Введение 2
1 Основы системы мотивации деятельности персонала 4
1.1 Российский опыт управления мотивацией персонала в организации 4
1.2 Основные механизмы и методы мотивации и стимулирования персонала 17
2 Анализ мотивационной деятельности персонала ОАО «СКБ-Банк» 29
2.1 Позиционирование банка на региональном рынке банковских услуг 29
2.2 Анализ динамики и причин неустойчивого состояния персонала банка ...48
3 Разработка мероприятий по повышению мотивации персонала организации
(на примере ОАО «СКБ-Банк») 74
3.1 Разработка мероприятий по изменению системы мотивации персонала ...74
3.2 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы
мотивации персонала 91
Заключение 98
Список использованных источников 101
Приложения А-В
Актуальность дипломного проекта. Банки - это важнейшие экономические агенты. В рыночных условиях конкуренция среди финансово-кредитных организаций крайне высока. Ограниченность ресурсов, ужесточение банковского законодательства, нестабильная политическая ситуация в мире вынуждают банки находить наиболее эффективные способы работы для того, чтобы удержаться на рынке банковских услуг. На этом фоне особую актуальность приобретает проблема мотивации персонала, так как именно от правильно построенной системы стимулов будет зависеть результат работы сотрудников и дальнейшее развитие организации, поскольку сегодня материальная независимость выступает одной из форм свобод, так необходимой для хорошего морального состояния человека. Ведь материально обеспеченный человек чувствует себя уверенней. Как правило, работник, получающий за свой труд достойные деньги, с большим усердием выполняет свои функции и подходит к работе с большей ответственностью.
Важнейшим фактором стабильного развития общества является рост заинтересованности работников в повышении результативности деятельности на базе обеспечения тесной взаимосвязи размеров доходов трудящихся с количеством и качеством затраченного ими труда. Поэтому от того насколько правильно разработана система мотивации зависят результаты деятельности организации.
Разработанность темы дипломного проекта. Сегодня вопросы эффективной мотивации и стимулирования персонала достаточно широко освещаются в научной и публицистической литературе. Это внимание обусловлено обеспечением социальной и творческой активности работников, а также тенденциями роста общей результативности и прибыльности деятельности компаний. В течение последних лет появилось большое количество трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных данной проблеме. К этим авторам можно отнести следующих: С.И. Алтухов, Ю.Н. Богданов, А.А. Устенко, С.А. Шапиро, Н.В. Федорова, В.А. Лобызенкова (2014), Т.И. Каграманова и др.
Цель дипломного проекта - разработать мероприятия по усовершенствованию системы мотивации и стимулирования труда работников ОАО «СКБ- Банк».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературные источники по теоретическим основам мотивации и стимулирования труда работников организации;
- проанализировать и оценить мотивацию труда банковской организации на примере «СКБ-Банк»;
- разработать мероприятия по усовершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала.
Объектом исследования является ОАО «СКБ-Банк». Предметом исследования дипломного проекта являются мотивы и стимулы труда персонала ОАО «СКБ-Банк»
Структура дипломного проекта состоит из введения, основой части, заключения, библиографического списка, в том числе 21 рисунка, 30 таблиц, 3 приложения, 73 источника.
В ходе выполнения дипломного проекта была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключение сделаем несколько общих выводов по работе.
Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долго-срочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Руководители современных предприятий просто обязаны осознать настоятельную необходимость отказа от традиционной кадровой политики, основанной на авторитарных принципах, и перехода к политике управления человеческими ресурсами, формирования новой производственной культуры, ориентированной на человека и предусматривающей максимальную вовлеченность персонала в дела фирмы, поощрение инициативы и самодисциплины.
Поэтому система мотивации трудовой деятельности персонала - важный фактор в деятельности предприятия. Мотивация - это создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться, это создание условий отождествления интересов организации и работника, при которых то, что выгодно и необходимо одному, становится столь же необходимо и выгодно другому.
