Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональные стандарты в подготовке должностных лиц таможенных органов

Работа №26047

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

таможенное дело

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1660
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие профессиональных стандартов в целом 7
1.1 История создания профессиональных стандартов 7
1.2 Понятие профессиональных стандартов 17
Глава 2. Профессиональные стандарты в таможенных органах 27
2.1 Требования к компетенции и квалификации сотрудников таможенных органов 27
2.2 Анализ требований образовательных стандартов, функциональных квалификационных требований и требований, установленных стандартами ПИКАРД, к должностям таможенных органов 34
2.3 Актуальные проблемы системы профессиональных стандартов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

На сегодняшний день в системе экономических отношений рынок труда занимает основное место. В связи с постоянным и интенсивным развитием рынка труда происходит столкновение интересов трудоспособных людей и работодателей, представляющих различные сферы трудовой деятельности, а также государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Потребность внедрения профессиональных стандартов была вызвана тем, что многие понятия, условия, требования к квалификации работника отсутствовали в трудовом законодательстве РФ.
Профессиональный стандарт представляет собой инструмент, связывающий между собой рынок труда и систему образования, обеспечивающий соответствие сотрудников современным условиям и требованиям, наличие достаточной профессиональной подготовки работников.
Дипломная работа на тему «Профессиональные стандарты в подготовке должностных лиц таможенных органов» обращает внимание в первую очередь на необходимость разработки, создания и внедрения профессиональных стандартов для должностей таможенных органов, а также на важность вопросов обязательного существования профессиональных стандартов для всех профессий и должностей, на необходимость соответствия каждого сотрудника им.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время при развитии трудового законодательства, на первый план выходит внедрение профессиональных стандартов, а именно непосредственно нормативное, информационное обеспечение решения и рассмотрения вопросов правового регулирования, совершенствования имеющейся системы квалификационных требований к работникам. Профессиональные стандарты оказывают существенную помощь как работникам, так и работодателям, ведь они выступают ориентиром, при определении наименования специальности, а также искомых трудовых функций; профстандарт позволяет узнать требования к образованию и квалификации, благодаря чему, каждый работник самостоятельно сможет понять, насколько он соответствует, либо не соответствует требованиям современного рынка труда, какие у него перспективы, востребован ли он. В отличие от Единых тарифно-квалификационных справочников, профессиональный стандарт носит комплексный характер, он представляет собой документ, в котором конкретнее, подробнее и четче описаны различные должности, участки работы, разные уровни квалификации работников.
Целью данной дипломной работы является исследование понятия профессионального стандарта, определение требований, предъявляемых к квалификации сотрудников, сравнение и анализ требований образовательных и профессиональных стандартов в сфере таможенного дела с требованиями, установленными стандартами партнерства в сфере таможенных академических исследований и развития (далее - ПИКАРД).
Задачи работы заключаются в следующем:
- изучить историю создания профессиональных стандартов;
- дать краткую характеристику понятия профессионального стандарта;
- изучить структуру профессионального стандарта;
- исследовать требования, предъявляемые к квалификации сотрудников таможенных органов;
- изучить требования к квалификации, установленные в рамках программы ПИКАРД;
- проанализировать и сравнить требования образовательных стандартов, перечень функциональных требований в сфере таможенного дела, с требованиями, установленными программой ПИКАРД;
- выявить проблемы развития профессиональных стандартов;
- предложить возможные пути решения выявленных проблем.
Методы исследования, использованные при написании работы - изучение теоретических материалов, анализ, сравнение и систематизация полученной информации.
При написании дипломной работы были использованы нормативно - правовые акты, информация с официального сайта «Реестр Профессиональных стандартов», а также научная литература.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Возрастание роли профессиональных стандартов при развитии трудового законодательства в современных условиях рынка труда, который нуждался в новых механизмах регулирования и использования трудовых ресурсов, определило четкие и конкретные требования к квалификации работников и обязательность внедрения профессиональных стандартов.
Профессиональным стандартом является документ, устанавливающий характеристику требований к квалификации сотрудника, и имеющий современную конструкцию, которая сочетает в себе требования к уровню знаний, умений, профессиональным навыкам, а также к опыту работы.
