ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Неоплатонический мистицизм в ракурсе поздней античности 6
1. 1. Проблема мистического в историко-философском обзоре неоплатонизма 6
1. 2. Мистический аспект неоплатонизма 13
Глава 2. Вопрос о влиянии неоплатонической мистики на раннюю греческую патристику 28
2. 1. Черты сходства и различия в концептах неоплатонизма и ранней греческой патристики 28
2. 2. Историко-философское осмысление мистических линий неоплатонизма и христианства, их преломление в современном европейском мировоззрении 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Известны слова учёного и философа Исаака Ньютона: «Если я и видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Этим афоризмом, на наш взгляд, можно охарактеризовать логику взаимодействия и развития неоплатонизма и ранней патристики. Так, в своей мистической составляющей христианское мировоззрение не явилось исключительно оригинально выстроенной системой воззрений на мир. Во многих отношениях она оказалась преданной гиганту-предшественнику античной философии: наблюдается широкое заимствование методов, стиля мышления, а также влияние метафизических, эпистемологических, ценностных и моральных идей.
Основоположники христианского учения прибегали к интеллектуальным построениям греческой классической философии для придания убедительности пропаганде своей веры. Одним из учений, оказавшим наиболее сильное влияние на христианство, оказался популярный в III - VI веках и близкий ему неоплатонизм, которому присущ умозрительный мистический путь философской трансценденции. Помимо трансляции идей Платона, неоплатонизм привнёс немало других концептов в христианство. Необходимо выяснить в какой мере проявилось и было опосредовано это влияние. Вместе с тем, расхожее утверждение, что «христианство это неоплатонизм, приспособленный под Священное Писание и примат веры», на наш взгляд является не корректным. Мы рассмотрели, являются ли, обусловленные всем предыдущим опытом духовной жизни христианские концепты новаторскими. И в этом плане, показательным является сопоставление философского и религиозного мистицизма, где ярко проявляется обращение богословов к предшествующим традициям.
Актуальность: В настоящее время наблюдается очередной подъём интереса к мистицизму, преимущественно к восточноазиатскому. С культурно-исторической точки такой любопытнейший пласт общеевропейской культуры, как неоплатонизм, в частности мистические его аспекты, укорененные (имманентные) в европейском самосознании (ментальности), помогли бы прояснить эту тягу современников к мистическому чувствованию, выпукло обозначившую себя в последние десятилетия. Отвечая на вопрос, чем же так привлекательны были мистические идеи две тысячи лет назад, попутно можно задуматься, что они могут дать нам сегодня. На наш взгляд, неоплатонизм в значительной мере повлиял на христианство, чьи религиозно-философские основания в свою очередь определили облик современной западноевропейской, к которой в полной мере можно отнести и русскую культуру, ведь очевидно, что при всех ментальных несовпадениях, европейское мировоззрение в России является несравнимо более близким и понятным, чем восточноазиатское. Общие христианские корни и влияние греческой античности здесь играют не последнюю роль.
Проблема: Чем обусловлено сходство мистических линий двух оппозиционных учений: неоплатонизма и ранней патристики?
Объект: философия неоплатонизма и ранние христианские учения (греческая патристика)
Предмет: Влияние мистических идей неоплатонизма на формирование догмата о Троичности и концепты богопознания и обожения (теозиса - единения человека с богом).
Цель: Проанализировать мистические идеи неоплатонизма, доказать преемственность их ранней христианской патристикой. Показать, каким образом они были вплавлены в христианское вероучение. Определить данную преемственность в категориях синтеза или прямого влияния.
Гипотеза: неоплатонизм не исчез с закрытием философских школ в Римской империи, но посредством влияния на христианскую философию продолжил своё существование в последующей культуре.
Задачи: 1) Рассмотреть исторический путь школы неоплатонизма. 2) Проанализировать мистические идеи неоплатоников. 3) Выявить их у греческих Отцов церкви (что было перенято) и оценить уровень инкорпорации (каким образом было перенято). 4) Кратко охарактеризовать влияние мистического неоплатонического пласта в христианстве на последующую историю, культуру и философию.
