Введение 6
Глава 1 Теоретические основы обучения младших школьников тексту- описанию 9
1.1 Теория текста и общие особенности текста-описания 9
1.2 Анализ учебников и программ по русскому языку для начальной
школы по работе над текстом-описанием 16
Глава 2 Методические рекомендации по работе с текстами-описаниями
на уроках русского языка в начальной школе 25
2.1 Методика формирования умения составлять письменный текст-
описание 25
2.2 Приемы и методы работы с текстами-описаниями на уроках
русского языка в начальной школе 34
Заключение 45
Список использованных источников 47
Актуальность. Начальная школа - фундамент образования каждого человека, поэтому необходимо сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Особым в жизни ребёнкаявляется период обучения в начальной школе. Это связано с изменением ведущей деятельности, с освоением новой социальной позиции, с расширением сферы и взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Для начального образования главным является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность обучения школьника. К общеучебным умениям относится работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся начальной школы. В перечень требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу входит, безусловно, и умение создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания.
Осознанность в организации текста напрямую связана со знанием назначения языковых единиц. В условиях начального обучения для развития навыков целеполагания и мотивированного отбора языковых средств необходимо изучение типологии текста. Понятие типа текста в школьной практику меняет методику обучения связной речи: усиливается лингвистическое содержание, появляется конкретная учебная цель - предоставить необходимые лингвистические сведения и на этой основе научить строить определенный тип текста. Типы текста, будучи противопоставленными по одним функциональным и структурным свойствам и объединенными по другим, представляют собой компоненты системы.
Актуальность обучения тексту-описанию в начальной школе на основе функционального подхода обусловлена тем, что:
1) потенциальные возможности текста-описания для развития устной и письменной речи, логического и лингвистического мышления младших школьников достаточно высоки;
2) обучение тексту-описанию соответствует направленности мышления младших школьников;
3) в речевой деятельности текст-описание младшими школьниками используется неосознанно, что связано с недостаточной разработанностью методической системы;
4) обучающие возможности текста-описания на основе функционального подхода исследованы и опробованы в меньшей степени, чем возможности других типов текста.
Цель: описать методику работы над текстом-описанием на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: развитие речи младших школьников.
Предмет исследования: методика работы над текстом-описанием в начальной школе.
Для решения поставленной цели исследования мы ставим следующие задачи:
1. В теоретическом аспекте изучить теорию текста и общие особенности текста-описания.
2. Проанализировать учебники и программы по русскому языку для начальной школы по работе над текстом-описанием.
3. Изучить методику формирования умения составлять письменный текст-описание.
4. Рассмотреть приемы и методы работы с текстами-описаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Методы исследования: анализ лингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение; сравнение.
Методологическую основу исследования составили научно- теоретические работы по лингвистике, психолингвистике, утверждающие коммуникативную и когнитивную функции языка; программы, методические рекомендации и пособия по обучению русскому языку в начальной школе. Лингвистика текста представлена трудами В.В. Бабайцевой,
В.А. Белошапковой, Н.С. Валгиной и др. Методические концепции процесса обучения русскому языку в начальной школе представлены трудами Л.В. Занкова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная методика может быть использована в практике развития речи младших школьников.
Изучив методику работы над текстом-описанием в начальной школе, мы пришли к следующим выводам:
1. В лингвистической науке имеют место различные трактовки понятия «текст». Текст - последовательность предложений, связанных друг с другом по смыслу в рамках общего замысла автора [26]. Программа начальной школы включает знакомство с текстами разных функциональных стилей, которое начинается с дифференциации основных типов текстов: описания, повествования, рассуждения.
Описание - функционально-смысловой тип речи, являющийся её типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определённую языковую структуру.
2. Анализ программ начальной школы по русскому языку подтвердил актуальность изучения текста-описания в начальных классах и тенденцию введения в программы материала по типологии текста. Материал по типам текста включен в учебники начальной школы авторами Т.А. Ладыженской, С.В. Ивановым. В работе над описанием выделяется задача ознакомления учащихся с разными его видами. Таковыми являются: описание предмета; описание состояния; описание места; описание процесса.
Результатом работы над описанием должен стать определенный уровень сформированное™ умений: осуществлять целенаправленное наблюдение предмета, явления; вычленять характерные детали, черты предмета; выделять наиболее яркие признаки; подбирать точные слова и выражения для обозначения выделенных главных признаков.
