Введение
1 Теоретическое исследование технической подготовки гребцов - слаломистов 7
1.1 Общая характеристика техники гребли 7
1.2 Основные элементы гребли в гребном слаломе 16
1.3 Техника прохождения ворот 24
1.4 Бурная вода 35
2 Организация и методы исследования 40
2.1 Организация исследования 40
2.2 Методы исследования 40
3 Результаты исследования и их обсуждение 44
Заключение 48
Практические рекомендации 50
Список сокращений 52
Список использованных источников 53
Приложение А - Г
Несмотря на то, что с элементами гребного слалома люди сталкивались еще в далеком прошлом, развитие этого спорта в современном его виде начинается только в начале XX века в европейских странах, имеющих множество горных рек, - Германия, Австрия, Чехия, Словакия, Франция и др.
Популярность гребного слалома так быстро росла, что уже 1936 году международная федерация гребли на байдарках и каноэ приняла решение о создании международного комитета по слалому на байдарках и каноэ.
Первый официальный Мировой Чемпионат по гребному слалому был проведен Международной Федерацией Каноэ (ICF) на Швейцарской реке (Женева, 1949). А на сессии Международного Олимпийского комитета, которая проводилась в июне 1969 года, было принято решение о включении гребного слалома (четыре вида программы) в программу Мюнхенских олимпийских игр 1972 года. Затем последовал интервал двадцати лет прежде, чем спорт вновь появлялся в Играх, в Барселоне в 1992.
«Второе рождение» гребного слалома в нашей стране пришлось на начало 90-х годов прошлого века. К сожалению, до сих пор нет базового института, занимающегося вопросами гребного слалома.
Гребной слалом как спортивная дисциплина при ближайшем рассмотрении не относится ни к классическим циклическим (как академическая гребля и гребля на байдарках и каноэ), ни к игровым, ни к техническим видам спорта. Группу видов спорта, в которую входит гребной слалом, можно охарактеризовать, как «передвижение человека в непривычной для него среде, с элементами неожиданного риска» (вода - слалом, рафтинг и др.; горы - скалолазание, альпинизм и др.; воздух - параплан, кайтинг и др.; снег - фристайл, фрирайден и др.). Этот список можно продолжить.
Особенностью проведения соревнований по гребному слалому является различие уровней «сложности воды». Каждая трасса имеет свою скорость течения воды, свой угол уклона, свою плотность воды и наличие естественных или искусственных препятствий. К тому же степень сложности трассы определяется еще и сложностью установленной дистанции.
Актуальность исследования заключается в том, что достижение высоких спортивных результатов возможно лишь в том случае, если спортсмен наряду с оптимальным развитием физических и психических качеств обладает высокой технической подготовленностью. Многие специалисты считают её ведущей но, не смотря на это, как в СССР, так и в России разработано очень мало методической литературы по вопросам технической подготовки в гребном слаломе. Существуют и общие рекомендации, но опираясь на которые, к сожалению, не возможно в полной мере сформировать требуемые двигательные действия для успешного прохождения соревновательной дистанции.
Объект исследования: соревновательный процесс спортсменов, занимающихся гребным слаломом.
В теории и методике физической культуры и спорта под спортивной техникой (техникой вида спорта) принято понимать совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, с учетом требований соревновательной деятельности. Говоря о технической подготовке в гребном слаломе, мы подразумеваем овладение техникой управления лодкой на дистанции и техникой передвижения в бурной воде, которая осуществляется с помощью специальных управляющих гребков.
Предмет исследования: применение основных технических приемов в соревновательных условиях у ведущих спортсменов планеты.
Цель работы: изучить основные технические приемы в гребном слаломе, применяемые квалифицированными гребцами - слаломистами, и определить эффективность использования управляющих гребков у спортсменов, отличающихся по квалификации (занятым местам).
