Представления членов протестантской общины «Голос жизни» о гендерных ролях в современной семье
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения религиозных общин 6
1.1 Подходы к изучению протестантских общин, действующих на территории
России 6
1.2 Основные научные подходы к изучению гендерной проблематики в
религиозном контексте 15
Глава 2. Исследование представлений членов религиозных общин о гендерных
ролях в современной семье 31
2.1 Методическое обоснование исследования 31
2.2 Исследование представлений протестантов общины «Голос жизни» города
Красноярска о гендерных ролях в современной семье 40
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 58
Приложение
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения религиозных общин 6
1.1 Подходы к изучению протестантских общин, действующих на территории
России 6
1.2 Основные научные подходы к изучению гендерной проблематики в
религиозном контексте 15
Глава 2. Исследование представлений членов религиозных общин о гендерных
ролях в современной семье 31
2.1 Методическое обоснование исследования 31
2.2 Исследование представлений протестантов общины «Голос жизни» города
Красноярска о гендерных ролях в современной семье 40
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 58
Приложение
Образовавшийся в России идейный вакуум, после отказа от коммунистических идеалов и ценностей, которыми руководствовалось общество длительное
время, не удается заполнить иной целостной системой идей и ценностей, которая
была бы близкой и понятной населению, способной увлечь и обнадежить людей.
Некоторая часть россиян в поисках надежных социальных ориентиров предпочитают обращаться к авторитету религии и Церкви, проповедующих проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития. Принципы,
записанные в догматы священных писаний, обязательны для выполнения, истины не подвергаются сомнению, верующий человек должен жить в соответствии с
заповедями и наставлениями духовных лидеров своей веры. Особенность религиозных текстов с догмами и канонами заключается в их неизменности на протяжении веков.
В то же время технологически развитые современные общества отличается динамичностью развития, изменчивостью, к которым человек вынужден приспосабливаться, т.к. ощущают сверхнормальную скорость перемен [1, с. 24].
Примером общественных изменений может служить процесс феминизации современного общества, когда прежние гендерные роли пересматриваются, подвергаются критики, а декларации о необходимости равенства супругов начинают
звучать особенно громко. "Бинарная" гендерная парадигма перестает быть аксиомой человеческого бытия. Налицо конфликт интересов религиозной группы,
отстаивающей свои тысячелетние взгляды, свое мировоззрение на прежний образ жизни, и светского общества, требующего изменений не только в публичной
сфере, но и в сфере ведения домашнего хозяйства. Изучив представления членов
религиозной, в частности протестантской, общины о гендерных ролях в современной семье и определив какой гендерной идеологии они придерживаются
(консервативной или современной), возможно выявить наличие или отсутствие
социального напряжения в отношениях между представителями религиозной
группы и светского общества в области гендерной проблематики. Актуальность
исследования обоснована необходимостью ранней диагностики возможной
предконфликтной ситуации и её дальнейший мониторинг.
Проблема, исследуемая в выпускной квалификационной работе, заключается в том, что на фоне процесса феминизации современного общества возможен
социальный конфликт между представителями религиозной общины, согласующих свою жизнь с догмами священного писания многовековой давности, постулирующего отношения неравенства и зависимости женщины, и людьми, не исповедующих религиозных взглядов (атеистами), придерживающихся идеи эгалитарного разделения труда между мужчинами и женщинами в сфере занятости,
домашней работы, родительства.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении
представлений членов протестантской общины о гендерных ролях в современной семье.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:4
- проанализировать основные подходы к изучению протестантских общин, действующих на территории России;
- выяснить основные научные подходы к изучению гендерной проблематики в
религиозном контексте;
- подготовить методическое обоснование исследования;
- исследовать представление протестантов о распределении гендерных ролей в
современной семье.
Объектом данного исследования являются прихожане протестантской
общины г. Красноярска «Голос жизни», расположенной на ул. Энергетиков 45.
