Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ КАК РЕЛИГИОЗНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРВЬЮ)

Работа №26274

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
566
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 8
1.1.1 Понятие языковой личности и ее структура 8
1.1.2 Типология языковой личности 15
1.1.3 Религиозная языковая личность: определение понятия и типология
2 1
1.2 Современный религиозный дискурс: определение понятия;
функциональные, стилевые и жанровые особенности 23
1.2.1 Определение религиозного дискурса, его функции и стилевые черты
23
1.2.2 Проблема классификации жанров религиозного дискурса 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА: КОГНИТИВНОЕ, ПРАГМАТИЧЕСКОЕ, ЯЗЫКОВОЕ ИЗМЕРЕНИЯ 33
2.1 Особенности религиозной языковой личности Патриарха Кирилла:
когнитивное измерение 33
2.2 Особенности религиозной языковой личности Патриарха Кирилла: прагматическое измерение 45
2.3 Особенности религиозной языковой личности Патриарха Кирилла:
языковое измерение 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ


В ХХ-ХХI веках российская лингвистика особое внимание уделяет
изучению языковой личности. Накоплена солидная научно-методологическая
база (работы Ю.Н. Караулова, В.В. Воробьева, Т.В. Кочетковой, В.И. Карасика, Л.Н. Чурилиной и др.), способствующая развитию такого нового направления, как лингвоперсонология, в центре изучения которой находится
языковая личность во всем ее коммуникативном многообразии. За последние
несколько лет появились десятки работ, посвященных изучению языковых
личностей политических, исторических деятелей, деятелей культуры (исследования О.В. Поповой, А.Ю. Никитиной, С.А. Шилиной, Е.И. Головановой,
В.И. Карасика и др.). В меньшей степени оказывается изученной религиозная языковая личность, еѐ изучению посвящены лишь отдельные работы таких ученых, как А.Г.-Б. Салаховой, Е.В Бобыревой, Т.А. Литвиной.
Главным религиозным деятелем России с 1 февраля 2009 года является
Святейший Патриарх Кирилл (в миру – Владимир Гундяев). Изучению этой
религиозной языковой личности и посвящено наше исследование.
Личность Патриарха Кирилла представляет интерес, т.к. он является
главой Русской православной церкви, его выступления транслируют на телевидении, интервью печатают в газетах и публикуют в интернете. Патриарх
виртуозно владеет аудиторией и мастерством публичного выступления, используя различные приемы ораторского искусства. Он неоднократно демонстрировал мастерское владение всеми видами красноречия. Патриарха Кирилла, как активного общественного деятеля, волнуют проблемы образования и сохранения культурных ценностей в нашей стране. 9 марта 2016 года
Патриарх учредил и возглавил Общество русской словесности. Целью Общества стала «консолидация усилий ученых, педагогов, деятелей культуры, широкой общественности для сохранения ведущей роли литературы и русского
языка в воспитании подрастающего поколения, укрепления единого культурно-образовательного пространства, развития лучших традиций отечественно-5
го гуманитарного образования, культурно-просветительской деятельности»
[URL: http://www.pravoslavie.ru/91351.html].
Из этого следует, что он имеет влияние не только на православных людей, на формирование их мировоззрения, отношения к религии и церкви, но и
на весь многонациональный народ России.
Изучением религиозного языка, его многообразной терминологии наука заинтересовалась еще в дореволюционной России. Не так давно появилось
отдельное направление – «теолингвистика», которое А.К. Гадомский определяет как «дисциплину, возникшую на стыке языка и религии, нацеленную на
исследование проявлений религии, которые закрепились и отразились в языке» [Гадомский, 2005:16]. Исследователь подробно изучил становление направления на Западе и отметил, что распространение термина является заслугой Д. Кристалла, который включил его в 1987 году в Энциклопедию Кембриджского университета. В России термин «теолингвистика» набрал популярность в начале 2000-х.
Таким образом, актуальность исследования определяется несколькими факторами:
1) развитием лингвоперсонологии и теолингвистики;
2) большой ролью личности Патриарха в формировании общественного мнения в России;
3) недостаточной изученностью личности Патриарха Кирилла в лингвистическом аспекте.
Объектом является языковая личность Патриарха Московского и всея
Руси Кирилла .
Предметом исследования являются языковые способы репрезентации
всех уровней языковой личности.
Целью исследования является описание религиозной языковой личности Патриарха Кирилла в когнитивном, прагматическом и языковых аспектах.6
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• привести определение понятия религиозной языковой личности;
• рассмотреть типологии языковой личности, в том числе религиозной;
• обозначить особенности современного религиозного дискурса;
• описать особенности религиозной языковой личности в когнитивном
измерении, определяющем его мировоззрение и языковую картину мира;
• описать особенности религиозной языковой личности в прагматическом измерении, понимаемом нами как уровень речевых стратегий и
тактик;
• описать особенности религиозной языковой личности в языковом измерении, в котором нами будут рассмотрены средства выразительности
речи.
