Особенности налогообложения и финансирования образовательных и научных организаций Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования налогообложения и финансирования образовательных и научных организаций 8
1.1 Образовательные и научные организации как субъект финансового права 8
1.2 Правовое регулирование финансирования и налогообложения
образовательных и научных организаций 35
1.3 Анализ регулирования налогообложения и финансирования
образовательных и научных организаций в зарубежных странах 48
Глава 2. Методологические положения налогообложения и финансирования образовательных и научных организаций в Российской Федерации 61
2.1 Особенности финансирования образовательных и научных организаций 61
2.2. Особенности налогообложения сферы образования и науки: обзор
правоприменительной практики 79
2.3. Финансовый контроль за расходованием денежных средств организациями образования и науки: обзор правоприменительной практики 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 110
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Г
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования налогообложения и финансирования образовательных и научных организаций 8
1.1 Образовательные и научные организации как субъект финансового права 8
1.2 Правовое регулирование финансирования и налогообложения
образовательных и научных организаций 35
1.3 Анализ регулирования налогообложения и финансирования
образовательных и научных организаций в зарубежных странах 48
Глава 2. Методологические положения налогообложения и финансирования образовательных и научных организаций в Российской Федерации 61
2.1 Особенности финансирования образовательных и научных организаций 61
2.2. Особенности налогообложения сферы образования и науки: обзор
правоприменительной практики 79
2.3. Финансовый контроль за расходованием денежных средств организациями образования и науки: обзор правоприменительной практики 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 110
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Г
Отрасль образования и науки играет важнейшую роль в жизни общества, так как развитие государства напрямую связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг. В России сфера образования представляет собой систему, которая не может функционировать без непосредственного взаимодействия с другими сферами деятельности и государственными институтами. В соответствии со Стратегией долгосрочного развития сформулирована главная цель государства в сфере образования - это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Данная цель задает вектор на сохранение и развитие человеческого капитала страны, как одного из ключевых факторов развития экономики. В связи с этим, одну из приоритетных задач развития образования можно определить как совершенствование управлением стратегического развития системы российского образования и науки, направленное на развитие инновационной экономики и устойчивого развития. Это обуславливает повышение роли принятия управленческих решений в части управления ресурсами системы образования и науки (финансовыми, трудовыми, имущественным комплексом и т.п.).
С другой стороны, деятельность по совершенствованию системы управления образованием и наукой должна быть направлена на устранение дисбаланса системы образования и науки и потребностей экономики и рынка. В том числе, и воспитание конкурентоспособного специалиста как на внутреннем, так и на внешнем рынке, отвечающего последним требованиям и запросам экономики в кризисных условиях.
Несомненно, что переход Российской Федерации к экономике, базирующейся на рыночных отношениях, и развитие процессов демократизации в российском обществе повлиял на развитие системы образования. Преобразования, произошедшие в начале девяностых годов двадцатого столетия в нашем государстве, вызвали активное и прогрессивное развитие науки финансового права.
Поэтому возрастает важность исследования вопросов финансового обеспечения деятельности организаций образования и науки в России как учреждений, выполняющих важную социально-значимую роль.
Финансирование - это процесс обеспечения денежными средствами расходов на текущее содержание и капитальных вложений из собственных и привлеченных источников. В этой связи, организации образования и науки выступают как субъекты финансового права.
Категории отрасли финансового права, предмет финансово-правового регулирования, финансовые правоотношения, их специфика, права и обязанности субъектов финансового права являются одними из важных предметов научных исследований, что свидетельствует о теоретической и практической значимости данной сферы юриспруденции.
В этой связи в магистерской диссертации исследуются теоретико-правовые основы финансового права, рассмотрены полномочия публичных и частных субъектов финансового права с позиций их соответствия требованиям действующего законодательства и реальной экономической ситуации, а также выявлены недостатки в нормативном и правовом регулировании и сформулированы предложения и рекомендации, направленные на совершенствование отдельных аспектов финансового обеспечения учреждений образования и науки.
Основными проблемными моментами в сфере финансирования и налогообложения образовательных и научных организаций является уравнительный подход ко всем отраслям народного хозяйства в области налогообложения, что особенно явно проявляется с учетом недофинансирования системы образования и науки. Более того, недостаточное нормативно-правовое регулирование в области разработки специальных инструментов налогового стимулирования для привлечения частного сектора в финансировании образовательных и научных организаций негативно отражается на деятельности таких организаций.
В связи с этим, рассмотрение особенностей бюджетного финансирования и налогообложения образовательных и научных организаций является актуальной темой исследования в контексте формирования конкурентоспособной сферы образования и науки. Данные положения определили объект, предмет и цель магистерского исследования.
