РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА БЕРЁЗОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
|
Введение
1 Особенности социокультурного пространства 12
1.1 Общая характеристика понятия «социокультурное пространство» 12
1.2. Особенности формирования социокультурного пространства в
Берёзовском районе Красноярского края 19
2 Дополнительное образование как сфера формирования социокультурного
пространства 28
2.1 Специфические особенности дополнительного образования 28
2.2 Роль «дополнительного образования в Берёзовском районе
Красноярского края 35
2.3 Проект «Воплощение русского фольклора в произведениях классического
искусства» 48
Заключение 62
Список использованных источников
Приложение А-М
1 Особенности социокультурного пространства 12
1.1 Общая характеристика понятия «социокультурное пространство» 12
1.2. Особенности формирования социокультурного пространства в
Берёзовском районе Красноярского края 19
2 Дополнительное образование как сфера формирования социокультурного
пространства 28
2.1 Специфические особенности дополнительного образования 28
2.2 Роль «дополнительного образования в Берёзовском районе
Красноярского края 35
2.3 Проект «Воплощение русского фольклора в произведениях классического
искусства» 48
Заключение 62
Список использованных источников
Приложение А-М
Исследования социокультурного пространства, его структура, а также специфика и перспектива развития, определена фундаментальными теоретическими вопросами академических наук, так и задачами, выдвигаемыми конкретно-научным анализом современных социокультурных процессов и практик. Социально-философский подход интегрирует важнейшие процессы трансформации современного общества и культуры на данном этапе. Эти процессы связаны с такими явлениями, как глобализация, транснационализм, информатизация, визуализация, виртуализация. С точки зрения социальной философии, одним из наиболее значительных последствий данных процессов является актуализация проблемы сохранения социокультурной идентичности, как между сёлами, из которых состоит Берёзовский район, так и людьми, их населяющими.
Социокультурное пространство района и его градообразующей основы, происходит как под влиянием внешней среды, так и под влиянием внутренних закономерностей развития самого района. Сегодня мы понимаем, что эффективность современного дополнительного образования в России — это создание условий и оказании услуг для развития и становления ребенка как
личности, от этого зависит и социокультурное пространство, в котором осуществляется целостный воспитательный, творческий дополнительного образования, в которой ребенок мог бы обращаться к высоким художественно-нравственным и эстетическим образцам мирового искусства, а также в общении и взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.
В рамках традиционных подходов в философии, культурологии, культуры и социологии основной характеристикой культуры района выступает категория времени, подчеркивающая ее изменчивость, подвижность. Однако многомерность культуры не может быть определена исключительно в темпоральных характеристиках. Немаловажен анализ района культуры с точки зрения ее пространственных характеристик. Собственно пространственная парадигма позволяет увидеть культуру и социум как системное единство, обладающее особой структурой, определенными элементами однородности и, одновременно, - многомерности.
В контексте решения поставленной задачи представляется продуктивной разработка ценностно-символического аспекта социокультурного пространства района, а также выявление его структурных элементов, их сущности и феноменологии. Это позволит расширить методологическую базу исследования и выработать принципы, которые смогут успешно реализовываться в дополнительном образовании в проекте по данной теме.
Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен необходимостью исследования районного социокультурного пространства в дополнительном образовании, способной синтезировать разработки всех существующих подходов, а также обобщить опыт, полученный в результате исследования современных социокультурных процессов.
Сегодня предметом исследования современного социокультурного образовательного пространства занимаются лучшие умы науки, что подтверждает актуальность изучения данной проблемы.
Создание событий играет огромную роль в современном социокультурном пространстве обучающиеся в учреждениях дополнительного образования, что диктует актуальность определения подходов к осуществлению данной деятельности. Вместе с тем происходит подчинение деятельности организаций дополнительного образования детей общим государственным стандартам образования, качественное изменение миссии, целей и задач содержания деятельности организаций дополнительного образования детей от «школы навыков и умений» к «школе развития» личности обучающегося.
Тема выпускной квалификационной работы предполагает рассмотрение принципа формирования социокультурного пространства в дополнительном образовании, а также, какая роль дополнительного образования в формировании социокультурного пространства в Берёзовском районе.
