АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАССОВОГО СПОРТА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
|
Введение 4
1 Аспекты системы управления развитием физической культуры и
массового спорта 7
1.1 Основные направления государственной политики в развитии
физической культуры и спорта в РФ 7
1.2 Инновационный менеджмент в сфере развития физической
культуры и спорта 14
1.3 Региональные особенности политики физической культуры
и массового спорта в Красноярском крае 19
2 Организация и методы исследования 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Организация исследования 26
3 Анализ развития массовой физической культуры и спорта
в Красноярском крае 31
3.1 Мониторинг основных показателей развития физической
культуры и спорта в Красноярском крае 31
3.2 Анализ результатов опроса населения Советского района
г. Красноярска 35
3.3 Рейтинг регионов Сибирского федерального округа 40
3.4 Характеристика текущего состояния массовой физической
культуры и спорта в Красноярском крае 43
3.5 Развитие массовой физической культуры и спорта
в Красноярском крае 52
3.6 Совершенствование системы развития массовой физической
культуры и спортом в Красноярском крае 68
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложение А 94
1 Аспекты системы управления развитием физической культуры и
массового спорта 7
1.1 Основные направления государственной политики в развитии
физической культуры и спорта в РФ 7
1.2 Инновационный менеджмент в сфере развития физической
культуры и спорта 14
1.3 Региональные особенности политики физической культуры
и массового спорта в Красноярском крае 19
2 Организация и методы исследования 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Организация исследования 26
3 Анализ развития массовой физической культуры и спорта
в Красноярском крае 31
3.1 Мониторинг основных показателей развития физической
культуры и спорта в Красноярском крае 31
3.2 Анализ результатов опроса населения Советского района
г. Красноярска 35
3.3 Рейтинг регионов Сибирского федерального округа 40
3.4 Характеристика текущего состояния массовой физической
культуры и спорта в Красноярском крае 43
3.5 Развитие массовой физической культуры и спорта
в Красноярском крае 52
3.6 Совершенствование системы развития массовой физической
культуры и спортом в Красноярском крае 68
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложение А 94
Актуальность исследования. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Однако в начале XXI века сфера физической культуры и спорта столкнулась с рядом серьезных проблем, связанных: во-первых, с ухудшением здоровья людей, их физическим развитием и физической подготовленностью; во-вторых, с необходимостью модернизации системы подготовки спортивного резерва; в-третьих, с возросшей конкуренцией в спорте высших достижений.
Об изменении роли физической культуры и спорта в обществе можно судить по основным направлениям государственной политики, зафиксированной в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016¬2020 годы» и др.
В Концепции отмечается, что распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом. Для решения обозначенных проблем государственным и общественным органам управления всех уровней необходимо предпринимать адекватные организационно -управленческие, нормативно-правовые и экономические меры.
Сложившиеся подходы и методы управления физической культурой и спортом начали активно разрабатываться в середине XX века. За прошедший период учеными получены не только научные данные, но достигнуты определенные положительные результаты в практической управленческой деятельности. Однако, несмотря на достигнутые результаты в области управления отраслью, в современных социально -экономических условиях они уже не отвечают объективным потребностям общества. Поэтому в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» к числу задач, требующих решения, отнесено совершенствование управления физической культурой и спортом на региональном и муниципальном уровнях.
Развитие физической культуры и спорта Красноярского края является составной частью социально-экономической политики исполнительных и законодательных органов власти региона.
Целевые ориентиры деятельности в регионе направлены на: эффективное использование возможностей отрасли в формировании у населения ценностей здорового образа жизни; вовлечение жителей Красноярского края в регулярные занятия физической культурой и спортом; увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом; повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями; увеличение количества спортивных клубов и центров физкультурно-спортивной подготовки; увеличение количества спортсменов края, входящих в составы сборной команды России и другое.
Актуальность магистерской диссертации, в конечном итоге, обусловлена необходимостью совершенствования системы государственного руководства физической культурой и спортом на региональном уровне в новых социально-экономических условиях.
Объект исследования - система физической культуры и спорта Красноярского края.
Предмет исследования - развитие массового спорта в Красноярском крае.
Цель исследования - проанализировать и выявить возможные проблемы в развитии массового спорта в Красноярском крае.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть аспекты системы управления развитием физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях.
2. Проанализировать текущее состояние развития массового спорта в России и Красноярском крае.
3. Сделать анализ развития массового спорта в регионе, выявить возможные проблемы и сформулировать возможные пути их решения.
Гипотеза исследования - проблемы развития массового спорта в Красноярском крае возможно будут решены, если:
- проанализировать отрасль, динамику ее основных показателей и тенденции развития;
- выявить, конкретизировать существующие проблемы функционирования и развития отрасли в Красноярском крае и наметить пути их решения.