Объект исследования - финансовые отношения, возникающие в сфере финансирования образовательных и научных организаций.
Предмет исследования - нормы финансового, налогового права, Концепция COSO, правоприменительная практика, опыт зарубежных стран в части финансирования и налогообложения образовательных и научных организаций.
Цель и задачи магистерской диссертации. Цель магистерского исследования состоит в формулировании основных проблем, которые могут возникать на практике при применении норм законодательства, регулирующих вопросы финансового обеспечения образовательных и научных организаций.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) исследовать образовательные и научные организации как субъект финансового права;
2) изучить сущность и аспекты финансово-правового регулирования статуса образовательных и научных организаций;
3) проанализировать правовые нормы по регулированию налогообложения и финансирования образовательных и научных организаций в зарубежных странах;
4) выявить особенности финансового обеспечения деятельности организаций в сфере образования и науки;
5) провести анализ особенностей налогообложения организаций в сфере образования и науки;
6) сформулировать проблемы финансирования и налогообложения образовательных организаций;
7) предложить меры по совершенствованию финансового контроля за использованием денежных средств организациями образования и науки.
Структура работы. Структура обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются цель, задачи, объект и предмет, эмпирическая, теоретическая и методологическая основы исследования, раскрывается структура работы.
В первой главе рассматриваются образовательные организации как субъекты финансового права. Раскрываются особенности финансирования деятельности организаций образования и науки в зарубежных странах.
Во второй главе раскрываются особенности финансирования образовательных и научных организаций, изучаются материалы правоприменительной практики.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Теоретической основой исследования стали научные труды в области права таких ученых, как О.В. Болтиновой, Д.В. Винницкого, Е.Ю. Грачевой, Н.И. Химичевой и других.
Методологическая основа исследования.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания, предполагающий исследование всех явлений и процессов в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии, в рамках этого метода будут применяться такие приемы как анализ, синтез, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, аналогия, абстрагирование и др. Кроме того, использованы формально-логический, структурно-функциональный, статистический, социологический,сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой и другие методы и подходы.
Практическая значимость исследования обуславливается направленностью исследования на систематизацию проблем, связанных с вопросами определения эффективных подходов к использованию финансового обеспечения образовательных и научных организаций в рамках правового поля. В работе проведен анализ правоприменительной практики по делам, связанным с налогообложением доходов и имущества образовательных организаций, с реализацией результатов финансового контроля в образовательных организациях. Исследование проблем финансирования и налогообложения образовательных и научных организаций может служить для совершенствования правоприменительной практики, а также для усовершенствования механизма финансового обеспечения деятельности бюджетных, казенных и автономных учреждений в сфере образования и науки.
Данная цель задает вектор на сохранение и развитие человеческого капитала страны, как одного из ключевых факторов развития экономики. В связи с этим, одну из приоритетных задач развития образования можно определить как совершенствование управлением стратегического развития системы российского образования и науки, направленное на развитие инновационной экономики и устойчивого развития. Это обуславливает повышение роли принятия управленческих решений в части управления ресурсами системы образования и науки (финансовыми, трудовыми, имущественным комплексом и т.п.).
С другой стороны, деятельность по совершенствованию системы управления образованием и наукой должна быть направлена на устранение дисбаланса системы образования и науки и потребностей экономики и рынка. В том числе, и воспитание конкурентоспособного специалиста как на внутреннем, так и на внешнем рынке, отвечающего последним требованиям и запросам экономики в кризисных условиях.
Несомненно, что переход Российской Федерации к экономике, базирующейся на рыночных отношениях, и развитие процессов демократизации в российском обществе повлиял на развитие системы образования. Преобразования, произошедшие в начале девяностых годов двадцатого столетия в нашем государстве, вызвали активное и прогрессивное развитие науки финансового права.
Поэтому возрастает важность исследования вопросов финансового обеспечения деятельности организаций образования и науки в России как учреждений, выполняющих важную социально-значимую роль.
Финансирование - это процесс обеспечения денежными средствами расходов на текущее содержание и капитальных вложений из собственных и привлеченных источников. В этой связи, организации образования и науки выступают как субъекты финансового права.
Категории отрасли финансового права, предмет финансово-правового регулирования, финансовые правоотношения, их специфика, права и обязанности субъектов финансового права являются одними из важных предметов научных исследований, что свидетельствует о теоретической и практической значимости данной сферы юриспруденции.
В этой связи в магистерской диссертации исследуются теоретико-правовые основы финансового права, рассмотрены полномочия публичных и частных субъектов финансового права с позиций их соответствия требованиям действующего законодательства и реальной экономической ситуации, а также выявлены недостатки в нормативном и правовом регулировании и сформулированы предложения и рекомендации, направленные на совершенствование отдельных аспектов финансового обеспечения учреждений образования и науки.
