Оценка результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере образования Красноярского края
|
Введение 3
1 Качество образования - как одна из главных составляющих целей государства 6
1.1 Понятие образования, качества образования и его роль в современном
обществе 6
1.2 Методологические принципы оценки качества образования 13
1.3 Система целевых показателей оценки качества образования 19
2 Анализ и оценка результативности и эффективности системы управления
образованием в Красноярском крае 23
2.1 Система оценки результативности и эффективности деятельности органов
власти субъектов Российской Федерации в сфере образования 23
2.2 Анализ состояния в сфере общего, дошкольного и дополнительного
образования в Красноярском крае 26
2.3 Анализ и оценка результативности и эффективности деятельности органов
местного самоуправления Красноярского края в сфере образования 40
3 Совершенствование сферы образования в Красноярском крае 45
3.1 Совершенствование программы «Развитие образования» с учетом новых
элементов оценки качества 45
3.2 Разработка направлений повышения качества образования в
Красноярском крае 49
3.3 Механизмы внедрения системы оценки качества образования в систему
управления образованием в Красноярском крае 59
Заключение 70
Список использованных источников
Приложение А 77
Приложение Б
1 Качество образования - как одна из главных составляющих целей государства 6
1.1 Понятие образования, качества образования и его роль в современном
обществе 6
1.2 Методологические принципы оценки качества образования 13
1.3 Система целевых показателей оценки качества образования 19
2 Анализ и оценка результативности и эффективности системы управления
образованием в Красноярском крае 23
2.1 Система оценки результативности и эффективности деятельности органов
власти субъектов Российской Федерации в сфере образования 23
2.2 Анализ состояния в сфере общего, дошкольного и дополнительного
образования в Красноярском крае 26
2.3 Анализ и оценка результативности и эффективности деятельности органов
местного самоуправления Красноярского края в сфере образования 40
3 Совершенствование сферы образования в Красноярском крае 45
3.1 Совершенствование программы «Развитие образования» с учетом новых
элементов оценки качества 45
3.2 Разработка направлений повышения качества образования в
Красноярском крае 49
3.3 Механизмы внедрения системы оценки качества образования в систему
управления образованием в Красноярском крае 59
Заключение 70
Список использованных источников
Приложение А 77
Приложение Б
Образование - один из самых ценных ресурсов для человека, дающий возможность его самореализации. Тот факт, что с самого раннего возраста получаемое ребенком образование закладывает основы культуры, здорового образа жизни, гражданской позиции, делает образование системообразующей отраслью, от результатов деятельности которой зависит формирование личности и ее реализация в различных проявлениях. Актуальным является приобщение подрастающего поколения к национально-нравственным и культурно-историческим традициям многонациональной России. И одновременно образование - один из ключевых факторов качества человеческого капитала, которым сегодня определяется и будет определяться впредь конкурентоспособность края, его возможность реагирования на вызовы постиндустриальной эпохи. Сегодняшние дети и подростки - это наиболее социально активная часть общества и кадровый потенциал экономики следующих десятилетий.
Переход к экономике нового типа, экономике инноваций требует формирования качественно нового типа личности - профессионала, обладающего творческим складом ума, способностью к самообучению, ответственностью, свободой мышления, высокой степенью адаптивности и профессионализмом. Именно поэтому в предстоящие годы сфера образования должна стать объектом пристального внимания и активного развития.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном так и на региональном, уровне - нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.
Значимость выпускной квалификационной работы определяется важностью разработки и реализации мер по совершенствованию сферы образования в Красноярском крае и повышению эффективности.
Высокая актуальность, большая практическая значимость и недостаточность комплексной разработки состояния сферы образования и путей ее улучшения обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы, ее цели и задачи.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и оценка эффективности органов управления Красноярского края в сфере образования, а также разработка направлений повышения качества образования. Для достижения поставленной цели, мною были сформулированы задачи исследования:
1) изучить теоретический и статистический материал по теме исследования;
2) проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в развитии образования в регионе;
3) проанализировать развитие сферы дошкольного, общего и дополнительного образования в Красноярском крае;
4) оценить эффективность и результативность органов местного самоуправления Красноярского края;
5) выявить актуальные проблемы и предложить решения по повышению качества образования.
Объектом исследования является деятельность органов местного самоуправления Красноярского края в целях повышения качества образования. Предметом исследования является повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления в сфере образования.
Выпускная работа состоит из трех глав, каждая из которых подразделяется на три пункта. В первой главе рассмотрены теоретические материалы о понятии образования, методологические принципы о его качестве, приведены целевые показатели оценки качества образования. Во второй главе приведен анализ состояния сферы общего, дошкольного и дополнительного образования в Красноярском крае, эффективности органов власти в сфере образования по показателям результативности, выявлены основные проблемы и приоритетные направления. В третьей главе на основе первой и второй глав предложены пути совершенствования государственной программы «Развитие образования», разработаны мероприятия по повышению качества образования в Красноярском крае и описаны механизмы внедрения системы качества образования в систему управления образованием.
Переход к экономике нового типа, экономике инноваций требует формирования качественно нового типа личности - профессионала, обладающего творческим складом ума, способностью к самообучению, ответственностью, свободой мышления, высокой степенью адаптивности и профессионализмом. Именно поэтому в предстоящие годы сфера образования должна стать объектом пристального внимания и активного развития.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном так и на региональном, уровне - нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.
Значимость выпускной квалификационной работы определяется важностью разработки и реализации мер по совершенствованию сферы образования в Красноярском крае и повышению эффективности.