Предметом исследования являются представления членов протестантской общины «Голос жизни» г. Красноярска о гендерных ролях в современной
семье.
Выдвинутая гипотеза исследования заключается в том, что представители протестантской общины придерживаются традиционных представлений о
гендерных ролях, основанных на консервативной гендерной идеологии, постулирующей отношения неравенства и зависимости женщины.
Операционализация понятий:
Представления - это психически-познавательный процесс отражения в
сознании человека объектов действительности, образы которых сохранились у
человека благодаря его предшествующему опыту. Представления характеризуются образностью, эмоциональной окрашенностью и оценочностью (по A.M.
Шахнарович и Н.М. Юрьевой). В нашем исследовании под понятием представление понимается разновидность внутреннего опыта, т.е. картины, открывающиеся «мысленному взору» респондента.
Консервативная гендерная идеология - гендерная идеология, постулирующая отношения неравенства и зависимости женщины, с исключением её из
экономической и политической сферы общества.
Современная (эгалитарная) гендерная идеология - гендерная идеология,
отражающая идею равного разделения труда между мужчинами и женщинами в
сфере занятости, домашней работе, родительстве, сторонники данной идеологии
выступают за эгалитарное распределение семейных ролей.
Религиозная община - первичное территориальное объединение верующих, принадлежащих к определенному религиозному направлению.
Гендерная проблематика – проблема гендерной идентичности, связанная с
женскими и мужскими ролями.
Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе с последующим общественным восприятием данного поведения.
Индикатор - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.
Гендерные стереотипы – это устойчивые для данного общества в данный
исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами, способствуют поддержанию гендерного неравенства. Также под гендерными стереотипами понимаются стандартизованные представления о моделях
поведения и чертах характера, соответствующие понятиям “мужское” и “женское”.5
Гендерная роль - совокупность социальных норм, зависящих не от биологических половых различий, а от социальной организации общества и семьи.
Андрогинность — явление, при котором человек проявляет одновременно
(необязательно в равной степени) и женские, и мужские качества (черты); психологическая андрогинность выявляется по высоким показателям одновременно
и по шкалам маскулинности (уподоблению мужчине) и по фемининности (уподобление женщине).
время, не удается заполнить иной целостной системой идей и ценностей, которая
была бы близкой и понятной населению, способной увлечь и обнадежить людей.
Некоторая часть россиян в поисках надежных социальных ориентиров предпочитают обращаться к авторитету религии и Церкви, проповедующих проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития. Принципы,
записанные в догматы священных писаний, обязательны для выполнения, истины не подвергаются сомнению, верующий человек должен жить в соответствии с
заповедями и наставлениями духовных лидеров своей веры. Особенность религиозных текстов с догмами и канонами заключается в их неизменности на протяжении веков.
В то же время технологически развитые современные общества отличается динамичностью развития, изменчивостью, к которым человек вынужден приспосабливаться, т.к. ощущают сверхнормальную скорость перемен [1, с. 24].
Примером общественных изменений может служить процесс феминизации современного общества, когда прежние гендерные роли пересматриваются, подвергаются критики, а декларации о необходимости равенства супругов начинают
звучать особенно громко. "Бинарная" гендерная парадигма перестает быть аксиомой человеческого бытия. Налицо конфликт интересов религиозной группы,
отстаивающей свои тысячелетние взгляды, свое мировоззрение на прежний образ жизни, и светского общества, требующего изменений не только в публичной
сфере, но и в сфере ведения домашнего хозяйства. Изучив представления членов
религиозной, в частности протестантской, общины о гендерных ролях в современной семье и определив какой гендерной идеологии они придерживаются
(консервативной или современной), возможно выявить наличие или отсутствие
социального напряжения в отношениях между представителями религиозной
группы и светского общества в области гендерной проблематики. Актуальность
исследования обоснована необходимостью ранней диагностики возможной
предконфликтной ситуации и её дальнейший мониторинг.
