Введение 5
1 Теоретические аспекты культурной политики в контексте Place
management 15
1.1 Понятие «Культурная политика» и «Place management» 15
1.2 Этапы и стратегия развития Сибирской культурной политики в
контексте Place management 30
2 Глава Анализ концепта мероприятий г. Красноярска, как особый образ
Сибирской культурной политики 37
2.1 Особенности функционирования культурной политики в г.
Красноярске и ее состояние на сегодняшний день 37
2.2 Культурный образ и визуализация концептов сибирской культурной
политики 42
Заключение 56
Список использованных источников
Актуальность бакалаврской работы обусловлена тем, что необходимость изучения культурной политики в контексте place management разных регионов, стран и всего мира, возрастает с каждым днем. В современном мире и принятым условиям модернизации, организации повседневной жизни горожан возникает большая потребность в формирование досуга и социокультурного пространства общества, региона, города. Такое высокое развитие социокультурных сообществ, объясняется тем, что культура становится приоритетом развития страны. Это связанно с тем, что направленность общественных институтов приходит к знаково¬символической форме, где культура является ключевым понятием для социальных групп.
Мозаичность, поликультурность, многонациональность российских регионов требует все большего и большего интереса к культуре, с учетом разнообразных конфигураций местных культурных пространств. При этом обозначились значимые отличия и характерные черты культурной политики, очень важно, чтобы они базировались в системе и самоорганизации данных пространств. Вспомогательным условием считается также стихийность формирования всяческих инициативных движений, этнокультурных и социокультурных сообществ, творческих формирований. В контексте Place management социокультурные общности призывают к новой динамике развития. В этом контексте разнообразных конфигураций, конкретной среды требуют новой динамичной культурной политики, региона, сочетающей глобальность стратегии, регионального разнообразия и индивидуальной неповторимости архитектоники культурно-исторического пространства.
Сегодняшняя социокультурная обстановка в Сибири удерживает крепкую и закреплённую культурную политику. Так же, она показывает устойчивость системных отношений, что требует её рассмотрения в контексте Place management для системного подхода. Это позволяет разглядеть многоаспектность соцкультурных, этнокультурных и культурно- экологических позиций, различать спонтанные ходы в изменении инфраструктуры развитого места и создавать установки в целенаправленную самоорганизацию культуры. В этих обстоятельствах главное формирование местных ценностей культурной политики, сопоставленных с характером поведения общественно-культурной ситуации, социально-финансовыми, демографическими и экологическими характеристиками региона.
Тема визуализации аспектов культурной политики в контексте place management является актуальной, так как имеет прикладную направленность, связана конкретно с г. Красноярском и его происходящими событиями внутри региона.
В анализе будут затрагиваться такие темы как влияние социокультурной группы, таких как региональные мероприятия, всевозможные фестивали города, на горожан, на их сознание, деятельность, развитие сфер общества, привлечение различных компаний и реклам. Коммерческая сторона культуры и духовной сферы общества также значительно важна, для изучения.
Именно глубокий анализ концептов культурной политики Сибири поможет разобраться, узнать и понять базовые концепты культурной политики и дальнейшую перспективу для современной культурной реальности, ее субъектов и деятельности субъектов.
Подводя итог вышесказанного, стоит отметить, что тема данной бакалаврской работы считается, важной и содержит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объект исследования: Базовые концепты сибирской культурной политики.
Предмет исследования: Специфика визуализации базовых концептов культурной политики г. Красноярска.
Цель данного исследования - изучить визуализацию, социокультурное пространство и выявить специфику концептов красноярских социокультурных мероприятий в контексте Place management.
Данная цель определила необходимость постановки и решения следующих основных задач решаемые в процессе работы:
• Проанализировать определения понятий культурной политики, «Place management» и изучить их функции
• Изучить основные субъекты культурной политики на уровне г. Красноярска
• Рассмотреть концепт мероприятий, фестивалей г. Красноярска и особенности визуализации в них базовых концептов
• Рассмотреть и изучить культурный образ г. Красноярска и Сибири в целом
• Рассмотреть возможные способы осуществления культурной политики в целях социокультурного развития региона
• Проанализировать конкретные мероприятия г. Красноярска, для выявления общей концепции их проведения и влияние на культурную политику в городе и на горожан.
• Провести фокус-группу для выявления базовых концептов культурной политики, в представленных мероприятиях.