Высокая актуальность, большая практическая значимость и недостаточность комплексной разработки состояния сферы образования и путей ее улучшения обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы, ее цели и задачи.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и оценка эффективности органов управления Красноярского края в сфере образования, а также разработка направлений повышения качества образования. Для достижения поставленной цели, мною были сформулированы задачи исследования:
1) изучить теоретический и статистический материал по теме исследования;
2) проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в развитии образования в регионе;
3) проанализировать развитие сферы дошкольного, общего и дополнительного образования в Красноярском крае;
4) оценить эффективность и результативность органов местного самоуправления Красноярского края;
5) выявить актуальные проблемы и предложить решения по повышению качества образования.
Объектом исследования является деятельность органов местного самоуправления Красноярского края в целях повышения качества образования. Предметом исследования является повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления в сфере образования.
Выпускная работа состоит из трех глав, каждая из которых подразделяется на три пункта. В первой главе рассмотрены теоретические материалы о понятии образования, методологические принципы о его качестве, приведены целевые показатели оценки качества образования. Во второй главе приведен анализ состояния сферы общего, дошкольного и дополнительного образования в Красноярском крае, эффективности органов власти в сфере образования по показателям результативности, выявлены основные проблемы и приоритетные направления. В третьей главе на основе первой и второй глав предложены пути совершенствования государственной программы «Развитие образования», разработаны мероприятия по повышению качества образования в Красноярском крае и описаны механизмы внедрения системы качества образования в систему управления образованием.
Цель политики в области образования в Красноярском крае - предоставление каждому человеку возможностей для раннего выявления своих способностей и развития интеллектуального, научного, творческого потенциала в целях максимально полной личностной самореализации и обеспечения наибольшего вклада в развитие общества.
При анализе состояния общего, дошкольного и дополнительного образования выделены актуальные проблемы развития образования:
- переход всех образовательных организаций края на работу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- недостаточное, неполное использование в образовательном процессе информационных технологий, современных форм и методов обучения, в первую очередь в образовательных организациях сельской местности;
- существенная доля учащихся с неудовлетворительным уровнем овладения знаниями;
- создание условий в общеобразовательных организациях края для развития инклюзивного образования и подготовки руководящих и педагогических работников края к работе в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ;
- введение профессионального стандарта педагога и единого квалификационного экзамена, повышение качества подготовки учителей, развитие эффективных, современных форм профессиональной поддержки молодых учителей;
- внедрение школьных систем оценки качества, направленных на отслеживание индивидуальной динамики образовательного результата;
- неизменяемый показатель доли учреждений, которые не соответствуют современным требованиям;
- проблема сменности и очередности.
На основе проведенного анализа были сформулированы направления по повышению качества образования в Красноярском крае: оценка готовности образовательных организаций для внедрения ФГОС; обновление преподавательского состава; распределение дополнительного финансирования для «отстающих» школ; введение в практику доплаты учителям за учреждений, предоставляющих среднее образование; взаимодействие с негосударственными учреждениями; проведение работ по повышению переподготовки учителей; внедрение проектной и дистанционной деятельности в учебный процесс.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы о том, что Красноярскому краю необходима такая система образования, которая позволит осуществлять раннее выявление способностей ребенка, даст ребенку знания в соответствии с его способностями (но не ниже установленного стандарта), совместно с институтом семьи обеспечит воспитание и социализацию ребенка, на основании способностей и психофизических особенностей осуществит его профессиональную ориентацию и затем подготовит специалистов, уровень образования и структурный состав которых будет отвечать потребностям новой экономики и общества. Ключевым фактором успеха является подготовка педагогических кадров, способных обеспечить выполнение всех этих требований к образованию. Также главным направлением в управлении образованием края является создание и поддержание на уровне субъекта независимой оценки качества образования и работы образовательных учреждений.
При анализе состояния общего, дошкольного и дополнительного образования выделены актуальные проблемы развития образования:
- переход всех образовательных организаций края на работу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- недостаточное, неполное использование в образовательном процессе информационных технологий, современных форм и методов обучения, в первую очередь в образовательных организациях сельской местности;
- существенная доля учащихся с неудовлетворительным уровнем овладения знаниями;
- создание условий в общеобразовательных организациях края для развития инклюзивного образования и подготовки руководящих и педагогических работников края к работе в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ;
- введение профессионального стандарта педагога и единого квалификационного экзамена, повышение качества подготовки учителей, развитие эффективных, современных форм профессиональной поддержки молодых учителей;
- внедрение школьных систем оценки качества, направленных на отслеживание индивидуальной динамики образовательного результата;
- неизменяемый показатель доли учреждений, которые не соответствуют современным требованиям;
- проблема сменности и очередности.
На основе проведенного анализа были сформулированы направления по повышению качества образования в Красноярском крае: оценка готовности образовательных организаций для внедрения ФГОС; обновление преподавательского состава; распределение дополнительного финансирования для «отстающих» школ; введение в практику доплаты учителям за учреждений, предоставляющих среднее образование; взаимодействие с негосударственными учреждениями; проведение работ по повышению переподготовки учителей; внедрение проектной и дистанционной деятельности в учебный процесс.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы о том, что Красноярскому краю необходима такая система образования, которая позволит осуществлять раннее выявление способностей ребенка, даст ребенку знания в соответствии с его способностями (но не ниже установленного стандарта), совместно с институтом семьи обеспечит воспитание и социализацию ребенка, на основании способностей и психофизических особенностей осуществит его профессиональную ориентацию и затем подготовит специалистов, уровень образования и структурный состав которых будет отвечать потребностям новой экономики и общества. Ключевым фактором успеха является подготовка педагогических кадров, способных обеспечить выполнение всех этих требований к образованию. Также главным направлением в управлении образованием края является создание и поддержание на уровне субъекта независимой оценки качества образования и работы образовательных учреждений.



