Социальная работа с матерями, родившими детей в местах лишения свободы
|
Введение 3
1 Матери, родившие ребенка в местах лишения свободы, как объект
социальной работы 5
1.1 Общая характеристика женщин, находящихся в условиях социальной
изоляции в местах лишения свободы 5
1.2 Содержание матерей в условиях пенитенциарной системы в России.... 15
2 Социальная работа с матерями, родившими в местах лишения
свободы 23
2.1 Основные проблемы матерей и детей в местах лишения свободы 23
2.2 Направления, технологии и методы социальной работы с женщинами,
дети которых находятся в пенитенциарных условиях 30
2.3 Деятельность сотрудников дома ребенка в местах лишения
свободы 40
3 Социальная работа с женщинами, родившими ребенка в женской
колонии №22 г.Красноярска 45
3.1 Социальная работа с женщинами, находящимися в местах лишения
свободы (на примере женской колонии №22 г.Красноярска) 45
3.2 Рекомендации по социальной работе с матерями, родившими в
местах лишения свободы 49
Заключение 53
Список использованных источников
1 Матери, родившие ребенка в местах лишения свободы, как объект
социальной работы 5
1.1 Общая характеристика женщин, находящихся в условиях социальной
изоляции в местах лишения свободы 5
1.2 Содержание матерей в условиях пенитенциарной системы в России.... 15
2 Социальная работа с матерями, родившими в местах лишения
свободы 23
2.1 Основные проблемы матерей и детей в местах лишения свободы 23
2.2 Направления, технологии и методы социальной работы с женщинами,
дети которых находятся в пенитенциарных условиях 30
2.3 Деятельность сотрудников дома ребенка в местах лишения
свободы 40
3 Социальная работа с женщинами, родившими ребенка в женской
колонии №22 г.Красноярска 45
3.1 Социальная работа с женщинами, находящимися в местах лишения
свободы (на примере женской колонии №22 г.Красноярска) 45
3.2 Рекомендации по социальной работе с матерями, родившими в
местах лишения свободы 49
Заключение 53
Список использованных источников
Вопрос материнства в условиях изоляции от общества актуален, так как нахождение детей вместе с матерью в местах лишения свободы - не лучшие условия для их развития. Современная российская действительность характеризуется увеличением численности преступных деяний граждан. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, женщины составляют около 5% всего тюремного населения России.
В учреждениях Федеральной службы исполнения наказания ежегодно рождается до 1000 детей. Часть из них сразу же попадает на свободу, к родственникам матерей-заключенных. Так, в 2013 г. родственники забрали к себе 270 детей, остальные же оказались в местах заключения. По данным ФСИН России в середине 2015 года на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы ФСИН всего находится 13 домов ребенка, и в них 670 детей в возрасте до трех лет. По состоянию на 1 августа 2016 года в СИЗО находилось 104 беременных женщин и 64 женщины с детьми.
Проблеме содержания женщин с детьми в местах лишения свободы посвящено большое количество научных исследований (Денисова А.А., Онищенко И.С., Минстер М.В, Инкижинова С.А. и др.). Обсуждаются вопросы положения беременных женщин и женщин с малолетними детьми в местах лишения свободы. Беременные женщины или кормящие матери, оказавшиеся в местах лишения свободы, находятся в тяжелом положении, так как исправительное учреждение - далеко не идеальное место для воспитания ребенка, даже если там имеются необходимые для этого санитарно¬гигиенические и прочие условия. Матери не оказывают должного внимания своим детям и практически не участвуют в их воспитании, что влияет на развитие ребенка. В то же время тяжело принять решение разлучить маленького ребенка с матерью. В связи с этим, возникает много спорных вопросов: должны ли дети проживать совместно с матерью? Почему ребенок должен «отбывать наказание» вместе с матерью? До какого возраста они должны там находиться и почему? и многие другие вопросы.
Объектом являются матери, родившие ребенка в местах лишения свободы.
Предмет - социальная работа с матерями, родившими ребенка в местах лишения свободы.
