ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 05.04.2013 № 44-ФЗ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД стр. 12
1.1. Становление и развитие контрактной системы в России стр. 12
1.2. Понятие и правовая природа государственного контракта и муниципального, проблемы правового регулирования: соотношение гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе стр. 21
Глава 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА стр. 29
2.1. Субъектный состав и содержание контракта стр. 29
2.2. Заключение контракта способом проведения конкурентных процедур стр. 37
2.3. Основания для заключения контракта у единственного поставщика
(исполнителя, подрядчика) стр. 46
2.4. Изменение контракта стр. 49
Глава 3. РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА И ОТКАЗ ОТ КОНТРАКТА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ стр. 50
3.1. Основания и порядок расторжения контракта, проблема правоприменения,
спорные вопросы стр. 50
3.2. Отказ от контракта: проблемы правоприменения стр. 62
3.3. Перемена лиц в обязательстве стр. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Система государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг играет огромную роль в национальной экономике Российской Федерации. Правовое регулирование общественных отношений между государственными и муниципальными заказчиками и субъектами предпринимательской деятельности - это сложный вопрос. Его правовое регулирование осуществляется посредством контракта. Посредством осуществления закупочной деятельности государство непосредственно и опосредованно влияет на многие секторы экономики, способствуя их развитию и взаимовлиянию. В статье 8 Конституции Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, а содержание этой свободы конкретизируется в статье 34, где сказано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Актуальность темы магистерского исследования, правовое значение и место государственного (муниципального) контракта (далее - контракт) очевидна, в условиях современной национальной экономики, в правовом регулировании гражданского оборота. Сфера применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о контрактной системе, 44-ФЗ) регулирует огромный сектор публично¬правовых отношений Российской Федерации. Совершение сделок от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, бюджетного учреждения, а также любого получателя бюджетных средств бюджетной системы определяется механизмом, установленным этим Федеральным законом.
По данным Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) на конец 2017 года общее количество извещений о закупках составило 3 160 724 извещения на общую сумму 7 106 913,80 миллионов рублей. Заключены контракты 3 522 137 контрактов на общую сумму 6 307 058,50 миллионов рублей. Таким образом, становиться очевидным, что огромный сектор национальной экономики регулируется нормами закона о контрактной системе.
Объем экономии на указанный отчетный период по итогам снижения начальной (максимальной) цены (далее НМЦК) только по г. Москва составляет 94 460,50 миллионов рублей (средний процент снижения НМЦК по столице составляет 14,18%). Лидирует по уровню снижения НМЦК Оренбургская область. Процент экономии бюджетных средств составил 25,02% по итогам торгов 2017 года. Рейтинг Красноярского края занимает пятое место и содержит следующие показатели: экономия при проведении конкурентных процедур составляет 8,21% или в денежном выражении 7 278,60 миллионов рублей краевого бюджета.
Основные принципы и цели регулирования закона о контрактной системе содержаться в главе 1 закона. Во-первых, это наиболее эффективное рациональное расходование денежных средств. Во-вторых, равный доступ участников рынка к совершению сделок. В-третьих, эффективность планирования (в том числе долгосрочного планирования). В-четвертых, доступность для делового оборота информации о совершаемых сделках, которая является обязательной для публикации неограниченному кругу лиц на официальном сайте ЕИС. Контроль за надлежащим исполнением государственных обязательств. Реализация федеральных и региональных программ. Защита основ конкуренции. Борьба с проявлениями коррупции и необоснованным ограничением для участников торгов. Разумная защита национального рынка или так называемый национальный режим.
Предметом исследования выступает содержание (основные закономерности) заключения, исполнения и прекращения контракта и какие правовые проблемы при этом возникают, механизм применения норм гражданского права, специальных норм. Как не допустить ошибок при его заключении и/или расторжении.
Цель настоящего диссертационного исследования заключается в том, чтобы в контексте гражданского законодательства соотнести гражданско- правовые нормы и специальные нормы закона о контрактной системе в вопросах порядка заключения, исполнения и расторжения контракта, как формы гражданско-правового соглашения.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач. Первая из них - выделить, проанализировать и сформулировать основания для изменения такого соглашения как контракт. Как законодательно регулируются действия сторон (контрагентов). Вторая задача - изучить юридическую природу, ограничения и основания для одностороннего отказа от исполнения контракта по смыслу статьи 450 Гражданского кодекса РФ. Какой перечень содержит эта норма и как она соотносится с законом о контрактной системе. Третья задача - изучить и дать анализ механизмов досудебного урегулирования споров сторон (механизм переговоров, претензионный порядок, урегулирование споров на этапе подготовки к заключению контракта). Четвертая задача - рассмотреть механизм, правовые основания, последствия для сторон изменения и расторжения контракта. Пятая - раскрыть сущность такого явления как существенное изменения обстоятельств. Шестая задача - выявить и показать какие основные ошибки возникают при заключении и расторжении контракта, попытаться систематизировать возможные способы и пути решения спорных проблем.
