Введение 3
1 Теоретико-методологические основы анализа финансового состояния бюджетного учреждения 7
1.1 Понятие, сущность финансового состояния и задачи анализа
финансово хозяйственной деятельности предприятия 7
1.2 Виды и классификация анализа финансового состояния и его
основных показателей 13
1.3 Особенности финансово-хозяйственной деятельности в бюджетных учреждениях культуры
2 Оценка финансово-хозяйственной деятельности учреждения
культуры
2.1 Общая характеристика бюджетного учреждения и основы
организации его финансов
2.2 Оценка финансового состояния и результатов деятельности
учреждения
3 Пути улучшения финансового состояния КГБУК «Музейный центр «Площадь Мира»»
3.1 Улучшение финансового состояния за счёт развития новых форм
взаимодействия с публикой
3.2 Опыт улучшения финансового состояния других музеев России и
его применение
Заключение
Список использованных источников
В начале ХХ века музеи представляли из себя учреждения, задачами которых было хранение и экспонирование собранных коллекций. Но постепенно деятельность музея начала развиваться. Музей превратился в платформу для различных экспериментов, исследований, слияний разных сфер культуры и науки, коммуникации между разными слоями аудитории. Особую роль имеет функция коммуникации музея с публикой. Кроме того, что музею самому необходимо предлагать посетителям новые и иногда необычные формы искусства, современный зритель сам создает запрос на услуги музея, тем самым определяя пути направления развития музея.
Основной особенностью большинства музеев в России является их статус бюджетного учреждения и финансирование за счёт субсидий на государственное задание. В государственном задание прописываются плановые значения посещаемости, количества открытых выставок, проектов и так далее. Тем самым, музеи, во многом, зависят и от того, какое количество субсидий направляется на их деятельность, и от того, какие задачи перед ними ставит государство. Принимая все это во внимание, не будем забывать, что музеям в крупных городах так же необходимо конкурировать и бороться за аудиторию с другими культурными учреждениями, например, с теми же театрами, концертными залами, кинотеатрами.
Фактор посещаемости для музея имеет значительную роль, так как является основной статьей дохода. Именно от того, насколько грамотно музей справится с конкуренцией, сможет ли он предложить что-то, что будет интересно посетителю, зависит его доход.
Краевое государственное учреждение культуры «Музейный центр «Площадь Мира» является крупнейшим в Сибири центром современного искусства. Музей представляет собой отдельно стоящее здание общей площадью 14 705,80 кв. метров, из них передано в аренду во временное пользование 540,68 кв. метров. Музей предлагает красноярской публике множество необычных форматов, начиная с различных выставок и крупных международных проектов, заканчивая театральными постановками и перфомансами.
Кроме положительных сторон управления за 2016 год, руководство музея столкнулось с рядом проблем. Причиной многих проблем музея стала сложная макроэкономическая ситуация в стране.
В первую очередь это недообеспеченность стратегических экспозиционных проектов финансовыми ресурсами, что ведет к задержкам в разработке и монтаже проектов. Следующая проблема носит всеобщий характер для многих музеев - это отсутствие бюджета на формирование значимой и представительной коллекции искусства; особенно эта проблема актуальна для музеев современного искусства, где коллекция должна пополняться каждые несколько лет для поддержания статуса. Далее для «Музейного центра «Площадь Мира» существует необходимость реконструкции фасада и прилегающей территории. Данная необходимость связана с улучшением внешнего вида музея, его презентабельностью как для местных жителей, так и для иностранных туристов, которые посетят XXIX Всемирную зимнюю универсиаду, поскольку мероприятия и экспозиции музея заявлены в культурную программу Универсиады-2019. Немаловажным пунктом особенностей деятельности музея является частая смена экспозиций, что требует периодичной реконструкции внутреннего музейного пространства с обновлением экспозиционного и инженерного оборудования.
Учитывая все вышесказанное, можно заключить, что актуальность темы улучшения финансового состояния бюджетного учреждения связана с дальнейшим развитием музея, как в хозяйственной части, так и в части культурной среды города, края и страны.