- сопоставить тенденции политики с учетом мнения жителей региона;
- сравнить показатели развития физической культуры и спорта Красноярского края в пространстве Российской Федерации.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования; анализ нормативных и программно-методических документов в сфере управления физической культурой и спортом; обобщение, сравнение, абстрагирование и конкретизация, систематизация опыта по проблемам управления физической культуры и спорта.
Эмпирические методы: моделирование, прогнозирование, мониторинг показателей, анкетирование.
Об изменении роли физической культуры и спорта в обществе можно судить по основным направлениям государственной политики, зафиксированной в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016¬2020 годы» и др.
В Концепции отмечается, что распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом. Для решения обозначенных проблем государственным и общественным органам управления всех уровней необходимо предпринимать адекватные организационно -управленческие, нормативно-правовые и экономические меры.
Сложившиеся подходы и методы управления физической культурой и спортом начали активно разрабатываться в середине XX века. За прошедший период учеными получены не только научные данные, но достигнуты определенные положительные результаты в практической управленческой деятельности. Однако, несмотря на достигнутые результаты в области управления отраслью, в современных социально -экономических условиях они уже не отвечают объективным потребностям общества. Поэтому в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» к числу задач, требующих решения, отнесено совершенствование управления физической культурой и спортом на региональном и муниципальном уровнях.
Развитие физической культуры и спорта Красноярского края является составной частью социально-экономической политики исполнительных и законодательных органов власти региона.
Целевые ориентиры деятельности в регионе направлены на: эффективное использование возможностей отрасли в формировании у населения ценностей здорового образа жизни; вовлечение жителей Красноярского края в регулярные занятия физической культурой и спортом; увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом; повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями; увеличение количества спортивных клубов и центров физкультурно-спортивной подготовки; увеличение количества спортсменов края, входящих в составы сборной команды России и другое.
Актуальность магистерской диссертации, в конечном итоге, обусловлена необходимостью совершенствования системы государственного руководства физической культурой и спортом на региональном уровне в новых социально-экономических условиях.
Объект исследования - система физической культуры и спорта Красноярского края.
Предмет исследования - развитие массового спорта в Красноярском крае.
Цель исследования - проанализировать и выявить возможные проблемы в развитии массового спорта в Красноярском крае.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть аспекты системы управления развитием физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях.
2. Проанализировать текущее состояние развития массового спорта в России и Красноярском крае.
3. Сделать анализ развития массового спорта в регионе, выявить возможные проблемы и сформулировать возможные пути их решения.
Гипотеза исследования - проблемы развития массового спорта в Красноярском крае возможно будут решены, если:
- проанализировать отрасль, динамику ее основных показателей и тенденции развития;
- выявить, конкретизировать существующие проблемы функционирования и развития отрасли в Красноярском крае и наметить пути их решения.
- сопоставить тенденции политики с учетом мнения жителей региона;
- сравнить показатели развития физической культуры и спорта Красноярского края в пространстве Российской Федерации.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования; анализ нормативных и программно-методических документов в сфере управления физической культурой и спортом; обобщение, сравнение, абстрагирование и конкретизация, систематизация опыта по проблемам управления физической культуры и спорта.
Эмпирические методы: моделирование, прогнозирование, мониторинг показателей, анкетирование.
Полномочным органом государственного управления Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта является Министерство спорта Российской Федерации, которое осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Целью государственного управления в сфере физической культуры и спорта является создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), а также с детьми дошкольного и школьного возраста, работниками организаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.
Для развития массового спорта в Красноярском крае необходимо соблюдение двух «критических условий», обеспечивающих достижимость поставленных целей и целесообразность предлагаемых решений.
Во-первых, качественные сдвиги в физической культуре и массовом спорте возможны на основе развитой спортивной инфраструктуры с применением современных методологических решений, учитывающих необходимость сферного (а не отраслевого) подхода в принятии управленческих решений, затрагивающих различные направления жизнедеятельности региона, и дифференцированного подхода к выбору способов и средств исполнения решений, ориентированных на различные «целевые аудитории».
Во-вторых, результаты предлагаемых направлений развития должны проявляться в эффектах «двух качественных форматов»:
- эффекты модернизации инфраструктуры физической культуры и среды здорового образа жизни жителя Красноярского края;
- эффекты персональной и коллективной востребованности различных моделей активного образа жизни и физической культуры («ценностные, гуманитарные эффекты»).