Труд работающих является необходимой составной частью процесса производства, потребления и распределения созданного продукта. Участие трудящихся в доле вновь созданных материальных и духовных благ выражается в виде заработной платы, которая должна соответствовать количеству и качеству затраченного ими труда. Заработанная плата представляет собой важнейшее средство повышения заинтересованности работников в результатах своего тру¬да, его производительности, увеличении объемов произведенной продукции, улучшении ее качества и ассортимента.
Чтобы правильно начислить заработную плату работнику, надо правильно учесть доплату за работу в ночное время, в праздничные и в выходные дни, за сверхурочное время, а если организация расположена в местности с тяжелыми климатическими условиями, то предприятие обязано выплачивать работникам заработную плату в повышенном размере.
В аналитической части были рассмотрены вопросы, связанные с анализом производственно-хозяйственной деятельности ОАО «СКБ-Банка».
В частности, краткая экономическая характеристика деятельности ОАО «СКБ-Банка», организационная структура управления ОАО «СКБ-Банка», про-веден анализ численности и ранжирования персонала банка.
По итогам исследования действующей системы оплаты труда и мотивации персонала в ОАО «СКБ-Банка» были выделены основные ее недостатки, среди которых:
- низкий уровень удовлетворенности работников размером заработной платы и компенсациями;
- при расчете размера премии не учитывается индивидуальный вклад труда работника;
- действующая система вознаграждения не имеет систему социальных льгот для работников;
- текучесть персонала выросла до 5,84%, превышая уровень естественной.
В третьем разделе дипломного проекта был предложен новый подход к совершенствованию системы мотивации персонала.
1. В системе оплаты:
- изменить тарифную часть заработной платы в сторону ее увеличения;
- повышать заработную плату работникам не только на процент инфляции, но и в зависимости от стажа работы в данном банке.
2. Важными для сотрудников являются и моральные стимулы, в связи с этим предложено:
- поздравления со знаменательными датами и любые другие отмечать в кругу «своих»;
- создание витрины почета, на которой вывешиваются результаты работы
и фамилии лучших работников.
По итогам расчета эффективности предложенной системы, было отмечено, что разработанная система мотивации труда, направленная больше в сторону материального стимулирования является более эффективной, так как при ее внедрении можно существенно увеличить размер заработной платы за счет стимулирования роста производительности труда.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013).
3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 02.12.2013).
4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»(ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2014).
5. Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями от 21.07.2014г.).
6. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями от 04.06.2014г.)
7. Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (утв. Банком России 31.08.1998 N 54-П) (ред. от 27.07.2001)
8. Положение о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками» (утв. Банком России 26.06.1998 N 39-П) (ред. от 26.11.2007)
9. Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (утв. Банком России 20.03.2006 N 283-П) (ред. от 03.12.2013)
10. Абаева, Н.П. Конкурентоспособность банковских услуг / Н.П. Абаева, Л.Т. Хасанова. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 118 с.
11. Абдумажитов, А.А. Влияние финансового менеджмента на конкурентоспособность коммерческих банков / А.А. Абдумажитов//ScienceTime.- 2014. -№4(4). - С. 7-12.
12. Абрамова С. В. Мотивация и стимулирование труда персонала
[Текст] / С. В. Абрамова // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 149-153.
13. Андреева, Л.Ю. Формирование профессиональных специалистов в системе маркетингового управления конкурентоспособностью коммерческого банка / А.В. Андреева, А.А. Юдин //TerraEconomicus. - 2013. - Т. 11. -№ 3-3. -С.14-19.
14. Анисимова, А.И. Структура рынка банковских услуг и ее влияние на конкуренцию (на примере двух российских регионов) / А.И. Анисимова // Деньги и кредит. - №11. - 2011. - С. 53-62.
15. Алтухов С.И. Организация и мотивация как функции управления учебное пособие. - Новосибирск: СГГА, 2014. - 52 с.
16. Базадзе, К.М. Качество услуг и банковского обслуживания в системе управления конкурентоспособностью банков / К.М. Базадзе // Бизнес информ. - 2013. - №5. - С. 318-324.