Для оптимизации деятельности учреждения, нахождения скрытых резервов его развития необходимо регулярно проводить финансовый анализ, который занимает важное место в системе управления учреждением. Данная работа посвящена анализу и оценке финансового состояния бюджетного учреждения, и разработке мер по улучшению финансового состояния этого учреждения.
Представленный анализ основывался на приёмах сопоставления показателей текущего и предшествующего периодов с целью выявления тенденций их изменения, а также на методах горизонтального и вертикального анализа.
Базой источников исследования послужили: БК РФ, ГК РФ, отдельные законодательные и нормативные документы, касающиеся оценки финансового состояния предприятий и учреждений; материалы отчетности учреждения, собранные автором в ходе прохождения преддипломной практики; учебные, методические пособия, научные статьи ведущих российских авторов, таких как: В. В. Ковалев, А. Д. Шеремет, Д. А. Панков, Г. В. Савицкая, И. Н. Томшинская, Л. В. Филиппова, А. В. Хорсеева и других.
Объектом исследования выступает финансовое состояние КГБУК «Музейный центр «Площадь Мира».
Предмет исследования заключается в рассмотрении аспектов ведения финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
Целью написания этой работы является поиск путей улучшения финансового состояния бюджетной организации посредством исследования особенностей проведения финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Музейный центр «Площадь Мира»».
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность финансового состояния и разобраться в задачах анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- рассмотреть виды и классификацию анализа финансового состояния учреждения;
- выделить особенности финансово-хозяйственной деятельности в бюджетных учреждениях культуры;
- разобраться в основах организации финансов бюджетного учреждения;
- провести оценку финансово-хозяйственной показателей и результатов деятельности музейного центра;
- рассмотреть пути улучшения финансового состояния КГБУК «Музейный центр «Площадь Мира».
Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения, списка сокращений, списка использованных источников, приложения. В первой главе была изложена теоретическая часть темы работы, где были рассмотрены основные понятия, связанные с финансовым состоянием, их сущность и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Далее были рассмотрены виды и классификация анализа финансового состояния, основных показателей, коэффициентов и озвучены основные особенности ведения финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений культуры. Вторая глава посвящена оценке финансово-хозяйственной деятельности учреждения, были рассмотрены основы организации финансов бюджетного учреждения и приведена его общая характеристика. Так же во второй главе проведена оценка финансового состояния учреждения и изучены результаты деятельности. В третьей главе были предложены пути улучшения финансового состояния, рассмотрен опыт других музеев Российской Федерации.
В ходе работы были проанализированы отчёты по исполнению плана финансово-хозяйственной деятельности, отчёты по формам федерального статистического наблюдения 8-НК, отчёты по результатам деятельности, баланс и устав государственного учреждения.
Развитие социально-культурной сферы в стране, макроэкономическая ситуация, туристическая активность, грамотность распределение бюджетных средств, эффективность деятельности учреждения, все это вкупе влияет на финансовое состояние бюджетного учреждения культуры.
В соответствии с поставленными в данной работе задачами, были сделаны следующие выводы.
Финансовое состояние учреждения - это соотношение структур его активов и пассивов, то есть средств предприятия и их источников. В качестве основных факторов, определяющих финансовое состояние, можно выделить выполнение финансового плана, пополнение собственного оборотного капитала за счет прибыли, а также скорость оборачиваемости оборотных средств (активов).
В ходе данной работы были изучены методы анализа финансового состояния. Основными видами анализа финансового состояния являются вертикальный, горизонтальный, трендовый и анализ относительных показателей. Был проведен вертикальный анализ показателей отчетности учреждения, горизонтальный анализ баланса учреждения и факторный анализ, выявляющий основные факторы, которые влияют на финансовое состояние учреждения.
Были выделены особенности бюджетных учреждений:
- принадлежность к некоммерческим организациям;
- наличие собственника/учредителя в лице государственного или муниципального органа власти;
- выполнение определенных собственником управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;
- закрепление имущества на праве оперативного управления;
- полное или частичное финансирование собственником;
- субсидиарная ответственность собственника по обязательствам учреждения.