Степень изученности
Рассмотрение дополнительного образования детей в сфере культуры позволяет охарактеризовать его непрерывный процесс, формирующийся у личности интерес к музыкальному искусству, сочетающий критическое мышление и творческое решение проблем с созидательным началом и происходящий в ходе деятельности во взаимодействии. Большая часть научных трудов, посвященных специфике деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства как индикатор состояния социокультурного пространства определённой территории, принадлежит специалистам в культурологии, культуре, цивилизации, социологии, дополнительном образовании, философии.
В России изучением особенностей социокультурного пространства в образовании занимались такие специалисты как А. Н. Быстрова, Н. В. Серёгина, Т. В. Ильина и другие. Проблемой создания событий, в социокультурном пространстве обучающихся посвятили свои научные труды: Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Г. Е. Соловьев, М. Г. Сорокова, Ю. А. Стрельцов, С. В. Христофоров, В. М. Шепель и другие авторы. Они изучали компетентностный подход, который полно отражает суть модернизации в сфере образования, в том числе и в организациях дополнительного образования детей. Понятие «компетенция» означает общую способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению. Основу общих компетенций образуют адаптация, социализация, интеграция в социум и самореализация личности. Поскольку конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его умения адаптироваться к изменяющимся условиям социума. В ситуации динамичного социально-экономического развития страны появляются новые потребности в новых результатах образования, эти потребности социума должна учитывать и система дополнительного образования детей.
В философской интерпретации фундаментальная категория «пространство» определяется как одна из основных объективных форм существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; место, способное вместить что-либо; множество объектов, между которыми установлены отношения, эти формы рассматривали такие учёные как:A. В. Беликова, Р. Н. Верхошанская, С. А. Данилов, Г. П. Кибасова,B. А. Колчина, М. В. Корчинская, М. Е. Куликова, О. А. Лисицина,
Е. Б. Миронова, И. П. Никитина, С. В. Панченко, О. В. Пастушкова, О. М. Седых, О. Ф. Филимонова, К. Е. Халин, Е. А. Чеботарева, И. В. Щербакова.
В социологических науках пространство понимается как форма бытия; существования; личностное пространство; место, где человек реализует собственные силы: (М. В. Аверина, Г. М. Заболотная, Н. П. Кущев, Т. А. Меркулова, Э. А. Нигамедзянов, Д. А. Норкин, Т. Ю. Петрова, Л. С. Яковлев).
В психологических науках категория «пространство» используется в нескольких смысловых аспектах: как основная всеобщая форма существования движения материи; как форма пространственно-временного существования и развития человека; как условие его бытия: (Л. Д. Ахундов, Б. М. Бим-Бад, В. И. Вернадский, А. Г. Габричевский, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, В. И. Максакова, Н. И. Моисеева, Н. Н. Моисеев, И. Пригожин, И. Стенгере, В. Э. Чудновский и др.).
Дополнительное образование основывается на интеграции и разнообразии образовательных подходов и методов, что связано со стандартизацией, унификацией, транспарентностью образовательного пространства в контексте глобализации и направленностью на развитие способности к коммуникации и инновации через творческое отношение к традиции и соотнесение с экзистенциальным измерением человеческой жизни. Гуманистический смысл дополнительного профессионально-педагогического образования выражается в индивидуализации знания как способа активности личности и формировании индивидуального отношения к жизненным ценностям.
Были также рассмотрены основные понятия, которые организуют деятельность дополнительного образования: «дополнительное образование» «культура», «культурные ценности», культурная деятельность, миссия культуры, социально-культурная деятельность, определяющие содержание деятельности системы дополнительного образования.
Согласно Закону РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-I (редакция, действующая с 1 января 2016), понятие «культура» определено как совокупность присущих обществу или социальной группе ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве.
