Введение 3
1 Теоретические основы социорекламной деятельности 6
1.1 Понятие «Социальная реклама» 6
1.2 Социальная реклама как вид деятельности 14
1.3 Эффективность социальной рекламы как методологическая
проблема 22
2 Проблема оценки эффективности социальной рекламы в социальной
работе 33
2.1 Подходы к оценке эффективности социальной рекламы в
социальной работе 33
2.2 Практический опыт оценки эффективности социальной рекламы в
социальной работе 40
2.3 Рекомендации по оценке эффективности социальной рекламы в
социальной работе 48
Заключение 52
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сегодня социальная реклама это очень широко распространенное явление, так как она используется во многих странах мира. По причине такого массового применения создается множество научных работ, которые направлены на исследование различных аспектов такой рекламы, в том числе и в России. Однако, несмотря на широкое применение и активное исследование данной сферы на протяжении десятков лет, до сих пор не существует точных методов оценки эффективности социальной рекламы, которые бы могли показать, как повлияла социальная реклама на поведение людей.
В свою очередь социальная работа призвана не только оказывать помощь людям, но и изменять их поведенческие модели, для того чтобы они вновь не попали в ситуацию требующую вмешательства. Социальная реклама и социальная работа направлены на решение одних и тех же проблем, но при этом роль социальной рекламы заключается в оказании профилактической помощи. Из этого следует необходимость в эффективной социорекламной деятельности, очевидно, что для того чтобы оценить ее эффективность, требуется разработать точные объективные методы оценки.
Вопросы эффективности социальной рекламы рассматривались такими исследователями как Г.Г. Николайшвили, работы которой направлены на изучение теоретических и практических аспектов, Л.Г. Грановским, который определял эффективность рекламы с позиции управления рекламной деятельности. Также А. Кутлалиев и А.А. Попов изучали эффективность социальной и коммерческой рекламы в применении к ним разнообразных исследовательских подходов. К исследователям специфики российской социальной рекламы можно отнести М.И. Пискунову, В.В. Ученову, а также П.А. Кузнецова. Также необходимо отметить работы Л.М. Дмитриевой, которая заострила свое внимание на критериях эффективности и на методах исследования эффективности социальной рекламы.
Актуальность данной темы можно подтвердить словами А.А. Ученовой, которая утверждает, что социальная реклама направлена на преодоление симптомов общественной патологии - вредных разрушительных привычек, а также на предотвращение распространения некоторых заболеваний. Она нацелена на преодоление различных вариантов девиантного поведения - вождение транспорта в нетрезвом состоянии, на преодоление детской беспризорности и различные виды социальной дискриминации [33, с. 23]. При улучшении способов оценки социальной рекламы мы получаем возможность спрогнозировать, какие проблемы могут быть решены, а какие мы можем усугубить данным инструментом. Это позволит не только нивелировать причины возникновения некоторых социальных проблем, но и избежать негативного воздействия. Очевидно, что полученный результат, после решения проблемы оценки эффективности социальной рекламы, трудно переоценить.
По данным Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИД, количество зарегистрированных случаев заражения ВИЧ продолжает расти. Если в 2012 году это 719445 человек, то в декабре 2016 года это 1103150 зараженных [34]. Посредством эффективной социальной рекламы можно предотвратить заражение заболеванием, которое вылечить в современных условиях невозможно. Это говорит о том, насколько необходимо использовать социальную рекламу в социальной работе, что возможно при решении проблем оценки ее эффективности.
Объектом работы будет являться социальная реклама в социальной работе.
Предмет работы это оценка эффективности социальной рекламы в социальной работе.
Цель - создание рекомендаций по оценке эффективности социальной рекламы.
Задачи данной работы:
а) описать сущность социорекламной деятельности;
б) рассмотреть социальную рекламу как вид деятельности;
в) исследовать эффективность социальной рекламы как методологическую проблему;
г) изучить подходы к оценке эффективности социальной рекламы;
д) проанализировать практический опыт оценки эффективности социальной реклам.
Методы исследования: анализ документов, наблюдение, контент- анализ.
Мы рассмотрели основные трактовки различных авторов понятия социальная реклама, а также сформировали признаки специфичные для данного вида рекламы. Затем мы изучили основные классификации видов социальной рекламы, а также критерии, по которым их выделяют. И описали главные цели и задачи данного вида рекламы. Итак, социальная реклама это вид деятельности направленный на распространение определенной информации с целью изменения и закрепления моделей поведения людей в обществе. Может воздействовать на изменение определенного образа жизни, повышение уровня патриотизма, уровень законопослушности. Основными участниками являются государство, некоммерческие организации и коммерческие организации.
