Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представления членов протестантской общины «Голос жизни» о гендерных ролях в современной семье

Работа №25963

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
443
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения религиозных общин 6
1.1 Подходы к изучению протестантских общин, действующих на территории
России 6
1.2 Основные научные подходы к изучению гендерной проблематики в
религиозном контексте 15
Глава 2. Исследование представлений членов религиозных общин о гендерных
ролях в современной семье 31
2.1 Методическое обоснование исследования 31
2.2 Исследование представлений протестантов общины «Голос жизни» города
Красноярска о гендерных ролях в современной семье 40
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 58
Приложение

Образовавшийся в России идейный вакуум, после отказа от коммунистических идеалов и ценностей, которыми руководствовалось общество длительное
время, не удается заполнить иной целостной системой идей и ценностей, которая
была бы близкой и понятной населению, способной увлечь и обнадежить людей.
Некоторая часть россиян в поисках надежных социальных ориентиров предпочитают обращаться к авторитету религии и Церкви, проповедующих проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития. Принципы,
записанные в догматы священных писаний, обязательны для выполнения, истины не подвергаются сомнению, верующий человек должен жить в соответствии с
заповедями и наставлениями духовных лидеров своей веры. Особенность религиозных текстов с догмами и канонами заключается в их неизменности на протяжении веков.
В то же время технологически развитые современные общества отличается динамичностью развития, изменчивостью, к которым человек вынужден приспосабливаться, т.к. ощущают сверхнормальную скорость перемен [1, с. 24].
Примером общественных изменений может служить процесс феминизации современного общества, когда прежние гендерные роли пересматриваются, подвергаются критики, а декларации о необходимости равенства супругов начинают
звучать особенно громко. "Бинарная" гендерная парадигма перестает быть аксиомой человеческого бытия. Налицо конфликт интересов религиозной группы,
отстаивающей свои тысячелетние взгляды, свое мировоззрение на прежний образ жизни, и светского общества, требующего изменений не только в публичной
сфере, но и в сфере ведения домашнего хозяйства. Изучив представления членов
религиозной, в частности протестантской, общины о гендерных ролях в современной семье и определив какой гендерной идеологии они придерживаются
(консервативной или современной), возможно выявить наличие или отсутствие
социального напряжения в отношениях между представителями религиозной
группы и светского общества в области гендерной проблематики. Актуальность
исследования обоснована необходимостью ранней диагностики возможной
предконфликтной ситуации и её дальнейший мониторинг.
Проблема, исследуемая в выпускной квалификационной работе, заключается в том, что на фоне процесса феминизации современного общества возможен
социальный конфликт между представителями религиозной общины, согласующих свою жизнь с догмами священного писания многовековой давности, постулирующего отношения неравенства и зависимости женщины, и людьми, не исповедующих религиозных взглядов (атеистами), придерживающихся идеи эгалитарного разделения труда между мужчинами и женщинами в сфере занятости,
домашней работы, родительства.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении
представлений членов протестантской общины о гендерных ролях в современной семье.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:4
- проанализировать основные подходы к изучению протестантских общин, действующих на территории России;
- выяснить основные научные подходы к изучению гендерной проблематики в
религиозном контексте;
- подготовить методическое обоснование исследования;
- исследовать представление протестантов о распределении гендерных ролей в
современной семье.
Объектом данного исследования являются прихожане протестантской
общины г. Красноярска «Голос жизни», расположенной на ул. Энергетиков 45.
Предметом исследования являются представления членов протестантской общины «Голос жизни» г. Красноярска о гендерных ролях в современной
семье.
Выдвинутая гипотеза исследования заключается в том, что представители протестантской общины придерживаются традиционных представлений о
гендерных ролях, основанных на консервативной гендерной идеологии, постулирующей отношения неравенства и зависимости женщины.
Операционализация понятий:
Представления - это психически-познавательный процесс отражения в
сознании человека объектов действительности, образы которых сохранились у
человека благодаря его предшествующему опыту. Представления характеризуются образностью, эмоциональной окрашенностью и оценочностью (по A.M.