Проблема, исследуемая в выпускной квалификационной работе, заключается в том, что на фоне процесса феминизации современного общества возможен
социальный конфликт между представителями религиозной общины, согласующих свою жизнь с догмами священного писания многовековой давности, постулирующего отношения неравенства и зависимости женщины, и людьми, не исповедующих религиозных взглядов (атеистами), придерживающихся идеи эгалитарного разделения труда между мужчинами и женщинами в сфере занятости,
домашней работы, родительства.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении
представлений членов протестантской общины о гендерных ролях в современной семье.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:4
- проанализировать основные подходы к изучению протестантских общин, действующих на территории России;
- выяснить основные научные подходы к изучению гендерной проблематики в
религиозном контексте;
- подготовить методическое обоснование исследования;
- исследовать представление протестантов о распределении гендерных ролей в
современной семье.
Объектом данного исследования являются прихожане протестантской
общины г. Красноярска «Голос жизни», расположенной на ул. Энергетиков 45.
Предметом исследования являются представления членов протестантской общины «Голос жизни» г. Красноярска о гендерных ролях в современной
семье.
Выдвинутая гипотеза исследования заключается в том, что представители протестантской общины придерживаются традиционных представлений о
гендерных ролях, основанных на консервативной гендерной идеологии, постулирующей отношения неравенства и зависимости женщины.
Операционализация понятий:
Представления - это психически-познавательный процесс отражения в
сознании человека объектов действительности, образы которых сохранились у
человека благодаря его предшествующему опыту. Представления характеризуются образностью, эмоциональной окрашенностью и оценочностью (по A.M.
Шахнарович и Н.М. Юрьевой). В нашем исследовании под понятием представление понимается разновидность внутреннего опыта, т.е. картины, открывающиеся «мысленному взору» респондента.
Консервативная гендерная идеология - гендерная идеология, постулирующая отношения неравенства и зависимости женщины, с исключением её из
экономической и политической сферы общества.
Современная (эгалитарная) гендерная идеология - гендерная идеология,
отражающая идею равного разделения труда между мужчинами и женщинами в
сфере занятости, домашней работе, родительстве, сторонники данной идеологии
выступают за эгалитарное распределение семейных ролей.
Религиозная община - первичное территориальное объединение верующих, принадлежащих к определенному религиозному направлению.
Гендерная проблематика – проблема гендерной идентичности, связанная с
женскими и мужскими ролями.
Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе с последующим общественным восприятием данного поведения.
Индикатор - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.
Гендерные стереотипы – это устойчивые для данного общества в данный
исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами, способствуют поддержанию гендерного неравенства. Также под гендерными стереотипами понимаются стандартизованные представления о моделях
поведения и чертах характера, соответствующие понятиям “мужское” и “женское”.5
Гендерная роль - совокупность социальных норм, зависящих не от биологических половых различий, а от социальной организации общества и семьи.
Андрогинность — явление, при котором человек проявляет одновременно
(необязательно в равной степени) и женские, и мужские качества (черты); психологическая андрогинность выявляется по высоким показателям одновременно
и по шкалам маскулинности (уподоблению мужчине) и по фемининности (уподобление женщине).
В начале 2016 года проводилось социологическое исследование под
научным руководством к.фил.н. Т.А. Феньвеш на тему «Представления членов протестантской общины «Голос жизни» города Красноярска о гендерных
ролях в современной семье». Перед исследователями ставилась цель выявить
представления членов протестантской общины «Голос жизни» г. Красноярска о гендерных ролях в современной семье. Изучались следующие вопросы:
уровень андрогинности респондентов, их подверженность традиционным
гендерным стереотипам, мнение членов общины о распределении гендерных
прав, вопрос лидерства (главенства) в семье, роль каждого родителя в воспитании детей, распределение обязанностей в семье/паре. Собранный эмпирический материал обрабатывался с помощью пакета прикладных программ
Статистика (версия 10) с использованием корреляционного, факторного анализа.
