Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО СТРИТ-АРТА: НА МАТЕРИАЛЕ РАБОТ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ 2000-Х - 2010-Х ГГ.

Работа №26259

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1524
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Основные теоретические положения 14
1.1 Стрит-арт как явление современной культуры 14
1.2 История развития стрит-арта в России 31
2. Анализ репрезентативных произведений сибирских уличных
художников 49
2.1. Художественная практика Сибири 49
2.2 «Такнадо» 60
2.3 Александр Закиров 63
2.4 Степан Шоболов 66
Заключение 71
Список использованных источников 79
Приложение А 86
Приложение Б 87
Приложение В

Искусство не стоит на месте и с каждым разом ищет новые формы воплощения. Нельзя не отметить, что искусство начало выходить далеко за пределы музеев, галерей. Городская среда стала новым местом его выражения.
Во второй половине XX века возникает новая арт-практика - стрит-арт, анализ значимости и функции которой требует исследования. По своей сути, искусство начинает переходить на улицы городов, где холстом для художника выступают стены зданий, заборы, площади и так далее. Имея дело с таким проявлением искусства, которое определено, несёт в себе смысловую нагрузку, возникает вопрос о его принадлежности к искусству и способах оценки. Именно поэтому, напрямую общаясь с обществом, художники стрит- арта формируют отдельный жанр уличного искусства, который набирает популярность по всему миру.
Глядя на произведения стрит-арта, может создаться впечатление, что это искусство не ограничено в материалах, ни в локациях, ни в способах выражения. Именно поэтому уличное искусство иногда называют «свободным искусством», где художник обладает свободой слова и самовыражением. Но так ли это на самом деле? И можно ли отнести все городские рисунки к стрит-арту? Если нет, то в чем заключается его характеристика?
Стрит-арт преследует разные цели, которые могут не всегда быть четко определены, и в этом состоит сложность. Уличные художники иногда создают картины, которые только украшают внешний вид города, другие же используют стрит-арт как способ донесения идеи до широкой аудитории. У стрит-арта есть обратная сторона медали, согласно которой этот жанр определяют как акт вандализма, и процесс создания рисунка уже является нарушением закона.
Примечательно, что при помощи своих настенных произведений художник может влиять, формировать общественное мнение касательно определенной темы. Поднимая социально важные темы, которые актуальны на сегодняшний день, такие как экология, вымирание редких животных, загрязнения окружающей среды, недостатки политической и экономической системы, отсутствия свободы выбора и слова, расизм и так далее, уличные художники становятся своего рода заменителем средств массовой информации. Отмечается, что посредством иронии и гиперболизации они демонстрируют изъяны современной картины мира.
Общественное отношение к феномену уличного искусства далеко неоднозначно. Благодаря некоторым произведениям, улицы превращаются в галереи авангардного творчества и становятся культурным наследием. Для некоторых людей стрит-арт — это акт вандализма, предполагающий порчу имущества и эстетики города, для остальных же — это возможность свободно высказываться на любую тему в пространстве, которое принадлежит всем.
Стоит признать, что современная проблема стрит-арта заключается в том, многие произведения «живут» недолго, поэтому особенно важна их фиксация (фото, видео), тогда это явление обретает узнаваемость и целостность.
В большинстве, стрит-арт - направление молодежное и поколение старше не всегда может дать адекватную оценку его произведениям. Имеется в виду не нарастающая популярность уличного искусства, а в его кажущейся доступности. Также, одна из проблем российского стрит-арта заключается в его идентификации, оценке. На улицах городов встречаются разные проявления стрит-арта, и не всегда эти произведения можно отнести к уличному искусству. Так называемые псевдо-граффити, которые визуально не несут смысловую нагрузку и эстетически не привлекают внимания, а вызывают лишь возмущения зрителей, с каждым днем все больше заполняют пространство города. И в этом случае местное руководство принимает необходимые меры по удалению (закраске) этих надписей, что тоже сказывается на общем виде города. Но встречаются случаи, когда то, что называют «настоящим» произведением уличного искусства тоже подвергается критике и удалению. Поэтому актуальность исследования заключается в способах проявления стрит-арта в России, и в Сибири, в частности. Проблема современного российского стрит-арта может быть сформулирована как проблема определения произведений уличного искусства в целом. Может ли стрит-арт восприниматься как вид искусства и становиться отдельным жанром в России? Что изображают сибирские уличные художники, что становится объектом их рисунков? Какое место стрит-арт занимает в российской и сибирской культуре? Доступны ли для восприятия и понимания зрителей произведения сибирского стрит-арта? Каковы его истоки, в каком состоянии российский и сибирский стрит-арт сейчас и есть ли у него будущее?
