ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАКУПКИ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА . 9
1.1 Правовое регулирование и классификация закупок в Российской
Федерации 9
1.2 Государственные и корпоративные закупки: общее и особенное 20
2 НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПОК 30
2.1 Конкурентные и неконкурентные способы закупок 30
2.2 Проблемы обеспечения эффективности корпоративных закупок 42
2.2.1 Административная защита прав участников закупок 53
2.2.2 Судебная защита прав участников закупок 62
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПКАХ 68
3.1 Государственный контроль корпоративных закупок 68
3.2 Государственное регулирование корпоративных закупок: тенденции 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А 103
Соотношение объемов корпоративных, государственных и коммерческих закупок 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 104
Конкурентные и неконкурентные способы государственных закупок 104
ПРИЛОЖЕНИЕ В 106
Конкурентные и неконкурентные способы корпоративных закупок 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Закупки сегодня стали повсеместной распространенной практикой поиска наиболее оптимальных способов решения задач удовлетворения потребностей в необходимых товарах, работах, услугах, как государства, так и государственных и частных компаний. При этом, закупки компаний с государственным участием, субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, объектом правового регулирования стали со¬всем недавно, и в связи с этим в настоящее время идет поиск эффективных методов правового регулирования, которые в наибольшей степени отвечали бы задачам закупочной деятельности этих субъектов. Распространение практики осуществления закупок различными субъектами рынка в России в последние годы свидетельствует не только о совершенствовании приемов, способов закупок, внедрению в практику их проведения новейших технологий, автоматизированных систем размещения заказов и обработки заявки, но и о возросшем значении разработки эффективных моделей управления закупками.
В условиях продолжающегося реформирования системы закупок обращение к исследованию проблем, связанных именно с закупками, осуществляемыми компаниями с государственным участием, субъектами естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (далее - корпоративными закупками), представляется наиболее актуальным. Корпоративные закупки, как объект исследования представляют наибольший интерес, не только в связи с тем, что формирование их в самостоятельную под-систему произошло сравнительно недавно, но и продолжающейся в настоящее время активной работой по совершенствованию правового регулирования этой сферы общественных отношений.
можно назвать монографию К. В. Кичика "Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения», Андреевой Л. В. «Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование», монографию О. А. Беляевой, посвященной проблемам правового регулирования и применения законодательства о проведении торгов и др. Кроме того, корпоративным закупкам посвящено огромное количество научных статей, опубликованных по итогам научно-практических конференций по проблемам применения законодательства о публичных закупках, публицистических материалов Института госзакупок и Национальной ассоциации института закупок, использованные в настоящей работе.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере корпоративных закупок, осуществляемых субъектами, подпадающими под действие Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Предмет исследования составляют:
- существующие подходы к определению понятия «корпоративные закупки», предпосылки обособления их самостоятельную подсистему;
- положения законодательных и иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере корпоративных закупок, включая Гражданский кодекс РФ, закон № 223-ФЗ; Федеральный закон от 26.07.2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» а также подзаконные нормативные правовые акты и локальные акты отдельных юридических лиц, принятые во исполнение закона № 223-ФЗ;
- основные положения законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу государственных закупок;
- применяемые конкурентные и неконкурентные способы корпоративных закупок отдельными видами юридических лиц, и их соотношение;
- правоприменительная практика в сфере корпоративных закупок Федеральной антимонопольной службы и органов судебной системы, наиболее распространенные нарушения при проведении закупок, и способы защиты прав участников закупок;
- содержание и порядок осуществления государственного контроля в сфере корпоративных закупок, основные изменения правового регулированиия системы корпоративных закупок и тенденции его развития;
Цель настоящей работы состоит в обобщении наиболее острых проблем правоприменения в сфере корпоративных закупок, и основных векторах развития правового регулирования, направленных на их устранение.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: определение правовой природы и содержания понятия «корпоративные закупки», анализ существующих подходов к определению этого понятия и условий, способствовавших выделению корпоративных закупок в самостоятельную под-систему;
- выявление особенностей правового регулирования системы корпоративных закупок, их целей, принципов и методов правого регулирования;
- сравнение целей, принципов, правовых средств и иных особенностей правового регулирования системы корпоративных и государственных закупок;
- выявление особенностей и соотношения применяемых заказчиками конкурентных и неконкурентных способов закупок на примере корпоративных закупочных систем в рамках закона № 223-ФЗ: Госкорпорации «Росатом», ПАО «Сбербанк» и ОАО «РЖД»;
- выявление отдельных проблем обеспечения эффективности корпоративных закупок на основе анализа степени достижения их целей, таких показателей эффективности, как уровень конкуренции, количество закупок, признанных несостоявшимися, уровень снижения цен по итогам закупки и причин обжалования закупок;
- анализ материалов практики обжалования корпоративных закупок: решений и предписаний Федеральной антимонопольной службы
- изучение проблемных вопросов осуществления государственного контроля над осуществлением закупочной деятельности в соответствии с законом № 223-ФЗ;
- анализ изменений, внесенных в закон № 223-ФЗ за период с 2015 г. и основных тенденций дальнейшего реформирования системы корпоративных закупок.