Проблемы обучения младших школьников описанию связаны с особенностями их словаря, который беден прилагательными. Это требует организации целенаправленной работы в направлении обогащения словарного запаса: пополнения новыми словами, называющими признаки предметов; уточнения значений слов-признаков; активизации словаря.
3. В методической литературе представлено достаточно много методов и приемов, позволяющих организовать эффективную работу над текстами описаниями на уроках русского языка в начальной школе. Наиболее удачными считаем составление синквейна, метод шести шляп, прием «человечек», метод построения полей смыслов Предложенные приемы и методы работы с текстами-описаниями влияют на развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
1. Анисимов, В.М. Методика преподавания русского языка в начальных классах / В.М. Анисимов, К.Е. Андреева. - Якутск, 2011. - 448 с.
2. Аргинская, И.И. Обучение по системе Занкова Л.В. - М.: Эксмо, 2014. - 228 с.
3. Бабайцева, В.В. Русский язык: Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. - М.: Аспект пресс, 2011. - 173 с.
4. Балашова, Т.Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Начальная школа. - 2008. - №10. - С. 70-75.
5. Белошапкова, В.А. Современный русский язык. - М.: Знание, 2009. - 228с.
6. Блохина, Г.В. Работа над описанием в процессе изучения имени прилагательного // Начальная школа. - 2008. - №6. - С. 35-37.
7. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке. - М.: ИНТОР, 2013.-304 с.
8. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 2011. - 139 с.
9. Гусева, А. Сочиняем, или сочинительствуем, или Что нужно знать, чтобы написать сочинение // Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 14-16.
10. Дьячкова, Т.Г. Русский язык. 2-4 классы: сочинения и изложения. - Волгоград: Учитель, 2008. - 316 с.
11. Елисеева, М.Т. Работа над изложением и сочинением // Начальная школа. - 2011. - №5. - С. 26-28.
12. Закожурникова, М.Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. -М.: Наука, 2013. - 320 с.
13. Ипполитова, Н А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. - М.: Флинта, 2008. - 176 с.
14. Канакина, В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. - М., 2015. - 340 с.
15. Климанова, Л.Ф. Методические пособия к учебникам русского языка / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева С.Г. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
16. Корепина, Л.Ф. Работа над сочинениями разных жанров / Л.Ф. Корепина, Ю.Н. Борисенко // Начальная школа. - 2007. - №12. - С. 30-
35.
17. Кустарева, В.А. Методика русского языка / В.А. Кустарева, Л.К. Назарова. - М.: Педагогический поиск, 2012. - 112 с.
18. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 2010. - 165 с.
19. Лосева, Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей // Под ред. Г .Я. Солганика. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
20. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: АРКТИ,
2010. - 122 с.
21. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Гардарики, 2015. - 332 с.
22. Львова, А.С. Как знакомить первоклассников с типами речи // Начальная школа. - 2015. - №2. - С. 16-18.
23. Методика развития речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Интор,
2011, - 156 с.
24. Москальская, О.И. Грамматика текста. - М.: Наука, 2011. - 156 с.
25. Нечаева, О.Л. Функционально-смысловые типы речи. - Улан-Удэ, 2014. - 138 с.
26. Николаева, Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. - М.:ПЕР СЭ, 2008.- 151 с.
Т1. Нуруллина, Н.Н. Как я учу писать детей сочинения // Начальная школа. - 2008. - №3. - С. 80-82.
28. Песняева, Н.А. Знакомство с описанием как типом текста // Начальная школа плюс До и ПоСЛе. - 2011. - №4. - С. 36-38.
29. Полякова, А.В. Русский язык. 1-3. - М.: Баласс, 2006.
30. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2009. - 200 с.
31. Программы по русскому языку для 1-4 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирская. - СПб.: Питер, 2003. - 288 с.
32. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учеб.для 3 кл. четырехлет. нач. шк. - М.: Баласс, 2011. - 256 с.
33. Саломатина, Л.С.Теория и практика обучения младших школьников
созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)
file:///C:/Users/AneKcaHflp/Desktop/uchebnoe_posobie_-_chast_2.pd
34. Сидорова, М.Ю. Русский язык и культура речи / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. - М.: Проспект, 2008. - 200 с.
35. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: сборник методических задач. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. - 346 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М.: Просвещение, 2009.
37. Черноусова, Н.С. Сочинения в начальных классах. - М.: Речь, 2006. - 107с.