ДОЛГАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ КМНС: НА МАТЕРИАЛЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
|
Введение
1. Этническая идентичность коренных малочисленных народов севера (на
примере долган таймыра) 13
1.1. Литературный обзор 13
1.2. История собирательства и публикаций долганского фольклора в
Красноярском крае на Таймырском полуострове 26
2. Фольклорная долганская сказка как инструмент конструирования этнической
идентичности 36
2.1. Фольклорное сказание как инструмент конструирования и воспитания
поколения 36
2.2. Контент-анализ раздела «Родное слово» в газете «Таймыр» за 2009-2010
года и 2016 - апрель 2018 года 40
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложение
1. Этническая идентичность коренных малочисленных народов севера (на
примере долган таймыра) 13
1.1. Литературный обзор 13
1.2. История собирательства и публикаций долганского фольклора в
Красноярском крае на Таймырском полуострове 26
2. Фольклорная долганская сказка как инструмент конструирования этнической
идентичности 36
2.1. Фольклорное сказание как инструмент конструирования и воспитания
поколения 36
2.2. Контент-анализ раздела «Родное слово» в газете «Таймыр» за 2009-2010
года и 2016 - апрель 2018 года 40
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложение
В настоящее время среди КМНС России наблюдается подъем этнического самосознания. На фоне глобализации, расширения информационного поля, наведения широких культурных, политических и экономических связей, как между странами, так и среди народов на территории одного государства, происходит изменения не только качества жизни, но и мышления населения. Размываются границы между этносами, появляются единые стандарты поведения людей, что приводит к упразднению самобытного образа жизни, этнических традиций, форм поведения. Под влиянием этого среди КМНС активно начинают обсуждаться проблемы, связанные с восстановлением и сохранением исконных традиций, быта, народного искусства, языка и т.д.
Эти процессы не могли не привлечь внимание и научной общественности, так как Россия - многонациональная страна, что создают ее языковое и культурное разнообразие. Утрата таких групп приведет к потери самобытной культуры государства, которая с давних пор представляет собой богатый синтез культур многочисленных народов.
В красноярском крае к КМНС относятся долганы, кеты, селькупы, эвенки, энцы, чулымцы, ненцы и нганасаны. Проживают эти народы на территориях Долгано-Ненецкого, Эвенкийского районов и Туруханского районов. В настоящее время к представителям малочисленных народов проявляется большой интерес со стороны общественности. В самих же общностях происходит тенденция к усилению собственной этнической идентичности. Эта работа направлена на анализ этого процесса на примере долганского фольклора, который является важным конструктом идентичности, так как транслирует через себя опыт поколений, элементы традиционного уклада и самосознания.
Актуальность исследования
Актуальность данной работы заключается в особом интересе в настоящее время к культуре КМНС в различных науках. Сейчас малые народы переживают трудные период, связанный с экономическим упадком и факторами, разрушающими этническую идентичность. К таким факторам относятся: глобальные изменения в устройстве социальных институтов, утрачиваются важнейшие элементы национальной культуры, обычаи, традиции. Из-за ассимиляции долган среди русского населения практически упраздняется родной язык и используется только старшим поколением. Потеря языком, важным элементом этнической идентичности, ведущей социальной функции постепенно приводит малые народы к исчезновению как этноса. У молодого поколения практически не остается связи с традиционным прошлым и стирается осознание своей этнической принадлежности.
Долганская культура очень многогранна, в силу того, что вобрала в себя традиции соседей, и требует глубокого рассмотрения для ее понимания. В данной работе будет рассмотрена культурная ниша, включающая в себя фольклор, как наиболее репрезентирующая глубинное мировоззрение народа. Множество материалов по этой теме не опубликовано и хранятся в архивах, тем более не переведено на русский язык. Поэтому требуется провести систематизацию имеющихся данных. Исследование подразумевает под собой попытку провести культурологический анализ для выявления конструирования идентичности долганского этноса на основе историографических, этнографических и искусствоведческих материалов.
