Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №26185

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
681
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования связной устной речи младших школьников
1.1 Понятие связной устной речи младших школьников и ее особенности.. ..8
1.2 Разновидности речи по характеру взаимодействия участников 14
1.3 Произведение изобразительного искусства как средство развития связной устной
речи школьников 19
Глава 2 Методическая работа по формированию связной устной речи младших школьников
2.1 Методы и приемы формирования связной устной речи младших
школьников 23
2.2 Анализ опытно-экспериментального обучения 40
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение

В современной методике, посвященной вопросам развития речи, еще до конца не разработана система обучения учащихся разным видам устных высказываний, не решен вопрос о последовательности овладения различными конструктивными элементами устного рассказа; не определены уровни развития связной устной речи учащихся не разработаны детально критерии и оценки устного рассказа для каждого года обучения [39].
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным - это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способность общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. В этом контексте тема выпускной работы представляется актуальной.
Изучая трудности, которые испытывает младший школьник при создании устного рассказа, Н.И. Жинкин установил, что они связаны:
1) с бедностью активного словаря, а акт устной речи требует мгновенной реализации мысли в слове;
2) в устной речи нет времени для отбора слов, приходится применять те слова, которые находятся «наготове»;
3) со слабо развитой оперативной памятью, функция которой состоит в том, чтобы во время устного составления предложения удерживать уже связанные слова и упреждать слова, предстоящие к произношению [7].
Эти трудности могут быть значительно ослаблены, если вести с детьми систематическую работу по обогащению активного словаря на уровне лексики, морфологии и синтаксиса.
Связная речь направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает тему, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой [31].
В содержании ФГОС НОО содержатся предметные результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку связанные с темой нашего исследования, а именно: сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Одной из основных задач реализации содержания по ФГОС НОО является: развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности [35].
Планирование развития связной речи учащихся рекомендуется на длительный срок. План должен охватывать все доступные возрасту учащихся виды сочинений, изложений, рассказов. Это позволит разносторонне развить связную речь младших школьников. Учитель предусматривает упражнения различных типов, организует обучение повествование, описанию, рассуждению. Однако по мере овладения связной речь, все чаще и шире в повествование должны вводиться «зарисовки», т.е. элементы описания, а также причинные обоснования и выводы, т.е. элементы рассуждения [14].
Обучая ребенка письменной и устной связной речи, мы не только знакомим его с орфографией, правописание и грамматикой, но одновременно воспитываем его мышление, т.е. учим его дисциплинировать свою собственную мысль, произвольно ею пользоваться, контролировать ее ход.
Исследование посвящено обучению младших школьников устной монологической речи. Эта проблема является одной из сложных в системе развития речи. Между тем именно уровень монологической речи свидетельствует о полноценности владения родным языком.
Как указывают исследователи, обращение к монологическим пересказам при обсуждении проблемы пассивного и творческого владения языком, а школьным
Цель: формирование связной устной речи младших школьников на основе методов и приемов работы над монологической речью при создании устного высказывания в начальной школе на уроках русского языка.
Объектом выпускного исследования является работа в области развития связной речи, а предметом - методы и приемы работы по созданию устного высказывания на уроках русского языка.
Гипотезы исследования: если в работе над связным устным высказыванием будут использоваться такие методы и приёмы, как метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего; метод основанный на знаменитом магическом «если бы...» К.С. Станиславского;метод создания опор- иллюстраций и др., то речевая работа будет более эффективной.
Целевая установка определила решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие и особенности связной устной речи младших школьников;
2) охарактеризовать разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения;
3) выявить роль произведения изобразительного искусства как средства развития связной речи школьников;
4) предложить методы и приемы работы при обучении младших школьников созданию устного высказывания;
5) провести опытно-экспериментальное обучение и выполнить его анализ. Методологической основойявляются работы М.Р. Львова, О.М Казарцевой. В ходе выполнения выпускной работы мы использовали следующие методы:
1) анализ лингвистической и методической литературы по проблеме исследования;
2) обобщение и сравнение;
3) эксперимент.
База исследования: анализ и обобщение лингвистической и методической литературы; апробация предложенных методов и приемов проводилась на базе МБОУ «СОШ №2 г. Лесосибирска» во 2 «б» классе.
Практическая значимость: данная выпускная работа может быть использована учителями школьных учреждений, а также студентами педагогических инститов в период прохождения педагогической практики.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении изложены актуальность работы, проблема, обозначены цель, предмет, объект, а также сформулированы гипотеза, задачи, методологическая основа,методы, база исследования, его практическая значимость, структура и апробация.
В первой главе «Теоретические основы формирования связной устной речи младших школьников» рассматриваются понятие и особенности связной устной речи, разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения, раскрывается роль произведения изобразительного искусства как средства развития связной речи школьников.
Во второй главе «Методическая работа по формированию связной устной речи младших школьников» описаны методы и приемы, которые легли в основу методической работы над связным устным высказыванием и были апробированы в ходе опытно-экспериментального обучения; изложен анализ опытно-экспериментального обучения.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Список литературы включает 40 использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания выпускного квалификационного исследования нами были решены поставленные задачи, а именно: 1) рассмотрели понятие и особенности связной устной речи младших школьников; 2) охарактеризовали разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения; 3) рассмотреть произведение изобразительного искусства как средство развития связной речи школьников; 4) предложили методы и приемы работы при обучении младших школьников созданию устного высказывания; 5) провели опытно-экспериментальное обучение и выполнили его анализ.
Развитие речи учащихся - самостоятельный раздел преподавания русского языка. Здесь важно сформировать связную речь, продуктом которого выступает высказывание (рассказ). Оно пределяется в методической литературе как результат речевой деятельности, имеющий наличие определенной внутренней и внешней, конструктивной (структурной) связи отдельных его частей.
По характеру взаимодействия участников общения выделяют монолог, диалог и полилог. В нашей работе актуализируется понятие монолога. Монологическое высказывание требует от говорящего наличия определенной цели, плана, языковой и речевой подготовленности. Все это обуславливает тщательную методическую работу учителя, поскольку необходимо так построить работу по развитию речи, чтобы получали речеведческие сведения, позволяющие учитывать состав аудитории, налаживать контакт с ней и т.п.
Беседы по картинам дают богатый материал для обогащения словарного запаса детей и помогают развитию мышления детей в понятиях, формируя и развивая словесно-логическое мышление, что ведет к развитию речи детей и совершенствованию их связной устной и письменной речи.
Предлагаемые нами методы и приемы способствуют формированию речевой компетентности младших школьников, которые позволяют создавать собственные устные высказывания.