Методологическая база исследования исходит из обозначенной проблемы. В данном случае мы ориентируемся на историко-философский и описательный методы, призванные изложить необходимые основы изучаемого материала (исторический фон, мистические положения неоплатонизма, неоплатонический пласт в христианстве). При написании диплома были применены также такие методы научного исследования, как изучение источников (оригинальных произведений и аналитической литературы по теме), анализ, сравнительно-исторический метод. Они позволяют определить общее и отличия между двумя сопоставляемыми мировоззренческими системами; а также проследить развитие ряда понятий, значимых с концептуальных позиций (например, теозис, катарсис, Единое и другие).
В качестве источников были использованы оригинальные труды античных мыслителей (на русском языке), а также поздних, преимущественно современных исследователей этого вопроса (А.Ф. Лосев, М.Л. Старокадомский, П. Адо, В.Ф. Асмус, А.Н. Чанышев, В.Н. Лосский, Р.В. Светлов).
У неоплатонизма длинная и извилистая история. Его рождение связывают с именем Плотина, претендовавшего лишь на ортодоксальное изложение Платона, тем не менее, построившего вполне оригинальную систему, ставшую очень популярной в философских кругах античности. Как платонизм Плотина стал самостоятелен, так и неоплатонизм в последующих переработках также менял свои черты, даже в трудах непосредственных учеников Плотина, предавших его доктрине мифологический характер. Но прямая неоплатоническая традиция прервалась, продолжив своё существование уже в религиозном виде, в трудах многочисленных христианских богословов греческого мира, откуда она распространилась на запад. Мы видим, что если бы не закрытие философских школ в Римской империи, то наиболее вероятно, что неоплатонизм бы продолжил развиваться и далее: свидетельствами тому является светский мусульманский неоплатонизм, а также возрождение неоплатонизма в своей преимущественно философской форме собственно на греческой почве - у Плифона. Однако богословие, что вполне возможно от него ожидать, не отвергло «языческую» мудрость, но напротив, конституировала свои теоретические основания на трудах Платона, Плотина, Прокла и других философов. Иными словами, христианство сберегло в себе то, что могло предать запрету и забвению.
Современная глобальная европейская цивилизация (к которой, в частности, относится и русская культура) имеет христианское прошлое, более того, она во многом остаётся христианской, по крайней мере, феномены этой религиозной культуры (некоторые из них имеют неоплатоническое происхождение) продолжают всплывать в социально¬культурной жизни. Из этого следует, что идеи Плотина и его Академии продолжают существование, а современный подъём интереса к мистическим учениям может потенциально дать толчок к увлечению не только, скажем, экзотичным тантризмом, но и укоренённым в самой европейской культуре неоплатонизмом, имеющим свой богатый мистический опыт.
При этом важно отметить, как мы выяснили, христианство не перенимало слепо философские постулаты, но приспосабливало их к своему мировоззрению настолько, чтоб не расшатать свои основания. Хотя среди богословов были и достаточно радикальных ересиархов вроде Оригена, писавшего о переселении душ (при этом остававшегося крупным богословским авторитетом у догматиков), тем не менее, они выступали за примат веры, антропоцентризма, теоцентризма, креационизма и этизации проблемы человеческого существования.
Коротко обобщим характер неоплатонического влияния. В области метафизики в первую очередь принимается фундаментальное разделение божественной (небесной, идеальной, трансцендентной) и сотворённой (земной, материальной, чувственной) реальностей с принижением роли последней, обделением её статусом бытийственности. Метафизическая триада неоплатоников приобретает вид Святой Троицы в христианстве (где Единству соответствует Отец, Уму - Сын, а Душе - Святой Дух). Душа мыслится отпавшей от своего божественного первоисточника, но стремящейся вернуться в своё лоно, подняться «вверх» по небесной иерархии.
Христианские мистики отталкиваются от неоплатонических идей непознаваемости Бога, углубляя и усугубляя его трансцендентность по отношению к рациональному познанию. Выделяются почти идентичные стадии богопознания, имеющего сверхрациональный характер. Так, путь восхождения почти у всех богословов начинается с катарсиса, продолжается спекулятивным созерцанием и заканчивается мистическим слиянием, природу которого сами богоискатели, по их же утверждениям, не могут исчерпывающе передать словами.