Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников

Работа №26180

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
600
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы речевого развития старших дошкольников в условиях ДОУ 6
1.1 Подходы к развитию речи дошкольников в истории педагогики 7
1.2 Особенности речевого развития старших дошкольников в условиях ДОУ 13
1.3 Методы и приемы работы в ДОУ по речевому развитию детей старшего
дошкольного возраста 19
2. Практика использования игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников (на примере МБДОУ № 5 « Родничок» г. Енисейска). 27
2.1 Описание игрового комплекта «Пертра» 27
2.2 Организация и методы исследования речевого развития старших
дошкольников 31
2.3 Опытно - экспериментальная работа по использованию игрового
комплекта «Пертра» как средства речевого развития старших дошкольников в МБДОУ №5 г. Енисейска 37
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А Описание методики О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной 52
Приложение Б Программа НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста 56
Приложение В Результаты первичной диагностики по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста представлены в диаграмме 60
Приложение Г Результаты повторной диагностики по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста представлены в диаграмме 61

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что все дошкольные учреждения перешли работать по введенным ФГОС ДО (2013). В связи с введением ФГОС ДО, который в России разработан впервые, изменились требования ко всей системе дошкольного образования и к организации образовательного процесса в ДОУ.
ФГОС ДО основывается на следующих педагогических идеях. Дошкольный возраст очень важный этап развития личности ребенка, в дошкольных учреждениях ребенка не стоит учить т. к. это может помешать гармоничному развитию личности. Игровая деятельность - это одно из требований ФГОС, в детском саду с детьми надо играть. От интереса ребенка выстраивается и НОД. По такому принципу работают уже многие дошкольные учреждения, каждый день педагоги создают условия и проблемно - игровые ситуации, которые дети с большим желанием пытаются решить, и сделать свои умозаключения.
Овладевая речью - ребенок овладевает определенными знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом ребенок не только приобретает знания, но и учится мыслить. После того как ребенок овладевает основными навыками речи, окружающий мир для него как - будто расширяет свои границы, он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых вообще не было в личном опыте. Слово позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Затем ребенок учиться с помощью речи выражать свои чувства, мысли, тем самым воздействуя на окружающих его людей, это предъявляет требования к ее выразительности, эмоциональности, связности.
Проблема речевого развития ребенка отражена в работах Бурачевской О. В., Грацкой А. А., Габайдулиной Е. В., Иванова Л. П. и т. д.
На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи, также происходит формирование культуры диалогической речи (умение правильно, четко, выразительно говорить, слушать собеседника). Для этого в дошкольной педагогической практике разрабатывается и используется новое учебно - игровое оборудование, которое позволяет детям в процессе игровой деятельности развивать мыслительные процессы и творческие способности, а также речь, мелкую моторику, тактильные ощущения, и т. д. К подобному оборудованию можно отнести игровой комплект «Пертра». Исследований, посвященных общепедагогическим и методическим аспектам использования игрового комплекта «Пертра» в настоящее время недостаточно. В России он появился сравнительно недавно, данный комплект поставлялся в ДОУ без необходимой инструкции к применению, что впоследствии снизило значимость пособия. Все вышесказанное подтверждает актуальность исследования, и обосновывают постановку проблемы: каковы возможности игрового комплекта «Пертра» по развитию речи старших дошкольников в условиях ДОУ. Сформулированная проблема исследования определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.
Цель исследования: выявить возможности игрового комплекта «Пертра» по развитию речи старших дошкольников в условиях ДОУ.
Объект исследования: речевое развитие старших дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: методы и приемы использования игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить подходы к развитию речи дошкольников в истории педагогики.
2. Охарактеризовать особенности речевого развития старшего дошкольника в условиях ДОУ.
3. Выявить и описать методы и приемы речевого развития старших дошкольников в ДОУ.
4. Описать игровой комплект «Пертра» и охарактеризовать его возможности для речевого развития старших дошкольников
5. Разработать программу НОД по речевому развитию старших дошкольников с использованием игрового комплекта «Пертра» в условиях ДОУ и провести опытно - экспериментальную работу по ее реализации.
Для написания выпускной квалификационной работы применялись следующие методы: теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого - педагогической и методической литературы, эмпирические - наблюдение по методике О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, изучение педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что мы охарактеризовали возможности игрового комплекта «Пертра» для речевого развития дошкольников, разработали программу НОД с использованием игрового комплекта «Пертра», который может быть рекомендован педагогам - психологам, педагогам - дефектологам, логопедам, педагогам, работающим в дошкольных и школьных образовательных и коррекционных учреждениях.