Для исследований религиозных сообществ очень важно выяснить уровень религиозности их представителей, и результаты опроса свидетельствуют
о высоком уровне религиозности членов протестантской общины «Голос
жизни» г. Красноярска. Для любого гендерного исследования желательно
знать уровень фемининности/маскулинности/андрогинности респондентов,
т.к. зарубежными исследователями была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям,
хорошим исполнением родительской роли. Отмечена также большая удовлетворенность браком, большее ощущение благополучия. Значительно большая
часть прихожан общины относятся к категории «андрогинность»: большинство предложенных качеств личности они отметили как присущие обоим полам, т.е. в сознании опрошенных нет четкой поляризации качеств на женские
и мужские, за исключение таких черт как атлетический, мужественный, женственный.
Мужчины и женщины общины «Голос жизни» признают, что люди,
независимо от пола, могут испытывать жизненные трудности, но мужская
часть общины не снимает с себя ответственности за решение этих трудностей, причисляя себя к «сильному полу», но при этом и женщиныпротестантки, независимо от возраста, уже не готовы идентифицировать себя
со «слабым полом», демонстрируя взгляды современной гендерной идеологии.
Прихожане продемонстрировали признаки эгалитарной современной
гендерной идеологии, указав, что возможности мужчин и женщин в реализации прав равны. Представления членов общины «Голос жизни» в отношении
прав мужчин и женщин гомогенны, однородны.
Члены протестантской общины «Голос жизни» главенство в семье традиционно отдают мужчине, что демонстрирует консервативную гендерную
идеологию. Жители РФ в вопросе лидерства в семье более склонны к современной гендерной идеологии, декларируя, что не имеет значения кто в доме57
глава. Почти все прихожане отводят решающую роль в воспитании детей
обоим родителям в равной степени, не отдавая большего предпочтения ни
одному из них, это занятие, которое абсолютно все прихожане относят к занятию, не имеющему гендерного разделения. Данные опроса свидетельствуют о том, что на нормативно-ценностном уровне члены общины выступают
за эгалитарное распределение семейных ролей.
В качестве вывода можно сказать, что в представлениях членов протестантской общины «Голос жизни» есть некая амбивалентность, двойственность, нет четкой принадлежности к какой-либо одной гендерной идеологии.
Словно им присущ промежуточный вид гендерной идеологии, соединяющей
и совмещающей идеи и консервативной, и современной, но не входящие в
противоборство друг с другом. Их позиция очень гибкая, адаптивная в зависимости от ситуации. Можно наблюдать некий баланс, уравновешивание между противоположными взглядами.
В такой ситуации можно сказать, что гипотеза частично подтвердилась, т.е. представители протестантской общины придерживаются не только
традиционных гендерных ролей, основанных на консервативной гендерной
идеологии, постулирующей отношения неравенства и зависимости женщины,
но также привержены взглядам современной эгалитарной гендерной идеологии, отражающей идею равного разделения труда между мужчинами и женщинами в сфере занятости, домашней работе и родительстве. Члены протестантской общины «Голос жизни» не утратили консервативных взглядов на
некоторые вещи, но уже приобрели новый современный взгляд, позволяющий им снисходительно, всепрощающе воспринимать некоторые общественные ситуации, явления, процессы, не вступая в конфликт с собственным мироощущением. Возможно, представителям протестантской общины «Голос
жизни» приходится корректировать свои традиционные ориентации, создавая
свою собственную модель взаимоотношения с окружающим миром. Современная верующий вынужден не только позиционировать себя в религиозном
континууме, но и существовать в условиях открытости новым общественным
веяниям.
научным руководством к.фил.н. Т.А. Феньвеш на тему «Представления членов протестантской общины «Голос жизни» города Красноярска о гендерных
ролях в современной семье». Перед исследователями ставилась цель выявить
представления членов протестантской общины «Голос жизни» г. Красноярска о гендерных ролях в современной семье. Изучались следующие вопросы:
уровень андрогинности респондентов, их подверженность традиционным
гендерным стереотипам, мнение членов общины о распределении гендерных
прав, вопрос лидерства (главенства) в семье, роль каждого родителя в воспитании детей, распределение обязанностей в семье/паре. Собранный эмпирический материал обрабатывался с помощью пакета прикладных программ
Статистика (версия 10) с использованием корреляционного, факторного анализа.
