Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Народная музыка как средство эстетического воспитания старших дошкольников

Работа №26265

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
729
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста с использованием народной музыки 7
1.1 Сущность эстетического воспитания дошкольников 7
1.2 Анализ программ дошкольного образования в контексте
эстетического воспитания 23
1.3 Учет возрастных особенностей старших дошкольников при
формировании эстетического воспитания 27
2 Эстетическое воспитание старших дошкольников посредством
народной музыки на примере ДОУ №6 «Светлячок» г. Лесосибирска 35
2.1 Организация эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста посредством народной музыки в ДОУ №6 «Светлячок» г. Лесосибирска 35
2.2 Влияние народной музыки на формирование эстетического
восприятия у старших дошкольников 39
2.3 Методические рекомендации по эстетическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством народной музыки 53
Заключение 57
Список использованных источников

В настоящее время проблема эстетического воспитания поднимается на различных уровнях. Словосочетание «эстетическое воспитание» все чаще встречается в документах, отражающих ведущие направления развития отечественной системы образования. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования(2013 г.) отмечается важность эстетического воспитания, выраженная в требованиях к содержанию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»,
предполагающего«развитие предпосылок у дошкольников ценностно¬смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.)» [17].
Согласно этому, круг задач эстетического воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве постоянно расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир литературы, изобразительного искусства и музыки, задачи развития художественной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к различным видам искусства, традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных, литературных, художественных изобразительных произведений, сопереживания художественным образам, настроениям и чувствам. «Особое значение в эстетическом воспитании дошкольника играет музыка, которая обладает специфическими возможностями воздействия на формирование личности дошкольника» [1].
К исследованию проблемы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством народной музыки обращались Е.И. Алентьева, Е.В. Боякова, Е.А. Дубровская, И.Ю. Павлова, В.Н. Шацкая. Авторы подчеркивают, что народное музыкальное творчество служит эффективным средством эстетического воспитания личности. С его помощью человеку передаются моральные, социальные, мировоззренческие позиции.
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема дипломного исследования: «Народная музыка как средство эстетического воспитания старших дошкольников».
Цель работы: охарактеризовать народную музыку как средство эстетического воспитания старших дошкольников в условиях ДОУ.
Объект исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: эстетическое воспитание старших дошкольников посредством народной музыки в условиях ДОУ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Выявить сущность эстетического воспитания дошкольников.
2. Провести анализ программ дошкольного образования в контексте эстетического воспитания.
3. Рассмотреть возрастные особенности старших дошкольников при формировании эстетического воспитания.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению уровня сформированности эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством народной музыки.
5. Составить методические рекомендации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования, обобщение.
База исследования: МАДОУ №6 «Светлячок» г. Лесосибирска. В исследовании приняли участие 19 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал о народной музыке как средстве эстетического воспитания старших дошкольников. Разработанные методические рекомендации по использованию народной музыки как средства эстетического воспитания старшего дошкольника могут быть использованы в практической деятельности педагогов ДОУ и родителей.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах публикации на образовательном портале «Знанио».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 40 наименований, 4 таблицы, 3 рисунка.
Общий объем работы составляет 63 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Всестороннее развитие личности занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Результатом эстетического воспитания при этом является процесс эстетического развития, направленного на формирование эстетических чувств ребенка,представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения к окружающему миру.
В контексте нашего исследования под эстетическим воспитанием мы понимаем целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.
Мы проанализировали программы дошкольного образования в контексте эстетического воспитания, и пришли к выводу, что все образовательные программы ориентируют педагогов на создание условий для эстетического воспитания дошкольников.
Для эффективной организации эстетического воспитания в ДОУ необходимо учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, такие как развитие музыкальных интересов и направленности к конкретному виду музыкально-художественной деятельности, способность к творческой активности и самостоятельности.
Мы провели опытно - экспериментальную работу по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством народной музыки в МАДОУ №6 «Светлячок» г. Лесосибирска. В исследовании принимали участие 19 детей старшего дошкольного возраста.
