Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Копинг-стратегии у студентов с разным уровнем социального интеллекта

Работа №26008

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
250
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический анализ поведения совладания со стрессом 8
1.1 Копинг-стратегии как предмет изучения психологии 8
1.2 Основные типы копинг-стратегий, изучаемые в современной науке 21
1.3 Психологические факторы, оказывающие влияние на выбор доминирующих
копинг-стратегий 30
1.4 Влияние социального интеллекта на копинг-стратегии 41
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи социального интеллекта с копинг-
стратегиями 57
2.1 Отбор респондентов исследования 57
2.2 Подбор методик исследования 57
2.3 Основные этапы исследования 59
2.4 Выводы по проведенному исследованию 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А - 3

Актуальность работы состоит в том, что на современном этапе развития психологической науки особое внимание уделяется такому понятию, как «социальный интеллект», в котором предполагается развитие у человека способности понимать себя, свое поведение, поведение других людей и выстраивать эффективное взаимодействие, добиваясь поставленных целей. Развитие социального интеллекта обеспечивает успешную включенность в социальные отношения, поскольку это дает возможность адаптироваться к новой ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Способность правильно понимать поведение людей необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Копинг-стратегии в свою очередь- это способы, которыми индивидуум поддерживает психосоциальную адаптацию в период стресса. Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация понимается как активное взаимодействие человека с социальной средой. В нашем исследовании мы опираемся на определение копинг-стратегий выдвинутое Р. Лазарусом. Копинг-стратегии он понимал, как средство с помощью которого можно защитить свою психику путем выработанных человеком в следствии психотравмирующих происшествий и предназначенных для влияния на ситуацию поведение индивида в определенно сложившихся обстоятельствах. Так же опираемся на определение социального интеллекта Дж. Гилфорда. Социальный интеллект есть интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект имеет схожие функции с копинг- стратегиями, которые направленны на снижение отрицательных эмоций и применение усилий для устранения стрессовой ситуации. Также имеет схожесть в структурах, которые подразумевают под собой процессы, связанные с накоплением ресурсов для преодоления стресса, с использованием когнитивной оценки с пониманием ситуации, с оценкой своих действий.
Схожесть имеется и в задачах социального интеллекта и копинг-стратегий, которые связанные с адаптацией во взаимоотношениях между людьми. Если социальный интеллект имеет схожие задачи, функции и структуру с копинг - стратегиями, то можно поставить исследовательский вопрос: есть ли взаимосвязь между уровнем социального интеллекта и копинг-стратегиями.
Вопросами социального интеллекта в зарубежной психологии занимались такие психологи как: Э. Торндайк, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд и М. Салливен, Р. Штернберг. В отечественной психологии вопросы социального интеллекта рассматривали Ю. Н. Емельянов, Н. А. Аминов и М. В. Молоканов, М. И. Бобнева и др. Исследования, посвященные вопросу копинг-стратегий, широко проводятся последние 40 лет в зарубежной психологии такими психологами как: Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Эндлер. В отечественной психологии проблема копинг-стратегий активно обсуждается с 90-х гг. XX в. такими, исследователями как: С. К. Нартова-Бочавер, Л. И. Анцыферова, H. A. Сирота, В. М. Ялтонский, А. Б. Леонова, К. Муздыбаев, И. М. Никольская, P. M. Грановская, A. A. Андреева и др.
Выраженный интерес к проблеме взаимосвязи копинг- стратегий и социального интеллекта вызывает исследование, проведенное Шамшковой О. А, Герасимовой П. С, и Шварц А. В, в котором несмотря на обнаружение противоречий между необходимостью исследования взаимосвязи социального интеллекта и копинг- стратегий в условиях стрессовых ситуациях и степенью разработанности исследований взаимосвязи копинг-стратегий и социального интеллекта была доказана взаимосвязь социального интеллекта и копинг- стратегий. Исследование проводилось на примере работников дошкольного учреждения, что говорит о недостаточности возрастной выборки связанной со студенческим возрастом, которая позволила бы получить новые данные о взаимосвязи феноменов тем самым разрушить имеющиеся противоречия и закрыть белое пятно в существующих представлениях.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем социального интеллекта с доминирующими видами копинг-стратегий у студентов.
