Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ МОТИВОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №26071

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
508
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1 Анализ структурных элементов учебной деятельности 8
1.2 Мотивы в учебной деятельности 12
1.3 Структура связи познавательных мотивов и системы учебных действий 19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ МОТИВОВ И
ИХ СВЯЗЬ С СИСТЕМОЙ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 27
2.1 Программа эмпирического исследования 27
2.2 Результат исследования учащихся 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Один из главных выводов теории учебной деятельности по В.В. Давыдову заключается в том, что познавательная потребность, лежащая в основе учебной деятельности, в этой деятельности и формируется. Это диалектическое противоречие определяет общую проблему формирования учебной деятельности, в том числе формирование учебных мотивов [6]. Может быть, это связано с тем, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Проблема мотивации относится к важным психологическим проблемам, ее исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека, частности, поведения ребенка в школе. Понимание механизмов формирования учебных мотивов приблизит учителя к пониманию процессов проектирования и организации учебной деятельности.
Начало обучения в школе позволяет ребенку расширить границы своей жизни, занять новую позицию и приступить к выполнению новой деятельности - учебной деятельности, которая позволяет удовлетворять любознательность ребенка. «Эти познавательные интересы выступают как психологические предпосылки возникновения у него потребности в усвоении теоретических знаний». [15, с.93-94]
«В самом начале школьной жизни у ребенка еще нет потребности в теоретических знаниях как психологической основы учебной деятельности. Эта потребность возникает в процессе реального усвоения ребенком элементарных теоретических знаний при совместном с учителем и сверстниками выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач» [6, с. 157].
Так Давыдов говорит о динамике познавательной потребности. От любознательности и познавательных интересов в начале школьной жизни к потребности в теоретических знаниях и потребности в самой учебной деятельности.
«Таким образом, теоретические знания как содержание учебной деятельности являются и ее потребностью. Как известно, деятельность человека соотносится с определенной потребностью, а действия - с мотивами. Мотивы учебных действий побуждают школьников к усвоению способов воспроизводства теоретических знаний. При выполнении учебных действий школьники овладевают, прежде всего, способами воспроизводства тех или иных конкретных понятий, образов, ценностей и норм и через эти способы усваивают содержание теоретических знаний». В процессе формирования у школьников потребности в учебной деятельности происходит ее конкретизация в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий» [6, с. 157].
Итак, потребность в учебной деятельности соотносится с усвоением теоретических знаний, мотивы - с усвоением способов их воспроизводства через выполнение учебных действий, направленных на решение учебных задач.
Так определяется связь структуры учебных действий с системой учебных мотивов, побуждающую ребёнка к выполнению учебных действий. Учебная деятельность конкретизирована В.В. Давыдовым через систему учебных действий полностью, а механизмы формирования учебных мотивов в научной методической литературе представлена слабо. «Существенный компонент учебной деятельности - мотивы реализующих её действий. Многие исследователи мотивации учения лишь затрагивают вопросы формирования таких мотивов, но не раскрывают главных особенностей их содержания и формирования»[12, с.196].
Так поставленная проблема требует создание системы мотивов, формируемых учебной деятельностью и обеспечивающие выполнение учебных действий. Для построения такой системы требуется вскрыть механизм формирования учебных мотивов, возникающие в каждом учебном действии. Это и определяет тему исследования.
Цель: изучить механизм формирования учебных мотивов,
обеспечивающих выполнение учебных действий.
Объект исследования: мотивация, лежащая в основе учебной деятельности.
Предмет исследования: механизмы формирования учебных мотивов и их связь с системой учебных действий.
Гипотеза: 1)Механизм формирования учебных мотивов обеспечивается сдвигом с исходного мотива - образца действия учителя - на цель достижения результата при решении задач.
2) Механизм формирования мотивов в учебной деятельности заключён в превращении результата, при решении задачи, в освоенный способ действия.
Это связано с тем, что с приходом в школу у ребенка нет потребности в теоретических знаниях. Учитель способствует формированию поисковой деятельности детей, выступая ориентиром и организатором учебной деятельности. Это является стартовой ступенью развития именно потребности. «Когда предмет потребности ещё отсутствует или ещё не выделен во внешнем поле: это - поисковое поведение» [12, с. 2].
