Использование игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников
|
Введение
1. Теоретические основы речевого развития старших дошкольников в условиях ДОУ 6
1.1 Подходы к развитию речи дошкольников в истории педагогики 7
1.2 Особенности речевого развития старших дошкольников в условиях ДОУ 13
1.3 Методы и приемы работы в ДОУ по речевому развитию детей старшего
дошкольного возраста 19
2. Практика использования игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников (на примере МБДОУ № 5 « Родничок» г. Енисейска). 27
2.1 Описание игрового комплекта «Пертра» 27
2.2 Организация и методы исследования речевого развития старших
дошкольников 31
2.3 Опытно - экспериментальная работа по использованию игрового
комплекта «Пертра» как средства речевого развития старших дошкольников в МБДОУ №5 г. Енисейска 37
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А Описание методики О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной 52
Приложение Б Программа НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста 56
Приложение В Результаты первичной диагностики по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста представлены в диаграмме 60
Приложение Г Результаты повторной диагностики по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста представлены в диаграмме 61
1. Теоретические основы речевого развития старших дошкольников в условиях ДОУ 6
1.1 Подходы к развитию речи дошкольников в истории педагогики 7
1.2 Особенности речевого развития старших дошкольников в условиях ДОУ 13
1.3 Методы и приемы работы в ДОУ по речевому развитию детей старшего
дошкольного возраста 19
2. Практика использования игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников (на примере МБДОУ № 5 « Родничок» г. Енисейска). 27
2.1 Описание игрового комплекта «Пертра» 27
2.2 Организация и методы исследования речевого развития старших
дошкольников 31
2.3 Опытно - экспериментальная работа по использованию игрового
комплекта «Пертра» как средства речевого развития старших дошкольников в МБДОУ №5 г. Енисейска 37
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А Описание методики О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной 52
Приложение Б Программа НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста 56
Приложение В Результаты первичной диагностики по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста представлены в диаграмме 60
Приложение Г Результаты повторной диагностики по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста представлены в диаграмме 61
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что все дошкольные учреждения перешли работать по введенным ФГОС ДО (2013). В связи с введением ФГОС ДО, который в России разработан впервые, изменились требования ко всей системе дошкольного образования и к организации образовательного процесса в ДОУ.
ФГОС ДО основывается на следующих педагогических идеях. Дошкольный возраст очень важный этап развития личности ребенка, в дошкольных учреждениях ребенка не стоит учить т. к. это может помешать гармоничному развитию личности. Игровая деятельность - это одно из требований ФГОС, в детском саду с детьми надо играть. От интереса ребенка выстраивается и НОД. По такому принципу работают уже многие дошкольные учреждения, каждый день педагоги создают условия и проблемно - игровые ситуации, которые дети с большим желанием пытаются решить, и сделать свои умозаключения.
Овладевая речью - ребенок овладевает определенными знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом ребенок не только приобретает знания, но и учится мыслить. После того как ребенок овладевает основными навыками речи, окружающий мир для него как - будто расширяет свои границы, он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых вообще не было в личном опыте. Слово позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Затем ребенок учиться с помощью речи выражать свои чувства, мысли, тем самым воздействуя на окружающих его людей, это предъявляет требования к ее выразительности, эмоциональности, связности.
Проблема речевого развития ребенка отражена в работах Бурачевской О. В., Грацкой А. А., Габайдулиной Е. В., Иванова Л. П. и т. д.
На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи, также происходит формирование культуры диалогической речи (умение правильно, четко, выразительно говорить, слушать собеседника). Для этого в дошкольной педагогической практике разрабатывается и используется новое учебно - игровое оборудование, которое позволяет детям в процессе игровой деятельности развивать мыслительные процессы и творческие способности, а также речь, мелкую моторику, тактильные ощущения, и т. д. К подобному оборудованию можно отнести игровой комплект «Пертра». Исследований, посвященных общепедагогическим и методическим аспектам использования игрового комплекта «Пертра» в настоящее время недостаточно. В России он появился сравнительно недавно, данный комплект поставлялся в ДОУ без необходимой инструкции к применению, что впоследствии снизило значимость пособия. Все вышесказанное подтверждает актуальность исследования, и обосновывают постановку проблемы: каковы возможности игрового комплекта «Пертра» по развитию речи старших дошкольников в условиях ДОУ. Сформулированная проблема исследования определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.