Помимо того, работа с накопленными данными и новый их сбор по долганской культуре имеет большое значение в вопросе разработки последующих изучений данной проблематики. Такой метод имеет быть в современных реалиях, так как современный долганский быт еще сохраняет свои архаичные черты.
Изучение культуры и механизмов построения идентичности коренных малочисленных народов Севера также связано с важностью природных ресурсов территорий их местообитания и имеет под собой социальную, политическую и экономическую значимость для России. Понимание ценностей этноса и его особенностей имеет важное значение в процессе регулирования взаимопонимание, устранения конфликтов и повышения уровня толерантности, из-за отсутствия которой в настоящее время часты стычки между представителями различных этносов.
Объектом исследования является процесс конструирования идентичности коренных малочисленных народов Севера.
Предметом данной работы является фольклор, выступающий инструментом конструирования идентичности долган, проживающих на территории Красноярского края.
Цель данной работы заключается в раскрытии механизма конструирования идентичности коренного малочисленного населения Красноярского края, на примере долганского фольклора. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:
• рассмотреть понятия культурной, национальной и этнической идентичности и определить инструменты их конструирования;
• изучить зарубежную и отечественную литературу, связанную с понятием идентичности и ее проявлением у современных долган Красноярского края;
• провести историографический обзор о собирателях долганского фольклора и его художественной обработке;
• рассмотреть фольклорное сказание как элемент формирования этнической идентичности;
• изучить публикации сказок за последние годы в газете «Таймыр» и выявить проявление в них черт долганской культуры;
• провести семантический анализ современных иллюстраций долганских сказок (на примере творчество Поротовых).
Источниковедческую базу исследования составляют:
• научные статьи отечественных и зарубежных исследователей по теме идентичности и ее роли у коренных малочисленных народов Севера в настоящее время;
• историографические труды о собирательстве долганского фольклора;
• публикации стихов и сказок долганского фольклора;
• рубрика «Родное слово» газеты «Таймыр» за 2009-2010 годы (24 номера) и январь 2016 - апрель 2018 года (28 номеров).
Теоретико-методологическую основу исследования
Методологическую базу работы составляет культурологический метод исследования идентичности долган и их фольклора с рассмотрением проблемы с разных сторон. Связано это с тем, что зафиксировано недостаточно систематизированного и доступного материала об изучении долганах, особенно по части фольклора, и требуется изучение со стороны психологии, социологии, истории, этнологии и политологии. Используется также историографический метод для прослеживания пути изучения и собирательства материалов по культуре долган.
Также применяется контент-анализ на материале раздела «Родное слово» в газете «Таймыр» и семантический анализ сказки «О появлении народов» современной одноименной иллюстрации на ее сюжет художников Поротовых. Методы используются с целью выяснения признаков этнической самоидентификации, места, роли и образа современного долганина.
Хронологическая база исследования включает в себя период с начала XX века по 10-е годы XXI века, так как именно в этот период происходит активное изучение темы идентичности и культуры северных народов Сибири.
Историография данного исследования делится на несколько блоков.
Первый блок посвящен литературе по развитию терминологии идентичности. Сам термин возник и был оформлен еще в работах З. Фрейда1 и Э. Эриксона , хотя понимался несколько иначе. В рамках данной работы интерес представляет этническая идентичность. Конструктивистский подход представлен такими авторами, как F. Barth , выведшим признаки идентичности, и D.G. Baker . Данные исследователи считали, что этническая идентичность возникает под влиянием каких-либо факторов политической, экономической и социальной направленности. Важное место отведено и труду R. E. Blanton , развившему конструктивистскую методику. Также рассматриваются зарубежные труды A. Smith , разграничившему «гражданский» и «этнический» типы наций и выведший теорию об этническом ядре, J. Rudolph , C. Geertz8, C. Johnson , R.W.K Lau .
