Введение
1 Теоретические основы копинг-стратегии 8
1.1 Понятие копинг-стратегии в психологии 8
1.2 Основные классификации копинг-стратегии
1.3 Проблема соотношения копинг-стратегии и механизмов психологической
защиты 18
2 Понятие профессиональных компетенций в психологии 24
2.1 Профессиональные компетенции специалистов, работающих в
экстремальных условиях 24
2.2 Профессиональные компетенции машинистов, необходимые для
успешного выполнения работы
2.3 Проблема утомления личности в отечественной и зарубежной литературе
3 Анализ результатов эмпирического исследования
3.1 Описание выборки, условий и этапов исследования
3.2 Ход исследования
3.3 Общие выводы по исследованию
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Проблема преодоления личностью стрессовых и критических ситуаций исследуется учеными в различных областях знания и в настоящее время остается одной из актуальных тем в науке.
В зарубежной психологии механизмы преодоления стресса изучали Дж. Амирхан, Р.Лазарус, Г.Селье, С.Фолкман, А.Фрейд, 3. Фрейд, Е.Хейм и др.
В отечественной психологии проблемами преодоления стресса, механизмами совладания с ним и коррекцией стрессового поведения занимаются Л.И. Анцыферова, В.А.Бодров, Р.М.Грановская,Л.В.Гребенников, Л.Р.Демина, Е.С.Романова, Н.А.Сирота, Ю.В.Щербатых, В.А.Штроо и др. Психологические механизмы преодоления стресса в профессиональной деятельности рассматривали А.А. Баранов, Т.В.Грязнова, Е.Ю.Коржова, А.Р.Кудашев, Т.В.Корнилова, Р.Р. Набиуллина, А.А.Реан, И.В.Тухтарова и др.
Учеными были выделены и изучены внутренние субъективные условия, влияющие на устойчивость человека к психическому стрессу: значимость события для личности, субъективная оценка личностью ситуации, индивидуально-типологические особенности личности. Особое внимание при рассмотрении механизмов совладания со стрессом уделялось ценностно-смысловым ориентациям личности.
На сегодняшний день психологами в значительной мере исследуются личностные особенности работников железнодорожного транспорта, в том числе и профессиональные компетенции, в аспекте профессионального отбора на различные должности.
Трудовая деятельность машинистов локомотивов обладает особой спецификой: динамизм транспортных ситуаций, повышенные требования к оперативному мышлению, постоянная готовность к экстренным действиям в условиях монотонии, высокая персональная ответственность, необходимость удержания в поле внимания нескольких сигналов, быстрая переключаемость и многое другое. Все это предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим копинг-поведение и эффективность деятельности в экстремальных условиях. Почти любая ошибка машиниста может повлечь за собой самые тяжелые последствия.
В процессе трудовой деятельности на машиниста в условиях движения воздействуют вредные факторы (шум, вибрация, нерациональная освещенность рабочего места в темное время суток, статическое электричество и т.д.). Особое место занимает неблагоприятное воздействие на организм машинистов группа психофизиологических факторов, таких как: нервно-психические перегрузки с умственным перенапряжением на фоне монотонного труда с периодическими эмоциональными стрессами, перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного). Неблагоприятные психофизиологические факторы усугубляют негативное действие на организм факторов рабочей среды и увеличивают физиологическую «стоимость» безопасности процесса перевозок.
В последнее время на железной дороге стали чаще возникать ситуации ухудшения группы профессиональной пригодности работниками локомотивных бригад, что свидетельствует о снижении показателей профессионально-важных качеств, а это в свою очередь увеличивает риск совершения ошибочных действий в поездной работе и определяет безопасность движения и надежность работы по человеческому фактору.