Социальная реклама не регулируется каким-либо специфическим нормативно-правовым актом, вместо этого существует несколько правовых норм, расположенные в различных источниках, которые описывают общие положения и условия деятельности в данной сфере. Участники в создании социальной рекламы - заказчик, рекламопроизводитель и рекламораспространитель, целевая аудитория, на которую направлена сама реклама. Основным и самым заинтересованным заказчиком являются некоммерческие организации, так как они напрямую преследуют достижение различных целей, не связанных с получением прибыли, в том числе и социальных.
Мы выяснили, что эффективная социальная реклама это та реклама, которая достигает поставленной цели, то есть способна изменить ценностные ориентации и поведенческие модели людей. Очевидно, что такой инструмент в социальной работе необходим, так как после изменения определенных поведенческих стереотипов, человек может либо не попасть в ситуацию требующую вмешательства социального работника, либо выйти из нее с минимальными потерями и не оказаться в ней в дальнейшем.
В итоге данной работы, мы пришли к выводу о том, что рассматриваемая проблема может быть решена только в случае планомерного повышения эффективности социальной рекламы, что невозможно без развития всей сферы в целом. Таким образом, мы выделили рекомендации, которые позволяют увеличить заинтересованность в социальной рекламе, посредством последовательного улучшения ее эффективности, а значит расширить интенсивность и область ее применения. При создании инструментов точной оценки результатов социорекламной кампании, мы можем выделить сферы, на которые данный вид рекламы может успешно воздействовать, что дает шанс решить множество социальных проблем, либо устранить факторы, оказывающие влияние на их возникновения
1. О рекламе [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.03.2006 N 38- ФЗ ред. от 08.03.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступ: http://www.consultant.ru.
2. Пискунова, М. И. Социальная реклама как феномен общественной рефлексии / М.И. Пискунова // Медиаскоп. - 2004. - № 1. - С. 32-44.
3. Николайшвили, Г. Г. Социальная реклама: теория и практика:
учебник / Г.Г. Николайшвили. - Москва : Аспект Пресс, 2008. - 191 с.
4. Мельникова, Т. Ф. Эффективность социальной рекламы [Электронный ресурс] / Т.Ф. Мельникова, Е.Г. Кащенко, Н.В. Лужнова, О.П. Михайлова // Вестник ОГУ. - 2010. - №13 (119). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-sotsialnoy-reklamy
5. Павлова, В. С. Теоретические и практические аспекты социальной рекламы [Электронный ресурс] / В.С. Павлова, О.Г. Забелина // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. - 2012. - №2 (4). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie- aspekty-sotsialnoy-reklamy
6. Агеев, А.В. Социальная реклама. Теория и практика рекламной деятельности. [Электронный ресурс] / А.В. Агеев // Индустрия рекламы. - Режим доступа: http://adindustry.ru/doc/1132
7. Голуб, О. Ю. Социальная реклам: учебное пособие / О.Ю. Голуб. - Москва: Дашков и К, 2010. - 180 с.
8. Деревянко, А. Р. Социальная реклама как вид коммуникационной деятельности в современных условиях [Электронный ресур] / А.Р. Деревянко, О.С. Зыбин // СИСП. - 2012. - №7. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-reklama-kak-vid-kommunikatsionnoy- deyatelnosti-v-sovremennyh-usloviyah
9. Фетисов, Э. Н. Эффективность социальной рекламы [Электронный ресурс] / Э.Н. Фетисов, С.Б. Калмыков // Ученые записки РГСУ. - 2010. - №7.
- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-sotsialnoy-reklamy- 1
10. Баскакова, А. С. Подходы к оценке эффективности социальной рекламы как коммуникативного инструмента управления / А.С. Баскакова // Региональное развитие: стратегии и человеческий капитал: Материалы междунар. конф. - Екб. - Изд-во Урал. ун-та. - 2014. - Т. 1. - С. 18-26.
11. Шалютина, Н.В. Социальная реклама как технология социальной работы / Н.В. Шалютина // Н.Новгород: ООО Научно-исследовательский социологический центр. - 2015. - С. 376-381.
12. Терещенко, Л.В. Оценка эффективности социальной рекламы / Л.В. Терещенко // Экономика и упр. в XXI веке: тенденции развития. - 2014. - № 15. - С. 48-57.