Констатирующий этап эксперимента показал, что низкий уровень эстетического восприятия показали 26% дошкольников; средний уровень эстетического восприятия у 46,8% дошкольников; высокий уровень эстетического восприятия имеют 15,6% дошкольника.
Дальнейшим этапом опытно-экспериментальной части работы явилась разработка программы по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством народной музыки через включение дошкольников в различные виды музыкальной деятельности: пение, танцы, игра на музыкальных инструментах.
По окончании формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, мы провели повторную диагностику уровня эстетического восприятия, используя задания констатирующего этапа работы, анализ результатов показал, что произошла значительная динамика уровней развития эстетического восприятия: низкий уровень эстетического восприятия не показал ни один дошкольник; средний уровень эстетического восприятия продемонстрировали 67,6% дошкольников; высокий уровень эстетического восприятия показали 31,2% дошкольников. Это доказывает эффективность проделанной нами работы.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что условиями эстетического воспитания посредством народной музыки у старших дошкольников являются: знакомство с народной культурой; организация различных видов музыкальной деятельности с использованием народной музыки; применение игровых ситуаций на основе народной музыки, благодаря которым эстетическое воспитание старших дошкольников будет проходить более эффективно.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.



1. Алентьева, Е.И. Использование народной музыки как средство воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста / Е.И. Алентьева, И.С. Сивова, Г.М. Исмаилова // Гуманитарные исследования. -
2016. - № 1. - С. 121-127.
2. Анисимова, Н.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре / Н.Н. Анисимова // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 9. -С. 90-93.
3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебник / А.С. Белкин. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 142 с.
4. Борисова, С.М. Формирование музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в контексте переемственности / С.М. Борисова // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 4. - С. 317¬320.
5. Боякова, Е.В. Роль среды в эстетическом и музыкальном развитии детей дошкольного возраста: история и современность / Е.В. Боякова // Педагогика искусства. - 2015. - № 2. - С. 160-176.
6. Далбаева, Е.В. Использование современных технологий в музыкальном воспитании дошкольников / Е.В. Долбаева // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов II Международной науч.- практ.конф. -Чебоксары: ООО «Интерактив плюс», 2016. - С. 83-85.
7. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - Санкт - Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. - 280 с.
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - Санкт - Петербург: ООО «ПитерПресс», 2013. - 464 с.
9. Дубровская, Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова, Н.Н. Юрина, Т.Г. Казакова, И.Н. Курочкина. - Москва: Юрайт, 2017. - 194 с.
10. Ефремова, И.В. Особенности формирования музыкальной культуры
детей в условиях детского сада / И.В. Ефремова // Актуальные проблемы современного музыкального образования: сборник материалов науч. -
практ.конф.-Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2016. - С. 12-18.
11. Иванова, Н.М. Музыкальный фольклор как педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой / Н.М. Иванова, Н.В. Токмакова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 3. - С. 27-30.
12. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество: учебное пособие / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. - Москва: Педагогическое общество России, 2000. - 51 с.
13. Комарова, Т.С. ФГОС - образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» как фактор всестороннего воспитания дошкольников и подготовки их к школе: теоретические основы и новые технологии: науч. изд. / Т.С. Комарова. - Москва: Русское слово, 2015. - 54 с.
14. Лемешонок, Т.В. Роль народной музыки в развитии личности ребенка
(из опыта работы) / Т.В. Лемешонок // Психология XXI века Психология и современные проблемы образования: сборник материалов IX международной науч.-практ.конф. - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный
университет им. А.С. Пушкина, 2014. - С. 53-61.
15. Лихачева, Е.Л. Музыкальный фольклор как средство развития нравственных качеств старших дошкольников / Е.Л. Лихачев // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - № 6. - С. 56-60.
16. Логинова, Е.В. Влияние детского песенного фольклора на развитие личности детей дошкольного возраста / Е.В. Логинова, Г.С. Ткаченко // Альманах мировой науки. - 2016. - № 9. - С. 128-129.
17. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнаука России от 17.10.2013 №1155 // Официальные документы в образовании. - 2013. - №36. - С. 22.
