Введение
1 Особенности видов спорта по отделениям «СДЮСШОР по ледовым видам
спорта». Критерии отбора и контрольно - переводных нормативов 7
1.1 Фигурное катанье на коньках 8
1.2 Танцевальный спорт 12
1.3 Керлинг 16
2 Организация и методы исследования 18
2.1 Организация исследования 18
2.2 Методы исследования 19
3 Результаты исследования и их обсуждение 21
Заключение 42
Список использованных источников 45
Приложения 49
Актуальность. СДЮСШОР - основной вид спортивного учреждения для узкой специализации обучающихся в избранном виде спорта с целевой установкой на попадание в резерв спортивных сборных команд страны по различным видам спорта. Эффективность деятельности СДЮСШОР определяется количеством подготовленного резерва для спортивных сборных команд по различным, в первую очередь олимпийским, видам спорта., причем эта эффективность в значительно большей мере наблюдается среди тех организаций, которые несут государственную ответственность за подготовку спортсменов высокого уровня, подготовку резерва спортивных сборных команд различного уровня [37].
Росту спортивных достижений в первую очередь способствуют передовой опыт и новые научные идеи, позволяющие совершенствовать методику тренировки спортсменов разного возраста. Эффективность подготовки спортивного резерва определяет качество отбора; оптимизация стратегии многолетней подготовки, ее индивидуализация; рациональное использование объемов тренировочных заданий и адекватное дозирование нагрузок. Вместе с тем, в современных социально-экономических условиях в России появилась, как никогда, потребность в большей дифференциации системы подготовки спортсменов массовых разрядов и потенциального контингента спорта высших достижений [18].
Постоянное исследование динамики контингента образовательного учреждения необходимо с целью определения состояния и перспектив развития учреждения, а так же достижения обучающимися высоких спортивных результатов. Контроль динамики контингента лежит в основе рационального планирование многолетней подготовки спортсменов [28].
В преддверии Универсиады - 2019 в г.Красноярске на спортивные школы города и края ложится двойная ответственность.
4
Для достижения высоких спортивных результатов спортивным школам необходимо всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей в регулярных занятиях физической культурой и спортом; выявление, развитие и отбор одаренных детей и подростков и подготовка к освоению этапов спортивной подготовки и достижение ими высоких спортивных результатов; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда [31].
Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по ледовым видам спорта», является государственным учреждением дополнительного образования спортивной направленности и осуществляет образовательную деятельность с 01.07.2012г. КГБУДО «СДЮСШОР по ледовым видам спорта» осуществляет деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта - дополнительных предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки по следующим отделениям:
«Фигурное катание на коньках»;
«Танцевальный спорт».
«Керлинг» [30].
Анализ кадрового потенциала показывает, что штатный состав педагогов остается стабильным на протяжении 3 лет и пополняется исключительно молодыми специалистами. Школа обладает достаточными кадровыми ресурсами для функционирования и развития. Профессиональный педагогический коллектив в настоящее время насчитывает 15 педагогов.
Исследования внутренней работы учреждений проводятся крайне редко, что еще больше повышает актуальность работы и обуславливает выбор темы.
Цель работы: выявление и исследование факторов влияющие на сохранность контингента.
Объект исследования: деятельность отделений «СДЮСШОР по ледовым видам спорта»
Предмет исследования: факторы, влияющие на сохранность контингента в «СДЮСШОР по ледовым видам спорта».
Гипотеза: мы предполагаем, что основными факторами влияющими на сохранность, являются дальность расположения спортивного объекта от места проживания обучающихся, затраты на занятия выбранным видам спорта и средний уровень дохода семьи.
Задачи:
1. Выявить особенности видов спорта и рассмотреть критерии отбора по отделениям в СДЮСШОР.
2. Рассмотреть динамику численности занимающихся за 2012-2015гг.
3. Провести анкетирование родителей детей, занимающихся в СДЮШОР и выявить основные факторы, сказывающиеся на стабильности посещения тренировочных занятий
4. Определить факторы, влияющие на сохранность контингента в учреждении.
В результате работы были сделаны следующие выводы:
1. Культивируемые виды спорта в «СДЮСШОР по ледовым видам спорта» являются сложно-координационными с жестко регламентированными требованиями к отбору.