13. Дыкин, Р.В. Эффективность социальной рекламы: некоторые аспекты проблемы / Р.В. Дыкин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология.Журналистика. - 2009. - No 1. - С. 141-149.
14. Воробьева, А.А. Состояние, виды, воздействие социальной рекламы в современной России. На примере Алтайского края [Электронный ресурс] / А.А. Воробьева // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 10. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/10/7944
15. Дмитриева, Л. М. Социальная реклама: учебник / Л. М. Дмитриева.
- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 271 с.
16. Лория, А. В. Современная миссия социальной рекламы как массовой коммуникации / А.В. Лория // Ученые записки РГСУ. - 2010. - №11.
- С.173-178.
17. Савельева, О. О. Введение в социальную рекламу / О. О. Савельева.
- Москва: РИП-холдинг, 2006. - 168 с.
18. Ковалева, А. В. Эффективность социальной рекламы: опыт измерения / А.В. Ковалева // Известия АлтГУ. - 2006. - №2. - С.74-77.
19. Попов, А.А. Как исследовать эффективность социальной рекламы [Электронный ресурс] / А.А Попов. - Режим доступа: https://iteam.ru/publications/marketing/section_23/article_4242
20. Гладких, Н.Ю. Онлайн тестирование социальной рекламы [Электронный ресурс] : Компания Grand Prix / Н.Ю. Гладких. - Режим доступа: http://www.takegrandprix.ru/articles/doc126.html
21. Василик, М.А. Основы теории коммуникации: учебник / М.А. Василию - Москва: Гардарики, 2003. - 615 с.
22. Тополева-Солдунова, Е. А. Изменения в регулировании социальной рекламы от 2011 года [Электронный ресурс] : справка / Е.А. Тополева- Солдунова. - Режим доступа : http://volonte.ru/2011/09/06/izmenenija-v- regulirovanii-socialnoj-reklamy-ot-2011-goda/
23. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.01.1996 № 39-ФЗ ред. от 28.03.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
24. Николайшвили, Г.Г. Государство и социальная реклама
[Электронный ресурс] / Г.Г. Николайшвили. - Режим доступа :
http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=4940&SECTION_ID =107
25. Иванов, А.А. Реклама некоммерческих организаций [Электронный
ресурс] / А.А. Иванов. - Режим доступа :
http://www.initkms.ru/library/files__folder/PDF__book/14__5__sem/PeKaaMa%20B%2 0некоммерчески%20органнзацияИванав.рб1'
26. Общественная организация «Общее дело» [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: https://oбщee-дeлo.pф/about/
27. Социальная реклама: «Газпром нефть» предлагает задуматься
[Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://www.advmarket.ru/news_adv/index.php?ten_rubric=moscow&read_news=4 592
28. Компания McCann [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа : http://mccann.com.au/project/dumb-ways-to-die/
29. Любов, Е. Б. Сми и подражательное суицидальное поведение. Часть
I [Электронный ресурс] / Е.Б. Любов // Суицидология. - 2012. - №3 (8). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/smi-i-podrazhatelnoe-
suitsidalnoe-povedenie-chast- i#ixzz4hkXSFBXqhttp://cyberleninka.ru/article/n/smi-i-podrazhatelnoe- suitsidalnoe-povedenie-chast-i
30. Ласый, Е.В. Профилактика суицидального поведения [Электронный ресурс]: для специалистов СМИ / Е.В. Ласый. - Режим доступа : http://www.ligainternet.ru/upload/profilactica-cuicidalnogo-povedenia.pdf
31. Оценка эффективности рекламной кампании в г. Москве [Электронный ресурс] : отчет исследования. -АКАР. -Режим доступа : http://www.akarussia.ru/files/docs/vse_ravno_pstr_2012.pdf
32. Оценка эффективности первой кампании в СМИ по солидарности с ЛЖВ «Оставайтесь людьми!» [Электронный ресурс] : краткий отчет. - Режим доступа : http://focus- media.ru/upload/iblock/321/3215913df7cd9da7c81f55ebfd7bc032.doc
33. Ученова, В.В. Социальная реклама: учебник / В.В. Ученова, Н.В. Старых. - Москва: Индекс Медиа, 2006. - 304 с.
34. ВИЧ-инфекция в Российской Федерации на 31 декабря 2016 г. [Электронный ресурс] : справка. - Режим доступа : http://aids- centr.perm.ru/images/4/hiv_in_russia/hiv_in_rf_31.12.2016.pdf