18. Ожегов, С.П. Толковый словарь русского языка / С.П. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Москва: Оникс, 2008. - 412 с.
19. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - Москва: Издательство «Мозаика - Синтез», 2014. - 361 с.
20. Павелина, Е.В. Музыка - как средство объединения между собой разных образовательных областей / Е.В. Павелина // Инновации в науке: пути развития: материалы науч.-практ.конф. - Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2018. - С. 150-152.
21. Павлова, И.Ю. Эстетическое воспитание личности в истории отечественной педагогической мысли / И.Ю. Павлова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 1. - С. 94-97.
22. Педагогика: Большая современная энциклопедия / под ред. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 452 с.
23. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: учебник / Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова, Г.А. Айдашева. - Москва: Феникс, 2015. - 342 с.
24. Пеленков, А.И. Народное и декоративно-прикладное искусство в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов / А.И. Пеленков, А.И. Пеленкова, З.У. Колокольникова, Т.А. Колесникова, Г.Г. Майорова, В.В. Коршунова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17731(дата обращения: 27.05.2018).
25. Радуга: Примерная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.П. Гризик, Т.Н. Доронова и др. - Москва: Просвещение, 2014. - 232 с.
26. Радынова, О.П. Музыкальная и общая культура - стержень преемственности в музыкальном развитии детей / О.П. Радынова // Наука и школа. - 2015. - № 3. - С. 12-18.
27. Рассохина, О.В. Потенциал народной педагогики в эстетическом воспитании подрастающего поколения / О.В. Рассохина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 3. - С. 43-45.
28. Сафарова Г.М. Народное искусство как средство эстетического
воспитания младших школьников / Г.М. Сафарова // Научное сообщество студентов XXI столетия: сборник CTarenXLI международной студ. научно-практической конференции. - 2016. - №4. - URL:
https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf(дата обращения: 10.05.2018).
29. Сорокина, С.А. Эстетическое развитие и воспитание детей в детском саду с учетом ФГОС ДО / С.А. Сорокина, Е.В. Максимова // Гуманитариум. -2017. - №4. - С. 2-5.
30. Стручкова, А.В. Эстетическое воспитание как основа педагогики / А.В. Стручкова // Молодой ученый: вызовы и перспективы: сборник статей науч.-практ.конф. - Москва: Интернаука, 2015. - С. 53-57.
31. Токарева, О.В. Формирование у детей представлений о различных видах искусства как одна из задач эстетического развития детей в ДОУ / О.В. Токарева // Музыка о детях и для детей: традиции и новаторство: материалы науч.-практ. семинара. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2017. - С. 112-121.
32. Тотонова, Ю.Ю. Народные традиции и праздники как условие духовно-нравственного воспитания детей / Ю.Ю. Тотонова, Л.В. Николаева // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4. - С. 1331-1334.
33. Уколова, Л.И. Эстетическое воспитание как генеральное условие развития духовной культуры растущего человека / Л.И. Уколова, И.В. Сокерина, Ш. Цзян // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1. - С. 213-216.
34. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Омега - Л., 2014. — 134 с.
35. Цепюк, М.В. Народная музыка как форма воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста / М.В. Цепюк, Н.П. Пузанова //Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: науч.-практ. конф. - Белгород: ООО «ГиК», 2017. - С. 105-108.
36. Школяр, Л.В. Преемственность эстетического воспитания дошкольников и младших школьников / Л.В. Школяр // Педагогика искусства. - 2012. - № 2. - С. 1-19.
37. Шурмина, Т.В. Музыкально-педагогическая деятельность и фольклор в детском саду / Т.В. Шурмина // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 9. - С. 174-177.
38. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества: науч. изд. / В.Н. Шацкая. - Москва: Педагогика, 1975. - 127 с.
39. .Щербакова, А.А., Барышева, Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании детей раннего возраста /А.А. Щербакова- Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 263 с.
40Якушова, Т.В. Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста средствами искусства в детском саду / Т.В. Якушова Дошкольное образование: сборник материалов науч.-практ.конф. -Пенза: Академия естествознания, 2017. - С. 15-18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