МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ - ОПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 6
Глава 1 Теоретические основы обучения младших школьников тексту- описанию 9
1.1 Теория текста и общие особенности текста-описания 9
1.2 Анализ учебников и программ по русскому языку для начальной
школы по работе над текстом-описанием 16
Глава 2 Методические рекомендации по работе с текстами-описаниями
на уроках русского языка в начальной школе 25
2.1 Методика формирования умения составлять письменный текст-
описание 25
2.2 Приемы и методы работы с текстами-описаниями на уроках
русского языка в начальной школе 34
Заключение 45
Список использованных источников 47
Глава 1 Теоретические основы обучения младших школьников тексту- описанию 9
1.1 Теория текста и общие особенности текста-описания 9
1.2 Анализ учебников и программ по русскому языку для начальной
школы по работе над текстом-описанием 16
Глава 2 Методические рекомендации по работе с текстами-описаниями
на уроках русского языка в начальной школе 25
2.1 Методика формирования умения составлять письменный текст-
описание 25
2.2 Приемы и методы работы с текстами-описаниями на уроках
русского языка в начальной школе 34
Заключение 45
Список использованных источников 47
Актуальность. Начальная школа - фундамент образования каждого человека, поэтому необходимо сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Особым в жизни ребёнкаявляется период обучения в начальной школе. Это связано с изменением ведущей деятельности, с освоением новой социальной позиции, с расширением сферы и взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Для начального образования главным является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность обучения школьника. К общеучебным умениям относится работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся начальной школы. В перечень требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу входит, безусловно, и умение создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания.
Осознанность в организации текста напрямую связана со знанием назначения языковых единиц. В условиях начального обучения для развития навыков целеполагания и мотивированного отбора языковых средств необходимо изучение типологии текста. Понятие типа текста в школьной практику меняет методику обучения связной речи: усиливается лингвистическое содержание, появляется конкретная учебная цель - предоставить необходимые лингвистические сведения и на этой основе научить строить определенный тип текста. Типы текста, будучи противопоставленными по одним функциональным и структурным свойствам и объединенными по другим, представляют собой компоненты системы.
Актуальность обучения тексту-описанию в начальной школе на основе функционального подхода обусловлена тем, что:
1) потенциальные возможности текста-описания для развития устной и письменной речи, логического и лингвистического мышления младших школьников достаточно высоки;
2) обучение тексту-описанию соответствует направленности мышления младших школьников;
3) в речевой деятельности текст-описание младшими школьниками используется неосознанно, что связано с недостаточной разработанностью методической системы;
4) обучающие возможности текста-описания на основе функционального подхода исследованы и опробованы в меньшей степени, чем возможности других типов текста.
Цель: описать методику работы над текстом-описанием на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: развитие речи младших школьников.
Предмет исследования: методика работы над текстом-описанием в начальной школе.
Для решения поставленной цели исследования мы ставим следующие задачи:
1. В теоретическом аспекте изучить теорию текста и общие особенности текста-описания.
2. Проанализировать учебники и программы по русскому языку для начальной школы по работе над текстом-описанием.
3. Изучить методику формирования умения составлять письменный текст-описание.
4. Рассмотреть приемы и методы работы с текстами-описаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Методы исследования: анализ лингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение; сравнение.
Методологическую основу исследования составили научно- теоретические работы по лингвистике, психолингвистике, утверждающие коммуникативную и когнитивную функции языка; программы, методические рекомендации и пособия по обучению русскому языку в начальной школе. Лингвистика текста представлена трудами В.В. Бабайцевой,
В.А. Белошапковой, Н.С. Валгиной и др. Методические концепции процесса обучения русскому языку в начальной школе представлены трудами Л.В. Занкова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная методика может быть использована в практике развития речи младших школьников.
Для начального образования главным является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность обучения школьника. К общеучебным умениям относится работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся начальной школы. В перечень требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу входит, безусловно, и умение создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания.
Осознанность в организации текста напрямую связана со знанием назначения языковых единиц. В условиях начального обучения для развития навыков целеполагания и мотивированного отбора языковых средств необходимо изучение типологии текста. Понятие типа текста в школьной практику меняет методику обучения связной речи: усиливается лингвистическое содержание, появляется конкретная учебная цель - предоставить необходимые лингвистические сведения и на этой основе научить строить определенный тип текста. Типы текста, будучи противопоставленными по одним функциональным и структурным свойствам и объединенными по другим, представляют собой компоненты системы.
Актуальность обучения тексту-описанию в начальной школе на основе функционального подхода обусловлена тем, что:
1) потенциальные возможности текста-описания для развития устной и письменной речи, логического и лингвистического мышления младших школьников достаточно высоки;
2) обучение тексту-описанию соответствует направленности мышления младших школьников;
3) в речевой деятельности текст-описание младшими школьниками используется неосознанно, что связано с недостаточной разработанностью методической системы;
4) обучающие возможности текста-описания на основе функционального подхода исследованы и опробованы в меньшей степени, чем возможности других типов текста.