Современное направление развития фигурного катания на коньках характеризуется ярко выраженной тенденцией к гармонии основных компонентов катания. Перед спортсменами ставится задача продемонстрировать владение всеми группами элементов - шагами, спиралями, вращениями, прыжками - в одиночном катании, поддержками, подкрутками, выбросами, тодесами, совместными и параллельными вращениями в парном катании, разнообразными шаговыми комбинациями в танцах на льду. Установлено, что лучше всего прогрессируют в фигурном катании дети живые и уравновешенные, проявляющие интерес к взрывным упражнениям.
В настоящее время спортивные бальные танцы рассматривают как "артистический вид спорта". Спортсмен - танцор одновременно сочетает в себе гибкость и координацию, силу и выносливость, грацию и стиль. Танцорам необходимо обладать физическими качествами присущими многим другим видам спорта: прыжки в воду, парусные гонки, серфинг, баскетбол и даже футбол, но ближе всего это к гимнастике. Спортивные танцы по интенсивности поддержек и сложности выполнения элементов можно сравнивать с танцами на льду (многие связки пришли в танцы на льду из обычных танцев).
Керлинг - молодой и только набирающий популярность вид спорта. Количество команд европейского и мирового уровня не велико. Преимуществом данного вида спорта, является то, что в него «ни когда не поздно» начать играть. Состав команды может быть разно-возрастной.
42
2. Эффективность подготовки спортивного резерва определяет качество отбора; оптимизация стратегии многолетней подготовки и ее индивидуализация.
Методика отбора при приеме в спортивную школу по отделениям «фигурному катания на коньках» и «танцевальный спорт» включает и противопоказания по состоянию здоровья, оценку особенностей телосложения, склада характера, умение кататься на коньках, а также результаты выполнения контрольных нормативов по физической и специально-технической подготовке. В оценку внешнего вида входит развитие мускулатуры, характеристика костяка, жироотложения. Наряду с этим оценивается осанка, форма спины, длина туловища, ног, форма и полнота ног, длина и толщина бедер, поперечные размеры тела. Обращается внимание на наличие или отсутствие плоскостопия. Контроль динамики контингента лежит в основе рационального планирование многолетней подготовки спортсменов. Изучив нормативные документы и локальные акты учреждения, можно сделать вывод, что при выполнении всех установленных в них требований, нарушения в тренировочном процессе сводятся к минимуму, сохранность контингента увеличивается или остается на прежнем уровне.
3. Для достижения высоких спортивных результатов спортивным школам необходимо выявление, развитие и отбор одаренных; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и достижения высоких спортивных результатов.
Изучив контрольно-переводные нормативы обучающихся сделан вывод, что процент сохранности высокий и составляет примерно 90%. Доминирующий процент отчисления детей из учреждения осуществляется на этапе начальной подготовке по причинам смены вида спорта или сдачи КПН ниже необходимого уровня. Следовательно, учреждение работает устойчиво, обеспечивая заявленное качество дополнительного образования, уставные цели и задачи.
4. Проведенным исследованием выявлены факторы, влияющие на стабильное посещение занятий в спортивной школе. К ним относят: средний доход семьи, доступное месторасположение спортивного объекта, удобное время тренировочных занятий и правильно составленное расписание.
Отсутствие внимания к таким вопросам, как профессионализм тренера, удобство времени и места тренировочных занятий ведет к потере до 70% занимающихся за учебный год. Своевременная коррекция и реагирование на возникающие социальные трудности позволяет обеспечить сохранность контингента занимающихся, создать у занимающихся устойчивую внутреннюю мотивацию к активным занятиям спортом, а с ней — глубокий интерес к здоровому образу жизни.
Обработав результаты по каждому отделению школы, мы сделали вывод, что самыми значимыми факторами влияющими на сохранность контингента являются средний доход семьи в месяц, расстояние от дома до спортивного объекта и ежемесячные затраты на занятия выбранным видом спорта, наименьшее влияние имеют факторы, возраст ребенка и показатели контрольно - переводных нормативов.
1. Артемьева, Г.П. Построение индивидуальных тренировок со спортсменами 9-11лет в спортивных танцах./Г.П. Артемьева// Слобожанский научно-спортивный вестник. -2013.-N 5- С. 19-24.
2. Блюмин С.Л. Основы прикладной математики. Экономические производственные задачи: Учеб. пособие / С.Л. Блюмин, В.Ф. Суханов, С.В. Чеботарёв. - Липецк: ЛЭГИ, 2000. - 72 с.
3. Ведомости сдачи контрольно - переводных нормативов обучающихся «СДЮСШОР по ледовым видам спорта».