В системе мер по повышению качества и эффективности работы на железнодорожном транспорте, обеспечению безопасности движения поездов, снижению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, рациональному использованию трудовых ресурсов, важная роль принадлежит психофизиологическому обеспечению трудовой деятельности работников предприятий железнодорожного транспорта. Установлено, что до 80 % аварий и крушений на транспорте происходит в связи со спецификой человеческого фактора. Эта специфика заключается в том, что отсутствие у человека определенных психологических компетенций во многом предопределяет его потенциальную опасность для собственной жизни и для жизней окружающих, когда такой человек управляет локомотивом. В научных исследованиях, проведенных за рубежом и в России, установлено, что более половины происшествий совершают около 10 % работников транспорта со сниженным уровнем профессионально важных психологических качеств[5]. Этот фактор связан, прежде всего, с необходимостью повышенной бдительности при вождении поездов, строгого соблюдения графика движения, а также высокой степенью персональной ответственности за безаварийное движение, что диктует повышенные требования к способности профессионала противостоять дезорганизующему влиянию стрессовых воздействий.
Между тем, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу о том, что вопросы о причинах ухудшения сотрудниками группы профессиональной пригодности и специфики преодоления стресса работниками железнодорожного транспорта не исследованы. В связи с этим данная тема является актуальной и носит практическую значимость.
Цель исследования: выявить существует ли связь динамики профессиональных компетенций с копинг-стратегиями и уровнем утомления машинистов железной дороги.
Объект исследования: динамика профессиональных компетенций машинистов, работающих на железной дороге.
Предмет исследования: связь динамики профессиональных компетенций с копинг-стратегиями и уровнем утомления.
Гипотеза исследования: динамика профессиональных компетенций машинистов железной дороги, такие как: готовность к экстренному действию, помехоустойчивость, стрессоустойчивость, переключаемость внимания, работа в состоянии монотонии связаны с актуальным состоянием нервной системы (утомлением) и с копинг-стратегией.
Задачи исследования:
- изучить понятие, классификации и проблематику исследования представлений о копинг-стратегиях
- выделить психологические компетенции машинистов, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности
- сформулировать необходимое теоретическое обоснование для работы
- посредством психодиагностической работы оценить адаптивность копинг-стратегий у машинистов двух групп
- исследовать типы реагирования в стрессе у машинистов
- исследовать уровень утомления у машинистов
- определить, влияют ли копинг-стратегии и уровень утомления на успешность прохождения профессионального отбора
Теоретическая база исследования: теоретические положения Абрамовой В.Н. о понятии «профессиональные компетенции», работы Анцыферовой Л.И. о понятии «совпадающее поведение», труды Лазаруса Р. о копинг-стратегиях, классификация копинг-стратегий Хайма.
Характеристика выборки: машинисты, в количестве 30 человек, работающие в ОАО «РЖД», со стажем трудовой деятельности не менее шести лет, проходившие профессиональный отбор.
Эмпирические и теоретические методы:
- Психодиагностические методы
- Метод анализа литературы
Методики исследования:
- Тест диагностики копинг-стратегий Э.Хейма
- Опросник «Способы совпадающего поведения» Лазаруса
- Методика дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности (ДОРС) А.Б.Леоновой и С.Б.Величковской
- Методика «Степень хронического утомления» А.Б.Леоновой и И.В.Шишкиной
Методы обработки данных: метод математической статистики: непараметрический U критерий Манна-Уитни.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Цель нашего исследования по выявлению существования связи динамики профессиональных компетенций с копинг-стратегиями и уровнем утомления машинистов железной дороги достигнута. Поставленные перед нами задачи выполнены в полном объеме.
Теоретическое исследование показало широту и разнообразие трактовок понятия копинг-стратегий, однако до сих пор имеются концептуальные и эмпирические трудности в объяснении совпадающего поведения. В самом общем виде под копинг-стратегиями понимаются средства психологической защиты, выработанные человеком, от психотравмирующих событий и предназначенные для воздействия на ситуационное поведение человека в конкретных условиях среды. Существует достаточно много классификаций копинг-стратегий, открытым остается вопрос об эффективности копинга. Многие авторы разделяют понятия «копинг-стратегии» и «защитные механизмы».