Основными общенаучными методами, используемыми в настоящей работе являются исторический, логический, анализ и синтез. Для решения задачи исследования распространенности применения конкурентных и неконкурентных способов закупок используется статистический метод, посредством которого исследуется информации о проведенных закупках, размещенная на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, проводится анализ объемов закупок в процентном соотношении, каждым из способов в течение одного календарного года, одними из наиболее крупных заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с законом №223-ФЗ.
В соответствии с подходами к изучению правовых явлений, составляющими системно-структурный метод, корпоративные закупки рассматриваются как один из элементов системы закупок в Российской Федерации, взаимосвязанныи со всеми элементами этой системы , включая государственные и коммерческие закупки. Так же, для решения задачи выявления общего и различно¬го в государственных и коммерческих закупках используется сравнительный метод.
Источниковую базу настоящей работы составляют: нормативные правовые акты в сфере закупок; данные, о количестве и способах закупок, размещенные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, статистические и аналитические материалы, опубликованные в информационно-аналитической системе ИнитПро, статистические обобщения данных анти-монопольного контроля в сфере закупок, размещенные на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы; материалы правоприменительной практики антимонопольного органа, а также материалы судебной практики, опубликованные на Интернет-ресурсе «Судебные и нормативные акты РФ».
Систему источников нормативного характера составляют:
- международные нормативные правовые акты Комиссии ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ;
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные законы: закон № 223-ФЗ, О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, О защите конкуренции от 26.06.2006 г № 135-ФЗ и др;
- подзаконные нормативные правовые акты: постановления, распоряжения Правительства, приказы федеральных органов исполнительной власти: Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития Российской Федерации;
- локальные акты организаций - положения о закупках, и документации о проведении закупок;
- ненормативные правовые акты - письма органов исполнительной власти по вопросам применения законодательства о корпоративных закупках.
Структура работы включает три раздела, каждый из которых посвящен исследованию отдельного блока проблем корпоративных закупок. В первом разделе рассматриваются проблемные вопросы определения понятия, признаков и правовой природы корпоративных закупок, их соотношения с государственными закупками, выявляются особенности целей и принципов правового регулирования корпоративных закупок.
закупок» на основе анализа норм, установленных положениями о закупках корпоративных заказчиков, а также данных, размещенных на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, анализируются применяемые способы закупок, и доля конкурентных и неконкурентных способов в общем объеме закупок, проведенных за определенный период. Собранные таким образом данные о закупках таких компаний, как ПАО «Сбербанк», Госкорпорация «Росатом» и ОАО «РЖД» за 2017 год представлены в виде диаграмм, и размещены в Приложениях к настоящей работе (Приложение Г. Распределение объемов применяемых способов закупок, отдельных юридических лиц)
В подразделе «Проблемы обеспечения эффективности корпоративных закупок» анализируются степень достижения целей закона № 223-ФЗ, исходя из результатов закупочной деятельности субъектов, осуществляющих закупки в рамках этого закона, и отдельные проблемы, возникающие в процессе организации и осуществления корпоративных закупок.
