Введение... 5
Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников
созданию теста-рассуждения ...8
1.1 Особенности развития речи младших школьников. Требования к речи
младших школьников 8
Е2 Структурные и языковые особенности текста-рассуждения. Устные
рассуждения в речи учителей и учащихся ..20
Глава 2. Методика работы с текстами-рассуждениями на уроках русского.
языка в начальной школе ... .25
2.1 Анализ учебников русского языка образовательной системы «Школа
2100» .25
2.2 Методы и приемы работы над текстами-рассуждениями..............39
Заключение ............47
Список использованных источников ...; .49
В обучении ребёнка первичной ступенью является начальное образование. Он получает систему знаний для дальнейшего использования их в процессе своей жизни. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучаемому. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь.
Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.
Во времена глобальных перемен мы понимаем, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Школа обязана научить мыслить нестандартно, нестереотипно. Большую роль в этом играет работа по развитию речи, которая должна строиться в единстве с развитием мышления школьника и формированием его как личности.
Одной из самых главных задач в обучении родному языку является развитие речи. Это подтверждают все без исключения либо почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального обучения. Может ли учитель, обучающий детей русскому языку, считать задачу проделанной, если он не научит их грамотно говорить и записывать, правильно и ясно выражать свои мысли? Речь - способ познания действительности, поэтому ее необходимо развивать. Конечная цель работы по развитию речи в школе - научить детей выражать связно собственные идеи, мысли в устной и письменной форме, то есть научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. Речь - основа всякой умственной работы, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, обобщать формируется в ходе освоения познаниями через речь, и проявляются также в речевой деятельности. Закономерно четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Проблема эффективной речи особенно актуальна сегодня, когда увеличивается рост правильного, убедительного слова. Умение убеждать, обосновывать собственное мнение необходимо как в общественной жизни, так и в быту. Умение рассуждать является важнейшим общеучебным умением, оно необходимо детям для овладения материалом школьных программ, при изучении большинства предметов, когда ученикам приходится делать выводы, выявлять причинно-следственные и условно-следственные связи, сравнивать, приводить доказательства, устанавливать истинность или ложность определенных суждений, обобщать. Это умение связано с овладением текстом типа рассуждения. Общеизвестно, что именно этот тип текста вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, которые проявляются в отсутствии аргументации, в использовании слабых, недостаточно весомых доказательств, в шаблонности построения текста, в подмене рассуждения повествованием. Этим объясняется актуальность исследования. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаем развитие речевой деятельности через работу над рассуждением.
Объект исследования - развитие речи младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - методы и приемы работы над текстами- рассуждениями на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования: - описать методику работы с текстами- рассуждениями на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
- описать особенности развития речи младших школьников;
- раскрыть языковую особенность текста - рассуждения;
- составить типологию упражнений для работы над умением создавать связные высказывания, относящиеся к такому типу речи, как рассуждение.
Методы исследования:
- анализ научно - педагогической, методической литературы;
- изучение и обобщение опыта учителей, работающих в начальных классах;
- моделирование упражнений и заданий.
Практическое значение работы заключается в разработке системы упражнений, которая поможет учителю оптимизировать процесс развития речи через рассуждение. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе.
В результате выпускного исследования мы пришли к следующим выводам:
Создание тексты-рассуждения вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, так как дети допускают ряд ошибок как логического, так и речевого характера. Умение рассуждать начинает формироваться у детей в дошкольном возрасте и поэтому нужно работать над рассуждением уже с первоклассниками. Работа над развитием речи через рассуждение в начальной школе является одним из методов развития и воспитания ребенка, потому что при изложении высказывания он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем приводить доказательства, объяснения, правильно формулировать свои идеи, обосновывать вывод.
В основе рассуждения как типа текста лежат логические операции обоснования, сравнения, сопоставления, вычленения главного и второстепенного, т.е. те операции, которые свойственны научному поиску, на уроках по разным предметам должны использоваться устные высказывания типа рассуждения. В рассуждении обычно различаются следующие части: тезис - часть, содержащая мысль, которая будет доказываться; доказательная часть, содержащая аргументы.
Анализ учебников «Школа 2100» позволяет утверждать, что данная программа нацелена на формирование умения школьников создавать тексты - рассуждения как в устной, так и в письменной форме, начиная с первого класса. Задания, представленные в учебнике, имеют не репродуктивный, а конструктивный уровень. Ученик сам должен выстроить цепочку умозаключений для того, чтобы успешно справиться с поставленной учебной задачей
На уроках русского языка в начальной школе при изучении структурных и языковых особенностей текстов рассуждения целесообразно использовать такие методы, как исследовательский, объяснительно - иллюстративный, проблемный метод. При умелом сочетании этих методов у школьников формируются умения, позволяющие на доступном их
возрасту и хорошо знакомом материале самостоятельно создавать тексты типа рассуждения.
1. Алдакаева Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении русскому языку//Начальная школа. - 2001. №6. - С. 10-16.
2. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка//Начальная школа. - 2004. №2 - С.3-6.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 2001. - 93 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика. Т.4. Детская психология. - 432с
5. Выготский Л.С. Психология [Сборник]. - М., 2002. - С. 512-755.
6. Кучиева Л.А., Матевосян И.С. Актуальность обучения теории текста младших школьников // Информационные технологии и системы: новые информационные технологии в науке, образовании, экономике. - Владикавказ, 2003. - С.171-175.
7. Кучиева Л.А., Матевосян И.С. Методика изучения рассуждения в начальной школе. Функциональный подход // Учебно-методическое пособие. - Владикавказ, 2007. - 142с.
8. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия». 2002. -464 с.
9. Матевосян И.С., Кучиева Л.А. Обучение рассуждению на основе функционального подхода как средство развития речи учащихся младших классов // Современные технологии обучения. - Вып.З. Сборник статей и тезисов. - Владикавказ, 2003. - С.95-98.
10. Матевосян И.С., Кучиева Л.А. Методический аспект обучения рассуждению при подготовке учителя начальных классов // Проблемы и перспективы интеграции науки и образования: Материалы V Международной конференции. - Владикавказ, 2004. - С.174-175.
11. Матевосян И.С. Система упражнений по работе над рассуждением в условиях начальной школы // Диалог. - №1. - 2006.- С.38-42.
12. Матевосян И.С., Кучиева Л.А. Роль и статус рассуждения в содержании курса русского языка в начальной школе // Инновационные технологии для устойчивого развития горных территорий: Материалы VI Международной конференции. - Владикавказ, 2007. - 124-125.
13. Матевосян И.С. Обучение младших школьников рассуждению. Варианты упражнений // «Начальная школа плюс До и После». - №7. - 2007. -
С.61-64.
14. Матевосян И. С. Роль рассуждения в развитии коммуникативных возможностей учащихся // «Начальная школа плюс До и После» - №3 - 2008 -С 33-36
15. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя. - М.: Просвещение, 2001. - 191с
16. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Дрофа, 2005.
17. Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс Русский язык. - № 6, 2001. - С. 3-9
18. . Эртаев С.В. Усвоение знаний теорий текста как основа обучения его построению на уроках русского языка//Начальная школа, 2000. - №7. - С.110-114.