Также были изучена сущность понятия «искусство», которое наряду с понятием «культура», характеризует сущность музыки и живописи, как вида искусства в дополнительном образовании. В теории искусства существует несколько подходов к определению сущности искусства: гносеологический, коммуникативный, деятельностный, аксиологический, социологический. Данные концепции раскрывают свойства и функции искусства как средства отражения, общения, преобразования мира, утверждения ценностей, образующие целостность общества. Решение проблемы сущности искусства возможно на основе обращения к методологическим принципам фундаментальной онтологии, включающей традиции понимания сущности искусства классической философии, герменевтики XX века.
В фундаментальной онтологии истина рассматривается в качестве меры существования человека. Содержанием такого понимания истины выступает возможность понимания человеком своего предназначения и символического выражения смысла существования, что раскрывает смысловое значение культуры и искусства в жизни человека.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является принцип формирования социокультурного пространства.
Предметом исследования являются дополнительное образование в формировании социокультурного пространства.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотрение и анализ дополнительного образования в формировании социокультурного пространства.
Задачи:
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение понятия социокультурного пространства;
2. Рассмотрение особенностей формирования социокультурного пространства в Березовском районе Красноярского края;
3. Знакомство и изучение специфических особенностей дополнительного образования на территории Берёзовского района;
4. Создание и осуществление проекта «Воплощение русского фольклора в произведениях классического искусства» на практике.
Методология исследования (теории и концепции)
В работе применялись философские понятия, общенаучные методы (анализ, синтез, статистика), методики психологии, педагогики, теория социально-культурной деятельности. Теоретический анализ и синтез научной литературы, документов и методических разработок по проблеме исследования; изучение и анализ практического опыта работы.
Значительную роль в выпускной квалификационной работе имеет материал работ: В. С. Агеева, Н. И. Евсикова, Ю. Н. Кулюткина,Е. Н. Ненахова, Т. И. Олыкайнена, Н. Л. Селиванова и С. В. Тарасова, они изучали теоретические аспекты социокультурного пространства и проецировали данную проблему на учреждениях дополнительного образования.
Теоретическая информация по социально-культурной деятельности основана на работах: Е. И. Григорьевой, Киселевой Т. Г., Ю. Д. Красильникова и Г. К. Селевко.
Нормативную базу исследования составили: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжения Правительства РФ, Приказы Министерства образования и науки РФ, Рекомендации Министерства культуры РФ, «Концепция развития дополнительного образования в Красноярском крае», закон о культуре Красноярского края.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что социокультурное пространство в дополнительном образовании, эффективно влияет на сознание культурной общественности, совершенствовать и улучшать систему дополнительного образования, посредством творческой деятельности и социально-культурными технологиями.
Теоретическая значимость результатов
Исследования заключается в социально-философском анализе социокультурного пространства в дополнительном образовании, как социокультурного аналога развития районного сообщества. Практический смысл работы состоит в том, что результаты и выводы исследования способствуют оценке и проектированию образовательного пространства на основе критериев обеспечения непрерывного образования и устойчивого районного развития, оптимизации системы дополнительного образования с целью придания инновационного характера жизни районного сообщества. Новизна данного исследования заключается в рассмотрении роли социокультурного пространства в дополнительном образовании, где присутствует главная цель подготовка «творческой личности» (профильного воспроизводителя-интерпретатора актуальных культурных форм) и «творца» (разработчика новых форм культуры).
Практическая значимость результатов фольклора в произведениях классического искусства» это квест-игра по народному творчеству в классическом искусстве. В этом проекте показана взаимосвязь музыкального искусства (фольклора, опер) с литературой и декоративно-прикладным искусством, а также с живописью.
Социально-культурные технологии, подобно представленному проекту, вызваны изменять жизнь стремительным темпом, формированию нового социального мышления, требованиями скорейшей адаптации социально- культурной деятельности к изменяющимся условиям труда и формам проведения досуга, меняющимися реалиями окружающего мира, а также тенденциями грядущих изменений.
Совместное творчество помогает приобрести навыки работы в коллективе, формирует уважительное отношение к творчеству своих коллег и взаимопонимания в творческой деятельности, где и происходит формирование и развитие социокультурного пространства.
