Введение 3
1 Качество образования - как одна из главных составляющих целей государства 6
1.1 Понятие образования, качества образования и его роль в современном
обществе 6
1.2 Методологические принципы оценки качества образования 13
1.3 Система целевых показателей оценки качества образования 19
2 Анализ и оценка результативности и эффективности системы управления
образованием в Красноярском крае 23
2.1 Система оценки результативности и эффективности деятельности органов
власти субъектов Российской Федерации в сфере образования 23
2.2 Анализ состояния в сфере общего, дошкольного и дополнительного
образования в Красноярском крае 26
2.3 Анализ и оценка результативности и эффективности деятельности органов
местного самоуправления Красноярского края в сфере образования 40
3 Совершенствование сферы образования в Красноярском крае 45
3.1 Совершенствование программы «Развитие образования» с учетом новых
элементов оценки качества 45
3.2 Разработка направлений повышения качества образования в
Красноярском крае 49
3.3 Механизмы внедрения системы оценки качества образования в систему
управления образованием в Красноярском крае 59
Заключение 70
Список использованных источников
Приложение А 77
Приложение Б
Образование - один из самых ценных ресурсов для человека, дающий возможность его самореализации. Тот факт, что с самого раннего возраста получаемое ребенком образование закладывает основы культуры, здорового образа жизни, гражданской позиции, делает образование системообразующей отраслью, от результатов деятельности которой зависит формирование личности и ее реализация в различных проявлениях. Актуальным является приобщение подрастающего поколения к национально-нравственным и культурно-историческим традициям многонациональной России. И одновременно образование - один из ключевых факторов качества человеческого капитала, которым сегодня определяется и будет определяться впредь конкурентоспособность края, его возможность реагирования на вызовы постиндустриальной эпохи. Сегодняшние дети и подростки - это наиболее социально активная часть общества и кадровый потенциал экономики следующих десятилетий.
Переход к экономике нового типа, экономике инноваций требует формирования качественно нового типа личности - профессионала, обладающего творческим складом ума, способностью к самообучению, ответственностью, свободой мышления, высокой степенью адаптивности и профессионализмом. Именно поэтому в предстоящие годы сфера образования должна стать объектом пристального внимания и активного развития.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном так и на региональном, уровне - нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.
Значимость выпускной квалификационной работы определяется важностью разработки и реализации мер по совершенствованию сферы образования в Красноярском крае и повышению эффективности.
Высокая актуальность, большая практическая значимость и недостаточность комплексной разработки состояния сферы образования и путей ее улучшения обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы, ее цели и задачи.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и оценка эффективности органов управления Красноярского края в сфере образования, а также разработка направлений повышения качества образования. Для достижения поставленной цели, мною были сформулированы задачи исследования:
1) изучить теоретический и статистический материал по теме исследования;
2) проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в развитии образования в регионе;
3) проанализировать развитие сферы дошкольного, общего и дополнительного образования в Красноярском крае;
4) оценить эффективность и результативность органов местного самоуправления Красноярского края;
5) выявить актуальные проблемы и предложить решения по повышению качества образования.
Объектом исследования является деятельность органов местного самоуправления Красноярского края в целях повышения качества образования. Предметом исследования является повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления в сфере образования.
Выпускная работа состоит из трех глав, каждая из которых подразделяется на три пункта. В первой главе рассмотрены теоретические материалы о понятии образования, методологические принципы о его качестве, приведены целевые показатели оценки качества образования. Во второй главе приведен анализ состояния сферы общего, дошкольного и дополнительного образования в Красноярском крае, эффективности органов власти в сфере образования по показателям результативности, выявлены основные проблемы и приоритетные направления. В третьей главе на основе первой и второй глав предложены пути совершенствования государственной программы «Развитие образования», разработаны мероприятия по повышению качества образования в Красноярском крае и описаны механизмы внедрения системы качества образования в систему управления образованием.
Цель политики в области образования в Красноярском крае - предоставление каждому человеку возможностей для раннего выявления своих способностей и развития интеллектуального, научного, творческого потенциала в целях максимально полной личностной самореализации и обеспечения наибольшего вклада в развитие общества.
При анализе состояния общего, дошкольного и дополнительного образования выделены актуальные проблемы развития образования:
- переход всех образовательных организаций края на работу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- недостаточное, неполное использование в образовательном процессе информационных технологий, современных форм и методов обучения, в первую очередь в образовательных организациях сельской местности;
- существенная доля учащихся с неудовлетворительным уровнем овладения знаниями;
- создание условий в общеобразовательных организациях края для развития инклюзивного образования и подготовки руководящих и педагогических работников края к работе в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ;
- введение профессионального стандарта педагога и единого квалификационного экзамена, повышение качества подготовки учителей, развитие эффективных, современных форм профессиональной поддержки молодых учителей;
- внедрение школьных систем оценки качества, направленных на отслеживание индивидуальной динамики образовательного результата;
- неизменяемый показатель доли учреждений, которые не соответствуют современным требованиям;
- проблема сменности и очередности.
