Введение 4
1 Становление и развитие отношений журналистики и власти 7
1.1 Властные отношения: понятие и теории 7
1.2 Модели взаимоотношений журналистики и власти 10
1.2.1 Роль СМИ в отображении властных отношений 17
1.2.2 Роль политэкономии 23
1.3 Трансформация журналистики в условиях современного медийного
пространства 25
1.3.1 Феномен фейковых новостей 27
1.3.2 Влияние развития технологий 29
2 Современные тенденции во взаимоотношениях журналистики и власти ... 33
2.1 Отношения журналистики и власти: мировой опыт 33
2.1.1 Дональд Трамп и СМИ 41
2.1.1.1 Создаваемый СМИ образ политика 45
2.1.1.2 Реальные проявления действия политика 49
2.1.2 Российские политики и СМИ 53
2.2 Прогнозы и выводы 56
Заключение 58
Список использованных источников 62
В наши дни любой политический процесс невозможно представить хотя бы без малейшего взаимодействия со средствами массовой информации. Их роль в современном обществе сложно переоценить. Они прямо или косвенно формируют мнение населения о тех или иных событиях, личностях. И, конечно, СМИ играют определенную роль в формировании того или иного отношения к власти, как минимум, являясь посредником между государством и его гражданами, не говоря уже о той роли, которую СМИ играют во время предвыборной агитации. Поэтому власть, в свою очередь, во все времена следила за деятельностью журналистов и в разной степени пыталась влиять на них.
Качество взаимоотношений журналистики и власти определяет в том числе и отношение общества к властным структурам. По словам журналиста В.Панюшкина, политика теряет для граждан смысл, если она непублична [Реснянская, 2007, с 34]. В том числе, артикуляция общественных интересов является одним из показателей взаимопонимания различных институтов и общества.
Актуальность изучения взаимоотношений СМИ и власти обусловлена развитием этих отношений на фоне современной политической, экономической и социальной повесток дня. Если в некоторых государствах средства массовой информации уже не первое десятилетие выступают как институты гражданского общества, способны оказать воздействие на власть, выставляя на первый план интересы общественности, то СМИ в России делают только первые шаги к этому. Следует понимать, что взаимодействие власти и журналистики — очень важная деталь в общественных отношениях. Для их здорового и правильного развития необходимо обеспечить оптимальную работу того и другого института в интересах общества в целом. Особенно это важно в связи с нагнетанием проблем в стране, обострением политической борьбы на мировой арене, активизацией оппозиции и кризисом доверия общества что к СМИ, что к власти. Так, например, после назначения Дональда Трампа на пост президента США в глаза стал бросаться очевидный конфликт между ним и головными американскими СМИ. Вопрос теперь будет заключаться в том, как это повлияет на общественное мнение и каковы могут быть экономические и политические последствия.
Объектом данного исследования является взаимоотношения журналистики и власти. Предмет — конкретные современные тенденции, вытекающие из этого.
Целью работы является выявление тенденций, которые возникают в ходе развития отношений власти и журналистики на фоне современной повестки дня.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить особенности роли СМИ в отображении властных отношений в обществе;
• выделить основные характеристики создаваемого СМИ образа власти;
• определить соответствие реальных проявлений деятельности властных структур их образу в СМИ;
• рассмотреть влияние политической экономии на развитие отношений властных структур и СМИ;
• проанализировать возможное влияние современных тенденций развития журналистики на отношения с властными структурами.
Для осуществления исследования были использованы следующие методы: анализ, обработка вторичных данных, сравнение, дедукция. Также был использован дискурс-анализ для анализа современной политической и социальной обстановки.
Исследование опирается на работы следующих авторов. Вопросом взаимодействия политики и СМИ занимались Д. МакКуэйл, Ф. Сиберт, Т. Петерсон, У. Шрамм, Е.П. Прохоров, И. Засурский, А. Тощева, Б.Б. Багиров, Л. Л. Реснянская, А.Л. Коданина, Н.Ф. Пономарев, А.И. Волков, В.Д. Попов, Е.С. Суралеева.
Политэкономию СМИ изучали М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Н. Гарнэм.
