Социологический анализ представлений студентов СФУ об успешности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению представлений об успешности современной студенческой молодежи. 6
1.1. Основные социологические подходы к изучению представлений об успешности. 6
1.2. Научно-методологические подходы к изучению представлений об успешности студенческой молодёжи как специфической социальной группы 13
ГЛАВА 2. Социологическое исследование «Представление об успешности студентов Сибирского федерального университета» 24
2.1 Разработка методического обоснования исследования «Представление об успешности студентов Сибирского федерального университета» 24
2.2 Основные результаты исследования «Представление об успешности студентов Сибирского федерального университета» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованных источников:
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению представлений об успешности современной студенческой молодежи. 6
1.1. Основные социологические подходы к изучению представлений об успешности. 6
1.2. Научно-методологические подходы к изучению представлений об успешности студенческой молодёжи как специфической социальной группы 13
ГЛАВА 2. Социологическое исследование «Представление об успешности студентов Сибирского федерального университета» 24
2.1 Разработка методического обоснования исследования «Представление об успешности студентов Сибирского федерального университета» 24
2.2 Основные результаты исследования «Представление об успешности студентов Сибирского федерального университета» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованных источников:
Согласно концепции долгосрочного развития России до 2020 года, целью государственной молодёжной политики является создание условий для успешной социализации и самореализации молодёжи, развитие её потенциала и его использование в интересах России. Ведущую роль в данном процессе играют университеты страны. В том числе значимым региональным центром системы высшего образования выступает Сибирский федеральный университет. Он нацелен на подготовку высококвалифицированных специалистов и создание инновационных технологий.
На сегодняшний день растет понимание того, что кроме владения знаниями в специализированных областях, студенты и выпускники центрального вуза должны иметь личностные и социальные компетенции, которые позволят им на современном уровне выбрать свой индивидуальный путь к успеху, понимаемый в широком социальном контексте. От выпускников российских вузов ожидают готовности принимать на себя ответственность, проявлять инициативу, ставить перед собой цели и добиваться их реализации, успешного поведения в социальной системе.
Таким образом, одной из важнейших задач современной вузовской образовательной системы, становится формирование компетенций человека, которые помогут совершать правильный выбор своего жизненного пути и нести за него ответственность. С нашей точки зрения, для этого необходимы введение специальных курсов в вузовское образование, которые будут давать знания в области психологии и социологии. В то же время этот аспект системы вузовского образования практически не рассматривается и до сих пор не считается важным. В силу этого, многие выпускники вузов не имеют базовых знаний по личностному развитию, успешной социализации личности. Одной из главных составляющих компетенции в области личностного и социального развития, является представления об успешности, условий достижения успеха, проблемы связанные с возможностью реализации себя через общество. Практически отсутствуют исследования в
этой области, посвящённые изучению способностей молодежи совершать их собственный выбор, их представлений об успешности личностной и социальной.
Проблемную ситуацию мы видим в недостаточной изученности данной проблематики в теоретическом плане и роста ее практической значимости, что необходимо для формирования молодежной политики в отношении студенческой молодежи. Представления об успешности студентов Сибирского федерального университета мало исследованы в теоретическом и прикладном аспекте.
Цель исследования: изучить представление об успешности студентов Сибирского федерального университета очной формы обучения.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. Изучить основные социологические подходы к изучению представлений об успешности.
2. Рассмотреть научно-методологические подходы к изучению представлений об успешности студенческой молодёжи как специфической социальной группы
3. Разработать методическое обоснование «Представление об успешности студентов Сибирского университета».
4. Проанализировать общие результаты исследования
«Представление об успешности студентов Сибирского федерального университета».
Объект исследования: студенты Сибирского университета очной формы обучения.
Предмет исследования: представления об успешности студентов
Сибирского федерального университета очной формы обучения.
Гипотеза: в представлениях студентов Сибирского федерального университета основными качествами, присущими современному успешному современному человеку, являются профессионализм и вера в себя.
Операционализация понятий:
К. Мангейм обозначает успех как реализацию социальных отношений [1].
Лабунская В.А. определяет успех как некоторый положительный результат «деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества», определенная форма «самореализации» человека, которая «обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества» в виде «признания и одобрения» [2, с. 324].
Метод исследования: проведение анкетного опроса среди студентов Сибирского федерального университета очной формы обучения. Анкетный опрос как метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой, экономичностью и систематичностью.
Методы анализа данных: при обработке данных нами использованы методы описательной статистики факторный анализ и корреляционный анализ. Обработка данных осуществляется в пакете программ «STATISTICA 10».
