ЖУРНАЛИСТИКА И ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
|
Введение 4
1 Становление и развитие отношений журналистики и власти 7
1.1 Властные отношения: понятие и теории 7
1.2 Модели взаимоотношений журналистики и власти 10
1.2.1 Роль СМИ в отображении властных отношений 17
1.2.2 Роль политэкономии 23
1.3 Трансформация журналистики в условиях современного медийного
пространства 25
1.3.1 Феномен фейковых новостей 27
1.3.2 Влияние развития технологий 29
2 Современные тенденции во взаимоотношениях журналистики и власти ... 33
2.1 Отношения журналистики и власти: мировой опыт 33
2.1.1 Дональд Трамп и СМИ 41
2.1.1.1 Создаваемый СМИ образ политика 45
2.1.1.2 Реальные проявления действия политика 49
2.1.2 Российские политики и СМИ 53
2.2 Прогнозы и выводы 56
Заключение 58
Список использованных источников 62
1 Становление и развитие отношений журналистики и власти 7
1.1 Властные отношения: понятие и теории 7
1.2 Модели взаимоотношений журналистики и власти 10
1.2.1 Роль СМИ в отображении властных отношений 17
1.2.2 Роль политэкономии 23
1.3 Трансформация журналистики в условиях современного медийного
пространства 25
1.3.1 Феномен фейковых новостей 27
1.3.2 Влияние развития технологий 29
2 Современные тенденции во взаимоотношениях журналистики и власти ... 33
2.1 Отношения журналистики и власти: мировой опыт 33
2.1.1 Дональд Трамп и СМИ 41
2.1.1.1 Создаваемый СМИ образ политика 45
2.1.1.2 Реальные проявления действия политика 49
2.1.2 Российские политики и СМИ 53
2.2 Прогнозы и выводы 56
Заключение 58
Список использованных источников 62
В наши дни любой политический процесс невозможно представить хотя бы без малейшего взаимодействия со средствами массовой информации. Их роль в современном обществе сложно переоценить. Они прямо или косвенно формируют мнение населения о тех или иных событиях, личностях. И, конечно, СМИ играют определенную роль в формировании того или иного отношения к власти, как минимум, являясь посредником между государством и его гражданами, не говоря уже о той роли, которую СМИ играют во время предвыборной агитации. Поэтому власть, в свою очередь, во все времена следила за деятельностью журналистов и в разной степени пыталась влиять на них.
Качество взаимоотношений журналистики и власти определяет в том числе и отношение общества к властным структурам. По словам журналиста В.Панюшкина, политика теряет для граждан смысл, если она непублична [Реснянская, 2007, с 34]. В том числе, артикуляция общественных интересов является одним из показателей взаимопонимания различных институтов и общества.
Актуальность изучения взаимоотношений СМИ и власти обусловлена развитием этих отношений на фоне современной политической, экономической и социальной повесток дня. Если в некоторых государствах средства массовой информации уже не первое десятилетие выступают как институты гражданского общества, способны оказать воздействие на власть, выставляя на первый план интересы общественности, то СМИ в России делают только первые шаги к этому. Следует понимать, что взаимодействие власти и журналистики — очень важная деталь в общественных отношениях. Для их здорового и правильного развития необходимо обеспечить оптимальную работу того и другого института в интересах общества в целом. Особенно это важно в связи с нагнетанием проблем в стране, обострением политической борьбы на мировой арене, активизацией оппозиции и кризисом доверия общества что к СМИ, что к власти. Так, например, после назначения Дональда Трампа на пост президента США в глаза стал бросаться очевидный конфликт между ним и головными американскими СМИ. Вопрос теперь будет заключаться в том, как это повлияет на общественное мнение и каковы могут быть экономические и политические последствия.
Объектом данного исследования является взаимоотношения журналистики и власти. Предмет — конкретные современные тенденции, вытекающие из этого.
Целью работы является выявление тенденций, которые возникают в ходе развития отношений власти и журналистики на фоне современной повестки дня.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить особенности роли СМИ в отображении властных отношений в обществе;
• выделить основные характеристики создаваемого СМИ образа власти;
• определить соответствие реальных проявлений деятельности властных структур их образу в СМИ;
• рассмотреть влияние политической экономии на развитие отношений властных структур и СМИ;
• проанализировать возможное влияние современных тенденций развития журналистики на отношения с властными структурами.
