Введение
1.1 Тхэквондо как вид спорта 6
1.2 Понятия гибкости в теории физической культуры и спорта . 11
1.3 Средства и методы развития гибкости у тхэквондистов 18
2 Организация и методы исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 31
3 Методика развития гибкости у тхэквондистов 9-11 лет 33
3.1 Методика развития гибкости у тхэквондистов 9-11 лет 33
3.2 Результаты исследования и анализ эффективности
разработанной методики 35
Заключение 40
Практические рекомендации 41
Список использованных источников 42
Приложение А-Б 48-51
Актуальность. Тхэквондо - это вид корейского боевого искусства. В силу своей доступности, зрелищности и динамичности является одним из наиболее значимых видов боевых искусств, рожденных на Востоке. Популярность тхэквондо (ВТФ) объясняется тем, что оно включено в список олимпийских видов спорта [16].
Характерная особенность тхэквондо - активное использование ног в бою. Для успешного использования техники удара ногами спортсмену необходимо иметь хорошую гибкость мышц не только тазобедренного сустава, но и всего мышечного аппарата.
В теории физической культуры гибкость определяют, как способность суставов выполнять движения с большой амплитудой [46]. Наличие значительной подвижности в суставах позволяет расширить диапазон поражаемых участков тела противника и дает возможность выполнять большее число технических приемов и действий. А также гибкость является одним из лучших средств профилактики травматизма.
Развития гибкости для юных тхэквондистов обусловлена тем, что в современных правилах олимпийского тхэквондо за удар по голове противника спортсмену присуждается три балла, а за удар по голове противника с разворота - четыре бала, что диктует особые требования к техническому мастерству тхэквондистов, а, следовательно, и к гибкости опорно¬двигательного аппарата [39]. Тем самым высокий уровень гибкости позволяет спортсмену успешно осуществлять в экстремальных условиях спортивных соревнований свои технико-тактические навыки и зарабатывать большее количество баллов [22].
Цель исследования: разработать и экспериментальным путем доказать эффективность методики развития гибкости у тхэквондистов 9-11 лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть роль гибкости в спортивной деятельности тхэквондистов, средства и методы ее развития.
2. Разработать методику развития гибкости для тхэквондистов 9-11 лет.
3. Определить эффективность внедрения в учебно-тренировочный процесс тхэквондистов, разработанной нами методики.
Объект исследования: развитие гибкости юных тхэквондистов.
Предмет исследования: методика развития гибкости у детей 9-11 лет, занимающихся тхэквондо.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внедрение в учебно-тренировочный процесс юных тхэквондистов, разработанной нами методики стретчинга с акробатическими элементами, направленной на развитие гибкости, способствует улучшению подвижности в суставах.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
1. Тхэквондо - это боевое искусство, которое родилось в Корее. В силу своей специфики, обусловленной наличием большого количества широкоамплитудных, сложнокординационных движений, занятия боевыми искусствами предъявляют повышенные требования к такому физическому качеству, как гибкость. Гибкость имеет большое значение в подготовке тхэквондистов. Ведь значительная подвижность в суставах позволяет спортсмену наносить удары ногами с большой амплитудой и расширять технико-тактический арсенал. А также гибкость является средством профилактики травматизма. В качестве средств развития гибкости используют упражнения на растягивания мышц и связок. Упражнения для развития гибкости разделяются на активные и пассивные. Также к основным видам гибкости относят динамическую гибкость, проявляемую при произвольных движениях самого спортсмена, и статическую гибкость, имеющую место при фиксированных положениях тела.
2. Нами была разработана методика развития гибкости, которая была внедрена в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы. Она включала комплекс упражнений на растягивания активного и пассивного характера. В основу методики входили упражнения на стретчинг и акробатические элементы.
3. Полученные результаты экспериментального исследования показали преимущество использования методики развития гибкости в тренировочном процессе. В контрольной группе прирост результатов во всех контрольных упражнениях оказался достоверно ниже, чем в экспериментальной группе. Достоверное улучшение результатов контрольных упражнений в экспериментальной группе по отношению к контрольной свидетельствует об эффективности методики развития гибкости тхэквондистов 9-11 лет.
1. Абзалов, Р.А. Теория и методика физической культуры и спорта / Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов. - Казань, 2013. - 202 с.