Несколько работ посвящены таким областям медиасферы, приближенным к политике, как функционирование СМИ во время избирательных кампаний (И. Дзялошинский), пропаганда и антипропаганда (Н.Ф. Пономарев), медиаэкономика (Е.Л. Вартанова).
Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в том, что ее результаты могут быть использованы в различных исследованиях СМИ (в том числе для выявления их политической позиции). А также в практике взаимодействия средств массовой информации с властными структурами.
Данная работа включает в себя теоретическую и практическую части. Первая состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются модели взаимоотношений журналистики и власти и влияние на них политэкономии, современных технологий и условий медийного пространства. В практической части анализируется данная ситуация в мире, выявляются определенные тенденции.
Средства массовой информации являются незаменимой частью современного общества. Они выполняют ряд важных функций, благодаря которым происходят процессы коммуникации. Большую роль играет функция контроля власти и артикуляции общественных интересов. СМИ становятся неким «мостом» между обществом и властью. Но в разных странах характер властных отношений между масс-медиа и политическими структурами претерпевает изменения, которые обусловлены политической ситуацией, механизмами экономической системы и уровнем развития общественных отношений.
В практической части данного исследования были рассмотрены особенности характера взаимоотношений журналистики и власти на примере Франции, Германии, Великобритании, США и России.
Если говорить о европейских СМИ, то им присуща коммерциализация и концентрация. Находясь в частной собственности, они работают по законам рынка, и государственная власть, по идее, на них не имеет влияния. Однако опыт Франции (а именно прошедшая выборная кампания) показывает, что лояльность некоторых СМИ к новому президенту Эммануэлю Макрону объясняется его личными дружескими отношениями с владельцами масс- медиа. Тем не менее, в Европе власть, скорее, характерна для экономических и финансовых элит, а властные отношения разворачиваются между средствами массовой информации и их владельцами.
вспыльчивом характере самого Трампа и его резких выпадах по отношению к некоторым СМИ. Во-вторых, в политической позиции самих масс-медиа и журналистов. Ярким примером является газета The Washington Post с уклоном в сторону левых. Она, пожалуй, негативнее всех настроена против политики Трампа. А в-третьих, конечно, в самих действиях президента, которые порой носят неоднозначный характер (например, увольнение директора ФБР Джеймса Коми) и заставляют СМИ пристальнее наблюдать и анализировать.
Сравнив образ президента, которые создали СМИ на своих страницах, с его реальными действиями, остается двоякое впечатление. Результаты первых ста дней президентства показали, что Трамп действительно начал выполнять свои предвыборные обещания по мере возможностей. Однако причины некоторых его поступков (например, разговор с премьером Австралии на повышенных тонах, в то время, как Австралия является одним из самых важных союзников США) остаются загадкой. В данном случае речь идет либо о фейковизации новостей (в случае с Австралией информация появилась в результате утечки из Белого дома) с целью уменьшить степень доверия и лояльности населения, либо в выбранном курсе, которого придерживается президент. Пока что Трамп предстает перед аудиторией американских СМИ в основном как некомпетентный политик, который не может отбросить в сторону свои замашки шоумена. Его же реальные действия говорят о том, что он может стать настоящим лидером страны. Вопрос — какой ценой.
В ходе исследования в практической части были даны определения понятиям «власть» и «властные отношения». Также были рассмотрены возможные теоретические модели взаимоотношений журналистики и власти и конкретно роль СМИ в отображении властных отношений. Проанализировав основные функции журналистики, влияние развития технологий, прогрессирующей фейковизации новостей и роли политэкономии, и учитывая, что журналистика сейчас — неотъемлемый участник политического процесса, можно говорить о явлении масштабной медиатизации политики.
Таким образом, можно выделить следующие тенденции во взаимоотношениях журналистики и власти:
1) В Европе и США в результате высокой концентрации СМИ появляются гигантские медиаконцерны, которые находятся в частной собственности успешных предпринимателей. Этот процесс говорит о том, что властные отношения разворачиваются между бизнес-элитой и принадлежащими им медиа.
2) Политика медиатизируется по причине глобализации и того факта, что СМИ стали активным участником политического процесса.