Так как граница восприятия и оценки стрит-арт в России на сегодняшний момент тонкая (вандализм или искусство?), то важно понять основные тенденции современного стрит-арта в России, изучив особенности сибирского уличного искусства на анализе репрезентативных произведений.
Степень изученности. Источники по теме исследования представляют собой несколько типов литературы, которые можно подразделить на блоки. Первый блок литературы по теме данной работы представляет теоретический материал по изучению истории стрит-арта. Здесь следует упомянуть книгу Игоря Поносова «Искусство и город» , которая на сегодняшний день является самой монументальной работой о стрит-арте. В книге описаны основные тенденции развития уличного искусства с начала до настоящего времени. Также работа содержит анализ уличного искусства как явления и определение его места в контексте российской художественной жизни.
Имеются также небольшие статьи, которые также изучают истоки стрит-арта, его эволюцию. Сюда относятся работы Е. В. Пенетовой , Р. Н. Абрамова , Шубиной М. М. и Горбатковой А. Ф. , А. С. Колосова , М. Г. Чистяковой , К. Мальбранша .
Ряд исследователей изучали стрит-арт в контексте городской культуры, особенности этого направления, его специфику, виды проявления, используемые материалы - это статьи А. Ю. Заславской и М. М. Серова , И. С. Кудряшова , Крылова С. Н , Д. А. Костина и Е. В. Южакова , Кропотова С. Л. , Михайлова С. М. и Хафизова Р. Р.
Изучением языка граффитистов, их способу общения через стрит-арт, пространства диалога и восприятия занимались исследователи, среди которых Юлия Александровна Кузовенкова , Артем Юрьевич Тылик , В. К. Андреев , Евдокимова Е. А. и Янковская Ю. С. , А. И. Белкин , Е. Ю. Витюк , Е. В. Маисеева , А. Е. Егорова , В. В. Кобыща .
Существует ряд исследований, которые посвящены изучению стрит- арта в конкретных российских городах и изучению городского пространства как места его проявления. Так, например, Н. О. Бондарева17 18 19 20 21 22 занимается вопросом гармонизации архитектурного пространства Челябинска посредством граффити. Также в этот раздел следует отнести статью Н. В. Новичкова , в его работе обозначено, что важнейшей современной проблемой является определение миссии города. Отмечена важность культурной политики, публичного искусства и достопримечательностей в жизни российских городов. Дополняет этот блок работы Е. П. Кузнецовой и Л. В. Сосновских , М. Г. Чистяковой . Комплексному исследованию становления и развития искусства граффити в Татарстане посвящена статья Москвиной Альбины Ренатовны .
Отдельно стоит выделить блок литературы, авторы которой подходят к изучению стрит-арта и граффити с психологической точки зрения, анализируя при этом лексикон уличных художников, степень влияния стрит- арт на жизнь общества, определению стрит-арта в контексте развития культуры, меры по популяризации стрит-арта путем проведения фестивалей, рассмотрению стрит-арта как различных форм протеста - это работы М. В. Биттер , где автор характеризует фестиваль как форму репрезентации современного искусства, Скорик Анастасии Владимировны , В. Н. Ткачева , А. И. Белкина , Кондренковой В. И. . А. А. Столяров исследует современный протест, который теперь строится вокруг информационных поводов, возникающих в Интернете, и который полностью управляется законами медиапространства. В. К. Андреев исследует лексикон российских граффитистов и устанавливает некоторые заимствования.
Помимо печатных источников, которые посвящены изучению феномена стрит-арта, тема уличного искусства активно обсуждается в сети Интернет. К этому блоку электронных источников следует отнести сайты по информированию о фестивалях, новых именах в стрит-арте, конкурсах и так далее - это блог об уличном искусстве «Партизанинг», стрит-арт платформа «FGA», сайт «Музея уличного искусства», портал о граффити «Graffiti Zone», сайт фестиваля уличного искусства «Стенография», сайт интернет-журнала об уличной культуре, стрит-арте и граффити «Vltramarine», сайт «Artvandal» - блог двух уличных художников из России. Сайт под названием «Graffiti United» - для любителей граффити в России. «Viva City» - еще один познавательный сайт с возможностью выбора города и просмотром основных работ уличных художников. Также существует интернет-магазин «Graffiti market», где каждый может продать свои работы. Полезная информация о граффити-культуре в России и по всему миру также собрана на сайте «Все о граффити-культуре по-русски». Политизированному уличному искусству посвящен отдельный сайт «Проект 161».
Среди сайтов, которые публикуют материалы касательно всего, что происходит в стрит-арт культуре, отдельное место занимают личные сайты уличных художников, где они делятся своими работами, этапами их воплощения, размышлениями о стрит-арте - это сайт художника Павла Пухова «183art.ru», блог молодого художника из Екатеринбурга «Slava Ptrk». В эту же категорию относится сайт-блог известного российского художника Тимофея Ради «Radya».
