Введение
1. Теоретические основы речевого развития старших дошкольников в условиях ДОУ 6
1.1 Подходы к развитию речи дошкольников в истории педагогики 7
1.2 Особенности речевого развития старших дошкольников в условиях ДОУ 13
1.3 Методы и приемы работы в ДОУ по речевому развитию детей старшего
дошкольного возраста 19
2. Практика использования игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников (на примере МБДОУ № 5 « Родничок» г. Енисейска). 27
2.1 Описание игрового комплекта «Пертра» 27
2.2 Организация и методы исследования речевого развития старших
дошкольников 31
2.3 Опытно - экспериментальная работа по использованию игрового
комплекта «Пертра» как средства речевого развития старших дошкольников в МБДОУ №5 г. Енисейска 37
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А Описание методики О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной 52
Приложение Б Программа НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста 56
Приложение В Результаты первичной диагностики по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста представлены в диаграмме 60
Приложение Г Результаты повторной диагностики по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста представлены в диаграмме 61
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что все дошкольные учреждения перешли работать по введенным ФГОС ДО (2013). В связи с введением ФГОС ДО, который в России разработан впервые, изменились требования ко всей системе дошкольного образования и к организации образовательного процесса в ДОУ.
ФГОС ДО основывается на следующих педагогических идеях. Дошкольный возраст очень важный этап развития личности ребенка, в дошкольных учреждениях ребенка не стоит учить т. к. это может помешать гармоничному развитию личности. Игровая деятельность - это одно из требований ФГОС, в детском саду с детьми надо играть. От интереса ребенка выстраивается и НОД. По такому принципу работают уже многие дошкольные учреждения, каждый день педагоги создают условия и проблемно - игровые ситуации, которые дети с большим желанием пытаются решить, и сделать свои умозаключения.
Овладевая речью - ребенок овладевает определенными знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом ребенок не только приобретает знания, но и учится мыслить. После того как ребенок овладевает основными навыками речи, окружающий мир для него как - будто расширяет свои границы, он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых вообще не было в личном опыте. Слово позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Затем ребенок учиться с помощью речи выражать свои чувства, мысли, тем самым воздействуя на окружающих его людей, это предъявляет требования к ее выразительности, эмоциональности, связности.
Проблема речевого развития ребенка отражена в работах Бурачевской О. В., Грацкой А. А., Габайдулиной Е. В., Иванова Л. П. и т. д.
На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи, также происходит формирование культуры диалогической речи (умение правильно, четко, выразительно говорить, слушать собеседника). Для этого в дошкольной педагогической практике разрабатывается и используется новое учебно - игровое оборудование, которое позволяет детям в процессе игровой деятельности развивать мыслительные процессы и творческие способности, а также речь, мелкую моторику, тактильные ощущения, и т. д. К подобному оборудованию можно отнести игровой комплект «Пертра». Исследований, посвященных общепедагогическим и методическим аспектам использования игрового комплекта «Пертра» в настоящее время недостаточно. В России он появился сравнительно недавно, данный комплект поставлялся в ДОУ без необходимой инструкции к применению, что впоследствии снизило значимость пособия. Все вышесказанное подтверждает актуальность исследования, и обосновывают постановку проблемы: каковы возможности игрового комплекта «Пертра» по развитию речи старших дошкольников в условиях ДОУ. Сформулированная проблема исследования определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.
Цель исследования: выявить возможности игрового комплекта «Пертра» по развитию речи старших дошкольников в условиях ДОУ.
Объект исследования: речевое развитие старших дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: методы и приемы использования игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить подходы к развитию речи дошкольников в истории педагогики.
2. Охарактеризовать особенности речевого развития старшего дошкольника в условиях ДОУ.
3. Выявить и описать методы и приемы речевого развития старших дошкольников в ДОУ.
4. Описать игровой комплект «Пертра» и охарактеризовать его возможности для речевого развития старших дошкольников
5. Разработать программу НОД по речевому развитию старших дошкольников с использованием игрового комплекта «Пертра» в условиях ДОУ и провести опытно - экспериментальную работу по ее реализации.
Для написания выпускной квалификационной работы применялись следующие методы: теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого - педагогической и методической литературы, эмпирические - наблюдение по методике О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, изучение педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что мы охарактеризовали возможности игрового комплекта «Пертра» для речевого развития дошкольников, разработали программу НОД с использованием игрового комплекта «Пертра», который может быть рекомендован педагогам - психологам, педагогам - дефектологам, логопедам, педагогам, работающим в дошкольных и школьных образовательных и коррекционных учреждениях.