3) СМИ теряют свою монополию на информацию в связи с развитием интернета и гражданской журналистики. Чтобы остаться на плаву и не потерять аудиторию, в ход идет замена серьезного контента на развлекательный (инфотейнмент), а иногда и фейковизация новостей. Последнее приводит к конфликту власти и журналистики, что видно на примере отношений Дональда Трампа и масс-медиа.
4) Масс-медиа Запада, функционируя в рамках либертарианской модели, довольно свободно чувствуют себя в общении с властными
В дальнейшем возможно продолжение изучения данной темы, так как политическая обстановка в мире постоянно претерпевает изменения, а это влияет на развитие взаимоотношений журналистики и власти. Более того, развитие современных технологий, гражданской журналистики, последствия глобализации и медиатизации могут вывести эти отношения на другой уровень с другими последствиями.
1 Аммосов, Ю. Слово за слово [Электронный ресурс] / Ю. Амосов// Ta3eTa.Ru. — 29.01.2017. — Режим доступа:
https://www.gazeta.ru/comments/2017/01/25 a 10492829.shtml
2 Артемьев, А. «Легче будет уволить главного редактора»
[Электронный ресурс] / А. Артемьев, Е. Брызгалова, Е. Савина // ra3eTa.Ru. - 14.02.2012. — Режим доступа:
https://www. gazeta.ru/politics/2012/02/14_a_4000205 .shtml
3 Артемьев, А. Таблоид уволил президента Германии [Электронный ресурс] / А. Артемьев // ra3eTa.Ru. — 17.02.2012. — Режим доступа:https://www. gazeta.ru/politics/2012/02/17_a_4004461 .shtml
4 Багиров, Б. Б. Журналистика и политика [Электронный ресурс] / Б. Б. Багиров, М. М. Ковалева // СОЦИС. — 2001. — №8. — С. 68-69. — Режим доступа:http://www.isras.ru/files/File/Socis/08-2001/010Bagirov.pdf
5 Бард, А. №Фкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма [Электронный ресурс] : Перевод с шведского языка. / А. Бард, Я. Зодерквист — Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики в Санкт- Петербурге. — 2004. — 252 С. — Режим доступа:http ://www. thenetocrats.ru
6 Богданов, Ю. Дональд Трамп держит слово [Электронный ресурс]/ Ю. Богданов // Известия. — 26.01.2017. — Режим доступа:
http://izvestia.ru/news/660024
7 Братерский, А. «Трамп ведет себя как Путин» [Электронный ресурс] / А. Братерский // ra3eTa.Ru. — 12.01.2017. — Режим доступа: https://www. gazeta.ru/politics/2017/01/12_a_10472189.shtml
8 Вартанова, Е. Л. Современный медиабизнес и фрагментирующиеся аудитории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Под ред. Е.Л. Вартановой. — Москва : Аспект Пресс, 2003. — Режим доступа:http://evartist.narod.ru/text11/42.htm
9 Волков, А. И. Роль прессы в становлении демократии в России
[Электронный ресурс] / А. И. Волков. — Режим доступа:
http://www.evartist.narod.ru/stat/0001 .htm
10 Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации [Электронный ресурс]: учебник / В. В. Ворошилов. — Москва: ООО "Проспект", 2016. — Режим доступа:http://goo.gl/8tllZ1
11 Гашков, И. Пульт Макрона : как СМИ Франции сделали фаворита выборов из темной лошадки [Электронный ресурс] / И. Гашков // ria.ru. - 07.05.2017. — Режим доступа:https://ria.ru/world/20170507/1493815304.html
12 Громов, А. Медийная война: чем может закончиться противостояние Дональда Трампа и СМИ [Электронный ресурс] / А. Громов // ТАСС — 28.02.2017. — Режим доступа:http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4053449
13 Дело о прослушках «News of the World» [Электронный ресурс] // Газетами. — Режим доступа:https://www. gazeta.ru/news/seealso/1915985.shtml
14 Дзялошинский, И. Российские СМИ в избирательной кампании : уроки эффективности [Электронный ресурс] / И. Дзялошинский. — Москва: 2000. — Режим доступа:http://www.dzyalosh.ru/01-comm/books/uroki/p-bib-upoki.html
15 Дмитрий Медведев поздравил коллектив редакции
«Коммерсанта» с 20-летием [Электронный ресурс] // Официальный сайт президента РФ. — 30.11.2009. — Режим доступа:
http://kremlin.ru/events/president/news/6155
16 Ерёмина, Д. А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в немецких и российских исследованиях масс-медиа [Электронный ресурс] / Д. А. Ерёмина // Медиаскоп. — 2013. — №4. — Режим доступа:
http: //www. mediascope.ru/node/1429
17 Ермакова, С. С. Доверие российского общества к СМИ : современное состояние и перспективы развития / С. С. Ермакова // Общество: политика, экономика, право. — 2016. — №12. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/doverie-rossiyskogo-obschestva-k-smi-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya
18 Закария, Ф. Уроки для Трампа (и для нас) [Электронный ресурс] /
Ф. Закария // ИноСМИ.ру. — 30.04.2017. — Режим доступа:
http://inosmi.ru/politic/20170430/239248207.html
19 Засурский, И. Масс-медиа второй республики [Электронный ресурс] / И. Засурский. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 190 с.