В ходе изучения финансового состояния учреждения было выявлено, что методология оценки финансового состояния бюджетного учреждения отличается от методологии, применимой к коммерческим организациям. В большей мере она опирается на сравнительный анализ плановой отчетности и применение модифицированных коэффициентов для проведения анализа относительных показателей.
Для улучшения своего финансового состояния учреждению необходимо выработать пути увеличения внебюджетных средств, за счет повышения дохода от платной деятельности. Доходы от платной деятельности в свою очередь растут в следствии увеличения посещаемости.
Исходя из рассмотренных данных, можно сделать выводы по оценке финансового состояния учреждения.
Были выявлены проблемы учреждения на данном этапе деятельности. В первую очередь это недообеспеченность стратегических экспозиционных проектов финансовыми ресурсами, что ведет к задержкам в разработке и монтаже проектов. Так же одной из проблем является тенденция к уменьшению размера субсидий на выполнение государственного задания в период 2015¬2016 годов на 20,7%, в том числе уменьшение субсидии на выплату заработной платы на 19,1%.
Для улучшения финансового состояния была предложена краткосрочная стратегия внедрения и развития новых форм взаимодействия с публикой. Данная стратегия включает в себя организацию мероприятий для семейной аудитории, создание экспозиционных площадей, ориентированных на детей, увеличение образовательных программ и улучшение комфорта нахождения в музее для всех групп населения. За счет этой стратегии вырастет внебюджетная составляющая финансовой деятельности учреждения на 15,1% по сравнению с 2016 годом.
Проведение мероприятий по улучшению комфорта нахождения в музее позволит привлечь новых посетителей.
Так же были проанализированы практики других музеев Российской Федерации по улучшению финансового состояния. Из них были выявлены стратегии, которые в большей мере подходят для музейного центра. Так была предложена стратегия введения системы абонементов для посетителей, которая, с одной стороны, призвана увеличить посещаемость музея постоянными посетителями и стимулировать рост «разовых» посетителей, с другой стороны, позволит привлечь дополнительные финансовые средства на развитие музея. Кроме этого было предложено создание попечительского совета музея для оказания всесторонней поддержки и содействия в реализации инициатив и проектов, направленных на дальнейшее развитие музея: привлечение на благотворительной и безвозмездной основе новых ресурсов для обеспечения деятельности музея, сохранение и приумножение коллекций, содействие популяризации музея в России и за рубежом, а также участие в реконструкции музейного комплекса.
Важно, что предложенные мероприятия находятся в соответствии с миссией и стратегией развития музейного комплекса, стимулируют социальную активность учреждения, пропагандируют и поддерживают семейные ценности и существенно влияют на расширение постоянной аудитории музея за счёт аудитории раннее не посещавшей музей, или входящей в категорию редких посетителей. Кроме того, появление детской программы закрепляет у подрастающего поколения привычку посещать музейные учреждения, то есть позволяет выращивать аудиторию будущих посетителей музея.
Успешная реализация данных мер, поможет улучшить финансовое состояние учреждения, достичь поставленных задач, и поспособствует планомерному выполнению миссии музея.
1. Абдукаримов, И. Т., Мамошина, О. В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как основной источник мониторинга и анализа финансового состояния предприятия / И. Т. Абдукаримов, О. В. Мамошина // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №1. - С. 20-26.
2. Арлашкин, И. Ю. Коэффициентный анализ финансового состояния бюджетных и автономных учреждений / И. Ю. Арлашкин // Государственное управление. Электронный вестник. - 2014. - №47. - С. 183-198.
3. Ахунов, В. М. Управление предприятием социально-культурной сферы в условиях экономической нестабильности (На примере Государственного Русского музея, Санкт-Петербург) : дис. ... канд. экон. наук 08.00.05 / Ахунов Валерий Масабихович. - Санкт Петербург, 2005. - 191 с.