Степень разработанности темы исследования. В основе теории исследования проблемы заложены труды крупнейших ученых в области гражданского и предпринимательского права. В частности, научные труды Борисова Александра Николаевича. Работы Федорова Александра Александровича, юриста экспертно-консультационного центра института государственных закупок. Статьи и разработки Храмкина Андрея Александровича - директора института госзакупок. Помимо этого, основу исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, которые регламентируют закупочную деятельность (Конституция, кодексы, федеральные законы, подзаконные акты, региональное законодательство, материалы административной и судебной практики).
В отечественной правовой доктрине существуют разнообразные позиции относительно природы механизма закупок и правовой природы контракта как одной из форм гражданско-правового договора. Сама эта проблема представлена многоаспектностью проблематики правоприменения этой отрасли публично-правовых отношений. Говоря об основных принципах законодательства о контрактной системе, на сегодняшний день существует несколько точек зрения относительно их реализации.
Так, в работах доктора юридических наук, профессора М.И. Пискотина под понятиями «эффективности» и «результативности» понимается достижение наилучшего результата с применением определенного бюджетом объема денежных средств. Главный принцип бюджета - это его гласность. Выборные представители народа и осуществляют этот принцип. Он включает в себя: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных отчетов об исполнении, доступность сведений о действиях органов власти и местного самоуправления. Открытость для общества и средств массовой информации
Другой автор продолжает развивать эту идею в нашей современной действительности. Принцип прозрачности выражается в открытости бюджета, его доступности для граждан. Он выражается в особых требованиях к бюджетному процессу, подразумевая предварительное обнародование проекта бюджета, обсуждение его на заседаниях парламента, последующее принятие соответствующего закона и сообщение о нем, информирование об исполнении бюджетных обязательств как поэтапно, так и по итогу. Такие показатели должны быть доступны и понятны гражданам, представителям бизнеса, субъектам РФ и органам местного самоуправления, в особенности, если это касается решения государственных задач, региональных нужд.2 Аналогичный принцип мы находим и в принципах Закона о контрактной системе. Реализуется он через опубликование на сайте Единой информационной системы закупок планов и планов-графиков заказчиков, о контрактах, размещаемых в соответствующем реестре, об объемах освоения бюджетных средств, об отчетах по итогам исполнения контрактов.
Кроме того, в юридической доктрине была выработана позиция, согласно которой содержание принципа эффективности осуществления государственных и муниципальных закупок связано с минимально возможными затратами, достижением положительного конечного результата, наибольшей экономической выгодой, применением конкурентных механизмов.
Реализация принципа эффективности, по мнению большинства исследователей, не замыкается на положениях статьи 12 Закона о контрактной системе, а обеспечивается комплексом мер. Среди них обоснование закупок
1 Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М., 1971 С. 284.
2 Васильев А.В. Юридические аспекты формирования и использования государственного бюджета: теория и зарубежная практика // Право и государство: теория и практика. 2007. № 7 (31). С.9.
3 Андреева Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 11. С. 3-16.
Если говорить о государственном или муниципальном контракте, как о форме гражданско-правового договора, то на этот счет существует ряд точек зрения. Среди ученых-юристов нет единого мнения по данному предмету исследования. Одни авторы признают его одной из форм гражданско-правового договора на поставу товаров, выполнение работ, оказание услуг. Другие авторы выделяют его в самостоятельную юридическую конструкцию. По его мнению, контракт содержит в себе все признаки договора присоединения и является таковым по сути (статья 428 ГК РФ). Соответственно, на него распространяются правила и порядок заключения и расторжения такого договора. В отношении существенных условий контракта и оснований для его изменения и расторжения, автор сопоставляет ГК РФ и Законом о контрактной системе и приходит к следующим выводам: законодатель, изначально преследовавший цель упрощения правового регулирования по контрактам создал правовое регулирование, не соответствующее нормам Кодекса и повлекшее внутренние коллизии между нормами Закона N 44-ФЗ. Как представляется, законодателю в рамках Закона N 44-ФЗ следует отказаться от возложения на стороны контракта обязанности по включению в контракт существенных условий, определенных законодателем в императивных нормах, поскольку действие существенных условий, сформулированных указанным образом, не зависит от включения или невключения таких условий сторонами в контракт
Подробно рассматривает природу публичных закупок Андреева Л.В. в своей работе «Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования». Она подробно анализирует цели таких закупок, подчеркивает их взаимосвязь с системой бюджетных правоотношений, сопоставляет Федеральный закон № 94-ФЗ и Закон о контрактной системе, рассматривает определение «заказчик», дает определение государственного, муниципального контракта, излагает преимущества Единой информационной системы, дает комплексный и системный обзор правового регулирования государственных закупок. Автор приходит к выводу, что это сложная система переплетения и взаимосвязи многих отраслей публично-правовых отношений, неразрывно связанных друг с другом.