Теоретический анализ по проблеме профессиональных компетенций, позволил сделать следующие выводы. В своей работе под профессиональными компетенциями мы вслед за Абрамовой В.Н. понимали наличие у работника профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональной компетентности) в комплексе с его профессионально важными личностными качествами и профессионально-значимыми индивидуальными психофизиологическими особенностями. То есть мы отождествляли понятия «профессиональные компетенции» и «профессионально важные качества».
Для успешного выполнения деятельности машинисты локомотива должны обладать следующими компетенциями: способность к высоким сенсорным нагрузкам; монотонноустойчивость; лабильность (подвижность) нервной системы; переключаемость внимания (скорость переключения внимания); ГЭД (бдительность); способность к постоянному прогнозированию дорожной обстановки; хорошая работа анализаторов (слуховых, зрительных); избирательная селективность внимания (способность выборочно реагировать на раздражители); концентрация внимания; стрессоустойчивость; помехоустойчивость; глазомер; оперативная память; долговременная память; совместимость с другими людьми (бесконфликтность, срабатываемость).
Эмпирическое исследование показало нам, что достоверных различий между двумя группами испытуемых не существует. Машинисты в обоих группах, чаще используют относительно адаптивные когнитивные и поведенческие копинг-стратегии, эмоциональные же копинг-стратегии у респондентов обоих групп продуктивные. Конструктивность относительно адаптивных копинг-стратегий зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. В группе ухудшивших группу профессиональной пригодности чаще используется такая относительно адаптивная когнитивная копинг- стратегия как «придача смысла» (8 испытуемых из 12). В группе не ухудшивших такой копинг-стратегией выступает «относительность» респондентов из 10. Среди относительно адаптивных поведенческих копинг - стратегий в группе ухудшивших чаще встречаются такие копинг-стратегии, как «компенсация» (5 испытуемых) и «отвлечение» (5 испытуеых), а в группе не ухудшивших у всех семи респондентов была выявлена такая относительно адаптивная поведенческая копинг-стратегия, как «конструктивная активность». Интересно отметить то, что адаптивной эмоциональной копинг-стратегией у всех 30 респондентов является оптимизм.
В ходе изучения типов реагирования в стрессе по методике Лазарус почти все показатели копинг-стратегий находятся на среднем уровне, что говорит о том, что адаптационные потенциалы машинистов по большинству копинг- стратегий находятся в пограничном состоянии. Высоких показателей по шкалам не выявлено, что говорит о том, что респонденты не имеют выраженных дезадаптаций по какой-либо копинг-стратегии. Однако, обнаружены копинг-стратегии имеющие низкий уровень напряженности, что говорит об адаптивном варианте копинга. К таким копинг-стратегиям в группе не ухудшивших группу профпригодности машинистов относятся: конфронтация, дистанцирование, принятие ответственности и бегство/избегание. В группе ухудшивших такими адаптивными копинг- стратегиями являются конфронтация и принятие ответственности.
Полученные результаты по методике «ДОРС» позволяют сделать вывод что существенных различий между группами испытуемых не выявляется. По шкале «утомление» выраженность данного состояния в группе не ухудшивших находится на низком уровне, в группе ухудшивших уровень утомления на умеренном уровне. Индекс монотонии в обоих группах характеризуется умеренной степенью выраженности. Индекс пресыщения в обоих группах характеризуется низкой степенью выраженности, а индекс стресса в группе не ухудшивших находится на низком уровне, а в группе ухудшивших на умеренном уровне.
По методике «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой в обоих группах отсутствуют признаки хронического утомления, однако в группе ухудшивших имеются 3 респондента с начальной степенью хронического утомления.
В ходе корреляционного анализа удалось выявить, что у испытуемых при усилении утомления, пресыщения, стресса, также одновременно усиливается предпочтение применения копинг-стратегий конфронтации, дистанцирования, бегства, принятия ответственности. Также при усилении напряженности/стресса усиливается предпочтение использования адаптивных когнитивных копинг-стратегий.