В третьем подразделе второго раздела по материалам, опубликованным на сайте Федеральной антимонопольной службы, а также материалам судебной практики, исследуются основные нарушения закона № 223-ФЗ, формы и способы защиты прав участников закупок, а также отдельные пробелы правового регулирования вопросов защиты прав субъектов общественных отношений в сфере корпоративных закупок.
Третий раздел работы посвящен анализу характера и значения изменений, внесенных в закон № 223-ФЗ и принятых в течение последних лет подзаконных актов.
Корпоративные закупки как часть закупочной системы Российской Феде-рации в настоящее время находятся в стадии своего формирования. Несмотря на то, что с даты вступления в силу закона № 223-ФЗ, прошло более шести лет, логически обоснованной концепции государственного регулирования корпоративных до настоящего времени не выработано.
Само понятие «корпоративные закупки» является условным, не закреплено на законодательном уровне, как и четкие критерии отграничения корпоративных закупок от государственных.
Вместе с тем, закупочная деятельность субъектов, отнесенных законом № 223-ФЗ к особой категории юридических лиц, которые должны осуществлять закупки, в соответствии с рамками, установленными этим законом, формировалась в соответствии с общими правилами гражданского законодательства. Исходя из правового статуса этих субъектов, это закупки коммерческих организаций, и при делении всех закупок на государственные, корпоративные и коммерческие, очевидно, что корпоративные закупки гораздо ближе по своей при-роде к коммерческим закупкам. Они также направлены на поиск контрагентов, предлагающих наилучшие условия договоров, целью которых в конечном итоге является получение максимально возможной прибыли.
Государственные закупки направлены на поиск наилучших условий обеспечения публичных нужд.
С момента обсуждения закона № 223-ФЗ до настоящего времени продолжаются споры о пределах регулирования корпоративных закупок, которые в целом можно охарактеризовать наличием трех основных идей:
- необходимости распространения на корпоративные закупки методов регулирования, аналогичных, используемым в законе № 44-ФЗ
- необходимости сохранения закона № 223-ФЗ для регулирования корпоративных закупок;
- отсутствия необходимости в регулировании этих закупок
Анализ применяемых систем закупок отдельных крупнейших компаний свидетельствует о наличии ряда проблем в сфере регулирования корпоративных и применения закона № 223-ФЗ:
- отсутствие унифицированных, законодательно установленных определений способов закупок на практике приводит либо к полному отсутствию определений способов закупок в положениях, и как следствие, правовой неопределенности в их применении, либо к их неоправданному многообразию, дублированию и многозначности трактовок определений одних и тех же терминов;
- значительный объем корпоративных закупок, осуществляемый неконкурентными способами, при неоправданном многообразии видов неконкурентных способов;
- рамочный характер положений о закупках отдельных заказчиков: отсутствие регламентированного положением порядка проведения закупок, условий выбора способа закупки, формы ее проведения, условий и порядка проведения дополнительных стадий закупки, критериев и порядка оценки, что приводит к значительному числу случаев обжалования закупок и снижению эффективности закупочной деятельности;
- отсутствие однозначно определенных в законе № 223-ФЗ полномочий органа, осуществляющего контроль, порядка и оснований обжалования создают препятствия к осуществлению права участников на защиту, и приводят к противоречиям в судебной и административной практики;
- внесение изменений в закон № 223-ФЗ в части установления порядка осуществления конкурентных закупок направлено на повышение прозрачности и обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к участию в таких закупках, однако внесенные изменения не учитывают уже наработанную крупнейшими компаниями практику проведения закупок, с применением раз-личных инструментов, значительно повышающих их эффективность; оправданным, идущим вразрез с основными принципами недопустимости вмешательства в хозяйственную деятельность, свободы договора и возможности осуществления своих прав в своем интересе.
Содержание изменений законодательства о корпоративных закупках последних лет свидетельствует о возрастающем государственном контроле и регламентации. При этом, материалы о ходе обсуждения законопроектов свидетельствуют об отсутствии должной оценки регулирующего воздействия вносимых изменений на стадии принятия законов
Таким образом, одной из главных проблем остается отсутствие концепции корпоративных закупок, и выработанной системы их реформирования без которой вносимые изменения являются фрагментарными необоснованными.
