Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению ценностных
ориентаций молодежи 6
1.1 Основные понятия о системе ценностных ориентаций и теоретические
подходы. 6
1.2 Ценностные ориентации молодежи в исследованиях современных
социологов. 23
Глава 2. Социологическое исследование «Ценностные ориентации студентов
СФУ». 28
2.1. Разработка методического обоснования исследования «Ценностные
ориентации студентов СФУ» 28
2.2. Результаты исследования «Ценностные ориентации студентов СФУ». .. 41
Заключение. 57
Список использованных источников
Развитие современного российского общества во многом зависит от тех качеств молодежи, которые формируются в образовательном процессе. Молодое поколение - это особая социальная общность, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути.
Изучение студенческой молодежи является инструментом социологического прогнозирования, так как эта группа быстрее реагирует на социальные изменения и часто эта реакция отражает те изменения, что наступят позже. Тема по-прежнему недостаточно изучена, изучение ценностных ориентаций является основой существующего общества, его благополучия, от ценностей выбранных ведущими для молодежи зависит становление личности и развитие общества. Общество находится в процессе трансформации, ценностные ориентации меняются. Особенно это касается российского общества, опыт перестройки, кризис, общество является возрождающимся. Ценностные ориентации тесно связаны с другими элементами мотивационного механизма личности, такими как потребности, интересы, мотивы, установки. Изучение этого механизма обеспечивает понимание причин, обусловливающих целенаправленную деятельность и поведение человека. Именно поэтому изучение системы ценностных ориентаций помогает не только понять и объяснить поведение человека и общества, но дает возможность предсказать это поведение и способствовать развитию личности и общества. Изучение динамики жизненных ориентаций и ценностей студенческой молодежи - благодатная почва для анализа различных аспектов жизни общества и тенденций его развития. Таким образом, изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи становится ценным инструментом социологической аналитики.
Система ценностных ориентаций очень важна, поэтому постоянно нуждается в мониторинге и отслеживание изменений, особенно если это касается студенческой молодежи.
Разработанность: Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в социологии многими учеными. В западной социологии изучением ценностей и ценностных ориентаций занимались У. Томас, Ф. Знанецкий, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер, В. Франкл, Э. Фромм, Р. Инглхарт, М. Рокич, Ш. Шварц и др. [1]. В отечественной социологии такие ученые как: В. А. Ядов, В. Б. Ольшанский, А. Г. Здравомыслов, Д. Д. Невирко, В. Г. Немировский Н. И. Лапин, М. С. Каган, И. С. Кон, С. Н. Иконникова, В. А. Василенко, Б. И. Додонов и др. [2]
Объект: студенты СФУ.
Предмет: ценностные ориентации студентов СФУ.
Цель: изучить ценностные ориентации студентов СФУ.
Задачи:
1. Проанализировать понятие ценностей и основные теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в социологии.
2. Дать обзор результатам основных социологических исследований ценностей и ценностных ориентаций молодежи.
3. Разработать методологическое основание.
4. Провести анализ результатов исследования.
Гипотеза: у студентов СФУ преобладают материальные ценностные ориентации над духовными ценностными ориентациями.
Метод исследования: анкетный опрос.
Метод анализа данных: на этапе обработки и анализа эмпирических данных применялись методы описательной статистики, корреляционного и факторного анализ, с использованием пакета “ STATISTICA 10”.
Операционализация: Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [3].
Ценности - желаемые человеком цели или образ поведения, который способствует достижению этих целей [4].
Проблема исследования состояла в необходимости выявления ценностных ориентаций студентов СФУ. Для решения этой проблемы была разработана программа исследовании и проведен анкетный опрос. В результате обработки информации и анализа данных были получены следующие результаты, на основании которых можно сформировать представление о ценностных ориентациях студентов.
Подавляющие большинство студентов удовлетворены своей жизнью. Рабочая гипотеза подтверждается.
Свобода, независимость, ответственность и умение ладить с людьми ассоциируются у респондентов с характеристиками идеала успешной личности. Выдвинутая гипотеза не подтверждается, так как идеал успешной личности студенты СФУ в меньшей степени рассматривают через призму материальных ценностных ориентаций.
Студенты СФУ выделяют для себя важные ценности такие как семья, счастливая семейная жизнь и хорошее психическое и психологическое здоровье. Гипотеза подтвердилась.
При описание своих личностных качеств, большинство респондентов говорят, что им важно помогать ближним, заботиться об их благополучии. Гипотеза подтвердилась.
В целом, среди ценностей у студентов СФУ присутствует ценность самообразования.
В целом, студенты СФУ ощущают уверенность в будущем. Гипотеза подтвердилась.
Существуют эмоциональные переживания, которые представляют ценность для студентов СФУ.
Путем факторного анализа были выделены основные факторы, репрезентирующие характеристики идеала успешного человека. В целом портрет идеала успешного человека может быть описан 3-я факторами независимыми друг от друга, это «эстетическое развитие», «потребительские ориентации», «духовно-религиозные ориентации».