В степени изученности нельзя не отметить иностранную литературу по теме стрит-арта следующих авторов: Cedar Lewisoh , Patrick Nguyen, Stuart MacKenzie , Lydia Yee, Katherine Bussard, Frazer Ward , Carlo McCormick , Anna Waclawek , Christian Hundertmark.
Среди источников по теме стрит-арт встречается не только письменная литература, но также и видео-материалы. В их числе замечательная работа уличного художника Никиты Nomerz - документальный фильм «В открытую» (2017), где зрителям представлены основные периоды
становления культуры стрит-арта на материале интервью самых известных граффитистов России.
Проблема исследования. Феномен стрит-арта является предметом изучения многих исследователей из разных областей. Интерес к изучению сохраняется, так как не решена проблема определения принадлежности произведений стрит-арта к искусству в целом, а также того, почему возникло такое направление, какую задачу оно на себя берет, можно ли понять язык граффитистов. Проблема доступности стрит-арта порождает другие вопросы - о том, что такое стрит-арт в России, что можно назвать уличным искусством, а что считается вандализмом, и нужен ли вообще стрит-арт в России. Все эти и другие вопросы говорят о том, что феномен российского стрит-арта недостаточно изучен и определен, в том время как в других странах стрит-арт стал культурой и плотно вошёл в жизнь городов, в России этот вопрос все еще остается открытым.
Объектом исследования являются современные тенденции российского стрит-арта.
Предметом исследования выступают произведения сибирских уличных художников.
Цель: изучить историю развития культуры стрит-арта в России, в Сибири, в частности, выявить основные тенденции российского стрит-арта на анализе ключевых работ сибирских уличных художников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «уличное искусство» или «стрит-арт»;
2. Выявить истоки развития стрит-арта в России;
3. Изучить творчество основных российских представителей уличного искусства;
4. Провести анализ произведений-репрезентантов стрит-арта в Сибири;
Методологические основы исследования. Выбор методологии обусловлен особенностью объекта и предмета исследования. Таким образом, в исследовании был применен философско-искусствоведческий метод, инструментами которого выступают общенаучные методы познания: наблюдение, измерение, формализация, идеализация, аналогия, экстраполяция, анализ, синтез, дедукция, индукция, интерпретация). Механизм применения метода подробно описан в работе искусствоведа Жуковского Владимира Ильича.
Гипотеза. Предполагается, что стрит-арт в России не настолько развит, как в европейских странах, и его содержание носит более политический характер. Тем не менее, вероятно, к основным тенденциям современного стрит-арта в России следует отнести иногда сохраняющуюся анонимность авторов, которые своими произведениям письменного содержания отображают отношения к событиям, происходящим в стране. Стрит-арт в России популяризируется за счет проведения различных фестивалей уличного искусства, где, в основном, происходит знакомство с начинающими художниками. Что касается сибирского стрит-арта, то его представители отражают темы, связанные с их регионами, такие как бережное отношение к природе, вопрос идентификации жителей через форму обращения «Я - сибиряк!». Намечается тенденция отхода от привычных канонов граффити и формирования самобытного сибирского стрит-арта. В стране реализуются проекты, которые представляют граффити как качественное легальное городское искусство, но в то же время сохраняется тенденция к нелегальному, а иногда и вандализму.
Апробация результатов исследования. Данное исследование может быть полезно в качестве дополнения к теоретической базе знаний о природе уличного искусства вообще, России, и Сибири, в частности. Также результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнительного источника информации по истории и теории искусства в таких дисциплинах как: «История мирового искусства», «Культурология», «Дизайн», «Urban Studies».
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, теоретической части, включающей два параграфа, практической части, включающей анализ произведений в четырех параграфах, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования можно заключить, что уличное искусство больше связано с взаимодействием с аудиторией на улице и с большими массами людей. Что касается граффити, то это не столько общение с массами, сколько общение с разными граффити-командами, это их внутренний язык. Отмечается, что большинство таких граффити трудно прочитать обычному жителю, поэтому оно действительно является частью культуры, которая понимает эти надписи и тоже их делает. В этом смысле уличное искусство гораздо более открыто - это открытое общество. Уличное искусство выступает под-жанром граффити и многие граффитисты не любят его, считая, что смешивать два эти понятия нельзя.
