Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние неоплатонического мистицизма на раннюю греческую патристику

Работа №26032

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы59
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
580
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Неоплатонический мистицизм в ракурсе поздней античности 6
1. 1. Проблема мистического в историко-философском обзоре неоплатонизма 6
1. 2. Мистический аспект неоплатонизма 13
Глава 2. Вопрос о влиянии неоплатонической мистики на раннюю греческую патристику 28
2. 1. Черты сходства и различия в концептах неоплатонизма и ранней греческой патристики 28
2. 2. Историко-философское осмысление мистических линий неоплатонизма и христианства, их преломление в современном европейском мировоззрении 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Известны слова учёного и философа Исаака Ньютона: «Если я и видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Этим афоризмом, на наш взгляд, можно охарактеризовать логику взаимодействия и развития неоплатонизма и ранней патристики. Так, в своей мистической составляющей христианское мировоззрение не явилось исключительно оригинально выстроенной системой воззрений на мир. Во многих отношениях она оказалась преданной гиганту-предшественнику античной философии: наблюдается широкое заимствование методов, стиля мышления, а также влияние метафизических, эпистемологических, ценностных и моральных идей.
Основоположники христианского учения прибегали к интеллектуальным построениям греческой классической философии для придания убедительности пропаганде своей веры. Одним из учений, оказавшим наиболее сильное влияние на христианство, оказался популярный в III - VI веках и близкий ему неоплатонизм, которому присущ умозрительный мистический путь философской трансценденции. Помимо трансляции идей Платона, неоплатонизм привнёс немало других концептов в христианство. Необходимо выяснить в какой мере проявилось и было опосредовано это влияние. Вместе с тем, расхожее утверждение, что «христианство это неоплатонизм, приспособленный под Священное Писание и примат веры», на наш взгляд является не корректным. Мы рассмотрели, являются ли, обусловленные всем предыдущим опытом духовной жизни христианские концепты новаторскими. И в этом плане, показательным является сопоставление философского и религиозного мистицизма, где ярко проявляется обращение богословов к предшествующим традициям.
Актуальность: В настоящее время наблюдается очередной подъём интереса к мистицизму, преимущественно к восточноазиатскому. С культурно-исторической точки такой любопытнейший пласт общеевропейской культуры, как неоплатонизм, в частности мистические его аспекты, укорененные (имманентные) в европейском самосознании (ментальности), помогли бы прояснить эту тягу современников к мистическому чувствованию, выпукло обозначившую себя в последние десятилетия. Отвечая на вопрос, чем же так привлекательны были мистические идеи две тысячи лет назад, попутно можно задуматься, что они могут дать нам сегодня. На наш взгляд, неоплатонизм в значительной мере повлиял на христианство, чьи религиозно-философские основания в свою очередь определили облик современной западноевропейской, к которой в полной мере можно отнести и русскую культуру, ведь очевидно, что при всех ментальных несовпадениях, европейское мировоззрение в России является несравнимо более близким и понятным, чем восточноазиатское. Общие христианские корни и влияние греческой античности здесь играют не последнюю роль.
Проблема: Чем обусловлено сходство мистических линий двух оппозиционных учений: неоплатонизма и ранней патристики?
Объект: философия неоплатонизма и ранние христианские учения (греческая патристика)
Предмет: Влияние мистических идей неоплатонизма на формирование догмата о Троичности и концепты богопознания и обожения (теозиса - единения человека с богом).
Цель: Проанализировать мистические идеи неоплатонизма, доказать преемственность их ранней христианской патристикой. Показать, каким образом они были вплавлены в христианское вероучение. Определить данную преемственность в категориях синтеза или прямого влияния.
Гипотеза: неоплатонизм не исчез с закрытием философских школ в Римской империи, но посредством влияния на христианскую философию продолжил своё существование в последующей культуре.
