ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению представлений об успешности современной студенческой молодежи. 6
1.1. Основные социологические подходы к изучению представлений об успешности. 6
1.2. Научно-методологические подходы к изучению представлений об успешности студенческой молодёжи как специфической социальной группы 13
ГЛАВА 2. Социологическое исследование «Представление об успешности студентов Сибирского федерального университета» 24
2.1 Разработка методического обоснования исследования «Представление об успешности студентов Сибирского федерального университета» 24
2.2 Основные результаты исследования «Представление об успешности студентов Сибирского федерального университета» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованных источников:
Согласно концепции долгосрочного развития России до 2020 года, целью государственной молодёжной политики является создание условий для успешной социализации и самореализации молодёжи, развитие её потенциала и его использование в интересах России. Ведущую роль в данном процессе играют университеты страны. В том числе значимым региональным центром системы высшего образования выступает Сибирский федеральный университет. Он нацелен на подготовку высококвалифицированных специалистов и создание инновационных технологий.
На сегодняшний день растет понимание того, что кроме владения знаниями в специализированных областях, студенты и выпускники центрального вуза должны иметь личностные и социальные компетенции, которые позволят им на современном уровне выбрать свой индивидуальный путь к успеху, понимаемый в широком социальном контексте. От выпускников российских вузов ожидают готовности принимать на себя ответственность, проявлять инициативу, ставить перед собой цели и добиваться их реализации, успешного поведения в социальной системе.
Таким образом, одной из важнейших задач современной вузовской образовательной системы, становится формирование компетенций человека, которые помогут совершать правильный выбор своего жизненного пути и нести за него ответственность. С нашей точки зрения, для этого необходимы введение специальных курсов в вузовское образование, которые будут давать знания в области психологии и социологии. В то же время этот аспект системы вузовского образования практически не рассматривается и до сих пор не считается важным. В силу этого, многие выпускники вузов не имеют базовых знаний по личностному развитию, успешной социализации личности. Одной из главных составляющих компетенции в области личностного и социального развития, является представления об успешности, условий достижения успеха, проблемы связанные с возможностью реализации себя через общество. Практически отсутствуют исследования в
этой области, посвящённые изучению способностей молодежи совершать их собственный выбор, их представлений об успешности личностной и социальной.
Проблемную ситуацию мы видим в недостаточной изученности данной проблематики в теоретическом плане и роста ее практической значимости, что необходимо для формирования молодежной политики в отношении студенческой молодежи. Представления об успешности студентов Сибирского федерального университета мало исследованы в теоретическом и прикладном аспекте.
Цель исследования: изучить представление об успешности студентов Сибирского федерального университета очной формы обучения.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. Изучить основные социологические подходы к изучению представлений об успешности.
2. Рассмотреть научно-методологические подходы к изучению представлений об успешности студенческой молодёжи как специфической социальной группы
3. Разработать методическое обоснование «Представление об успешности студентов Сибирского университета».
4. Проанализировать общие результаты исследования
«Представление об успешности студентов Сибирского федерального университета».
Объект исследования: студенты Сибирского университета очной формы обучения.
Предмет исследования: представления об успешности студентов
Сибирского федерального университета очной формы обучения.
Гипотеза: в представлениях студентов Сибирского федерального университета основными качествами, присущими современному успешному современному человеку, являются профессионализм и вера в себя.
Операционализация понятий:
К. Мангейм обозначает успех как реализацию социальных отношений [1].
Лабунская В.А. определяет успех как некоторый положительный результат «деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества», определенная форма «самореализации» человека, которая «обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества» в виде «признания и одобрения» [2, с. 324].
Метод исследования: проведение анкетного опроса среди студентов Сибирского федерального университета очной формы обучения. Анкетный опрос как метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой, экономичностью и систематичностью.
Методы анализа данных: при обработке данных нами использованы методы описательной статистики факторный анализ и корреляционный анализ. Обработка данных осуществляется в пакете программ «STATISTICA 10».
В ходе данной работы нами были рассмотрены основные социологические подходы к изучению представлений об успешности. Мы рассмотрели, какие образы успешности присущи студенческой молодежи, как они формируются. Выяснили, существует ли связь между представлением об успешности в контексте взаимодействия целей и средств ее достижения.