Материалом исследования послужили высказывания Патриарха в
жанрах интервью и пресс-конференций. Общее количество проанализированных текстов в период с 2009 по 2016 год – 66.
В процессе исследования использовались следующие методы: аналитико-описательный метод, включающий приемы наблюдения, обобщения и
систематизации; стилистический анализ текста для выявления стилистических предпочтений Патриарха Кирилла; контекстуальный анализ с целью
выявления особенностей функционирования концептуальных слов и прецедентных текстов в речи Патриарха Кирилла; интенциональный анализ, с помощью которого выявляются интенции (намерения) говорящего.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что она вносит вклад в разработку проблемы языковой личности, в частности особого еѐ типа – религиозной языковой личности.
Практическая ценность данного исследования состоит в том, что его
материалы могут быть использованы при изучении языковых личностей дру-7
гих религиозных деятелей, а также в практике вузовского преподавания лингвоперсонологии, стилистики русского языка.
Структура работы. Основная часть выпускной квалификационной работы включает две главы. В первой главе рассматривается история изучения
феномена языковой личности, структура и проблемы типологии языковой
личности, типология религиозной языковой личности и специфика религиозного дискурса. Во второй главе дается описание речевого поведения Патриарха Кирилла в жанрах интервью и пресс-конференций по трем измерениям
«3D модели конфессиональной языковой личности», включающей когнитивное, языковое и прагматическое измерения. В заключении приводятся общие
итоги работы и намечаются перспективы дальнейшего исследования. Список
литературы включает 49 источников. Приложение содержит в себе тексты
интервью и пресс-конференций Патриарха Кирилла, опубликованные на сайте: http://www.patriarchia.ru/index.html.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование было предпринято с целью описания языковой
личности Патриарха Кирилла. Как первое лицо Русской православной церкви
Патриарх, несомненно, является носителем религиозной картины мира и элитарной языковой культуры. Деятельность Патриарха Кирилла играет значительную роль в общественной жизни нашего государства, поэтому владение
мастерством публичного выступления является необходимым навыком.
Исследования работ в области антропологической лингвистики и теолингвистики привели к определению религиозной языковой личности как
особого тип языковой личности, характеристиками которого выступают религиозность, трансцендентность, субъективное восприятие и отношение к
вере.
Имеются различные типологии языковой личности. Определение типа
языковой личности Патриарха Кирилла как религиозной имеет социокультурное основание, т.к. данный тип был выделен на основе статусной и социальной принадлежности личности.
Анализ религиозной языковой личности Патриарха Кирилла на основе
«3D модели языковой личности» А.Г.-Б. Салаховой позволил рассмотреть
особенности языковой личности Патриарха в трех измерениях: когнитивном,
определяющем мировоззрение и языковую картину мира личности; прагматическом, определенном нами как уровень речевых стратегий и тактик; языковом, в котором нами были рассмотрены средства выразительности речи.
Когнитивный аспект позволил определить в речи Патриарха основные
специфические черты религиозного дискурса: концептосферу и прецедентность, которые помогли определить религиозную картину миру Патриарха.
Его Святейшество актуализирует в своей речи множество религиозных концептов, таких как «грех», «добродетель», «вера», и часто апеллирует к прецедентным текстам, именам и ситуациям, как из Священного Писания, так и
общекультурным – к высказываниям Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева,63
Б. Паскаля и других. Основные темы, к которым обращается Патриарх в публичной речи – темы экономического и духовного кризиса, политические события на Родине и за рубежом, потеря ценностей у народа и безверие нынешней молодежи, цели и задачи Церкви.
Исследование прагматического аспекта показало, что Патриарх Кирилл
использует следующие речевые стратегии и тактики: диктальную, включающую тактики информирования и комментирования; модальную; стратегию
оценивания, включающую в себя тактики положительной и негативной оценки; стратегию уверенного речевого поведения отправителя текста в речевом
событии, реализующуюся в плане категорического высказывания; стратегию
самопрезентации, включающую тактику отождествления. Данные стратегии
актуализируются в речи лексически и помогают Патриарху в выражении
мнения, оценки и утверждении роли Церкви в жизни общества. Характерны
для его Святейшества следующие методы риторической аргументации: метод
«Да…, но…», метод перелицовки и метод двусторонней аргументации, которые направлены на согласие и дальнейшее присоединение аудитории.