Исследовательский вопрос: есть ли взаимосвязь между уровнем социального интеллекта и копинг-стратегиями.
Объект исследования: студенты Сибирского Федерального Университета в возрасте от 18 до 22 лет.
Предмет исследования: копинг-стратегии у студентов с разным уровнем социального интеллекта.
Теоретические гипотезы исследования: существует взаимосвязь между уровнем социального интеллекта и копинг-стратегиями.
Эмпирические гипотезы:
При высоком уровне социального интеллекта доминируют конструктивные копинг-стратегии, такие как: «Поиск социальной поддержки», «самоконтроль», «планирование решения проблемы», а при низком уровне социального интеллекта доминируют неконструктивные копинг-стратегии, такие как: «бегство-избегание», «конфронтационный копинг»,«дистанцирование».
Задачи исследования:
1) Проанализировать научную литературу по проблематике исследования.
2) Подобрать методы и методики для исследования.
3) Организовать и провести эмпирическое исследование, обработать полученный материал.
4) Провести количественный анализ полученных данных.
5) Выводы и интерпретация исследования.
Для проверки гипотезы исследования были выбраны следующие методы и методики:
1) Методика «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и О'Салливан [15].
2) Методика Р. Лазаруса «Копинг-стратегии» [27].
3) Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций «SACS» С. Хобфолла [32].
Методы обработки данных - методы математической статистики:
1) Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методологическую основу составили:
Ведущие принципы психологии, основные теоретико-методологические положения теоретической модели социального интеллекта как интегральной способности к познанию поведения и социальной адаптации (Дж. Гилфорд, Э. Торндайк и др.); общие представления о природе социального интеллекта, разработанные в рамках поведенческого (Э. Торондайк, Г. Оллпорт и др.), когнитивного (Дж. Гилфорд, Д. К. Китинг, Н. Кэнтор), коммуникативного (М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, А. Л. Южанинова, Е. С. Михайлова и др.), коммуникативно-личностного (В. Н. Куницына) подходов к его изучению; базовые положения и концепции о копинг-стратегиях личности (Р. Лазарус в книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним», С. Фолкман, X. Вебер, Виталиано и др.).
База и выборка исследования:
Исследование проводилось в 2017-2018 гг. в г. Красноярск в Сибирском Федеральном Университете на факультете психологии. В нем приняли участие 60 студентов очной формы обучения, получающие первое высшее образование (в возрасте от 18 до 22 года.)
Исследование проходит в три этапа:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2017) - анализ литературы по теме исследования, отработка понятийного аппарата, определение объекта, предмета и цели исследования; постановка задач и выбор методов исследования;
Второй этап (ноябрь 2017 - январь 2018) - проведение первичной диагностики, количественная и качественная обработка результатов, осуществление работы с методом корреляционного анализа (rs-Спирмена), проводился поиск существенных взаимосвязей между параметрами социального интеллекта и копинг-стратегиями у студентов.
Третий этап (февраль - май 2018) - оформление выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты данного исследования вносят вклад в психологию общения, вводя в нее представления о взаимосвязи социального интеллекта с копинг-стратегиями.
Практическая значимость исследования: Данные, полученные в результате нашего исследования, могут быть использованы психологами образовательных учреждений при расширении практический знаний, при проведении консультирования и проектирования тренингов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Идея данной работы заключалась в установлении взаимосвязи между копинг-стратегиями и уровнями социального интеллекта у студентов Сибирского Федерального Университета. Методическая идея заключалась в том, что, если существует взаимосвязь между копинг-стратегиями и уровнями социального интеллекта у людей в зрелом возрасте, тогда можно говорить о том, что взаимосвязь между данными феноменами может проявляться и в позднем юношеском возрасте у студентов.
