ВВЕДЕНИЕ
Савва Иванович Мамонтов (1841 — 1918 гг.) — известный промышленник, меценат в области русского искусства, театра и музыки. Родоначальник Иван Мамонтов родился в 1730 г., его сын Федор занимался откупным промыслом, а его внуки уже были богатыми людьми. Федор занимался благотворительной деятельностью, ему был поставлен памятник в Звенигороде благодарными жителями за услуги, оказанные в 1812 году во время Отечественной войны.
Савва учился во второй Московской гимназии на Елоховской улице, а затем в институте Корпуса гражданских инженеров (Горный институт), но не окончил его. В 19 лет Савва поступил в Петербургский университет, а затем перевелся в Московский на юридический факультет. В 1857 году Мамонтов и Кокорев, два крупнейших откупщика, основали Закаспийское торговое товарищество.
Накопив капитал на откупах, Мамонтов помещал его в не¬движимость и строительство железных дорог. В 1870 году покупает Абрамцево, где появляется «мамонтовский кружок» и происходит становление Мамонтова как знатока, ценителя и покровителя искусств. В Абрамцеве живут начинающие никому не известные художники, которые бедствуют и испытывают нужду. В Абрамцеве были созданы такие картины, как «Богатыри» Васнецова, «Демон» Врубеля. В Абрамцеве был создан ряд мастерских и школ, которые дали мощный толчок развитию кустарного дела. В 1880 году Савва Мамонтов издал за свой счет альбом «Рисунки русских художников». Вместе с Тенишевой он финансирует журнал «Мир искусства», который начал выходить в 1898 году в Петербурге, вносит несколько десятков тысяч рублей в фонд Музея изящных искусств.
Савва Иванович Мамонтов обладал различными талантами. В студенческие годы увлекался театром, в Италии в 1864 году брал уроки пения, был певцом, скульптором, режиссером и автором пьес.
В 1885 году Мамонтов на свои средства основал Московскую частную русскую оперу, которая просуществовала до 1904 года и в которой развернулось могучее дарование Федора Шаляпина. Частная опера оставила глубокий след в истории русской оперной культуры, оказала огромное влияние на мировое оперное искусство. В 1896 году постановки Московской частной оперы на сцене Солодовниковского театра стали триумфом. А.П. Чехов в своих записках писал о 3 млн. руб., которые были ассигнованы Мамонтовым в первый год его существования.
Мамонтов способствовал пробуждению творческой энергии Римского-Корсакова, который для частной оперы создал «Царскую невесту» и «Сказку о царе Салтане». На Нижегородской ярмарке Мамонтов выстроил на свои средства павильон для Врубеля, после которой тот получил при¬знание.
В 1896 году Савва Иванович Мамонтов получил звание мануфактур-советника и был награжден орденом Владимира IV степени. В 90-х годах 1899 г. при создании конгломерата промышленных и транспортных предприятий Мамонтов потерпел финансовый крах, был арестован, помещен в Таганскую тюрьму, но затем выпущен. Собрание его картин было распродано частным лицам и разошлось по музеям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В русском языке существует довольно редко теперь употребляемое понятие «подвижник», смысл которого выдающийся русский лексикограф и писатель Владимир Иванович Даль объясняет так: человек, «славный великими делами на каком-либо поприще; доблестный деятель». Именно такой личностью и был русский купец Савва Иванович Мамонтов (1841-1918). Он прожил большую, яркую и сложную жизнь: родился в глухом «медвежьем углу» российской глубинки в мрачную эпоху «Николая Палкина» (Николая I), пережил четырех царей, крушение самодержавия и умер уже при Советской власти в «красной Москве». Был одним из выдающихся отечественных предпринимателей, и с его именем связано создание нескольких крупных предприятий. Однако, если бы его биография ограничивалась только этим, то вряд ли она представляла значительный интерес для тех, кто не является историком-профессионалом. Бескорыстно служение отечественной культуре, делу развития новых ее направлений, неустанный поиск оригинальных художественных форм в театре, музыке, изобразительном искусстве и всемерная поддержка новых дарований — имени это обессмертило имя С. И. Мамонтова.