Цель исследования: выявить возможности игрового комплекта «Пертра» по развитию речи старших дошкольников в условиях ДОУ.
Объект исследования: речевое развитие старших дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: методы и приемы использования игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить подходы к развитию речи дошкольников в истории педагогики.
2. Охарактеризовать особенности речевого развития старшего дошкольника в условиях ДОУ.
3. Выявить и описать методы и приемы речевого развития старших дошкольников в ДОУ.
4. Описать игровой комплект «Пертра» и охарактеризовать его возможности для речевого развития старших дошкольников
5. Разработать программу НОД по речевому развитию старших дошкольников с использованием игрового комплекта «Пертра» в условиях ДОУ и провести опытно - экспериментальную работу по ее реализации.
Для написания выпускной квалификационной работы применялись следующие методы: теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого - педагогической и методической литературы, эмпирические - наблюдение по методике О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, изучение педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что мы охарактеризовали возможности игрового комплекта «Пертра» для речевого развития дошкольников, разработали программу НОД с использованием игрового комплекта «Пертра», который может быть рекомендован педагогам - психологам, педагогам - дефектологам, логопедам, педагогам, работающим в дошкольных и школьных образовательных и коррекционных учреждениях.
Апробация результатов проведенного исследования: результаты исследования отражены в статье «Использование игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников».
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (37 наименований) и приложения.
ФГОС ДО основывается на следующих педагогических идеях. Дошкольный возраст очень важный этап развития личности ребенка, в дошкольных учреждениях ребенка не стоит учить т. к. это может помешать гармоничному развитию личности. Игровая деятельность - это одно из требований ФГОС, в детском саду с детьми надо играть. От интереса ребенка выстраивается и НОД. По такому принципу работают уже многие дошкольные учреждения, каждый день педагоги создают условия и проблемно - игровые ситуации, которые дети с большим желанием пытаются решить, и сделать свои умозаключения.
Овладевая речью - ребенок овладевает определенными знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом ребенок не только приобретает знания, но и учится мыслить. После того как ребенок овладевает основными навыками речи, окружающий мир для него как - будто расширяет свои границы, он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых вообще не было в личном опыте. Слово позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Затем ребенок учиться с помощью речи выражать свои чувства, мысли, тем самым воздействуя на окружающих его людей, это предъявляет требования к ее выразительности, эмоциональности, связности.
Проблема речевого развития ребенка отражена в работах Бурачевской О. В., Грацкой А. А., Габайдулиной Е. В., Иванова Л. П. и т. д.
На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи, также происходит формирование культуры диалогической речи (умение правильно, четко, выразительно говорить, слушать собеседника). Для этого в дошкольной педагогической практике разрабатывается и используется новое учебно - игровое оборудование, которое позволяет детям в процессе игровой деятельности развивать мыслительные процессы и творческие способности, а также речь, мелкую моторику, тактильные ощущения, и т. д. К подобному оборудованию можно отнести игровой комплект «Пертра». Исследований, посвященных общепедагогическим и методическим аспектам использования игрового комплекта «Пертра» в настоящее время недостаточно. В России он появился сравнительно недавно, данный комплект поставлялся в ДОУ без необходимой инструкции к применению, что впоследствии снизило значимость пособия. Все вышесказанное подтверждает актуальность исследования, и обосновывают постановку проблемы: каковы возможности игрового комплекта «Пертра» по развитию речи старших дошкольников в условиях ДОУ. Сформулированная проблема исследования определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.
Цель исследования: выявить возможности игрового комплекта «Пертра» по развитию речи старших дошкольников в условиях ДОУ.
Объект исследования: речевое развитие старших дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: методы и приемы использования игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить подходы к развитию речи дошкольников в истории педагогики.
2. Охарактеризовать особенности речевого развития старшего дошкольника в условиях ДОУ.
3. Выявить и описать методы и приемы речевого развития старших дошкольников в ДОУ.
4. Описать игровой комплект «Пертра» и охарактеризовать его возможности для речевого развития старших дошкольников
5. Разработать программу НОД по речевому развитию старших дошкольников с использованием игрового комплекта «Пертра» в условиях ДОУ и провести опытно - экспериментальную работу по ее реализации.