Научная новизна исследования заключается в особом подходе к возможности изменения контрактных обязательств. В достаточной правовой обоснованности и определении законных оснований для внесения изменений в обязательства сторон, в возможность расторжения контракта, расторжения контракта в одностороннем порядке. Выявление закономерностей и порядка применения норм гражданского законодательства, а также норм специальных законов, регулирующих такое соглашение как контракт.
Основные положения, выносимые на защиту.
Правовая природа контракта нуждается в детальном рассмотрении, так как эта форма соглашения имеет свои юридические особенности и дополнительные требования к содержанию. Необходимо применить исторический подход при изучении. Отход от плановой экономики советского государства, усиленная интеграция российского рынка, сильное влияние экспорта поставили проблему необходимости законодательного регулирования гражданских экономических правоотношений. В том числе для обеспечения государственных потребностей. Эти потребности было необходимо законодательно отрегулировать и направить в русло равной конкурентной доступности. Но и защитить их от злоупотреблений и неоправданных незапланированных затрат. Так, в 2004 году был разработан проект, а в 2005 году вступил в законную силу Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот Федеральный закон сразу обозначил три категории объекта для государственных заказов: поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. Предписал государственным и муниципальным заказчикам правила совершения сделок, в которых плательщиком выступают получатели бюджетных средств.
Этот закон установил для участников основные механизмы определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). В нем содержался ограниченный перечень способов размещения заказов. Закон содержал требования к документации, процедуры действия заказчика и участников размещения заказов. Определял основания для заключения контракта у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), когда применение конкурентной процедуры нецелесообразно.
Необходимо отметить, что практика применения закона вызывала необходимость постоянного его изменения. Поправки к нему применялись очень часто. Таким образом, справедливо характеризовать его как динамично изменяемый нормативный акт.
Так, с 1 января 2010 года, размещение заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд для товаров, работ и услуг, указанных в Перечне, утверждённом Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 25.03.2010 N 427-р), должно было производиться путём проведения открытых аукционов в электронной форме. Новый для участников и заказчиков способ определения победителя.
осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок. В перечень попали: ЗАО «Сбербанк-АСТ», ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг), «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан», а также площадки ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» (ЭТП ММВБ) и «РТС-тендер». Заключение контрактов началось с использованием электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП).
Для интеграции системы государственного заказа в правовую и бюджетную систему Российской Федерации, с накоплением опыта и практики применения Федерального закона № 94-ФЗ, в целях наиболее эффективного расходования средств, уже в 2012 году был подготовлен законопроект, в марте принят, а в апреле 2013 года подписан Президентом новый закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Что существенного перешло из Федерального закона от 21.07.2005 № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в новый закон о контрактной системе? Основные цели и принципы были сохранены, но получили более широкую, подробную трактовку. Например, принцип открытости и прозрачности информации (вся информация в сфере закупочной деятельности должна размещаться в единой информационной системе, быть полной и достоверной, доступной неограниченному кругу лиц). Появляется новый информационный ресурс для общественного обсуждения крупных закупок. Вводится новый термин - Единая информационная система. Порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта, способы определения расчета НМЦК и порядок применения. Принцип профессионализма заказчика (установлено определение контрактной службы, контрактного управляющего, в том числе порядок создания профессиональной контрактной службы заказчика). Стимулирование инноваций, единство контрактной системы, ответственность за результативность, эффективность осуществления закупок, планирование.
Отрегулированы требования к формированию плана закупок и ведению плана-графика. В том числе, на период трех лет. Обязательное требование о соответствии такого планирования размещаемым закупкам. Теперь появляется новое определение государственных и муниципальных потребностей - закупка.
Существенным нововведением следует назвать введение требования о публикации информации об исполнении контракта, публикация отчета об исполнении контракта (отдельного этапа контракта). Добавилось требование к проведению экспертизы исполнения, а также приемка результатов поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Иными словами, для заказчиков расширены правовые основания для непринятия недобросовестного исполнения по контракту.