Методология исследования опирается на труды российских и зарубежных культурологических и социологических исследователей, преподавателей, теоретиков и философах, работа которых принадлежит к социально-культурной отрасли, а в частности к трудам, в которых отражается изучение деятельности субъектов культурных, национальных, общественных движений, нацеленных не только на конкретный регион, но и в государство в целом. Затрагивая тему о методологии исследования, целесообразно отметить о применении в работе научно-теоретических методов, таких как обращение к научным законам, гипотеза, научное моделирование, а в частности отметить эмпирические методы:
1. Количественный метод
2. Качественный метод
3. Исторический метод
4. Сравнительный метод
5 . Системный метод, в который будут входить частные методы (наблюдение, анализ документов)
В исследовании предполагается попытка установления влияния базовых концептов культурной политики, через деятельность культурно-массовых мероприятий региона. Поэтому для более качественно анализа, будет использован метод фокус-группы.
Степень изученности по данной проблеме очень широка и разнообразна. Предлагаемые концепции культурной политики и их непосредственные цели и задачи повествуются в трудах Г. Спенсера, где его основной темой стала не только культурная политика, но и общество, как организм, нуждающийся в законодательстве и реформировании.
Г. Спенсер пишет: «Ни в одном деле нет такого поразительного несоответствия между сложностью задачи и неподготовленностью тех, кто берется за ее решение. Несомненно, что из всех чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том, что для того чтобы овладеть каким-нибудь ремеслом, например, ремеслом сапожника, необходимо долго учиться, а единственное дело, которое не требует никакой подготовки, - это искусство создавать законы для целого народа».
Интерес в сфере социокультурной направленности и аспектов визуализации можно назвать П. А Сорокина с его выдающимся трудом «Социальная и культурная динамика». Его труд состоит из четырех томов и является весьма большим и трудоемким, а поэтому носит славу в области социологии и культурологии. В своем труде он приходит к выводу, что будущее есть мы сами, а каким оно будет, зависит только от человечества. Он доказал, что явления будь то они социокультурные или политические, или экономические, или образовательные, это есть продукт человеческого взаимоотношения, его деятельность в течении жизни. Труд Сорокина, написан достаточно тяжело и объемно, но включает в себя много высказываний, цитат других авторов, ученых и различных научных описаний, которые он приводит в качестве примера.
Основные теоретические труды составили: Н.Н Лавринова и ее научная статья «Культурная политика» из журнала «Аналитика культурологии». В данной статье можно увидеть очень четкое построение текста. В статье предложена аргументация по понятию культурной политики, ее функции, связь с государственной политикой и основные механизмы взаимодействия со всемирной культурой. Н.Н Лавринова затрагивает не только развитие культурной политики, но и касается таких проблем как влияние культурной политики на малый бизнес, государство и даже историю развития при СССР.
Работы Горшнева-Долунц Илоны Константиновны наиболее полно отражают специфику культурной политики. Ее трудом является диссертационная работа «Основные концепты и приоритеты культурной политики России: Социально-философский анализ». Основная тема диссертации включает в себя подробный, структурный анализ культурной политики России. Автор использует информационный и семиотический подход, которые по ее мнению «...помогают объяснить нам эволюцию общества как исторически развивающейся системы. Вектор социального развития возникает за счет того, что накопление и прирост информации (познание, наука, изобретательская деятельность, техническое и инженерное творчество, конструкторская деятельность и пр.) порождают антиэнтропийность эволюции. Использование знаковых средств хранения и кодирования информации позволяет обобщать и хранить индивидуальный опыт в социальной памяти.»
Текст диссертации построен на сравнительном анализе структуры современной культурной политики с прошлой культурной политикой. Благодаря этому исследованию, Горшнева-Долунц И.К приходит к выводу что организация политики опирается на визуализацию через брэндинг, по средством которого «Культурное наследие использованное как решающее средство для брэндинга территории, превращается в источник культурного, символического капитала.»
