Введение 4
1 Организация самостоятельной работы студентов с использованием
электронных образовательных ресурсов 8
1.1 Самостоятельная работа в условиях информатизации образования 8
1.2 Компонентный состав и структура комплекса электронных
образовательных ресурсов 25
1.3 Возможности программных сред электронных образовательных
ресурсов для организации самостоятельной работы 38
2 Организация самостоятельной работы студентов с использованием
электронного обучающего курса на примере дисциплины ИДСОП 46
2.1 Электронный образовательный курс в системы электронного
обучения СФУ (LMS Moodle) 46
2.2 Самостоятельная работа студентов с использованием электронного
обучающего курса 49
2.3 Апробация нового способа организации самостоятельной работы 63
Заключение 75
Список использованных источников 76
Современные социально-экономические процессы и требования
постиндустриального информационного общества задают новые ориентиры
развития и модернизации российского высшего профессионального
образования, важной особенностью которого сегодня становится смещение
вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы. В
общей структуре учебной деятельности студента на долю самостоятельной
подготовки в течение одного семестра приходится до 50% учебного времени.
Между тем, очевидным является тот факт, что зачастую это время используется
достаточно нерационально. Все это указывает на необходимость организации
самостоятельной работы студентов, что позволит интенсифицировать и
индивидуализировать подготовку студентов.
Одним из направлений организации самостоятельной работы является
применение информационно-коммуникационных технологий. Работы
Н. В. Акамовой, И. М. Власовой, Д. А. Мячина, Е. С. Полат, Т. В. Юрченко, В.
Г. Маняхина, M. Paynter, N. Bruce, J. Salinas показывают, что современные
информационные технологии обладают большим потенциалом для организации
самостоятельной работы студентов. Большая роль отводится электронному
обучению и дистанционным образовательным технологиям, которые, согласно
принятому в феврале 2012 года Федеральному закону Российской Федерации
«O внесении изменений в закон Российской федерации «Об образовании» в
части применения электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий», могут применяться при реализации образовательных программ
независимо от форм получения образования. В законе указывается на то, что
электронное обучение предусматривает организацию образовательного
процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее4
обработку информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие участников
образовательного процесса [37].
Несмотря на широкое проникновение современных информационных
технологий в образовательный процесс вузов, они еще недостаточно широко
применяются в системе высшего образования [22], тем более в процессе
организации самостоятельной работы студентов. Таким образом, ярко
обозначается проблема исследования, которая основана на необходимости
разрешения выраженного противоречия между степенью разработанности
теоретических и методических основ организации самостоятельной работы
студентов в вузе и уровнем программно-методического обеспечения системы
электронного обучения в рамках самостоятельной работы студентов ИППС
СФУ.
В настоящее время представлен огромный выбор программ, которые
могут стать эффективным средством организации самостоятельной работы
студентов. Традиционные платформы виртуального обучения предлагают
наборы мультимедийных средств, которые поддерживают создание онлайн
курсов, их обслуживание и предоставление, средства регистрации студентов и
управления работой с ними, администрирование процесса обучения и
генерацию отчетов об успехах обучающихся.
Противоречие: между все более расширяющейся сферой применения
электронных учебных материалов как средств обучения в вузе и отсутствием
выявленной специфики подобных материалов, использование которых
обеспечивает организацию самостоятельной работы студентов.
Цель исследования: организовать самостоятельную работу студентов с
использованием электронного обучающего курса на примере дисциплины
«Информационная диагностика социальных объектов и процессов» (ИДСОП).5
Объект исследования: самостоятельная работа студентов по дисциплине
«Информационная диагностика социальных объектов и процессов» (ИДСОП).
Предмет исследования: организации самостоятельной работы студентов
с использованием электронного обучающего курса.
Гипотеза исследования: организация самостоятельной работы по
дисциплине «Информационная диагностика социальных объектов и процессов»
будет более эффективной, если осуществляется при помощи электронного
обучающего курса.
Для реализации намеченной цели, поставлены следующие задачи:
1 Провести анализ литературы по самостоятельной учебной деятельности
в условиях информатизации образования.
2 Выявить возможности программных сред, обеспечивающих создание
электронных образовательных ресурсов для организации и осуществления
самостоятельной информационной учебной деятельности.
3 Обосновать требования к формированию компонентного состава и
структуры комплекса электронных образовательных ресурсов.
4 Разработать электронный образовательный курс в системе электронного
обучения СФУ (LMS Moodle).
