ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы постановки компьютерного эксперимента 9
1.1 Оценка эффективности алгоритмов 12
1.2 Алгоритм работы пастушьей собаки 14
1.3 Постановка задачи исследования 20
2 Планирование эксперимента и анализ решений по управлению
экспериментом 21
2.1 Анализ рынка программного обеспечения 26
2.1.1 Применений свободных лицензий в России: теория, практика,
перспективы развития 31
2.1.2 Коммуникационные каналы ИТ-разработчиков открытого кода 33
2.2 Основной способ экспериментальной оценки повторяемости и
воспроизводимости результатов эксперимента 34
2.3 Методы проверки адекватности модели 35
3 Компьютерный эксперимент 37
3.1 Проведение вычислений и анализ результатов 43
3.2 Алгоритм работы пастушьей собаки применительно к живым и
искусственным агентам 52
3.3 Поиск применимости АПС в новых областях на основе таблицы
разрешения технических противоречий 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном мире тяжело переоценить роль информационных технологий. Практически невозможно представить жизнь без вычислительной техники, так как с ее помощью человек автоматизирует многие сферы своей деятельности, в том числе производство, что позволяет значительно повысить производительность труда. В России по состоянию на 2015 год 84,8% организаций используют специальные программные средства, где 15,1% из них предназначены для управления автоматизированным производством или отдельными техническими средствами и технологическими процессами [1]. Средствами автоматизации выступают приборы и автоматические устройства, одними из которых являются роботы.
Роботов можно разделить на два класса: манипуляционные и мобильные [2, с. 8-9]. Манипуляционный робот - автоматическая машина, стационарная или передвижная, которая состоит из исполнительного устройства в виде манипулятора, имеющего несколько степеней подвижности, и устройства программного управления, служащего для выполнения в производственном процессе двигательных и управляющих функций [2, с. 6]. Мобильные робототехнические системы имеют движущиеся шасси с автоматически управляемыми приводами. Они могут быть колесными, шагающими, колесно¬шагающими и т.д [2, с. 9].
Если раньше в промышленности внедрялись и использовались в основном манипуляционные роботы, то сейчас все больше возрастает интерес к мобильным роботам, а задача нахождения оптимального алгоритма управления данным классом роботов и по сей день остается актуальной. Большая часть алгоритмов направлена на управление одиночным мобильным роботом, в то время как существует ряд задач, где эффективнее или даже необходимо задействовать большое количество роботов. Одним из таких алгоритмов является алгоритм работы пастушьей собаки, разработанный 7
совместно учеными Швеции и Великобритании в 2014 году. Помимо того, что данный алгоритм позволяет роботизировать выпас скота, авторы утверждают, что он также применим для управления автономными, взаимодействующими между собой агентами в различных ситуациях [3].
Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является оценивание эффективности алгоритма работы пастушьей собаки, поиск его применимости к живым и искусственным агентам в различных областях.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы построения компьютерного эксперимента;
2. Рассмотреть алгоритм работы пастушьей собаки;
3. Провести анализ рынка программного обеспечения для выбора инструментов разработки;
4. Реализовать алгоритм работы пастушьей собаки и провести соответствующие вычисления;
5. Проанализировать результаты эксперимента;
6. Выявить области применения алгоритма.
Объектом исследования данной работы является групповое управление мобильными объектами. Предметом исследования выпускной квалификационной работы является алгоритм работы пастушьей собаки.
Целью данной выпускной квалификационной работы было оценивание эффективности алгоритма пастушьей собаки, а также поиск его применимости в различных областях. Для достижения поставленной цели был выполнен компьютерный эксперимент. Однако прежде были изучены теоретические основы построения компьютерного эксперимента, алгоритм пастушьей собаки, выбраны средства разработки, позволяющие эффективно реализовать алгоритм, в также было выполнено планирование компьютерного эксперимента. Сам алгоритм был дополнен возможностью использования виртуального пастуха, добавлением объектов-преград, реакцией агентов на такие объекты, а также способностью прокладывать маршрут в обход препятствующих объектов путем добавления промежуточных целей.
В общей сложности было выполнено 400 опытов. Благодаря проведенному анализу полученных результатов была установлена зависимость времени выполнения алгоритма от количества автономных объектов, а также типа пастуха. Также было замечено, что использование виртуального пастуха является более эффективным средством для управления группой искусственных объектов, так как в случаи использования виртуального пастуха исключаются случайные взаимодействия пастуха и агентов. Поскольку виртуальный пастух, в отличии от реального, не является материальным объектом, ему не нужно затрачивать время на передвижение до заданной позиции.
Если присутствуют объекты, препятствующие движению по направлению к заданной цели, вероятность успешного выполнения алгоритма составляет около 0,88, что является хорошим результатом.
Также в результате выполнения работы было выявлено, что алгоритм пастушьей собаки полностью или частично возможно применять в самых разнообразных сферах от выпаса скота и контроля толпы людей до управления различными типами роботов и поддержки целостности группы объектов.
В итоге можно сделать вывод, что алгоритм пастушьей собаки является эффективным и универсальным средством для управления группой живых или искусственных объектов.
1. Удельный вес организаций, использовавших специальные программные средства, в общем числе обследованных организаций [Электронный ресурс] : по данным формы федерального статистического наблюдения № 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
2. Попов, Е. П. Основы робототехники: введение в специальность: учеб. для вузов по специальности «Робототехн. системы и комплексы» / Е. П. Попов, Г. В. Письменный. - Москва : Высшая школа, 1990. - 224 с.