Цель работы заключается в выявлении проблем осужденных женщин и причин их отказа от детей, рожденных в местах лишения свободы, и поиск путей решения с применением технологий и методов социальной работы.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть общую характеристику женщин, находящихся в местах лишения свободы;
- изучить условия содержания женщин в пенитенциарной системе России;
- выделить основные проблемы матерей и детей в местах лишения свободы;
- изучить направления, технологии и методы социальной работы с женщинами, родившими ребенка в местах лишения свободы;
- изучить деятельность сотрудников дома ребенка в местах лишения свободы;
- изучить социальную работу с женщинами, родившими ребенка в местах лишения свободы на примере женской колонии №22 г. Красноярска;
- разработать рекомендации по социальной работе с матерями, родившими ребенка в места лишения свободы.
В учреждениях Федеральной службы исполнения наказания ежегодно рождается до 1000 детей. Часть из них сразу же попадает на свободу, к родственникам матерей-заключенных. Так, в 2013 г. родственники забрали к себе 270 детей, остальные же оказались в местах заключения. По данным ФСИН России в середине 2015 года на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы ФСИН всего находится 13 домов ребенка, и в них 670 детей в возрасте до трех лет. По состоянию на 1 августа 2016 года в СИЗО находилось 104 беременных женщин и 64 женщины с детьми.
Проблеме содержания женщин с детьми в местах лишения свободы посвящено большое количество научных исследований (Денисова А.А., Онищенко И.С., Минстер М.В, Инкижинова С.А. и др.). Обсуждаются вопросы положения беременных женщин и женщин с малолетними детьми в местах лишения свободы. Беременные женщины или кормящие матери, оказавшиеся в местах лишения свободы, находятся в тяжелом положении, так как исправительное учреждение - далеко не идеальное место для воспитания ребенка, даже если там имеются необходимые для этого санитарно¬гигиенические и прочие условия. Матери не оказывают должного внимания своим детям и практически не участвуют в их воспитании, что влияет на развитие ребенка. В то же время тяжело принять решение разлучить маленького ребенка с матерью. В связи с этим, возникает много спорных вопросов: должны ли дети проживать совместно с матерью? Почему ребенок должен «отбывать наказание» вместе с матерью? До какого возраста они должны там находиться и почему? и многие другие вопросы.
Объектом являются матери, родившие ребенка в местах лишения свободы.
Предмет - социальная работа с матерями, родившими ребенка в местах лишения свободы.
Цель работы заключается в выявлении проблем осужденных женщин и причин их отказа от детей, рожденных в местах лишения свободы, и поиск путей решения с применением технологий и методов социальной работы.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть общую характеристику женщин, находящихся в местах лишения свободы;
- изучить условия содержания женщин в пенитенциарной системе России;
- выделить основные проблемы матерей и детей в местах лишения свободы;
- изучить направления, технологии и методы социальной работы с женщинами, родившими ребенка в местах лишения свободы;
- изучить деятельность сотрудников дома ребенка в местах лишения свободы;
- изучить социальную работу с женщинами, родившими ребенка в местах лишения свободы на примере женской колонии №22 г. Красноярска;
- разработать рекомендации по социальной работе с матерями, родившими ребенка в места лишения свободы.
Изучив литературу, нормативно-правовые акты и мнение специалистов, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время в исправительных учреждениях находится более 48 тысяч женщин, в основном, в возрасте 22-39 лет. Большинство женщин на момент осуждения не состояли в браке, но имели опыт воспитания детей. Женщины осуждены по ст. 228-233 УК РФ (преступления, связанные с наркотиками), ст. 105,107,108, 109, 111 ч. 4 УК РФ (убийство), ст. 158 УК РФ (кражи) и т.д. Основными причинами совершения преступления является их малообеспеченность, алкоголизм, наркомания, а также преступления, совершенные на почве семейно-бытовых конфликтов.