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Российская газета. - 2002. - 27 июля
2. Байрашев, В. Р Практика судебного обжалования предписаний ФАС Рос¬сии о внесении изменений в положение о закупке [Электронный ресурс] / В. Р. Байрашев // Национальная ассоциация института закупок НАИЗ. - 2017. - Режим доступа:http://naiz.org/expert/opinions
3. Беляева, О. В Привлечение к административной ответственности за на-рушения при проведении закупок товаров, работ, услуг / О. А. Беляева // Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики) / О.А. Беляева, А.В. Алтухов, Н.А. Бортникова [и др].; ред. В.Ф. Яковлев. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2017. Вып. 22
4. Беляева, О.А. Тенденции развития законодательства Российской Федерации о регламентированных закупках / О. А. Белева // Журнал российского права. - 2016. - № 9. - С. 18 - 27
5. Беляева, О.А. Торги: основы теории и проблемы практики: монография / О. А. Беляева. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 250 с.
6. Большой юридический словарь / В. Н.Додонов [и др.]. - Москва : Инфра- М, 2001 - 790 с.
7. Борисов, Д.Ю. Гражданско-правовая регламентация торгов на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд : дис. ... канд. юр. на¬ук : 12.00.03 / Борисов Дмитрий Юрьевич - Волгоград, 2010. - 200 с.
8. Годовой отчет ПАО «Россети» за 2013 г. [Электронный ресурс] годовой отчет 2013 год. Интерактивная версия // Акционерам и инвесторам. Официальный сайт ПАО «Россети». - Режим доступа:http://www.rosseti.ru
9. Гражданский кодекс Российской Федерации : в 4 ч. по состоянию на 20 янв. 2017 г. - Москва : Эксмо, 2017. - 605 с.
10. Данилова, С. Н. Управление закупками продукции для государственных и муниципальных нужд : учебное пособие / С. Н. Данилова. - Саратов : Саратов-
11. Денченкова, О. Е. Комплаенс-контроль в сфере корпоративных закупок [Текст] / О. Е. Денченкова // Юрист. - 2017. - № 17. - С. 26-29
12. Доклад о применении действующего законодательства при рассмотрении
жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] : доклад Новосибирского УФАС РФ о применении действующего законодательства по ФЗ_223-1519978941 // Право¬вые акты Федеральной антимонопольной службы. - Режим доступа:
http://solutions.fas.gov.ru
13. Документация по проведению ЦЕЗ [Электронный ресурс] : Извещение о проведении ЦЕЗ ГУП «Башфармация» от 18.12.2014 № 31401839234. // официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. - Режим дос¬тупа: http://zakupki.gov.ru
14. Единый отраслевой Стандарт (Положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». - утв. 07.02.2012. - Москва : Гос-корпорация «Росатом», 2012 - 90 с.
15. Единый отраслевой стандарт закупок Госкорпорации «Росатом». - утв. 29.07.2009 г -Москва : Госкорпорация «Росатом», 2009. - 165 с.
16. Заключение Московского УФАС РФ о проверке факта уклонения от заключения договора [Электронный ресурс]: заключение по делу № 2-19-7208/77-17 от 20.07.17 // Правовые акты Федеральной антимонопольной службы. - Режим доступа: http://solutions.fas.gov.ru
17. Заключение Московского УФАС РФ о проверке факта уклонения от заключения договора [Электронный ресурс]: заключение по делу № 2-19-7121/77-17 от 20.07.17 // Правовые акты Федеральной антимонопольной службы. - Режим доступа:http://solutions.fas.gov.ru
18. Законопроект № 381746-7 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» в части закупок за счет бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества [Электронный ресурс]: Законопроект № 381746-7. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http//www.consultant.ru
19. Зубарев, С.М. Процессуальная природа контроля и надзора / С. М. Зуба¬рев // Административное право и процесс. - 2016. - № 2. - С. 10-14
20. Исютин-Федотков, Д.В. Корпоративные закупки № 44-ФЗ - это наказание? [Электронный ресурс] / Д В. Исютин-Федотков //: Электронный журнал Конкуренция и право - 2016 - № 5. - Режим доступа: http://www.cljournal.ru/nomer35
21. Исютин-Федотков, Д.В. Об устранении причин и условий правонарушений в корпоративных закупках / Д В. Исютин-Федотков // Юрист. - 2017 - № 7 - С. 34-37
22. Исютин-Федотков, Д.В. Тенденции деградации современных корпоративных закупок / Д В. Исютин-Федотков // Гражданское право. - 2017. - № 4. - С. 17-19.