3. Daniel Strombom, Richard P. Mann, Alan M. Wilson, Stephen Hailes, A. Jennifer Morton, David J. T. Sumpter, Andrew J. King. Solving the shepherding problem: heuristics for herding autonomous, interacting agents // J. R. Soc. Interface. - Nov. 2014 - Vol. 11, no. 100.
4. Корешкова, И. А. История математического моделирования и технологии вычислительного эксперимента: научная статья / И. А. Корешкова // Научный журнал «Научные исследования в образовании». - 2009. - №4. - С. 1-12.
5. Казакова, А. Н. Развитие теории, методологии и практики компьютерного эксперимента в социально-экономических исследованиях и задачах управления: научная статья / А. Н. Казакова // Международный научный журнал «Символ науки». - 2015. - №6. - С. 119-120.
6. Петров, П. В. Технология вычислительного эксперимента: научная статья / П. В. Петров, Р. А. Сунарчин, В. А. Целищев // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. - 2008. - Т. 10, №1. - С. 30-35.
7. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] : бесплатная онлайн энциклопедия с полнотекстовым поиском и поддержкой морфологии русских слов. - Режим доступа: https://www.vedu.ru.
8. Сафонов, В. И. Компьютерное моделирование: учебное пособие / В. И. Сафонов; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2009. - 92 с.
9. Кольцов, П. П. О количественной оценке эффективности алгоритмов анализа изображений: научная статья / П. П. Кольцов, А. С. Осипов, А. С. Куцаев, А. А. Кравченко, Н. В. Котович, А. В. Захаров // Научный журнал «Компьютерная оптика». - 2015. - Т. 39, №4. - С. 542-556.
10. Виноградов, Г. П. Оценка эффективности метода кластеризации, использующего субъективные оценки: научная статья / Г. П. Виноградов, А. А. Мальков // Международный научный журнал «Программные продукты и системы». - 2009. - №2. - С. 137-141.
11. Оценка сложности алгоритмов [Электронный ресурс] : статья // Коллективный блог «Хабрахабр». - Режим доступа: https://habrahabr.ru.
12. Lien J, Bayazit OB, Sowell RT, Rodriguez S, Amato AM. Shepherding behaviors // In Proc. IEEE Int. Conf. on Robotics and Automation. - 2004. - pp. 4159-4164.
13. Bennett B, Trafankowski M. 2012 A Comparative investigation of herding algorithms. In Proc. Symp. on Understanding and Modelling Collective Phenomena // UMoCoP, Birmingham, UK. - 2-6 July 2012. - pp. 33-38.
14. Lien JM, Pratt E. 2009 Interactive planning for shepherd motion // In Proc. AAAI Spring Symp., Palo, Alto, CA. - 23-25 March 2009. - pp. 95-102. -Menlo Park, CA: AAAI Press.
15. Hamilton WD. 1971 Geometry for the selfish herd. J. Theor. Biol. 21, 295¬311.
16. Любченко Е. А., Чуднова О. А. Планирование и организация эксперимента: учебное пособие. Часть 1. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 156 с.
17. Макаричев Ю. А. Методы планирование эксперимента и обработки данных: учеб. пособие / Макаричев Ю. А., Иванников Ю. Н. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2016. - 131 с.: ил.
18. Рубан, А. И. Методы анализа данных: учеб. пособие. 2-е изд., неправд. и доп. / А. И. Рубан. Красноярск: ИПЦ КГТУ. - 2004. - 319 с.
19. Кузнецова Е. В. Математическое планирование эксперимента: Учебно¬методическое пособие для студентов очного и заочного обучения специальностей «Технология обработки металлов давлением», «Динамика и прочность машин», «Компьютерная механика», «Компьютерная биомеханика». - Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2011. - 35 с.
20. MathWorks [Электронный ресурс] : официальный сайт программного продукта «MATLAB». - Режим доступа: http://www.mathworks.com.
21. Scilab [Электронный ресурс] : официальный сайт программного продукта «Scilab». - Режим доступа: http://www.scilab.org.
22. MapleSoft [Электронный ресурс] : официальный сайт программного продукта «MapleSim». - Режим доступа: http://www.maplesoft.com.
23. C++ [Электронный ресурс] : статья // Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ». - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org.
24. C Sharp [Электронный ресурс] : статья // Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ». - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org.
25. Java [Электронный ресурс] : статья // Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ». - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org.
26. Qt [Электронный ресурс] : статья // Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ». - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org.
27. Qt [Электронный ресурс] : официальный сайт программного продукта «Qt». - Режим доступа: https://info.qt.io.
28. ГК РФ Статья 1286.1. Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства [Электронный ресурс] : Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
29. Малышева, М. Ф. Об актуальности введения в российское законодательство свободных лицензий: научная статья / М. Ф. Малышева, И. А. Стрельникова // Научный журнал «Вестник университета». - 2013. - №19. - С. 169-173.
30. Солопова, Н. С. Некоторые проблемы открытых лицензий в авторском праве Российской Федерации: научная статья / Н. С. Солопова // Научный журнал «Правопорядок: история, теория, практика». - 2016. - Т. 8, №1. - С. 44-47.
31. Матвеев, А. Г. Создание правовых основ так называемых свободных лицензий в гражданском кодексе Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 3(25). C. 125-135.