Содержание
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Социокультурное пространство района и его градообразующей основы, происходит как под влиянием внешней среды, так и под влиянием внутренних закономерностей развития самого района. Сегодня мы понимаем, что эффективность современного дополнительного образования в России — это создание условий и оказании услуг для развития и становления ребенка как
личности, от этого зависит и социокультурное пространство, в котором осуществляется целостный воспитательный, творческий дополнительного образования, в которой ребенок мог бы обращаться к высоким художественно-нравственным и эстетическим образцам мирового искусства, а также в общении и взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.
В рамках традиционных подходов в философии, культурологии, культуры и социологии основной характеристикой культуры района выступает категория времени, подчеркивающая ее изменчивость, подвижность. Однако многомерность культуры не может быть определена исключительно в темпоральных характеристиках. Немаловажен анализ района культуры с точки зрения ее пространственных характеристик. Собственно пространственная парадигма позволяет увидеть культуру и социум как системное единство, обладающее особой структурой, определенными элементами однородности и, одновременно, - многомерности.
В контексте решения поставленной задачи представляется продуктивной разработка ценностно-символического аспекта социокультурного пространства района, а также выявление его структурных элементов, их сущности и феноменологии. Это позволит расширить методологическую базу исследования и выработать принципы, которые смогут успешно реализовываться в дополнительном образовании в проекте по данной теме.
Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен необходимостью исследования районного социокультурного пространства в дополнительном образовании, способной синтезировать разработки всех существующих подходов, а также обобщить опыт, полученный в результате исследования современных социокультурных процессов.
Сегодня предметом исследования современного социокультурного образовательного пространства занимаются лучшие умы науки, что подтверждает актуальность изучения данной проблемы.
Создание событий играет огромную роль в современном социокультурном пространстве обучающиеся в учреждениях дополнительного образования, что диктует актуальность определения подходов к осуществлению данной деятельности. Вместе с тем происходит подчинение деятельности организаций дополнительного образования детей общим государственным стандартам образования, качественное изменение миссии, целей и задач содержания деятельности организаций дополнительного образования детей от «школы навыков и умений» к «школе развития» личности обучающегося.
Тема выпускной квалификационной работы предполагает рассмотрение принципа формирования социокультурного пространства в дополнительном образовании, а также, какая роль дополнительного образования в формировании социокультурного пространства в Берёзовском районе.
Степень изученности
Рассмотрение дополнительного образования детей в сфере культуры позволяет охарактеризовать его непрерывный процесс, формирующийся у личности интерес к музыкальному искусству, сочетающий критическое мышление и творческое решение проблем с созидательным началом и происходящий в ходе деятельности во взаимодействии. Большая часть научных трудов, посвященных специфике деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства как индикатор состояния социокультурного пространства определённой территории, принадлежит специалистам в культурологии, культуре, цивилизации, социологии, дополнительном образовании, философии.
В России изучением особенностей социокультурного пространства в образовании занимались такие специалисты как А. Н. Быстрова, Н. В. Серёгина, Т. В. Ильина и другие. Проблемой создания событий, в социокультурном пространстве обучающихся посвятили свои научные труды: Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Г. Е. Соловьев, М. Г. Сорокова, Ю. А. Стрельцов, С. В. Христофоров, В. М. Шепель и другие авторы. Они изучали компетентностный подход, который полно отражает суть модернизации в сфере образования, в том числе и в организациях дополнительного образования детей. Понятие «компетенция» означает общую способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению. Основу общих компетенций образуют адаптация, социализация, интеграция в социум и самореализация личности. Поскольку конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его умения адаптироваться к изменяющимся условиям социума. В ситуации динамичного социально-экономического развития страны появляются новые потребности в новых результатах образования, эти потребности социума должна учитывать и система дополнительного образования детей.
В философской интерпретации фундаментальная категория «пространство» определяется как одна из основных объективных форм существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; место, способное вместить что-либо; множество объектов, между которыми установлены отношения, эти формы рассматривали такие учёные как:A. В. Беликова, Р. Н. Верхошанская, С. А. Данилов, Г. П. Кибасова,B. А. Колчина, М. В. Корчинская, М. Е. Куликова, О. А. Лисицина,
Е. Б. Миронова, И. П. Никитина, С. В. Панченко, О. В. Пастушкова, О. М. Седых, О. Ф. Филимонова, К. Е. Халин, Е. А. Чеботарева, И. В. Щербакова.
