ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования связной устной речи младших школьников
1.1 Понятие связной устной речи младших школьников и ее особенности.. ..8
1.2 Разновидности речи по характеру взаимодействия участников 14
1.3 Произведение изобразительного искусства как средство развития связной устной
речи школьников 19
Глава 2 Методическая работа по формированию связной устной речи младших школьников
2.1 Методы и приемы формирования связной устной речи младших
школьников 23
2.2 Анализ опытно-экспериментального обучения 40
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение
Глава 1 Теоретические основы формирования связной устной речи младших школьников
1.1 Понятие связной устной речи младших школьников и ее особенности.. ..8
1.2 Разновидности речи по характеру взаимодействия участников 14
1.3 Произведение изобразительного искусства как средство развития связной устной
речи школьников 19
Глава 2 Методическая работа по формированию связной устной речи младших школьников
2.1 Методы и приемы формирования связной устной речи младших
школьников 23
2.2 Анализ опытно-экспериментального обучения 40
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение
В современной методике, посвященной вопросам развития речи, еще до конца не разработана система обучения учащихся разным видам устных высказываний, не решен вопрос о последовательности овладения различными конструктивными элементами устного рассказа; не определены уровни развития связной устной речи учащихся не разработаны детально критерии и оценки устного рассказа для каждого года обучения [39].
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным - это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способность общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. В этом контексте тема выпускной работы представляется актуальной.
Изучая трудности, которые испытывает младший школьник при создании устного рассказа, Н.И. Жинкин установил, что они связаны:
1) с бедностью активного словаря, а акт устной речи требует мгновенной реализации мысли в слове;
2) в устной речи нет времени для отбора слов, приходится применять те слова, которые находятся «наготове»;
3) со слабо развитой оперативной памятью, функция которой состоит в том, чтобы во время устного составления предложения удерживать уже связанные слова и упреждать слова, предстоящие к произношению [7].
Эти трудности могут быть значительно ослаблены, если вести с детьми систематическую работу по обогащению активного словаря на уровне лексики, морфологии и синтаксиса.
Связная речь направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает тему, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой [31].
В содержании ФГОС НОО содержатся предметные результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку связанные с темой нашего исследования, а именно: сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Одной из основных задач реализации содержания по ФГОС НОО является: развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности [35].
Планирование развития связной речи учащихся рекомендуется на длительный срок. План должен охватывать все доступные возрасту учащихся виды сочинений, изложений, рассказов. Это позволит разносторонне развить связную речь младших школьников. Учитель предусматривает упражнения различных типов, организует обучение повествование, описанию, рассуждению. Однако по мере овладения связной речь, все чаще и шире в повествование должны вводиться «зарисовки», т.е. элементы описания, а также причинные обоснования и выводы, т.е. элементы рассуждения [14].
Обучая ребенка письменной и устной связной речи, мы не только знакомим его с орфографией, правописание и грамматикой, но одновременно воспитываем его мышление, т.е. учим его дисциплинировать свою собственную мысль, произвольно ею пользоваться, контролировать ее ход.
Исследование посвящено обучению младших школьников устной монологической речи. Эта проблема является одной из сложных в системе развития речи. Между тем именно уровень монологической речи свидетельствует о полноценности владения родным языком.
Как указывают исследователи, обращение к монологическим пересказам при обсуждении проблемы пассивного и творческого владения языком, а школьным
Цель: формирование связной устной речи младших школьников на основе методов и приемов работы над монологической речью при создании устного высказывания в начальной школе на уроках русского языка.
Объектом выпускного исследования является работа в области развития связной речи, а предметом - методы и приемы работы по созданию устного высказывания на уроках русского языка.
Гипотезы исследования: если в работе над связным устным высказыванием будут использоваться такие методы и приёмы, как метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего; метод основанный на знаменитом магическом «если бы...» К.С. Станиславского;метод создания опор- иллюстраций и др., то речевая работа будет более эффективной.
Целевая установка определила решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие и особенности связной устной речи младших школьников;
2) охарактеризовать разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения;
3) выявить роль произведения изобразительного искусства как средства развития связной речи школьников;
4) предложить методы и приемы работы при обучении младших школьников созданию устного высказывания;
5) провести опытно-экспериментальное обучение и выполнить его анализ. Методологической основойявляются работы М.Р. Львова, О.М Казарцевой. В ходе выполнения выпускной работы мы использовали следующие методы:
1) анализ лингвистической и методической литературы по проблеме исследования;
2) обобщение и сравнение;
3) эксперимент.