17. Басова, С.Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации банка как фактор его конкурентоспособности на рынке финансовых услуг / А.А. Какурина // Перспективы науки и образования. - 2014. - №1 (7). - С. 294-299.
18. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело: учебное пособие / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 592 с.
19. Бисембаева, А. Круглый стол. Privatebanking в России / О. Дягтерева, А. Свешников - 2012. - Электронный ресурс: http://gentls.ru/article/ kruglyy- stol-private-banking-v-rossii.html#private.
20. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. - М.: Экономика, 2012. -219 с.
21. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. // Экономист. 2012. № 4. С. 28-31.
22. Белкин В. , Белкина Н. Мотивы и стимулы труда // Социальная за¬щита. - 2015.- № 7. - Прил.: с. 44-47
23. Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг. - 2011.- № 1. - С. 88-101.
24. Богданов Ю. Н. , Зорин Ю. В., Шмонин Д. А., Ярыгин В. Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества. - 2011.- № 11. - С. 14-19.
25. Бурмистров А. , Газенко Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом. - 2002.- № 7. -С. 48-49.
26. Величко, С.С. Конкурентоспособность банка: теоретический анализ / С.С. Величко // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2013. - №1 (15). - С. 135-144.
27. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. - 2012. - №4. - С. 23-34
28. Володин А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии. - 2002.- № 10. - С. 29-31.
29. Волгин, Н.А. Новая модель оплаты труда / Н. А. Волгин - М.: Луч, 2012. - 345c.;
30. Воронов, Д. С. Оценка конкурентоспособности предприятия / Д. С. Воронов [Электронный ресурс] // Теория и практика управленческого учета. -2011. - Режим доступа: http://gaap.ru/articles/Ocenka-konkurentospo-sobnosti- predpriyatiya(15.08.2014).
31. Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда // Общество и экономика 2013.- № 1. - С. 169-174.
32. Девин, А.А. Инновационная конкурентоспособность коммерческого банка / А.А. Девин // Ежегодник «Виттевские чтения». - 2012. - №1. - С. 138¬141.
33. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2009. -452 с.
34. Кетова, И.А. Стоимостный подход к управлению конкурентоспособностью банка / Е.Е. Рачилов, И.А. Кетова / Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4. - С. 428.
35. Кибанов А.Я. Управление персоналом. Регламентация труда. - М.,2012. -168 с
36. Кожемяко А.П. Эра умных продаж. Стратегия и управление. - М.: Синергия, 2013. -256 с.
37. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности/Пер. с англ. -5-е изд. -М.: Альпина Паблишерз, 2010. -374 с.
38. Колесов, П.Ф. Экономическая природа банковской конкуренции /
П.Ф. Колесов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - Ноябрь 2012. -№11 [Электронный ресурс]. - URL:
ekonomika.snauka.ru/2012/11/1391.
39. Котлер, Ф., Бергер, Р., Бикхофф, Н. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы [Текст] / Ф. Котлер, Р. Бергер, Б. Нильс. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 144 с.
40. Крапивин, О.М. Комментарий к законодательству об оплате труда. - «Система ГАРАНТ» /О.М. Крапивин, В.И. Власов, 2012 г.- 120с.;
41. Кудашева, Ю.С. Совершенствование методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка / Ю.С. Кудашева. - Ставрополь: 2010. - 186 с.
42. Кудашева, Ю.С. От конкурентоспособности коммерческого банка к конкурентоспособности региона / Ю.С. Кудашева // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2013. - №18. - С. 39-43.
43. Кудашева, Ю.С. Оценка конкурентоспособности коммерческого банка / Ю.С. Кудашева // Современные тенденции в экономике в экономике и управлении: новый взгляд. - 2011. - №10-2. - С. 102-110.
44. Лаврентьева, Е.Е. Инновации как фактор конкурентоспособности банков / Е.Е. Лаврентьева // Инновации. - 2012. - №10 (168). - С. 58-60.