В результате проведенной исследовательской работы необходимо отметить, что в настоящее время профессиональные стандарты разработаны не для всех профессий и должностей. Необходимость существования профстандартов для каждой профессии обусловлено упрощением процесса взаимодействия участников рынка труда. Профессиональный стандарт, по отношению к работодателю, позволяет определить потребность в сотруднике, правильно подобрать кадры, рационально разделить и организовать труд, разграничить функции, полномочия и ответственность между категориями работников, установить рациональную систему оплаты труда. Работник, в свою очередь, может самостоятельно понять, насколько он соответствует требованиям современного рынка труда, какие у него перспективы.
Цель данной работы заключалась в исследовании понятия профессионального стандарта, определения требований, предъявляемых к квалификации сотрудников, сравнение и анализ требований образовательных стандартов, стандартов ПИКАРД, и положений перечня ФКТ. В соответствии с поставленной целью, были определены задачи, которые были исследованы в данной работе.
Изучение истории создания профессиональных стандартов позволяет сделать заключение о том, что согласно Постановлению Правительства РФ «О программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов», термин «профессиональный стандарт» официально был использован впервые. Включение профессиональных стандартов в программу разработок федеральными министерствами не дало никаких значимых результатов и никаких действий в развитии темы профессиональных стандартов не было предпринято в течение 10 лет. С 2006 года благодаря РСПП осуществлялись поэтапные и медленные действия по развитию профессионального стандарта как документа, что впоследствии послужило толчком к ряду приказов и заседаний, которые привели к стремлению сделать разработку профессиональных стандартов миссией государственного масштаба. Лишь в 2013 году были разработаны и направлены в Минюст первые профстандарты, а в 2014 году было установлено, что спроектировано лишь 32 профстандарта из 800, что указало на низкую степень участия работодателей в разработке профстандартов. Учреждение и создание организаций, таких как СПКФР, НСПКРФ, Центр оценки квалификаций, осуществляющих содействие в разработке профессиональных стандартов и в развитии профессионального образования, запустило постепенный процесс разработки и внедрения профессиональных стандартов. Все это привело к вступлению в силу ст.195.3 ТК РФ, которая регламентирует порядок применения профессиональных стандартов. Вступление статьи в силу и обозначение понятия профессионального стандарта на законодательном уровне в Трудовом Кодексе, поспособствовало дальнейшему развитию темы профстандартов.
Исследование понятия профессионального стандарта позволяет установить, что профессиональный стандарт, со структурной точки зрения, состоит из единиц с описанием, каждая из которых имеет разный уровень и содержит в себе четкую информацию о названии трудовой функции, действиях, необходимых для обеспечения выполнения этой функции, характеристики квалификационного уровня и требуемые знания и умения. Все эти положения устанавливаются в трех разделах. Применение профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с нормативно - правовой базой. Статьи 57 и 195.3 Трудового Кодекса РФ, закрепляют в себе положения о том, что профессиональные стандарты обязательны для работодателя лишь в случаях, если они установлены Кодексом, федеральными законами и иными НПА, а также, что содержащиеся наименования должностей, профессий, специальностей и требований должны соответствовать указанным в квалификационных справочниках. Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ» формирует требования к результатам освоения основных образовательных программ образования. В соответствии с ФЗ №238 проводится независимая оценка квалификации работника или соискателя, для подтверждения соответствия положениям профстандарта, либо иным установленным квалификационным требованиям. На основании изученной информации, следует подчеркнуть, что профстандарт является профессиональным минимумом, которому должен соответствовать каждый работник.
Изучение требований к квалификации сотрудников таможенных органов указало на отсутствие профессиональных стандартов для сотрудников таможенных органов, а также на необходимость их существования. На официальном сайте ФТС содержится перечень функциональных квалификационных требований, содержащий информацию о конкретизации общих требований к профессиональным и иным знаниям. Также в федеральных законах и приказах установлены компетенции сотрудников таможенных органов, запреты и ограничения, связанные с прохождением службы в таможенных органах, требования к состоянию здоровья, перечень существующих ограничений в приеме на службу. В целом, требования к умению и навыку формально не установлены, существует общая формулировка - «способность по своим деловым качествам обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы». В связи с существующей обширностью требований и для упрощения содержания всех положений, возникает необходимость разработки и внедрения профессиональных стандартов для сотрудников таможенных органов.