Объектом социологического исследования были выбраны студенты Сибирского федерального университета. В ходе исследования был проведен анкетный опрос и обработка вторичной социологической информации.
Таким образом, с помощью обработки анкетного опроса были получены следующие результаты:
Большинство студентов Сибирского федерального университета считают себя успешными.
Самыми желаемыми характеристиками для респондентов являются, материальный достаток, хорошая семья, хорошие возможности для отдыха и развлечений.
Большинство студентов СФУ, считают важным тратить свое время на самообразование.
Чем больше человек ощущает себя успешным, тем менее важны для него такие качества, как хитрость, расчетливость.
Большинство студентов СФУ видят в качестве идеала политических деятелей и бизнесменов.
Качества человека, определяющие его способности к социальному взаимодействию, являются важными с точки зрения студентов СФУ, для достижения успеха.
Существует взаимосвязь между внутренней силой, энергией, готовности к активному действию и тем, к чему стремятся студенты СФУ, как они представляют себе свой успех.
Нравственность человека связана с его успешностью, по мнению студентов СФУ.
С точки зрения студентов СФУ через 10 лет, их жизни будут присущи такие характеристики как, материальный достаток, хорошая семья и хорошие возможности для отдыха, развлечений.
Таким образом, все рабочие гипотезы подтвердились.
Так же было выявлено, что в представлении студентов Сибирского федерального основными качествами, присущими современному успешному современному человеку, являются профессионализм и вера в себя. Тем самым подтверждается основная гипотеза нашей работы.
Путем факторного анализа были выделены основные факторы качества присущие современному успешному человеку. В целом портрет качеств современного успешного человека может быть описан 4-я факторами независимыми друг от друга, это «трудолюбие», «честность», «творческие способности» и «расчетливость».
Так же путем факторного анализа были выделены основные факторы характеристик, которые будут присущи жизни респондентов через 10 лет, в целом они могут быть описаны 3-я факторами независимыми друг от друга, это «карьера», «честность», «творчество» и «семейно-религиозные ценности».
С помощью корреляционного анализа были выявлены основные связи, стратегиями представления о качествах, которые присуще современному успешному человеку и уровнем жизни.
Так же, проведя корреляционный анализ, мы выявили что, уровень жизненных сил взаимосвязан с тем, к чему стремиться человек, как он видит успех.
Термин «успешность» является одним из самых распространенных в повседневной жизни современной студенческой молодежи, «успешная личность», «жизненный успех», «успешность» как характеристика деятельности. Однако его наполнение сегодня весьма противоречиво. Но нам удалось выявить структуры элементов, составляющих успешность в представлении студентов Сибирского федерального университета очной формы обучения.
1. Мангейм, К. Очерки социологии знания: Проблема поколений - состязательность - экономические амбиции [Текст] / К. Мангейм. Пер. с англ. - М.: ИНИОН РАН, 2000. - С. 116.
2. Лабунская В. А. «Социальная психология личности в вопросах и ответах» М., 1999.
3. Статья «Психологические критерии жизненной успешности студентов». ИМЭК ОмГУПС. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.imek.org/?q=node/1230 (дата обращения 21.04.2016)
4. Белых Владимир Анатольевич. Зависимость восприятия образа успешности от индивидуально-психологических особенностей личности в студенческом возрасте: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: Ставрополь, 2000 РГБ ОД, 61:01-19/263-4.-С. 140
5. Бекботаев Е.К., Молдакулов Р.С., Кенжебекова Г.К., Каламжанов С.К., Копешов Д.Г. Современные проблемы жизненного успеха учащейся молодежи: Materialy VII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Kluczowe aspekty naukowej dzialalainosci - 2011»». - Przemysi: Nauka i studia, 2010.- С. 53-65
6. Галюк Алена Дмитриевна. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Екатеринбург, 2004 153 с. РГБ ОД, 61:05-22/63. 153 c.
7. Вильям Джемс ПСИХОЛОГИЯ W.James. Psychology: Briefer Course. N.Y.: H.Holt & Co, 1893 М.: "Педагогика"1991.- С. 95
8. Левин, К., Дембо, Т., Фестингер, Л., Сирс, Р. Уровень притязаний. / Психология мотиваций и эмоций. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликмана. М.: ЧеРо, 2002. -192 с.