Таким образом, гипотеза о том, что динамика профессиональных компетенций машинистов, таких как: готовность к экстренному действию, помехоустойчивость, стрессоустойчивость, переключаемость внимания, работа в состоянии монотонии не связаны с актуальным состоянием нервной системы (утомлением), а также со степенью адаптивных возможностей копинг- стратегий и типом реагирования в стрессе не нашла своего статистического подтверждения.
Полученные результаты были нами обсуждены с начальником лаборатории психофизиологического обеспечения, так как запрос на наше исследование исходил из интересов железной дороги, с целью оптимизации работы психологической службы. В ходе обсуждения мы пришли к выводу, что вопросы решения проблемы ухудшения машинистами железной дороги группы профессиональной пригодности лежат не в психологической плоскости, а связаны с организационной стороной работы, а именно: несоблюдение режима труда и отдыха, большой спрос за качество и количество проделанной работы, одинаковая оплата труда при разных нагрузках и условиях и т.д. Данный круг вопросов, необходимо решать с начальником локомотивного депо с целью повышения мотивации к работе у сотрудников.
1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основные теории, диагностики, терапии: книга / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2004. - 58 с.
2. Андреева, О. С. Адаптивность предпочитаемых копинг-стратегий и компоненты описания стрессовой ситуации / О.С. Андреева, Н.Г. Свистунова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - №9. - С. 163¬168
3. Атьков, О. Ю. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов - современное состояние вопроса / О. Ю. Атьков // Железнодорожная медицина. - 2005. - №2. - С. 15
4. Бодров, В. А. Профессиональное утомление: фундаментальные и прикладные проблемы: книга / В.А. Бодров - Москва: Институт психологии РАН, 2009. - 560 с.
5. Бодров, В. А. Теоретические проблемы работоспособности и профессионального утомления субъекта труда / В. А. Бодров // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики: сб.науч.тр./ Институт психологии РАН - Москва, 2012. - С. 239-260
6. Бонч-Бруевич, В. В., Кремез А. С., Чирков Б. П. Развитие профессионально важных навыков с помощью психофизиологического тренажера (ЗАО «Нейроком») / В.В.Бонч-Бруевич, А.С. Кремез, Б.П.Чирков // Автоматизация в промышленности. - 2008. - №7. - С. 49-51
7. Бугаева, В. М., Индивидуально-психологические особенности машинистов железнодорожного транспорта различных возрастных групп / В.М.Бугаева, В.Э.Костецкий, Т.Ю. Коренюгина, В.Э.Бугаев // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - №112(08). - С. 2-12
8. Гарбер, А. Н. Совпадающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований [Текст] / А.Н.Гарбер // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф.. - Челябинск:
Два комсомольца, 2015. - С. 17-19. - Режим доступа:
https: //moluch.ru/conf/psy/archive/157/7325.
9. Голубев, И. Д. Утомление как фактор снижения эффективности деятельности специалистов опасных профессий / И.Д.Голубев // Инновационное развитие: ИП Сигитов Т.М. (Пермь). - 2018. - №1(18). - С. 79- 82
10. Грановская, Р. М. Психологическая защита: книга/ Р. М. Грановская. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 476 с.
11. Журбин, В. И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса / В. И. Журбин // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 14-22.
12. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А.Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
13. Зиньковский, А. К. Проблема повышения эффективности профотбора на железнодорожном транспорте / А. К. Зиньковский, М. 3. Бахтадзе // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2007. - №2. -С. 12-15.
14. Каменская, В. Г. Свойства нервной системы и темперамента в структуре индивидуально-типологических особенностей человека / В. Г. Каменская, Е. Е. Алексеева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России / Издательство: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (Санкт-Петербург). - 2010. -№ 1. - С. 202-209
15. Копытенкова, О. И. Психофизиологические методы, для определения профессиональной пригодности машинистов железнодорожного транспорта / О. И. Копытенкова, О. Т. Алиев // Интернет-журнал Науковедение. -2014. - № 5(24). - С. 1-8
16. Кружкова, О. В. Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура / О. В. Кружкова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2012. - С. 36-47
17. Крюкова, Т. Л. Психология совпадающего поведения: монография / Т. Л. Крюкова // Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул». - 2004. - 344 с.