20 , Я. Н. От книги до Интернета: журналистика и мир
на рубеже нового тысячелетия / Отв. и Е.Л. Вартанова. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — 256 с.
21 Иванов, А. Д Роботизированная журналистика и первые алгоритмы на службе редакций международных СМИ / А. Д. Иванов // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2015. — №2. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/robotizirovannaya-zhurnalistika-ipervye-algoritmy-na-sluzhbe-redaktsiy-mezhdunarodnyh-smi
22 Игнатиус, Д. Отставка Коми только усиливает подозрения в адрес России [Электронный ресурс] / Д. Игнатиус // ИноСМИ.ру. — 10.05.2017. — Режим доступа:http://inosmi.ru/politic/20170510/239318825.html
23 Ильченко, С. Н. Фейк как политический формат в современной медиасреде [Электронный ресурс] / С. Н. Ильченко // Гуманитарный вектор. - 2015. — №3. — Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/feyk-kak-politicheskiy-format-v-sovremennoy-mediasrede
24 Коданина, А. Л. Политика и журналистика как родственные коммуникационные сферы [Электронный ресурс] / А. Л. Коданина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2014. — № 2. — С. 444-447. — Режим доступа:http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/19931778 2014 -
2-2 unicode/103.pdf
25 Кречетников, А. Как Трамп и Россия разлюбили друг друга [Электронный ресурс] / А. Кречетников // BBC. — 16.02.2017. — Режим доступа:http://www.bbc.com/russian/features-38996687
26 Кто владеет СМИ России : ведущие холдинги [Электронный ресурс] // BBC. — 11.07.2014. — Режим доступа:
http://www.bbc.com/russian/russia/2014/07/140711_russia_media_holdings
27 Лейк, Э. 100 дней президентства : Трамп — ни «тайный агент» России, ни фашист [Электронный ресурс] / Э. Лейк // ИноСМИ.ру. — 26.04.2017. — Режим доступа:http://inosmi.ru/politic/20170426/239220404.html
28 Люс, Э. Западный либерализм в осаде [Электронный ресурс] / Э. Люс // ИноСМИ.ру. — 10.05.2017. — Режим доступа: http://inosmi.ru/social/20170510/239307812.html
29 Маккензи, М. Признайте: Дональд Трамп превосходит ваши ожидания [Электронный ресурс] / М. Маккеннзи // ИноСМИ.ру. — 20.04.2017. — Режим доступа:http://inosmi.ru/politic/20170420/239183659.html
30 МакКуэйл, Д. Журналистика и общество: учебник для журналистов [Электронный ресурс] - М.: 2003. — 176 с. — Режим доступа: https://mail.google.com/mail/u/0/?ui=2&view=btop&ver=1wp7hm5bkg3kc#attid%253Datt 15c0a5925638ff34_0.2
31 Мария Захарова : ООН необходима стратегия противодействия
феномену «фейковых» новостей [Электронный ресурс] // Отдел новостей и СМИ. Радио ООН. — 25.04.17. — Режим доступа:
http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/246347/#.WQsVFDty6Rs
32 Медик, В. Переворот сверху [Электронный ресурс] / В. Медик //
inosmi.ru. — 11.05.2017. — Режим доступа:
http://inosmi.ru/politic/20170511/239320782.html
33 Михайлов, С. А. Современнная зарубежная журналистика: правила и парадоксы [Электронный ресурс] — Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — Режим доступа:http://evartist.narod.ru/text3/91.htm
34 На «Эхе Москвы» призвали не огорчаться из-за смены руководства [Электронный ресурс] // РБК. — 29.03.2012. — Режим доступа: http://www.rbc.ru/society/29/03/2012/5703f5409a7947ac81a665b0
35 Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики
[Электронный ресурс]: учебное пособие / Под ред. Я.Н. Засурского. — Москва: Изд-во МГУ, 1999. — Режим доступа:
http://www.evartist.narod.ru/text/51 .htm
36 Пономарев, Н. Ф. Информационная политика органа власти:
пропаганда, антипропаганда, контрпропаганда [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Пермь: ПГУ, 2007. — Режим доступа:
http://www.evartist.narod.ru/text28/0002.htm
37 Пономарёв, Н. Ф. Стратегии и технологии медиалегитимации власти: монография [Электронный ресурс] / Под ред. Н. Ф. Пономарева. - Пермь: ШУ, 2010. — Режим доступа:http://evartist.narod.ru/text28/0027.htm
38 Пресс-выпуск №2241 [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. — 28.02.2013. — Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113684
39 Пресс-выпуск №3367 [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. — 03.05.2017. — Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116190
40 Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник [Электронный ресурс] / Е. П. Прохоров. — Москва: Аспект Пресс, 2009. — 351 С. — Режим доступа:http ://hi-edu.ru/e-books/xbook714/01/about.htm
41 Публичная сфера: теория, мет с стадии:
коллективная монография [Электронный ресурс] -
и П. В. Романова. — Москва: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. — 360 с. — Режим доступа:
https://www.hse.ru/pubs/share/direct/demo_document/112305577
42 Рейтинг цитируемости СМИ [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическая система «Медиалогия». — Режим доступа: http://www.mlg.ru/ratings/media/federal/105/
43 Ремник, Д. Сто дней Трампа [Электронный ресурс] / Д. Ремник //
inosmi.ru. - 27.04.2017. — Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20170427/239229499.html
44 Реснянская, Л. Л. СМИ и политика: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Л. Л. Реснянской. — Москва: Аспект Пресс, 2007.
45 Ряд ведущих СМИ не пустили на брифинг пресс-секретаря Белого дома [Электронный ресурс] // BBC. — 24.02.2017. — Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/news-39085647
46 Социальные сети: вред или польза? [Электронный ресурс] //
Левада-центр. — 12.01.12. — Режим доступа:
http://www.levada.ru/2012/01/12/sotsialnye-seti-vred-ili-polza/
47 Старобахин, Н. Н. Освещение социально-политических событий в теленовостях как способы конструирования реальности [Электронный ресурс] / Н. Н. Старобахин // Медиаскоп. — 2008. — №2. — Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/251
48 Суралеева, Е. С. Журналистика и власть: особенности и модели взаимоотношений [Электронный ресурс] / Е. С. Суралеева // Огарев-online. — 2013. — №9. — Режим доступа:http://journal.mrsu.ru/arts/zhurnalistika-i-vlast-osobennosti-i-modeli-vzaimootnoshenijj
49 Твиттер-аккаунт Дональда Трампа [Электронный ресурс] // Twitter. - 2017. - Режим доступа: https://twitter.com/realdonaldtrump
50 Тощева, А. В. Новые способы коммуникации оппозиции с электоратом [Электронный ресурс] / А. В. Тощева // Медиаскоп. — 2012. — №4. — Режим доступа:http://mediascope.ru/node/1224
51 Трамп пожаловался на унаследованный от Обамы бардак в США и за рубежом [Электронный ресурс] // Лента.ру. - 17.02.2017. — Режим доступа:https://lenta.ru/news/2017/02/17/trump mess/
52 Трамп считает, что СМИ не замечают его активность
[Электронный ресурс] // РИА. - 13.05.2017. — Режим доступа:
https://ria.ru/world/20170513/1494224716.htnHr7ml
53 Третьяков, В. Т. Как стать знаменитым журналистом : Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики [Электронный ресурс] / В. Т. Третьяков. — Москва: Ладомир, 2004. — 623 с. — Режим доступа:http://dedovkgu.narod.ru/bib/tretijakov.htm
54 Тургаева, А. С. Политология: учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — Санкт-Петербург: Питер, 2005. — 276 с.