9. Benedict R.F. Boas as an ethnologist // F. Boas memory / American Anthropologist. 1943. № 3. P. 27.
10. Громов И.А. Западная теоретическая социология/ И.А. Громов, А.А. Мацкевич, В.В. Семенов - М.: «Академический проект», 2008 - 66 с
11. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. - М.: Хранитель, 2006. - 873с..
12. Статья «Индивидуальные представления об успешности».
Элитариум. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2011/02/21/predstavlenija_uspeshnosti.html (дата обращения 25.04.2016)
13. Лейфрид Н. В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке: дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2005. - С. 34
14. Фромм Э. Иметь или быть? М„1990. С. 336.
15. Адлер А. Наука жить. - Киев: Port-Royal, 1997. -С. 67
16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1-2. - М., 1986. - С. 22-43
17. Маслоу, А. Г. Психология бытия / А. Маслоу; под ред. В. Данченко. - М.: PSYLIB,2003. - 138с.
18. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://bse.sci-lib.com/article107133.html (дата обращения 27.04.2016)
19. Интегративный поход к психологии человека и социальному взаимодействию людей / под ред. Волохонской М. С., Микляевой А. В. // Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. - МО: СВИВТ, 2012. - С. 129-135.
20. Сибирев В.А., Головин Н.А. Штрихи к портрету поколений 90-х годов // Социологические исследования. - 1998. - № 3, 117 с.
21. Рубин Б. Студент глазами социолога / Базовые ценности россиян. Сб. статей.// Под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. - М., 2003. С. 117.
22. Семашко А. Н. Ценностные ориентации студенческой молодёжи // Базовые ценности россиян. Сб. статей./ Под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. - М., 2003. С.103
23. Власенко А.С. Некоторые вопросы Воспитания студенчества на современном этапе. - С. 77-98
24. Ищенко Т.В. Место студенчества в социальной структуре общества. Томск, 1970.-С. 34- 59
25. Личность и успех: коллективная монография /В.Т. Ковалевич, И.П. Безукладникова, Л.В. Коловская и др.; под ред. Л.В. Коловской. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. -С. 45
26. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М. - Пг., 1983, С. 90.
27. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М., 1984, С. 239
28. Гагарина, К. Е., Николаев, Е. В. Психологические аспекты успешности личности студентов вуза / К. Е. Гагарина, Е. В. Николаев // / Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 5. - С.26-27.
29. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи - Екатеринбург, 1995. -С. 58
30. Батурина, Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности // Психологический журнал. -1987. -Т. 8. -№ 3.
31. Степанский, В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности / В.И. Степанский //Вопросы психологии.- 1981. -№6.
32. Рабочая книга социолога / Под общ. Ред. И с предисл. Г.В. Осиова. Изд. 4-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2006.-480с.
33. Свияш А. Проект-Человечество. Успех или неудача? . -СПб.: Питер, 2002. -288с.
34. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического обращения: учебник. -3изд., перераб. и дополн. М.: экзамен,2007.-750с.
35. Якутина О.И. Социальный успех: основные направления исследования феномена и понятия.// Материалы научной конференции в г. Донецк, 15 мая 2009 г. - Ростов-на-Дону: Изд-во НОУ ВПО ИУБиП. - 2009.- с. 78
36. Кирюшина, М.В. Объективная и субъективная стороны идеи успеха. / М. В. Кирюшина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2006. - №1. - С.215-218.
37. Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. - Л., 1974. - с. 97
38. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Изд-во «Питер Пресс», 1997. -С. 45
39. Ядов В.А. «Стратегия социологического исследования». - С. 45-58
40. Сикевич З. В. Социологическое исследование: практическое руководство.-СПб.: Питер, 2005. -320с.
41. Alker H. R. Boudon's educational theses about the replication of social inequality // Social science information. P., 1976. S137-144
42. Bendix, R. and Lipset, S.M. (eds). Class, Status and Power, social stratification in a comparative perspective. N.Y.: Fre Press, 1966. S69-74
43. Durkheim E. Education et sociologie. P., 1968. S87-93
44. Kirkwood L. An Artist's Perspective on Body Image, the Media, and Contemporary Society//Journal of Nutrition Education and Behavior Volume 37, Supplement 2, November-December 2005, p. S125-S132