Анализ языкового измерения показал, что для высказываний Патриарха
характерно наличие риторических приемов, таких как риторические вопросы
и восклицания, приемы диалогизации монолога. Его Святейшество использует в своей речи различные типы метафор, наиболее частотно употребление
милитарных метафор. Сравнения и фразеологические обороты помогают
Патриарху сделать доступным постижению религиозные истины, путем уподобления и сравнения их с ситуациями из бытовой сферы жизни. Средства
выразительности подчеркивают социальную принадлежность Патриарха Кирилла.
Представленный в работе материал эксплицирует важные, но далеко не
все стороны языковой личности Патиарха Кирилла. Фрагментарность описания языковой личности обусловлена обращением только к текстам в жанрах интервью и пресс-конференций. В связи с этим можно говорить о перспективах исследования работы. Языковая личность Патриарха предстанет64
полнее, если изучить речи, представленные в других жанрах (проповедь, послания и т.д.).



Александренко Н.А. Гомилетика. Семь шагов к проповеди. Одесса: Богомыслие, 1997. 196 с.
2 Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры,
1998. 896 с.
3 Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии: на
материале православного вероучения: автореф. дис…д-ра филол. наук:
10.02.19. Волгоград, 2007. URL: http://www.dissercat.com/content/
religioznyi-diskurs-tsennosti-zhanry-strategii-na-materiale-pravoslavnogoveroucheniya (дата обращения: 19.03.2016).
4 Бобырева Е.В. Характеристики религиозного дискурса [Электронный
ресурс] // Lingua mobilis, 2009. Вып.3 (17). С. 54–63. URL:
file:///C:/Users/as/Downloads/harakteristiki-religioznogo-diskursa.pdf (дата
обращения: 22.02.2016).
5 Богин Г.И. Концепция языковой личности: Автореф. дис. ... д-ра фиолол. наук. Л., 1982. 31 с.
6 Богин Г.И. Современная лингводидактики. М-во высш. и сред. спец.
образов. РСФСР, Калинин. гос. ун-т Калинин, 1980. 61 с.
7 Бодуэн де Куртенэ И.В.. Избранные труды по общему языкознанию.
М.: Изд. АН СССР, 1963. 384с.
8 Большова А.Ю. Лингвопсихологическая типология языковых личностей [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории
и практики, Тамбов: Грамота, 2015. Вып.5 (47): в 2-х ч. Ч. I. C. 47–52.
URL: http://www.gramota.net/materials/2/2015/5-1/8.html (дата обращения: 12.12.2015).
9 Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М., 1987. 160 с.66
10 Бугаева И.В. Типы языковой личности в религиозном дискурсе /
И. В. Бугаева // Лингвистика и поэтика: сб. науч. тр. М.: ЦГЛ, 2005.
С.106−109.
11 Бугаева И.В.Религиозная коммуникация. [Электронный ресурс] URL:
http://goo.gl/69rdpj (дата обращения: 12.12.2015).
12 Виноградов В.В.О художественной прозе. М.: ПРИОР, 1930. 215 с
13 Власкова М.В. Языковая личность, ее структура: некоторые мнения и
оценки // Вестник Вятского гос. ун-та, 2009. Т.2. Вып. 4. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-lichnost-eyo-strukturanekotorye-mneniya-i-otsenki (дата обращения: 15.01.2016).
14 Голев Н.Д., Кузнецова А.В. Лингвосоционическое моделирование экстравертного и интровертного типов языковой личности [Электронный
ресурс] // Вестник КемГУ, 2009. Вып. 3. С 95–98. URL:
https://goo.gl/QSsv75 (дата обращения: 22.02.2016).
15 Ейгер Г.В., Рапопорт И.А. Язык и личность: Учебное пособие. Харьков: Изд-во Харьк. гос. ун-та, 1991. 302 с.
16 Жуков А.В. Религиозность, субъективизм и конструирование концепций религиозной личности // Вестник ЧитГУ, 2010. Вып. 2 (59). С. 129–
136.
17 Замилова А.В. К вопросу о системной типологии языковой личности
(ментально-психологический аспект) [Электронный ресурс] // Вестник
Кемеровского гос. ун-та, 2012 Т.4. Вып. 3. С. 194–197. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sistemnoy-tipologii-yazykovoylichnosti-mentalno-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения 08.03.2016).
18 Иванцова Е.В. О термине «языковая личность»: истоки, проблемы,
перспективы исследования // Вестник Томского государственного университета. Филология, 2010. Вып. 4 (12). С. 24–31.67
19 Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи /
О.С. Иссерс. Омск: Изд-во Омск. ун-та, 1999. 279 с.
20 Карасик В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы
лингвокультурологии и функциональной семантики: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. 271 с.
21 Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Наука, 1992. 330 с.
22 Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М: Гнозис,
2004. 477 с.
23 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
262 с.
