Введение 6
1 Состояние и особенности развития рынка парикмахерских услуг
Красноярского края и г.Красноярска 8
1.1 Клиентоориентированность как ведущий фактор повышения
эффективности парикмахерского бизнеса 8
1.2 Исследование тенденций и проблемы развития рынка парикмахерских
услуг Красноярского края и г. Красноярска 17
1.3 Позиционирование ООО «Ребята» на рынке парикмахерских услуг
Красноярского края и г. Красноярска 22
2 Анализ и оценка бизнес-процесса взаимодействия с клиентами ООО
«Ребята» 28
2.1 Анализ показателей деятельности ООО «Ребята» 28
2.2 Оценка действующей системы взаимодействия с клиентами в ООО
«Ребята» 36
2.3 Обоснование необходимости внедрения информационно-аналитической поддержки CRM - системы ООО «Ребята» 38
3 Разработка информационно-аналитического бизнес-процесса взаимодействия с клиентами ООО «Bar Beard Shop» 47
3.1 Обоснование выбора среды разработки информационно-аналитического
обеспечения процесса взаимодействия с клиентами 47
3.2 Реализация информационно-аналитического обеспечения процесса
взаимодействия с клиентами 55
3.3 Оценка организационных изменений и эффективности внедренной
CRM - системы в ООО «Bar Beard Shop» 69
Заключение 76
Список использованных источников
В результате статистических исследований, проведенных в странах с развитой экономикой, было выявлено, что взаимодействие со значительным числом существующих (до 50%) клиентов многих компаний не приносит достаточной прибыли из-за неэффективного взаимодействия с ними. Неудовлетворенность клиентов является причиной частых смен компаний. Уход клиентов сильно сказывается на имидже компании, поскольку неудовлетворенные качеством обслуживания клиенты тиражируют сведения о своем негативном опыте существенно шире, чем удовлетворенные - положительным взаимодействием. Поэтому для многих компаний ключевым фактором жизнеспособности является постоянство, лояльность клиентской базы. В то же время основной целью маркетинговых усилий большинства российских предприятий и организаций, занятых в различных сферах деятельности, остается привлечение клиентов, реализуемое через высокозатратные маркетинговые программы. Это требует пересмотра маркетинговой политики и ее переориентации на первоочередное решение задач повышения лояльности клиентов. Эффективное управление взаимоотношениями с клиентами требует индивидуального подхода к каждому клиенту, анализа взаимоотношений с ними с целью выявления наиболее перспективных. Для этого необходимо собирать и обрабатывать большие объемы информации по истории взаимоотношений с каждым клиентом. Для решения этих задач в последние годы активно развивается концепция CRM (Customer Relationship Management - Управление Взаимоотношениями с Клиентами), которая предполагает использование передовых управленческих и информационных технологий для оптимизации взаимоотношений с клиентами.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью
клиентоориентированности, социальной ответственности и эффективности функционирования компании.
В роли объекта исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «Ребята» (ООО «Ребята»).
Предметом исследования является процесс разработки и внедрения CRM - системы в компанию ООО «Ребята».
Цель исследования: Разработка информационно-аналитического
обеспечения процесса взаимодействия с клиентами
Задачи, которые необходимо решить для реализации поставленной цели:
- оценить состояние и особенности развития рынка парикмахерских услуг Красноярского края и г. Красноярска;
- проанализировать и оценить бизнес-процессы обеспечения взаимодействия с клиентами в ООО «Ребята»;
- обосновать необходимость внедрения информационно-аналитической CRM - системы в ООО «Ребята»;
- разработать информационно-аналитическое обеспечение CRM - системы в ООО «Ребята»;
- оценить эффективность внедрения автоматизированной CRM - системы в ООО «Ребята».
В качестве информационной базы используется бухгалтерская отчетность предприятия, данные Федеральной службы государственной статистики.
Актуальность клиентоориентированного подхода в бизнесе растет, что подтверждает рост мирового рынка CRM на 15% в год. По оценкам ведущих аналитических агентств мира к 2017 году около 90% компаний будут иметь информационные системы класса CRM.