Для написания выпускной квалификационной работы применялись следующие методы: теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого - педагогической и методической литературы, эмпирические - наблюдение по методике О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, изучение педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что мы охарактеризовали возможности игрового комплекта «Пертра» для речевого развития дошкольников, разработали программу НОД с использованием игрового комплекта «Пертра», который может быть рекомендован педагогам - психологам, педагогам - дефектологам, логопедам, педагогам, работающим в дошкольных и школьных образовательных и коррекционных учреждениях.
Апробация результатов проведенного исследования: результаты исследования отражены в статье «Использование игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников».
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (37 наименований) и приложения.
Речевое развитие является основанием для развития всех видов детской деятельности: прежде всего это общение и познание. Проанализировав и обобщив подходы к развитию речи в истории педагогики, мы выявили следующие подходы:
- развитие речи происходит через расширение круга знаний и словарного запаса детей (сказки, рассказы, басни и т. д.);
- развитие речи происходит с помощью специальных упражнений и дидактических средств (наглядные пособия, сенсорный материал, и др.);
- развитие речи складывается на основе культуры родного языка (фольклор, народные сказки, прибаутки, басни и т. д.).
Изучив психолого - педагогическую и методическую литературу по данной теме мы охарактеризовали особенности речевого развития старших дошкольников в условиях ДОУ. Такими особенностями речевого развития старших дошкольников являются:
- психологические возрастные особенности: дошкольный возраст - сензитивен для речевого развития, в старшем дошкольном возрасте речь постепенно из разговорной переходит во внутреннюю, происходит совершенствование речевого аппарата и чистоты речи, диалогическая и монологическая речь приобретает более высокий уровень развития, речь выступает основой умственного развития;
- методические особенности - применение наглядности и художественных средств, использование художественного слова, соответствующая возрастным особенностям детей предметно - пространственная и речевая среда, правильно организованная НОД с созданием проблемно - игровых ситуаций.
Российские педагоги опираясь на опыт зарубежных педагогов, разрабатывали свои методы и приемы по развитию речи. Выделяют три группы методов: наглядный - включает в себя наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и видеофильмов, и т. д. Для данной группы методов можно использовать приемы, такие как показ образца задания, способа действия, игровой, и т. д. Следующая группа методов это словесный - включает в себя рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы для данной группы методов можно использовать следующие приемы: вопрос, объяснение, имитация голоса, имитация движения, и т. д. К практической группе методов относится элементарные опыты, моделирование, различные виды игр (дидактические, хороводные, игры - драматизации и т. п.) к данной группе методов применимы следующие приемы показ способа действий, имитация голоса, имитация движения и т. д.
В современное время, на основе педагогических и психологических теорий разрабатываются новые средства-игровые комплекты для развития детей. В нашей работе мы изучили игровой комплект «Пертра», который предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разработчики считают, что с помощью комплекта ребенок учится сравнивать предметы, классифицировать, он способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи. Отсутствие жестко заданной игровой последовательности при работе с комплектом побуждает детей фантазировать, содействует общению между собой и развивает творческие способности. Применение игрового комплекта «Пертра» в НОД позволяет решать большое количество образовательных задач, способствует не только комплексному развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки, но и способствует речевому развитию детей, познавательных способностей, обогащению практического опыта. Раскрывает творческий потенциал ребенка, дети с большим интересом общаются между собой, выполняя игровые задания. Мы применяли такие научно-обоснованные приемы как наглядность, пример, описание, показ демонстрационного материала, комментирование и др.
Изучив необходимую литературу мы разработали программу диагностического исследования, направленного на изучение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. В качестве диагностического материала мы использовали методику О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной. Исследование проводилось на базе МБДОУ №5 г. Енисейска. После первичной диагностики мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста имеются недостатки речевого развития. На основании этого заключения мы разработали программу НОД с использованием игрового комплекта «Пертра» и провели повторную диагностику. Затем сравнили результаты первичной и повторной диагностики. Результаты оказались следующими: проведя первичную диагностическую методику, мы выявили, что у 17 детей, что составляет 85 % из 20 (100 %) имеют средний уровень речевого развития, и у 3 (15 %) выявлен низкий уровень речевого развития. После проведения повторной диагностики детей старшего возраста выявили, что у 5 детей, что составляет 25 % из 20 (100 %) высокий уровень речевого развития, у 14 детей (70 %) средний уровень речевого развития, и у 1 ребенка, что составляет (5 %) выявлен низкий уровень речевого развития. Сравнив результаты двух диагностик, мы пришли к выводу, что уровень речевого развития повысился: число детей с высоким уровнем увеличилось с 0 до 5 детей (на 25%), число детей со средним уровнем уменьшилось с 17 до 14 (на 15%), число детей с низким уровнем уменьшилось с 3 до 1 ребенка (на 10%), т.е. присутствует положительная динамика. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы.