18. Крюкова, Т. Л. Человек как субъект совпадающего поведения / Т.Л.Крюкова //. - Москва: Институт психологии РАН, 2008. - С. 55 - 65.
19. Маслов, Н. Б. Нейрофизиологическая картина гнева утомления,
хронического утомления и переутомления человека-оператора/ Н. Б. Маслов, И. А. Блощинский, В. Н. Максименко// журнал: Физиология человека / Федеральное государственное унитарное предприятие «Академический научно¬издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр «Наука» - Москва, 2003. - Т.29, №5. - С. 123-133
20. Материалы круглого стола «Проблема компетенций в психологии и управлении персоналом» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.ht.ru/press/ articles/? view=art371
21. Набиуллина, Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом: учеб. пособие /Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова. - Казань: Казанская государственная медицинская академия, 2003. - С. 23-29
22. Нерсесян, Л. С. Железнодорожная психология: книга, 2-е изд., переработанное и дополненное /Л. С. Нерсесян. - Москва: ООО Фирма «РЕИНФОР», 2005. - 534 с.
23. Поддьяков, А. Н. Преднамеренное создание трудностей и совладание с ними [Электронный ресурс] / А. Н. Поддьяков // Психологические исследования. -2008. - № 1 (1). - Режим доступа: http:// psystudy.ru
24. Рассказова, Е. И. Копинг-стратегии в структуре личностного потенциала /Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева/ Личностный потенциал: Структура и диагностика. - Москва: Смысл - 2011. - С. 267-299.
25. Смирнов, Б. А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях: книга / Б. А. Смирнов, Е. В. Долгополова; Хабаровск: Гуманитарный Центр, 2007. - 276 с.
26. Смирнов, В. Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях: книга / В. Н. Смирнов. - Москва: АСВ, 2007. - С. 17-32
27. Татьянченко, Н. П. Развитие понятия «копинг» в отечественной и зарубежной психологии / Н. П. Татьянченко // Известия Южного федерального университета. Тематический выпуск «Психология и педагогика». - 2006. - № 4. - С. 377-382
28. Толочек, В. А. Современная психология труда: учебное пособие/ В.
А. Толочек. - СПб.: Питер, 2005. - 479 с.
29. Шмидт, Р. Физиология человека: книга в 3 т.: пер. с англ. / Р. Шмидт, Г. Тревс. - Москва: Мир, 2005. - Т. 3. - 198 с.
30. Шуев, И. В. Психология экстремальных ситуаций / И. В. Шуев, А.В. Сергеева // Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии /: Смоленский государственный университет. - Смоленск, 2016. - №1. - С. 197¬201
31. Folkman, S. Soc. Psychol / S.Folkman, J. Person. - 1984. - № 5. - vol. 46
32. Freud, A. The Ego and the mechanisms of defense / A. Freud / The writings of Anna Freud. - London. - 1977. - vol.2
33. Haan, N. Hand book of Stress: Theoretical and Clinical Aspects / N. Haan / EdsL. Goldberger, S. Breznitz. - NewYork. - 1982. - 97 c.
34. Lazarus, R. S., Stress, appraisal, and coping / R. S. Lazarus, S. Folkman.- New York: Springer. - 1984
35. Skinner, E. A. Searching for the structure of coping: are view and critique of category systems for classifying ways of coping / E. A Skinner, K Edge, J. Altman H. Sherwood / Psychological Bulletin. - 2003. - С. 216 -269.
36. Weiten, W. Psychology applied to modern life/ W. Weiten, M. A Lloyd. / Wads worth Cengage Learning. - 2008