Особенно можно выделить труд R.D.Alba, отличающийся тем, что довольно резко высказывает свое мнение об этничности. Опираясь на результаты исследования, проведенного в столичном регионе штата Нью-Йорк, он подчеркивает, что ослабление этнической принадлежности и идентичности влияет на жилищные структуры, содержание языков, народные промыслы и т.д. Исследователь прямо обвиняет смешанные браки по этническому признаку за размывание этнических символов и видит появление новой белой этнической группы, которая, по сути, является обобщением прошлого, а не отдельным народом со своими национальными или региональными признаками .
В отечественных трудах существует гипотеза об «этническом самосознании», как об основополагающем элементе идентичности. Эту теорию
развивали В.И. Козлов , С.А. Токарев , Ю.В. Бромлей . С.В. Чешко рассматривая самосознание, указывает на его неуправляемость, так как это психоэмоциональное явление .
В блоке об этнической идентичности КМНС представлены исследования: Н.И. Ворониной , А.А. Бучек , исследователей нанайцев и ивхов И.К. Шабурова и И.В. Трутнева , исследователя телеутов Г.Н. Кригера , статьи Н.П. Копцевой и К.В. Резниковой .
Выделены труды про идентичность КМНС на основе определенного маркера: исследовавшие детей хантов и ненцев В.С. Мухиной , исследования и сравнения поведения русской и коренной молодежи Арктики О.В. Осиповой и Е.Г. Маклашовой , труд с политическим контекстом Ю. Слёзкина , выявление идентичности через декоративно-прикладное искусство Н.М. Либаковой , Н.Н.
Пименовой и зарубежного исследователя, специализировавшегося на изучении эвенков, Дж. Д. Андерсона .
Блок по сбору и анализу фольклора долган представлен материалами А.А. Попова , Б.О. Долгих , Н. Латкина , Е.И. Убрятовой и М.А. Колесник , П.Е. Ефремова , исследователя музыкальной составляющей Г.Г. Алексеевой и Ю.И. Шейкина , П.Н. Чуприна и сборниками долганской поэтессы О.Е. Аксёновой .
Научная новизна данной работы заключается в следующих пунктах:
• Проведен культурологический и историографический анализ процесса собирательства, изучения и публикации фольклорной составляющей долганской культуры;
• Проведен контент-анализ газеты «Таймыр» с целью выявить в нем проявление этнической самоидентификации современных долган;
• Проведен семантический анализ сказки и иллюстрации по ее тематике с целью выявления черт, характерных для долганской этничности.
Апробация исследования
Результаты данной работы могут быть использованы в качестве материала для различных докладов, научных статей. Они могут нести просто общеобразовательную функцию для студентов или же быть материалом для подготовки к предметам, которые подходят по своей тематике этому исследованию. Преподаватели тоже могут использовать эти результаты в целях донесения информации о мировой культуре до своих учеников.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (96 источников) и приложения (9 штук), состоящего из скриншотов страниц с долганскими народными сказкмииз газеты «Таймыр» и иллюстрации Евгения и Юлии Поротовых. Общий объем бакалаврской работы составляет 73 страницы.
Эти процессы не могли не привлечь внимание и научной общественности, так как Россия - многонациональная страна, что создают ее языковое и культурное разнообразие. Утрата таких групп приведет к потери самобытной культуры государства, которая с давних пор представляет собой богатый синтез культур многочисленных народов.
В красноярском крае к КМНС относятся долганы, кеты, селькупы, эвенки, энцы, чулымцы, ненцы и нганасаны. Проживают эти народы на территориях Долгано-Ненецкого, Эвенкийского районов и Туруханского районов. В настоящее время к представителям малочисленных народов проявляется большой интерес со стороны общественности. В самих же общностях происходит тенденция к усилению собственной этнической идентичности. Эта работа направлена на анализ этого процесса на примере долганского фольклора, который является важным конструктом идентичности, так как транслирует через себя опыт поколений, элементы традиционного уклада и самосознания.
