Введение 6
1 Теоретические часть. Теоретические аспекты регионального маркетинга 8
1.1 Региональный маркетинг: понятие, сущность 8
1.2 Роль инфраструктуры в системе регионального маркетинга 13
1.3 Брендинг международного аэропорта как объект регионального маркетинга 16
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ОАО «Аэропорт Абакан» 22
2.1 Характеристика предприятия 22
2.2 Анализ капитала предприятия 28
2.3 Анализ финансового состояния 34
2.4 Заключительная оценка деятельности предприятия 41
2.5 Вопросы экологии 42
3 Проектная часть. Разработка мероприятий по повышению имиджа региона (на примере ОАО «Аэропорт Абакан» ) 45
3.1 Исследования имиджа «Аэропорт Абакан» с позиции регионального маркетинга 45
3.2 Инвестиционный план ОАО «Аэропорт Абакан», влияющий на улучшение имиджа 47
3.3 Расчет сравнительного экономического эффекта по приобретению
интерактивного киоска в зал ожидания 52
Заключение 59
Список использованных источников 61
В последние годы интерес к региональному маркетингу заметно увеличился. На сегодняшнее время, регионы России вовлечены в беспрерывное противоборство за привлечение инвестиций, квалифицированную рабочую силу и рост материального благополучия жителей. Чтобы увеличить свои возможности, регионам, как товарам и услугам, нужен искусный маркетинг. Каждому региону нужно выявлять свои особые черты, незамедлительно распространять информацию о своих конкурентных преимуществах среди «потенциальных потребителей», уметь определять свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Аэропорт является транспортным центром, в котором пассажиры перемещаются между рейсами и пользуются услугами авиакомпаний, однако повышение эффективности, успеха и развитие аэропорта непосредственно связаны с созданием имиджа не только предприятия, но и региона. В условиях высокой конкуренции, требуется совершенствование и обновления сервиса, инфраструктуры и т.д. Все это дает возможность сделать свое предприятие уникальным, привлекательным и наиболее конкурентноспособным.
Актуальность и необходимость работы над маркетингом региона вызвана тем, что имидж Республики Хакасии в настоящее время не является достаточно выраженным. Мероприятие, проводимое в выпускной квалификационной работе поможет повысить не только имидж аэропорта, но и Республики Хакасии в целом.
Правильно выстроенный имидж региона, способствует стабильности и процветанию территории. При этом имиджевая привлекательность региона в значительной степени зависит не только от его потенциала, но и от того, как этот потенциал используется.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению имиджа АО «Аэропорт Абакан» как средства продвижение Республики Хакасия.
При выполнении выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятие и сущность регионального маркетинга;
• выявить роль инфраструктуры в системе регионального маркетинга;
• изучить имидж международного аэропорта как объекта регионального маркетинга;
• выполнить анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «Аэропорт Абакан»;
• исследовать инвестиционную программу АО «Аэропорт Абакан» с позиций ее ориентации на целевые группы;
• разработать мероприятие по повышению имиджа АО «Аэропорт Абакан», рассчитать сравнительный экономический эффект от его реализации.
Объектом исследования является АО «Аэропорт Абакан». Предметом исследования являются имиджевая и инфраструктурная стратегии регионального маркетинга.
В ходе исследования применялись методы и приемы: сравнения, по¬строения аналитических таблиц, группировки, моделирования взаимосвязей.
Для написания теоретической части в квалификационной работе также были использованы научные труды как отечественных, так и зарубежных авто¬ров. В свою очередь, для аналитического исследования предприятия основными источниками являлась документация и бухгалтерская отчетность АО «Аэропорт Абакан» за 2016-2017 гг., данные которой не представляют коммерческой тайны.
Целью выпускной квалификационной работы являлось разработка мероприятия по повышению имиджа в регионе с помощью аэропорта.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты регионального маркетинга;
- выполнен анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «Аэропорт Абакан»;
- разработано мероприятие по повышению имиджа региона, с помощью «Аэропорт Абакан».
В процессе аналитической работы было установлено, что на предприятии существует неустойчивое финансовое состояние, характеризуемое нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения собственных оборотных средств.
По данным бухгалтерской отчетности за 2017 год АО «Аэропорт Абакан» получена прибыль в размере 953 тыс. рублей. В 2017 году активный капитал предприятия на 42,75 % состоит из оборотных активов. На предприятии в структуре пассивов большую долю составляет заемный капитал 52,3 %. Собственный капитал составляет 40,12%, что подтверждает финансовую зависимость от заемных средств.
Выручка от продаж в 2017 году увеличилась на 3,53 % (с учетом субсидий), или 8 621 тыс. рублей в абсолютном выражении. В 2017 году следует отметить тенденцию снижения показателей рентабельности, Коэффициенты рентабельности продаж и основной деятельности отрицательны, что составило - 7,8% и -7,4%. Такая тенденция, несомненно, является негативной для предприятия.
Рентабельность активов, данный показатель снизился с 6,9 до 3,4%, это свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или росте затрат при постоянных ценах. Рентабельность собственного капитала, данный показатель также как и предыдущий уменьшился и в 2017 году составил 1,2%, что показывает неэффективное использование собственного капитала.
На основании полученных результатов в третьей части работы с практической стороны было разработано мероприятие, направленное на повышение имиджа региона посредством внедрения в АО «Аэропорт Абакан» интерактивного киоска.