На основе проведенного анализа были сформулированы направления по повышению качества образования в Красноярском крае: оценка готовности образовательных организаций для внедрения ФГОС; обновление преподавательского состава; распределение дополнительного финансирования для «отстающих» школ; введение в практику доплаты учителям за учреждений, предоставляющих среднее образование; взаимодействие с негосударственными учреждениями; проведение работ по повышению переподготовки учителей; внедрение проектной и дистанционной деятельности в учебный процесс.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы о том, что Красноярскому краю необходима такая система образования, которая позволит осуществлять раннее выявление способностей ребенка, даст ребенку знания в соответствии с его способностями (но не ниже установленного стандарта), совместно с институтом семьи обеспечит воспитание и социализацию ребенка, на основании способностей и психофизических особенностей осуществит его профессиональную ориентацию и затем подготовит специалистов, уровень образования и структурный состав которых будет отвечать потребностям новой экономики и общества. Ключевым фактором успеха является подготовка педагогических кадров, способных обеспечить выполнение всех этих требований к образованию. Также главным направлением в управлении образованием края является создание и поддержание на уровне субъекта независимой оценки качества образования и работы образовательных учреждений.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: в ред. от 30.03.2016 № 71- ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации № 825 от 28.06.2007: в ред. от 13.05.2013 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации № 607 от 28.04.2008: в ред. от 04.11.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации № 597 от 07.05.2012: в ред. от 07.05.2012 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012: в ред. от 01.05.2017 № 93-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации № 286 от 30.03.2013: в ред. от 30.03.2013 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Электронный
ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации № 1317 от 17.12.2012: в ред. от 18.04.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации №
825 от 28.06.2007 [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации № 322 от 15.04.2009: в ред. от 04.09.2012 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
9. О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2190-р от 26.11.2012: в ред. от 14.09.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. О концепции модернизации российского образования на период до
2010 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29.12.2001: в ред. от 11.02.2002 № 393-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
11. Устав Красноярского края: в ред. от 04.04.2013 № 4-1178
12. О структуре исполнительных органов государственной власти Красноярского края [Электронный ресурс]: указ Губернатора Красноярского края № 71-уг от 22.07.2005: в ред. от 06.12.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
13. Об оценке эффективности деятельности органов местного
самоуправления городских округов и муниципальных районов Красноярского края [Электронный ресурс]: указ Губернатора Красноярского края № 60-уг от 13.04.2009: в ред. от 18.04.2017 // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. Об утверждение Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и
реализации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Красноярского края № 374-п от 01.08.2013: в ред. от 23.09.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
15. Об утверждении государственной программы Красноярского края
«Развитие образования» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Красноярского края № 508-п от 30.09.2013: в ред. от 19.04.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
16. О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ № 1116 от 08.11.2010: в ред. от 17.03.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
17. Государственная Доктрина образования Российской Федерации [Электронный ресурс]: Специализированный образовательный портал. - Режим доступа: www.sinncom.ru.
18. О результатах мониторинга эффективности деятельности органов
местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Красноярского края по итогам 2015 года [Электронный ресурс]: сводный доклад губернатора Красноярского края в ред. от 18.04.2017 № 95-уг // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
19. Методические рекомендации МОН РФ по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций [Электронный ресурс]: заместитель Министра образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013 // А. Б. Повалко // Официальный сайт министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://MHHo6pHavKn.p^.
20. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования, - М.: ООО «Мир книги», 2001 г. - с.41-46.
21. Болотов В. А. Внедрение независимой оценки качества работы организаций социальной сферы: Независимое педагогическое издание «Учительская газета» № 21 от 23.05.2017 г. - с.4.
22. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: Университетская книга, - Логос г. М.: 2007 г. - с.10-46.
23. Неустоев Д. В. Организационно-методическое обеспечение управления региональным развитием на основе системы индикаторов: диссертация / Неустроев Денис Васильевич - Тюмень, 2010 г. - с.194.
24. Озорнина Ю. П. Эффективность государственного управления социальной сферой как предмет социологического исследования: диссертация / Озорнина Юлия Петровна - Екатеринбург, 2012 г. - с. 200-215.
25. Теленкевич В. В. Формирование системы оценки результативности деятельности исполнительных органов власти для систем поддержки принятия решений по управлению социально-экономическим развитием региона: диссертация / Теленкевич Виктор Валентинович - Москва, 2012 г. - с.297.
26. Филимонцева Е. М. Совершенствование инструментария оценки эффективности управления деятельностью учреждений общего образования в регионе: диссертация / Филимонцева Елена Михайловна - Ростов-на-Дону, 2011 г. - с.113-130.
27. Официальный сайт министерства образования Красноярского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.krao.ru/
28. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/
29. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://минoбpнayки.pф/документы/
30. «Российский статистический ежегодник». Регионы России
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicatio ns/catalog/
31. Статистический сборник «Образование в цифрах» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hse.ru/org/hse/primarydata/
32. Единый портал российского образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://3535.ru