1. Антонова, Е.С. Методика обучения русскому языку: учебник для студ. учреждений высш. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. - 400 с.
2. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е.В. Архипова // Начальная школа. - 2000. - №4 - с. 35-39.
3. Бунеева, Р.Н. Русский язык 2-го класса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - Москва : «Баласс», 2003. - 160 с.
4. Винокур, Т.Г. Полилог// Лингвистический энциклопедический словарь / Т.Г. Винокур. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 381.
5. Грищенко, И.И. Функции и разновидности речи / И.И. Грищенко // Начальная школа. - 2011. - №6. - С. 34-36.
6. Горлова, М.А. Обучение написанию сочинения по картине И.И.Левитана «Золотая осень» / М.А. Горлова // Начальная школа. - 2006. - №8. - С.50-54.
7. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - Москва : Изд-во АПН РСФСР. - 1958. - 312 с.
8. Занков.ги. Система развивающего обучения. [Электронный ресурс]: официальный сайт государственной системы развивающего обучения для начальной школы. - Режим доступа: https://zankov.ru/
9. Зеленина Л.М. Русский язык: учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2001. - 110 с.
10. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие / О.М. Казарцева. - Москва : Флинта, Наука, 1998. - 496 с.
11. Кочеткова, А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников / А.В. Кочеткова// Начальная школа. - 2004. - №8. - С. 12-17.
12. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя / Т.А. Ладыжеская. - Москва : Просвещение. - 1991. - 240 с.
13. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя / М.Р. Львов. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1985. - 272 с.
14. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - Москва : Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
15. Львов, М.Р. Методы развития речи учащихся / М.Р. Львов // Русский язык в школе. - 1985. - №4. - С. 42-47.
16. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Ладыженской Т.А. - Москва : Просвещение. - 1980. - 224с.
17. Милютина, М.А. Связная речь / М.А. Милютина // Начальная школа. - 2013. -№11. - С. 34-39.
18. Матвеева, Т.В. Монолог// Учебный словарь: русский язык, культура, стилистика, риторика/ Т.В. Матвеева. - Москва: Флинта: Наука, 2003. - С. 158-159
19. Мухина, В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - Москва : Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
20. Мали, Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ / Л.Д. Мали // Начальная школа. - 1985. - № 3. - С. 61-64.
21. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших
школьников на уроках русского языка с
использованием изобразительной наглядности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13. 00. 02 / И.М. Михайлова. - Москва. - 1999. - 16 с.
22. Нечаева, Н.В. Русский язык: Учебник для 2 класса: Ч.1. - 6-е изд / Н.В. Нечаева. - Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. - 112 с.
23. Организация работы по развитию речи. [Электронный ресурс] : Социальная сеть взаимопомощи учителей. - Режим доступа: https: //infourok.ru/organizaciya-raboti- po-razvitiyu-rechi-423046.html
24. Полякова, А. В. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк. / А.В. Полякова. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2003. - 222 с.
25. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя / Н.И. Полякова. - Москва : Просвещение, 1984.
- 191 с.
26. Пропп, В.Я. Морфология "волшебной" сказки / В.Я. Пропп. - Москва : Лабиринт. - 1998. - 128 с.
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн.
- Москва : Педагогика, 1989. - 488 с.
28. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. - 4-е изд., стереотип / Т.Г. Рамзаева. - Москва : Дрофа, 2003. - 208 с.
29. Стернин, И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Стернин. - Москва : Издательский центр «Академия». - 2013. - 272 с.
30. Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление / А.Н. Соколов. - Москва : Просвещение. - 1968. - 248 с.
31. Соловейчик, М.С. Формирование умений связной речи у младших школьников / М.С. Соловейчик // Начальная школа. - 1982. - № 7. - С. 25-30.
32. Трошева, Т.Б. Диалог / Т.Б. Трошева // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 45-46.
33. Тумина, Л.Е. Монолог / Л.Е. Тумилина// Педагогическое речеведение. Словарь справочник. Москва, 1998. С.116 - 117.
34. Тумина, Л.Е. Полилог / Л.Е. Тумилина // Педагогическое речеведение. Словарь справочник. - 1998. - С. 45-46.
35. ФГОС НОО Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Общие положения. - Москва : в ред. Приказов Минобрнауки России, 2014. - 28 с.
36. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. - Москва : Аркти. - 2011. - 56 с.
37. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителей / С.Н. Цейтлин. - Москва : Просвещение. - 1982. - 143 с.
38. Ширяев, Е.Н. Полилог // Культура русской речи: Энциклопедический словарь - справочник / Е.Н. Ширяев. - 2003. - 484с.
39. Щеголева, Г.С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Г.С. Щеголева. - Москва, 2014. - 269 с.
40. Щерба, Л.В. Современный русский литературный язык / Л.В. Щерба // Русский язык в школе. - 1939. - № 4. - С. 19-26.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