24 Караулов Ю.Н. Язык и личность. М., 1989. С. 3–8 [Электронный ресурс] URL: http://goo.gl/EHupFV (дата обращения: 10.02.2016).
25 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов.
М.: ЛКИ, 2007. 264 с.
26 Крылова М.Н. Современная языковая личность и религия (на материале сравнительных конструкций) [Электронный ресурс] // Лабиринт.
Журн. соц.-гуманитар. исслед., 2012. Вып. 1. С. 24–29.; То же [Электронный ресурс]. URL: http://journal-labirint.com/wpcontent/uploads/2012/03/journal/Krylova.pdf (дата обращения:
15.01.2016).
27 Крысин Л.П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка// Поэтика. Стилистика. Язык и культура: Памяти
Т. Г. Винокур. М., 1996. С. 135–138.
28 Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. 365 с.
29 Литвина Т.А. Языковая личность Патриарха Гермогена [Электронный
ресурс] // Филология и культура, 2014. Вып. 4(38). С. 146–149. URL:68
http://philology-and-culture.kpfu.ru/?q=system/files/29_10.pdf (дата обращения: 01.11.2015).
30 Маршева Л.И. Православный социолект (религиолект) как способ языковой маргинализации [Электронный ресурс] // Вестник ПСТГУ III:
Филология, 2010. Вып. 2 (20). С. 74–85. URL:
http://pstgu.ru/download/1278089460.marsheva.pdf (дата обращения:
12.01.2016).
31 Маслова В.А Лингвокультурология. М: Академия, 2001. 208 с.
32 Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Агентство "ФАИР", 1998. URL:
http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/mechkovskaia.pdf (дата
обращения: 05.03.2016).
33 Орлова Н.В. Коммуникативная ситуация – речевой жанр – языковая
личность (на материале «Книги отзывов и предложений») [Электронный ресурс] // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1999. Вып.2. С. 227–236
URL: http://www.studfiles.ru/preview/3304463/page:21/
34 Русский язык и культура речи (базовые компетенции): учебное пособие
/ под ред. проф. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федерал. ун-т,
2013. 511 с.
35 Русская языковая личность в современном коммуникативном пространстве [Электронный ресурс] // Материалы Международной научной конференции. Бийск, 22–23 ноября 2012. URL:
http://www2.bigpi.biysk.ru/ff/doc/ff_RYAL.pdf (дата обращения:
10.03.2016).
36 Салахова А.Г.-Б. 3D модель конфессиональной языковой личности
[Электронный ресурс] // Вест. Челябинского гос. ун-та, 2013. № 37.
С. 96–99. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/3d-model-konfessionalnoyyazykovoy-lichnosti (дата обращения: 16.02.2016).69
37 Салахова А.Г.-Б. Коммуникативные стратегии в религиозном дискурсе
/ А.Г.-Б. Салахова // Языкознание и литературоведение в синхронии и
диахронии: Межвуз. сб. науч. ста-тей. Вып. I. Тамбов: ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2006. С. 449–450.
38 Салахова А.Г.-Б. Конфессиональная языковая личность: коммуникативные стратегии и тактики. [Электронный ресурс] Монография. Челбинск, 2013. URL: http://goo.gl/AUkUfr (дата обращения: 12.02.2016).
39 Салахова А.Г.-Б. Конфессиональная языковая личность: коммуникативные стратегии и тактики: монография. Челябинск: Энциклопедия,
2013. 166 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://chelyabinsk.academia.edu/AdelinaSalakhova (дата обращения:
05.03.2016).
40 Салахова А.Г.-Б. Конфессиональная языковая личность: к постановке
проблемы [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы
теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (21): в 2-х ч. Ч. I.
C. 157-161. ISSN 1997-2911. URL: http://www.gramota.net/
materials/2/2013/3-1/44.html (дата обращения: 05.03.2016).
41 Салахова А.Г.-Б. Конфессиональная языковая личность: когнитивный
апект. URL: http://goo.gl/2wAMT7 (дата обращения: 20.01.2016).
42 Салахова, А.Г.-Б Речевой портрет современного религиозного лидера /
А.Г.-Б. Салахова // Языки профессиональной коммуникации: сб. ст.
участников Четвертой междунар. науч.конф. (Челябинск, 3–5 декабря
2009 г.) / отв. ред.-сост. Е.Н. Квашнина; чл. редкол. С. А. Питина,
Л.А. Шкатова / Челяб. гос. ун-т. Челябинск: Энциклопедия, 2009.
С. 187–189.
43 Салахова, А.Г.-Б. Стратегия аргументации в религиозном интернетдискурсе / А. Г.-Б. Салахова // Вест. Челябинского гос. ун-та., 2010. №
34 (215). Вып. 49. С. 109–112.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