23. Кичик, К. В Актуальные проблемы применения законодательства о "корпоративных закупках" / К. В. Кичик // Предпринимательское право. - 2014. - № 2. - С. 80-84.
24. Кичик, К.В. Актуальные проблемы применения законодательства о "корпоративных закупках" / К. В. Кичик // Предпринимательское право. - 2014 - № 2. - С. 80-84.
25. Кичик, К.В. Законодательство России о публичных закупках (обзорная статья) / К. В. Кичик // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Мате-риалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции - Москва :Юстицинформ, 2015 - С.91-114.
26. Кичик, К.В. Проблемы формирования законодательства России о "корпоративных закупках" // Лекции по предпринимательскому праву. Новое в право-
27. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : по состоянию на 25 нояб. 2014 г. - Москва : Эксмо, 2014. - 688 с.
28. Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно- арбитражной практики) / А.В. Алтухов [и др].; отв. ред. В.Ф. Яковлев ; М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2017. Вып. 22. 212 с
29. Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений : Монография / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ ; ред. А. В. Габов - Москва, 2016 - 384 с.
30. Корпоративные закупки 2016: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ : сборник докладов IV практической конференции-семинара. - Москва : Институт государственных и регламентированных закупок, конкурент¬ной политики и антикоррупционных технологий, 2016. - 221 с.
31. Кузнецов, К. В. Прокьюремент: тендеры, конкурсы, конкурентные закупки / К. В. Кузнецов. - СПб : Питер, 2005. - 227 с.
32. Матузов, Н.И Теория государства и права : учебник / Н. И Матузов, А.В. Малько. - Москва : Юристъ, 2004. — 512 с.
33. Митрофанов, А. В Единство экономического пространства: подходы к трактовке и содержание понятия / А. В. Митрофанов // Вести. Пензенского государственного ун-та. - 2013. - № 2. - С. 46-52.
34. Молчанов, А. В. Конкуренция, равенство участников торгов и поддержка малого предпринимательства: вопросы соотношения / А.В. Молчанов // Журнал предпринимательского и корпоративного права - 2017- N 2 - С 21-24
35. Мониторинг применения Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в 2017 году. - Министерство финансов Российской Федерации : Москва, 2017. - 21 с.
36. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : письмо ФАС РФ №
АЦ/22726/14 от 04.06.2014 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим ,qocTyna:http://www.consultantru.
37. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : пост. Правительства РФ от 24 окт. 2015 № 1139 // Собрание законодательства РФ, 02.11.2015, N 44, ст. 6133
38. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 31.декаб. 2017 г. № 505-ФЗ // Российская газета. - 2018. - 09 янв.
39. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : федер. закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ // Российская газета. - 2011. - 22 июля
40. О защите конкуренции : федер. закон от 26.июля.2006 г № 135-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 27 июля
41. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон Российской Федерации от 05.апр.2013 г. № 44-ФЗ // Российская газета. - 2013. - 12.аир.
42. О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) : расп. Правительства РФ от 21 март 2016 г. № 471-р // Собрание законодательства РФ - 2016 - № 13, ст. 1880
43. О порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО «РЖД» : расп. президента ОАО «РЖД» от 31.07.2010 г. № 1661р. - Москва : ОАО «РЖД», 2010. - 39 с.
44. О проведении закупки в виде пролонгации договора [Электронный ресурс] : извещение ФГУП PC СП от 12.12.2012 № 89 // официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг. - Режим доступа: http//www.zakupki.gov.ru
45. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федер. закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ // Российская газета. - 2005. - 28 июля.
46. О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг [Электронный ресурс] : письмо Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.01 2018 г. № ИА/3655/18 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http//www.consultant.ru.