Без преувеличения можно сказать, что если в любой аудитории задать вопрос о том, кто относится к числу известных покровителей искусства в России, то почти наверняка одним из первых (если не самым первым) будет назван С. И. Мамонтов. Такой ответ вполне закономерен Творческая судьба С. В. Рахманинова, К. А. Коровина И. А. Римского-Корсакова, М. А. Врубеля, И. Е. Репина. Ф. И. Шаляпина, И. И. Левитана, М. М. Ипполитова Иванова и ряда других ярких и самобытных представите лей национальной культуры в большей или меньше степени связана с этим меценатом. О его «жизни в искусстве» написаны специальные исследования. О нем много говорится и в работах, посвященных как общим процессам художественного творчества второй половины XIX в., так и в тех, где рассматриваются биографии отдельных художников, композиторов, артистов. Причем, С. И. Мамонтов был одним из немногих меценатов в России, который не только понимал прекрасное, стремился культивировать и пропагандировать его, но и имел определенные творческие данные: неплохо пел (учился пению в Италии), писал музыку, сочинял стихи и пьесы, разрабатывал новую технологию изготовления керамики, создавал скульптурные произведения. По справедливому замечанию К. С. Станиславского, «трудно охватить и оценить его многогранный талант, сложную природу, красивую жизнь, многостороннюю деятельность».
В отдельном очерке невозможно обрисовать даже наиболее примечательные страницы жизни этого разностороннего человека. Учитывая, что «Мамонтоведением» уже многое изучено и описано, обратимся в первую очередь к тем страницам его жизни, о которых известно немного или которые не освящены совсем.
В конце прошлого столетия С. И. Мамонтову пришлось пережить тяжелое испытание и глубокую внутреннюю драму: в постройке и эксплуатации Ярославской железной дороги были обнаружены злоупотребления и растраты, и Мамонтову, как и его коллегам по правлению, пришлось сесть на скамью подсудимых. Злоупотребления, несомненно, были, но, с другой стороны, вся эта «Мамонтовская панама», как тогда говорили, бы¬ла одним из эпизодов борьбы казенного и частного железнодорожного хозяйства. Чтобы осуществить выкуп дороги, министерство финансов, скупавшее акции через Петербургский Международный банк, старалось сделать ответственным лишь Мамонтова за весь ход дела. В Москве общественные симпатии были на стороне Саввы Ивановича, и его считали жертвой. Оправдательный приговор был встречен бурными аплодисментами, но все-таки это дело разорило этого выдающегося человека.
Однако пережитое все-таки не сокрушило этого замечательного человека. Потеряв многое, он сохранил до конца дней искреннюю любовь к искусству, людям этого мира и всегда живо интересовался всеми новостями. Не забывали старые и новые друзья. На Бутырки приходили В. А. Серов, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. Э. Грабарь, С. П. Дягилев, артисты бывшей Частной оперы. Позже стали бывать К. А. Коровин и Ф. И. Шаляпин.
Савва Иванович пережил многих близких. Скончался он 24 марта (6 апреля) 1918 г. и был похоронен в Абрамцеве. Здесь же, на высоком берегу реки у церкви Спаса Нерукотворного, построенной в 1881—1882 г., покоится он, Елизавета Григорьевна, дети — Андрей и Вера, внук Сережа Самарин (сын Веры Саввишны и Александра Дмитриевича Самарина).
Вспоминая Савву Ивановича, Федор Иванович Шаляпин заметил: «Он тоже тратил деньги на театр и умер в бедности, а какое благородство линий, какой просвещенный, благородный фанатизм в искусстве». Жизнь этого удивительного, добродетельного и бескорыстного человека — образец преданного и искреннего служения делу культурного созидания. Нельзя не согласиться и с мнением известного искусствоведа А. М. Эфроса, который, выступая на вечере памяти в Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки в 1945 г., сказал: «...вспоминая о Мамонтове, невольно вспоминаешь молодого Шаляпина, молодого Поленова, Серова, Васнецовых, Коровиных и многих, многих других. Вычеркните из их жизни Савву Ивановича Мамонтова, Абрамцево, дом на Садовой-Спасской, гончарную мастерскую у Бутырской заставы,— и вы вычеркнете из жизни очень большие и серьезные вещи: камни из фундамента, а неслучайную лепку на фасаде». Действительно, очевиден заметный вклад Саввы Ивановича в процесс творческого развития многих выдающихся представителей национальной культуры в последние десятилетия XIX в. Он способствовал раскрытию отдельных многогранных и неповторимых дарований — этим обогатил духовный мир и своих современников, и потомков.
1) Боханов А. Н. «Коллекционеры и меценаты России», Москва 1989 г.
2) Аронов А. А. «Золотой век русского меценатства», Москва 1995г.
3) Под ред. Платоновой О. «1000 лет русского предпринимательства», Москва 1995 г.
4) Словарь - справочник от А до Я / Составители: Макальская М. Л., Бобровская Н. Н. «Благотворители и меценаты прошлого и настоящего».