Условия содержания осужденных женщин в учреждениях уголовно- исполнительной системы тяжелые. Многие учреждения не соответствуют нормам, установленным законодательством, что нарушает права осужденных, в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей. В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей, предусмотрены определенные льготы.
Находясь в местах лишения свободы у женщин, особенно у их детей, возникает большое количество проблем, а именно: отсутствие условий для совместного проживания матери с ребенком; целенаправленное использование беременными женщинами и женщинами с детьми своего положения с целью получения льгот и послаблений отбывания наказания в исправительном учреждении; нарушение связи матери и ребенка, а также семейных и социальных связей; высокий уровень заболеваемости детей, рожденных в местах лишения свободы; несоблюдение матерями своих обязательств по воспитанию ребенка; отсутствие достаточного внимания к ребенку со стороны персонала и особенно матери, но при этом ежедневное пребывание большого количества взрослых, которые находятся в поле зрения ребенка, приводит к неразборчивому дружелюбию у детей; отставание в психическом и физическом 53
развитии детей, что связано с окружающей обстановкой, условиями содержания, рационом питания, стрессом.
Многие причины отказа матери от ребенка после освобождения вытекают из проблем, с которыми сталкиваются женщины. К таким причинам отказа относятся: рождение нежеланного ребенка, только для улучшения условий пребывания в колонии; отсутствие ответственного родительства (отсутствие условий для совместного проживания в колонии и утрата связи после передачи ребенка родственникам или в детский дом); отсутствие материального достатка на достойное содержание, обучение и лечение ребенка.
Для решения данных проблем с осужденными женщинами проводят работу сотрудники исправительного учреждения: специалист по социальной работе, психолог, инструктор по трудовому и бытовому устройству и т.д.
Деятельность специалиста по социальной работе, описанная в литературе, несколько отличается от той деятельности, которую специалист выполняет в учреждении реально. Специалист должен проводить индивидуальную и групповую работу, обучение матерей, заниматься вопросами реабилитации. Согласно положению о деятельности группы социальной защиты осужденных в исправительном учреждении специалист по социальной работе осуществляет социально-правовую защиту: проводит индивидуальное консультирование, осуществляет деятельность по восстановлению и укреплению семейных и социальных связей, но по инициативе осужденных, фактическая работа сводится к заполнению документации (ежеквартальные планы и отчеты, учет лиц, имеющих право на социальное пособие и т.д.).
Во время осуществления осужденными женщинами трудовой деятельности или работы со специалистами, их дети находятся под присмотром сотрудников дома ребенка. Дети своих матерей видят лишь пару часов в день. Условия для совместного проживания матерей и детей созданы в нескольких исправительных колониях, в том числе и в ИК-22 г.Красноярска, но не все матери могут проживать вместе со своим ребенком.
В связи с этим, я считаю, необходимым создать службу по развитию материнства и ответственного родительства, ведь, в первую очередь, ребенок испытывает потребность иметь мать. Она является главным человеком на протяжении всей жизни, особенно в первые его годы, когда формируется в целом отношение к миру и себе. Большое внимание должно быть уделено работе с родственниками осужденных и сопровождение этих семей, где будет проживать и воспитываться ребенок до освобождения матери. Именно родственники способны помочь осужденной женщине в ресоциализации и сохранении материнской связи с ребенком, а также успешному развитию и адаптации ребенка в обществе.
В настоящее время в исправительных учреждениях находится более 48 тысяч женщин, в основном, в возрасте 22-39 лет. Большинство женщин на момент осуждения не состояли в браке, но имели опыт воспитания детей. Женщины осуждены по ст. 228-233 УК РФ (преступления, связанные с наркотиками), ст. 105,107,108, 109, 111 ч. 4 УК РФ (убийство), ст. 158 УК РФ (кражи) и т.д. Основными причинами совершения преступления является их малообеспеченность, алкоголизм, наркомания, а также преступления, совершенные на почве семейно-бытовых конфликтов.
