Введение 4
1 Теория и мировой опыт публично-частного партнёрства (государственно¬
частное партнёрство) 6
1.1 Понятие, структура и формы публично-частного партнёрства
(государственно-частного партнёрства) 6
1.2 История развития публично-частного партнёрства (государственно¬
частного партнёрства) на международном уровне 12
1.3 Развитие государственно-частного партнёрства в Российской
Федерации 19 2 Анализ развития и применения государственно-частного партнёрства, муниципально-частного партнёрства в дошкольном образовании Российской
Федерации 24
2.1 Практика развития государственно-частного партнёрства,
муниципально-частного партнёрства в Красноярском крае 24
2.2 Анализ развития государственно-частного партнёрства, муниципально¬частного партнёрства в сфере дошкольного образования Российской
Федерации 30
2.3 Анализ развития муниципально-частного партнёрства в сфере дошкольного образования Красноярского края и г. Красноярска 44
3 Мероприятия по эффективному применению муниципально-частного партнёрства в образовательном развитии города 52
3.1 Практика решения проблем доступности дошкольного образования в городе Красноярске 52
3.2 Предложения по эффективному использованию муниципально-частного партнёрства в г. Красноярске 59
3.3 Оценка эффективности реализаций предложений по развитию
муниципально-частного партнёрства в г.Красноярске 67
Заключение 71
Список использованных источников 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие государственно-частного и муниципально-частного партнёрства на современном этапе стало насущной потребностью для современной социально-экономической сферы России, поскольку данный механизм призван и может обеспечить сбалансированное достижение, как публичных целей государства, так и целей частного бизнеса в сфере транспорта, коммунальных услуг, здравоохранения, образования и т.д. ГЧП, МЧП открывает инвесторам новые возможности для долгосрочных инвестиций с управляемыми рисками в отраслях, ранее не доступных для частного бизнеса, со стабильным рынком и гарантиями государства по обеспечению минимального уровня рентабельности. Государственные структуры, в свою очередь, снимают с себя бремя бюджетного финансирования в целях создания и эксплуатации объектов социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры, а также оказания государственных (муниципальных) услуг.
Актуальность темы данной работы обусловлена тенденцией зарождения институтов государственно-частного партнёрства в России. Одним из ключевых решений является учреждение центров развития государственно-частного партнёрства. Они позволяют справляться с существующими провалами государства в сфере развития государственно-частного партнёрства, муниципально-частного партнёрства.
Цель данной работы - разработать предложения по развитию муниципально-частного партнёрства в дошкольном образовании
г.Красноярска.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
— определить теоретические основы публично-частного партнёрства;
— проанализировать мировую практику формирования и функционирования нескольких центров развития публично-частного партнёрства и провести сравнительный анализ ведущих центров развития государственно-частного и муниципально-частного партнёрства;
— определить функции государства в сфере развития государственно-частного и муниципально-частного партнёрства;
— провести анализ сферы дошкольного образования и выявить существующие проблемы;
— разобрать существующие меры решения проблем в сфере дошкольного образования г. Красноярска;
— разработать предложения и рекомендации развития государственно-частного и муниципально-частного партнёрства в сфере дошкольного образования.
Объектом исследования является дошкольное образование в г.Красноярске.
Предметом исследования является практика применения муниципально-частного партнёрства в развитии дошкольного образования города.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили современные работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам государственно-частного и муниципально-частного партнёрства и его применение в развитии различных сфер образования. В работе использованы законодательные и нормативно¬правовые акты РФ и Красноярского края по государственно-частному партнерству и регулированию дошкольного образования. Автором были изучены федеральные и региональные программы, касающиеся развития государственно-частного и мунициально-частного партнёрства в РФ и Красноярском крае, а также аналитические материалы информационных и рейтинговых агентств.
На государственно-частное партнёрство в России возлагают большие надежды. Само определение «государственно-частное партнёрство» крепко и надолго внедрилось в нашу жизнь и теперь стремительно и перспективно начинает набирать обороты. Этот иностранный термин все чаще мы можем встретить в новых нормативных правовых документах, услышать и увидеть по телевизору, прочитать в газетах и в других средствах массовой информации. Вопросы взаимодействия власти и бизнеса с каждым днем приобретают все большую значимость и уже не могут обходиться друг без друга.