Задачи: 1) Рассмотреть исторический путь школы неоплатонизма. 2) Проанализировать мистические идеи неоплатоников. 3) Выявить их у греческих Отцов церкви (что было перенято) и оценить уровень инкорпорации (каким образом было перенято). 4) Кратко охарактеризовать влияние мистического неоплатонического пласта в христианстве на последующую историю, культуру и философию.
Методологическая база исследования исходит из обозначенной проблемы. В данном случае мы ориентируемся на историко-философский и описательный методы, призванные изложить необходимые основы изучаемого материала (исторический фон, мистические положения неоплатонизма, неоплатонический пласт в христианстве). При написании диплома были применены также такие методы научного исследования, как изучение источников (оригинальных произведений и аналитической литературы по теме), анализ, сравнительно-исторический метод. Они позволяют определить общее и отличия между двумя сопоставляемыми мировоззренческими системами; а также проследить развитие ряда понятий, значимых с концептуальных позиций (например, теозис, катарсис, Единое и другие).
В качестве источников были использованы оригинальные труды античных мыслителей (на русском языке), а также поздних, преимущественно современных исследователей этого вопроса (А.Ф. Лосев, М.Л. Старокадомский, П. Адо, В.Ф. Асмус, А.Н. Чанышев, В.Н. Лосский, Р.В. Светлов).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


У неоплатонизма длинная и извилистая история. Его рождение связывают с именем Плотина, претендовавшего лишь на ортодоксальное изложение Платона, тем не менее, построившего вполне оригинальную систему, ставшую очень популярной в философских кругах античности. Как платонизм Плотина стал самостоятелен, так и неоплатонизм в последующих переработках также менял свои черты, даже в трудах непосредственных учеников Плотина, предавших его доктрине мифологический характер. Но прямая неоплатоническая традиция прервалась, продолжив своё существование уже в религиозном виде, в трудах многочисленных христианских богословов греческого мира, откуда она распространилась на запад. Мы видим, что если бы не закрытие философских школ в Римской империи, то наиболее вероятно, что неоплатонизм бы продолжил развиваться и далее: свидетельствами тому является светский мусульманский неоплатонизм, а также возрождение неоплатонизма в своей преимущественно философской форме собственно на греческой почве - у Плифона. Однако богословие, что вполне возможно от него ожидать, не отвергло «языческую» мудрость, но напротив, конституировала свои теоретические основания на трудах Платона, Плотина, Прокла и других философов. Иными словами, христианство сберегло в себе то, что могло предать запрету и забвению.
Современная глобальная европейская цивилизация (к которой, в частности, относится и русская культура) имеет христианское прошлое, более того, она во многом остаётся христианской, по крайней мере, феномены этой религиозной культуры (некоторые из них имеют неоплатоническое происхождение) продолжают всплывать в социально¬культурной жизни. Из этого следует, что идеи Плотина и его Академии продолжают существование, а современный подъём интереса к мистическим учениям может потенциально дать толчок к увлечению не только, скажем, экзотичным тантризмом, но и укоренённым в самой европейской культуре неоплатонизмом, имеющим свой богатый мистический опыт.
При этом важно отметить, как мы выяснили, христианство не перенимало слепо философские постулаты, но приспосабливало их к своему мировоззрению настолько, чтоб не расшатать свои основания. Хотя среди богословов были и достаточно радикальных ересиархов вроде Оригена, писавшего о переселении душ (при этом остававшегося крупным богословским авторитетом у догматиков), тем не менее, они выступали за примат веры, антропоцентризма, теоцентризма, креационизма и этизации проблемы человеческого существования.
Коротко обобщим характер неоплатонического влияния. В области метафизики в первую очередь принимается фундаментальное разделение божественной (небесной, идеальной, трансцендентной) и сотворённой (земной, материальной, чувственной) реальностей с принижением роли последней, обделением её статусом бытийственности. Метафизическая триада неоплатоников приобретает вид Святой Троицы в христианстве (где Единству соответствует Отец, Уму - Сын, а Душе - Святой Дух). Душа мыслится отпавшей от своего божественного первоисточника, но стремящейся вернуться в своё лоно, подняться «вверх» по небесной иерархии.