Условия содержания осужденных женщин в учреждениях уголовно- исполнительной системы тяжелые. Многие учреждения не соответствуют нормам, установленным законодательством, что нарушает права осужденных, в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей. В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей, предусмотрены определенные льготы.
Находясь в местах лишения свободы у женщин, особенно у их детей, возникает большое количество проблем, а именно: отсутствие условий для совместного проживания матери с ребенком; целенаправленное использование беременными женщинами и женщинами с детьми своего положения с целью получения льгот и послаблений отбывания наказания в исправительном учреждении; нарушение связи матери и ребенка, а также семейных и социальных связей; высокий уровень заболеваемости детей, рожденных в местах лишения свободы; несоблюдение матерями своих обязательств по воспитанию ребенка; отсутствие достаточного внимания к ребенку со стороны персонала и особенно матери, но при этом ежедневное пребывание большого количества взрослых, которые находятся в поле зрения ребенка, приводит к неразборчивому дружелюбию у детей; отставание в психическом и физическом 53
развитии детей, что связано с окружающей обстановкой, условиями содержания, рационом питания, стрессом.
Многие причины отказа матери от ребенка после освобождения вытекают из проблем, с которыми сталкиваются женщины. К таким причинам отказа относятся: рождение нежеланного ребенка, только для улучшения условий пребывания в колонии; отсутствие ответственного родительства (отсутствие условий для совместного проживания в колонии и утрата связи после передачи ребенка родственникам или в детский дом); отсутствие материального достатка на достойное содержание, обучение и лечение ребенка.
Для решения данных проблем с осужденными женщинами проводят работу сотрудники исправительного учреждения: специалист по социальной работе, психолог, инструктор по трудовому и бытовому устройству и т.д.
Деятельность специалиста по социальной работе, описанная в литературе, несколько отличается от той деятельности, которую специалист выполняет в учреждении реально. Специалист должен проводить индивидуальную и групповую работу, обучение матерей, заниматься вопросами реабилитации. Согласно положению о деятельности группы социальной защиты осужденных в исправительном учреждении специалист по социальной работе осуществляет социально-правовую защиту: проводит индивидуальное консультирование, осуществляет деятельность по восстановлению и укреплению семейных и социальных связей, но по инициативе осужденных, фактическая работа сводится к заполнению документации (ежеквартальные планы и отчеты, учет лиц, имеющих право на социальное пособие и т.д.).
Во время осуществления осужденными женщинами трудовой деятельности или работы со специалистами, их дети находятся под присмотром сотрудников дома ребенка. Дети своих матерей видят лишь пару часов в день. Условия для совместного проживания матерей и детей созданы в нескольких исправительных колониях, в том числе и в ИК-22 г.Красноярска, но не все матери могут проживать вместе со своим ребенком.
В связи с этим, я считаю, необходимым создать службу по развитию материнства и ответственного родительства, ведь, в первую очередь, ребенок испытывает потребность иметь мать. Она является главным человеком на протяжении всей жизни, особенно в первые его годы, когда формируется в целом отношение к миру и себе. Большое внимание должно быть уделено работе с родственниками осужденных и сопровождение этих семей, где будет проживать и воспитываться ребенок до освобождения матери. Именно родственники способны помочь осужденной женщине в ресоциализации и сохранении материнской связи с ребенком, а также успешному развитию и адаптации ребенка в обществе.
Подобные работы
- Уголовные наказания имущественного характера как альтернатива лишению свободы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Защита прав материнства и детства: соотношение международного и национального регулирования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Преступления, совершаемые в исправительных учреждениях: криминологическая характеристика и предупреждение
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - СВОЙСТВА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПЕНАЛИЗАЦИИ. (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - СВОЙСТВА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПЕНАЛИЗАЦИИ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СВОЙСТВА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПЕНАЛИЗАЦИИ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Социальное обеспечение в связи с беременностью и родами (Среднерусский колледж управления и бизнеса)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Правовые проблемы обеспечения занятости лиц, испытывающих трудности в поиске работы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2015