В данной дипломной работе была проведен анализ рынка систем управления взаимоотношениями с клиентами. В секторе систем «среднего класса» в России присутствуют практически все основные компании и продукты, которые определяют развитие мирового рынка в этом сегменте. Общий список CRM-продуктов получился следующим: Siebel Enterprise Edition и Siebel Mid-Market Edition, Oracle CRM, SalesLogix, Frontstep Channel Center, Quick Sales, Remedy ARS, Pivotal.
Так же был произведена анализ парикмахерской ООО «Ребята». Был проведен анализ существующих бизнес-процессов. Было проведено внедрение CRM-системы YCLIENTS, вследствие чего была изменена организационная структура и произведено управление изменениями при внедрении системы управления взаимоотношениями.
В технико-экономическом обосновании при внедрении системы управления взаимоотношениями с клиентами YCLIENTS была рассчитана текущая прибыль после внедрения CRM - системы. По результатам расчетов прибыль составлят больше, чем стоимость CRM - системы , а это значит, что данное вложение капитала является эффективным. То есть внедрение YCLIENTS является целесообразным и экономически эффективным.
1. Александер C.R.M. Карманный справочник / Александер, Тернер - М.: Гиппо, 2014. - 136 с.
2. Анализ финансового состояния предприятия / Энциклопедия Экономиста, [Электронный ресурс] - URL:http://www.grandars.ru/college/ekonomika- firmy/finansovyy-analiz-predpriyatiya.html
3. Андерсон К. Менеджмент, ориентированный на потребителя: CRM- технологии как основа новых отношений с клиентом / К. Андерсон, К. Керр - М.: Гранд-Фаир, 2003. - 288 с.
4. Балдин. Информационные системы в экономике. Учебник / Балдин, Уткин - М.: Дашков и К, 2009. - 395 с.
5. Бланшар К. Как добиться лояльности клиентов в сфере услуг / К.
Бланшар, Дж. Баллард - М.: Эксмо, 2008. - 208 с.
6. Боровков П. Финансово-экономический анализ / П.Боровков -
Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс], 2008. -
URL:http://www.cfin.ru/finanalysis/reports/fin-ec_analysis.shtml
7. Бухгалтерская отчетность ООО «Ребята» за 2014-2015 гг.
8. Вертоградов В. Как оценить эффективность внедрения CRM-систем. Другой взгляд / Владимир Вертоградов // Коммерческий директор - 2006, №2 [Электронный ресурс]
9. Вертоградов В. Управление продажами / В.Вертоградов - Спб.:ПИТЕР, 2008г. - 236стр.
10. Волков. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Волков, Девяткин - М.: Инфра-М, 2009. - 604 с.
11. Голышева. CRM: практика эффективного бизнеса / Голышева, Кудинов, Сорокин: - М.: 1С, 2012. - 374 с.
12. Гольдштей Б. Call-центры и компьютерная телефония / Б. С. Гольдштей - Спб.: БХВ-Петербург, 2002. - 372 с.
13. Горфинкель В.: Экономика предприятия (фирмы) / В. Горфинкель - М.:Проспект, 2011. - 640 с.
14. Гринберг Пол. CRM со скоростью света. Привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет - М.: Символ-Плюс, 2006. - 530 с.
15. Кадыков М. Как рассчитать эффективность внедрения CRM-системы? / М.Кадыков - E-xecutive.ru, [Электронный ресурс], 2010. - URL: http://www.e- xecutive.ru/knowledge/announcement/1340669/
16. Кондратьев. Показываем бизнес-процессы: от модели процессов компании до регламентов и процедур / Кондратьев, Кузнецов - М.: Эксмо- Пресс, 2008. - 480с.
17. Кудинов А. СЯМ:Российская практика эффективного бизнеса / А. Кудинов - М.: ООО "1С-Паблишинг", 2009. - 374 с.