- развитие речи происходит через расширение круга знаний и словарного запаса детей (сказки, рассказы, басни и т. д.);
- развитие речи происходит с помощью специальных упражнений и дидактических средств (наглядные пособия, сенсорный материал, и др.);
- развитие речи складывается на основе культуры родного языка (фольклор, народные сказки, прибаутки, басни и т. д.).
Изучив психолого - педагогическую и методическую литературу по данной теме мы охарактеризовали особенности речевого развития старших дошкольников в условиях ДОУ. Такими особенностями речевого развития старших дошкольников являются:
- психологические возрастные особенности: дошкольный возраст - сензитивен для речевого развития, в старшем дошкольном возрасте речь постепенно из разговорной переходит во внутреннюю, происходит совершенствование речевого аппарата и чистоты речи, диалогическая и монологическая речь приобретает более высокий уровень развития, речь выступает основой умственного развития;
- методические особенности - применение наглядности и художественных средств, использование художественного слова, соответствующая возрастным особенностям детей предметно - пространственная и речевая среда, правильно организованная НОД с созданием проблемно - игровых ситуаций.
Российские педагоги опираясь на опыт зарубежных педагогов, разрабатывали свои методы и приемы по развитию речи. Выделяют три группы методов: наглядный - включает в себя наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и видеофильмов, и т. д. Для данной группы методов можно использовать приемы, такие как показ образца задания, способа действия, игровой, и т. д. Следующая группа методов это словесный - включает в себя рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы для данной группы методов можно использовать следующие приемы: вопрос, объяснение, имитация голоса, имитация движения, и т. д. К практической группе методов относится элементарные опыты, моделирование, различные виды игр (дидактические, хороводные, игры - драматизации и т. п.) к данной группе методов применимы следующие приемы показ способа действий, имитация голоса, имитация движения и т. д.
В современное время, на основе педагогических и психологических теорий разрабатываются новые средства-игровые комплекты для развития детей. В нашей работе мы изучили игровой комплект «Пертра», который предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разработчики считают, что с помощью комплекта ребенок учится сравнивать предметы, классифицировать, он способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи. Отсутствие жестко заданной игровой последовательности при работе с комплектом побуждает детей фантазировать, содействует общению между собой и развивает творческие способности. Применение игрового комплекта «Пертра» в НОД позволяет решать большое количество образовательных задач, способствует не только комплексному развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки, но и способствует речевому развитию детей, познавательных способностей, обогащению практического опыта. Раскрывает творческий потенциал ребенка, дети с большим интересом общаются между собой, выполняя игровые задания. Мы применяли такие научно-обоснованные приемы как наглядность, пример, описание, показ демонстрационного материала, комментирование и др.
Изучив необходимую литературу мы разработали программу диагностического исследования, направленного на изучение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. В качестве диагностического материала мы использовали методику О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной. Исследование проводилось на базе МБДОУ №5 г. Енисейска. После первичной диагностики мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста имеются недостатки речевого развития. На основании этого заключения мы разработали программу НОД с использованием игрового комплекта «Пертра» и провели повторную диагностику. Затем сравнили результаты первичной и повторной диагностики. Результаты оказались следующими: проведя первичную диагностическую методику, мы выявили, что у 17 детей, что составляет 85 % из 20 (100 %) имеют средний уровень речевого развития, и у 3 (15 %) выявлен низкий уровень речевого развития. После проведения повторной диагностики детей старшего возраста выявили, что у 5 детей, что составляет 25 % из 20 (100 %) высокий уровень речевого развития, у 14 детей (70 %) средний уровень речевого развития, и у 1 ребенка, что составляет (5 %) выявлен низкий уровень речевого развития. Сравнив результаты двух диагностик, мы пришли к выводу, что уровень речевого развития повысился: число детей с высоким уровнем увеличилось с 0 до 5 детей (на 25%), число детей со средним уровнем уменьшилось с 17 до 14 (на 15%), число детей с низким уровнем уменьшилось с 3 до 1 ребенка (на 10%), т.е. присутствует положительная динамика. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы.