На сегодняшний день растет понимание того, что кроме владения знаниями в специализированных областях, студенты и выпускники центрального вуза должны иметь личностные и социальные компетенции, которые позволят им на современном уровне выбрать свой индивидуальный путь к успеху, понимаемый в широком социальном контексте. От выпускников российских вузов ожидают готовности принимать на себя ответственность, проявлять инициативу, ставить перед собой цели и добиваться их реализации, успешного поведения в социальной системе.
Таким образом, одной из важнейших задач современной вузовской образовательной системы, становится формирование компетенций человека, которые помогут совершать правильный выбор своего жизненного пути и нести за него ответственность. С нашей точки зрения, для этого необходимы введение специальных курсов в вузовское образование, которые будут давать знания в области психологии и социологии. В то же время этот аспект системы вузовского образования практически не рассматривается и до сих пор не считается важным. В силу этого, многие выпускники вузов не имеют базовых знаний по личностному развитию, успешной социализации личности. Одной из главных составляющих компетенции в области личностного и социального развития, является представления об успешности, условий достижения успеха, проблемы связанные с возможностью реализации себя через общество. Практически отсутствуют исследования в
этой области, посвящённые изучению способностей молодежи совершать их собственный выбор, их представлений об успешности личностной и социальной.
Проблемную ситуацию мы видим в недостаточной изученности данной проблематики в теоретическом плане и роста ее практической значимости, что необходимо для формирования молодежной политики в отношении студенческой молодежи. Представления об успешности студентов Сибирского федерального университета мало исследованы в теоретическом и прикладном аспекте.
Цель исследования: изучить представление об успешности студентов Сибирского федерального университета очной формы обучения.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. Изучить основные социологические подходы к изучению представлений об успешности.
2. Рассмотреть научно-методологические подходы к изучению представлений об успешности студенческой молодёжи как специфической социальной группы
3. Разработать методическое обоснование «Представление об успешности студентов Сибирского университета».
4. Проанализировать общие результаты исследования
«Представление об успешности студентов Сибирского федерального университета».
Объект исследования: студенты Сибирского университета очной формы обучения.
Предмет исследования: представления об успешности студентов
Сибирского федерального университета очной формы обучения.
Гипотеза: в представлениях студентов Сибирского федерального университета основными качествами, присущими современному успешному современному человеку, являются профессионализм и вера в себя.
Операционализация понятий:
К. Мангейм обозначает успех как реализацию социальных отношений [1].
Лабунская В.А. определяет успех как некоторый положительный результат «деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества», определенная форма «самореализации» человека, которая «обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества» в виде «признания и одобрения» [2, с. 324].
Метод исследования: проведение анкетного опроса среди студентов Сибирского федерального университета очной формы обучения. Анкетный опрос как метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой, экономичностью и систематичностью.
Методы анализа данных: при обработке данных нами использованы методы описательной статистики факторный анализ и корреляционный анализ. Обработка данных осуществляется в пакете программ «STATISTICA 10».
В ходе данной работы нами были рассмотрены основные социологические подходы к изучению представлений об успешности. Мы рассмотрели, какие образы успешности присущи студенческой молодежи, как они формируются. Выяснили, существует ли связь между представлением об успешности в контексте взаимодействия целей и средств ее достижения.
Объектом социологического исследования были выбраны студенты Сибирского федерального университета. В ходе исследования был проведен анкетный опрос и обработка вторичной социологической информации.
Таким образом, с помощью обработки анкетного опроса были получены следующие результаты:
Большинство студентов Сибирского федерального университета считают себя успешными.
Самыми желаемыми характеристиками для респондентов являются, материальный достаток, хорошая семья, хорошие возможности для отдыха и развлечений.
Большинство студентов СФУ, считают важным тратить свое время на самообразование.
Чем больше человек ощущает себя успешным, тем менее важны для него такие качества, как хитрость, расчетливость.
Большинство студентов СФУ видят в качестве идеала политических деятелей и бизнесменов.
Качества человека, определяющие его способности к социальному взаимодействию, являются важными с точки зрения студентов СФУ, для достижения успеха.
Существует взаимосвязь между внутренней силой, энергией, готовности к активному действию и тем, к чему стремятся студенты СФУ, как они представляют себе свой успех.
Нравственность человека связана с его успешностью, по мнению студентов СФУ.
С точки зрения студентов СФУ через 10 лет, их жизни будут присущи такие характеристики как, материальный достаток, хорошая семья и хорошие возможности для отдыха, развлечений.
Таким образом, все рабочие гипотезы подтвердились.