Развитие и специфические особенности развития законодательства в сфере государственных закупок (контрактной системы в Российской Федерации) представляет наибольший интерес в контексте развития гражданского правопорядка и национального правопорядка в целом. Историческое развитие и институт государственного заказа не возникли в отдельный период истории, а им характерен длительный генезис. Проблема экономии, рационального и эффективного расходования бюджетных средств, результативность и прозрачность закупок, обеспечение гласности, предотвращение коррупции и других злоупотреблений заложены в основу закона о контрактной системе. Заключение гражданско-правовых договоров от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования подчиняются правилам этого Федерального закона.
Тем не менее, нормы специального закона находятся в неразрывной зависимости от норм гражданского законодательства и других специальных законов, к которым отсылает в ряде положений Закон о контрактной системе. В части оснований и порядка заключения, изменения, расторжения контракта, отказа от контракта. Современный уровень развития общественных и экономических отношений постоянно требует переоценки, и внимательного отношения и изучения действующего законодательства. Требует увеличения роли заказчика к порядку проведения торгов и последующему заключению и исполнению государственного и муниципального контракта.
Проблема определения роли и значения контракта в национальной экономике и гражданско-правовых отношениях является сложной и неоднозначной. Договорный способ регулирования отношений между получателями и распорядителями бюджетных средств и коммерческими организациями в условиях рыночной экономики требует надлежащего правового регулирования. Контракт в качестве регулятора общественных отношений в публично-правовой сфере одновременно подчиняется правилам Гражданского кодекса РФ, нормам специального закона и нормам других специальных законов в зависимости от категории объекта закупки и отрасли права.
Условие единообразия применения законодательства предполагает, что применение норм Закона о контрактной системе не должно нарушать правовое регулирование гражданских правоотношений. Анализ и сопоставление правовой природы контракта и правовой природы гражданско-правового договора показывает первостепенное значение норм, заложенных в Гражданский кодекс РФ.
Необходимо отметить, что вопрос о приоритете положений Гражданского кодекса прямо не установлен и до конца не разрешен. Но по общим правилам, выработанным доктриной и судебной практикой специальное законодательство применяется в случаях, если это прямо установлено Гражданским кодексом, если в ГК РФ нет прямого указания на нормативные акты специального назначения, и если другими нормативными актами могут быть установлены иные правила.
Таким образом, Закон о контрактной системе, главным образом, регулирует отношения, направленные на реализацию его принципов: повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и злоупотреблений, особенностей исполнения контрактов.
Сложный механизм взаимодействия и взаимозависимости норм гражданского права и специальных норм других законов подчиняет себе и сферу государственных закупок. Результаты проведенного научного исследования позволяют выявить это в следующих формах и проявлениях:
1. При размещении закупки на выполнение подрядных и иных строительных работ заказчику на этапе предварительной подготовки документации необходимо качественно определить объем планируемых работ и отразить его в сметной документации. В данном случае, суды ссылаются на требования части 1 статьи 743 ГК РФ, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. При невозможности подрядчиком исполнить контракт своевременно и в полном объеме, вина возлагается на заказчика, который осуществил закупку с нарушением действующих требований.
2. При заключении контракта энергоснабжения, требование пункта 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, что цена является твердой и определяется на весь период его действия не применяется, так как по общему правилу судебной практики учет объема, расчетный период и размер тарифа определяется по правилам Закона об электроэнергетике. Для договоров энергоснабжения электроэнергии цена и количество поставляемой электроэнергии по общему правилу не являются существенным условием, то есть условием, при недостижении сторонами соглашения по которому договор не считается заключенным (пункт 1 статьи 432 ГК РФ).
3. В части изменения объемов поставки, выполнения работ, оказания услуг по контракту, такая возможности предусмотрена положениями гражданского кодекса, но нормами Закона о контрактной системе установлен объем такого увеличения или уменьшения в пределах десяти процентов. И в этом случае, суды применяют правила специального закона.
4. При формировании закупочной документации, проекта контракта, формировании требований к участникам закупки, от заказчиков требуется соблюдение требований, установленных Законом о защите конкуренции (Федеральный закон № 135-ФЗ). В случае нарушения этих требований, антимонопольная служба и суды признают действия заказчика незаконными. Неправомерное заключение контракта по основаниям, установленным в статье
5. Что касается вопроса расторжения контракта, перечень оснований для его расторжения содержится в статье 95 Закона о контрактной системе, но судебная практика показывает, что даже если контракт расторгнут или его исполнение окончено в установленный срок, его отсутствие не прекращает фактического исполнения взаимных обязательств сторон. На примере оказания услуг по обслуживанию многоквартирного дома управляющей компанией. Суды применяют нормы Жилищного кодекса РФ. А отсутствие заключенного между сторонами контракта не привязано к обязанности одной стороны своевременно оказывать услуги, а заказчику такие услуги оплатить в полном объеме.