Для осуществления исследования были использованы следующие методы: анализ, обработка вторичных данных, сравнение, дедукция. Также был использован дискурс-анализ для анализа современной политической и социальной обстановки.
Исследование опирается на работы следующих авторов. Вопросом взаимодействия политики и СМИ занимались Д. МакКуэйл, Ф. Сиберт, Т. Петерсон, У. Шрамм, Е.П. Прохоров, И. Засурский, А. Тощева, Б.Б. Багиров, Л. Л. Реснянская, А.Л. Коданина, Н.Ф. Пономарев, А.И. Волков, В.Д. Попов, Е.С. Суралеева.
Политэкономию СМИ изучали М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Н. Гарнэм.
Несколько работ посвящены таким областям медиасферы, приближенным к политике, как функционирование СМИ во время избирательных кампаний (И. Дзялошинский), пропаганда и антипропаганда (Н.Ф. Пономарев), медиаэкономика (Е.Л. Вартанова).
Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в том, что ее результаты могут быть использованы в различных исследованиях СМИ (в том числе для выявления их политической позиции). А также в практике взаимодействия средств массовой информации с властными структурами.
Данная работа включает в себя теоретическую и практическую части. Первая состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются модели взаимоотношений журналистики и власти и влияние на них политэкономии, современных технологий и условий медийного пространства. В практической части анализируется данная ситуация в мире, выявляются определенные тенденции.
Качество взаимоотношений журналистики и власти определяет в том числе и отношение общества к властным структурам. По словам журналиста В.Панюшкина, политика теряет для граждан смысл, если она непублична [Реснянская, 2007, с 34]. В том числе, артикуляция общественных интересов является одним из показателей взаимопонимания различных институтов и общества.
Актуальность изучения взаимоотношений СМИ и власти обусловлена развитием этих отношений на фоне современной политической, экономической и социальной повесток дня. Если в некоторых государствах средства массовой информации уже не первое десятилетие выступают как институты гражданского общества, способны оказать воздействие на власть, выставляя на первый план интересы общественности, то СМИ в России делают только первые шаги к этому. Следует понимать, что взаимодействие власти и журналистики — очень важная деталь в общественных отношениях. Для их здорового и правильного развития необходимо обеспечить оптимальную работу того и другого института в интересах общества в целом. Особенно это важно в связи с нагнетанием проблем в стране, обострением политической борьбы на мировой арене, активизацией оппозиции и кризисом доверия общества что к СМИ, что к власти. Так, например, после назначения Дональда Трампа на пост президента США в глаза стал бросаться очевидный конфликт между ним и головными американскими СМИ. Вопрос теперь будет заключаться в том, как это повлияет на общественное мнение и каковы могут быть экономические и политические последствия.
Объектом данного исследования является взаимоотношения журналистики и власти. Предмет — конкретные современные тенденции, вытекающие из этого.
Целью работы является выявление тенденций, которые возникают в ходе развития отношений власти и журналистики на фоне современной повестки дня.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить особенности роли СМИ в отображении властных отношений в обществе;
• выделить основные характеристики создаваемого СМИ образа власти;
• определить соответствие реальных проявлений деятельности властных структур их образу в СМИ;
• рассмотреть влияние политической экономии на развитие отношений властных структур и СМИ;
• проанализировать возможное влияние современных тенденций развития журналистики на отношения с властными структурами.
Для осуществления исследования были использованы следующие методы: анализ, обработка вторичных данных, сравнение, дедукция. Также был использован дискурс-анализ для анализа современной политической и социальной обстановки.
Исследование опирается на работы следующих авторов. Вопросом взаимодействия политики и СМИ занимались Д. МакКуэйл, Ф. Сиберт, Т. Петерсон, У. Шрамм, Е.П. Прохоров, И. Засурский, А. Тощева, Б.Б. Багиров, Л. Л. Реснянская, А.Л. Коданина, Н.Ф. Пономарев, А.И. Волков, В.Д. Попов, Е.С. Суралеева.
Политэкономию СМИ изучали М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Н. Гарнэм.
Несколько работ посвящены таким областям медиасферы, приближенным к политике, как функционирование СМИ во время избирательных кампаний (И. Дзялошинский), пропаганда и антипропаганда (Н.Ф. Пономарев), медиаэкономика (Е.Л. Вартанова).
Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в том, что ее результаты могут быть использованы в различных исследованиях СМИ (в том числе для выявления их политической позиции). А также в практике взаимодействия средств массовой информации с властными структурами.
Данная работа включает в себя теоретическую и практическую части. Первая состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются модели взаимоотношений журналистики и власти и влияние на них политэкономии, современных технологий и условий медийного пространства. В практической части анализируется данная ситуация в мире, выявляются определенные тенденции.
Средства массовой информации являются незаменимой частью современного общества. Они выполняют ряд важных функций, благодаря которым происходят процессы коммуникации. Большую роль играет функция контроля власти и артикуляции общественных интересов. СМИ становятся неким «мостом» между обществом и властью. Но в разных странах характер властных отношений между масс-медиа и политическими структурами претерпевает изменения, которые обусловлены политической ситуацией, механизмами экономической системы и уровнем развития общественных отношений.
В практической части данного исследования были рассмотрены особенности характера взаимоотношений журналистики и власти на примере Франции, Германии, Великобритании, США и России.
Если говорить о европейских СМИ, то им присуща коммерциализация и концентрация. Находясь в частной собственности, они работают по законам рынка, и государственная власть, по идее, на них не имеет влияния. Однако опыт Франции (а именно прошедшая выборная кампания) показывает, что лояльность некоторых СМИ к новому президенту Эммануэлю Макрону объясняется его личными дружескими отношениями с владельцами масс- медиа. Тем не менее, в Европе власть, скорее, характерна для экономических и финансовых элит, а властные отношения разворачиваются между средствами массовой информации и их владельцами.
вспыльчивом характере самого Трампа и его резких выпадах по отношению к некоторым СМИ. Во-вторых, в политической позиции самих масс-медиа и журналистов. Ярким примером является газета The Washington Post с уклоном в сторону левых. Она, пожалуй, негативнее всех настроена против политики Трампа. А в-третьих, конечно, в самих действиях президента, которые порой носят неоднозначный характер (например, увольнение директора ФБР Джеймса Коми) и заставляют СМИ пристальнее наблюдать и анализировать.
Сравнив образ президента, которые создали СМИ на своих страницах, с его реальными действиями, остается двоякое впечатление. Результаты первых ста дней президентства показали, что Трамп действительно начал выполнять свои предвыборные обещания по мере возможностей. Однако причины некоторых его поступков (например, разговор с премьером Австралии на повышенных тонах, в то время, как Австралия является одним из самых важных союзников США) остаются загадкой. В данном случае речь идет либо о фейковизации новостей (в случае с Австралией информация появилась в результате утечки из Белого дома) с целью уменьшить степень доверия и лояльности населения, либо в выбранном курсе, которого придерживается президент. Пока что Трамп предстает перед аудиторией американских СМИ в основном как некомпетентный политик, который не может отбросить в сторону свои замашки шоумена. Его же реальные действия говорят о том, что он может стать настоящим лидером страны. Вопрос — какой ценой.
В ходе исследования в практической части были даны определения понятиям «власть» и «властные отношения». Также были рассмотрены возможные теоретические модели взаимоотношений журналистики и власти и конкретно роль СМИ в отображении властных отношений. Проанализировав основные функции журналистики, влияние развития технологий, прогрессирующей фейковизации новостей и роли политэкономии, и учитывая, что журналистика сейчас — неотъемлемый участник политического процесса, можно говорить о явлении масштабной медиатизации политики.
Таким образом, можно выделить следующие тенденции во взаимоотношениях журналистики и власти:
1) В Европе и США в результате высокой концентрации СМИ появляются гигантские медиаконцерны, которые находятся в частной собственности успешных предпринимателей. Этот процесс говорит о том, что властные отношения разворачиваются между бизнес-элитой и принадлежащими им медиа.
2) Политика медиатизируется по причине глобализации и того факта, что СМИ стали активным участником политического процесса.
3) СМИ теряют свою монополию на информацию в связи с развитием интернета и гражданской журналистики. Чтобы остаться на плаву и не потерять аудиторию, в ход идет замена серьезного контента на развлекательный (инфотейнмент), а иногда и фейковизация новостей. Последнее приводит к конфликту власти и журналистики, что видно на примере отношений Дональда Трампа и масс-медиа.