Разработанное мероприятие по приобретению интерактивного киоска будет приносить предприятию приток денежных средств, зарекомендует себя, позволит существенно повысить лояльность пассажиров, увеличить уровень конкурентоспособности предприятия. Посредством всего выше сказанного возрастет не только имидж АО «Аэропорт Абакан», но и Республики Хакасии.
1. Авдокушин Е.Ф. Маркетинг в международном бизнесе. Учебное пособие / Е.Ф.Авдокушин. - М.: Дашков и К, 2016. - 328 c.
2. Антюфеева Е.В. Вербальный стиль как элемент имиджа региона. //ЭКОНОМИКА. СЕРВИС. ТУРИЗМ. КУЛЬТУРА (ЭСТК-2016): XVIII Между-народная научно-практическая конференция: сборник статей / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2016. — с. 159 — 162.
3. Антюфеева Е.В., Мавлютова Ю.А. Имидж как инструмент достижения устойчивого развития региона // Вестник алтайской науки. 2015. № 2 (24). с. 55 — 61.
4. Буланов, А. Бренд 2.0. От философии к практике / А. Буланов. — М.: Красная Звезда, 2014.
5. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. — Москва, Ростов н / Д: 2000. — с. 229.
6. Бондаренко В.А. и др., Маркетинговый инструментарий развития потенциала региональных потребительских рынков: теория и практика: Коллективная монография / под ред. В. А. Бондаренко — М.: Перо , 2016. — 163 с.
7. Быстрова О. Ю. Продвижение региональных брендов: монография / О. Ю. Быстрова — Кострома: Изд-во КГТУ , 2016. — 159 с.
8. Галиуллина Л.И. К вопросу о формировании и развитии имиджа региона // В сборнике: Студент и аграрная наука Материалы Х Всероссийской студенческой научной конференции. — 2016. с. 18 — 20.
9. Дайан А., Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.; / Академия рынка: маркетинг Науч. Ред. А.Г. Худокормов. — М.: Экономика, 2014 г.
10. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинг в системе управления предприятием; Развитие предприятия и конкурентоспособность: Сб. МДНТП. — М., 2015 г.
11. Курганов, В.М. Логистические транспортные потоки / В.М. Курганов. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2013. — 252 с.25.
12. Лавлок, К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия / К. Лавлок. — 4-е изд. / пер. с англ. Т. Безвенюк, О. Медведь, Н. Метоль, А. Мороз, К. Сафонов, Н. Шульпина. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. -1008 с.
13. Лавров А.М., Сурнин В.С. Реформирование экономики: региональные аспекты. — Кемерово, 2014. — 311 с.
14. Молчанов, Н.Н. Маркетинг инноваций: организация и маркетинг / Н.Н.Молчанов. — СПбГУ, 2014. — 525с.
15. Мути, И. Брендинг за 60 минут / И. Мути. — М.: Э , 2016. — 253 с.
16. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий: учеб. пособие / А.П. Панкрухин. — М.: РАГС, 2002. — 328 с.
17. Пикулёва Оксана Маркетинг и брендинг территорий; Машиностроение — Москва, 2016. — 164 c.
18. Погорелова Н.В., Немыкина С.А. Имидж территории как инвестиционный актив региона // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-3. с. 381—382.
19. Позднякова, Ж.С. Маркетинг территорий: Учеб. пособие / Ж.С.Позднякова, Л.В. Алферова. — Челябинск: Полиграф — Мастер , 2016. - 234 с.
20. Рожков, И.Я. Брендинг: учебник / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин. — М.: Юрайт, 2014. — 331 с.
21. Руднева Л.Н., Кудрявцев А.М. Транспортная инфраструктура региона: понятие и факторы формирования // Российское предпринимательство, 2013. № 24 (246). с. 139 — 144.
22. Силина С. А. Маркетинговая концепция управления региональным развитием / С. А. Силина // Маркетинг. — 2014. - №1. — с. 40 — 49.
23. Соловьев Б.А., Мешков А.А., Мусатов Б.В. / Учебник Маркетинг:— М.: НИЦ ИНФРА — М, 2016. — 336 с.
24. Сребник Б.В. Маркетинг / Б.В. Сребник. — М.: Высшая школа, 2017. — 360 c.
25. Терских М.В., Малёнова Е.Д. Имидж региона: теоретический аспект (российский и зарубежный опыт) // Политическая лингвистика. 2015. № 2. с. 199 — 105.
26. Чиж Ф.В., Шаповалова О.Н. Формирование имиджа регионов Рос-сии: проблемы и перспективы // В сборнике: Научное сообщество студентов Сборник материалов IX Международной студенческой научно-практической конференции: в 2 томах. — 2016. с. 264 — 265.
27. Чирков П.С. Проблема имиджа региона в политическом пространстве России // Вопросы политической науки. 2015. с. 29 — 35.
28. Черняев И.В. Региональная идентичность и формирование «позитивного» имиджа региона: к вопросу о теоретикометодологических основаниях политики регионального развития // Вестник Российской нации. 2015. Т. 3. № 41-3 (41). с. 196 — 204.
29. Шимко А.С., Астафьев Н.Е. Имидж региона и региональный брендинг как инструмент региональной политики России // В сборнике: Научное сообщество студентов. Сборник материалов IX Международной студенческой научно-практической конференции: в 2 томах. — 2016. с. 281—283.
30. Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход; Питер — М., 2016. — 864 c.
31. Щегорцов В. А., Таран В. А.,. Шойгу И. А, Щегорцов М. В.; под ред. Щегорцова В. А. / Региональный маркетинг. Стратегия, тактика, кластерный подход: монография — М.: Дело, 2016. - 510 с.