База исследования: анализ и обобщение лингвистической и методической литературы; апробация предложенных методов и приемов проводилась на базе МБОУ «СОШ №2 г. Лесосибирска» во 2 «б» классе.
Практическая значимость: данная выпускная работа может быть использована учителями школьных учреждений, а также студентами педагогических инститов в период прохождения педагогической практики.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении изложены актуальность работы, проблема, обозначены цель, предмет, объект, а также сформулированы гипотеза, задачи, методологическая основа,методы, база исследования, его практическая значимость, структура и апробация.
В первой главе «Теоретические основы формирования связной устной речи младших школьников» рассматриваются понятие и особенности связной устной речи, разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения, раскрывается роль произведения изобразительного искусства как средства развития связной речи школьников.
Во второй главе «Методическая работа по формированию связной устной речи младших школьников» описаны методы и приемы, которые легли в основу методической работы над связным устным высказыванием и были апробированы в ходе опытно-экспериментального обучения; изложен анализ опытно-экспериментального обучения.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Список литературы включает 40 использованных источников.
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным - это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способность общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. В этом контексте тема выпускной работы представляется актуальной.
Изучая трудности, которые испытывает младший школьник при создании устного рассказа, Н.И. Жинкин установил, что они связаны:
1) с бедностью активного словаря, а акт устной речи требует мгновенной реализации мысли в слове;
2) в устной речи нет времени для отбора слов, приходится применять те слова, которые находятся «наготове»;
3) со слабо развитой оперативной памятью, функция которой состоит в том, чтобы во время устного составления предложения удерживать уже связанные слова и упреждать слова, предстоящие к произношению [7].
Эти трудности могут быть значительно ослаблены, если вести с детьми систематическую работу по обогащению активного словаря на уровне лексики, морфологии и синтаксиса.
Связная речь направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает тему, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой [31].
В содержании ФГОС НОО содержатся предметные результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку связанные с темой нашего исследования, а именно: сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Одной из основных задач реализации содержания по ФГОС НОО является: развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности [35].
Планирование развития связной речи учащихся рекомендуется на длительный срок. План должен охватывать все доступные возрасту учащихся виды сочинений, изложений, рассказов. Это позволит разносторонне развить связную речь младших школьников. Учитель предусматривает упражнения различных типов, организует обучение повествование, описанию, рассуждению. Однако по мере овладения связной речь, все чаще и шире в повествование должны вводиться «зарисовки», т.е. элементы описания, а также причинные обоснования и выводы, т.е. элементы рассуждения [14].
Обучая ребенка письменной и устной связной речи, мы не только знакомим его с орфографией, правописание и грамматикой, но одновременно воспитываем его мышление, т.е. учим его дисциплинировать свою собственную мысль, произвольно ею пользоваться, контролировать ее ход.
Исследование посвящено обучению младших школьников устной монологической речи. Эта проблема является одной из сложных в системе развития речи. Между тем именно уровень монологической речи свидетельствует о полноценности владения родным языком.
Как указывают исследователи, обращение к монологическим пересказам при обсуждении проблемы пассивного и творческого владения языком, а школьным
Цель: формирование связной устной речи младших школьников на основе методов и приемов работы над монологической речью при создании устного высказывания в начальной школе на уроках русского языка.
Объектом выпускного исследования является работа в области развития связной речи, а предметом - методы и приемы работы по созданию устного высказывания на уроках русского языка.
Гипотезы исследования: если в работе над связным устным высказыванием будут использоваться такие методы и приёмы, как метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего; метод основанный на знаменитом магическом «если бы...» К.С. Станиславского;метод создания опор- иллюстраций и др., то речевая работа будет более эффективной.
Целевая установка определила решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие и особенности связной устной речи младших школьников;
2) охарактеризовать разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения;
3) выявить роль произведения изобразительного искусства как средства развития связной речи школьников;
4) предложить методы и приемы работы при обучении младших школьников созданию устного высказывания;
5) провести опытно-экспериментальное обучение и выполнить его анализ. Методологической основойявляются работы М.Р. Львова, О.М Казарцевой. В ходе выполнения выпускной работы мы использовали следующие методы:
1) анализ лингвистической и методической литературы по проблеме исследования;
2) обобщение и сравнение;
3) эксперимент.