5 Описать самостоятельную работу студентов с использованием
электронного обучающего курса.
6 Провести апробацию методики организации самостоятельной работы
студентов с использованием электронного обучающего курса на примере
дисциплины ИДСОП.
На данный момент одним из эффективных инструментов организации
самостоятельной работы студентов в Сибирском Федеральном Университете
является Система электронного обучения СФУ использующая технологию
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения).
Это одновременно и система управления курсами, и система управления6
обучением, и виртуальная образовательная среда. Важным достоинством
технологий Moodle является то, что она предоставляет возможность
унификации процесса обучения посредством составления заданий и
расширения диапазона знаний по предмету.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и
списка используемой литературы.
Основные положения диссертации обсуждались на следующих
конференциях:
1. Международная конференция студентов, аспирантов и молодых
ученых «Проспект Свободный-2015», Красноярск, 15-25 апреля 2015 г.
2. Вторая Всероссийская научно-практическая конференция
«Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования»,
Красноярск, 28-29 апреля 2015 г.
3. III Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование
человеческого капитала ресурсами системы образования», Красноярск, 21-22
апреля 2016.
4. Международная научно-практическая конференция “Молодежь и
наука: Проспект свободный-2016”
Для реализации намеченной цели были решены следующие задачи:
проведен анализ литературы по самостоятельной учебной деятельности в
условиях информатизации образования, выявлены возможности программных
сред, обеспечивающих создание электронных образовательных ресурсов для
организации и осуществления самостоятельной информационной учебной
деятельности, обоснованы требования к формированию компонентного состава
и структуры комплекса электронных образовательных ресурсов, разработан
электронный образовательный курс в системы электронного обучения СФУ
(LMS Moodle), описана самостоятельную работа студентов с использованием
электронного обучающего курса по дисциплине «Информационная диагностика
социальных объектов и процесс», проведена апробация методики организации
самостоятельной работы студентов с использованием электронного
обучающего курса на примере дисциплины ИДСОП.
Согласно критерию Стьюдента на 5% уровне значимости результаты до
начала эксперимента состояния экспериментальной и контрольной групп
совпадали, а после окончания эксперимента различались, то сделан вывод о
том, что эффект изменений обусловлен именно применением в организации
самостоятельной работы электронного образовательного курса. Таким образом,
гипотеза нашего исследования подтверждена
Абрамова Г.А. Уроки мультимедиа в курсе информатики / Г.А.
Абрамова, Д.Л. Баландин// Информатика и образование. 1996. №1.
2 Абызгильдин А.Ю. Технологические аспекты разработки
электронных учебных изданий [электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ito.edu.ru.
3 Александров А.Г. Психологические механизмы формирования
мотиваци- онной готовности к учебно-познавательной деятельности
[электронный ресурс]: Дис. канд. псих. наук / А.Г. Александров. - М.: РГБ,
2003.
4 Александров Д.Н. Самоконтроль, самокоррекция, и формирование
учебно-познавательной активности учащихся // Контроль в обучении
иностранным языкам в средней школе / Ред. В.А. Слободчиков. - М.:
Просвещение, 1986. - С.71-75.
5 Александрова Н.В. Подготовка будущих учителей гуманитарных
специальностей к применению и созданию электронных образовательных
ресурсов : автореферат дис.канд.пед.наук : [электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.dissercat.com/content/podgotovka-budushchikh-uchiteleigumanitarnykh-spetsialnostei-k-primeneniyu-i-sozdaniyu-elek#ixzz2JIK9Ndv5.
6 Алипов Н. Программы-репетиторы в обучении / Н. Алипов,
О.Сергеева // Информатика и образование. 1988. №1.
7 Алякринский Б.С. Беседы о самовоспитании // М.: Знание, 1977.
8 Амтхауэр А. Тест структуры интеллекта [электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://vsetesti.ru/443/.
9 Андреев A.B., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного
обучения с использованием Moodle. - Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. - 146
с.76
10 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т./ Ред. A.A.
Баранов и др. - М.: Педагогика, 1980 - 2 т.
11 Англо-русский словарь: мультимедиа-системы,
телекоммуникационные сети, безопасность компьютерных систем /A.A. Мячев
[и др.], 1995.
12 Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И.
Андреев. - Казань: КГУ, 1994. - 125 с.
13 Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и
диссертационные работы / А.Ф. Ануфриев. - М.: Ось-89, 2002. - 112 с.
14 Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности /
Л.И. Анциферова. - М.: Наука, 1982.