Сравнительный анализ стандартов ПИКАРД, перечня ФТК и ФГОС ВО 38.05.02, указал на существование несоответствий национальных стандартов международным, так как требования стандартов ПИКАРД заключаются не только в знаниях в области таможенного дела и ключевых знаний в сферах, сопряженных с деятельностью таможенных органов, но и в необходимости обладания определенными личными качествами, а также позволило сделать вывод о необходимости создания комплексного документа, содержащего в себе требования к личным качествам, компетенции, знаниям, умениям, профессиональным навыкам.
В ходе работы были выявлены проблемы, требующие внимания и комплексного решения.
Основной проблемой является проблема низкой заинтересованности участников рынка труда и отсутствие широкого распространения темы профессиональных стандартов. Путями решения данной проблемы являются проведение международных конференций, приглашение ведущих экспертов, что позволит обеспечить большую заинтересованность и вовлеченность в систему создания и внедрения профессиональных стандартов.
Вторая проблема - это недостаточное финансирование. Предоставляемого государством бюджета, в связи с большим объемом работы и ее многоплановостью, не хватает. Финансирование, в основном, осуществляется на основании инициативного характера разработки, со стороны организаций, предлагающих создание профстандарта. В случае, если профессиональный стандарт является требуемым для разработки, он получает финансирование с указанием условий разработки на основании «государственного контракта». Для решения данной проблемы необходимо применение мер, по повышению финансирования со стороны государства, привлечение спонсоров бизнес-сообществ.
В результате проведения сравнительного анализа положений стандартов ПИКАРД, федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и перечня функциональных квалификационных требований, была выявлена проблема несоответствия национальных стандартов международным, как и отсутствия положений, установленных в ФГОС и ФКТ, в международных стандартах. Так как современный рынок труда устанавливает требования не только к знаниям, умениям и компетенции, а и к личным качествам и социальным навыкам, возможным решением данной проблемы считается - расширение в профессиональном стандарте разделов с информацией, включение недостающих положений.
Наличие проблем, медленное их решение дает основание для дальнейшего поиска путей, методов и мер решения вопросов, касающихся установленных актуальных проблем в системе профессиональных стандартов.
Данная работа может принести практическую пользу. Выводы данной работы могут быть полезны при исследовании возможности создания комплексного документа, сочетающего в себе положения, требуемые рынку труда на настоящий момент, рассмотренных в работе стандартов, а также при исследовании актуальных проблем в системе разработки профстандартов и путей их решения.



1. Постановление Правительства Российской Федерации о программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов от 26.02.1997 №222 (ред. от 27.07.1998) //СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Приказ Минсоцздравразвития РФ о Межведомственной рабочей группе по разработке профессиональных стандартов к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики от 06.11.2009 №874//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Указ Президента РФ о мероприятиях по реализации государственной социальной политики от 7 мая 2012 г. N 597//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Указ Президента РФ о Национальном совете при Президенте РФ по национальным квалификациям от 16 апреля 2014 г. № 249//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Трудовой Кодекс РФ. [Электронный ресурс]: от 30.12.2001№197-
ФЗ (ред. 05.02.2018) //СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru
6. Приказ Минтруда РФ об утверждении Макета профессионального стандарта от 12.04.2013 г. №147н//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Постановление Правительства РФ о правилах разработки и
утверждения профессиональных стандартов от 22.01.2013 №23 (ред. от 09.02.2018) //СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru
8. Федеральный закон о независимой оценке квалификаций от 03.07.2016 №238//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
9. Федеральный закон о службе в таможенных органах Российской Федерации от 21.07.1997 №114//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
10. Приказ ФТС РФ об утверждении перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств(представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, соответствующих им специальных званий и квалификационных требований от 22.09.2014//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. Приказ ФТС РФ об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы по контракту, сотрудников таможенных органов и граждан, прошедших службу в таможенных органах Российской Федерации от 30.12.2013 (ред. от 18.03.2015) №2460//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