Одна из основных причин для проведения различия между уличным искусством и граффити заключается в том, что граффити имеет довольно плохую общественную репутацию. Граффитисты, как правило, об этом не беспокоятся, в то время как уличные художники часто больше озабочены внешним восприятием и ответной реакцией. Здесь мы видим начало процесса разделения. Это разделение стало включать в себя несколько определяющих факторов, в том числе различия в технике, различия в мотивации, аудитории, а также значительные различия в том, как действительно проявляются отдельные жанры. Уличное искусство и граффити могут быть очень схожими явлениями, происходящими из одного места, но они различаются по форме, функции и, самое главное, намерению.
Движение граффити с середины 1960-х годов имело переломные моменты, но все еще привлекало мир искусства того времени. Несмотря на свою популярность, эта явление никогда не было полностью осмыслено теоретиками искусства, но теперь концепции граффити становятся понятны.
Тем не менее, концептуальная вселенная, в которой существуют граффити, настолько велика, что может вмещать в свои границы множество разных идей, стилей и движений. Именно по этой причине граффити имеет возможность одновременно быть и искусством и не искусством. Искусство граффити состоит в том, что это практические навыки, через которые художники посвящали в свою жизнь, совершенствуя определенный стиль письма. Тот факт, что граффити не имеет реальной цели, кроме его собственного существования, также укрепит мнение о том, что это одна из форм солипсизма. Многие теоретики считают, что искусство должно быть бесконечно непрактичным, и граффити, безусловно, таково. Другая сторона этого аргумента, однако, заключается в том, что многие граффитисты (тэггеры) не хотят считаться художниками. Их миссия - уничтожать, вторить беспорядок, разрушать, провоцировать, для них граффити - «искусство наступления».
Граффити очень хорошо вписывается в идею разрушения как формы творчества - анти-искусства. Несмотря на все его разрушительные тенденции, граффити воспринимается его представителями как эстетичная форма вандализма. В условиях это искусственной эстетики граффитисты проводят годы, практикуя и культивируя свои персонализированные алфавиты, прежде всего, чтобы писать одно и то же слово снова и снова.
Граффити - это код. Граффити не так просто расшифровать, если зритель не из мира художников, граффитистов. Весь смысл граффити сводится к кодированию своего имени в уникальном стиле, который не так много людей может расшифровать. У уличного искусства же нет такого скрытого кода; нет скрытых сообщений - там зачастую отсутствует тайна, произведения либо сообщает какую-то информацию и выходит на диалог со зрителем, либо нет.
Уличное искусство часто отражает место, где его произведение было установлено, тогда как граффити является представителем более стандартизированного универсального языка, который был заложен на раннем этапе. Нельзя не выделить еще одну особенность стрит-арта - произведения могут быть представлены в очень эмоциональных местах.
Граффити часто выглядит очень похоже, независимо от того, где он находится в мире. В настоящее время правила разрушаются, а стрит-арт и граффити являются перекрестными явлениями, все больше открывая жанры в новых направлениях. Еще одна причина эстетического сходства граффити во всем мире заключается в том, что он также в значительной степени регулируется используемыми материалами - аэрозольная краска и маркерные ручки легко поддаются определенной эстетике. Можно также утверждать, что уличное искусство отражает политические взгляды и творческие желания создателя, и в каждой стране они разные, отличаются по районам и регионам. Подобно тому, как искусство в музеях является отражением созданных им культур, уличное искусство раскрывает скрытый нарратив того, кто его создает. То, что разделяет граффити и уличное искусство, заложено в принципе «присвоения» - создание собственного города, захват пространства. С точки зрения мотивации, граффити отличается от уличного искусства тем, что последнее менее разрушительно и бунтарно по природе.
Что касается современного состояния российского стрит-арта, то его можно определить как процесс поиска и развития в виде арт-практик. В целом можно утверждать, что тенденция к политическому стрит-арту сохранилась - это во многом связано с тем, что Россия является местом напряжения, столкновения интересов. Важную роль играет общественное сознание, гражданская позиция, менталитет, ценности и нормы.
В ходе исследования были сделаны промежуточные выводы, которые позволяют заключить, что на этапе современности стрит-арта частично проходит путь отделения от мировой традиции уличного искусства. Связано это, прежде всего с политической и географической отделенностью и отдаленностью страны, с ее масштабами и климатом.
При изучении развития стрит-арта в Росси нельзя не отметить тот факт, что пришедшая субкультура хип-хопа вместе с граффити завоевала высокую популярность, но темпы ее развития были медленнее, чем в Америке и Европе, что и сказалось на дальнейшем выделении собственного стиля уличных художников.
Исследуемый период были именно тем промежутком времени, в течении которого ситуация заметно менялась: райтеры осваивали новые формы украшения уличной среды. В общей волне художественного поиска упускалось важное: некоторые начинающие уличные художники, получив свободу самовыражения, не смогли найти идею, которую бы они вложили в свое творчество. Итогом этого стало возникновение псевдо-искусства, псевдо-стрит-арта, псевдо-граффити, которое не несло смысла и не решало коммуникативную задачу.