Так же с помощью факторного анализы были выделены основные факторы важности требуемых характеристик жизни. Описаны 4 фактора независимых друг от друга - это «здоровье», «материальная обеспеченность», «духовно-религиозные ориентации» и «социальное взаимодействие как ценность».
1. Ганжа, А. О. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого / А. О. Ганжа, А. А. Зотов // Социологические исследования. - 2002. - № 3.
2. Немировский В. Г., Невирко Д. Д. Социология человека : от классических к постнеклассическим подходам
3. Мир Психологии/Словари/Психологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1097(дата обращения 20.02.2016)
4. Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решений. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е.В. Шороховой, М.И. Бобневой. - М.: Наука, 1976, с. 254-277.
5. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. М., 1990. С. 353.
6. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности : концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. - Санкт- Петербург : Речь, 2004. - 72 с.
7. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи / В. Е. Семенова // СОЦИС. - 2007. - № 6. - С. 37-43.
8. Социология молодежи. Учебник. Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996.
9. Мареева, С. В. Особенности идентичностей и ценностных ориентаций российской молодежи / Россия и Китай: молодежь XXI века [монография] // С. В. Мареева; отв. редакторы: М. К. Горшков [и др.]. - Москва : Новый хронограф, 2014. - С. 105-125.
10. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. - С 142-144.
11. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. 2. М., 1994. С. 122.
12. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 75.
13. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
14. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 1993. - 43 с.
15. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. С 205.
16. Битуева А.В. особенности структурного строения ценностных ориентаций // CREDO, Теоретический журнал. - 2000. — №21. — С.40-51
17. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании. Методика изучения ценностных ориентаций // Психологическое обозрение №1, 1998. С. 27-33.
18. Лебедева, Н. М. Базовые ценности русских и на рубеже XXI века. / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21, № 3. - С. 73-87.
19. Актуальные проблемы социологии молодежи / под общей ред. Ю. Р. Вишневского. - Екатеринбург: УрФУ, 2010. - 679 с.
20. Муханова, М. Н. Ценностные установки и поведенческие стратегии студенческой молодежи / М. Н. Муханова; отв. ред. З. Т. Голенкова // Модернизация социальной структуры российского общества. - Москва : Институт социологии РАН, 2008. - Гл. 3. - С. 271-286.
21. Горшков, М. К. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова, Ф. Э. Шереги // Вестник РАН. - 1998. - Т. 68, № 6. - С. 504-510.
22. Ковалевская, Е. В. Социология: учебное пособие, практикум по дисциплине / Е. В. Ковалевская. - Москва : МЭСИ, 2004. - 164 с.
23. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986. С.94.
24. Лебедева, Н. М. Культура как фактор общественного прогресса / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. - Москва : ЗАО «Юстицинформ», 2009. - 408 с.
25. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова // Психология : Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9, № 2 . - С. 43-70.
26. Немировский, В. Г. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи: 1988-2004 гг. Постнеклассический подход / В. Г. Немировский, Е. В. Соколова. - Красноярск : РИО КрасГУ, 2006. - 161 с.
27. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие / В. А. Ядов. - 6-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2012. - 567 с.
28. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
29. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.,1998. С.271.
30. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии, 1993. — № 5. — С. 99-105.
31. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // СОЦИС. 1996. № 5. С.5.
32. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога. Л., 1990.
33. Кондратьева, О. Ю. Изменение мотивационно ценностных ориентаций учащейся молодежи / О. Ю. Кондратьева, В. А. Попов // Вестник. - 2000. - № 6. - С. 12-16.
34. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С. 13-25.
35. Теория ценностей Рокича [Электронный ресурс] / по статье: Rokeach M. The role of values in public opinion research // Cross-Cultural Reviews. - 2010. - Режим доступа:http://cross-cultural.reviews.
36. Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Рональд Инглхарт // Полис. - 1997. - № 4. - С. 18-28.
37. Горбатова, М. М. Исследование структуры ценностей студентов как
особой стратификационной группы [Электронный ресурс] : статья / М. М. Горбатова, М. А. Ляхова // Вестник Кемеровского Государственного Университета. - Кемерово, 2005. - № 2(22). - Режим доступа:
http://hpsy.ru/public/x2462.htm.
38. Горшков, М. К. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: информационно-аналитический бюллетень / М. К. Горшков, В. В. Петухов. — Москва : Институт социологии РАН, 2007. - 95 с.
39. Социологи пытались выяснить самые важные жизненные ценности и приоритеты россиян [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение». - 2011. - Режим доступа:http://zpsy.ru/public/27277.htm.
40. Важно и неважно: парадные и реальные жизненные ценности россиян. ВЦИОМ. По материалам всероссийских опросов общественного мнения [Электронный ресурс]. - Москва, 2014. - Режим доступа: http://www.old.wciom.ru/fileadmin/news/2014/wciom.ru_Fedorov_cennosti_17.04.14.pdf.