Организация самостоятельной работы студентов с использованием электронного обучающего курса (на примере дисциплины ИДСОП)
|
Введение 4
1 Организация самостоятельной работы студентов с использованием
электронных образовательных ресурсов 8
1.1 Самостоятельная работа в условиях информатизации образования 8
1.2 Компонентный состав и структура комплекса электронных
образовательных ресурсов 25
1.3 Возможности программных сред электронных образовательных
ресурсов для организации самостоятельной работы 38
2 Организация самостоятельной работы студентов с использованием
электронного обучающего курса на примере дисциплины ИДСОП 46
2.1 Электронный образовательный курс в системы электронного
обучения СФУ (LMS Moodle) 46
2.2 Самостоятельная работа студентов с использованием электронного
обучающего курса 49
2.3 Апробация нового способа организации самостоятельной работы 63
Заключение 75
Список использованных источников 76
1 Организация самостоятельной работы студентов с использованием
электронных образовательных ресурсов 8
1.1 Самостоятельная работа в условиях информатизации образования 8
1.2 Компонентный состав и структура комплекса электронных
образовательных ресурсов 25
1.3 Возможности программных сред электронных образовательных
ресурсов для организации самостоятельной работы 38
2 Организация самостоятельной работы студентов с использованием
электронного обучающего курса на примере дисциплины ИДСОП 46
2.1 Электронный образовательный курс в системы электронного
обучения СФУ (LMS Moodle) 46
2.2 Самостоятельная работа студентов с использованием электронного
обучающего курса 49
2.3 Апробация нового способа организации самостоятельной работы 63
Заключение 75
Список использованных источников 76
Современные социально-экономические процессы и требования
постиндустриального информационного общества задают новые ориентиры
развития и модернизации российского высшего профессионального
образования, важной особенностью которого сегодня становится смещение
вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы. В
общей структуре учебной деятельности студента на долю самостоятельной
подготовки в течение одного семестра приходится до 50% учебного времени.
Между тем, очевидным является тот факт, что зачастую это время используется
достаточно нерационально. Все это указывает на необходимость организации
самостоятельной работы студентов, что позволит интенсифицировать и
индивидуализировать подготовку студентов.
Одним из направлений организации самостоятельной работы является
применение информационно-коммуникационных технологий. Работы
Н. В. Акамовой, И. М. Власовой, Д. А. Мячина, Е. С. Полат, Т. В. Юрченко, В.
Г. Маняхина, M. Paynter, N. Bruce, J. Salinas показывают, что современные
информационные технологии обладают большим потенциалом для организации
самостоятельной работы студентов. Большая роль отводится электронному
обучению и дистанционным образовательным технологиям, которые, согласно
принятому в феврале 2012 года Федеральному закону Российской Федерации
«O внесении изменений в закон Российской федерации «Об образовании» в
части применения электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий», могут применяться при реализации образовательных программ
независимо от форм получения образования. В законе указывается на то, что
электронное обучение предусматривает организацию образовательного
процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее4
обработку информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие участников
образовательного процесса [37].
Несмотря на широкое проникновение современных информационных
технологий в образовательный процесс вузов, они еще недостаточно широко
применяются в системе высшего образования [22], тем более в процессе
организации самостоятельной работы студентов. Таким образом, ярко
обозначается проблема исследования, которая основана на необходимости
разрешения выраженного противоречия между степенью разработанности
теоретических и методических основ организации самостоятельной работы
студентов в вузе и уровнем программно-методического обеспечения системы
электронного обучения в рамках самостоятельной работы студентов ИППС
СФУ.
В настоящее время представлен огромный выбор программ, которые
могут стать эффективным средством организации самостоятельной работы
студентов. Традиционные платформы виртуального обучения предлагают
наборы мультимедийных средств, которые поддерживают создание онлайн
курсов, их обслуживание и предоставление, средства регистрации студентов и
управления работой с ними, администрирование процесса обучения и
генерацию отчетов об успехах обучающихся.
Противоречие: между все более расширяющейся сферой применения
электронных учебных материалов как средств обучения в вузе и отсутствием
выявленной специфики подобных материалов, использование которых
обеспечивает организацию самостоятельной работы студентов.
Цель исследования: организовать самостоятельную работу студентов с
использованием электронного обучающего курса на примере дисциплины
«Информационная диагностика социальных объектов и процессов» (ИДСОП).5
Объект исследования: самостоятельная работа студентов по дисциплине
«Информационная диагностика социальных объектов и процессов» (ИДСОП).