Шахнарович и Н.М. Юрьевой). В нашем исследовании под понятием представление понимается разновидность внутреннего опыта, т.е. картины, открывающиеся «мысленному взору» респондента.
Консервативная гендерная идеология - гендерная идеология, постулирующая отношения неравенства и зависимости женщины, с исключением её из
экономической и политической сферы общества.
Современная (эгалитарная) гендерная идеология - гендерная идеология,
отражающая идею равного разделения труда между мужчинами и женщинами в
сфере занятости, домашней работе, родительстве, сторонники данной идеологии
выступают за эгалитарное распределение семейных ролей.
Религиозная община - первичное территориальное объединение верующих, принадлежащих к определенному религиозному направлению.
Гендерная проблематика – проблема гендерной идентичности, связанная с
женскими и мужскими ролями.
Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе с последующим общественным восприятием данного поведения.
Индикатор - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.
Гендерные стереотипы – это устойчивые для данного общества в данный
исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами, способствуют поддержанию гендерного неравенства. Также под гендерными стереотипами понимаются стандартизованные представления о моделях
поведения и чертах характера, соответствующие понятиям “мужское” и “женское”.5
Гендерная роль - совокупность социальных норм, зависящих не от биологических половых различий, а от социальной организации общества и семьи.
Андрогинность — явление, при котором человек проявляет одновременно
(необязательно в равной степени) и женские, и мужские качества (черты); психологическая андрогинность выявляется по высоким показателям одновременно
и по шкалам маскулинности (уподоблению мужчине) и по фемининности (уподобление женщине).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале 2016 года проводилось социологическое исследование под
научным руководством к.фил.н. Т.А. Феньвеш на тему «Представления членов протестантской общины «Голос жизни» города Красноярска о гендерных
ролях в современной семье». Перед исследователями ставилась цель выявить
представления членов протестантской общины «Голос жизни» г. Красноярска о гендерных ролях в современной семье. Изучались следующие вопросы:
уровень андрогинности респондентов, их подверженность традиционным
гендерным стереотипам, мнение членов общины о распределении гендерных
прав, вопрос лидерства (главенства) в семье, роль каждого родителя в воспитании детей, распределение обязанностей в семье/паре. Собранный эмпирический материал обрабатывался с помощью пакета прикладных программ
Статистика (версия 10) с использованием корреляционного, факторного анализа.
Для исследований религиозных сообществ очень важно выяснить уровень религиозности их представителей, и результаты опроса свидетельствуют
о высоком уровне религиозности членов протестантской общины «Голос
жизни» г. Красноярска. Для любого гендерного исследования желательно
знать уровень фемининности/маскулинности/андрогинности респондентов,
т.к. зарубежными исследователями была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям,
хорошим исполнением родительской роли. Отмечена также большая удовлетворенность браком, большее ощущение благополучия. Значительно большая
часть прихожан общины относятся к категории «андрогинность»: большинство предложенных качеств личности они отметили как присущие обоим полам, т.е. в сознании опрошенных нет четкой поляризации качеств на женские
и мужские, за исключение таких черт как атлетический, мужественный, женственный.
Мужчины и женщины общины «Голос жизни» признают, что люди,
независимо от пола, могут испытывать жизненные трудности, но мужская
часть общины не снимает с себя ответственности за решение этих трудностей, причисляя себя к «сильному полу», но при этом и женщиныпротестантки, независимо от возраста, уже не готовы идентифицировать себя
со «слабым полом», демонстрируя взгляды современной гендерной идеологии.
Прихожане продемонстрировали признаки эгалитарной современной
гендерной идеологии, указав, что возможности мужчин и женщин в реализации прав равны. Представления членов общины «Голос жизни» в отношении
прав мужчин и женщин гомогенны, однородны.
Члены протестантской общины «Голос жизни» главенство в семье традиционно отдают мужчине, что демонстрирует консервативную гендерную
идеологию. Жители РФ в вопросе лидерства в семье более склонны к современной гендерной идеологии, декларируя, что не имеет значения кто в доме57
глава. Почти все прихожане отводят решающую роль в воспитании детей
обоим родителям в равной степени, не отдавая большего предпочтения ни
одному из них, это занятие, которое абсолютно все прихожане относят к занятию, не имеющему гендерного разделения. Данные опроса свидетельствуют о том, что на нормативно-ценностном уровне члены общины выступают
за эгалитарное распределение семейных ролей.