Несмотря на то, что внедрение механизмов ГЧП в реальную практику идет крайне медленно, в скором будущем мы вместе с вами сможет наблюдать результаты этой крупномасштабной и, безусловно, нужной работы.
На сегодняшний день в России механизмы ГЧП используются, как правило, в масштабных инвестиционных проектах. Целесообразность развития ГЧП в современной России признана на государственном уровне. Создается необходимая институционально-правовая среда. В частности, приняты Закон о концессиях, Положение об инвестиционном фонде, ряд других документов.
Если анализировать использование ГЧП по странам, рассматривая их в соответствии с классификацией ООН, то в зависимости от социально-экономического развития страны картина будет меняться. Так лучшие и наиболее эффективные проекты ГЧП представлены в Польше, Великобритании, Японии, Германии, Франции и других странах.
Красноярский край является одним из лидеров по привлечению инвестиций в региональные проекты среди субъектов СФО. Экономика Красноярского края ориентирована как на капиталоемкие, энергоемкие производства, основанные на использовании ресурсно-сырьевой базы края, так и на выпуск промежуточной продукции, предназначенной для поставок в другие регионы России и в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Необходимость развития ГЧП, МЧП в сфере дошкольного образования признается на государственном уровне. Основные приоритеты и задачи по развитию ГЧП, МЧП в сфере дошкольного образования закреплены в стратегических документах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Современный отечественный и мировой опыт показывает, что в последнее время активно развивается государственно-частное партнёрство в области образования. Это доказывает то, что государство и бизнес заинтересованы в активном взаимодействии в решении масштабных задач, стоящих сегодня на повестке дня и направленных на решение актуальных социально-экономических проблем.
Что касается г. Красноярска, то можно сказать, что ликвидирована очередь в детские сады. В 2015 году в возрастной группе от 3 до 7 лет насчитывалось более 19 тысяч ребятишек. Подавляющая часть родителей согласилась на предложенные варианты муниципальных или частных детских садов, часть семей решили получать ежемесячную выплату в размере 6 тысяч рублей. Некоторые семьи отказались от всех предложенных вариантов и решили дожидаться места в приоритетном детском саду.
Суммируя все показатели и возможности государственно-частного и муниципально-частного партнёрства, хочется выразиться в пользу такой новой формы взаимоотношений государства с частным бизнесом.
Быстро растет количество проектов, предлагаемых к реализации на основе ГЧП, МЧП в том числе и крупных, стоимостью более 5 млрд. долл. с большой длительностью жизненного цикла (до 30 и более лет). По ряду предложений уже приняты положительные решения.
Очевидно, что ритм развития проектов ГЧП напрямую зависит от экономической и политической ситуации в стране. Но, несмотря на кризисные явления и экономическую ситуацию, в России начинает активно создаваться благоприятная среда для полноценного развития ГЧП-проектов.
Хотелось бы сказать, что применение механизмов ГЧП, МЧП поможет заметно сократить сроки реализации общественно значимых проектов, в том числе привлечь частные инвестиции в кажущиеся малопривлекательные объекты. Исходя из мирового опыта и реалий современности, присутствие на рынке частного капитала вдвое, а то и втрое увеличивает эффективность рынка и отдачу, чем те же мероприятия, проводимые традиционными государственными, муниципальными институтами. К тому же привлечение капитала извне заметно снижает степень нагрузки на бюджет, предоставляет возможность привлекать более опытные и квалифицированные кадры, применять и вводить в эксплуатацию новые технологии, модернизировать имеющиеся как материальные, так и людские ресурсы. Государство же, в свою очередь, сможет иметь возможность осуществлять непосредственно присущие ему административные функции.
1. Айрапетян, М. С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнёрства./ Айрапетян М.С.// Государственная власть и местное самоуправление. - 2009 г. - № 2.
2. Ганжа, И. В. Эволюция государственно-частного партнёрства на различных этапах развития государства./ Ганжа И. В., Набиев Р. А.// Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2012 г. - № 2.
3. Гладов, А. В. Зарубежные опыт реализации ГЧП: общая характеристика и организационно-институциональные основы./Гладов А.В., Мартышкин С.А, Прохоров Д.В.// Вестник Самарского государственного университета. - 2008 г. - № 66.