6. В отношении перемены лиц в обязательстве. Законом о контрактной системе предусмотрен ограниченный перечень оснований, допускающих перемену лиц в обязательстве. В целях исполнения принципов Закона о контрактной системе не допускается перемена лиц в обязательстве, где личность кредитора имеет существенное значение. Такое императивное требование имеет своей целью сохранить стороны и их встречные обязательство во избежание злоупотреблений и ухода от ответственности.
7. Для заказчиков и их должностных лиц очень важно правильно формировать потребность закупки. Что это подразумевает? Необходимо правильно планировать закупку, составлять ее описание. При необходимости прилагать проектную, расчетную, сметную документацию. Учитывать специфические особенности исполнения контракта, этапы исполнения, порядок приемки.
8. На стадии разработки проекта контракта, который в дальнейшем станет неотъемлемой частью закупочной документации, включить в его содержание все условия по его исполнению, порядку изменения, расторжения и порядок одностороннего отказа от контракта. Если нормы права являются диспозитивными и оставляются на усмотрение сторон, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Таким образом, можно обозначить следующие выводы. Государственному или муниципальному контракту принадлежит специальное место в системе гражданско-правового регулирования обязательственных отношений. Такому гражданско-правовому договору характерны определенные признаки.
В нем присутствуют специальные субъекты права: это получатели и распорядители бюджетных средств различных уровней бюджетной системы Российской Федерации с одной стороны, и другие хозяйствующие субъекты (коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), выигравшие торги.
Контракт регулируется как нормами Закона о контрактной системе, так и нормами других специальных законов, а прежде всего, положениями Гражданского кодекса РФ, что установлено в статье 1 закона. Это во многом зависит от предмета контракта и от категории объекта закупки - поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. И при возникновении противоречий между их положениями, если в Законе о контрактной системе нет прямого установления или императивного предписания, суды руководствуются положениями других специальных законов.
Цель контракта - это удовлетворение государственных и муниципальных нужд, публичных интересов. И заключается он только на предусмотренных законом основаниях, с соблюдением требуемых публичных процедур. Легальные основания для его заключения, изменения, расторжения и отказа от контракта содержаться в Законе о контрактной системе, но как показывает изучение правоприменительного аспекта, нет однозначного совпадения только с нормами специального закона. Огромное значение в регулировании этих отношений имеют другие отрасли гражданского права.
очередь, необходимо учитывать особенности правового регулирования самого предмета контракта. Находить и включать в его содержание, в содержание ответственности сторон другие правовые механизмы. Учитывать полноту содержания закупочной документации, проекта контракта на этапе торгов, изменение условий исполнения контракта. Учитывать требования других нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу правоотношений.
Такой комплексный правовой подход позволит избежать нежелательных последствий для сторон.
1.1. Конституция Российской Федерации от 05.02.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 31, ст. 4398.
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 05.12.1994 // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
1.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 29.01.1996 // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
1.4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 // Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823. кодекс Российской Федерации (часть I) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
1.6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
1.7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
1.8. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.
1.9. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105 (утратил силу).
1.10. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
1.11. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
1.12. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571.
1.13. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // Собрание законодательства РФ, 11.04.2011, N 15, ст. 2036.
1.14. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ, 21.08.1995, N 34, ст. 3426.
1.15. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
1.16. Приказ Минэкономразвития России от 26.10.2009 № 428 «Об утверждении Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» // Собрание законодательства РФ, 03.11.2008, N 9, ст. 824.
1.17. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении
случаев заключения контракта жизненного цикла» // Собрание законодательства РФ, 09.12.2013, N 49 (часть 7), ст. 6430.
1.18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236¬р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 25.03.2010 N 427-р) Собрание законодательства РФ, 03.03.2008, N 9, ст. 884.
1.19. Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» // Собрание законодательства РФ, 02.01.2017, N 1 (часть 2), ст. 196.
1.20. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях
участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ, 22.12.2014, N 51, ст. 7438.
1.21. Постановление Правительства РФ от 20.09.2014 № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» (вместе с «Правилами осуществления ...») // Собрание законодательства РФ, 29.09.2014, N 39, ст. 5259.
1.22. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и форм такого обоснования» // Собрание законодательства РФ, 15.06.2015, N 24, ст. 3476.
1.23. Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 18.11.2013, N 46, ст. 5947.
1.24. Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» // Собрание законодательства РФ, 17.09.2012, N 38, ст. 5120.
1.25. Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» // Собрание законодательства РФ, 23.08.2010, N 34, ст. 4488.
1.26. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 года № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» // Собрание законодательства РФ, 10.11.2014, N 45, ст. 6225.
1.27. Постановление Совмина РСФСР от 23 октября 1991 г. № 558 «Об организации материально-технического обеспечения народного хозяйства РСФСР в 1992 году» (вместе с «Порядком материально - технического обеспечения народного хозяйства РСФСР в 1992 году»). Опубликовано в «Собрании актов Президента и Правительства РФ» - 16.11.1992.