Христианские мистики отталкиваются от неоплатонических идей непознаваемости Бога, углубляя и усугубляя его трансцендентность по отношению к рациональному познанию. Выделяются почти идентичные стадии богопознания, имеющего сверхрациональный характер. Так, путь восхождения почти у всех богословов начинается с катарсиса, продолжается спекулятивным созерцанием и заканчивается мистическим слиянием, природу которого сами богоискатели, по их же утверждениям, не могут исчерпывающе передать словами.



1. Адо, П. Плотин, или простота взгляда / Пер. с франц. Е. Штофф. М.;
Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, Москва, 1991. - 144 с.
2. Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс- Традиция П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин, 2008
3. Асмус, В. Ф. Античная философия. Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. М., «Высш. школа», 1976. - 543 с.
4. Афонасин Е. В. К вопросу о среднеплатонических влияних на Климента Александрийского / Универсум платоновской мысли: Неоплатонизм и христианство. Апология Сократа. СПБ., 2001, с. 42 - 50.
5. Блонский, П.П. Философия Плотина. М.: 1918. — VIII, — 368 с.
6. Богословские труды. Сборник 12. М.: Издательство Московской Патриархии, 1974. - 252 с.
7. Богословские труды. Сборник 30. М.: Издательство Московской Патриархии, 1990. - 116 с.
8. Боу А. Скот Эриугена. О Божественном Предопределении. Перевод с латинского Е. В. Антоновой. [Электронный ресурс]. URL: http://www.proza.ru/2012/09/22/336.(Дата обращения: 14.05.16)
9. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона / Ф.А.
Брокгауз, И.А. Ефрон. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%AF%D0%BC%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%85,_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D 1 %81 %D0%BE%D 1%84. (Дата обращения 09.03.16)
10. Василий Кесарийский. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч.1. - Москва, 1891. - С. 5-149.
11. Григорий Богослов. Собрание творений: в 2 т. Т.1. - Мн: Харвест, М.: АСТ, 2000.
12. Гусев А.И. Христология для эзотериков. © Copyright Гусев Анатолий
Иванович (pechat-maya@yandex.ru). Размещен: 23/12/2014, изменен: 23/12/2014. 646k. [Электронный ресурс]. URL:
http:// samlib.ru/ g/ gusew_a_i/hristolo gij adlj aezoterikow.shtml. (Дата обращения: 30.04.16)
13. Дугин А.Г. В поисках темного Логоса (философско-богословские очерки). — М.: Академический Проект, 2013. — 515 с. — (Gaudeamus).
14. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях) / Предисл. и коммент. С.В. Мосоловой. М.: Изд-во МГУ, 1994.
15. Климент Александрийский. Строматы. Т. 2 (Книги 4-5). Издание подготовил Е. В. Афонасин — СПб.: «Издательство Олега Абышко»,2003. — 336 с. — (Серия * Библиотека христианской мысли». Источники).
16. Коплстон Ч.Ф. История средневековой философии. / Пер.с англ. И.Борисовой; Послесловие М.Гарнцева. - М.: Энигма, 1997. - 512 с.
17. Ламакина О.Ю. Платонизм в древнерусской религиозно-философской мысли. Автореф)... дис. канд. фил. наук.- Санкт-Петербург, 2004. - 169 с.
18. Лега В. П. Философия Плотина и патристика: взгляд с точки зрения современной православной апологетики. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. — 123 стр.
19. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития, том VIII. Книги I и II. М.: Искусство, 1992, 1994. - 569 с.
20. Лосев А.Ф. История Античной Эстетики. Последние века. Кн. 2. / Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 544 с.
21. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). -- 2-е изд., испр. и перераб.-- СТСЛ, 2012.-- 586 с.
22. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). -М.: Мысль, 1979. - 431 с.
23. Минин П.М. Главные направления древне-церковной мистики. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1915. - 87 с.