4. Горденко, Г.В. Институциональные подходы к эволюции государственно-частного партнёрства в России./ Горденко Г.В.// Государственно-частное партнерство. - 2015. - Том 2. - № 1.
5. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа:
Ьйр://минобрнауки.рф/пресс-центр/4200/файл/3167/Развитие%20 образования%20(полная)^Г
6. Государственно-частное партнёрство в России./ Центр развития государственно-частного партнёрства. - Москва, 2013 г.
7. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - Москва: Маркетинг, 2001 г.
8. Леонидова, Г. В. Дошкольное образование в России: обеспеченность и доступность./ Леонидова Г.В.// Проблемы развития территории. - 2015 г. - № 5.
9. Мирзабалаева, Ф. И. Государственно-частное партнерство как инструмент развития регионального развития./ Мирзабалаева Ф.И., Тунаева З.А.// Фундаментальные исследования. - 2015 г. - № 9.
10. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ.
11. О заключении соглашения о государственно-частном партнерстве
на осуществление деятельности по строительству, оснащению и эксплуатации пятнадцати зданий, предназначенных для размещения дошкольных образовательных учреждений на территории девяти муниципальных образований Томской области: распоряжение
администрации Томской области от 22.04.2013 № 341-ра.
12. О концессионных соглашениях: федер. закон от 21.07.2005 N 115- ФЗ (ред. от 30.12.2015).
13. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599.
14. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597.
15. О порядке предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2014-2020 годы: постановление Правительства РФ от 29 января 2015 г. № 71.
16. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года. N 273-ФЗ.
17. Об утверждении государственной программы «Обеспечение доступности и развития дошкольного образования в Томской области на 2013 - 2020 годы»: постановление администрации Томской области от 30 ноября 2012 года № 485а.
18. Об утверждении комплекса дополнительных мероприятий по модернизации системы дошкольного образования Красноярского края: распоряжение Губернатора Красноярского края от 10 июля 2014 года N 308- рг.
19. Об утверждении Концепции реализации проекта государственно-частного партнёрства «Детские сады Томской области»: распоряжение администрации Томской области от 17.04.2013 № 338-ра.
20. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования» на 2015 год и плановый период 2016-2017 года: постановление администрации г. Красноярска от 31 июля 2014 года N 250-р.
21. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования» на 2016 год и плановый период 2017-2018 года: постановление администрации г. Красноярска от 12 ноября 2015 г. N 720.
22. Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки России от 30. 08.2013 № 1014.
23. Об участии Красноярского края в государственно-частном партнёрстве: закон Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6633.
24. Официальный портал Красноярского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.krskstate.ru.
25. Официальный сайт администрации Томской области
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tomsk.gov.ru.
26. Официальный сайт Главного управления образования администрации города Красноярска [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //krasobr.admkrsk.ru.
27. Официальный сайт Департамента общего образования Томской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://edu.tomsk.gov.ru.
28. Официальный сайт единой информационной системы государственно-частного партнёрства в РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pppi.ru.
29. Официальный сайт Министерства образования и науки Красноярского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.krao .ru.
30. Официальный сайт открытого бюджета Красноярска [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://budget.admkrsk.ru /Pages/default.aspx.
31. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru.
32. Официальный сайт центра развития государственно-частного партнёрства [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pppcenter.ru.
33. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.unesco.org.
34. Портал о дошкольном негосударственном образовании «Город детства» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.goroddetstva.ru /catalog/?af_pf[vorg][]=92&set_filter=Y.
35. Реализация инфраструктурных проектов и развитие механизмов государственно-частного партнёрства в Сибирском федеральном округе: аналитический отчет/ Центр развития государственно-частного партнёрства. - Москва, 2011 г.
36. Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП./ Центр развития государственно-частного партнёрства. - Москва, 2016 г.
37. Шевченко, Е. А. Зарубежный опыт взаимодействия государства и частного бизнеса./ Шевченко Е.А.// Вестник Института экономики РАН . - 2009 г. - № 4.
38. Шпакович, Д. К. Развитие форм государственно-частного партнёрства в Российской экономике./ Шпакович Д.К. // Научный журнал НИУ ИТМО. - 2014 г. - № 1.
39. Электронное правительство [Электронный ресурс] - Режим достуnа:https://www.gosuslugi.ru/pgu/service/6600000010000013379 _661016.html#!_description