Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная работа с матерями, родившими детей в местах лишения свободы

Работа №26034

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
511
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Матери, родившие ребенка в местах лишения свободы, как объект
социальной работы 5
1.1 Общая характеристика женщин, находящихся в условиях социальной
изоляции в местах лишения свободы 5
1.2 Содержание матерей в условиях пенитенциарной системы в России.... 15
2 Социальная работа с матерями, родившими в местах лишения
свободы 23
2.1 Основные проблемы матерей и детей в местах лишения свободы 23
2.2 Направления, технологии и методы социальной работы с женщинами,
дети которых находятся в пенитенциарных условиях 30
2.3 Деятельность сотрудников дома ребенка в местах лишения
свободы 40
3 Социальная работа с женщинами, родившими ребенка в женской
колонии №22 г.Красноярска 45
3.1 Социальная работа с женщинами, находящимися в местах лишения
свободы (на примере женской колонии №22 г.Красноярска) 45
3.2 Рекомендации по социальной работе с матерями, родившими в
местах лишения свободы 49
Заключение 53
Список использованных источников

Вопрос материнства в условиях изоляции от общества актуален, так как нахождение детей вместе с матерью в местах лишения свободы - не лучшие условия для их развития. Современная российская действительность характеризуется увеличением численности преступных деяний граждан. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, женщины составляют около 5% всего тюремного населения России.
В учреждениях Федеральной службы исполнения наказания ежегодно рождается до 1000 детей. Часть из них сразу же попадает на свободу, к родственникам матерей-заключенных. Так, в 2013 г. родственники забрали к себе 270 детей, остальные же оказались в местах заключения. По данным ФСИН России в середине 2015 года на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы ФСИН всего находится 13 домов ребенка, и в них 670 детей в возрасте до трех лет. По состоянию на 1 августа 2016 года в СИЗО находилось 104 беременных женщин и 64 женщины с детьми.
Проблеме содержания женщин с детьми в местах лишения свободы посвящено большое количество научных исследований (Денисова А.А., Онищенко И.С., Минстер М.В, Инкижинова С.А. и др.). Обсуждаются вопросы положения беременных женщин и женщин с малолетними детьми в местах лишения свободы. Беременные женщины или кормящие матери, оказавшиеся в местах лишения свободы, находятся в тяжелом положении, так как исправительное учреждение - далеко не идеальное место для воспитания ребенка, даже если там имеются необходимые для этого санитарно¬гигиенические и прочие условия. Матери не оказывают должного внимания своим детям и практически не участвуют в их воспитании, что влияет на развитие ребенка. В то же время тяжело принять решение разлучить маленького ребенка с матерью. В связи с этим, возникает много спорных вопросов: должны ли дети проживать совместно с матерью? Почему ребенок должен «отбывать наказание» вместе с матерью? До какого возраста они должны там находиться и почему? и многие другие вопросы.
Объектом являются матери, родившие ребенка в местах лишения свободы.
Предмет - социальная работа с матерями, родившими ребенка в местах лишения свободы.
Цель работы заключается в выявлении проблем осужденных женщин и причин их отказа от детей, рожденных в местах лишения свободы, и поиск путей решения с применением технологий и методов социальной работы.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть общую характеристику женщин, находящихся в местах лишения свободы;
- изучить условия содержания женщин в пенитенциарной системе России;
- выделить основные проблемы матерей и детей в местах лишения свободы;
- изучить направления, технологии и методы социальной работы с женщинами, родившими ребенка в местах лишения свободы;
- изучить деятельность сотрудников дома ребенка в местах лишения свободы;
- изучить социальную работу с женщинами, родившими ребенка в местах лишения свободы на примере женской колонии №22 г. Красноярска;
- разработать рекомендации по социальной работе с матерями, родившими ребенка в места лишения свободы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив литературу, нормативно-правовые акты и мнение специалистов, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время в исправительных учреждениях находится более 48 тысяч женщин, в основном, в возрасте 22-39 лет. Большинство женщин на момент осуждения не состояли в браке, но имели опыт воспитания детей. Женщины осуждены по ст. 228-233 УК РФ (преступления, связанные с наркотиками), ст. 105,107,108, 109, 111 ч. 4 УК РФ (убийство), ст. 158 УК РФ (кражи) и т.д. Основными причинами совершения преступления является их малообеспеченность, алкоголизм, наркомания, а также преступления, совершенные на почве семейно-бытовых конфликтов.