24. Минин. П.М. Мистицизм и его природа. - Киев: Пролог, 2003 (переизд: Сергиев Посад: Тип. И.И. Иванова, 1913) - 143 с.
25. Морескини К. История патристической философии. Перевод с итальянского Горбуновой. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2011. - 864 с.
26. Панин С.А. Ямвлих о мистических практиках. М.: Москва, 2008. [Электронная публикацияhttp://fzrw.org](Дата обращения: 02.04.16)
27. Плотин. Первая эннеада / Пер., вступ. ст., коммент. Т. Г. Сидаша, Р. В. Светлова. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. — 320 с. — (Серия «Plotiniana»).
28. Плотин. Вторая эннеада / Пер. с древнегреч. и вступ. ст. Т. Г. Сидаша.
— СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. — 384 с. — (Серия «Plotiniana»).
29. Плотин. Третья эннеада / Пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша; Вступ. ст. Т. Г. Сидаша и Д. Ю. Сухова. — СПб.: «Издательство Олега Абышко»,2004. — 480 с. — (Серия «Plotiniana»).
30. Плотин. Четвертая эннеада / Пер. с древнегреч. и послесл. Т. Г. Сидаша. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. — 480 с. — (Серия «Plotiniana»).
31. Плотин. Пятая эннеада / Пер. с древнегреч. и послесл. Т. Г. Сидаша. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. — 320 с. — (Серия «Plotiniana»).
32. Плотин. Шестая эннеада. Трактаты I -V / Пер. с древнегреч. и послесл. Т. Г. Сидаша. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. — 480 с.
— (Серия «Plotiniana»).
33. Плотин. Сочинения. // Греко-латинский кабинет Ю.Шичалина. М.: Алетейя, 1995. - 673 с.
34. Попов И.В. Мистическое оправдание аскетизма в трудах преп. Макария Египетского // Богословский вестник 1905. Т.2. № 6. С. 237 - 278.
35. Порфирий. Сочинения. Пер. Т.Г. Сидаш. М.: Издательство Санкт- Петербургского Университета, 2011. - 651 с.
36. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Таинственном Богословии. [Электронный ресурс]. URL:
http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-tainstvennom-bogoslovii.(Дата обращения: 03.05.16)
37. Рассел Б. История западной философии. В двух книгах. Книга 1. М.: Миф, 1993 г.- 512 с
38. Рохмистров, В.Г. Неоплатонизм и христианство. Подходы к источникам разногласий. [Электронный ресурс]. URL: http://samolit.com/read_html/3771/.(Дата обращения: 15.03.16)
39. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. М.: Санкт-Петербург: РХГИ, 1998. - 479 с.
40. Ситников А.В. Плотин и традиция христианской патристики (Опыт
сравнительного анализа). М.: Наука, Историко-философский ежегодник, 1998. - 40 - 59 с.
41. Философия. Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. - 1072 с.
42 . Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. [Электронный ресурс]. URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/807/НЕОПЛАТОНИЗМ. (Дата обращения: 28.02.16)
43. Фокин А.Р., Дионисий (Шлёнов). «Ареопагитики». [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pravenc.ru/text/%D0%90%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D 1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8.html.(Дата обращения: 03.05.16)
44. Холмогорова Н. Гомилии на Песнь песней. Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», № 4, 5; 1995. - с. 76 - 92.
45. Цыб А.В. Античная философия в александрийской экзегетике II-III веков н.э. Автореф. дис. канд. фил. наук. Санкт-Петербург, 1999. - 154 с.
46. Шлемова Н.А. Рациональный мистицизм философии Плотина (на примере Эннеады V.1(10) «О трех изначальных Ипостасях»). С.157- 163.//Религия в системе общественных ценностей: коллективная монография/Ред. колл.: Б.Н.Бессонов, С.В.Чёрненькая, Е.В.Челнокова; отв.ред.: С.В.Чёрненькая. - М.: МГПУ, 2013. - 268с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