Апробация результатов проведенного исследования: результаты исследования отражены в статье «Использование игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников».
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (37 наименований) и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Речевое развитие является основанием для развития всех видов детской деятельности: прежде всего это общение и познание. Проанализировав и обобщив подходы к развитию речи в истории педагогики, мы выявили следующие подходы:
- развитие речи происходит через расширение круга знаний и словарного запаса детей (сказки, рассказы, басни и т. д.);
- развитие речи происходит с помощью специальных упражнений и дидактических средств (наглядные пособия, сенсорный материал, и др.);
- развитие речи складывается на основе культуры родного языка (фольклор, народные сказки, прибаутки, басни и т. д.).
Изучив психолого - педагогическую и методическую литературу по данной теме мы охарактеризовали особенности речевого развития старших дошкольников в условиях ДОУ. Такими особенностями речевого развития старших дошкольников являются:
- психологические возрастные особенности: дошкольный возраст - сензитивен для речевого развития, в старшем дошкольном возрасте речь постепенно из разговорной переходит во внутреннюю, происходит совершенствование речевого аппарата и чистоты речи, диалогическая и монологическая речь приобретает более высокий уровень развития, речь выступает основой умственного развития;
- методические особенности - применение наглядности и художественных средств, использование художественного слова, соответствующая возрастным особенностям детей предметно - пространственная и речевая среда, правильно организованная НОД с созданием проблемно - игровых ситуаций.
Российские педагоги опираясь на опыт зарубежных педагогов, разрабатывали свои методы и приемы по развитию речи. Выделяют три группы методов: наглядный - включает в себя наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и видеофильмов, и т. д. Для данной группы методов можно использовать приемы, такие как показ образца задания, способа действия, игровой, и т. д. Следующая группа методов это словесный - включает в себя рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы для данной группы методов можно использовать следующие приемы: вопрос, объяснение, имитация голоса, имитация движения, и т. д. К практической группе методов относится элементарные опыты, моделирование, различные виды игр (дидактические, хороводные, игры - драматизации и т. п.) к данной группе методов применимы следующие приемы показ способа действий, имитация голоса, имитация движения и т. д.
В современное время, на основе педагогических и психологических теорий разрабатываются новые средства-игровые комплекты для развития детей. В нашей работе мы изучили игровой комплект «Пертра», который предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разработчики считают, что с помощью комплекта ребенок учится сравнивать предметы, классифицировать, он способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи. Отсутствие жестко заданной игровой последовательности при работе с комплектом побуждает детей фантазировать, содействует общению между собой и развивает творческие способности. Применение игрового комплекта «Пертра» в НОД позволяет решать большое количество образовательных задач, способствует не только комплексному развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки, но и способствует речевому развитию детей, познавательных способностей, обогащению практического опыта. Раскрывает творческий потенциал ребенка, дети с большим интересом общаются между собой, выполняя игровые задания. Мы применяли такие научно-обоснованные приемы как наглядность, пример, описание, показ демонстрационного материала, комментирование и др.
Изучив необходимую литературу мы разработали программу диагностического исследования, направленного на изучение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. В качестве диагностического материала мы использовали методику О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной. Исследование проводилось на базе МБДОУ №5 г. Енисейска. После первичной диагностики мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста имеются недостатки речевого развития. На основании этого заключения мы разработали программу НОД с использованием игрового комплекта «Пертра» и провели повторную диагностику. Затем сравнили результаты первичной и повторной диагностики. Результаты оказались следующими: проведя первичную диагностическую методику, мы выявили, что у 17 детей, что составляет 85 % из 20 (100 %) имеют средний уровень речевого развития, и у 3 (15 %) выявлен низкий уровень речевого развития. После проведения повторной диагностики детей старшего возраста выявили, что у 5 детей, что составляет 25 % из 20 (100 %) высокий уровень речевого развития, у 14 детей (70 %) средний уровень речевого развития, и у 1 ребенка, что составляет (5 %) выявлен низкий уровень речевого развития. Сравнив результаты двух диагностик, мы пришли к выводу, что уровень речевого развития повысился: число детей с высоким уровнем увеличилось с 0 до 5 детей (на 25%), число детей со средним уровнем уменьшилось с 17 до 14 (на 15%), число детей с низким уровнем уменьшилось с 3 до 1 ребенка (на 10%), т.е. присутствует положительная динамика. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы.



1. Абобакирова, О. Особенности развития речи у дошкольников / О. Абобакирова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 6 - 2. - С. 76 - 78.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: / М. М. Алексеева, Б. И.Яшина ; Учеб. Пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - Москва : «Академия», 2000. - 400 с.
3. Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии : Пособие для
студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева : - Москва : Просвещение ВЛАДОС 1995. - 291 с.
4. Бородич, М. Методика развития речи детей / М. Бородич. - Москва, 1981.
5. Бурачевская, О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно - графических схем и таблиц/ О. В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №1. - С. 148 - 150.
6. Веракса, А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 -
7 лет : пособие для психологов и педагогов / А. Н. Веракса. - Москва : Мозайка - Синтез, 2009. - 128 с.
7. Грацкая, А. А Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей/ А. А. Грацкая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - № 2. - С 9.
8. Губайдуллина, Е. В. Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада / Е. В. Габайдуллина, Н. Д. Багрова // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 34 - 36.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / СПб ;Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. -.: Москва : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
10. Дотолева, И. О. Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно - педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И. О. Дотолева, А. В. Литяйкина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2015. - С. 177 - 179.
11. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников : О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - Москва : Эксмо, 2009. - 176 с.
12. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии : учебник / Н. С. Ефимова. - Москва : ИД «ФОРУМ»: ИНФРФА, 2011. - 288 с.
13. Зеньковский, В. В. Психология детства / В.В.Зеньковский. -Екатеринбург.: «Деловая книга», 1996.
14. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь : / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков : - Москва : Еврознак, в 2007.
15. Зотеева, В. В. Речевое развитие дошкольников/ В. В. Зотеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 2. - С. 60 - 62
16. Иванов, Л. П. Проблемы развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Иванов // Международный журнал экспериментального образования. - 2009. - №5 . - С. 66
17. Иванова, Л. П. Проблемы развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Иванова // Международный журнал экспериментального образования. - 2009. - № 5. - С. 66 - 70.
18. Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методические рекомендации. - Москва: ИНТ. - 42 с.
19. Инфоурок: Развитие речи у детей дошкольного возраста / Л. Р. Гадельгареева [Электронный ресурс] : Свидетельство о регистрации СМИ «Проект «Инфоурок» Эл № ФС 7760625 от 20.01.2015 . - Режим доступа:https://infourok.ru/statya-po-razvitie-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1177958.html
20. Коджаспиров, А. Ю Педагогический словарь : Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. - Москва : Издательский центр «Академия». 2000. - 542 с.
21. Колокольникова, 3. У. Дошкольное воспитание в Сибири конца XIX - начала XX в.: монография / 3. У.Колокольникова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - 166 с.
22. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Научный журнал Фундаментальные исследования. - 2015. - №2 (часть 9) - С. 1988 - 1992
23. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. - Москва : Просвещение, 1971.- 411 с.
24. Лямина, Г. М. Особенности речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина / Г. М. Лямина. - Москва : Академия, 2000.
25. Минеева, Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников / Ю. В Минеева, 3. М. Салихова, Н. И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №7 (часть 2) - С. 35 - 37.
26. Немов, Р. С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики : Психология: учебник / Р. С. Немов. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 640 с.
27. Перминова, Г. А. Игровой комплект «Пертра» : набор психолога. Методическое пособие / Г. А. Перминова. - Москва : ИНТ, 2014. - 52 с.
28. Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагоги / Сост. А. И. Пискунов. - Москва: Просвещение, 1971. - 560 с.
29. Подготовка к школе в детском саду : Для детей 4-5 лет / Л. В. Управителева . - Ярославль : Академия развития, 2007. - 160 с.
30. Поздеева, С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирование коммуникативной компетенции детей / С. И. Поздеева // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 45 - 60
31. Сафронова, Г. И. Внедрение ФГОС как инновации в профессиональное образование / Г. И. Сафронова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. научи. конф. (г. Уфа, март 2015г.) - Уфа: Лето 2015. - С. 214 - 216
32. Сохина, Ф. А. Развитие речи у детей дошкольного возраста: / Ф. А. Сохина, - Москва : Просвещение, 2001.
33. Сытина, О. И. К вопросу о развитии речи у старших дошкольников / О. И. Сытина // Молодой ученый. - 2017. - №51. - С. 296 - 297.
34. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
35. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой
Октябрьской социалистической революции) : Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Сост. и авт. ввод. очерков С. Ф. Егоров. - Москва : Просвещение, 1986. - 432с.
36. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и авт. вводных статей чл. - корр. Акад. Пед. наук СССР, проф. А. И. Пискунов. - Москва : Просвещение, 1971. - 560 с.
37. Шварева, Н. В. Особенности экскурсий как формы обучения дошкольников в детском саду / Н. В. Шварева, Н. И. Третьякова // Концепт. - 2016. - Т. 46. - С.434 - 438.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