Условия содержания осужденных женщин в учреждениях уголовно- исполнительной системы тяжелые. Многие учреждения не соответствуют нормам, установленным законодательством, что нарушает права осужденных, в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей. В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей, предусмотрены определенные льготы.
Находясь в местах лишения свободы у женщин, особенно у их детей, возникает большое количество проблем, а именно: отсутствие условий для совместного проживания матери с ребенком; целенаправленное использование беременными женщинами и женщинами с детьми своего положения с целью получения льгот и послаблений отбывания наказания в исправительном учреждении; нарушение связи матери и ребенка, а также семейных и социальных связей; высокий уровень заболеваемости детей, рожденных в местах лишения свободы; несоблюдение матерями своих обязательств по воспитанию ребенка; отсутствие достаточного внимания к ребенку со стороны персонала и особенно матери, но при этом ежедневное пребывание большого количества взрослых, которые находятся в поле зрения ребенка, приводит к неразборчивому дружелюбию у детей; отставание в психическом и физическом 53
развитии детей, что связано с окружающей обстановкой, условиями содержания, рационом питания, стрессом.
Многие причины отказа матери от ребенка после освобождения вытекают из проблем, с которыми сталкиваются женщины. К таким причинам отказа относятся: рождение нежеланного ребенка, только для улучшения условий пребывания в колонии; отсутствие ответственного родительства (отсутствие условий для совместного проживания в колонии и утрата связи после передачи ребенка родственникам или в детский дом); отсутствие материального достатка на достойное содержание, обучение и лечение ребенка.
Для решения данных проблем с осужденными женщинами проводят работу сотрудники исправительного учреждения: специалист по социальной работе, психолог, инструктор по трудовому и бытовому устройству и т.д.
Деятельность специалиста по социальной работе, описанная в литературе, несколько отличается от той деятельности, которую специалист выполняет в учреждении реально. Специалист должен проводить индивидуальную и групповую работу, обучение матерей, заниматься вопросами реабилитации. Согласно положению о деятельности группы социальной защиты осужденных в исправительном учреждении специалист по социальной работе осуществляет социально-правовую защиту: проводит индивидуальное консультирование, осуществляет деятельность по восстановлению и укреплению семейных и социальных связей, но по инициативе осужденных, фактическая работа сводится к заполнению документации (ежеквартальные планы и отчеты, учет лиц, имеющих право на социальное пособие и т.д.).
Во время осуществления осужденными женщинами трудовой деятельности или работы со специалистами, их дети находятся под присмотром сотрудников дома ребенка. Дети своих матерей видят лишь пару часов в день. Условия для совместного проживания матерей и детей созданы в нескольких исправительных колониях, в том числе и в ИК-22 г.Красноярска, но не все матери могут проживать вместе со своим ребенком.
В связи с этим, я считаю, необходимым создать службу по развитию материнства и ответственного родительства, ведь, в первую очередь, ребенок испытывает потребность иметь мать. Она является главным человеком на протяжении всей жизни, особенно в первые его годы, когда формируется в целом отношение к миру и себе. Большое внимание должно быть уделено работе с родственниками осужденных и сопровождение этих семей, где будет проживать и воспитываться ребенок до освобождения матери. Именно родственники способны помочь осужденной женщине в ресоциализации и сохранении материнской связи с ребенком, а также успешному развитию и адаптации ребенка в обществе.



1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8.01.1997 года № 1-ФЗ. - М.: Проспект, 2016. - 96 с.
2. Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно- исполнительной системы [Электронный ресурс] : Приказ Минюста РФ от 13.01.2006 №2 ред. от 30.01.2006 / / Справочная правовая система «Гарант РУ». - Режим доступа:http://base.garant.ru/12144685/
3. Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского,
педагогического и прочего персонала домов ребенка [Электронный ресурс] : Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2007 года №39 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс». - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/902026839
4. Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний [Электронный ресурс] : Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 17.03.2008 года №154 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс». - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/902095951
5. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013г. №216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» / Российская газета № 6267 от 25.12.2013
6. Положение о психологической лаборатории исправительного учреждения, следственного изолятора уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ [Электронный ресурс] : Приказ ГУИН
Министерства юстиции Российской Федерации от 9.07.1999 года №251 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс». - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/901862069
7. Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных
исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] : Приказ Минюста РФ от 30.12.2005 № 262 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс». - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/901979686
Специальная литература
1. Альперн, Л. И. Положение уязвимых групп в местах принудительного содержания в РФ: Женщины и женщины с детьми / Л. И. Альперн. - М. :PenalReform International,2016. - С. 13-121
2. Антипов А. Н. Характеристика осужденных (по состоянию на 1 ноября 2012 года) [Текст] : аналитический материал / А.Н. Антипов [и др.]; под общ. ред. начальника ФКУ НИИ ФСИН России, полковника внутренней службы, доктора юридических наук, профессора А. В. Быкова; ФКУ НИИ ФСИН России. - Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2012. - 47 с.