Проведенное нами исследование показало, что не существует взаимосвязи между копинг- стратегиями и уровнями социального интеллекта у студентов. Многие ученые полагают, что поздний юношеский возраст является переходным от ранней юности к зрелому возрасту, что свидетельствует о нестабильности данного периода. Это дает нам основания предполагать, что данный возрастной период является еще неустойчивым, что могло повлиять на опровержение эмпирической гипотезы в нашем исследовании.
Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать вывод о том, что между копинг-стратегиями и такими уровнями социального интеллекта как высокий и низкий статистической значимости не обнаружено.



1. Габдреева, Р. X. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов / Р. X. Габдреева. - Казань, 1983. - С. 68-85
2. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 336 с.
3. Бодров, В. А. Психологический стресс : развитие и преодоление / В. А. Бодров. - Москва : ПЕР-СЭ, 2006
4. Карпович, Т. Н. Психологическая диагностика социального интеллекта личности / Т. Н. Карпович // Мозырь : Содействие, 2007. - 164 с.
5. Вундт, В. Психология душевных волнений / В. Вундт // Психология эмоции. - Москва : Тексты, 1984. - С. 49-50
6. Крюкова, Т. Л. Психология совпадающего поведения / Т. Л Крюкова. - Кострома : Студия оперативной полиграфии «Аквантитул», 2004. - 344 с.
7. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина. - Москва : Просвещение, 1991. - 421 с.
8. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - Москва, 1965. - 456 с.
9. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - Москва, 1965. - 397 c.
10. Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю. Н. Емельянов. - Москва : Просвещение, 1995. - 183 с.
11. Кинякина, О. Н. SupernHTenneKT. Интенсив-тренинг для повышения IQ, 2008
12. Крюкова, Т. Л. Человек как субъект совпадающего поведения // Совпадающее поведение : Современное состояние и перспективы / под ред. А.
Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. Л. Сергиенко. - Москва : ИП РАН, 2008. - С. 55-67
13. Интеллект как предиктор и ресурс совпадающего поведения студентов / Квалиф. работа. Ю. В. Кузнецова. - Кострома, 2005
14. Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект : структура, функции, взаимоотношение / В. Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - Вып. 1. - 4.1. - Санкт- Петербург, 1995. - С. 48-61
15. Михайлова, Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена / Е. С. Михайлова. - Санкт- Петербург, 1996. 51 с.
16. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 1, выпуск 2. - 1998
17. Наследов, А. Д. Математические методы Психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учебное пособие / А. Д. Наследов. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 392 с.
18. Соловьева, С. Л. Психология экстремальных состояний Текст. / С. Л. Соловьева. Санкт-Петербург : ЭЛБИ-СПб, 2003. - 128 с.
19. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. -Томск, 1997. - 478 с.
20. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития : задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. - Рига, ПЦ «Эксперимент», 1997
21. Чеснокова, О. Б. Изучение социального познания в детском возрасте / О. Б. Чеснокова // Познание. Общество. Развитие. - Москва : ИПРАН, - 1996. - С. 54-75
22. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основные теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 166 с.
23. Набиуллина, Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом : учебное пособие / Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова.
- Казань : Казанская государственная медицинская академия, 2003
24. Рассказова Е. И. Копинг-стратегии в психологии стресса : подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] : Психологические исследования.
- Электрон. науч. Журнал / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева. - 2011. № 3 (17). URL. - Режим доступа:http://psystudy.ru
25. Волкова, О. Н. Исследование качества жизни и стратегий совладания в гендерном аспекте / О. Н. Волкова, Е. Г. Коссова, Е. И. Чехлатый // Вестник психотерапии. - 2005. - № 13 (18). - С. 65-75
26. Голубев, В. Л. Психосоциальные факторы, гендер и боль / В. Л. Голубев, А. Б. Данилов, А. В. Вейн // Журнал неврологии и психиатрии. - 2004. - Т. 104 (11). - С. 70-73
27. Крюкова Т.Л. Психология семьи: семейный стресс и совпадающее поведение / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк. - Кострома : КГУ, 2004. - 245 с.