Актуальность исследования
Актуальность данной работы заключается в особом интересе в настоящее время к культуре КМНС в различных науках. Сейчас малые народы переживают трудные период, связанный с экономическим упадком и факторами, разрушающими этническую идентичность. К таким факторам относятся: глобальные изменения в устройстве социальных институтов, утрачиваются важнейшие элементы национальной культуры, обычаи, традиции. Из-за ассимиляции долган среди русского населения практически упраздняется родной язык и используется только старшим поколением. Потеря языком, важным элементом этнической идентичности, ведущей социальной функции постепенно приводит малые народы к исчезновению как этноса. У молодого поколения практически не остается связи с традиционным прошлым и стирается осознание своей этнической принадлежности.
Долганская культура очень многогранна, в силу того, что вобрала в себя традиции соседей, и требует глубокого рассмотрения для ее понимания. В данной работе будет рассмотрена культурная ниша, включающая в себя фольклор, как наиболее репрезентирующая глубинное мировоззрение народа. Множество материалов по этой теме не опубликовано и хранятся в архивах, тем более не переведено на русский язык. Поэтому требуется провести систематизацию имеющихся данных. Исследование подразумевает под собой попытку провести культурологический анализ для выявления конструирования идентичности долганского этноса на основе историографических, этнографических и искусствоведческих материалов.
Помимо того, работа с накопленными данными и новый их сбор по долганской культуре имеет большое значение в вопросе разработки последующих изучений данной проблематики. Такой метод имеет быть в современных реалиях, так как современный долганский быт еще сохраняет свои архаичные черты.
Изучение культуры и механизмов построения идентичности коренных малочисленных народов Севера также связано с важностью природных ресурсов территорий их местообитания и имеет под собой социальную, политическую и экономическую значимость для России. Понимание ценностей этноса и его особенностей имеет важное значение в процессе регулирования взаимопонимание, устранения конфликтов и повышения уровня толерантности, из-за отсутствия которой в настоящее время часты стычки между представителями различных этносов.
Объектом исследования является процесс конструирования идентичности коренных малочисленных народов Севера.
Предметом данной работы является фольклор, выступающий инструментом конструирования идентичности долган, проживающих на территории Красноярского края.
Цель данной работы заключается в раскрытии механизма конструирования идентичности коренного малочисленного населения Красноярского края, на примере долганского фольклора. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:
• рассмотреть понятия культурной, национальной и этнической идентичности и определить инструменты их конструирования;
• изучить зарубежную и отечественную литературу, связанную с понятием идентичности и ее проявлением у современных долган Красноярского края;
• провести историографический обзор о собирателях долганского фольклора и его художественной обработке;
• рассмотреть фольклорное сказание как элемент формирования этнической идентичности;
• изучить публикации сказок за последние годы в газете «Таймыр» и выявить проявление в них черт долганской культуры;
• провести семантический анализ современных иллюстраций долганских сказок (на примере творчество Поротовых).
Источниковедческую базу исследования составляют:
• научные статьи отечественных и зарубежных исследователей по теме идентичности и ее роли у коренных малочисленных народов Севера в настоящее время;
• историографические труды о собирательстве долганского фольклора;
• публикации стихов и сказок долганского фольклора;
• рубрика «Родное слово» газеты «Таймыр» за 2009-2010 годы (24 номера) и январь 2016 - апрель 2018 года (28 номеров).
Теоретико-методологическую основу исследования
Методологическую базу работы составляет культурологический метод исследования идентичности долган и их фольклора с рассмотрением проблемы с разных сторон. Связано это с тем, что зафиксировано недостаточно систематизированного и доступного материала об изучении долганах, особенно по части фольклора, и требуется изучение со стороны психологии, социологии, истории, этнологии и политологии. Используется также историографический метод для прослеживания пути изучения и собирательства материалов по культуре долган.
Также применяется контент-анализ на материале раздела «Родное слово» в газете «Таймыр» и семантический анализ сказки «О появлении народов» современной одноименной иллюстрации на ее сюжет художников Поротовых. Методы используются с целью выяснения признаков этнической самоидентификации, места, роли и образа современного долганина.
Хронологическая база исследования включает в себя период с начала XX века по 10-е годы XXI века, так как именно в этот период происходит активное изучение темы идентичности и культуры северных народов Сибири.