В социологических науках пространство понимается как форма бытия; существования; личностное пространство; место, где человек реализует собственные силы: (М. В. Аверина, Г. М. Заболотная, Н. П. Кущев, Т. А. Меркулова, Э. А. Нигамедзянов, Д. А. Норкин, Т. Ю. Петрова, Л. С. Яковлев).
В психологических науках категория «пространство» используется в нескольких смысловых аспектах: как основная всеобщая форма существования движения материи; как форма пространственно-временного существования и развития человека; как условие его бытия: (Л. Д. Ахундов, Б. М. Бим-Бад, В. И. Вернадский, А. Г. Габричевский, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, В. И. Максакова, Н. И. Моисеева, Н. Н. Моисеев, И. Пригожин, И. Стенгере, В. Э. Чудновский и др.).
Дополнительное образование основывается на интеграции и разнообразии образовательных подходов и методов, что связано со стандартизацией, унификацией, транспарентностью образовательного пространства в контексте глобализации и направленностью на развитие способности к коммуникации и инновации через творческое отношение к традиции и соотнесение с экзистенциальным измерением человеческой жизни. Гуманистический смысл дополнительного профессионально-педагогического образования выражается в индивидуализации знания как способа активности личности и формировании индивидуального отношения к жизненным ценностям.
Были также рассмотрены основные понятия, которые организуют деятельность дополнительного образования: «дополнительное образование» «культура», «культурные ценности», культурная деятельность, миссия культуры, социально-культурная деятельность, определяющие содержание деятельности системы дополнительного образования.
Согласно Закону РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-I (редакция, действующая с 1 января 2016), понятие «культура» определено как совокупность присущих обществу или социальной группе ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве.
Также были изучена сущность понятия «искусство», которое наряду с понятием «культура», характеризует сущность музыки и живописи, как вида искусства в дополнительном образовании. В теории искусства существует несколько подходов к определению сущности искусства: гносеологический, коммуникативный, деятельностный, аксиологический, социологический. Данные концепции раскрывают свойства и функции искусства как средства отражения, общения, преобразования мира, утверждения ценностей, образующие целостность общества. Решение проблемы сущности искусства возможно на основе обращения к методологическим принципам фундаментальной онтологии, включающей традиции понимания сущности искусства классической философии, герменевтики XX века.
В фундаментальной онтологии истина рассматривается в качестве меры существования человека. Содержанием такого понимания истины выступает возможность понимания человеком своего предназначения и символического выражения смысла существования, что раскрывает смысловое значение культуры и искусства в жизни человека.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является принцип формирования социокультурного пространства.
Предметом исследования являются дополнительное образование в формировании социокультурного пространства.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотрение и анализ дополнительного образования в формировании социокультурного пространства.
Задачи:
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение понятия социокультурного пространства;
2. Рассмотрение особенностей формирования социокультурного пространства в Березовском районе Красноярского края;
3. Знакомство и изучение специфических особенностей дополнительного образования на территории Берёзовского района;
4. Создание и осуществление проекта «Воплощение русского фольклора в произведениях классического искусства» на практике.
Методология исследования (теории и концепции)
В работе применялись философские понятия, общенаучные методы (анализ, синтез, статистика), методики психологии, педагогики, теория социально-культурной деятельности. Теоретический анализ и синтез научной литературы, документов и методических разработок по проблеме исследования; изучение и анализ практического опыта работы.
Значительную роль в выпускной квалификационной работе имеет материал работ: В. С. Агеева, Н. И. Евсикова, Ю. Н. Кулюткина,Е. Н. Ненахова, Т. И. Олыкайнена, Н. Л. Селиванова и С. В. Тарасова, они изучали теоретические аспекты социокультурного пространства и проецировали данную проблему на учреждениях дополнительного образования.