3. Антонян, Ю. М. Преступность среди женщин. - М. : Российское право, 2010. - 256 с.
4. Жислина, И. Б. Психотерапевтическое сопровождение беременности у осужденных женщин в учреждениях уголовно-исполнительной системы. - Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2007. - С. 270-274
5. Ибрагимова, X. А. Особенности женской преступности и ее криминологическая характеристика / X. А. Ибрагимова // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 2. - С. 295-298
6. Инкижинова, С. А. Содержание и проблемы социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях РФ / С. А. Никижинова, A. M. Кляпчук // Социальная работа: актуальные проблемы и пути повышения качества социальных услуг. - Иркутск, 2011. - С. 69-75
7. Кадушкин, С. А. Особенности правового положения при исполнении наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин / С. А. Кадушкин // Право и образование. - 2001. - №4. - С. 133-141
8. Койл, Э. Подход к управлению тюрьмой с позиции прав человека: пособие для тюремного персонала; изд-во международный центр тюремных исследований (МЦТИ), 2002. - 160 с.
9. Кочерова, Н. В. Особенности организации социальной работы с женщинами, осужденными к лишению свободы. - Вологда. : ВИПЭ ФСИН России, 2007. - С. 259-262
10. Куфтина, Н. О некоторых психологических особенностях осужденных женщин. - Владимир.: ВЮИ Минюста России, 2003. - С. 62-64
11. Луговская, С. В. Дом ребенка в пенитенциарном учреждении / С. В. Луговская // Специальное образование. - 2011. - №3. - С. 50
12. Луговская, С. В. Социально-психологический портрет осужденных женщин, имеющих детей в условиях пенитенциарного учреждения / С. В. Луговская // Человек и образование. - 2011. - № 1. - С. 133-136
13. Минстер, М. В. Психофизиологические особенности женщин, осужденных к лишению свободы / М. В. Минстер // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 319. - С. 117-119
14. Новоселова, А. С. Педагогический аутотренинг как средство нравственного регулирования личности правонарушителей. - Пермь, 1985
15. До и после тюрьмы: женские истории / Омельченко Е.Л., Сабирова Г.А., Пэллот Дж., Гончарова Н.В., Нартова Н.А. - СПб. : Алетейя, 2012. - 268 с.
16. Онищенко, И. С. Правовое положение осужденных к лишению свободы женщин, имеющих детей / И. С. Онищенко // Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. - 2015. - №2. - С. 75-80
17. Ресоциализация осужденных женщин: значение восстановления социальных связей, или Дети здесь ни при чем : учеб.-метод. пособие для практ. работников / М. Н. Садовникова, А. С. Архипкина, Л. М. Третьякова, А. В. Лозовский и др. - Иркутск : изд-во ИГУ, 2015. - 241 с.
18. Ушатиков, А. И. Эмоционально-волевая тренировка /А. И. Ушатиков, В. М. Поздняков, О. И. Шаламов. - Рязань, 1992
19. Ханцева, Г. Г. Особенности личности женщины-преступницы и причины преступного поведения / Г. Г. Ханцева, Н. С. Зорина // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6-2.- С. 165-166
20. Шляпникова, О. В. Пробелы в правовом регулировании отбывания наказания осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей, в исправительных учреждениях на территории РФ / О. В. Шляпникова, Н. А. Сидорова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - №5. - С. 126-130
21. Опыт совместного проживания осужденных матерей с детьми в условиях филиала «Дом ребенка» ФКУЗ МСЧ-24. Сравнительная характеристика и анализ медико-статистических показателей / В. Ф. Элярт, Л. В. Елизарова. - Красноярск, 2016. - 14 с.
22. Статистические данные. ФСИН России [Электронный ресурс]: URL:http://(|)CHi i.ptl)/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