Историография данного исследования делится на несколько блоков.
Первый блок посвящен литературе по развитию терминологии идентичности. Сам термин возник и был оформлен еще в работах З. Фрейда1 и Э. Эриксона , хотя понимался несколько иначе. В рамках данной работы интерес представляет этническая идентичность. Конструктивистский подход представлен такими авторами, как F. Barth , выведшим признаки идентичности, и D.G. Baker . Данные исследователи считали, что этническая идентичность возникает под влиянием каких-либо факторов политической, экономической и социальной направленности. Важное место отведено и труду R. E. Blanton , развившему конструктивистскую методику. Также рассматриваются зарубежные труды A. Smith , разграничившему «гражданский» и «этнический» типы наций и выведший теорию об этническом ядре, J. Rudolph , C. Geertz8, C. Johnson , R.W.K Lau .
Особенно можно выделить труд R.D.Alba, отличающийся тем, что довольно резко высказывает свое мнение об этничности. Опираясь на результаты исследования, проведенного в столичном регионе штата Нью-Йорк, он подчеркивает, что ослабление этнической принадлежности и идентичности влияет на жилищные структуры, содержание языков, народные промыслы и т.д. Исследователь прямо обвиняет смешанные браки по этническому признаку за размывание этнических символов и видит появление новой белой этнической группы, которая, по сути, является обобщением прошлого, а не отдельным народом со своими национальными или региональными признаками .
В отечественных трудах существует гипотеза об «этническом самосознании», как об основополагающем элементе идентичности. Эту теорию
развивали В.И. Козлов , С.А. Токарев , Ю.В. Бромлей . С.В. Чешко рассматривая самосознание, указывает на его неуправляемость, так как это психоэмоциональное явление .
В блоке об этнической идентичности КМНС представлены исследования: Н.И. Ворониной , А.А. Бучек , исследователей нанайцев и ивхов И.К. Шабурова и И.В. Трутнева , исследователя телеутов Г.Н. Кригера , статьи Н.П. Копцевой и К.В. Резниковой .
Выделены труды про идентичность КМНС на основе определенного маркера: исследовавшие детей хантов и ненцев В.С. Мухиной , исследования и сравнения поведения русской и коренной молодежи Арктики О.В. Осиповой и Е.Г. Маклашовой , труд с политическим контекстом Ю. Слёзкина , выявление идентичности через декоративно-прикладное искусство Н.М. Либаковой , Н.Н.
Пименовой и зарубежного исследователя, специализировавшегося на изучении эвенков, Дж. Д. Андерсона .
Блок по сбору и анализу фольклора долган представлен материалами А.А. Попова , Б.О. Долгих , Н. Латкина , Е.И. Убрятовой и М.А. Колесник , П.Е. Ефремова , исследователя музыкальной составляющей Г.Г. Алексеевой и Ю.И. Шейкина , П.Н. Чуприна и сборниками долганской поэтессы О.Е. Аксёновой .
Научная новизна данной работы заключается в следующих пунктах:
• Проведен культурологический и историографический анализ процесса собирательства, изучения и публикации фольклорной составляющей долганской культуры;
• Проведен контент-анализ газеты «Таймыр» с целью выявить в нем проявление этнической самоидентификации современных долган;
• Проведен семантический анализ сказки и иллюстрации по ее тематике с целью выявления черт, характерных для долганской этничности.
Апробация исследования
Результаты данной работы могут быть использованы в качестве материала для различных докладов, научных статей. Они могут нести просто общеобразовательную функцию для студентов или же быть материалом для подготовки к предметам, которые подходят по своей тематике этому исследованию. Преподаватели тоже могут использовать эти результаты в целях донесения информации о мировой культуре до своих учеников.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (96 источников) и приложения (9 штук), состоящего из скриншотов страниц с долганскими народными сказкмииз газеты «Таймыр» и иллюстрации Евгения и Юлии Поротовых. Общий объем бакалаврской работы составляет 73 страницы.