Следующий автор С.И Худяков в своей статье «Культура как средство интеграции и развития российского общества», разобрал культуру как фактор интеграции культуры и общества. Он приводит краткое определение культуры и основ образования гуманитарной сферы. Говорит о важностях динамики и инновационной сущности социокультурной среды. Здесь уместно обратить внимание на то, что Худяков затрагивает не только культурную среду развития, но и экономическую сферу. Он считает, что современная экономика и современные социальные технологии позволяют избежать кризисов и возможного упадка, не только государственной политики, но и культурной. Он говорит о том, что на данный момент происходит поиск новых путей, моделей, для объединения всех ресурсов поступающих и рождающихся так быстро в современном мире. Автор раскрывает как позитивные так и негативные стороны развития, говоря о новом кризисе культуры, который длится еще с первых лет реформирования российского общества. Так же, он еще называет факторы, которые губительно влияют на нашу культурную среду.
В конце, автор подводит итоги всему выше сказанному и приходит на его взгляд к успешным результатам предотвращения того самого кризиса.
Так же в качестве литературного источника по данной теме, можно привести вестник Челябинского государственного университета. Где авторами данной научной статьи стали Л.Б. Зубанова и М.Л Шуб. Тема их работы звучит так «Визуальные практики в медиальном контексте». Данная статья не имеет большого объема, в ней всего пять страниц.
В статье они раскрывают понятия визуальных практик и культурной политики, а так же говорят о телевиденье как о доминанте современного медиарынка.
Их исследование производиться в г. Челябинске, где с помощью различных методов, таких как контент-анализ и анкетирование. Их наблюдения и специальные исследования в этом плане показывают специфику визуальных образов на телевиденье и как они распространяются на горожан.
Они повествуют, что «Задача осуществляемого нами контент- аналитического исследования заключалась в попытке выявления визуальных репрезентаций образов искусства, художественного наследия, представленного в «осовремененном» виде. Другими словами, осуществлялся анализ современности через сюжеты демотиваторов, посвященных искусству как идеальному измерению реальности, через демонстрацию дихотомии классического художественного наследия прошлого и актуальных форм современного искусства (общее количество единиц анализа - 170 демотиваторов).»
Сфера таких исследований весьма разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений у преподавателя, Сибирского Г осударственного Университета В.С Лузана. Его значимые работы: «Перспективы развития образования в сфере культуры и искусства Красноярского края», «Роль государственной культурной политики в развитии человеческого капитала: сборник материалов конференции по итогам работы муниципальных органов управления и государственных учреждений культуры, и образования Красноярского края за 2009 год», «Значение региональной культурной политики в формировании самоидентификации населения».
Так же стоит отметить, совместную работу с доктором философских наук и профессором Н.П Копцевой и их научная статья «Моделирование культуры и культурной политики в русской философии конца XIX - первой трети XX вв.». Несомненная важность этих работ состоит в том, что в каждом труде, затрагивается тема культурной политики как регионов всей Сибири так и отдельного города. Культурная политика рассматривается и анализируется как целенаправленная деятельность человека.
Все эти исследования позволяют глубже понять культурную политику, через традиции коренных малочисленных народов. Предлагаются пути решения проблем о сохранений культурного многообразия, и рассматривается влияние культуры в современном мире на человека.
Для рассмотрения аспектов связанных с регионологией и решением проблем развития социокультурного пространства Сибири, послужили труды так же, Н.П Копцевой и Лузана В.С. Их труд о «Государственная культурная политика в Сибирском федеральном округе: концепции, проблемы, исследования» в котором, Н.П Копцева рассматривает: «Цели, задачи, модели современной государственной культурной политики Российской Федерации на примере субъектов Сибирского федерального округа. Определено проблемное поле культурной политики в условиях социально¬экономического и общественно-политического обновления страны. Значительное место отводится исследованию динамики культурной политики на современном этапе развития государства, а так же её роли в модернизационных процессах»
Есть еще множество работ и авторов, которые внесли свой вклад и анализ по данной теме, это: Д. А. Алисова, Е. П. Винокуровой, Г. Г. Волощенко, Т. Н. Золотовой, Н. К. Козловой, Е. Л.Кудриной, В. И. Назимовой, Г. Л. Рукши, В. Г. Рыженко, И. А. Селезневой, Т. Б. Смирновой, Н. Ф. Хилько, Г. М. Бирженюк, Д. М. Булавина, Л. Е. Востряков, М. Драгичевич-Шешич, А. С. Васильевой, Г. М. Гудимой, А. В. Костиной, А. В. Каменцом, Н. Г. Михайловой, Э. А. Орловой, П. Л. Волком, К. Э Разлоговым, Ю. М. Резником, Н. А. Томиловым, М. Хоруженко.
