятий на профессиональный выбор обучающихся с ОВЗ.
При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях, интернет источники.
Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных, общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы.
Формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованных рынком труда профессии становится приоритетным в системе образования России. Возможность начала работы в этом направлении уже на стадии предпрофильной подготовки учащихся и особенно лиц с ОВЗ, на сегодня не вызывает сомнений.
Рассмотрены тенденции и направления политики занятости молодёжи в России. В связи с обозначенными проблемами на рынке труда, становится особенно актуальным проведение работы по профессиональной ориентации молодёжи и популяризации востребованных профессий.
Исследованы формы и методы работы по популяризации востребованных рынком труда профессий в среде обучающихся с ОВЗ.
Выполнен мониторинг профессиональных предпочтений обучающихся с ОВЗ, по результатам которого можно говорить о стремлении выпускников с ОВЗ к социально-активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости.
Разработан проект популяризации востребованных региональным рынком труда профессий в среде обучающихся с ОВЗ.
Проект предназначен для группы лиц с ОВЗ, обучающихся в старших классах. Проект состоит из шести этапов. Каждый этап проектного мероприятия требует определенных затрат. По этой причине после описания мероприятий был произведена оценка затрат и влияния проектных мероприятий на профессиональный выбор обучающихся.