В результате исследования данной работы по теме фольклора как инструмента конструирования идентичности КМНС на примере долган Таймырского полуострова были сделаны следующие выводы.
В первой, теоритической, главе было рассмотрено понятие «идентичности», его развитие и подходы к его пониманию, которые включают в себя три типа, но так или иначе все ведут к указанию особо важности этнического типа идентичности. Для малочисленных коренных народов на современном этапе характерен именно этот тип. Из имеющихся представлений было выведено обобщенное понятие, а именно, этническая идентичность - это феномен и процесс его протекания, заключающийся в приобщение индивидом себя к этнической группировке, и его проявление посредством внешних инструментов конструирования. Инструментами таковыми является традиционный язык, характерное поведение, внешний вид, религия приятие традиций и значение собственной культуры и искусства, фольклорное наследие.
Здесь же был проведен историографический обзор процесса собирания, сохранения и публикаций фольклорных произведений. В результате было выявлено, что в начале XX века возрос интерес к таково рода экспедициям у исследователей, но в настоящее время мало исследований на тему систематизации и перевода результатов. Также проведен обзор по художественной обработке народных произведений. В настоящее время, пропагандой традиций и трансляцией этнических сюжетов занимаются танцевальные и хоровые ансамбли, увлекая подрастающее поколение к историческим корням. Набирающая обороты визуализация традиционных символов в декоративно-прикладном искусстве способствует восстановлению культурного ядра долганского этноса, формируя образ народа на мировой арене.
Фольклор является ценнейшим источником информации, которая отражает ценности, нормы и традиции коренного населения. Кроме этого он формирует в населении личность, находящуюся в гармонии с собственной традиционной культурой и окружающими инородцами.
Целью второй главы было исследования функций сказки и ее роль в конструировании этнической идентичности долган.
Сказка несет в себе сразу несколько функций:
1. научную, как источник исследовательских данных;
2. мировоззренческую, так как воссоздает представление этноса об устройстве мира и места в нем человека;
3. воспитательную, так как именно сказка прививает подрастающему поколению традиционные ценности;
4. социализирующую, та как знакомит с социальной структурой и ее порядками;
5. коммуникативную, при том не только между рассказчиком и слушателем, но целыми эпохами, так как несут в себе культурный код и исторический опыт народа;
6. творческую, так как в процессе визуализации произведения происходит самовыражение индивида;
7. компенсаторную, так как хотя бы временно отвлекает от нужд и жизненных проблем.
На основе контент-анализа газеты рубрики «Родное слово» «Таймыр» и сказок, опубликованных в ней можно сделать следующие выводы:
1. долгане активно стараются возродить духовно-культурных традиции, а особенно ввести в обиход традиционный язык;
2. прослеживается стремление к самоидентификации, пока доминирует заимствованная культура;
3. даже заимствованные сказки, так или иначе, отражают суть мировоззрения долган, рассказывая о вещах близких к народным ценностям.
Целью семантического анализа сказки «Откуда появились народы» и визуализации ее идеи в иллюстрации Поротовых было выявление выведение элементов этнической идентичности долган, черт их культуры, быта и образа человека. В процессе анализа символов сказки и изображения были выявлены характерные именно для долган моменты жизненного уклада . В изображении происходит переосмысление сюжета истории на современный лад, она уже более мирная и призывает к единению с остальными народностями на фоне сохранения своей оригинальности. Последние активирует связь нового поколения с потомками. Анализ дать базу для выяснения того, что фольклор является действенным инструментом в конструировании этнической идентичности. Он оказывает влияние на народ, посредством передачи культурной идеи, тем самым передавая и сохраняя в будущих поколениях народную память.
В целом, можно сказать, что для современной долганской культуры характерно сохранение в фольклорном эквиваленте и его художественной обработке связи с истоками народа, традициями, ценностями и, согласно, мировоззрению с природой. Традиционность пронизывает множество сфер даже на фоне модернизации и синтезу с заимствованными культурными элементами. Фольклор и произведения искусства передают модель поведения долганина, где он обитает в гармонии с природой, окружающим миром/этносами и самим собой.