47. ОАО «ФСК ЕЭС» в 2010 году сэкономило в результате проведения закупочных процедур 41,6 млрд. рублей [Электронный ресурс] : Акционерам и ирам // Официальный сайт ОАО «ФСК ЕЭС». - Режим доступа:
http://www.fskees.ru
48. Об утверждении перечня товаров, работ, услуг в сфере использования атомной энергии, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте : расп. Правительства РФ от 24.декаб.2015 г. № 2662-р // Собрание законодательства РФ. -2016 - № 1 (часть II), ст. 266
49. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе : пост. Правительства РФ от 30 июн. 2004 г. № 331 // Российская газета - 2004 - 31 янв.
50. Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг [Электронный ресурс] : приказ ФАС России от 22.07.2014 № 17/13 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http//www.consultant.ru.
51. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг от-дельными видами юридических лиц» [Электронный ресурс] : пост. Президиума ВС РФ 16.05.2018 г// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http//www.consultant.ru
52. Определение Верховного Суда РФ по делу N А60-28335/2014 [Электронный ресурс] : опред. ВС РФ 309-КГ15-14384 от 02.02.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим дocтyпa:http://www.consultantru.
53. Открытый запрос предложений в электронной форме [Электронный ресурс] : извещение ЗАО «Русатом Сервис» от 06.10.2016 № 31604181075 // официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок товаров, ра¬бот, услуг. - Режим доступа: http//www.zakupki.gov.ru
54. Панченко, В.Ю., Шайхутдинов, Е.М. Защита прав и законных интересов участников закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц В. Ю. Панченко, Е. М. Шайхутдинов // Законность. - 2011. - № 12. - С. 19¬23
55. Письмо О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг [Электронный ресурс] : письмо ФАС РФ от 23 января 2018 г. № ИА/3655/18 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим дocтyпa:http://www.consultantш
56. Письмо Счетной Палаты РФ по результатам мониторинга развития государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации в 2015 году [Электронный ресурс] : письмо Счетной Палаты РФ от 18.11.2015 № 01 - 3747/14-04. // Официальный сайт Счетной палаты РФ. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru
57. Положение о закупках ОАО «Сбербанк России». - утв. 05.12.11 г. - Москва : ОАО «Сбербанк России», 2011. - 20 с.
58. Положение о Закупках ООО «РУСАЛОКС» [Электронный ресурс] : по- лож. о закупках утв. Советом директоров от 24 декабря 2013. // официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг. - Режим доступа: http//www.zakupki.gov.ru
59. Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» [Электронный ресурс] : полож. о закупках от 14.12.2015. // официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг. - Режим доступа: http//www.zakupki. gov.ru
60. Положение о закупке в ООО «Смоленсктеплоэнерго» [Электронный ресурс] : полож. о закупке утв. Общим собранием участников ООО «Теплоэнер- го» 28.11.2016. // официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг. - Режим доступа: http//www.zakupki. gov.ru
61. Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД" [Электронный ресурс] полож. о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД" утв. советом директоров ОАО "РЖД" от 30.06.2017. // официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг. - Режим доступа: http//www.zakupki.gov.ru
62. Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ФСК ЕЭС». - утв.14.05.2007 г. - Москва : ОАО «ФСК ЕЭС», 2007. - 86 с.