Отсюда следует перейти к выделению основных тенденций развития российского стрит-арта:
Во-первых, в России продолжает сохраняться разделение на качественный стрит-арт, граффити, тэги, бомбинг. Причем такое разделение носит скорее относительный характер, так как основные оценки этим рисункам дают жители, тоже разделенные на взрослое поколение и молодежь. Главным критерием оценки уличных произведений в России является принцип «красиво/ некрасиво, цепляет внимание/ не цепляет, заставляет задуматься/ не заставляет» и др.
Во-вторых, продолжая первое положение, российский стрит-арт представляет собой конкретные имена уличных художников, которые в свою очередь, являются представителем каждого жанра уличного искусства и граффити. Сами художники являются индивидуальными личностями, которые часто не могут сами определить тенденции развития стрит-арта в России, так как не стремятся его развивать, а двигаются только в своем направлении. Но находятся и те, кто возлагает все надежды на стрит-арта как самого эффективного способа изменить городскую жизнь, сделать ее намного проще и комфортнее. Отсюда и нарастающая тенденция проникновения в город, осваивание его территории, стен, пространства, не только в центральных районах, но и других областях и регионах.
В-третьих, тенденция, которая вытекает из предыдущей, напрямую обращена к сибирскому стрит-арту, который в последнее время только набирает свою популярность, выделяются отдельные представители, имена которых становятся известны в Москве и Санкт-Петербурге. Это означает, что сибирский стрит-арт как феномен современной культуры не до конца изучен и по большей степени все еще самобытен. Вливаясь в общий поток всемирного распространения культуры стрит-арта, сибирские художники так же проходят путь от первых проб в виде тэгов, бомбинга (если он возможен, так как сейчас в России этот вид особо преследуется и сразу наказывается), далее граффити и затем, возможным преобразованием в качественный стрит- арт. Опять же, особую тенденцию развития российского стрит-арта выделить довольно сложно, так как из-за протяженности страны и не близким расположением городов, эта явление особо популяризируется в крупных городах. Следовательно, право выбора остается за каждым, и далеко не все тэггеры приходят в мир настоящего стрит-арта, оставаясь на уровне уличного искусства, близкому к вандализму.
В-четвертых, все больше замечается тенденция ухода стрит-артщиков и граффитистов в другие схожие сферы, такие как дизайн и урбанистика. Достигнув определенного профессионального и художественного уровня, имея большой опыт рисования в условиях городской среды, художники переходят на более высокий уровень преобразования городской среды, делая стрит-арт прикладным явлением. Некоторые произведения этих художников продаются, выступают украшением интерьера и т. д.
Помимо этого, важной тенденцией развития современного российского стрит-арта является существование большого стрит-арт, граффити сообщества по всей стране. Объединенные одним интересом, уличные художники часто делают совместные произведения, что характерно для центрального региона. Что касается Сибири, то здесь отмечается очень интересная особенность: художники не только работают вместе, но и не сговариваясь заранее, вмешиваются в произведения друг друга. Пример этому можно наблюдать у вышеупомянутого Александра Закирова и Ленивого пса из Красноярска. Удивительно, что такое внедрение не является актом протеста или способом уничтожения, перекрытия одним рисунком другого. Наоборот, такой ход оказывает больший эффект вовлеченности в городскую жизнь, где другой художник с уважением относится к другому художнику и часто относится с юмором, когда дополняет произведения каким-то своими элементами. Очень часть художники подрисовывают персонажей, как это делает Ленивый пес, подрисовывая этого самого пса около чайника, нарисованного неизвестным граффитистом; или помещают текстовые послания, которые вместе образуют единый образ и произведение обретает больший смысл и имеет послание. Такое развитие в целом идет только на пользу популяризации уличного искусства и поддержание его хорошей репутации.