В первой, теоритической, главе было рассмотрено понятие «идентичности», его развитие и подходы к его пониманию, которые включают в себя три типа, но так или иначе все ведут к указанию особо важности этнического типа идентичности. Для малочисленных коренных народов на современном этапе характерен именно этот тип. Из имеющихся представлений было выведено обобщенное понятие, а именно, этническая идентичность - это феномен и процесс его протекания, заключающийся в приобщение индивидом себя к этнической группировке, и его проявление посредством внешних инструментов конструирования. Инструментами таковыми является традиционный язык, характерное поведение, внешний вид, религия приятие традиций и значение собственной культуры и искусства, фольклорное наследие.
Здесь же был проведен историографический обзор процесса собирания, сохранения и публикаций фольклорных произведений. В результате было выявлено, что в начале XX века возрос интерес к таково рода экспедициям у исследователей, но в настоящее время мало исследований на тему систематизации и перевода результатов. Также проведен обзор по художественной обработке народных произведений. В настоящее время, пропагандой традиций и трансляцией этнических сюжетов занимаются танцевальные и хоровые ансамбли, увлекая подрастающее поколение к историческим корням. Набирающая обороты визуализация традиционных символов в декоративно-прикладном искусстве способствует восстановлению культурного ядра долганского этноса, формируя образ народа на мировой арене.
Фольклор является ценнейшим источником информации, которая отражает ценности, нормы и традиции коренного населения. Кроме этого он формирует в населении личность, находящуюся в гармонии с собственной традиционной культурой и окружающими инородцами.
Целью второй главы было исследования функций сказки и ее роль в конструировании этнической идентичности долган.
Сказка несет в себе сразу несколько функций:
1. научную, как источник исследовательских данных;
2. мировоззренческую, так как воссоздает представление этноса об устройстве мира и места в нем человека;
3. воспитательную, так как именно сказка прививает подрастающему поколению традиционные ценности;
4. социализирующую, та как знакомит с социальной структурой и ее порядками;
5. коммуникативную, при том не только между рассказчиком и слушателем, но целыми эпохами, так как несут в себе культурный код и исторический опыт народа;
6. творческую, так как в процессе визуализации произведения происходит самовыражение индивида;
7. компенсаторную, так как хотя бы временно отвлекает от нужд и жизненных проблем.
На основе контент-анализа газеты рубрики «Родное слово» «Таймыр» и сказок, опубликованных в ней можно сделать следующие выводы:
1. долгане активно стараются возродить духовно-культурных традиции, а особенно ввести в обиход традиционный язык;
2. прослеживается стремление к самоидентификации, пока доминирует заимствованная культура;
3. даже заимствованные сказки, так или иначе, отражают суть мировоззрения долган, рассказывая о вещах близких к народным ценностям.
Целью семантического анализа сказки «Откуда появились народы» и визуализации ее идеи в иллюстрации Поротовых было выявление выведение элементов этнической идентичности долган, черт их культуры, быта и образа человека. В процессе анализа символов сказки и изображения были выявлены характерные именно для долган моменты жизненного уклада . В изображении происходит переосмысление сюжета истории на современный лад, она уже более мирная и призывает к единению с остальными народностями на фоне сохранения своей оригинальности. Последние активирует связь нового поколения с потомками. Анализ дать базу для выяснения того, что фольклор является действенным инструментом в конструировании этнической идентичности. Он оказывает влияние на народ, посредством передачи культурной идеи, тем самым передавая и сохраняя в будущих поколениях народную память.
В целом, можно сказать, что для современной долганской культуры характерно сохранение в фольклорном эквиваленте и его художественной обработке связи с истоками народа, традициями, ценностями и, согласно, мировоззрению с природой. Традиционность пронизывает множество сфер даже на фоне модернизации и синтезу с заимствованными культурными элементами. Фольклор и произведения искусства передают модель поведения долганина, где он обитает в гармонии с природой, окружающим миром/этносами и самим собой.