4) Масс-медиа Запада, функционируя в рамках либертарианской модели, довольно свободно чувствуют себя в общении с властными
В дальнейшем возможно продолжение изучения данной темы, так как политическая обстановка в мире постоянно претерпевает изменения, а это влияет на развитие взаимоотношений журналистики и власти. Более того, развитие современных технологий, гражданской журналистики, последствия глобализации и медиатизации могут вывести эти отношения на другой уровень с другими последствиями.
В практической части данного исследования были рассмотрены особенности характера взаимоотношений журналистики и власти на примере Франции, Германии, Великобритании, США и России.
Если говорить о европейских СМИ, то им присуща коммерциализация и концентрация. Находясь в частной собственности, они работают по законам рынка, и государственная власть, по идее, на них не имеет влияния. Однако опыт Франции (а именно прошедшая выборная кампания) показывает, что лояльность некоторых СМИ к новому президенту Эммануэлю Макрону объясняется его личными дружескими отношениями с владельцами масс- медиа. Тем не менее, в Европе власть, скорее, характерна для экономических и финансовых элит, а властные отношения разворачиваются между средствами массовой информации и их владельцами.
вспыльчивом характере самого Трампа и его резких выпадах по отношению к некоторым СМИ. Во-вторых, в политической позиции самих масс-медиа и журналистов. Ярким примером является газета The Washington Post с уклоном в сторону левых. Она, пожалуй, негативнее всех настроена против политики Трампа. А в-третьих, конечно, в самих действиях президента, которые порой носят неоднозначный характер (например, увольнение директора ФБР Джеймса Коми) и заставляют СМИ пристальнее наблюдать и анализировать.
Сравнив образ президента, которые создали СМИ на своих страницах, с его реальными действиями, остается двоякое впечатление. Результаты первых ста дней президентства показали, что Трамп действительно начал выполнять свои предвыборные обещания по мере возможностей. Однако причины некоторых его поступков (например, разговор с премьером Австралии на повышенных тонах, в то время, как Австралия является одним из самых важных союзников США) остаются загадкой. В данном случае речь идет либо о фейковизации новостей (в случае с Австралией информация появилась в результате утечки из Белого дома) с целью уменьшить степень доверия и лояльности населения, либо в выбранном курсе, которого придерживается президент. Пока что Трамп предстает перед аудиторией американских СМИ в основном как некомпетентный политик, который не может отбросить в сторону свои замашки шоумена. Его же реальные действия говорят о том, что он может стать настоящим лидером страны. Вопрос — какой ценой.
В ходе исследования в практической части были даны определения понятиям «власть» и «властные отношения». Также были рассмотрены возможные теоретические модели взаимоотношений журналистики и власти и конкретно роль СМИ в отображении властных отношений. Проанализировав основные функции журналистики, влияние развития технологий, прогрессирующей фейковизации новостей и роли политэкономии, и учитывая, что журналистика сейчас — неотъемлемый участник политического процесса, можно говорить о явлении масштабной медиатизации политики.
Таким образом, можно выделить следующие тенденции во взаимоотношениях журналистики и власти:
1) В Европе и США в результате высокой концентрации СМИ появляются гигантские медиаконцерны, которые находятся в частной собственности успешных предпринимателей. Этот процесс говорит о том, что властные отношения разворачиваются между бизнес-элитой и принадлежащими им медиа.
2) Политика медиатизируется по причине глобализации и того факта, что СМИ стали активным участником политического процесса.
3) СМИ теряют свою монополию на информацию в связи с развитием интернета и гражданской журналистики. Чтобы остаться на плаву и не потерять аудиторию, в ход идет замена серьезного контента на развлекательный (инфотейнмент), а иногда и фейковизация новостей. Последнее приводит к конфликту власти и журналистики, что видно на примере отношений Дональда Трампа и масс-медиа.
4) Масс-медиа Запада, функционируя в рамках либертарианской модели, довольно свободно чувствуют себя в общении с властными
В дальнейшем возможно продолжение изучения данной темы, так как политическая обстановка в мире постоянно претерпевает изменения, а это влияет на развитие взаимоотношений журналистики и власти. Более того, развитие современных технологий, гражданской журналистики, последствия глобализации и медиатизации могут вывести эти отношения на другой уровень с другими последствиями.



