Введение
1 Теоретическая часть. Малое и среднее предпринимательство и
инструменты их поддержки 11
1.1 Малые и средние предприятия и их место в экономике страны 11
1.2 Государственная поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации 18
1.3 Подход к оценке эффективности государственной поддержке малого
и среднего предпринимательства 26
2 Аналитическая часть. Анализ эффективности государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства 33
2.1 Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе
Абакане 33
2.2 Оценка современного состояния малого и среднего бизнеса в
городе Абакане 39
2.3 Методика оценки эффективности поддержке малого и среднего предпринимательства 47
3 Проектная часть. Разработка рекомендаций для повышения
эффективности мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Абакане 53
3.1 Мероприятия развития малого и среднего предпринимательства
города Абакана 53
3.2 Оценка эффективности реализации предложенных мероприятий 65
Заключение 69
Список используемых источников 72
Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной политики по формированию современной экономики.
Малый бизнес обладает нераскрытым потенциалом и может сыграть существенную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития общества, а вовлечение в предпринимательскую деятельность населения имеет неоспоримые для локальной экономики преимущества, выражающиеся в генерировании рабочих мест, развитии производства, торговли и оказания услуг.
В связи с этим создание благоприятствующих условий, является важным направлением работы органов государственной власти и местного самоуправления.
Деятельность малого и среднего предпринимательства в регионах страны, при существующей неравномерности их развития, осуществляется в соответствии с приоритетами исходя из ресурсов и специфики местных рынков.
Благодаря своим преимуществам в сравнении с крупными предприятиями малый бизнес, в случае созданий условий для его функционирования, в состоянии решать такие актуальные экономические и социальные задачи, стоящие перед государством, как рациональное использование рабочей силы, снижение уровня безработицы, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, освоение новых технологий, увеличения налоговой базы.
Изменение ситуации в российской экономике, в частности в акцентировании внимания в сфере малого и среднего предпринимательства, привело к развитию законодательства в этой области. С 2007 года действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы.
Актуальность данной работы заключается в том, что возможности малого бизнеса пока еще используются не на полную мощность, и существуют объективные проблемы для его полноценного развития.
Для решения данных проблем на федеральном уровне принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, которая является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. Проблемы развития малого бизнеса в России - это проблемы прежде всего внутренние. Однако ситуация по переориентации экономики на внутренние источники фондирования.
Цель выпускной квалификационной работы: на основе изучения теоретических источников, анализа показателей деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства и результатов оказанной поддержки оценить эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства и разработать предложения по формированию эффективных форм поддержки и стимулирования деятельности на муниципальном уровне.
Объектом исследования выступают организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне (Некоммерческая организация «Муниципальный фонд развития предпринимательства» и Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана).
Предметом исследования в работе является развитие субъектов малого предпринимательства и регулирование их деятельности со стороны государства.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:
1) Оценить состояние малого и среднего предпринимательства.
2) Проанализировать показатели деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства и результатов оказанной поддержки в регионе.
3) Исследовать эффективные формы поддержки и инструменты, позволяющие напрямую стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства.
Малое предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики. Ее развитие означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активной части населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов.
Республика Хакасия является одним из наиболее благоприятных регионов для развития бизнеса и создания инновационных идей. Здесь сосредоточено большое количество малых предприятий. На фоне Российской Федерации в целом и ближайших соседей, республика Хакасия выглядит очень достойно. И ресурсов для развития бизнеса в регионе достаточно. Но проблем для предпринимателей здесь немало, как и в других регионах, и имеющиеся ресурсы используются неэффективно. Предприниматели вынуждены самостоятельно развивать бизнес, надеясь только на собственные силы. Государство и органы власти региона не могут обеспечить предпринимателям достойной финансовой и технической поддержки. Решить данные проблемы возможно с помощью предложенных рекомендаций.
Пока лишь совсем небольшая часть предпринимателей может получить помощь. Остальные же вынуждены собственными средствами справляться с трудностями. Необходимо развивать и создавать инфраструктуру для благоприятного развития малого бизнеса. Поскольку малый бизнес не может и не имеет возможности создать ее самостоятельно.
Вопрос устойчивого развития и поддержка государством малого бизнеса, являющегося основанием для формирования конкурентной среды, важны для достижения значимых социально-экономических эффектов в регионах: улучшения качества жизни населения, насыщения рынков товарами и услугами, обеспечения занятости и рост числа экономически активного населения, налоговые поступления в бюджеты. В развитии малого бизнеса значимую роль имеют муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Существующая система поддержки МФРП малого бизнеса региона ориентирована на поддержку предпринимательства вне зависимости от вида их деятельности. Современная объективная ситуация сокращения финансирования фондом направлений поддержки и его переориентация на поддержку адресную открывает возможности сбалансирования интересов государства и бизнеса, что, на наш взгляд, позволит удовлетворить потребности бизнеса региона в определенных видах целевых программ.
Так, в реализуемых направлениях поддержки наблюдается высокая заинтересованность предпринимательского сообщества региона. Однако отмеченная в работе необходимость сокращения финансовой поддержки не соответствует ожиданиям предпринимательской среды и современному состоянию развития данного сектора экономики, его влиянию на уровень занятости населения, социально-экономического эффекта значимости малого бизнеса.
С другой стороны, сложившаяся ситуация приводит к пониманию необходимости введения адресной поддержки успешных предпринимателей, позволяющей иметь больший эффект. Актуален вопрос оценки эффективности данных мер, так как проблема поиска эффективных форм поддержки и инструментов позволит напрямую стимулировать бизнес- сообщество региона.
Не менее финансовых программ поддержки для деятельности субъектов МСП важен механизм стратегии поддержки на основании экономического эффекта деятельности успешных предпринимателей (адресная поддержка с учетом приоритетности программ поддержки). В этом случае необходим мониторинг результативности использования вложенных средств для системы поддержки успешных бизнесструктур региона. Критериями мониторинга могут служить выездные проверки на объекты субъектов МСП, получивших инвестиции, уровень возвратности полученных заёмных средств, итоги реализации бизнес-планов, внедряемые инновации и др. Данные предложения могут явиться основанием для подготовки рекомендаций по оптимизации механизмов поддержки МСП, а также быть использованы для дальнейших исследований в указанном направлении.
1. Ершов М. Механизмы роста российской экономики в условиях обострения финансовых проблем в мире // Вопросы экономики. - 2016. - № 12. - С. 5-25.
2. Абдурасулова Дж. Поддержка инновационной деятельности малого и среднего бизнеса: мировой опыт и корейская специфика // Экономист. - 2017. - № 1. - С. 85-95
3. Фельдман М. А., Чепчугова К. П. Проблемы эффективности государственной поддержки предпринимательства на региональном уровне (на примере взаимодействия Министерства инвестиций и развития Свердловской области с Фондом поддержки предпринимательства в сфере развития и поддержки малого и среднего бизнеса) // Управленческое консультирование. - 2016. - № 10. - С. 154-161.
4. Калугина Д. А., Климова Г. Г. Государственная поддержка предпринимательства и социального предпринимательства как путь преодоления проблемы социального неравенства // Вопросы политологии и социологии. - 2013. - № 5. - С. 29-41.
5. Быкова Н. В. Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - Т. 6. Экономика. - № 4. - С. 107-115.