Апробация результатов проведенного исследования: результаты исследования отражены в статье «Использование игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии старших дошкольников».
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (37 наименований) и приложения.
Речевое развитие является основанием для развития всех видов детской деятельности: прежде всего это общение и познание. Проанализировав и обобщив подходы к развитию речи в истории педагогики, мы выявили следующие подходы:
- развитие речи происходит через расширение круга знаний и словарного запаса детей (сказки, рассказы, басни и т. д.);
- развитие речи происходит с помощью специальных упражнений и дидактических средств (наглядные пособия, сенсорный материал, и др.);
- развитие речи складывается на основе культуры родного языка (фольклор, народные сказки, прибаутки, басни и т. д.).
Изучив психолого - педагогическую и методическую литературу по данной теме мы охарактеризовали особенности речевого развития старших дошкольников в условиях ДОУ. Такими особенностями речевого развития старших дошкольников являются:
- психологические возрастные особенности: дошкольный возраст - сензитивен для речевого развития, в старшем дошкольном возрасте речь постепенно из разговорной переходит во внутреннюю, происходит совершенствование речевого аппарата и чистоты речи, диалогическая и монологическая речь приобретает более высокий уровень развития, речь выступает основой умственного развития;
- методические особенности - применение наглядности и художественных средств, использование художественного слова, соответствующая возрастным особенностям детей предметно - пространственная и речевая среда, правильно организованная НОД с созданием проблемно - игровых ситуаций.
Российские педагоги опираясь на опыт зарубежных педагогов, разрабатывали свои методы и приемы по развитию речи. Выделяют три группы методов: наглядный - включает в себя наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и видеофильмов, и т. д. Для данной группы методов можно использовать приемы, такие как показ образца задания, способа действия, игровой, и т. д. Следующая группа методов это словесный - включает в себя рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы для данной группы методов можно использовать следующие приемы: вопрос, объяснение, имитация голоса, имитация движения, и т. д. К практической группе методов относится элементарные опыты, моделирование, различные виды игр (дидактические, хороводные, игры - драматизации и т. п.) к данной группе методов применимы следующие приемы показ способа действий, имитация голоса, имитация движения и т. д.
В современное время, на основе педагогических и психологических теорий разрабатываются новые средства-игровые комплекты для развития детей. В нашей работе мы изучили игровой комплект «Пертра», который предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разработчики считают, что с помощью комплекта ребенок учится сравнивать предметы, классифицировать, он способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи. Отсутствие жестко заданной игровой последовательности при работе с комплектом побуждает детей фантазировать, содействует общению между собой и развивает творческие способности. Применение игрового комплекта «Пертра» в НОД позволяет решать большое количество образовательных задач, способствует не только комплексному развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки, но и способствует речевому развитию детей, познавательных способностей, обогащению практического опыта. Раскрывает творческий потенциал ребенка, дети с большим интересом общаются между собой, выполняя игровые задания. Мы применяли такие научно-обоснованные приемы как наглядность, пример, описание, показ демонстрационного материала, комментирование и др.
Изучив необходимую литературу мы разработали программу диагностического исследования, направленного на изучение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. В качестве диагностического материала мы использовали методику О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной. Исследование проводилось на базе МБДОУ №5 г. Енисейска. После первичной диагностики мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста имеются недостатки речевого развития. На основании этого заключения мы разработали программу НОД с использованием игрового комплекта «Пертра» и провели повторную диагностику. Затем сравнили результаты первичной и повторной диагностики. Результаты оказались следующими: проведя первичную диагностическую методику, мы выявили, что у 17 детей, что составляет 85 % из 20 (100 %) имеют средний уровень речевого развития, и у 3 (15 %) выявлен низкий уровень речевого развития. После проведения повторной диагностики детей старшего возраста выявили, что у 5 детей, что составляет 25 % из 20 (100 %) высокий уровень речевого развития, у 14 детей (70 %) средний уровень речевого развития, и у 1 ребенка, что составляет (5 %) выявлен низкий уровень речевого развития. Сравнив результаты двух диагностик, мы пришли к выводу, что уровень речевого развития повысился: число детей с высоким уровнем увеличилось с 0 до 5 детей (на 25%), число детей со средним уровнем уменьшилось с 17 до 14 (на 15%), число детей с низким уровнем уменьшилось с 3 до 1 ребенка (на 10%), т.е. присутствует положительная динамика. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы.
1. Абобакирова, О. Особенности развития речи у дошкольников / О. Абобакирова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 6 - 2. - С. 76 - 78.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: / М. М. Алексеева, Б. И.Яшина ; Учеб. Пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - Москва : «Академия», 2000. - 400 с.
3. Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии : Пособие для
студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева : - Москва : Просвещение ВЛАДОС 1995. - 291 с.
4. Бородич, М. Методика развития речи детей / М. Бородич. - Москва, 1981.
5. Бурачевская, О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно - графических схем и таблиц/ О. В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №1. - С. 148 - 150.
6. Веракса, А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 -
7 лет : пособие для психологов и педагогов / А. Н. Веракса. - Москва : Мозайка - Синтез, 2009. - 128 с.
7. Грацкая, А. А Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей/ А. А. Грацкая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - № 2. - С 9.
8. Губайдуллина, Е. В. Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада / Е. В. Габайдуллина, Н. Д. Багрова // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 34 - 36.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / СПб ;Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. -.: Москва : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
10. Дотолева, И. О. Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно - педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И. О. Дотолева, А. В. Литяйкина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2015. - С. 177 - 179.
11. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников : О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - Москва : Эксмо, 2009. - 176 с.
12. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии : учебник / Н. С. Ефимова. - Москва : ИД «ФОРУМ»: ИНФРФА, 2011. - 288 с.
13. Зеньковский, В. В. Психология детства / В.В.Зеньковский. -Екатеринбург.: «Деловая книга», 1996.
14. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь : / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков : - Москва : Еврознак, в 2007.
15. Зотеева, В. В. Речевое развитие дошкольников/ В. В. Зотеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 2. - С. 60 - 62
16. Иванов, Л. П. Проблемы развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Иванов // Международный журнал экспериментального образования. - 2009. - №5 . - С. 66
17. Иванова, Л. П. Проблемы развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Иванова // Международный журнал экспериментального образования. - 2009. - № 5. - С. 66 - 70.
18. Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методические рекомендации. - Москва: ИНТ. - 42 с.
19. Инфоурок: Развитие речи у детей дошкольного возраста / Л. Р. Гадельгареева [Электронный ресурс] : Свидетельство о регистрации СМИ «Проект «Инфоурок» Эл № ФС 7760625 от 20.01.2015 . - Режим доступа:https://infourok.ru/statya-po-razvitie-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1177958.html
20. Коджаспиров, А. Ю Педагогический словарь : Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. - Москва : Издательский центр «Академия». 2000. - 542 с.
21. Колокольникова, 3. У. Дошкольное воспитание в Сибири конца XIX - начала XX в.: монография / 3. У.Колокольникова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - 166 с.
22. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Научный журнал Фундаментальные исследования. - 2015. - №2 (часть 9) - С. 1988 - 1992
23. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. - Москва : Просвещение, 1971.- 411 с.
24. Лямина, Г. М. Особенности речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина / Г. М. Лямина. - Москва : Академия, 2000.
25. Минеева, Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников / Ю. В Минеева, 3. М. Салихова, Н. И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №7 (часть 2) - С. 35 - 37.
26. Немов, Р. С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики : Психология: учебник / Р. С. Немов. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 640 с.
27. Перминова, Г. А. Игровой комплект «Пертра» : набор психолога. Методическое пособие / Г. А. Перминова. - Москва : ИНТ, 2014. - 52 с.
28. Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагоги / Сост. А. И. Пискунов. - Москва: Просвещение, 1971. - 560 с.
29. Подготовка к школе в детском саду : Для детей 4-5 лет / Л. В. Управителева . - Ярославль : Академия развития, 2007. - 160 с.
30. Поздеева, С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирование коммуникативной компетенции детей / С. И. Поздеева // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 45 - 60
31. Сафронова, Г. И. Внедрение ФГОС как инновации в профессиональное образование / Г. И. Сафронова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. научи. конф. (г. Уфа, март 2015г.) - Уфа: Лето 2015. - С. 214 - 216
32. Сохина, Ф. А. Развитие речи у детей дошкольного возраста: / Ф. А. Сохина, - Москва : Просвещение, 2001.
33. Сытина, О. И. К вопросу о развитии речи у старших дошкольников / О. И. Сытина // Молодой ученый. - 2017. - №51. - С. 296 - 297.
34. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
35. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой
Октябрьской социалистической революции) : Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Сост. и авт. ввод. очерков С. Ф. Егоров. - Москва : Просвещение, 1986. - 432с.
36. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и авт. вводных статей чл. - корр. Акад. Пед. наук СССР, проф. А. И. Пискунов. - Москва : Просвещение, 1971. - 560 с.
37. Шварева, Н. В. Особенности экскурсий как формы обучения дошкольников в детском саду / Н. В. Шварева, Н. И. Третьякова // Концепт. - 2016. - Т. 46. - С.434 - 438.