1.28. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2012, N 23, ст. 3008.
1.29. Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 // Собрание законодательства РФ, 10.11.2013, N 45, ст. 6272.
1.30. Письмо Минэкономразвития России N 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/9777/16 от 18.02.2016 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об установлении в проекте контракта оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О
1.31. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 28.07.2017 об утверждении «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» //СПС КонсультантПлюс.
1. 32. Постановление Совмина РСФСР от 23.10.1991 N 558 «Об организации материально - технического обеспечения народного хозяйства РСФСР в 1992 году» (вместе с «Порядком материально - технического обеспечения народного хозяйства РСФСР в 1992 году») // Документ опубликован не был. СПС КонсультантПлюс.
2. Акты судебных органов.
2.1. Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2017 № 307-ЭС16-20723 по делу № А13-14889/2015.
2.2. Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2017 № 302-ЭС16-16957 по делу № А33-376/2016.
2.3. Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2016 N 307-ЭС16-11063 по делу N А66-8374/2015.
2.4. Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 N 305-ЭС16-13850 по делу N А40-199324/2015.
2.5. Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 по делу N 302-ЭС16- 16957, А33-376/2016.
2.6. Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2017 N 305-КГ17-10556 по делу N А40-160974/16).
2.7. Определение Верховного Суда РФ от 12.09.2017 по делу № 310-ЭС17-8734.
2.8. Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2017 № 309-ЭС17-7107 по делу № А60-40121/2016.
2.9. Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2018 N 302-ЭС18-497 по делу N А58-6349/2016.
2.10. Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2018 № 309-КГ18-1253 по делу № А76-15999/2016.
2.11. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.01.2018 N Ф01-6181/2017 по делу N А82-4247/2017.
2.12. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016).
2.13. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.08.2016 N Ф01-2998/2016 по делу N А38-4172/2015.
2.14. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.08.2017 N Ф02-3641/2017 по делу N А33-21565/2016;
2.15. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.07.2017 N Ф02-3300/2017 по делу N А58-5647/2015;
2.16. Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2017 N Ф09-3077/17 по делу N А07-2168/2016.
2.17. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 по делу N А43-934/2016;
2.18. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2016 по делу N А43-933/2016.
2.19. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2017 N 07АП-10953/2016 по делу N А67-5486/2016.
2.20. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.06.2017 N Ф03-1799/2017 по делу N А51-15138/2016.
2.21. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по делу N А43-5892/2017.
2.22. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 N 15АП-13666/2017 по делу N А53-14225/2017; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 N 13АП- 11777/2017 по делу N А42-8330/2016).
2.23. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.10.2017 N Ф02-4574/2017 по делу N А69-3173/2016.
3. Специальная литература.
3.1. Абрегова А.А. Государственный контракт в России: проблемы развития института //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1, 2011. Выпуск 3. С.283-292.
3.2. Андреева Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 11. С. 3-16.
3.3. Атамась А.В. Государственный контракт на выполнение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в Российской Федерации: дисс. ... каед.юрид.наук /А.В.Атамась.- М.,2010. С.84.
3.4. Андреев П.Г., Ненашев М.М. Оплата частично выполненных работ по государственному контракту // Право и экономика. 2017. N 1. С. 37 - 42.
3.5. Андреев С.А. Роль внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в обеспечении эффективности использования бюджетных средств // Финансовое право. 2017. N 8. С.24 - 27.
3.6. Анощенко Е.Н. Из истории проведения подрядных торгов. Киев, 1994. С.35.
3.7. Барашов Э.А. Финансовый контроль за использованием средств публично-правовых образований // Финансовое право. 2017. N 8. С. 36 - 38.
3.8. Бахрах Д.Н. Административное право. Краткий учебный курс. М.,2000. С.150.
3.9. Башлаков-Николаев И.В. Ответственность органов власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции: монография. М.: Статут, 2014. С.111.
3.10. Боглачева Е.В., Номогоева Н.П. Споры, связанные с применением ответственности за нарушение сроков оплаты энергетических ресурсов // Арбитражные споры. 2017. N 3. С. 9 - 32.
3.11. Боглачева Е.В., Номогоева Н.И. Споры, связанные с применением ответственности за нарушение сроков оплаты энергетических ресурсов // Арбитражные споры. 2017. N 3. С. 9 - 32.
3.12. Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Деловой двор, 2014. С.664.
3.13. Васенин В.А. Противодействие коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Законность. 2017. N 9. С. 17 - 21.
3.14. Ведель Ж. Административное право Франции. М.,1973. С.165.