Цель: описать методику работы над текстом-описанием на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: развитие речи младших школьников.
Предмет исследования: методика работы над текстом-описанием в начальной школе.
Для решения поставленной цели исследования мы ставим следующие задачи:
1. В теоретическом аспекте изучить теорию текста и общие особенности текста-описания.
2. Проанализировать учебники и программы по русскому языку для начальной школы по работе над текстом-описанием.
3. Изучить методику формирования умения составлять письменный текст-описание.
4. Рассмотреть приемы и методы работы с текстами-описаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Методы исследования: анализ лингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение; сравнение.
Методологическую основу исследования составили научно- теоретические работы по лингвистике, психолингвистике, утверждающие коммуникативную и когнитивную функции языка; программы, методические рекомендации и пособия по обучению русскому языку в начальной школе. Лингвистика текста представлена трудами В.В. Бабайцевой,
В.А. Белошапковой, Н.С. Валгиной и др. Методические концепции процесса обучения русскому языку в начальной школе представлены трудами Л.В. Занкова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная методика может быть использована в практике развития речи младших школьников.
Изучив методику работы над текстом-описанием в начальной школе, мы пришли к следующим выводам:
1. В лингвистической науке имеют место различные трактовки понятия «текст». Текст - последовательность предложений, связанных друг с другом по смыслу в рамках общего замысла автора [26]. Программа начальной школы включает знакомство с текстами разных функциональных стилей, которое начинается с дифференциации основных типов текстов: описания, повествования, рассуждения.
Описание - функционально-смысловой тип речи, являющийся её типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определённую языковую структуру.
2. Анализ программ начальной школы по русскому языку подтвердил актуальность изучения текста-описания в начальных классах и тенденцию введения в программы материала по типологии текста. Материал по типам текста включен в учебники начальной школы авторами Т.А. Ладыженской, С.В. Ивановым. В работе над описанием выделяется задача ознакомления учащихся с разными его видами. Таковыми являются: описание предмета; описание состояния; описание места; описание процесса.
Результатом работы над описанием должен стать определенный уровень сформированное™ умений: осуществлять целенаправленное наблюдение предмета, явления; вычленять характерные детали, черты предмета; выделять наиболее яркие признаки; подбирать точные слова и выражения для обозначения выделенных главных признаков.
Проблемы обучения младших школьников описанию связаны с особенностями их словаря, который беден прилагательными. Это требует организации целенаправленной работы в направлении обогащения словарного запаса: пополнения новыми словами, называющими признаки предметов; уточнения значений слов-признаков; активизации словаря.
3. В методической литературе представлено достаточно много методов и приемов, позволяющих организовать эффективную работу над текстами описаниями на уроках русского языка в начальной школе. Наиболее удачными считаем составление синквейна, метод шести шляп, прием «человечек», метод построения полей смыслов Предложенные приемы и методы работы с текстами-описаниями влияют на развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
1. В лингвистической науке имеют место различные трактовки понятия «текст». Текст - последовательность предложений, связанных друг с другом по смыслу в рамках общего замысла автора [26]. Программа начальной школы включает знакомство с текстами разных функциональных стилей, которое начинается с дифференциации основных типов текстов: описания, повествования, рассуждения.
Описание - функционально-смысловой тип речи, являющийся её типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определённую языковую структуру.
2. Анализ программ начальной школы по русскому языку подтвердил актуальность изучения текста-описания в начальных классах и тенденцию введения в программы материала по типологии текста. Материал по типам текста включен в учебники начальной школы авторами Т.А. Ладыженской, С.В. Ивановым. В работе над описанием выделяется задача ознакомления учащихся с разными его видами. Таковыми являются: описание предмета; описание состояния; описание места; описание процесса.
Результатом работы над описанием должен стать определенный уровень сформированное™ умений: осуществлять целенаправленное наблюдение предмета, явления; вычленять характерные детали, черты предмета; выделять наиболее яркие признаки; подбирать точные слова и выражения для обозначения выделенных главных признаков.
Проблемы обучения младших школьников описанию связаны с особенностями их словаря, который беден прилагательными. Это требует организации целенаправленной работы в направлении обогащения словарного запаса: пополнения новыми словами, называющими признаки предметов; уточнения значений слов-признаков; активизации словаря.
3. В методической литературе представлено достаточно много методов и приемов, позволяющих организовать эффективную работу над текстами описаниями на уроках русского языка в начальной школе. Наиболее удачными считаем составление синквейна, метод шести шляп, прием «человечек», метод построения полей смыслов Предложенные приемы и методы работы с текстами-описаниями влияют на развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
Подобные работы
- Работа над текстом описанием в начальной школе (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Формирование лингвокульторологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ИЗУЧЕНИЕ ТИПА РЕЧИ «ОПИСАНИЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ-ОПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТОПОНИМОВ)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ НАД ТЕКСТОМ-РАССУЖДЕНИЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016