Предмет исследования: организации самостоятельной работы студентов
с использованием электронного обучающего курса.
Гипотеза исследования: организация самостоятельной работы по
дисциплине «Информационная диагностика социальных объектов и процессов»
будет более эффективной, если осуществляется при помощи электронного
обучающего курса.
Для реализации намеченной цели, поставлены следующие задачи:
1 Провести анализ литературы по самостоятельной учебной деятельности
в условиях информатизации образования.
2 Выявить возможности программных сред, обеспечивающих создание
электронных образовательных ресурсов для организации и осуществления
самостоятельной информационной учебной деятельности.
3 Обосновать требования к формированию компонентного состава и
структуры комплекса электронных образовательных ресурсов.
4 Разработать электронный образовательный курс в системе электронного
обучения СФУ (LMS Moodle).
5 Описать самостоятельную работу студентов с использованием
электронного обучающего курса.
6 Провести апробацию методики организации самостоятельной работы
студентов с использованием электронного обучающего курса на примере
дисциплины ИДСОП.
На данный момент одним из эффективных инструментов организации
самостоятельной работы студентов в Сибирском Федеральном Университете
является Система электронного обучения СФУ использующая технологию
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения).
Это одновременно и система управления курсами, и система управления6
обучением, и виртуальная образовательная среда. Важным достоинством
технологий Moodle является то, что она предоставляет возможность
унификации процесса обучения посредством составления заданий и
расширения диапазона знаний по предмету.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и
списка используемой литературы.
Основные положения диссертации обсуждались на следующих
конференциях:
1. Международная конференция студентов, аспирантов и молодых
ученых «Проспект Свободный-2015», Красноярск, 15-25 апреля 2015 г.
2. Вторая Всероссийская научно-практическая конференция
«Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования»,
Красноярск, 28-29 апреля 2015 г.
3. III Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование
человеческого капитала ресурсами системы образования», Красноярск, 21-22
апреля 2016.
4. Международная научно-практическая конференция “Молодежь и
наука: Проспект свободный-2016”
постиндустриального информационного общества задают новые ориентиры
развития и модернизации российского высшего профессионального
образования, важной особенностью которого сегодня становится смещение
вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы. В
общей структуре учебной деятельности студента на долю самостоятельной
подготовки в течение одного семестра приходится до 50% учебного времени.
Между тем, очевидным является тот факт, что зачастую это время используется
достаточно нерационально. Все это указывает на необходимость организации
самостоятельной работы студентов, что позволит интенсифицировать и
индивидуализировать подготовку студентов.
Одним из направлений организации самостоятельной работы является
применение информационно-коммуникационных технологий. Работы
Н. В. Акамовой, И. М. Власовой, Д. А. Мячина, Е. С. Полат, Т. В. Юрченко, В.
Г. Маняхина, M. Paynter, N. Bruce, J. Salinas показывают, что современные
информационные технологии обладают большим потенциалом для организации
самостоятельной работы студентов. Большая роль отводится электронному
обучению и дистанционным образовательным технологиям, которые, согласно
принятому в феврале 2012 года Федеральному закону Российской Федерации
«O внесении изменений в закон Российской федерации «Об образовании» в
части применения электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий», могут применяться при реализации образовательных программ
независимо от форм получения образования. В законе указывается на то, что
электронное обучение предусматривает организацию образовательного
процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее4
обработку информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие участников
образовательного процесса [37].
Несмотря на широкое проникновение современных информационных
технологий в образовательный процесс вузов, они еще недостаточно широко
применяются в системе высшего образования [22], тем более в процессе
организации самостоятельной работы студентов. Таким образом, ярко
обозначается проблема исследования, которая основана на необходимости
разрешения выраженного противоречия между степенью разработанности
теоретических и методических основ организации самостоятельной работы
студентов в вузе и уровнем программно-методического обеспечения системы
электронного обучения в рамках самостоятельной работы студентов ИППС
СФУ.
В настоящее время представлен огромный выбор программ, которые
могут стать эффективным средством организации самостоятельной работы
студентов. Традиционные платформы виртуального обучения предлагают
наборы мультимедийных средств, которые поддерживают создание онлайн
курсов, их обслуживание и предоставление, средства регистрации студентов и
управления работой с ними, администрирование процесса обучения и
генерацию отчетов об успехах обучающихся.
Противоречие: между все более расширяющейся сферой применения
электронных учебных материалов как средств обучения в вузе и отсутствием
выявленной специфики подобных материалов, использование которых
обеспечивает организацию самостоятельной работы студентов.