18. Лазарева Н. CRM: едкий вкус конкуренции / Н.Лазарева -ИТ-базнес CRN
[Электронный ресурс], 2008. - URL:http://www.crn.ru/numbers/spec-
numbers/detail.php?ID=19871
19. Ли К. Создание клиентской базы. Пошаговое руководство по превращению контактов в деньги / К. Ли - М.: Вершина, 2008. - 360 с.
20. Лукич Р. Управление отделом продаж. Инструменты эффективного менеджера / Р. Лукич - М.: Добрая книга, 2009. - 336 с.
21. Максимов. Экономика фирмы / Максимов, Ермишина, Спиридонов - М.: Феникс, 2009. - 571 с.
22. Мальков Антон. Внедрение CRM системы. / А.Мальков - Деловой мир
[Электронный ресурс], - 2011 - URL -
http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=10509
23. Молино П. Технологии CRM. Экспресс-курс / П.Молино - М.: Гранд- Фаир, 2004. - 272 с.
24. Ньюэлл Ф. Почему не работают системы управления отношениями с клиентами (CRM) / Фредерик Ньюэлл - М.: Добрая книга, 2004. - 368 с.
25. Оганесян А. CRM-витамины в России принимают сквозь слезы /
А.Оганесян - Cnews [Электронный ресурс], - 2007 -
URL:http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2004/09/24/165733
26. Отраслевые и совместные программные продукты 1С [Электронный ресурс] // 1С-Рарус, URL:http://rarus.ru/1c-crm/1c8-crm/
27. Пепперс Д. Управление отношениями с клиентами. Как превратить базу ваших клиентов в деньги / Д. Пепперс и М. Роджерс - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. - 336 с.
28. Пирогов В.: Информационные системы и базы данных: организация и проектирование / В.Пирогов - CmT: BHV, 2009. - 528 с.
29. Платежеспособность и ликвидность предприятия / Энциклопедия Экономиста, [Электронный ресурс]
30. Плотников В. CRM: с чего начать (взгляд разработчика) / Владимир
Плотников // CRM-Online [Электронный ресурс], 2003. -
URL:http://www.crmonline.ru/analytics/experts/plotn2.php
31. Прюитт Э. CRM завоевывает признание / Э.Прюитт - «Computerworld Россия», № 42, 2005. [Электронный ресурс]
32. Пэйн Э. Руководство по CRM. Путь к совершенствованию менеджмента клиентов / Э. Пэйн - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. - 384 с.
33. Репин. Бизнес-процессы. Регламентация и управление [Уч. пос] / Репин, Елиферов - М.: ИНФРА-М, 2009. - 319 с.
34. Саутенкова О. CRM и ROI: выбираем и рассчитываем / О. Саутенкова. - CRM-онлайн [Электронный ресурс]
35. Селищев Н. 1С: Предприятие 8.2. Управление торговлей / Н.Селищев - Спб.: 2010. - 400 стр.
36. Семакин. Информационные системы и модели / Семакин, Хеннер - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2005. - 303 с.
37. Сьюэлл К. Клиенты на всю жизнь / П. Браун, К. Сьюэлл - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 240 с.
38. Телина. Информационные системы: Учебник для вузов / Телина, Избачков, Петров - Спб.: ПИТЕР, 2011. - 511 с.
39. Трофимов С. CRM для практиков / C. Трофимов - М.: АвтоКод, 2006. - 304 с.
40. Ходак А. Как оценить эффективность внедрения CRM-систем / Елена Ходак // Коммерческий директор - 2006. - №2 [Электронный ресурс], URL:http://www.jur-jur.ru/articles/articles203.html
41. Черкашин П. Готовы ли Вы к войне за клиента?: Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). / П. Черкашин - М.: Интернет- университет информационных технологий, 2004. - 380 с.
42. Черкашин П. Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) / П. Черкашин - М.: Интернет-университет информационных технологий, 2007. - 376 с.
43. Шахлевич А. Окупаемость CRM / А. Шахлевич. - Энциклопедия маркетинга marketing.spb.ru., 2011, [Электронный ресурс]
44. Шеер. ARIS- моделирование бизнес-процессов / Август-Вильгельм Шеер - М.: Вильямс, 2009. - 224 с.