Современное развитие российского стрит-арта предполагает процесс его институционализации посредством проведения фестивалей и организации мастер-классов и лекции. Это еще одна важная тенденция, которая влияет на роль стрит-арта в современной культуре. Политика фестивалей может разниться, но неизменным остается одно - популяризировать уличное искусство, вывести его на новый уровень и с его помощью культурно образовывать молодое поколение, давать им стимул преобразовывать городскую среду, делать ее лучше и интереснее. Несмотря на бурное процветание фестивального направления, не все художники расценивают это как положительное явление, указывая на то, что истинная природа стрит-арта заключается в его независимости, авантюризме, недостижимости, свободы проявления. Фестивали же, как правило, сконцентрированы на одной тематике, например, пропаганде здорового образа жизни и др., что не дает в полной мере раскрыться художникам, помещая их в творческие рамки. В конечном счете, у фестивалей есть свои сторонники, которые рассматривают их как единственный способ заявить о себе, другие же не видят в них никакой социальной актуальности, ссылаясь на то, что благодаря фестивалям граффити и стрит-арт теряет свой облик и возвращается к устаревшим канонам. Стрит-арт будет жив только тогда, когда не будет никому подчинен. Также отметим, что большинство перечисленных в исследовании фестивалей проводятся в Сибири - именно в наследуемом месте России, для того чтобы закрепить эту культуру в отдаленных территориях, делая ставки на то, что сибирский стрит-арт имеют тенденцию восхваления сибирских ценностей, природы, людей. Безусловно, такая тенденция присутствует, но нельзя сказать, что она основополагающая. Выделить конкретные темы, поднимаемые российским стрит-артом до конца нельзя, так как каждый художник сам для себя определяет важные ему темы, которые оно хочет вынести на поверхность. Более того, изучив работы сибирских художников, можно утверждать, что сибирское уличное искусство менее провокационно, иногда она вообще отсутствует. Сибирский стрит-арт намного добрее стрит-арта Центрального региона, он не так агрессивен.
Подводя итог, стоит указать, что гипотеза исследования была частично подтверждена. Стрит-арт действительно является наиболее популярным и доступным способом взаимодействия с социумом. Российский стрит-арт представляет собой пространство поиска визуальных решений, экспериментов и сосредоточен в основных городах страны. Выявить определённый стиль стрит-арта затруднительно, так как каждый представитель двигается в своем направлении, что и указывает на уникальность уличного искусства в России. Поэтому, что будет дальше со стрит-артом в России, никто точно сказать не может, но интерес к его развитию и выделению его закономерностей с каждым днем возрастает.
Что касается сибирского стрит-арта, то на основе анализа можно заключить, стрит-арт в этой части России частично подвергается общероссийским тенденциям. Однако большая часть сибирского стрит-арт самобытна и развивается по собственным траекториям. Можно утверждать, что, сибирские художники не ставят перед собой цель сравнения с коллегами из Москвы, так как считают, что темы для изображения в целом разнятся. Сибирскому стрит-арту интересен сам поиск вдохновения, который часто опирается на исконно сибирские мотивы, такие как природа, животные, бережное отношение к сибирской красоте вокруг, доброта и открытость сибирских людей, их сила и ценности. Однако в то же время нельзя сказать, что это единственные темы изображения. Выявить тенденцию сибирского стрит-арта довольно трудно, каждый художник все еще находится в творческом поиске, поэтому некоторые обращаются к абстракционизму, другие активно оперируют сибирскими стереотипами.
Сибирский стрит-арт, безусловно, вписывается в общее российское уличное искусство, нельзя отказываться от того факта, что многие сибирские граффитисты сейчас приглашаются в столицу для работы над большими культурными проектами. Своими интересными поисками сибирский стрит- арт все больше привлекает к себе внимание, сибирские художники не проигрывают художникам и з других регионов страны - все это формирует общее представлении об уличном искусстве в России.



1. Абрамов Р. Политические граффити в России 1990-х гг.: опыт ретроспективного анализа // Вестник Удмуртского университета. 2013 № 4 С. 25—33.
2. Акунина Ю. А. Арт-активизм как актуальная форма протеста: социокультурный анализ // Вестник МГУКИ. - М., 2014. - №1(57). - С. 79-85.
3. Андреев В. К. Доминанты молодежных субкультур в языковом отображении: граффити // Вестник НовГУ. 2009. №54. - С. 4-7.
4. Андреев В. К. Язык русского граффити английский или русский? // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2010. №1-11. - С. 80-85.
5. Белкин А. И. Изучение идентичности авторов граффити // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №2-6. - С. 1358-1363.
6. Белкин Антон Игоревич Герменевтическое понимание в коммуникации авторов граффити // Сибирский педагогический журнал. 2008. №15. - С. 361-369.
7. Белкин Антон Игоревич Феномен граффити: психологические аспекты // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2009. №2-1. - С. 291-299.
8. Биттер Маргарита Владимировна Фестиваль уличного искусства и граффити «Стенограффия» как форма репрезентации современного искусства // Человек в мире культуры. 2016. №2. - С. 18-22.
9. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.
10. Бондарева Н.О., Попова И.С. Гармонизация архитектурного пространства города Челябинска посредством граффити // Вестник СМУС74. 2015. №4 (11). - С. 66-69.
11. Бурлина Е.Я. Трансдисциплинарность города и «городские вариации» // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 3. С. 9-19.
12. Витюк Екатерина Юрьевна Городская среда как арт-объект // Вести. Том. гос. ун-та. 2012. №364. - С. 43-48.