3.15. Васильев А.В. Юридические аспекты формирования и использования государственного бюджета: теория и зарубежная практика // Право и государство: теория и практика. 2007. № 7 (31). С.9.
3.16. Веденеев Г.М., Гончаров ЕЮ., Кобзев Г.Н. Конкурсные торги в России: исторический опыт. М.: МЭН, 2005. С.13-30.
3.17. Витко В.С. Договоры заказа на создание произведений. М.: Статут, 2016. С.159.
3.18. Волынкина М.В. Правовая природа государственного контракта//Вестник гражданского права. 2014. № 4. С.40.
3.19. Газетов А.Н. Вопросы экономического и правового анализа эффективности предотвращения коррупции в государственной контрактной системе // Журнал российского права. 2017. N 7. С. 134 - 148.
3.20. Гончаров Е. История торгов в России // Конкурсные торги.1998. № 8. С.39-44.
3.21. Государство и бизнес в системе правовых координат: монография / В.Р. Авхадеев, С.Б. Бальхаева, Ю.В. Боброва и др.; отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. С.320.
3.22. Горбунова Л.В. Поставка продовольствия для государственных нужд по российскому гражданскому праву: Дне. ...канд.юрид.наук. Самара. 2003.С.74.
3.23. Гринев В.П. Контрактная система - правовой механизм обеспечения государственных и муниципальных нужд: проблемы совершенствования // Право и экономика. 2016. N 12. С.28 - 35.
3.24. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М. 2005. С.204-205.
3.25. Джиоева Е.Г. Особенности гражданско-правовой ответственности сторон по государственному и муниципальному контракту // Российская юстиция. 2016. N 12. С.5 - 8.
3.26. Жевняк О.В., Шаблова Е.Г. Проблемы правового регулирования изменения государственного (муниципального) контракта на выполнение строительных работ в связи с необходимостью проведения дополнительных работ // Право и экономика. 2017. N 4. С.29 - 36.
3.27. Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд//Право. 2014. № 2. С.26.
3.28. Демина А.В. Публично-правовой аспект государственного контракта //Право. 2013. № 3.С.26.
3.29. Захаренко Д.С. Договорные конструкции в законодательстве о федеральной контрактной системе // Юридический мир. 2016. N 10. С.32 - 35.
3.30. Инжиева Б.Б. Участие государства в современном гражданском обороте: монография / под ред. А.Я. Рыженкова. М.: Юстицинформ, 2014. С.182.
3.31. Исютин-Федотков Д. Корпоративные закупки по Закону N 44-ФЗ - это наказание? // Конкуренция и право. 2016. N 5. С.55-59.
3.32. Казна и бюджет / Р.Е. Артюхин, А.В. Богданова, Ю.В. Гинзбург и др.; отв. ред. Д.Л. Комягин. М.: Наука, 2014. С.501.
3.33. Калиниченко К.С. О некоторых вопросах применения Федерального закона от 05.04.13 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Арбитражные споры. 2016. N 3. С. 17 - 48; N 4. С. 15 - 46.
3.34. Кикавец В.В. Особенности удержания обеспечения исполнения контракта в контрактной системе в сфере закупок // Финансовое право. 2017. N 5. С.22 - 25.
3.35. Кикавец В. Развитие и становление государственного заказа в Российской Федерации //Право и жизнь. 2010. № 1. С.25-32; Толкушкин А.В. "Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005//СПС КонсультантПлюс.
3.36. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовоые проблемы формирования, размещения и исполнения. М.2012..С.1.
3.37. Клейн Н.И. Организация договорно-хозяйственных связей. М. 1976. С.90.
3.38. Князева И.В., Падерина К.В. Влияние привлечения экспертного мнения на рассмотрение дел по нарушению антимонопольного законодательства: количественный и качественный анализ // Право и экономика. 2017. N 8. С.53.
3.39. Козлов Ю.В. Административное право. М., 2013. С.116.
3.40. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: монография / К.М. Беликова, А.В. Габов, Д.А. Гаврилов и др.; отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2015. С.656.
3.41. Конышева Т.А. Унитарные предприятия в контрактной системе // Право и экономика. 2017. N 3. С. 52 - 54.
3.42. Кочаненко Е.П. Болевые точки контрактной системы: опыт аудита закупок // Законодательство и экономика. 2017. N 3. С.13-31.
3.43. Куличев Р.Б. Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд. М.: Юстицинформ. 2016. С.192.
3.44. Куракин А.В., Сухаренко А.Н. Противодействие коррупции в финансово-бюджетной сфере // Российская юстиция. 2017. N 1. С.48 - 52.
3.45. Лапина Е.Б. Вопросы управления эффективностью в сфере государственных закупок // Администратор суда. 2014. № 2. С. 3-16.