Так же было выявлено, что в представлении студентов Сибирского федерального основными качествами, присущими современному успешному современному человеку, являются профессионализм и вера в себя. Тем самым подтверждается основная гипотеза нашей работы.
Путем факторного анализа были выделены основные факторы качества присущие современному успешному человеку. В целом портрет качеств современного успешного человека может быть описан 4-я факторами независимыми друг от друга, это «трудолюбие», «честность», «творческие способности» и «расчетливость».
Так же путем факторного анализа были выделены основные факторы характеристик, которые будут присущи жизни респондентов через 10 лет, в целом они могут быть описаны 3-я факторами независимыми друг от друга, это «карьера», «честность», «творчество» и «семейно-религиозные ценности».
С помощью корреляционного анализа были выявлены основные связи, стратегиями представления о качествах, которые присуще современному успешному человеку и уровнем жизни.
Так же, проведя корреляционный анализ, мы выявили что, уровень жизненных сил взаимосвязан с тем, к чему стремиться человек, как он видит успех.
Термин «успешность» является одним из самых распространенных в повседневной жизни современной студенческой молодежи, «успешная личность», «жизненный успех», «успешность» как характеристика деятельности. Однако его наполнение сегодня весьма противоречиво. Но нам удалось выявить структуры элементов, составляющих успешность в представлении студентов Сибирского федерального университета очной формы обучения.
Объектом социологического исследования были выбраны студенты Сибирского федерального университета. В ходе исследования был проведен анкетный опрос и обработка вторичной социологической информации.
Таким образом, с помощью обработки анкетного опроса были получены следующие результаты:
Большинство студентов Сибирского федерального университета считают себя успешными.
Самыми желаемыми характеристиками для респондентов являются, материальный достаток, хорошая семья, хорошие возможности для отдыха и развлечений.
Большинство студентов СФУ, считают важным тратить свое время на самообразование.
Чем больше человек ощущает себя успешным, тем менее важны для него такие качества, как хитрость, расчетливость.
Большинство студентов СФУ видят в качестве идеала политических деятелей и бизнесменов.
Качества человека, определяющие его способности к социальному взаимодействию, являются важными с точки зрения студентов СФУ, для достижения успеха.
Существует взаимосвязь между внутренней силой, энергией, готовности к активному действию и тем, к чему стремятся студенты СФУ, как они представляют себе свой успех.
Нравственность человека связана с его успешностью, по мнению студентов СФУ.
С точки зрения студентов СФУ через 10 лет, их жизни будут присущи такие характеристики как, материальный достаток, хорошая семья и хорошие возможности для отдыха, развлечений.
Таким образом, все рабочие гипотезы подтвердились.
Так же было выявлено, что в представлении студентов Сибирского федерального основными качествами, присущими современному успешному современному человеку, являются профессионализм и вера в себя. Тем самым подтверждается основная гипотеза нашей работы.
Путем факторного анализа были выделены основные факторы качества присущие современному успешному человеку. В целом портрет качеств современного успешного человека может быть описан 4-я факторами независимыми друг от друга, это «трудолюбие», «честность», «творческие способности» и «расчетливость».
Так же путем факторного анализа были выделены основные факторы характеристик, которые будут присущи жизни респондентов через 10 лет, в целом они могут быть описаны 3-я факторами независимыми друг от друга, это «карьера», «честность», «творчество» и «семейно-религиозные ценности».
С помощью корреляционного анализа были выявлены основные связи, стратегиями представления о качествах, которые присуще современному успешному человеку и уровнем жизни.
Так же, проведя корреляционный анализ, мы выявили что, уровень жизненных сил взаимосвязан с тем, к чему стремиться человек, как он видит успех.
Термин «успешность» является одним из самых распространенных в повседневной жизни современной студенческой молодежи, «успешная личность», «жизненный успех», «успешность» как характеристика деятельности. Однако его наполнение сегодня весьма противоречиво. Но нам удалось выявить структуры элементов, составляющих успешность в представлении студентов Сибирского федерального университета очной формы обучения.
Подобные работы
- Отношение студентов ИППС к профессиональному успеху
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Социологический анализ отношения студентов СФУ к правилам дорожного движения
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Отношение студентов СФУ к движению чайлдфри
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Ценностные ориентации студентов СФУ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Дидактическая адаптация студентов первого курса бакалавриата средствами тьюториала (на примере направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Гид по Красноярску» как условие социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Уровень знания мер пожарной безопасности у жителей г. Красноярска по данным социологических исследований
Дипломные работы, ВКР, физико-химические основы развития и тушения пожара. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Университетские медиа как инструмент реализации миссии вуза
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