55 Урина, Н. В. Италия 2008-2011: кризисный марафон СМИ [Электронный ресурс] / Н. В. Урина // Медиаскоп. — 2012. — №4. — Режим доступа:http://www.mediascope.ru/node/1169
56 Урина, Н. В. Тенденции развития медийного рынка Италии в 2010-2016 гг. [Электронный ресурс] / Н. В. Урина // Медиаскоп. — 2017. — №1. — Режим доступа:http://www.mediascope.ru/2262
57 Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва, В. Г. Панова. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/slovar-s296.htm
58 Халилов В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба
[Электронный ресурс]: словарь / В. Ф. Халилов, Е. В. Халилова — Москва: Луч, 1996. — 271 С. — Режим доступа:http://politike.ru/termin/vlastnye-otnoshenija.html
59 Холланд, С. Трамп оказался под огнем критики, уволив главу ФБР [Электронный ресурс] / С. Холанд // ИноСМИ.ру. — 10.05.2017. — Режим доступа:http://inosmi.ru/politic/20170510/239315208 .html
60 Хоркхаймер, М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. [Электронный ресурс] / М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно. — Москва, 1997. — 149-209 с. — Режим доступа:http://culturca.narod.ru/adorno.htm
61
конференции «Интернет и современное общество». - Санкт- Петербург, 19 - 20 ноября 2014 г. — Режим доступа: http://ojs.ifmo.ru/index.php/IMS/article/viewFile/262/257
61 Что успел президент Трамп за первые 100 дней : шесть графиков [Электронный ресурс] // ИноСМИ.ру. — 28.04.2017. — Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20170428/239241268.html
62 Шарончикова, Л. В. Средства массовой информации Франции в 2009-2010 гг. (Трудные итоги экономического кризиса) [Электронный ресурс] / Л. В. Шарончикова // Медиаскоп. — 2011. — №3. — Режим доступа: http: //www. mediascope.ru/node/856#28
63 ‘Propaganda machine': Twitter blasts Liberation newspaper's pro-Macron cover on eve of vote [Электронный ресурс] // RT. — 06.05.2017. — Режим доступа:https://www.rt.com/news/387378-macron-liberation-election-silence/
64 Blake, A. President Trump is losing his war with the media [Электронный ресурс] / A. Blake // The Washington Post. — 22.02.2017. — Режим доступа:https://www.washingtonpost.com/news/the-fix/wp/2017/02/22/donald-trump-is-losing-his-war-with-the-media/?utm_term=.50e371532f6a
65 Buzzfeed опубликовал kompromat на Дональда Трампа
[Электронный ресурс] // Meduza. — 11.01.17. — Режим доступа:
https://meduza.io/feature/2017/01/11/buzzfeed-opublikoval-kompromat-na-donalda-trampa
66 Grynbaum, M. Trump Strategist Stephen Bannon Says Media Should
‘Keep Its Mouth Shut'[Электронный ресурс] / М. Grynbaum // The New York Times. — 26.01.2017. — Режим доступа:
https://www.nytimes.com/2017/01/26/business/media/stephen-bannon-trump-news-media.html? r=0
67 Mathis-Lilley, B. Trump, Now Trashing Anonymous Sources, Once Called People Anonymously to Brag About Having Had Sex [Электронный ресурс] / B. Mathis-Lilley // The Slatest. — 24.02.2017. — Режим доступа: http://www.slate.com/blogs/the_slatest/2017/02/24/trump_attacks_anonymous_sources_once_called_people_anonymously_to_claim.html
68 McDermott N., Kaczynski A. Donald Trump walked off a 1990 CNN
interview when asked tough questions about his casino [Электронный ресурс] / N. McDermott // CNN Media. — 25.11.2016. — Режим доступа:
69 Miller, M. ‘This was the worst call by far': Trump badgered, bragged and abruptly ended phone call with Australian leader [Электронный ресурс] / M. Miller, // The Washington Post. — 02.02.2017. — Режим доступа: http://goo.gl/tfrpf7(дата обращения: 08.05.2017).