База исследования: анализ и обобщение лингвистической и методической литературы; апробация предложенных методов и приемов проводилась на базе МБОУ «СОШ №2 г. Лесосибирска» во 2 «б» классе.
Практическая значимость: данная выпускная работа может быть использована учителями школьных учреждений, а также студентами педагогических инститов в период прохождения педагогической практики.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении изложены актуальность работы, проблема, обозначены цель, предмет, объект, а также сформулированы гипотеза, задачи, методологическая основа,методы, база исследования, его практическая значимость, структура и апробация.
В первой главе «Теоретические основы формирования связной устной речи младших школьников» рассматриваются понятие и особенности связной устной речи, разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения, раскрывается роль произведения изобразительного искусства как средства развития связной речи школьников.
Во второй главе «Методическая работа по формированию связной устной речи младших школьников» описаны методы и приемы, которые легли в основу методической работы над связным устным высказыванием и были апробированы в ходе опытно-экспериментального обучения; изложен анализ опытно-экспериментального обучения.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Список литературы включает 40 использованных источников.
В ходе написания выпускного квалификационного исследования нами были решены поставленные задачи, а именно: 1) рассмотрели понятие и особенности связной устной речи младших школьников; 2) охарактеризовали разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения; 3) рассмотреть произведение изобразительного искусства как средство развития связной речи школьников; 4) предложили методы и приемы работы при обучении младших школьников созданию устного высказывания; 5) провели опытно-экспериментальное обучение и выполнили его анализ.
Развитие речи учащихся - самостоятельный раздел преподавания русского языка. Здесь важно сформировать связную речь, продуктом которого выступает высказывание (рассказ). Оно пределяется в методической литературе как результат речевой деятельности, имеющий наличие определенной внутренней и внешней, конструктивной (структурной) связи отдельных его частей.
По характеру взаимодействия участников общения выделяют монолог, диалог и полилог. В нашей работе актуализируется понятие монолога. Монологическое высказывание требует от говорящего наличия определенной цели, плана, языковой и речевой подготовленности. Все это обуславливает тщательную методическую работу учителя, поскольку необходимо так построить работу по развитию речи, чтобы получали речеведческие сведения, позволяющие учитывать состав аудитории, налаживать контакт с ней и т.п.
Беседы по картинам дают богатый материал для обогащения словарного запаса детей и помогают развитию мышления детей в понятиях, формируя и развивая словесно-логическое мышление, что ведет к развитию речи детей и совершенствованию их связной устной и письменной речи.
Предлагаемые нами методы и приемы способствуют формированию речевой компетентности младших школьников, которые позволяют создавать собственные устные высказывания.
Развитие речи учащихся - самостоятельный раздел преподавания русского языка. Здесь важно сформировать связную речь, продуктом которого выступает высказывание (рассказ). Оно пределяется в методической литературе как результат речевой деятельности, имеющий наличие определенной внутренней и внешней, конструктивной (структурной) связи отдельных его частей.
По характеру взаимодействия участников общения выделяют монолог, диалог и полилог. В нашей работе актуализируется понятие монолога. Монологическое высказывание требует от говорящего наличия определенной цели, плана, языковой и речевой подготовленности. Все это обуславливает тщательную методическую работу учителя, поскольку необходимо так построить работу по развитию речи, чтобы получали речеведческие сведения, позволяющие учитывать состав аудитории, налаживать контакт с ней и т.п.
Беседы по картинам дают богатый материал для обогащения словарного запаса детей и помогают развитию мышления детей в понятиях, формируя и развивая словесно-логическое мышление, что ведет к развитию речи детей и совершенствованию их связной устной и письменной речи.
Предлагаемые нами методы и приемы способствуют формированию речевой компетентности младших школьников, которые позволяют создавать собственные устные высказывания.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2023 - Особенности связной устной речи младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ СОЗДАНИИ
РАЗВЕРНУТЫХ ОТВЕТОВ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2013 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ НАД ПЕРЕСКАЗОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022