Основными проблемными моментами в сфере финансирования и налогообложения образовательных и научных организаций является уравнительный подход ко всем отраслям народного хозяйства в области налогообложения, что особенно явно проявляется с учетом недофинансирования системы образования и науки. Более того, недостаточное нормативно-правовое регулирование в области разработки специальных инструментов налогового стимулирования для привлечения частного сектора в финансировании образовательных и научных организаций негативно отражается на деятельности таких организаций.
В связи с этим, рассмотрение особенностей бюджетного финансирования и налогообложения образовательных и научных организаций является актуальной темой исследования в контексте формирования конкурентоспособной сферы образования и науки. Данные положения определили объект, предмет и цель магистерского исследования.
Объект исследования - финансовые отношения, возникающие в сфере финансирования образовательных и научных организаций.
Предмет исследования - нормы финансового, налогового права, Концепция COSO, правоприменительная практика, опыт зарубежных стран в части финансирования и налогообложения образовательных и научных организаций.
Цель и задачи магистерской диссертации. Цель магистерского исследования состоит в формулировании основных проблем, которые могут возникать на практике при применении норм законодательства, регулирующих вопросы финансового обеспечения образовательных и научных организаций.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) исследовать образовательные и научные организации как субъект финансового права;
2) изучить сущность и аспекты финансово-правового регулирования статуса образовательных и научных организаций;
3) проанализировать правовые нормы по регулированию налогообложения и финансирования образовательных и научных организаций в зарубежных странах;
4) выявить особенности финансового обеспечения деятельности организаций в сфере образования и науки;
5) провести анализ особенностей налогообложения организаций в сфере образования и науки;
6) сформулировать проблемы финансирования и налогообложения образовательных организаций;
7) предложить меры по совершенствованию финансового контроля за использованием денежных средств организациями образования и науки.
Структура работы. Структура обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются цель, задачи, объект и предмет, эмпирическая, теоретическая и методологическая основы исследования, раскрывается структура работы.
В первой главе рассматриваются образовательные организации как субъекты финансового права. Раскрываются особенности финансирования деятельности организаций образования и науки в зарубежных странах.
Во второй главе раскрываются особенности финансирования образовательных и научных организаций, изучаются материалы правоприменительной практики.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Теоретической основой исследования стали научные труды в области права таких ученых, как О.В. Болтиновой, Д.В. Винницкого, Е.Ю. Грачевой, Н.И. Химичевой и других.
Методологическая основа исследования.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания, предполагающий исследование всех явлений и процессов в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии, в рамках этого метода будут применяться такие приемы как анализ, синтез, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, аналогия, абстрагирование и др. Кроме того, использованы формально-логический, структурно-функциональный, статистический, социологический,сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой и другие методы и подходы.
Практическая значимость исследования обуславливается направленностью исследования на систематизацию проблем, связанных с вопросами определения эффективных подходов к использованию финансового обеспечения образовательных и научных организаций в рамках правового поля. В работе проведен анализ правоприменительной практики по делам, связанным с налогообложением доходов и имущества образовательных организаций, с реализацией результатов финансового контроля в образовательных организациях. Исследование проблем финансирования и налогообложения образовательных и научных организаций может служить для совершенствования правоприменительной практики, а также для усовершенствования механизма финансового обеспечения деятельности бюджетных, казенных и автономных учреждений в сфере образования и науки.
В ходе исследования, проведенного в магистерской диссертации на тему: «Особенности налогообложения и финансирования образовательных и научных организаций Российской Федерации», достигнуты следующие результаты:
1. Рассмотрены тенденции нормативного регулирования сферы образования и науки: в результате выявлено, что сфера образования и науки является одной из приоритетных с точки зрения государственной политики (законодательство об образовании адаптируется к изменениям, происходящим в связи с проведением бюджетной реформы, «майские» Указы Президента РФ содержат положения, регулирующие вопросы оплаты труда профессорско-преподавательского состава и т.п.).
2. В отличие от зарубежных стран (США, Великобритания) в Российской Федерации не распространено частное финансирование расходов на образование и науку, также на современном этапе не развито государственно-частное партнерство: до 90 % всех доходов образовательных организаций - финансирование из бюджетов разных уровней, при тот, что негосударственные источники финансирования составляют до 10.
3. Изменения типов образовательных и научных организаций (в связи с принятием федерального закона №83-ФЗ) привели к необходимости изменить структуру финансирования образовательной и научной деятельности: ориентация на внедрение финансирования в зависимости от достигнутого результата («бюджетирование, ориентированное на результат»), что в свою очередь повлекло необходимость развития методик нормативно-подушевого финансирования.