2. Арутюнян, А.П. Гибкость и методика ее развития на занятиях по физической культуре в вузе / А.П. Арутюнян // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта. - Благовещенск, 2015. - С. 76-82
3. Ашкинази С.М., Обвинцев А.А., Бавыкин Е.А., Таймазов А.Б.
Результаты экспериментального исследования методики развития специальных физических качеств спортсменов, занимающихся смешанными единоборствами. / Актуальные проблемы физической и специальной
подготовки силовых структур. №1, 2016. - С 118-128
4. Бавакин, Е.А. Развитие спортивных видов единоборств / Е.А. Бавакин, Е.Н. Коростелев // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. - Уфа, 2016. - С. 158-160
5. Бакулев, С.Е. Современное тхэквондо как комплексное единоборство / С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - 6. - С. 15-20
6. Бос, В. Таэквондо: базовые приемы и техника боя: Пер. с итал. / В. Бос, С.Фаверо, П. Джаннерини. - М, 2006. - 159с.
7. Вишняков, Е.А. Гибкость. Методы и средства ее развития / Е.А. Вишняков // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Оренбург, 2017. - С. 172-174
8. Галухин, Р.М. Направленное развитие гибкости у мальчиков подросткового возраста занимающихся тхэквондо / Р.М. Галухин, С.Е. Белозуб // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании. - Москва, 2016. - С. 66-72
9. Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.М. Гелецкий. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. - 433 с.
10. Герман, Е.В. Оздоровление позвоночника и развития гибкости в практике физической культуры / Е.В. Герман, И.В. Павлова, Е.Б. Штучная // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте. - Омск, 2014. - С. 442-446
11. Дорофеева, Г.А. Повышения эффективности тренировочного процесса юных тхэквондистов на основе технологии комплексной оценки уровня спортивной подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.А. Дорофеева. - Волгоград, 2013. - 24 с.
12. Исмаилова, А.С. Развитие гибкости у детей школьного возраста /
А.С. Исмаилова, А.В. Менхин, Л. А. Новикова // Физическая культура. - 2012. - №1. - С. 72-74
13. Исмаилова, А.С. Средства и особенности методики развития гибкости к спортсменок на этапе начальной специализированной подготовки в художественной гимнастики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.С. Исмаилова. - М., 2013. - 143 с.
14. Калмыков, С.А. Особенности развития гибкости обучающихся в процессе занятий физической культурой / С.А. Калмыков, А.М. Пятахин // Вестник Тамбовского университета. - 2017. - №4. - С. 110-116
15. Ким, С.Х. Растяжка, сила, ловкость в боевой практике / С.Х. Ким. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 272с.
16. Кондаков, С.С. Тхэквондо как вид традиционного корейского спорта / С.С. Кондаков // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. - Уфа, 2016. - С. 209-211
17. Кораблева, Е.Н. Физиологическое обоснование возможностей проявления гибкости человека / Е.Н. Кораблева // Достижения вузовской науки: сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2017. - С. 7-11
18. Куцаев, В.В. «Золушка» или «королева» / В.В. Куцаев // Физическая культура в школе. - 2010. - №7 - С. 36-40
19. Лях, В.И. Гибкость и методика её развития / В.И. Лях // Физкультура в школе. - 2011. - №1. - С. 25-27
20. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко - Москва: Физическая культура, 2009. - 496 с.
21. Маркелов, Д.Н. Методика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Д.Н. Маркелов. - Волгоград, 2010. - 160 с.
22. Мартынов, А.А. Использование методов стретчинга и постизометрической релаксации для развития гибкости в тхэквондо / А.А. Мартынов, И.А. Селезнев, И.А. Калинин // Успехи современной науки. - 2016. - №9. - С. 91-93
23. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - Спб, 2005. - 379 с.
24. Михайлова С.В. Изменение состояния гибкости детей 9-10 летнего возраста в результате применения упражнений с элементами «стретчинга» / С.В. Михайлова, Р.М. Галухин // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения. - Химки, 2017. - С. 349¬350
25. Москаленко, Е.А. Общая характеристика гибкости как физического качества и факторы, влияющие на развитие гибкости / Е.А. Москаленко, В.В. Ходыкина // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2014. - 11. - С. 125-128
26. Неволин, А.В. Проблемы развития тхэквондо (ВТФ) как спорта высших достижений / А.В. Неволин // Проблемы современной науки. - 2018. - №3. - С. 72-75
27. Нейман, М.А. Основные факторы, влияющие на развития гибкости студентов северного ВУЗа / М.А. Нейман, О.Н. Агеева // Альмонах мировой науки. - 2016. - №10. - С. 149-150
28. Основы преподавания теории и методики тхэквондо в высших учебных заведениях физкультурного профиля: учебное пособие / под. ред. Д.Н. Маркелова, А.А. Мартынова. - Волгоград, 2013. - 101с.
