Введение
1 Психологическая подготовка в волейболе 6
1.1 Основы психологической подготовки в волейболе 6
1.2 Психологические методы регуляции технико-тактических
действий волейболистов 24
1.3. Краткая характеристика тревожности и ее роль в спортивной деятельности волейболистов 27
1.4 Психологические особенности поведения волейболистов в спортивной деятельности 29
2 Организация и методы исследования 35
2.1 Организация исследования 35
2.2 Методы исследования 36
3 Результаты исследования и их анализ 40
3.1 Содержание педагогического эксперимент 40
3.2 Измерение психического состояния спортсменов посредством
выявления ситуативной тревожности (шкала Ч. Спилбергера) 45
Заключение 51
Список использованных источников 52
Приложение А-В
Актуальность. Волейбол, как спортивная игра, характеризуется очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. В силу своей эмоциональности игра в волейбол требует от спортсмена эффективного переживания эмоциональных состояний.
Таким образом, психологические особенности деятельности волейболистов определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.
В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим повышением требований к уровню выступлений спортсменов роль психологического фактора в этой сфере деятельности становится все более ощутимой. Поэтому, на современном этапе развития спорта проблема повышения эффективности самой системы психологической подготовки спортсменов занимает одно из первых мест, а дальнейшие исследования психических состояний спортсменов являются важной составляющей для совершенствования учебно¬тренировочного процесса.
Психологическая подготовка спортсменов непосредственно связана с управлением тренировочным и соревновательным процессами. Проблема психологической подготовки волейболистов является актуальной на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуаций, вызывающих у человека состояния длительного психического напряжения во время игры. Следовательно, разработка системы эффективной психологической подготовки волейболистов необходима сегодня для ее дальнейшего применения с целью своевременной профилактики стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения, что будет способствовать повышению эффективности соревновательной деятельности. Анализ литературы показал, в спортивной психологии различные аспекты психологической подготовки в основном изучалась применительно к высококвалифицированным спортсменам, и недостаточное внимание уделялось исследованиям процесса подготовки юных спортсменов, что позволяет признать настоящее исследование актуальным.
В связи с недостаточной освещенностью в научных трудах проблемы психологической подготовки юных волейболистов, данной тема актуальна для исследования.
Цель исследования - снижение уровня ситуативной тревожности волейболистов 12-13 лет методом гетерорегуляции.
Гипотеза - предполагалось, что специально разработанная методика позволит снизить уровень ситуативной тревожности волейболистов 12-13 лет.
Объект исследования - тренировочный процесс юных волейболистов.
Предмет исследования - метод гетерорегуляции для снижения ситуативной тревожности волейболистов 12-13 лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методические аспекты психологической подготовки в волейболе, проанализировать своеобразие психологической подготовки волейболистов.
2. Рассмотреть понятие тревожности применительно к спортивной деятельности и определить уровень ситуативной тревожности у волейболистов 12¬13 лет.
3. Разработать экспериментальный метод снижения уровня ситуативной тревожности волейболистов 12-13 лет и оценить её эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Метод педагогического наблюдения.
3. Педагогический эксперимент.
4. Опрос.
5. Методы математической статистики.
1. Психологическая подготовка волейболистов к предстоящим соревнованиям осуществляется на базе общей психологической подготовки и связана с решением задач, поставленных перед спортсменом в данном конкретном соревновании.
Организация психологической подготовки должна быть направлена на формирование средств и качеств личности и психологических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности.
В условиях равной спортивной борьбы лучшая психологическая подготовленность игроков является решающим фактором, так как дает возможность наиболее эффективно показать физическую, техническую, тактическую и теоретическую подготовленность игроков.
Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.
2. В результате изучения научной и методической литературы по теме исследования мы пришли к заключению, что психологическая подготовка очень важна для подготовки юных волейболистов 12-13 лет. Данный возраст характеризуется нестабильностью психологической надежности. Однако вопросы совершенствования психологической подготовленности на этом этапе решается без достаточно обоснованных рекомендаций, что снижает эффективность управления тренировочным процессом данной возрастной группы.
3. Результаты проведенного исследования показали, что целенаправленное и систематическое применение разработанного метода, положительно по¬влияло на снижение уровня ситуативной тревожности юных волейболистов. Об этом свидетельствует статистическое улучшение результатов, включенных в систему тестирования.