63. Положение о Порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг ОАО «ЮТСК» [Электронный ресурс] : полож. о закупках ОАО «ЮТСК» от 07.07 2017. // официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг. - Режим доступа: http//www.zakupki.gov.ru
64. Постановление Восьмого Арбитражного Апелляционного суда по делу № А75-5415/2015 [Электронный ресурс] : пост. Восьмого ААС по делу № А75- 5415/2015 06.11.15. // Судебные и нормативные акты РФ «СудАкт». - Режим доступа: http://sudact.ru
65. Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 223ФЗ-1059/17/АК087-18 [Электронный ресурс] : пост. ФАС России по делу об административном правонарушении № 223ФЗ- 1059/17/АК087-18 от 18.05.18. // Правовые акты Федеральной антимонопольной службы. - Режим доступа:http://solutions.fas.gov.ru
66. Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 223ФЗ-1060/17/АК099-18 [Электронный ресурс] : пост. ФАС России по делу об административном правонарушении № 223ФЗ- 1060/17/AK099-18 от 18.05.18. // Правовые акты Федеральной антимонопольной службы. - Режим доступа:http://solutions.fas.gov.ru
67. Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 223ФЗ-910/17/АК100-18[Электронный ресурс] : пост. ФАС России по делу об административном правонарушении АК099-18 от 18.05.18. // Правовые акты Федеральной антимонопольной службы. - Режим доступа: http://solutions.fas.gov.ru
68. Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда по де¬лу № А42-4171/2016 [Электронный ресурс] : пост. Тринадцатого ААС по делу № А42-4171/2016 от 01.02.2017. // Судебные и нормативные акты РФ «СудАкт». - Режим доступа: http://sudact.ru
69. Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу № А56-29689/2017 [Электронный ресурс] : пост. Тринадцатого ААС по делу А56-29689/2017 от 19.09.17. // Судебные и нормативные акты РФ «СудАкт». - Режим доступа:http://sudact.ru
70. Потери госкомпаний от действия 223-ФЗ могут составить более 250 млрд. рублей. //Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [cafiT]. - Москва, 2012. - Режим доступа: https://iq.hse.ru
71. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан [и др.] ; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. - 992 с.
72. Рассмотрение законопроекта № 520154-5 О закупках товаров, работ, ус¬луг отдельными видами юридических лиц в первом чтении [Электронный ресурс] : Стенограммы обсуждения законопроекта № 520154-5. Заседание № 228 от 11.05.2011. // Официальный сайт Государственной думы Российской Феде¬рации. - Режим доступа:http://api.duma.gov.ru
73. Рассмотрение законопроекта № 821534-6 О внесении изменений в от-дельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования закупок. Первое чтение. [Электронный ресурс] : Стенограммы обсуждения законопроекта № 821534-6. Заседание № 247 от 15.09.2015. // Официальный сайт Государственной думы Российской Федерации. - Режим доступа: http://api.duma.gov.ru
74. Рассмотрение законопроекта № 821534-6 О внесении изменений в от¬
дельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования закупок. Третье чтение [Электронный ресурс] : Стенограммы обсуждения законопроекта № 821534-6. Заседание№ 87 от 20.12.2017. // Официальный сайт Государственной думы Российской Федерации. - Режим доступа:
http://api.duma.gov.ru
75. Распределение государственных, корпоративных и коммерческих закупок по форме проведения торгов, в денежном выражении [Электронный ресурс] : Аналитика региона Распределение закупок по форме проведения торгов. Суммарный объем в 2017. // Система поиска тендеров ИнитПро. . - Режим доступа: InitPro.ru
76. Решение Арбитражного суда города Москвы г.по делу № А40-5806/17-93- 51 [Электронный ресурс] : решение АС города Москвы по делу № А40-5806/17- 93-51 от 28.04.2017. // Судебные и нормативные акты РФ «СудАкт». - Режим доступа:http://sudact.ru
77. Решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-157051/2017 [Электронный ресурс] : решение АС города Москвы по делу № А40- 157051/2017 от 15.11.2017. // Судебные и нормативные акты РФ «СудАкт». - Режим доступа:http://sudact.ru
78. Решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-79427/17-33- 737 [Электронный ресурс] : решение АС города Москвы по делу № А40- 79427/17-33-737 от 01.09.17. // Судебные и нормативные акты РФ «СудАкт». - Режим доступа:http://sudact.ru