4. Бариленко, В.И. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / В. И. Бариленко - Москва : Омега-Л, 2009. - 43 с.
5. Барулин, С. В., Ковалева, Т. М. Сущность финансов: новые реалии / С. В. Барулин, Т. М. Ковалева // Финансы и кредит. - 2004. - № 85. - С. 2-10.
6. Башарова, О. Г. Разработка системы экономических показателей для оценки эффективности деятельности учреждений образования / О. Г. Башарова // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - №29. - С. 56-91.
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017), Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении министерства культуры красноярского края краевыми государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности [Электронный ресурс]: приказ министерства культуры Красноярского края от 28.05.2015 N 247 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Владыкин, А. А. Финансовый анализ как инструмент эффективного управления бизнес-процессами в хозяйствующих субъектах / А. А. Владыкин, Ю. А. Чурсина [Электронный ресурс]: Науковедение, 2014, вып.
2. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/41EVN214.pdf2.
10. Герасименко, Г. П. Финансовый анализ: учебник / Г. П. Герасименко, Е.А. Макарьян. - Краснодар : Приор, 2012. - 245с.
11. Годовой отчет Красноярского музейного центра «Площадь Мира»
[Электронный ресурс]: Официальный сайт Музейного центра «Площадь мира». - Режим доступа:
http://mira1.ru/assets/content/files/1495532510_OTCHET_2016.pdf
12. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
13. Грищенко, О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / О. В. Грищенко. - Таганрог: ТРТУ, 2000. - 112 с.
14. Евстигнеева, О. А. Содержание понятия «финансовое состояние коммерческой организации» / О. А. Евстигнеева // Вектор науки ТГУ. - 2014. - №2. - С. 100-103.
15. Ефимова, О. В. Финансовый анализ: учебник / О. В. Ефимова. - Москва: Омега-Л., 2013. - 349 с.
16. Жминько, Н. С. Теоретические и методологические вопросы анализа финансового состояния / Н. С. Жминько // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - №97. - С. 1-19.
17. Золотун, Е. П. Методологические основы анализа финансового состояния бюджетного учреждения / Е. П. Золотун // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. - 2012. - №2. - С. 140-150.
18. Иващенко, В. И. Комплексная оценка финансовой устойчивости предприятия / В. И Иващенко // Бизнес-информ. - 2013. - №1 - С. 6-9.
19. Какке, Л. А., Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебное пособие / Л. А. Какке, И. П. Кошевая. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.
20. Ковалев В. В. Финансы предприятий: учебник / В. В. Ковалев - Москва : Проспект, 2009. - С. 352.
21. Ковалев, А. И. Анализ финансового состояния предприятия : учебник / А. И. Ковалев, В. П. Привалов. - Москва : Центр экономики и маркетинга, 2001. - 256 с.
22. Ковалев, В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры : учебник / В. В. Ковалев. - Москва : ФиС, 2002. - 560 с.
23. Колчина, Н. В. Финансы организаций (предприятий) : учебник / Н. В. Колчина ; под ред. Н. В. Колчиной. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2005. - 368 с.
24. Львова, Д. А. Роль бюджетного учета в преобразовании сектора государственного управления: итоги последней реформы / Д. А. Львова // Финансы и бизнес. - 2014. - №1. - С. 115-131.
25. Любушин, Н. П. Теория экономического анализа : учебно-методический комплекс / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, Е. А. Сучков ; под ред. проф. Н. П. Любушина. - Москва : Юристъ, 2010. - 575 с.
26. Муравьев, Р. В. Методология финансового обеспечения деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений / Р. В. Муравьев // Вестник универститета. - 2017. - №1. - С. 124-128.
27. Никольская, Э. В. Анализ и диагностика деятельности полиграфических предприятий : учебник / Э. В. Никольская. - Москва : МГУП, 2002. - 404 с.
28. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс] : федеральный закон от 8.05.2010 г. № 83-ФЗ ред. от 30.11.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
29.О вывозе и ввозе культурных ценностей [Электронный ресурс] Федеральный закон от 15.04.1993 N 4804-1 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
30.О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации [Электронный ресурс] Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ 2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
31. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс] : федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ ред. от 19.12.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
32. О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640 ред. от 04.11.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
33. О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Минфина России от 16.07.2010 № 72н ред. от 07.10.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
34.Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 06.10.1999 N 184- ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
35.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 06.10.2003 N 131- ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
36. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению [Электронный ресурс] : приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н ред. от 16.11.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
37. Об утверждении Методики оценки выполнения краевыми государственными учреждениями государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) [Электронный ресурс] : постановление правительства Красноярского края от 20.03.2017 N 145-п // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
38. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению [Электронный ресурс] : приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н ред. от 16.11.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
39. Об утверждении порядка формирования государственного Задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания [Электронный ресурс] : постановление правительства Красноярского края от 09.10.2015 N 539-п в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 21.09.2016 N 465¬п // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
40. Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций культуры [Электронный ресурс] : приказ Росстата от 07.12.2016 N 764 с изм. от 26.05.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
41. Ожегов, С. И. Большой энциклопедический словарь : толковый словарь русского языка. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : СПб, 2000. - 1005 с.
42. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс] : Федеральное казначейство (Казначейство России). - Режим доступа : http://bus.gov.ru
43. Панков, Д. А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций : учебное пособие / Д. А. Панков : под общ. ред. Д. А. Панкова. - Москва : Новое знание, 2005. - 630 с.
44. План мероприятий по повышению качества оказания услуг КГБУК ККИМК на 2017 год по итогам проведения независимой оценки качества оказания услуг [Электронный ресурс] : Режим доступа:
http://www.mira1.ru/assets/content/files/1496079351_Plan_meropriyatiy_KGB UK_KKIMK.pdf
45. Пылкова, О. А. Федеральное статистическое наблюдение. Заполнение отчетов формы 8-НК на примере деятельности музеев Алтайского края / О. А. Пылкова // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
46. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 472 с.
47. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Г. В. Савицкая. - Изд. 7-е, испр. - Москва : Новое знание, 2010. - 544 с.
48. Сайт музея современного искусства «Эрарта». [Электронный ресурс] -
Режим доступа: https://www.erarta.com/ru/visit/annual-pass/,
https://www.erarta.com/ru/support/.
49. Томшинская, И. Н. Аналитические возможности отчетности бюджетного учреждения : современные тенденции формирования стратегии инновационного развития бухгалтерского учета, анализа, аудита : сборник науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 110-летию ФГБОУ ВПО СПбГАУ ; И. Н. Томшинская ; под общ. ред. С. М. Бычковой.
- Санкт-Петербург : СПбГАУ, 2014. - С. 123-126.
50. Трофимова, Л. Б. Формирование релевантной финансовой отчетности в условиях разработки проектов федеральных стандартов для государственного сектора / Л. Б. Трофимова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - №18. - С. 15-25.
51. Устав краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Музейный центр «Площадь мира» [Электронный ресурс] : // Официальный сайт Музейного центра «Площадь мира». - Режим доступа: https://drive.google.com/open?id=0B12Ar7SM-8lAZ21yaFpIZE0tQlk
52. Файберг, Т. В. Оценка результативности деятельности бюджетных учреждений / Т. В. Файберг // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2006. - № 2. - С. 23-25.
53. Филиппова, Л. В. Отчетность как индикатор эффективности бюджетного учреждения / Л. В. Филиппова // Новые технологии. - 2015. - №2. - С. 186-192.
54. Харсеева, А. В. Подходы к изучению финансового состояния предприятия / А. В. Харсеева // Теория и практика общественного развития. - 2008. - №2.- С. 157-162.
55. Чечевицына, Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / Л. Н. Чечевицына, К. В. Чечевицын. - Ростов-на-Дону : Феникс,2013. - 368 с.
56. Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности : учебник / А. Д. Шеремет. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 307 с.