В качестве вывода можно сказать, что в представлениях членов протестантской общины «Голос жизни» есть некая амбивалентность, двойственность, нет четкой принадлежности к какой-либо одной гендерной идеологии.
Словно им присущ промежуточный вид гендерной идеологии, соединяющей
и совмещающей идеи и консервативной, и современной, но не входящие в
противоборство друг с другом. Их позиция очень гибкая, адаптивная в зависимости от ситуации. Можно наблюдать некий баланс, уравновешивание между противоположными взглядами.
В такой ситуации можно сказать, что гипотеза частично подтвердилась, т.е. представители протестантской общины придерживаются не только
традиционных гендерных ролей, основанных на консервативной гендерной
идеологии, постулирующей отношения неравенства и зависимости женщины,
но также привержены взглядам современной эгалитарной гендерной идеологии, отражающей идею равного разделения труда между мужчинами и женщинами в сфере занятости, домашней работе и родительстве. Члены протестантской общины «Голос жизни» не утратили консервативных взглядов на
некоторые вещи, но уже приобрели новый современный взгляд, позволяющий им снисходительно, всепрощающе воспринимать некоторые общественные ситуации, явления, процессы, не вступая в конфликт с собственным мироощущением. Возможно, представителям протестантской общины «Голос
жизни» приходится корректировать свои традиционные ориентации, создавая
свою собственную модель взаимоотношения с окружающим миром. Современная верующий вынужден не только позиционировать себя в религиозном
континууме, но и существовать в условиях открытости новым общественным
веяниям.


Тоффлер Э. Шок от будущего. – М.: АСТ, 2002. С. 557
2. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер; пер. с нем. −
М.: Юрист, 1994, С. 702
3. Угринович Д.М. «Психология религии», М.: Политиздат, 1986, С.
352
4. Информационный портал Министерства юстиции Российской
Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения 28.02.2016)
5. Лункин Р.Н. «Российский протестантизм: евангельские христиане
как новый социальный феномен», Современная Европа. 2014. № 3 (59). С.
133-143
6. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. «Статистика религиозной и конфессиональной принадлежности россиян: каким аршином мерить». Религия и
российское многообразие. Сборник статей. Науч. ред. и сост. С.Б. Филатов.
М., СПБ: Кестонский институт, Летний сад. 2012, С. 340
7. Атлас религий и национальностей. Опрос проведен по заказу и по
анкете исследовательской службы “Среда” [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://sreda.org/arena/about-project (дата обращения 28.02.2016)
8. Каргина И.Г. «Российские протестанты в условиях религиозного
плюрализма: анализ современных тенденций (по результатам социологических исследований)». Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / под ред. А. Ю.
Мельвиля; Рос. ассоциация междунар. исследований. – М.: МГИМОУниверситет, 2007. Т. 3: Время и пространство мировых религий и локальных культур. Локальные культуры и межцивилизационный диалог, под ред.