79. Решение Арбитражного суда города Москвы. по делу № А40-178083/17- 84-1569 [Электронный ресурс] : решение АС города Москвы по делу . по делу № А40-178083/17-84-1569 от 15.12.2017. // Судебные и нормативные акты РФ «СудАкт». - Режим доступа:http://sudact.ru
80. Решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32- 41485/2016 [Электронный ресурс] : решение АС Краснодарского края по делу № А32-41485/2016 от 07.02.17. // Судебные и нормативные акты РФ «СудАкт». - Режим доступа:http://sudact.ru
81. Решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-43638 /2013 [Электронный ресурс] решение АС Краснодарского края от по делу № А32-43638 /2013 от 30.07.14. // Судебные и нормативные акты РФ «СудАкт». - Режим доступа:http://sudact.ru
82. Решение Арбитражного суда Липецкой области по делу № А36-8341/2017 [Электронный ресурс] : решение АС Липецкой области по делу № А36- 8341/2017 от 22.11.2017. // Судебные и нормативные акты РФ «СудАкт». - Режим доступа: http://sudact.ru
83. Решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45- 14156/2016 [Электронный ресурс] : решение АС Новосибирской области по делу № А45-14156/2016 от 24.01.2017. // Судебные и нормативные акты РФ «Су-дАкт». - Режим доступа:http://sudact.ru
84. Решение Арбитражного суда ООО «КГИ» по делу № А56-10814/2017 [Электронный ресурс] решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-10814/2017 от 02.07.2017. // Судебные и нормативные акты РФ «СудАкт». - Режим доступа:http://sudact.ru
85. Решение Волгоградского УФАС по делу № 16-01-18.1-04/16 [Электронный ресурс] : решение Волгоградского УФАС по делу № 16-01-18.1-04/16 от 15.01.2016. // Правовые акты Федеральной антимонопольной службы. - Режим доступа:http ://solutions.fas.gov .ru
86. Решение Московского УФАС по делу № 1-00-1483/77-17 [Электронный ресурс] : решение Московского УФАС по делу № 1-00-1483/77-17 от 22.06.2017. // Правовые акты Федеральной антимонопольной службы. - Режим доступа:http ://solutions.fas.gov .ru
87. Решение Московского УФАС по делу№ 1-00-2409/77-17 [Электронный ресурс] : решение Московского УФАС по делу № 1-00-2409/77-17 от
13.12.2017. // Правовые акты Федеральной антимонопольной службы. - Режим доступа:http ://solutions.fas.gov .ru
88. Решение Московского УФАС по делу № 1-00-2412/77-17 [Электронный ресурс] : решение Московского УФАС по делу № 1-00-2412/77-17 от
13.11.2017. // Правовые акты Федеральной антимонопольной службы. - Режим доступа:http ://solutions.fas.gov .ru
89. Решение Волгоградского УФАС по делу № 16-01-18.1-04/16 [Электронный ресурс] : решение Волгоградского УФАС по делу № 16-01-18.1-04/16 от 15.01.16. // Правовые акты Федеральной антимонопольной службы. - Режим доступа:http ://solutions.fas.gov .ru
90. Решение Челябинского УФАС по делу № 65-03-18.1/2016 [Электронный
ресурс] : решение по делу № 65-03-18.1/2016 от 26.09.2016. // Правовые акты Федеральной антимонопольной службы. - Режим доступа:
http://solutions.fas.gov.ru
91. Решения по жалобам. Контроль проведения торгов [Электронный ресурс]: Решения Московского УФАС по жалобам. ФЗ-223, 2017 // Правовые ак¬ты Федеральной антимонопольной службы. - Режим доступа: http://solutions.fas.gov.ru/documents/search?order_by=date&unit_id=2
92. Росатом создал практически образцовую систему закупок, считает глава ФАС // РИА Новости. Россия сегодня [сайт]. - Москва, 2017. - Режим доступа: https://ria.ru/atomtec/20171114/1508751110.html
93. Тасалов, Ф.А. Актуальные проблемы применения антимонопольного законодательства в сфере корпоративных закупок / Ф. А. Тасалов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. - 2015. - № 1. - С. 132 - 141
94. Тасалов, Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография / Ф. А. Тасалов. - Москва : Проспект, 2016. - 240 с.
95. Типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг : Комиссия ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ 15 июня. 1994 г. // Организация Объединенных Наций Ежегодник. 1994 год. Т. XXV. - Нью-Йорк:, 1996. С. 417- 440
96. Тридцать уникальных способов закупки по Закону № 223-ФЗ [Электронный ресурс] : электронный журнал ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ от 16.09.2016 // Справочная система ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ . - Режим доступа:www.pro-goszakaz.ru
97. Яруллин ,С.М. История возникновения и развития государственного заказа в России / С. М. Яруллин // История государства и права. - 2010. - № 20. - С. 26 - 29.