29. Павленко, А.В. Методика формирования базового технического арсенала на этапе начальной подготовки в тхэквондо: учебное пособие / А.В. Павленко. - Спб., 2013. - 130с.
30. Попов, В.А. Современные электронные технологии в спортивном судействе (на примере тхэквондо) / В.А. Попов // Технологии XXI века: проблемы и перспективы развития. - Уфа, 2016. - С. 184-187
31. Рогожников, М.А. Обучение юных тхэквондистов безопорным сложно-координационным техническим действиям: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.А. Рогожников. - Спб., 2016. - 24 с.
32. Саламаха, А.Е. Развитие гибкости у студентов, занимающихся в секции тхэквондо, с помощью разработанного комплекса упражнений / А.Е. Саламаха // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2011. - №12. - С. 82-87
33. Самоловова Н.В. Развития гибкости в процессе занятия физической культурой / Н.В. Самоловова, Е.С.Никишин // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция нижневартовского государственного университета. - Нижневартовск, 2016. - С. 1646-1649
34. Севостьянов, Д.Н. Возникновение и развитие тхэквондо / Д.Н. Севостьянов // Научные исследования: теория, методика и практика. - Ростов - на -Дону, 2018. - С. 184-185
35. Симаков, А.М. Необходимость развития физического качества гибкость у юных тхэквондистов в сенситивном периоде, для успешной деятельности в соревновательных разделах тхэквондо / А.М. Симаков, Е.А. Симакова // Современный взгляд на будущее науки. - Казань, 2017. - С. 221¬225
36. Таймазов, В.А. Анализ основных изменений в правилах соревнований в тхэквондо, версий (ИТФ) и (ВТФ) / В.А. Таймазов, С.Е.
Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №5. - С. 156-161
37. Таймазов, В.А. К вопросу о применении к электронных систем судейства в тхэквондо (ВТФ) / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков,
A. В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №4. - С. 155-160
38. Таймазов, В.А. Тхэквондо версий ИТФ и ВТФ - точки соприкосновения / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко,
B. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - №10. - С. 122-127
39. Терзи, М.С. Особенности развития активной и пассивной гибкости у юных тхэквондистов / М.С. Терзи // Вестник Южно -Уральского государственного университета. - 2015. - №1 - С. 64-69
40. Тигунцев, С.А. Методические рекомендации по развитию гибкости в тхэквондо /С.А. Тигунцев // Вопросы образования и науки. - Тамбов, 2017. -C.275-277
41. Тигунцев, С.А. Проблемы развития и совершенствования гибкости у студентов вузов занимающихся тхэквондо / С.А. Тигунцев, Н.А. Булычева // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник материалов XIX международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2017. - С. 280-284
42. Туманян, Г.С. Гибкость как физическое качество / Г.С. Туманян, К.С. Харацидис // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 2. - С. 48-50.
43. Тхэквондо. Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство / под ред. Ю. А. Шулики, Е. Ю. Ключникова. - Ростов на Дону, 2007. - 920с.
44. Хайрулин, А.Р. Комплексный подход к методике подготовки спортивных судей в единоборствах: на примере тхэквондо: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.Р. Хайрулин. - Екатеринбург, 2008. - 187с.
45. Хайрулин, А.Р. Анализ соревновательной деятельности в тхэквондо (ВТФ) / А.Р. Хайрулин // Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность. - СПб., 2010. - С. 133-136
46. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 480 с.
47. Шурпач, М.В. Развитие координационных способностей и гибкости у детей 8-10 лет с учетом типа телосложения на уроках физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / М.В. Шурпач. - Санкт-Петербург, 2012. - 171 с.
48. Ячменёва, Е.А. Развития гибкости на занятиях по физической культуре в высшей школе / Е.А. Ячменёва // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. - № 4. - С. 91-95
49. Nelson, A.G. Stretching anatomy / A.G. Nelson, J. Kokonen. - USA, 2007. - 136p.
50. Park,Y.H. Tea Kwon Do / Y.H. Park, Y.H. Park, J. Gerrad - New York, 2009. - 240p.