15 Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении / Г.А. Атанов. -
Донецк.: "ЕАИ-пресс", 2001.- 160 с.
16 Атаян А. Информационная культура личности в условиях
информатизации общества [электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.viu-online.ru.
17 Баранова Ю.Ю. Методика использования электронных учебников в
образовательном процессе / Ю.Ю. Баранова, Е.А. Перевалова, Е.А. Тюрина,
А.А, Чадин // Информатика и образование. 2000. №8.
18 Басова Н. В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. -
Ростов на Дону: Феникс, 1999. — 416 с.
19 Белоносова В.В. Учебно-исследовательская работа студентов как
средство развития их творческой деятельности [электронный ресурс]:
Дисс...канд.пед.наук / В.В. Белоносова. - М.: РГБ, 2003
20 Беспалько A.A. Технологические подходы к разработке
электронного учебника по информатике: автореферат дис. канд. пед. Наук /
A.A. Беспалько. - Екатеринбург, 1998.77
21 Беспалько В.П. Программированное обучение: дидактические
основы / В.П. Беспалько. - М.: Высшая школа, 1970.
22 Бидайбеков Е.Ы. Гипермедиа в обучении / Е.Ы. Бидайбеков, В.В.
Гриншкун // Информатика и образование. 1999. №8.
23 Богданова О. Г. Развитие творчества студентов как педагогическая
проблема в вузах развитых капиталистических стран / О.Г. Богданова, В.М.
Мар- шева, Н.П. Обухова // Проблемы зарубежной высшей школы: обзорная
информация /Ред. В. И. Андреев и М. Г. Гарунов (вып. 1.) М.: НИИВШ, 1988.
24 Бондаренко Е.А. Анализ возможностей реабилитации и
самореализации в процессе аудиовизуального образования [электронный
ресурс] / Е.А. Бондаренко - Режим доступа: http://www.rnediaeducation.ru.
25 Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская,
A.A. Реан. - СПб: Питер, 2000. 304 с.
26 Борисова Т.В. Психолого-педагогические условия самообразования
будущих учителей технологии и предпринимательства: автореферат дис. канд.
пед.наук / Т.В. Борисова. - Новосибирск, 2000.
27 Босова JI. JI. Типология электронных образовательных ресурсов
как основополагающего компонента информационно-образовательной среды/
J1.JI. Босова// II Всероссийская конференция «Применение ЭОР в
образовательном процессе» (г. Москва, 2012 г.)
http://msk.ito.edu.ru/2012/section/l88/95548/.
28 Босова JI.J1. Электронные образовательные ресурсы нового^
поколения для начального общего образования: типология, потребности и
разработки / JI.JI. Босова, A.A. Муранов // II Всероссийская конференция
«Применение ЭОР в образовательном процессе» (г. Москва, 2012 г.)
http://msk.ito.edu.ru/2012/section/183/95301/.78
29 Бочарова Е.П. Дидактические основы обучения будущих
специалистов самоконтролю знаний: автореферат дис.канд.пед.наук / Е.П.
Бочарова. - СПб, 1996.-40 с.
30 Братко A.A. Информация и психика / А. А. Братко, А.Н. Кочергин. -
Новосибирск: Наука, 1977.
31 Бужинская Н. В. Применение электронных образовательных
ресурсов в процессе обучения программированию будущих учителей
информатики [Текст] / Н. В. Бужинская // Педагогика: традиции и инновации
(II): материалы между- нар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). —
Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 199-202.
32 Буренкова Д.Ю. Формирование и использование комплекса учебнометодических и электронных средств для развития коммуникативных умений
иноязычного общения (на примере английского языка) : [электронный ресурс]
Дис.канд.пед.наук / Д.Ю. Буренкова. - М.: РГБ, 2008.
33 Бурносова O.B. Методика использования учебных
телеконференций в обучении будущих учителей информатики [электронный
ресурс]: Дис.канд.пед.наук / О.В Бурносова. - М.: РГБ, 2003.
34 Вайзер Г.А. О формировании процессов саморегуляции в учебной
работе школьника// Проблемы программированного обучения. - Владимир,
1981.
35 Вайзер Г.А. Разноуровневые средства саморегуляции в учебной
работе школьника // Проблемы программированного обучения. - Владимир,
1983.
36 Василевский И. О содержании учебных компьютерных программ //
Информатика и образование. 1988. №4.
37 Васильев В.И. Информационно-методические вопросы
информатизации образования [электронный ресурс]. - Режим доступа: //
http://gopher.karelia.ru.