45. Магура М., Курбатова М. Льготы и социальный пакет // Управление персоналом. 2014. № 13-14. С. 311.
46. Матулин, Ю.Н. Конкуренция и конкурентоспособность коммерческих банков / А.Н. Скворцова, Ю.Н. Матулин // Вестник Самарского государственного экономического университета / - 2014. - №7(117). - С. 111-114.
47. Митрохин, В.В. Качество услуг как фактор повышения конкурентоспособности банка / О.П. Федоткина, В.В. Митрохин // Сервис в России и за рубежом. - 2011. - № 3. - С. 74.
48. Михайловский, А.В. Факторы роста производительности труда в розничной торговле / А. В. Михайловский. - Киев.: Высшая школа, 2011. - 175 с.;
49. Мотивация работой в организации. Изд. 2-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2014. 224 с.
50. Наумова, Н.В. Учет труда и заработной платы: учебное пособие / Н.В. Наумова, Л.А. Жарикова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2014. - 72с.;
51. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Апенько С.Н., Мерко А.И. Мотивация персонала: практикум. -М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2012. -640 с.
52. Орловский, Ю.П. Трудовое право России/ Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова.— М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2013. — 608с.;
53. Пихало В.Т., Царегородцев Ю.Н., Петрова С.А., Ефремова Ю.Е. Управление персоналом организации: учеб.пособие/под общ. ред. В.Т. Пихало, Ю.Н. Царегородцева. М.: ФОРУМ, 2010.
54. Радковская, Н.П. Маркетинг в коммерческих банках: учебное пособие / Н.П. Радковская. - СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2011. - 90 с.
55. Роднина, А.Ю. Факторы конкуренции на российском рынке банковских услуг: региональный аспект / А.Ю. Роднина // Теоретическая экономика. - №1. - 2014. - С. 40-47.
56. Раицкий, К.А. Экономика предприятия: учеб.для ВУЗов/ К.А. Раицкий - 2-е изд. - М.: Маркетинг, 2011. - 458с.;
57. Рофе, А.И. Экономика и социология труда: учеб.пособие / А.И. Рофе. - М.: Экономика, 2010. - 368 с.;
58. Рыженков, А.Я. Трудовое право России. Курс лекций / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.А. Шаронов. М.: Юрайт-Издат, 2013 г.;
59. Самоукина Н. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах: сборник практических инструментов. М.: Эксмо, 2011.
60. Соловьева, Н.А. Анализ результатов хозяйственно-финансовой дея-тельности торговых организаций: учеб.пособие / Н.А, Соловьева, Т.А. Цырку- нова; Красноярский гос. торг.-эконом. институт. - Красноярск, 2014. - 96с.;
61. Титоренко, Г.А. Информационные технологии управления: учеб.пособие для вузов / Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 439 с.
62. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: 2013.
63. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева. - М.: Инфра- М, 2010. - 603 с.
64. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2011.
65. Уфимцев В.В., Мезенцев Е.М. Эффективная мотивация персонала на малом предприятии - важнейшее условие успешного развития организации // Известия ИГЭА. 2012. № 3(83).
66. Фёдорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации: учебник. М.: КНОРУС, 2011
67. Фролова Т.А. Экономика предприятий / Т.А. Фролова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. - 213с.;
68. Хендерсон Р. Компенсационный менеджмент. 8-е изд. / пер. с англ. Под ред. Горелова Н.А. - СПб.: Питер, 2014.
69. Цаплев, Д.Н. Современные подходы к определению и управлению конкурентоспособностью коммерческого банка / А.Э. Штезель, Д.Н. Цаплев // Экономика: теория и практика. - 2012. - №4(28). - С. 43-52.
70. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб пособие для вузов. - М., 2012.
71. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012. — 368с.
72. Шилинскайте И.А. Шилинскене О.В. Влияние мотивации труда на снижение текучести персонала // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС, 2015. -№ 1-1 (3).- С. 139-150.
73. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: Гросс- Медиа, 2015. - 224 с