13. Голынко-Вольфсон Д. Стрит-арт: теория и практика обживания уличной среды // Художественный журнал. 2011. № 81 [Электронный ресурс]. URL: http:// moscowartmagazine.com/issue/16/article/225
14. Дубинкина Е. А., Азаренко Л. С. Разработка концепции фестиваля уличных искусств как инструмента повышения привлекательности современного города. - Международный электронный научный журнал. - 2016. - № 6(11). - 136-144 с.
15. Евдокимова Елена Александровна, Янковская Юлия Сергеевна Феномен граффити: генезис, перспективы, влияние на современное искусство и архитектуру // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. №4. - С. 65-69.
16. Егорова А. А. Коммуникативные стратегии стрит-арт (на примере практик екатеринбургских художников) / А. А. Егорова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2016. — № 1 (147). — С. 127-137.
17. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства / В. И. Жуковский. - СПб. : Алетейя, 2011. - 496 с. + ил.
18. Заславская А. Ю., Серова М. М. Стрит-арт или искусство уличных интервенций // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. - Самара, 2012. - №1. - С. 11-16.
19. Кирсанова Екатерина Анатольевна Социально-философский анализ концепций стрит-арта: генезис и подходы к определению феномена // Вести. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. №38. - С. 121-129.
20. Кобыща Варвара Викторовна Конфликты вокруг культурных объектов: подходы к исследованию и их проблематизация (на примере граффити) // Мониторинг. 2015. №6 (130). - С. 170-184.
21. Колосов Андрей Сергеевич История граффити движения и его современные российские особенности // Вестник славянских культур. 2012. №XXV. - С. 45-49.
22. Кондренкова Валерия Игоревна Между властью и протестом: граффити- фестивали в коммуникативном пространства города // Огарёв-Online. 2014. №17 (31). - С. 1-7.
23. Костина Д. А. Визуальные практики в городском пространстве: стратегии
функционирования и тактики освоения / Д. А. Костина, Е. В. Южакова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2013. — № 1 (110). — С. 141-148.
24. Кропотов Сергей Леонидович Аллегории в эпоху экономимезиса: об истоках непаноптической иконографии стрит-арта // Международный журнал исследований культуры. 2011. №4 (5). - С. 122-135.
25. Крылов С. Н. К вопросу формирования стрит-арта как направления в искусстве // Санкт-Петербургский государственный ходожественно- промышленная академия имени А. Л. Шпиглица. - СпБ. - С. 1-9.
26. Кудряшов И. С. Стрит-арт как феномен современной культуры: проблема генезиса и семиотические особенности сообщения // Критика и семиотика. - Новосибирск, 2014. - №2. - С. 220-233.
27. Кузнецова Елена Петровна, Сосновских Любовь Васильевна Граффити вчера, сегодня, завтра // Вестник ПНИПУ. Строительство и архитектура. 2013. №1. - С. 162-167.
28. Кузовенкова Юлия Александровна Диалектика музея и улицы сквозь призму становления стрит-артиста // Международный журнал исследований культуры. 2016. №3 (24). - С. 58-67.
29. Кузовенкова Юлия Александровна Хронотоп города в субкультурных уличных арт-практик: на материалах граффити и стрит-арта в Самаре // Аспирантский вестник Поволжья. 2013. № 3-4. - С. 31-37.
30. Маисеева Елизавета Владимировна Граффити провинциального города (коммуникативный подход) // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. №1. - С. 41-46.
31. Мальбранш Клоэ Метафизика настенного искусства // Известия ВГПУ.2011. №3. - С. 33-36.
32. Медведева О. П. Искусство граффити / Серия «Стильные штучки». - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 80 с., илл.
33. Михайлов Сергей Михайлович, Хафизов Рафик Ришатович Стрит-арт как вид суперграфики в дизайне современного города // Вестник ОГУ. 2014. №5 (166). - С. 106-111.
34. Москвина Альбина Ренатовна Искусство граффити в Татарстане: к вопросу о терминологии, бытовании и тенденциях развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. №2 (76). - С. 144-148.
35. Новичков Николай Владимирович Городское искусство и предназначение современного города // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. №4.- С. 29-37.
36. Паксина Е. Б. Социокультурные функции фестиваля искусств [Электронный ресурс] / Е. Б. Паксина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - Режим доступа: http://goo.gl/x52r3t
37. Пенетова Е.В. Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм? // Вестник Прикамского социального института. 2016. №2 (74). - С. 89-92.
38. Поносов И. Искусство и город: Граффити, уличное искусство, активизм. - М.: Игорь Поносов, 2016. - 208 с., ил.