Теоретическая информация по социально-культурной деятельности основана на работах: Е. И. Григорьевой, Киселевой Т. Г., Ю. Д. Красильникова и Г. К. Селевко.
Нормативную базу исследования составили: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжения Правительства РФ, Приказы Министерства образования и науки РФ, Рекомендации Министерства культуры РФ, «Концепция развития дополнительного образования в Красноярском крае», закон о культуре Красноярского края.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что социокультурное пространство в дополнительном образовании, эффективно влияет на сознание культурной общественности, совершенствовать и улучшать систему дополнительного образования, посредством творческой деятельности и социально-культурными технологиями.
Теоретическая значимость результатов
Исследования заключается в социально-философском анализе социокультурного пространства в дополнительном образовании, как социокультурного аналога развития районного сообщества. Практический смысл работы состоит в том, что результаты и выводы исследования способствуют оценке и проектированию образовательного пространства на основе критериев обеспечения непрерывного образования и устойчивого районного развития, оптимизации системы дополнительного образования с целью придания инновационного характера жизни районного сообщества. Новизна данного исследования заключается в рассмотрении роли социокультурного пространства в дополнительном образовании, где присутствует главная цель подготовка «творческой личности» (профильного воспроизводителя-интерпретатора актуальных культурных форм) и «творца» (разработчика новых форм культуры).
Практическая значимость результатов фольклора в произведениях классического искусства» это квест-игра по народному творчеству в классическом искусстве. В этом проекте показана взаимосвязь музыкального искусства (фольклора, опер) с литературой и декоративно-прикладным искусством, а также с живописью.
Социально-культурные технологии, подобно представленному проекту, вызваны изменять жизнь стремительным темпом, формированию нового социального мышления, требованиями скорейшей адаптации социально- культурной деятельности к изменяющимся условиям труда и формам проведения досуга, меняющимися реалиями окружающего мира, а также тенденциями грядущих изменений.
Совместное творчество помогает приобрести навыки работы в коллективе, формирует уважительное отношение к творчеству своих коллег и взаимопонимания в творческой деятельности, где и происходит формирование и развитие социокультурного пространства.
Содержание
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Население России все больше пользуется услугами дополнительного образования, которое призвано решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в обществе.
Итак, в ходе предварительного исследования:
Во-первых, определена сущность основных понятий: «социокультурное пространство», «дополнительное образование», «социально-культурная деятельность», «искусство». Также была рассмотрена сущность социокультурного пространства в целом и на территории Берёзовского района в сфере дополнительного образования.
Во-вторых, содержательный срез социокультурного пространства Берёзовского района может быть рассмотрен применительно к различным видам и типам культуры: народной и профессиональной, массовой и элитарной, нравственной, правовой, политической, художественной, экологической, религиозной, культуры труда, быта, межличностных отношений и т. д.
В-третьих, социокультурное пространство Берёзовского района:
1. Позволяет человеку не только адаптироваться в социуме, но и облагораживать, обогащать это пространство на основе собственной креативности (совокупность содержательных деятельности человека, анализом и построением различных ситуаций, в которых выстраиваются качественные связи между всеми участниками событий, которые присутствуют в его жизни);
2. Социокультурное пространство оказывают влияние на все системы учреждений Берёзовского района в целом;
В-четвёртых: показано, что специфика системы дополнительного образования состоит в том, что с одной стороны, образовательная деятельность регламентируется Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», с другой стороны, содержание деятельности Школы регламентируется Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
В-пятых: отмечено, что система дополнительного образования выступает собственно формой социально-культурной деятельности, по сколько реализует свою деятельность только в свободное для детей время, характеризует единство процессов обучения, воспитания, социализации и адаптации детей в социуме.
В процессе данного исследования была доказана гипотеза, которая заключалась в том, что социокультурное пространство в дополнительном образовании, эффективно влияет на сознание культурной общественности, совершенствовать и улучшать систему дополнительного образования, посредством творческой деятельности и социально-культурными технологиями.