Такие изменения влекут за собой изменения в модели взаимодействия образовательных организаций и государства: государство становится заказчиком образовательной услуги, который заинтересован в качестве кадрового обеспечения, достаточности материально-технического обеспечения образовательной программы.
4. Проблемой применения нормативно-подушевого финансирования является недостаточность его нормативного регулирования как на федеральном, так и на региональном уровнях: следует отметить, что существующая нормативно-правовая база позволяет учитывать различия в стоимости образовательных программ, реализуемых в условиях, отличающихся от среднестатистических по России. Кроме того, задана планка социальных гарантий педагогическим работникам через связь заработной платы педагогов и нормативов подушевого финансирования. Однако не все регионы привели региональную нормативно-правовую базу в соответствие с федеральными требованиями, что, в свою очередь, создает опасность недофинансирования образовательных услуг.
5. Рассмотрены особенности обложения налогами деятельности образовательных организаций на примерах правоприменительной практики: анализ действующей налоговой системы показывает, что отсутствуют стимулы, направленные на развитие финансовой самостоятельности организаций образования и науки - в среднем доля собственных доходов в финансировании составляет не более 10 %.
6. На основе анализа системообразующих факторов (на примере федеральных университетов), результатов внешнего финансового контроля и правоприменительной практики сформированы направления определения эффективности использования средств, предоставляемых образовательным организациям: сформулированы предложения по организации внутреннего контроля в образовательных организациях по типу Концепции COSO, рекомендованы показатели определения эффективности и целевого использования государственных средств образовательными организациями на этапе проведения внутреннего контроля.
Таким образом решение существующих проблем в финансировании и налогообложении образовательных и научных организаций будет способствовать снижению бюджетного давления и повышению
1. Рассмотрены тенденции нормативного регулирования сферы образования и науки: в результате выявлено, что сфера образования и науки является одной из приоритетных с точки зрения государственной политики (законодательство об образовании адаптируется к изменениям, происходящим в связи с проведением бюджетной реформы, «майские» Указы Президента РФ содержат положения, регулирующие вопросы оплаты труда профессорско-преподавательского состава и т.п.).
2. В отличие от зарубежных стран (США, Великобритания) в Российской Федерации не распространено частное финансирование расходов на образование и науку, также на современном этапе не развито государственно-частное партнерство: до 90 % всех доходов образовательных организаций - финансирование из бюджетов разных уровней, при тот, что негосударственные источники финансирования составляют до 10.
3. Изменения типов образовательных и научных организаций (в связи с принятием федерального закона №83-ФЗ) привели к необходимости изменить структуру финансирования образовательной и научной деятельности: ориентация на внедрение финансирования в зависимости от достигнутого результата («бюджетирование, ориентированное на результат»), что в свою очередь повлекло необходимость развития методик нормативно-подушевого финансирования.
Такие изменения влекут за собой изменения в модели взаимодействия образовательных организаций и государства: государство становится заказчиком образовательной услуги, который заинтересован в качестве кадрового обеспечения, достаточности материально-технического обеспечения образовательной программы.
4. Проблемой применения нормативно-подушевого финансирования является недостаточность его нормативного регулирования как на федеральном, так и на региональном уровнях: следует отметить, что существующая нормативно-правовая база позволяет учитывать различия в стоимости образовательных программ, реализуемых в условиях, отличающихся от среднестатистических по России. Кроме того, задана планка социальных гарантий педагогическим работникам через связь заработной платы педагогов и нормативов подушевого финансирования. Однако не все регионы привели региональную нормативно-правовую базу в соответствие с федеральными требованиями, что, в свою очередь, создает опасность недофинансирования образовательных услуг.
5. Рассмотрены особенности обложения налогами деятельности образовательных организаций на примерах правоприменительной практики: анализ действующей налоговой системы показывает, что отсутствуют стимулы, направленные на развитие финансовой самостоятельности организаций образования и науки - в среднем доля собственных доходов в финансировании составляет не более 10 %.
6. На основе анализа системообразующих факторов (на примере федеральных университетов), результатов внешнего финансового контроля и правоприменительной практики сформированы направления определения эффективности использования средств, предоставляемых образовательным организациям: сформулированы предложения по организации внутреннего контроля в образовательных организациях по типу Концепции COSO, рекомендованы показатели определения эффективности и целевого использования государственных средств образовательными организациями на этапе проведения внутреннего контроля.
Таким образом решение существующих проблем в финансировании и налогообложении образовательных и научных организаций будет способствовать снижению бюджетного давления и повышению
Подобные работы
- АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ АВТОНОМНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МАДОУ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №60 «ИВОЛГА»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ФИНАНСИРОВАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2014 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Финансовые аспекты модернизации высшего образования в Российской Федерации
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016