Доказательство гипотезы исследования предполагает решение ряда задач:
1. Разработать динамичную систему, модель связи учебных мотивов и учебных действий при переходе от одного действия к другому, демонстрирующую логику сдвига мотива на цель
2. Спроектировать и реализовать эксперимент проверки работы исходной модели учебных мотивов по учебным действиям
Исследование проводилось в прогимназии №131 г. Красноярска. В число испытуемых вошли 125 учеников 1 - 4 классов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результатом нашего исследования является описанный механизм формирования динамики мотивов учебной деятельности на всех учебных действиях, построена динамическая система учебных мотивов и найдены компоненты учебной деятельности, связанные с поисковой деятельностью, моделированием, созданием теории метода и определением границ метода. На основе решения нестандартных и неопределенных задач разработан метод практического исследования динамики учебных мотивов в виде процедуры индивидуального собеседования с каждым ребенком. Этот метод позволяет лишь косвенно судить о динамике мотивов, связанных с учебными действиями «преобразование модели отношения для изучения его свойств «в чистом виде» и построение системы частных задач, решаемых общим способом», что открывает перспективу на дальнейшие исследования. Возможно, это будет связано с разработкой средств и методов наблюдения динамики формирования учебных мотивов на самих уроках развивающего обучения.
Базой наших исследований является Красноярская прогимназия №131, на учительских семинарах проходили обсуждения и проверка наших исследований. Можно говорить, что наши разработки о содержании учебных мотивов и структурных элементах учебной деятельности во многом являются обобщением того, что происходит в этой прогимназии и на уроках учителей, и при диагностике и оценке образовательных результатов.



1. Васильев В.Г., Борисова Н.Н., Игошина М.О., Комлева Т.Н., И.Е.Монакова/ Четыре этюда о развивающем обучении./ - М.: Перемены, 2005 «Эврика» №4
2. Васильев В.Г. /Развивающее обучение: основание методики и технологии./восьмая научно-практическая конференция «Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности» КГУ 2002 г. стр 77 - 84
3. Васильев В.Г., Фомичёва М.Л., Бажай Е.П., Третьяк М.В., Педагогическая практика. Диагностика сформированности теоретического мышления у младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова/ Учебно-методическое пособие/ - Красноярск: СФУ, 2015
4. Васильев В.Г., Койнова Т.Н./ «Педагогическая позиция»№ 7, 2006, с.11-15
5. Гуружапов В.А. / Педагогическая психология. Учебник для бакалавров/ - М.: Юрайт, 2013 - 493 с.
6. Давыдов В.В./ Теория развивающего обучения/- М.: Интор, 1996. - 542с
7. Давыдов В.В. /Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
8. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В.Давыдов. - М., 2006. - С. 224
9. Ермаков С.С., Юркевич В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 2. С. 87-100. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n2/61179.shtml (дата обращения: 07.06.2016)
10. Зайцев С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопросы психологии. 2009. №5. С. 54-64
11. Курс лекций по педагогической психологии. 5.1 тема концепция
учебной деятельности
http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_ psychology/5.html
12. Курс лекций по педагогической психологии. 6 тема мотивы учения http: //imp .rudn.ru/psychology/pedago gical_ psychology/6 .html
13. Леонтьев А.Н./ Проблемы развития психики/- М.: издательство академии педагогических наук РСФСР, 1959 - 495с
14. Леонтьев А.Н. /Потребности, мотивы, эмоции/ - М.:
Издательство МГУ, 1971 - 39 с.
15. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности- М. Просвещение, 1999.- 142 с
16. Леонтьев А.Н. / Деятельность. Сознание. Личность / -М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2004.-352с.
17. Маркова А.К., Т.А. Матис, А.Б. Орлов. /Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / - М.: Просвещение, 1990. - 192 с
18. Подшивалова Е.Л. Учебная деятельность как деятельность по самоизменению [Электронный ресурс]; Дис. канд. псохол. наук: 19.00.07. - М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной библиотеки)
19. Пугачёва А.П. Дипломная работа по теме два способа моделирования
20. «Студентам - психологам». Лекция по педагогической психологии. Лекция 4 «Общая характеристика учебной деятельности» http://student.psi911 .com/lektor/pedpsi 043.htm
21. Цукерман Г.А - О поддержке детской инициативы. http: //www.studmed.ru/cukerman- ga-o-podderzhke-detskoy-
iniciativy 51361586ef6.html
22. Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с. Режим доступа: www.ihtik.lib.ru
23. Рубцов В.В. Основы социально - генетической психологии. М.:
Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,
1996.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