Цель исследования: организовать самостоятельную работу студентов с
использованием электронного обучающего курса на примере дисциплины
«Информационная диагностика социальных объектов и процессов» (ИДСОП).5
Объект исследования: самостоятельная работа студентов по дисциплине
«Информационная диагностика социальных объектов и процессов» (ИДСОП).
Предмет исследования: организации самостоятельной работы студентов
с использованием электронного обучающего курса.
Гипотеза исследования: организация самостоятельной работы по
дисциплине «Информационная диагностика социальных объектов и процессов»
будет более эффективной, если осуществляется при помощи электронного
обучающего курса.
Для реализации намеченной цели, поставлены следующие задачи:
1 Провести анализ литературы по самостоятельной учебной деятельности
в условиях информатизации образования.
2 Выявить возможности программных сред, обеспечивающих создание
электронных образовательных ресурсов для организации и осуществления
самостоятельной информационной учебной деятельности.
3 Обосновать требования к формированию компонентного состава и
структуры комплекса электронных образовательных ресурсов.
4 Разработать электронный образовательный курс в системе электронного
обучения СФУ (LMS Moodle).
5 Описать самостоятельную работу студентов с использованием
электронного обучающего курса.
6 Провести апробацию методики организации самостоятельной работы
студентов с использованием электронного обучающего курса на примере
дисциплины ИДСОП.
На данный момент одним из эффективных инструментов организации
самостоятельной работы студентов в Сибирском Федеральном Университете
является Система электронного обучения СФУ использующая технологию
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения).
Это одновременно и система управления курсами, и система управления6
обучением, и виртуальная образовательная среда. Важным достоинством
технологий Moodle является то, что она предоставляет возможность
унификации процесса обучения посредством составления заданий и
расширения диапазона знаний по предмету.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и
списка используемой литературы.
Основные положения диссертации обсуждались на следующих
конференциях:
1. Международная конференция студентов, аспирантов и молодых
ученых «Проспект Свободный-2015», Красноярск, 15-25 апреля 2015 г.
2. Вторая Всероссийская научно-практическая конференция
«Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования»,
Красноярск, 28-29 апреля 2015 г.
3. III Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование
человеческого капитала ресурсами системы образования», Красноярск, 21-22
апреля 2016.
4. Международная научно-практическая конференция “Молодежь и
наука: Проспект свободный-2016”
Для реализации намеченной цели были решены следующие задачи:
проведен анализ литературы по самостоятельной учебной деятельности в
условиях информатизации образования, выявлены возможности программных
сред, обеспечивающих создание электронных образовательных ресурсов для
организации и осуществления самостоятельной информационной учебной
деятельности, обоснованы требования к формированию компонентного состава
и структуры комплекса электронных образовательных ресурсов, разработан
электронный образовательный курс в системы электронного обучения СФУ
(LMS Moodle), описана самостоятельную работа студентов с использованием
электронного обучающего курса по дисциплине «Информационная диагностика
социальных объектов и процесс», проведена апробация методики организации
самостоятельной работы студентов с использованием электронного
обучающего курса на примере дисциплины ИДСОП.
Согласно критерию Стьюдента на 5% уровне значимости результаты до
начала эксперимента состояния экспериментальной и контрольной групп
совпадали, а после окончания эксперимента различались, то сделан вывод о
том, что эффект изменений обусловлен именно применением в организации
самостоятельной работы электронного образовательного курса. Таким образом,
гипотеза нашего исследования подтверждена
проведен анализ литературы по самостоятельной учебной деятельности в
условиях информатизации образования, выявлены возможности программных
сред, обеспечивающих создание электронных образовательных ресурсов для
организации и осуществления самостоятельной информационной учебной
деятельности, обоснованы требования к формированию компонентного состава
и структуры комплекса электронных образовательных ресурсов, разработан
электронный образовательный курс в системы электронного обучения СФУ
(LMS Moodle), описана самостоятельную работа студентов с использованием
электронного обучающего курса по дисциплине «Информационная диагностика
социальных объектов и процесс», проведена апробация методики организации
самостоятельной работы студентов с использованием электронного
обучающего курса на примере дисциплины ИДСОП.
Согласно критерию Стьюдента на 5% уровне значимости результаты до
начала эксперимента состояния экспериментальной и контрольной групп
совпадали, а после окончания эксперимента различались, то сделан вывод о
том, что эффект изменений обусловлен именно применением в организации
самостоятельной работы электронного образовательного курса. Таким образом,
гипотеза нашего исследования подтверждена