Что касается зарубежных исследований, то можно обратиться к такому электронному ресурсу как «The Official Journal of the Institute of Place Management». Этот онлайн журнал, позволяет пользователям найти статьи на различные тематики, касающие культуры его региона или различной общественной жизни, деятельности. Например, существует статья об культурной организации с помощью городского фестиваля. Здесь политика рассматривается как культурная стратегия, которая организовывается для поднятия степени культурного пространства региона. Так же в статье отображается принятая инфраструктура рынка, которая говорит о взаимодействие культурной политики с государственной.
Говоря об иностранных сайтах как литературном источнике, можно упомянуть о всемирном научно-исследовательском проекте, носящее название «World Values Survey». Это проект настолько обширен, что включает в себя социологов со всего мира. В проекте проводят обширные опросы, анкетирования, которые и составляют основную базу мнений, результатов и статистик. Так же представленный сайт служит источником эмпирических данных, которые охватывают не только какой-то определённый регион, но и большую часть всего мира. Список источников, связанных с формированием социокультурной политики как государственной так и региональной и ее воздействие на культурное пространство, показало, что существует огромное множество учебных пособий, статей, документов, диссертаций и все они концентрируют внимание на особенностях каждого пункта общей системы культуры и ее образовавшихся проблем.
Апробация: Результаты бакалаврской работы могут быть использованы на лекционных и семинарских занятиях в высших учебных заведениях. Положения и выводы данной работы могут быть использованы в качестве основы для изучения теоретического материала по социологии массовой коммуникации, основ рекламы и PR, а так же менеджмента.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В результате проведенного бакалаврского исследования можно заключить, что базовые концепты Сибирской культурной политики, выражаются через деятельность культурно-массовых мероприятий, которые в свою очередь основаны на:
1. Воспитание личности культуры
2. Многокультурности
3. Инкультурации
4. Активной социальной деятельностью
5. Менталитете
6. Информационной грамотности
7. Поддержка культурного своеобразия региона и малых коренных народов
8. Творческих индустриях
Все эти концепты культурной политики, стали действенным фактором преобразования общества и социокультурных процессов региона. В таком случае, основной целью культурной политики, становится продвижение ценностей культурного взаимопонимания, производство и потребление духовных и художественных ценностей. Все многообразие культурных форм, непосредственно отражается в культурной политики, через новые установки в культурно-массовых мероприятиях. Это тот край, где на протяжении многих веков создавалась самобытная культура народов. Огромное количество культурных ценностей зарождалось в Красноярском крае, а сейчас во времена современности эти ценности поднимаются выше и становятся главным и основополагающим в культурной политике Сибири.
Культурная политика прежде всего основывается на элементах культурной жизни и традиций города. Она представляет собой систему целенаправленных и идеологических управленческих действий, которые в свою очередь имеют задачу по регулированию культурной жизни и материальной поддержки авторов, и социальных слоев. Сказанное заставляет полагать, что главная цель региональной культурной политики заключается в ее сохранении и активном развитии жизненных сил русского и национального наследия культуры.
Огромная территория Красноярского края, его особенная природа всегда привлекала внимание людей, которые, на протяжении десятков лет, осваивали это пространство. Приход русских на территорию Красноярского края, изменил ход культуры. Начали развиваться десятки ремесел, расширилась торговля и стали появляться различные школы, учреждения, музеи, библиотеки, началось активное научное изучение природы края, жизни и деятельности населения. На данном этапе развития, Красноярский край, славится архитектурным барокко, соборами, музеями, театрами и церквями.
Культурная политика Красноярского края, благодаря своим новым проектам, уверенным шагом двигается вперед, создавая для горожан приятную и комфортную среду для проживания. Сегодня, культурный авторитет Красноярска, выражается через культурное воспитание и является одной из основ базовых концептов сибирской культурной политики. Все это, подтверждается у населения и убедительно заявляет о своем статусе системообразующего социального института. Современная культура региона, основана на разнообразии культурно-развлекательных мероприятий, которые помогают повысить духовно-исторический навык, позволяет с помощью различных литературных вечеров, ярмарок, выставок приобщиться к культуре и оценить всю мощь культурного наследия Красноярска. Музыкальные и художественные школы, картинные галереи, дворцы культуры с разнообразными формами досуга, академическим симфоническим оркестром, ансамблем народного танца Сибири, а также различные хоры, камерные оркестры, молодежные центры, театры, отделение Российской фольклорной академии, творческие союзы писателей, композиторов, художников, позволяют Красноярску занимать место одного из самых развитых культурных городов. Высокое разнообразие таких мест и мероприятий, позволяют повысить социально-культурную деятельность населения г. Красноярска. Базовые концепты сибирской культурной политики, отображаются в социокультурных мероприятиях Красноярского края. Социокультурные аспекты отвечают за формирование комфортного пространства внутри региона, а так же влияют на население.