В. С. Глаголева, А. В. Шестопала. – С.156
9. Остапенко А.Б. «Гендерная асимметрия как следствие дифференциации гендерных ролей», Альманах современной науки и образования,59
Тамбов: Грамота, 2011. № 1 (44). C. 122-123 [Электронный ресурс] Режим
доступа: www.gramota.net/materials/1/2011/1/43.html (дата обращения
13.01.2016)
10. Райчева Е.Ю. «Субъектность и самоотношение личности: инверсия гендерных ролей». Проблемы практической психологии, 2010. С. 94 – 98
11. Родштейн М.Н., Рулина Т.К. «Гендерный конструкционизм в
кризисном обществе: трансформация социальных ролей», электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания», №2(7), 2010 [Электронный ресурс] Режим доступа: www.grani.vspu.ru (дата обращения
13.01.2016)
12. Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. «Исследования женщин и
гендерные исследования на Западе и в России», Общественные науки и современность, 1999. № 6, С. 177 – 185
13. Гурьева К.А. «Христианский феминизм: истоки и современность», Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2014, Том
15, Выпуск 3, С. 185 – 193
14. Берн Ш. М. «Гендерная психология», СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2002. С. 320
15. Брайсон В. «Политическая теория феминизма», М.: Идея –
Пресс, 2001
16. Рязанова С.В. «Женская религиозность как исследовательский
феномен», Вестник Челябинского государственного университета. 2011. №
30 (245) Философия. Социология. Культурология. Вып. 22. С. 21–26
17. Суховатая В. «Религиоведение: гендерный подход», Высшее образование в России. Высшая школа: гендерная парадигма, 2001. №6, С. 123 –
129
18. Папа Римский: надо быть толерантнее к женщинам, геям, абортам и разводам. Интервью итальянскому иезуитскому журналу «La Civilta
Cattolica», 20.09.2013 [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://russian.rt.com/article/15700 (дата обращения 16.01.2016)60
19. Муравьева М. «Традиционные ценности и современные семьи:
правовые подходы к традиции и модерну в современной России», Журнал
исследований социальной политики. 2014. Том 12. № 4. С. 625-638
20. Чернова Ж. «Множественное равновесие» Полит.ру, 13 февраля
2014 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://polit.ru/article/2014/02/13/family/ (дата обращения 17.01.2016)
21. Воронцов Д.В. «Способна ли консервативная гендерная идеология улучшить практики межличностных отношений в современной семье?»
[Электронный ресурс] Портал психологических изданий PsyJournals.ru —
http://psyjournals.ru/psy_family/issue/77717.shtml [Секция 10. Психология гендерных ролей в семье - Сборник тезисов «Психологические проблемы современной семьи»] (дата обращения 15.01.2016)
22. Мезенцева Е.Б. «Гендерные стереотипы в представлениях православных верующих», Москва: МАКС Пресс, 2007, С. 306
23. Форум православного миссионерского портала диякона Андрея
Кураева [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kuraev.ru/smf/index.php
(дата обращения 17.01.2016)
24. Платон. Собр. соч. В 4 тт. Т. 2. - М.: Мысль, 1993. – С. 528
25. Бем С. Л. «Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему
неравенства полов» / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. С. 336
26. Демоскоп, № 459 – 460, 21 марта - 3 апреля 2011 г. Опрос
«Жизнь и семья: мужчины и женщины» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2011/0459/opros02.php (дата обращения
17.01.2016)
27. Демоскоп, № 475 – 476, 29 августа - 11 сентября 2011 г. Опрос
"ФОМнибус" «Модернизация семьи: установки "людей XXI"» [Электронный
ресурс] http://demoscope.ru/weekly/2011/0475/opros01.php (дата обращения
15.01.2016)61
28. Демоскоп, № 569 – 570, 30 сентября - 13 октября 2013 г. Опрос
«Мужские и женские занятия в представлениях россиян», Левада-Центр
[Электронный ресурс] http://demoscope.ru/weekly/2013/0569/opros05.php (дата
обращения 18.01.2016)
29. Демоскоп, № 469 – 470, 6 -19 июня 2011 г. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ «Домашние хлопоты: кто и что делает в российской семье» [Электронный ресурс]
http://demoscope.ru/weekly/2011/0469/opros06.php (дата обращения
18.01.2016)
30. Norris P., Inglehart R. The gender gap in religious values – Norris
and Inglehart. Existential security and the gender gap in religious values. Harvard
University, John F. Kennedy School of Government, 2008, C. 32
31. Gender Differences in Educational Outcomes: Study on the Measures
Taken and the Current Situation in Europe [Электронный ресурс] Р. 147. Режим
доступа: http://www.eurydice.org (дата обращения 17.01.2016)
32. R. Carriero, L. Todesco «Housework Division and Perceived Fairness: The Importance of Comparison Referents», Sociological Research Online, 21
(1), 9 [Электронный ресурс] http://www.socresonline.org.uk/21/1/9.html (дата
обращения 19.01.2016)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