Введение 4
1 Современное состояние изучаемой проблемы 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2 Характеристика гибкости как физического качества 10
1.3 Формирование изгибов позвоночника. Нарушения осанки 14
1.4 Особенности проведения занятий коррекционной гимнастики
с детьми дошкольного возраста 21
2 Методы и организация исследования 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 34
3 Результаты исследования и их анализ 35
3.1 Обоснование комплекса упражнений для развития гибкости у детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки 35
3.2 Результаты педагогического эксперимента 40
Заключение 43
Практические рекомендации 44
Список использованных источников 45
Приложения А-В 49
Актуальность темы исследования. Практически здоровые дети составляют сегодня лишь 20% от всего детского населения. Количество детей с нарушениями осанки за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет, по данным разных исследований, от 60 до 80%, то есть, в среднем, четыре ребенка из пяти имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата.
Нарушения осанки, которые первыми обычно замечают родители или педагоги, не должны расцениваться как безобидная, не требующая коррекции, деформация позвоночника или стоп. Почти всегда это первый звонок к развитию или серьезных повреждений опорно-двигательного аппарата (сколиотическая болезнь, юношеский остеохондроз, юношеский кифоз), или заболеваний других органов и систем.
Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важнейших средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития. Упражнения, развивающие гибкость, одновременно укрепляют суставы, упрочняют связки и мышечные волокна, повышают эластичность мышц, способность их упруго растягиваться, что также является весьма действенным средством предупреждения мышечных травм.
Гибкость важна при выполнении жизненно необходимых двигательных действий. А также для выполнения специальных двигательных действий, где она имеет решающее значение. К таким относятся виды спорта: художественная и спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание и др. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Без внимания оставлен вопрос о развитии гибкости у детей с нарушениями осанки.
Цель исследования - проверка эффективности средств развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки.
Объект исследования - процесс развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки.
Предмет исследования - средства развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки.
Гипотеза исследования: мы предположили, что разработанные комплексы упражнений повысят уровень развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки.
Задачи исследования:
1. Изучить анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности проведения занятий коррекционной гимнастики.
3. Разработать комплексы упражнений по развитию гибкости и формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки и проверить их эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Метод контрольных испытаний.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
1. Возрастной период от 5 до 6 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7 - 10 см. средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106 - 107 см, а масса тела - 17 - 18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы теле в месяц - 200,0 г, а роста 0,5 см.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к 5-6 годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы. Поэтому в этом возрасте ребёнок особо подвержен нарушениям осанки.
2. Коррекционная гимнастика - это наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создают мышечный корсет и формируют правильный динамический стереотип.
При проведении занятия коррекционной гимнастики необходимо:
- воспитывать дисциплинированное и сознательное отношение детей к фиксации правильного положения тела;
- укреплять мышцы и совершенствовать координацию движений как необходимое условие для восстановления правильного положения тела;
- совершенствовать двигательные навыки ребенка;
- воспитывать навыки, закрепляющие правильное положение тела.
3. Составлены и реализованы комплексы упражнений по развитию гибкости и формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки. В результате исследования установлен достоверный прирост показателей гибкости у детей экспериментальной группы при Р < 0,05, что говорит об эффективности разработанных комплексов упражнений.