Для качественного восприятия аудиторией культурного процесса, региональная программа согласуется с тремя стадиями деятельности:
1. Познавательно-творческий процесс
2. Просветительно-воспитательная
3. Организационная функция
Наряду с этим необходимо отметить следующее, что базовые концепты Сибирской культурной политики формируют собой ряд структурных действий, которые позволяют как можно точнее определить функции и цели всех учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа. Именно такие концепции, обеспечивают сибирской культурной политики комфортную обстановку, для образования, реализации человека и развития его конституционными гарантиями в контексте Place management.
На сегодняшний день, уже в существующих условиях, Красноярский край использует такие инструменты культурной политики как: целеполагание, проектирование и программирование. Каждый год, организация культурно-массовых мероприятий развивается, а темой таких мероприятий является не только организация досуга, но поддержка культурного своеобразия малых коренных народов Сибири, пропаганда творчества местных художников.
Формирование сибирского образа происходит, по средствам межрегиональных отношений, активного роста народного творчества, национально-культурных движений. Так же, учреждения культурно¬досугового и социально-культурного типа выработали свои аспекты взаимодействия на население. Важно, что именно такие особенности, как разнообразие культурных форм, создают условия формирования Сибирской культурной политики. Деятельность массовых мероприятий ориентируется на создание благоприятного социокультурного пространства, направленное на местное сообщество детей и взрослых.
1. Акчурин, И.А. Виртуальные миры и человеческое познание. Концепция виртуальных миров и научное познание / учебник И.А Акчурин. - СПб.: РХГИ, 2000. - 25 с.
2. Астафьев, О. Н. Культурная политика: теоретические аспекты и практика реализации / Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». / О.Н. Астафьев. № 1-2. 2013
3. Баталов, Э.Я. О книге Э. Тоффлера «Третья волна» / США - экономика, политика, идеология, 2003. - 76 с.
4. Бетехтин, А. В. Социокультурный потенциал Южного Урала: вызовы времени и ориентиры культурной политики / А. В. Бетехтин, Л. Б. Зубанова, С. Б. Синецкий, М. Л. Шуб; науч. ред. В. С. Цукерман. Челябинск, 2011. - 274 с.
5. Воронин, В.В., Зиньковский Е.В.; Ред.: Осипов Г.В., /Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы / Пер.: Воронин В.В., Зиньковский Е.В.; Ред.: Осипов Г.В. (Вступ. ст.) - М.: Прогресс, 1972. - 392 с.
6. Востряков, JI. Е. Модели культурной политики (кросс-культурный анализ) / Общество и экономика. М., 2004. № 1. - С. 139-178.
7. Востряков, JI. Е. Региональная культурная политика пореформенной России: субъектное измерение. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2005. - 344 с.
8. Востряков, Л. Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели /Культура на границах: Материалы семинара /Л.Е Востряков -М.: Институт культурной политики, 2004. - 12-32 с.
9. Гавров, Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М.: Едиториал, 2004. - 352 с.
10. Гасратян, К.М. Некоммерческие учреждения сферы культуры в современной рыночной экономике / К. М Гастрянов - Вестник Московского Университета, сер.6, Экономика, 2002. -32 - 48 с.
11. Гевель, Е.В. Образ города в Красноярском Урочище / Е.В. Гевель. - Красноярск: Версо, 2012. - 224 с.
12. Генова, Н.М. Культурная политика в системе инфраструктуры культуры региона: автореф. дис. канд. искусствоведения: 24.00.01 Генова Нина Михайловна. — Омск, ОмГУ (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского), 2011.
13. Горшенева-Долунц, Илона Константиновна. Основные концепты и приоритеты культурной политики России: социально-философский анализ., / Горшенева-Долунц Илона Константиновна - Краснодарский университет МВД России.- Краснодар, 2015.- 152 с.