Также, в ходе написания диплома, был разработан проект и проведён на практике «Воплощение русского фольклора в произведениях классического искусства»: это квест-игра по народному творчеству в классическом искусстве, где была показана на практике взаимосвязь музыкального искусства (фольклора, опер) с литературой, декоративно-прикладным искусством и живописью. Можно с уверенностью сказать, что массовое мероприятие даёт установку на художественно-эстетическое и эмоциональное развитие обучающихся на основе освоения народного творчества и классического музыкального искусства. Проект помогает детям и педагогам увидеть прекрасное в обыденном, может стать основой для создания современных произведений искусства. Может послужить источником вдохновения учеников, кто захочет связать свою жизнь с искусством, впоследствии встать: композитором, писателем, художником или исполнителем.
Кроме того для педагога сегодня именно социокультурное пространство является совокупностью содержательных пространств, всей его деятельности, анализом и построением планируемых и непредвиденных педагогических ситуаций.
Таким образом, можно говорить о том, что социокультурное пространство, проявляется в качестве инструмента в дополнительном образовании, которое в значительной мере способствуют улучшению развития и совершенствования системы дополнительного образования, поскольку позволяет проявить творческие качества детей и направить их к организации общения с окружающими людьми посредством своего творчества.
Итак, в ходе предварительного исследования:
Во-первых, определена сущность основных понятий: «социокультурное пространство», «дополнительное образование», «социально-культурная деятельность», «искусство». Также была рассмотрена сущность социокультурного пространства в целом и на территории Берёзовского района в сфере дополнительного образования.
Во-вторых, содержательный срез социокультурного пространства Берёзовского района может быть рассмотрен применительно к различным видам и типам культуры: народной и профессиональной, массовой и элитарной, нравственной, правовой, политической, художественной, экологической, религиозной, культуры труда, быта, межличностных отношений и т. д.
В-третьих, социокультурное пространство Берёзовского района:
1. Позволяет человеку не только адаптироваться в социуме, но и облагораживать, обогащать это пространство на основе собственной креативности (совокупность содержательных деятельности человека, анализом и построением различных ситуаций, в которых выстраиваются качественные связи между всеми участниками событий, которые присутствуют в его жизни);
2. Социокультурное пространство оказывают влияние на все системы учреждений Берёзовского района в целом;
В-четвёртых: показано, что специфика системы дополнительного образования состоит в том, что с одной стороны, образовательная деятельность регламентируется Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», с другой стороны, содержание деятельности Школы регламентируется Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
В-пятых: отмечено, что система дополнительного образования выступает собственно формой социально-культурной деятельности, по сколько реализует свою деятельность только в свободное для детей время, характеризует единство процессов обучения, воспитания, социализации и адаптации детей в социуме.
В процессе данного исследования была доказана гипотеза, которая заключалась в том, что социокультурное пространство в дополнительном образовании, эффективно влияет на сознание культурной общественности, совершенствовать и улучшать систему дополнительного образования, посредством творческой деятельности и социально-культурными технологиями.
Также, в ходе написания диплома, был разработан проект и проведён на практике «Воплощение русского фольклора в произведениях классического искусства»: это квест-игра по народному творчеству в классическом искусстве, где была показана на практике взаимосвязь музыкального искусства (фольклора, опер) с литературой, декоративно-прикладным искусством и живописью. Можно с уверенностью сказать, что массовое мероприятие даёт установку на художественно-эстетическое и эмоциональное развитие обучающихся на основе освоения народного творчества и классического музыкального искусства. Проект помогает детям и педагогам увидеть прекрасное в обыденном, может стать основой для создания современных произведений искусства. Может послужить источником вдохновения учеников, кто захочет связать свою жизнь с искусством, впоследствии встать: композитором, писателем, художником или исполнителем.
Кроме того для педагога сегодня именно социокультурное пространство является совокупностью содержательных пространств, всей его деятельности, анализом и построением планируемых и непредвиденных педагогических ситуаций.
Таким образом, можно говорить о том, что социокультурное пространство, проявляется в качестве инструмента в дополнительном образовании, которое в значительной мере способствуют улучшению развития и совершенствования системы дополнительного образования, поскольку позволяет проявить творческие качества детей и направить их к организации общения с окружающими людьми посредством своего творчества.