Для исследований религиозных сообществ очень важно выяснить уровень религиозности их представителей, и результаты опроса свидетельствуют
о высоком уровне религиозности членов протестантской общины «Голос
жизни» г. Красноярска. Для любого гендерного исследования желательно
знать уровень фемининности/маскулинности/андрогинности респондентов,
т.к. зарубежными исследователями была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям,
хорошим исполнением родительской роли. Отмечена также большая удовлетворенность браком, большее ощущение благополучия. Значительно большая
часть прихожан общины относятся к категории «андрогинность»: большинство предложенных качеств личности они отметили как присущие обоим полам, т.е. в сознании опрошенных нет четкой поляризации качеств на женские
и мужские, за исключение таких черт как атлетический, мужественный, женственный.
Мужчины и женщины общины «Голос жизни» признают, что люди,
независимо от пола, могут испытывать жизненные трудности, но мужская
часть общины не снимает с себя ответственности за решение этих трудностей, причисляя себя к «сильному полу», но при этом и женщиныпротестантки, независимо от возраста, уже не готовы идентифицировать себя
со «слабым полом», демонстрируя взгляды современной гендерной идеологии.
Прихожане продемонстрировали признаки эгалитарной современной
гендерной идеологии, указав, что возможности мужчин и женщин в реализации прав равны. Представления членов общины «Голос жизни» в отношении
прав мужчин и женщин гомогенны, однородны.
Члены протестантской общины «Голос жизни» главенство в семье традиционно отдают мужчине, что демонстрирует консервативную гендерную
идеологию. Жители РФ в вопросе лидерства в семье более склонны к современной гендерной идеологии, декларируя, что не имеет значения кто в доме57
глава. Почти все прихожане отводят решающую роль в воспитании детей
обоим родителям в равной степени, не отдавая большего предпочтения ни
одному из них, это занятие, которое абсолютно все прихожане относят к занятию, не имеющему гендерного разделения. Данные опроса свидетельствуют о том, что на нормативно-ценностном уровне члены общины выступают
за эгалитарное распределение семейных ролей.
В качестве вывода можно сказать, что в представлениях членов протестантской общины «Голос жизни» есть некая амбивалентность, двойственность, нет четкой принадлежности к какой-либо одной гендерной идеологии.
Словно им присущ промежуточный вид гендерной идеологии, соединяющей
и совмещающей идеи и консервативной, и современной, но не входящие в
противоборство друг с другом. Их позиция очень гибкая, адаптивная в зависимости от ситуации. Можно наблюдать некий баланс, уравновешивание между противоположными взглядами.
В такой ситуации можно сказать, что гипотеза частично подтвердилась, т.е. представители протестантской общины придерживаются не только
традиционных гендерных ролей, основанных на консервативной гендерной
идеологии, постулирующей отношения неравенства и зависимости женщины,
но также привержены взглядам современной эгалитарной гендерной идеологии, отражающей идею равного разделения труда между мужчинами и женщинами в сфере занятости, домашней работе и родительстве. Члены протестантской общины «Голос жизни» не утратили консервативных взглядов на
некоторые вещи, но уже приобрели новый современный взгляд, позволяющий им снисходительно, всепрощающе воспринимать некоторые общественные ситуации, явления, процессы, не вступая в конфликт с собственным мироощущением. Возможно, представителям протестантской общины «Голос
жизни» приходится корректировать свои традиционные ориентации, создавая
свою собственную модель взаимоотношения с окружающим миром. Современная верующий вынужден не только позиционировать себя в религиозном
континууме, но и существовать в условиях открытости новым общественным
веяниям.