14. Государство и приоритеты культурного развития в Российской Федерации: Доклад (проект) / Государственный Совет Российской Федерации. Рабочая группа по приоритетам развития российской культуры. - М.: 2003. - 112 с.
15. Греф, Г.О. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу/ Г.О Греф (проект). - М.: 2000.
16. Гудков, Л. Д. Без напряжения. Заметки о культуре переходного периода / Л.Д Гудков. - Новый мир. - 1999. №2. с.242 - 245.
17. Гуревич, П.С., Новая технократическая волна на Западе / под ред. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 2002. С. 103.
18. Давидович, В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Издательство Ростовского университета, 1979. 264 с.
19. Дайзард, У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе: науч. изд. / П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 2005. 43 с.
20. Дайфуку, Хирохи. Задачи охраны памятников (Национальные законодательные документы. Международные соглашения) /'/ В книге: Консервация и реставрация памятников и исторических зданий (Перевод с французского). - М., Стройиздат, 1978, с. 34-60.
21. Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг / М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. -Новосибирск: Изд. дом Тигра, 2000.
22. Дроздов, Н.И. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению / Н.И. Дроздов, Е.В. Артемьев, Г.Ф. Быконя. - Красноярск: Платина, 2005. - 256 с.
23.Зуев, С.Э. Отечественная культурная политика в поисках идентичности / С. Э. Зуев. Российское экспертное обозрение. 2007. 11¬17 с.
24. Игнатьева, Е.Л. Перспективы развития сферы культуры в контексте реформ / Е.Л Игнатьева - Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. №1. - 85 с.
25. Иконникова, С.Н. Диалоги о культуре. / С.Н. Иконникова - М.: 2007¬167с.
26. Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. -М.: Логос, 2000. 304 с.
27. Карпова, Г.Г. Государственное управление и общественные приоритеты в сфере культурной политики России / Г.Г. Карпова// Журнал исследований социальной политики. Т.: 7. № 1. 16 с.
28. Кеннеди, П. Вступая в двадцать первый век/ научное издание П. Кеннеди., пер. с англ. М.: Весь мир, 1997. - 56 с.
29. Ключи от XXI века: сб. ст. : пер. с франц. / ЮНЕСКО и др. М., 2004
30. Колосов, Ю.М. Международное право. Общая часть. /Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: 1999.
31. Копцева, Н. П. Моделирование культуры и культурной политики в русской философии конца XIX — первой трети XX вв. (Философия и культура): монография/ Н.П. Копцева, В. С. Лузан: Красноярск: Сиб, федер, ун-т — 2012. — № 4. — С. 105—116.
32. Крогиус, В.Р. Особый правовой статус - важное условие устойчивого развития и рационального использования культурного наследия исторического города: проблемы стран в переходном состоянии. // Развитие исторических центров сибирских городов с учетом сохранения историко-культурного наследия: проблемы и новые подходы (Материалы международного научно-практического семинара 28-30 октября 1997). Новосибирск.1999. с.28-31.
33. Кулинченко, В.А., Кулипченко А.В. О духовно-культурных основаниях модернизации России. // ПОЛИС, №2, 2003. - с.150 - 156
34. Культурная политика в России: история и современность / отв. ред. И.A. Бутенко, К. Э. Разлогов. М.: Либерия, 1998. - 193 с.
35. Культурная политика России: История и современность. Два взгляда на одну проблему /Ред. И. А. Бутенко; М-во культуры Рос.Федерации. -М.: Либерея, 1998.
36. Культурное изменение развития: история, концепции, конкретные примеры // Культурология: от прошлого к будущему. М.: РИК, 2002. С. 236.
37. Культурные ценности: понятие, значение, отношение к ним общества, признаки и классификация, причины утрат. Обеспечение сохранности и защиты, организация работы по их спасению. Международные законодательные акты о защите культурных ценностей. - Сохранность и защита культурных ценностей: Учеб, пособие / Санкт-Петербург. гос. Акад. культуры; Сост.: Ласкавый В.С., Абалян И.Г., Касторский B. С. - СПб., 1994. - 60 с.
38. Лавринова, Н.Н., «Культурная политика»: монография [Электронный ресурс]: монография. - ТГУ им Г.Р. Державина
39. Линтон, Р.С. Понятие культуры. // Личность. Культура. Общество. Т. II, Вып.4, М.: 2000, с.160 - 177
40. Лихачев, Д. С. Заметки о русском // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. -- Л.: Худож. лит., 1987. -- С. 418--494.
41. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология // Под ред. проф. В. П. Нерознака. — М., 1997. — С. 281.
42. Лихачев, Д.С Заметки об истоках искусства // Контекст-1985: литературно-теоретические исследования / отв. ред. Н. К. Гей. - М.: Наука, 1986.
43. Лихачев, Д.С Разрушение памятников архитектуры // Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост. Д. С. Бакун. - М.: Рос, фонд культуры, 2006.
44. Лихачев, Д.С. Искусство памяти и память искусства // Критика и время: литературно-критический сборник / сост. Н. П. Утехин. - Л.: Ленизат, 1984.
45. Лузан, В.С. Государственная культурная политика в Сибирском федеральном округе: концепции, проблемы, исследования
[Электронный ресурс]: Монография / В. С. Лузан. Н. П. Копцева, - Красноярск: Сиб, федер, ун-т, 2012. - 160 с.
46. Лузан, В.С. Значение культурной политики в развитии института государственности // Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ». 2010. № 4 (июнь). - С. 145¬148.
47. Лузан, В.С. Роль государственной культурной политики в развитии человеческого капитала: сборник материалов конференции по итогам работы муниципальных органов управления и государственных учреждений культуры, и образования Красноярского края за 2009 год / Министерство культуры Красноярского края. - Красноярск, 2010. - С. 62-67.
48. Лузан, В.С. Роль образовательных учреждений в стратегии развития территорий // Перспективы развития образования в сфере культуры и искусства Красноярского края: сб. материалов по итогам краевого совещания директоров образовательных учреждений сферы культуры и искусства, и руководителей муниципальных органов управления культуры / Министерство культуры Красноярского края. - Красноярск,2009.- С. 60-63.
49. Лузан, В.С. Специфика формирования культурной
самоидентификации социально-культурных групп регионов Российской Федерации // Вестник философии и социологии КГУ.
2010. № 1. - С. 160-162.
50. Марков, А.П. Основы социально-культурного проектирования: учебное пособие. / Под. ред.Г.М. Бирженюк, СПб.: Изд-во Санкт- петербургский Гуманитарный ун-т профсоюзов, 1997. - 258 с.
51. Министерство культуры России: официальный сайт. [Электронный ресурс]/: Режим доступа:http: //cqcounter.com/site/fcpkultura.ru.html
52. Молчанов, С.Н. К вопросу об использовании в законодательстве понятий «культурное наследие и «культурное достояние»./ С.Н. Молчанов - Екатеринбург, 1998.
53. Мурзина, И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры / И.Я Мурзина. СОЦИС. - 2004. №2. - 60 - 64 с.
54. Научный портал World Values Survey [Электронный ресурс]/
многопредмет. научн. журн. Institute for Comparative Survey Research Vienna - Austria.- Режим доступа:
http: //www.worldvaluessurvey.org/wvs .j sp
55. Никулин, И.Д. Международные нормативные акты ЮНЕСКО/ Сост. И.Д. Никулин. - М.: Логос, 1993. - 640 с.
56. Подберезкин, А.И. Россия сегодня: реальный шанс / Под ред. А.И. Подберезкина. - М.: Обозреватель. - 538 с.
57. Поляков, М.А. Охрана культурного наследия России/ М.А Поляков - СПб. Издатель: Дрофа-плюс, 2005.
58. Региональная культурная политика в Российской Федерации: принципы, содержание и специфика. [Электронный ресурс]/: Режим доступа:http: //studopedia.ru/7_80238_re gionalnaya-kulturnaya-politika-v-rossiyskoy-federatsii-printsipi-soderzhanie-i-spetsifika.html
59. Розин, В.М. Методологический анализ проблем управления культурой / В.М Розин. -М., 1988.-15-22 с.
60. Розин, В.М. Природа и особенности социального проектирования (от замысла к реализации) // Социальное проектирование в сфере культуры: От замысла к реализации. / В.М. Розин -М.,1988. -6-24 с.
61. Розин, В.М. Эволюция проектной культуры и форм ее осмысления // Проблемы теории проектирования предметной среды. / В.М. Розин - М., 1974. -С.24-31.
62. Ройтер, В. ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность: Хроника, факты и цифры/В. Ройтер, К. Хюфнер, А.В.Дроздов.-М.: Рудомино, 2002.