3.46. Лунева Е.В., Сафин З.Ф. Обязательные электронные торги в Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Конкурентное право. 2017. N 3. С.29 - 33.
3.47. Молчанов А.В. Конкуренция, равенство участников торгов и поддержка малого предпринимательства: вопросы соотношения // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. N 2. С.21 - 24.
3.48. Новоселов В.И. К вопросу об административных договорах//Правоведение. 1969. № 3. С. 42.
3.49. Новоселов В.И. О государственных закупках //Вестник гражданского права. 2014. № 2. С.31.
3.50. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Вводный комментарий директора Института госзакупок, председателя ассоциации экспертов по госзакупкам, к.э.н. А.А. Храмкина // Юриспруденция, 2013. С.326.
3.51. Писенко К.А. Субъекты антимонопольных требований в сфере закупок в соответствии с антимонопольным, контрактным и бюджетным законодательством // Юрист. 2016. N 19. С. 32 - 36; N 20. С.36 - 41.
3.52. Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М., 1971 С.284.
3.53. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Т.1. СПб.: Синоидальная типография. 1896 г. С. 234.
3.54. Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В трех томах. Т. 3. М., 2003.
3.55. Полное собрание законодательства. Собр.Т.ХП.Ст.10478.С.667.
3.56. Право и экономическая деятельность: современные вызовы: монография / Е.Г. Азарова, А.А. Аюрова, М.К. Белобабченко и др.; отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП, Статут, 2015. С.400.
3.57. Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография / М.М. Аносова, А.А. Аюрова, Ю.Н. Беляева и др.; отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. С.272.
3.58. Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2014. С.176.
3.59. Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2015. С.250.
3.60. Рой А.А. Особенности осуществления закупок товаров публично-правовыми образованиями для государственных и муниципальных нужд // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 4. С.96 - 101.
3.61. Савельев А.П. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. М.: Статут, 2016. С.640.
3.62. Саурин А.А. Право собственности в Российской Федерации: конституционно-правовые пределы реализации и ограничения. М.: Статут, 2014. С.351.
3.63. Свобода договора: сборник статей // А.А. Амангельды, В.А. Белов, А.А. Богустов и др.; отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2016. С.671.
3.64. Степанова Е.Е. К вопросу о сроке действия контракта и сроках обеспечения исполнения обязательств по контракту // Юрист. 2017. N 15. С. 19 - 23.
3.65. Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): монография. М.: Юриспруденция, 2015. С.192.
3.66. Тарабаев П.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд //Госзакупки. 2013. № 1. С.16.
3.67. Тасалов Ф.А. Взыскание неустойки в рамках законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 7. С.73 - 82.
3.68. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография. М.: Проспект. С.2016. 240.
3.69. Тасалов Ф.А. Неосновательное обогащение в сфере закупок // Российский юридический журнал. 2016. N 4. С. 146 - 154.
3.70. Тасалов Ф.А. Односторонний отказ от исполнения обязательств по контракту в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок: в поисках баланса частных и публичных интересов // Вестник арбитражной практики. 2017. N 2. С.34 - 44.
3.71. Тасалов Ф.А. Практика Верховного Суда Российской Федерации в сфере публичных закупок: на пути к формированию единых подходов к применению законодательства о контрактной системе // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 1. С. 116 - 125.
3.72. Чваненко Д.А. О реестре недобросовестных поставщиков (комментарий к Определению ВС РФ от 12 августа 2016 г. N 310-КГ16-5426) // Конкурентное право. 2017. N 3. С.45 - 48.
3.73. Чваненко Д.А. Можно ли уступить требование по госконтракту? Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 20.04.2017 N 307-ЭС16-19959 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2017. N 5. С.31 - 35.
3.74. Шевченко Л.И., Гредин Г.Н. Госзаказ в системе государственного регулирования экономики. Спарк, 2009. С. 12.
3.75. Шмелева М.В. Понятие и правовая природа государственного контракта //Вестник Саратовской юридической академии. 2015. № 2(103).С.252.
3.76. Шурпаев Ш.М. О взаимосвязи коррупционных проявлений в сфере осуществления государственных закупок с причинением вреда интересам личности, общества и государства при ненадлежащем исполнении государственных контрактов // Юрист. 2017. N 2. С. 37 - 40.
3.77. Щербаков В.А. Историко-методологические аспекты развития правового регулирования поставки продукции для государственных нужд в России//Российский следователь. 2008.№ 5. С. 10.
3.78. Яруллин С.М. История возникновения и развития государственного заказа в России//История государства и права. - 2010. - № 20; Кузнецов В.И. Правовое регулирование института государственного заказа: дисс. ... канд.юрид.наук. - М., 2005.