39. Поносов И., Андрей Целуйко «Objects book» - М.: Издательство «Индексмаркет. - 2005-2009
40. Самутина Н. Не только Бэнкси: стрит-арт в контексте современной городской культуры [Электронный ресурс] / Н. Самутина, О. Запорожец, В. Кобыща // Журнальный зал. - Режим доступа: http://goo.gl/MuO1Sr
41. Самутина Н., Запорожец О. Стрит-арт и город // Laboratorium: Журнал социальных исследований. 2015. № 2. С. 5-7.
42. Самутина Н., Запорожец О., Кобыща В. Не только Бэнкси: стрит-арт в контексте современной городской культуры // Неприкосновенный запас.2012. № 86 (6). С. 221-244.
43. Сербино Мауро, Панчи Марко, Карпава Алена Молодежь и насилие: «Уличное искусство» как метод разрешения конфликтов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2015. №4. - С. 60-67.
44. Сергеев С. «Перформанс в России: Картография истории»: краткий гид по выставке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vozduh.afisha.ru
45. Скорик Анастасия Владимировна Граффити как субкультура вызова и протеста // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2016. №1 (21). - С. 63-69.
46. Стили граффити и его виды [Электронный ресурс]: Молодежный сайт. - Режим доступа: https://caitik.ru/1155-style-graffiti.html
47. Столяров Александр Андреевич Практики современного искусства в российских уличных протестах // Политическая лингвистика. 2014. №2. - С. 180-184.
48. Ткачёв Валентин Никитович Граффити в современном городе // Вестник МГСУ. 2013. №4. - С. 14-21).
49. Тылик Артём Юрьевич Герменевтика граффити: Нью-Йоркский «Бомбинг» // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. №1. -С. 232-240.
50. Тылик Артем Юрьевич Диалоговые стратегии в современном уличном искусстве // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №3. - С. 91-97.
51. Уличное искусство: стенсилы [Электронный ресурс]: - Режим доступа: www.interfax.by/article/33818
52. Форрестер Дж. Динамика развития города / Дж Форрестер; пер. с англ. под ред. М. Орлова. - Москва: Прогресс, 1974. - 286 с.
53. Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н. А. Хренов. - Москва: Наука, 1981. - 304 с.
54. Чистякова Марина Георгиевна Измени пространство измени жизнь: социально-антропологические контексты стрит-арта // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2013. №10. - С. 168-173.
55. Чистякова Марина Георгиевна Стрит-арт в контексте вызовов современности // Известия АлтГУ. 2011. №2-1. - С. 210-213.
56. Шехтер Т. Е. Искусство как реальность: очерки метафизики художественного / Т. Е. Шехтер. - Санкт-Петербург: Астерион, 2005. - 258 с.
57. Шубина Марина Михайловна, Горбаткова Анастасия Федоровна Граффити: способ коммуникации или вид современного искусства // Символ науки. 2017. №4. - С. 195-196.
58. Anna Waclawek «Graffiti and Street art» - Thames &Hudson. - 2011.
59. Brighenti, A. M. (2010). At the wall: Graffiti writers, urban territoriality, and the public domain. Space and Culture, 13(3), 315-332.
60. Carlo McCormick, Marc &Sara Schiller «Trespass: A History Of Uncommissioned Urban Art» - Tashen. - 2010.
61. Chaffee, L. Political Protest and Street Art: Popular Tools for Democratization in Hispanic Cultures. Westport, - 1993.
62. Christian, H. The Art Of Rebellion: The World Of Street Art. - USA. - Gingko Press, 2005.
63. Dickens, L. Pictures of walls? Producing, pricing and collecting the street art screen print. City, 2010. 14(1-2), 63- 81.
64. Dickenson, M. The making of space, race and place: New York city's war on graffiti, 1970 - the present. Critique of Anthropology, 2008. - 28(1), 27-45.
65. Katherine A. Bussard, Frazer Ward, Lydia Yee «Street Art, Street Life: From the 1950s to Now» - Bronx Museum of the Arts. - 2009.
66. Lachmann, R. Graffiti as career and ideology. The American Journal of Sociology, 1988. - 94(2), 229-250.
67. Ley D., Cybriwsky R. Urban graffiti as territorial markers // Annals of the
Association of American Geographers. 1974. No. 64 (4). P. 491-505.
68. Luca M. Visconti John F. Sherry, Jr. Stefania Borghini Laurel Anderson Street Art, Sweet Art? Reclaiming the “Public” in Public Place. - Journal of Consumer Research, Volume 37, Issue 3, 1 October 2010, Pages 511-529.
69. Patrick Nguyen, Stuart Mackenzie «Beyond the Street: The 100 Leading Figures in Urban Art» - Gestalten. - 2010.
70. Robert Klanten, Matthias Hubner «Urban Interventions: Personal Projects in Public Places» - Gestalten. - 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