63. Рудник, Б.Л. О перспективах приватизации в сфере культуры // Ориентиры культурной политики. / Игнатьева Е.Л., Мурашов Т.П. - М., 1993.- 25-31с.
64. Рукша, Г.Л. Проблемы оптимизации организационной структуры управления культурой территории // Проблемы перестройки территориальной структуры управления сферой культуры. / Г.Л Рукша -Красноярск, 1991. -110-121 с.
65. Рывкина, Р.В., Социальный эксперимент // Теоретико¬
методологические проблемы социального прогнозирования. / Р.В. Рывкина, А.В. Винокур. -Новосибирск, 1968. -С. 13-23.
66. Рябушин, A.B. Проблемы формирования жилой среды. / А.В Рябушин -М.: ВНИИТЭ, 1974. -135 с.
67. Савельев, В. В. Регионализация как условие повышения эффективности культурной политики // Ориентиры культурной политики. / В.В. Савельев -М.: ГИВЦ МК, 2003. 46-61 с.
68. Социальное проектирование в сфере культуры: Игровые методы: Сб.науч.тр. / НИИ культуры. -М., 1987.-169 с.
69. Социокультурная модернизация в России. -М., 1994.-240 с.
70. Социокультурный паспорт Красноярского края. [Электронный
ресурс]:/ - Режим доступа:
http://sockart.ru/analytics/sociocultural_ passport/102/
71. Спенсер, Г. Грехи законодателей // Социологические исследования / Г. Спенсер.: 2005. № 2. 136 с.
72. Статейнов, А. История Красноярского края 20-21 век. Культура / А. Статейнов. - М.: Буква С, 2008. - 550 с.
73. Статейнов, А. История Красноярского края. Культура / Под ред. А.П. Статейнов, О.М. Покаместова и др. - Красноярск: Буква, 2008. - 550 с.
74. Степанов, Ю.С Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 40-76 с.
75. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. / Ю.С. Степанов - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. -40-76 с.
76. Таксами, Ч.М. Актуальные проблемы саморазвития народов Севера России. Этничность, национальные движения, социальная практика. / Ч.М Таксами -СПб., 1995.-223 с.
77. Тасалов, В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса / ВИ Таксалов. -М.,1993.-64с.
78. Тоффлер, О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе: научн. Изд. / О. Тофлер, Н. А. Аитов, Н.И. Лапин.:- М., 1999. 151 с.
79. Тощенко, Ж.Т., Социальное проектирование / Ж.Т. Тощенко -М.: Мысль, 1982. -254 с.
80. Федеральная целевая программа Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.) // Ориентиры культурной политики,-М.,1997. -№5.-210 с.
81. Федеральный закон «о культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ» № 16.
82. Федеральный Закон «Основы законодательства РФ о культуре» от 9.10.1992 № 3618-1
83. Худяков, С. И. Культура как средство интеграции и развития российского общества / С.И. Худяков 2009. № 3. С. 60-74.
84. Шаповалова, Л.И. Открыть красоту: художественная культура Красноярского края / Л.И. Шаповалова. - Красноярск: Искусство, 2006. - 175 с.
85. Шендрик, А. И. Социология культуры. / А.И. Шендрик. М., 2005. - 495 с.
86. Щенникова, Л.В. Культура и право. / Л.В Щенникова - М.: Рос.право, 1992.
87.Эверитт, Э., «Как управлять культурой: интегрированное культурное планирование и культурная политика» / Э. Эверитт. - С .100-123
88. Электронный журнал The Official Journal of the Institute of Place Management [Электронный ресурс] многопредмет. научн. журн. / Manchester Metropolitan University Business School, All Saints Campus,Oxford Road, Manchester M15 6BH, England.- Режим доступа: http: //www.placemanagement.org/contact/
89. Электронный портал КРЯК-Красноярская ярмарка книжной культуры [электронный ресурс] Фонд Михаила Прохорова/ КРЯК-Режим доступа:http: //www.prokhorovfund.ru/proj ects/own/169/
90. Якушева, И.М. Протестные молодежные движения как инструмент воздействия на политическое сознание в условиях политических трансформаций/ И.М. Якушева. Юриентир. - Москва,- 2007.
91. Adams, A. Modes and Means of Cultural Policy-Making [Электронный ресурс] // Adams A., Goldbard A. Basic Concepts - Режим доступа: https: //www.w3 .org/po-licy/concepts .html