4. Волков И. П. Практикум по спортивной психологии. — СПб.: Питер, 2002. - 276 с.
5. Гарри Смит-Хемпшир "Венский вальс. Как воспитать чемпиона"
6. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.
7. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта. / В.П. Губа. - М: Советский спорт. - 2008. - 304 с.
8. Дроздов, К.В. Использование возможностей графических систем для обработки новых упражнений спортсмена/ К.В. Дроздов//Наука и образование: электронное научно-техническое издание. -2010. -N6. -С. 4.
9. Задворнов К.Ю. Керлинг: организация и судейство соревнований, правила игры.-М.: 2006.-136с.
10. Иванова Т.В. Психололгия - фактор, определяющий успех в спорте./ Т.В. Иванова// Теория и практика ФК. - 2004. - №11. - с.38-39.
11. Карпенко, Л.А., Савельева Л.А. Композиционая подготовка в технико-эстетических видах спорта/ Л.А. Карпенко.,Л.А. Савельева//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2009.- N 9. -С. 57-61.
12. Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы / Кауль Н. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 351 с.
13. Климкин И.А. Тонкости и парадоксы начального бучения. / И.А. Климкин //Московский фигурист - 2012. - №4. - с. 24-25
14. Коваленко, Т.Г., Моисеева О.А., Рыжкина М.Г. Основы спортивной тренировки: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — 88 с.
15. Козлов, И.М. Активность мышц у фигуристов при выполнении специальных упражнений/ И.М. Козлов//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2012.- N 2. -С. 214-223.
16. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин . - М. : Изд-во, Советский спорт, 2010. - 464 с.
17. Ланцева Н.А. Пути повышения эффективности процесса отбора и начального обучения основам фигурного катания на коньках младших школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Н.А. Ланцева. - Санкт-Петербург, 2013 - 24с.
18. Лукьяненко, В.П.Физическая культура : основы знаний : Учебное пособие.Ставрополь : Изд-во СГУ. - 2001. - 224 с.
19. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и. доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2005. - 384 с.
20. Медведева, И.М. Становление фигуристов / И.М. Медведева // Физическое воспитание студентов творческих специальностей.- 2001. - N 4.- С. 8-12.
21. Медведева, И.М. Композиция соревновательных программ (короткой) в фигурном катании на коньках/ И.М. Медведева//Физическое воспитание студентов творческих специальностей. -2001. -N 6. -С. 19-26.
22. Методика тренировочного процесса для занимающихся бальными танцами: Методические указания для студентов и преподавателей / Сост. А.П. Гаврилов. - Омск: Изд-во ОмГУ,2005. - 32 с. Михайлова, М.А.
23. Неверкович С.Д. Спортивная деятельность: психические состояния, диагностика, отбор / С.Д. Неверкович // Теория и практика Физической культуры - 2003. -№5. - с. 12
24. Попов А.Л., Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 152
25. Потапов Т.В. Спортивный отбор: теория и практика. / Потапов Т.В. - Советский спорт: 2013
26. Постановка танца, упражнения для красивого движения / М.А. Михайлова, Н.В. Воронина - Ярославль, 2000.-112с.
27. Положение о приеме, переводе и отчислении обучающихся КГБУДО «СДЮСШОР по ледовым видам спорта»
28. Психология физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений / ред.А. В. Родионов. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр Академия, 2010. - 368 с
29. Толковый словарь спортивных терминов. М: физкультура и спорт. - 2001. - 408 с.
30. Устав КГБУДО «СДЮСШОР по ледовым видам спорта».
31. ФЗ №273 «Об образовании».
32. Факторный анализ для психологов. О. В. Митина, И. Б. Михайловская. Москва, Учебно-методический коллектор Психология, 2001 г, 169 с.
33. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. Пособие для институтов и техникумов физ. Культи. - М: Физкультура и спорт, 1998, - 128с.
34. Холодов, Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с
35. Хэмпшир, Г. Как стать чемпионом. Европейская и Латиноамериканская программы / Г. Хэмпшир //Белый жанр.- 2014. -N 1. -С. 83-85.
36. Электронный учебник по статистике. Москва, StatSoft. WEB: www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm.
Ъ1. Якушев, П.В. Теория спорта Курс лекций /В. П. Якушев. - Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2005. - 129с.
38. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. Бююль А., Цёфель П. СПб., ООО «ДиаСофтЮП», 2002, 303 стр.