Основными проблемами в развитии массовой физической культуры и спорта в крае являются:
- несоответствие имеющейся материально-технической базы
современным требованиям предоставления качественных физкультурно- спортивных услуг;
- недостаточная обеспеченность спортивными объектами, усугубляемая неэффективным использованием ведомственных спортивных сооружений, что снижает доступность для населения физкультурно-оздоровительных услуг;
- дефицит квалифицированных кадров, обладающих компетенциями для работы с различными (социально-экономическими, возрастными) группами населения, неразвитость системы подготовки кадрового резерва, в том числе профориентации спортсменов и привлечения их для профессиональной реализации в спортивной индустрии;
- неразвитость механизмов стимулирования государственно-частного партнерства, слабая включенность (эпизодичность участия) бизнеса в развитии сферы физической культуры и спорта;
- недостаточное оснащение сети клубов по месту учебы и работы (особенно помещениями);
- низкий уровень общественных инициатив и проектов в области физической культуры и спорта;
- недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, их роли и вклада в повышение качества и продолжительности жизни, успешности профессиональной деятельности;
- отсутствие внедренных в региональную практику научно обоснованных моделей спортивной подготовки, включающих медико-биологическое, научно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение.
Основными направлениями решения существующих проблем являются:
- дальнейшее развитие сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе увеличение их роли в учебных учреждениях всех уровней образования;
- дальнейшее продвижение и развитие на территории края Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО);
- совершенствование системы организации и проведения краевых и всероссийских физкультурных и комплексных спортивных мероприятий среди различных групп населения;
- усиленная пропаганда физической культуры и спорта во взаимодействии с отраслями здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения и с использованием различных каналов распространения информации (в процессе обучения, путем создания и распространения материалов, направленных на информирование и мотивацию населения к занятиям физической культурой и спортом, путем проведения информационных кампании спортивных акций и спортивных событий).
Целью государственного управления в сфере физической культуры и спорта является создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), а также с детьми дошкольного и школьного возраста, работниками организаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.
Для развития массового спорта в Красноярском крае необходимо соблюдение двух «критических условий», обеспечивающих достижимость поставленных целей и целесообразность предлагаемых решений.
Во-первых, качественные сдвиги в физической культуре и массовом спорте возможны на основе развитой спортивной инфраструктуры с применением современных методологических решений, учитывающих необходимость сферного (а не отраслевого) подхода в принятии управленческих решений, затрагивающих различные направления жизнедеятельности региона, и дифференцированного подхода к выбору способов и средств исполнения решений, ориентированных на различные «целевые аудитории».
Во-вторых, результаты предлагаемых направлений развития должны проявляться в эффектах «двух качественных форматов»:
- эффекты модернизации инфраструктуры физической культуры и среды здорового образа жизни жителя Красноярского края;
- эффекты персональной и коллективной востребованности различных моделей активного образа жизни и физической культуры («ценностные, гуманитарные эффекты»).
Основными проблемами в развитии массовой физической культуры и спорта в крае являются:
- несоответствие имеющейся материально-технической базы
современным требованиям предоставления качественных физкультурно- спортивных услуг;
- недостаточная обеспеченность спортивными объектами, усугубляемая неэффективным использованием ведомственных спортивных сооружений, что снижает доступность для населения физкультурно-оздоровительных услуг;
- дефицит квалифицированных кадров, обладающих компетенциями для работы с различными (социально-экономическими, возрастными) группами населения, неразвитость системы подготовки кадрового резерва, в том числе профориентации спортсменов и привлечения их для профессиональной реализации в спортивной индустрии;
- неразвитость механизмов стимулирования государственно-частного партнерства, слабая включенность (эпизодичность участия) бизнеса в развитии сферы физической культуры и спорта;
- недостаточное оснащение сети клубов по месту учебы и работы (особенно помещениями);
- низкий уровень общественных инициатив и проектов в области физической культуры и спорта;
- недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, их роли и вклада в повышение качества и продолжительности жизни, успешности профессиональной деятельности;
- отсутствие внедренных в региональную практику научно обоснованных моделей спортивной подготовки, включающих медико-биологическое, научно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение.
Основными направлениями решения существующих проблем являются:
- дальнейшее развитие сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе увеличение их роли в учебных учреждениях всех уровней образования;
- дальнейшее продвижение и развитие на территории края Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО);
- совершенствование системы организации и проведения краевых и всероссийских физкультурных и комплексных спортивных мероприятий среди различных групп населения;
- усиленная пропаганда физической культуры и спорта во взаимодействии с отраслями здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения и с использованием различных каналов распространения информации (в процессе обучения, путем создания и распространения материалов, направленных на информирование и мотивацию населения к занятиям физической культурой и спортом, путем проведения информационных кампании спортивных акций и спортивных событий).
Подобные работы
- Повышение уровня готовности обучающихся 4-8-х классов общеобразовательных школ Бирилюсского района к выполнению нормативов ВФСК ГТО
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЕТЕРАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАССОВОГО СПОРТА В ИДРИНСКОМ РАЙОНЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАССОВОГО СПОРТА В ИДРИНСКОМ РАЙОНЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ЛЫЖНЫХ ГОНОК В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЁ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2020