Гипотеза исследования: предполагалось, что гребцы - слаломисты, занимающие лидирующие позиции на международных соревнованиях используют минимальное количество управляющих гребков, в отличие от аутсайдеров, что позволяет им значительно улучшить свой спортивный результат.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно - методическую литературу основных технических приемов в гребном слаломе на гладкой и бурной воде, применяемых в настоящее время.
2. Провести сравнительный анализ основных технических приемов у гребцов различной квалификации, используемых в соревнованиях и определить процент использования ими управляющих гребков.
3. Доказать эффективность минимального использования управляющих гребков у гребцов - слаломистов.
4. Разработать практические рекомендации.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Беседа с главными тренерами основной сборной РФ по гребному слалому.
3. Анализ видеозаписей с чемпионата мира - 2017 года, проходившего во Франции.
4. Педагогическое наблюдение.
5. Метод математической статистики.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована тренерами и спортсменами в их практической деятельности.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В результате изучения литературных источников и бесед со специалистами было выявлено, что спортсмен слаломист должен знать и уметь выполнять 5 основных управляющих гребков: гребки вперед и назад, подтягивающий, дуговой, сталкивающий гребок. А также 2-3 варианта их выполнения. Гребки при прохождении соревновательной или тренировочной дистанции входят в состав комбинаций технических приемов, которых насчитывается более десятка. В результате проведенных исследований иллюстративно представлены и описаны основные технические гребки и приемы, используемые в тренировочной и соревновательной деятельности гребцами слаломистами.
2. При анализе видеозаписей выявлено, что даже у квалифицированных гребцов- слаломистов, выступающих на таких соревнованиях как, чемпионаты мира, имеются различия в количестве управляющих гребков, используемых при прохождении дистанции. Пример: лидеры финала чемпионата мира 2017 года во Франции, занимающие с 1по3 места, значительно отличаются по использованию технических приемов, от спортсменов, занявших 8-10 место. У лидеров в среднем на дистанции: подтягиваний-3,5% гребков, дуговых гребков-4,7%, гребков назад-1,1%, подруливания-4,7% гребков. Все эти управляющие гребки составляют 14,1 % от общего количества выполненных гребков. У полуфиналистов управляющих гребков: подтягиваний 7,8% гребков, дуговых гребков 7,8%, гребков назад 3,2%, подруливания 6,5% гребков. Управляющие гребки составляют 25,3% от общего количества выполненных гребков.
3. В ходе исследования мы доказали эффективность максимальной частоты гребка у спортсменов слаломистов на соревновательной трассе. Лидирующие гребцы выполняют в среднем 170 гребков на дистанции, что на 9,4% больше, чем гребцы в полуфинальных заездах, которые выполняют в среднем 154 гребка, что свидетельствует о более низком темпе гребли гребцов аутсайдеров по сравнению с лидерами. Из этого следует, что спортсмены, занявшие последние места тратят на 11,2% гребков больше на управление лодкой, чем лидер, что при более низком темпе гребли снижает скорость лодки. Кроме того, обработка результатов с помощью математикой статистики доказала значимость различий между финалистами и полуфиналистами.
4. Были разработаны практические рекомендации, данная работа может быть использована тренерами и спортсменами в их практической деятельности.
1. Архандеева, Л.В. Новые информационные технологии в подготовке спортсменов и тренеров/ Л.В. Архандеева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.- 2011. - № 2. - С. 16 - 18.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ТЗЗ студентов факультета физической культуры педагогических институтов по специальности 03.03 «Физическая культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвящение, 1990. - 287с.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c
4. Богданова, В.А., Чикишева Е.Г. Физическая и технико-тактическая подготовка гребцов-слаломистов на этапе спортивного совершенствования // Менеджмент качества физического воспитания студенческой молодежи: Материалы региональной научно-практической конференции. - 2008. - №1. - С. 190 - 194.
5. Володин, В.Н. Методика тренировки гребцов-слаломистов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2008. - №4. - С. 90 - 97.
6. Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ. История гребного спорта [Электронный ресурс]: Дата обращения 1.03.2018// kayak-canoe.- Режим доступа: http://www.kayak-canoe.ru/ru/
7. Гребной спорт: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В.Михайлова, А.Ф. Комаров, Е.В.Долгова, И.С.Епишев; под ред. Т.В.Михайловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400с.
8. Гребной спорт: учебник/ под ред.А.К. Чупруна. - М., 2007.-204с.
9. Губа, В. П. Теория и методика современных спортивных исследований: монографи / В. П. Губа, В. В.Маринич. - М.: Спорт, 2016. - 232 с.
10. Егоренко, Л.А. Теория и методика гребного спорта: организация и проведение соревнований/учебное пособие НГУ им.П.Ф.Лесгафта - СПб., 2014. - 88с.
11. Егоренко, Л.А. Организация и проведение соревнований в гребном спорте: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100,: доп. Федер. агентством по физ. культуре и спорту / Л.А. Егоренко; Гос. агентство РФ по физ. культуре, С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2006. - 93 с.
12. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельностив физической культуре и спорте : учебное пособие / Ю.Д. Железняк, П.К.Петров. - М.: Академия,2012. - 264 с
13. Живодров, С.А. Модель подготовки гребца-слаломиста высокой квалификации/ С.А. Живодров // Вестник спортивной науки. - 2008. - №7. - С. 49-51.
14. Живодров, С.А. Модель развития силовых способностей гребцов- слаломистов высокой квалификации /С.А. Живодров// Теория и практика физической культуры. - 2008. - №4. - С. 49
15. Живодров, С.А. Терминологическое обоснование гребного слалома/С.А. Живодров // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №2. - С. 60-62.
16. Иссурин, В.Б. Биомеханика гребли на байдарках и каноэ / В.Б. Иссурин. - М.:Физкультура и спорт, 1986. - 112 с.
17. Каякинг, водный туризм, сплав. Терминалогия спортивного туризма. [Электронный ресурс]: Дата обращения 1.03.2018// whitewater. - Режим доступа:www.whitewater.ru
18. Козловский, И.В. Гидробионика/ И.В. Козловский. - М.: Наука, 1973г. - 37с.
19. Коренберг, В.Б. Спортивная метрология: учебник / В.Б. Коренберг. - М.: Физическая культура, 2008. - 368 с.
20. Корженевский, А.Н. Влияние соревновательных нагрузок на организм высококвалифицированных гребцов-слаломистов / Рябиков Л.Ю., Слотина Ю.В. // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №7. - С. 40-43.
21. Королев, В.А. Гребной слалом: технические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и другим спортивно-технологическим средствам/ Верхало Ю.Н., Кузнецов В.А. - М.: Советский спорт, 2012. - 12 с.
22. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2010. - 464 с.
23. Лукьянинко, В.П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие / В.П. Лукьянинко. - М.: Советский спорт, 2003. - 224 с.
24. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
25. Неминущий, Г. П. История развития гребного спорта: учебное пособие/Г.П. Неминущий.- Ростов-на-Дону, 2015.- 204 с.
26. Петров М.Г., Егоренко Л.А., Шубин К.Ю., Андреева Е.А. Технико-тактическое моделирование соревновательных действий квалифицированных гребцов в трансформирующем и реализационном мезоциклах на заключительном этапе подготовке (ЗЭП) (статья) / Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско- преподавательского состава Национального Государственного университета физической культуры спорта и здоровья им.П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург за 2014 г. / СПб: НГУ им.П.Ф.Лесгафта. Санкт- Петербург, 2015. -С.36-37
27. Петров М.Г., Егоренко Л.А., Шубин К.Ю., Малик В.В. Возможности совершенствования подготовки гребцов высокой квалификации на заключительном этапе подготовки (ЗЭП) (статья)/ Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального Государственного университета физической культуры спорта и здоровья им.П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург за 2013 г. / СПб: НГУ им.П.Ф.Лесгафта. Санкт-Петербург, 2014. -С.72-74
28. Плеханова, Ю. А. Гребля на байдарках и каноэ: Энциклопедический справочник. - М.: ФиС, 2014
29. Прокопенко, О.В. Гребной слалом как спорт, связанный с проявлением риска // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы изического воспитания и спорта. - 2008. - №1. - С. 118-121.