28. Сибгатуллина, И. Ф. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы / И. Ф. Сибгатуллина, Л. В. Апакова, Л. Д. Зайцева // Прикладная психология. - 2002. - № 5-6
29. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферов // Психологический журнал. - Т. 15. № 1. 1994. С. 3-19
30. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Copping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. - 2006. - № 1. - С. 122-133
31. Дементий, Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения / Л. И. Дементий. - Москва : Журнал прикладной психологии. - 2004. № 3
32. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал, 1997. - Т. 18, № 5
33. Татьянченко, Н. П. Развитие понятия «копинг» в отечественной и зарубежной психологии / Н. П. Татьянченко // Известия Южного федерального университета. Тематический выпуск «Психология и педагогика», 2006. - № 4. - С. 377-382
34. Чернобай, П. Д. Социальная напряженность : опыт измерения / П. Д. Чернобай // Социологические исследования. 2002. - № 7. - С. 94-98
35. Михайлов, В. И. Психологическая диагностика копинг-поведения подростков в соотношении со стилем родительского воспитания (в аспекте психопрофилактики) / В. И. Михайлов, О. Ю. Щелкова // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерва, том 2, 2007. - № 1
36. Allport, G. W. Pattern and growth in personality. / G. W, Ailport. - New York : Holt Rinehart and Winston. - 1961
37. Cantor, N. Social Intelligence / N. Cantor, J. F. Kihlstrom // Handbook of Intelligence, 2nd ed. Cambridge, UK : Cambridge University Press. P. 359-379
38. Cramer, P. Coping and defensive mechanisms: What's the difference? / P Cramer // Journal of Personality. 1998. Vol. 66. P. 919-946
39. Folkman, S. Coping and emotion / S. Folkman, R. S. Lazarus // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping : N. - Y. 1991
40. Frydenberg, E. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? / E. Frydenberg, R. Lewis // American Educational Research Journal, Fall 2000. Vol. 37, No. 3, pp. 727-745
41. Heim, E. Coping und Adaptivitat: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping / E. Heim // Psychother., Psychosom., med. Psychol. - 1988. -№ 1. - p. 8 - 17
42. Lazarus, R. S. The concept of coping / R. S. Lazarus, S. Folkman // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping : N.-Y. - 1991
43. John, F. Kihlstrom, Nancy Cantor. Social Intelligence / F. K. John, N. Cantor / Cambridge University Press, 2000. (pp. 359-379)
44. Losoya, S., Developmental issues in the study of coping / S. Losoya, N. Eisenberg, R. A. Fabes // International Journal of Behavioral Development, 1998, 22(2), 231—237
45. Lopez, D. F., Little, T. D. Children's action-control beliefs and emotional regulation in the social domain / D. F. Lopez, T. D. Little // Developmental Psychology. - 1996. - № 32. - C. 299-312
46. Miceli, M. Further distinction between coping and defensive mechanisms / M. Miceli, C. Castelfranchi // Journal of Personality. 2001. Vol. 69, №2. P. 287-296
47. Pearlin, L. I., Schooler C, (1978). The structure of coping / L. I. Pearlin, C. Schooler // The journal of health and social behavior. Vol. 19. №. 1. P. 2-21
48. Thorndike, E. L. Intelligence and its uses. / E. L. Thorndike. - Harper's Magazine, 1920. - P. 227-235
49. Vitaliano, P. P. Coping Profiles Associated With Psychiatric, Physical Health, Work and Family Problems (англ.) / P. P. Vitaliano et al // Health Psychology. - 1990. - № 9(3). - C. 348-376
50. Wong, P. T. Effective management of life: The resource-congruence model / P. T. Wong // Stress Medicine.1993. Vol.9. P 51-60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