12. Приказ Министерства здравоохранения и соц развития РФ об
утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственно-гражданскую службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения от 14.12.2009 №984н//СПС
КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
13. Федеральный закон о государственной гражданской службе Российской Федерации от 20.07.2004 №79//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) //СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
15. Приказ Минтруда РФ об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов от 12.04.2013 №148н// СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
16. Приказ Минтруда РФ об утверждении методических рекомендаций по разработке профстандартов от 14.02.2013 №170н//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
17. Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета) от 17 августа 2015 г. № 850// СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
18. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от
29.12.2012 №273-ФЗ//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru
19. Постановление Правительства РФ о порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих от 31.10.02 №787// СПС Гарант. - Режим доступа: http://www.base.garant.ru
20. Приказ Госстандарта о принятии и введении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности от 21.12.2017 №2048- ст//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
21. Приказ Госстандарта о принятии и введении Общероссийского классификатора занятий от 12.12.2014 №2020-ст//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
II Специальные
22. Багрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации/О.Ф. Багрова, В.И. Блинов, И.А.Волошина//Рекомендации - М: Федеральный институт развития образования, 2008. - 14с
23. Фалье В., Барриетос Г. Стандарты ПИКАРД и требования к профессиональным компетенциям/Таможенный научный журнал университета Коста-Рики. 2015. №2. С. 13-16
24. Григораш О.В. О перспективах развития системы образования в России/Научный журнал КубГАУ. 2016. №121. С. 5-14.
25. Григораш О.В. Результаты реформирования системы образования в России/Научный журнал КубГАУ. 2016. №07. С. 13-19.
26. Блинов В.И., Батрова О. Ф., Есенина Е.Ю. Концепция оценивания квалификаций// Образование и наука. 2017. №10. С. 46-67.
27. Машукова Н.А. Профессиональный стандарт и его назначение//Энергия промышленного роста. 2008. №4. С. 4-5.
28. Васильева Е.В. Система квалификации как инструмент соответствия интересов сфер труда и образования// Вестник университета. 2015. №19. С. 10-16.
29. Горшкова О. В., Фалько Л.Ю. Профессиональные стандарты: практика разработки и внедрения в России // Вестник ВГУЭС. 2015. №5. С.93-102.
30. Лейбович А.Н. Положение и порядок проведения аттестации сотрудников// Вестник университета. 2016. №12. С. 17-25
31. Олейникова О. Н. Профессиональные стандарты как основа подготовки квалифицированных кадров: Методическое пособие. М., 2011.
32. Балакирева Э.В., Профессиональный стандарт как ориентир разработки подходов к оценке качества профессиональной подготовки// Научно-теоретический журнал Педагогика. 2014. №6. С. 86-94
33. С.А. Маничев Профстандарты как основа сертификации// Вестник ЮУрГУ. 2016. №32. С. 54-80
34. Мясоедова М.А., Волкова С.Н., Сивак Е.Е. Повышение качества трудового потенциала - основа эффективного управления // Вестрик КГСА. - 2013. №9. С 42
35. Митягина В.А. Рамка квалификаций, квалификационный перечень//Вестник ВолГУ. 2013. №14. С. 6-13.
36. Семенихин В.В. Кадровый вопрос. Обучение и повышение квалификации: уч. пособие. [Электронный ресурс]//Электронная библиотека Библиотекарь.Ру. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru
III Интернет ресурсы
37. Стенограмма встречи В.В.Путина и главы РС1П1 Александра Шохина// Официальный сайт кремля электронный ресурс/ http://kremlin.ru
38. Реестр профессиональных стандартов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/
39. Перечень функциональных квалификационных требований к
должностям государственной гражданской службы по направлению профессиональной служебной деятельности «Таможенное дело» // Официальный сайт ФТС. - Режим доступа: http://www.customs.ru
40. Стенограмма интервью замминистра труда и социальной защиты Любви Ельцовой от 18.01.13// Российская газета. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru
41. Дорожная карта «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asi.ru
42. Соглашение о взаимодействии между Министерством образования и науки РФ и РС1П1 от 25.06.2007//Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