30. Русак, Н.П. Пора возвращаться в лидеры/ Иванов О.В. - М.: 2010. -132с.
31. Спортивная библиотека. Водные виды спорта. [Электронный ресурс]: Дата обращения 3.03.2018//sportlib.- Режим дocтyпa:www.sportlib.ш
32. Стив Редгрейв Энциклопедия гребли - Москва, Изд-во Достоинство. 2014., -327с.
33. Столяров, В.И. Состояние и методологические основы разработки новой
теории физического воспитания: Монография. - Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2013. - 204 с.
34. Федерация гребного слалома России. Правила соревнований по гребному слалому [Электронный ресурс]: Дата обращения 1.06.2018// slalom.- Режим доступа: http://wwslalom.ru/doc/index.php?ID=5
35. Филиппов, В. Д. Создание образа движения у гребцов слаломистов. - Санкт-Петербург: Астрель, 1992. - 32с.
36. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2003. - 76 с.
37. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 12-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 480 с.
38. Хруцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: учебник / Т.Ю. Хруцевич. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 424 с.
39. Чупрун, А.К. Гребной спорт: Учебник для институтов физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 1987.- С.12-37.
40. Юрин, В.Е. Сольфеджио белой воды/ В.Е. Юрин. - М.: Восточная Книжная Компания, 1998. - 224с.
41. Andreas Crummer. Impressionen einer / Andreas Crummer. -Berlin: Wildfl u Btahrt, 1987. - P. 10-15.
42. Andreas Crummer. Impressionen einer/Andreas Crummer. -Berlin: Wildfl u Btahrt, 1987. - P. 9-14.
43. Crobes Ctewimmel. Kanu sport/ Crobes Ctewimmel. - Berlin:1981. -P. 6-9.
44. Crobes Ctewimmel. Ruppiner Sce/Crobes Ctewimmel. - Berlin:1981. - P. 6¬10.
45. Detlef Kruger. Kai Rogozinspki Abenteuer im Riesengelirge/ Detlef Kruger. - Berlin: 1986. - P.7-13.
46. Fur deer Ubusgsleiter. Kanu sport/ Fur deer Ubusgsleiter. - Berlin: -1989. - №3. - P.11-15.
47. Fur deer Ubusgsleiter. Sicherneit aut Boddenge wasserh und groben Scen/ Fur deer Ubusgsleiter. - Berlin:- 1989. - P.32-33.
48. Lehrgong Ohneleergang. Kanu sport/ Lehrgong Ohneleergang. - Berlin: 1980. - P.11-15.
49. Manfred Figura. Kanu sport/ Manfred Figura. - Berlin: 1979. - №1.-P. 15.
50. Meins Kuhnsch. Kanu sport/ Meins Kuhnsch. - Berlin: 1979. - №3. - P. 12.
51. Meins Kuhnsch. Kanu sport/ Meins Kuhnsch. - Berlin: 1979.- №4. -P. 11-13.
52. Peter Weichard. Kanu sport/ Peter Weichard. - Berlin: 1987.- №5.- P. 5-9
53. Peter Weichard. Kanu-Touristen heben ihre Psgcholoyie/ Peter Weichard. - Berlin: 1986.- P. 5-10.
54. Scott Shipley. Every Crushing Stroke/ Scott Shipley. - V.: 2002. - C.23-25
55. Seliger V. Physiol. Fetness/ Seliger V.- Praha: 1933.- P.26