СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
|
Введение
1 Туристическая журналистика: состояние и стратегии развития 9
1.1 Специфические особенности туристической журналистики 9
1.2 Специфика управленческой стратегии туристической
журналистики 22
2 Современное состояние и стратегии развития туристической
журналистики в Красноярском крае 39
2.1 Современное состояние туристической журналистики: проблемы
и перспективы развития 39
2.2 Стратегии развития туристической журналистики в
Красноярском крае 61
Заключение 73
Список использованных источников 75
Приложение А Вопросы для экспертного интервью 83
Приложение Б Список экспертов 84
1 Туристическая журналистика: состояние и стратегии развития 9
1.1 Специфические особенности туристической журналистики 9
1.2 Специфика управленческой стратегии туристической
журналистики 22
2 Современное состояние и стратегии развития туристической
журналистики в Красноярском крае 39
2.1 Современное состояние туристической журналистики: проблемы
и перспективы развития 39
2.2 Стратегии развития туристической журналистики в
Красноярском крае 61
Заключение 73
Список использованных источников 75
Приложение А Вопросы для экспертного интервью 83
Приложение Б Список экспертов 84
Актуальность темы настоящего исследования определяется динамичным развитием жанра, отражающим новейшие трансформации в сфере журналистики, однако недостаточно изученным. Теория этого направления разработана очень слабо и требует своего осмысления, начиная с базовых моментов. Архетип путешествия является универсальным для человека: он является метафорой поиска истины и себя в изменчивом мире, саморазвития и самосовершенствования, постижения движения в пространстве и времени. Одной из наиболее емких форм, воплощающих идею описания путевых впечатлений автора, выступает туристическая журналистика.
Вопрос исследования развития туристической журналистики становится актуализированным не только ввиду малоизученности направления. Актуальность темы настоящей работы определяется еще и тем, что, несмотря на возрастающее значение интегративно-коммуникационной функции туристической журналистики в современном мире, одновременно наблюдается и превращение ее в рыночно-ориентированное направление. Во многом это связано с объективными причинами, в том числе и экономического характера, а также общей тенденцией перемещения масс - медиа в область инфотейнмента. Качественные сдвиги произошли и под влиянием распространения интернета и интернет-журналистики. В итоге это приводит к снижению аналитичности и глубины при освещении темы туризма и путешествий. Поэтому остро встают вопросы, изучения теории и практики туристической журналистики.
В своей работе автор опирается на теорию журналистики, работы Елкиной И. И., Гегеловой Н. С., Кривошеевой Т. М., Крохиной К. Д., Редькиной Т. Ю., Ростовской Ю. В и др. исследователей, которые изучали практику туристической журналистики, развитие сферы туризма.
Обзор научных трудов, статей, монографий свидетельствует о том, на данный момент накоплен опыт в изучении туристической журналистики, однако остаются не исследованными многие моменты, в частности обращаем внимание на то, что на данном этапе развития туристическая журналистика только начинает развиваться в интернете. Более того, остается вопрос о том, развивается ли туристическая журналистика в регионах, и если есть возможность ее развития, то какими способами. Именно поэтому проявляется необходимость ее досконального изучения.
Цель исследования - определение стратегии, посредством которой туристическая журналистика получит свое развитие на территории Красноярского края.
Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач, взаимосвязанных друг с другом:
- выявить специфику туристической журналистики;
- раскрыть специфику управленческой стратегии в области туристической журналистики;
- описать историю туристической журналистики и ее современное состояние;
- дать анализ современных проблем и тенденций развития туристической журналистики в Красноярском крае;
- определить наиболее приемлемую стратегию развития туристической журналистики.
Предмет исследования - стратегические направления развития туристической журналистики.
Объект исследования - туристическая журналистика в Красноярском крае.
Практика показывает, что сегодня Красноярский край имеет достаточно ресурсов для активного развития туризма, и поэтому есть необходимость освещения туристической деятельности в регионе и продвижения турпродуктов. И СМИ становятся инструментом достижения желаемого результата.
Гипотеза исследования заключается в том, что туристическая журналистика в Красноярском крае будет развиваться на основе современной стратегии коммуникации при условии внедрения определенных стратегий.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, посвященных изучению туристической журналистики.Теоретическую базу данного исследования составляют работы Абдель В. Э., Боброва A. А., Бывших В., Деминой Н. В., Елкиной И. И., Кривошеевой Т. М., Кривцова Н. В., Ростовской Ю. В., Показаньевой И. В., Протопоповой Ю. Б., Соколовой М. В., Чернявского Ю. В и др.
Эмпирической основой исследования послужили анализ региональной туристической журналистики.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе определена современная стратегия, позволяющая туристической
журналистике развиваться в условиях региона и продвигать проекты в сфере туризма и спорта.
В качестве основного методологического принципа исследования выбран системный подход. Он предполагает всесторонний анализ исследования взаимосвязей туристической журналистики с развитием региона и формированием отношения к нему потенциальной аудитории.
В работе использованы исторический метод, предполагающий изучение истории развития туризма и туристической журналистики от появления литературных жанров до ее современного состояния.
Индукция использовался в работе для обобщения полученных теоретических знаний из работ исследователей, ранее изучавших тему туристической журналистики и трэвел-журналистики.
Результаты исследования полученным методом экспертного интервью, который позволяет получить более полные и точные данные для исследования развития туристической журналистики в рамках Красноярского края. В качестве респондентов выбраны эксперты и специалисты в области журналистики.
Ввиду того, что многие аспекты туристической журналистики остаются малоизученными, можно говорить о том, что изучение ее развития на территории Красноярского края имеет свою теоретическую и практическую значимость для сферы журналистики.
Теоретическая значимость данного исследования определяется систематизацией исследований относительно особенностей туристической журналистики, ее развития и состояния. Изучение проблемы позволяет обобщить теоретические положения о данном направлении в сфере журналистики.
Практическая значимость представленного исследования состоит в возможности использования полученных результатов в практической деятельности региональных СМИ при создании журналистских материалов, посвященных туристической деятельности, а также развитии редакций СМИ относительно подачи туристического контента. Особенно это важно в преддверии знаменательного события в жизни региона - Универсиады - 2019 года.
Достоверность полученных результатов обусловлена теоретико- методологической обоснованностью данного исследования, а также опорой на разработанные методы исследований, правильную выборку опрашиваемой аудитории и необходимое количество опрашиваемых, и качественный анализ полученных данных.
Исследование было апробировано 25 апреля 2017 года на конференции Института филологии и языковой коммуникации «Язык, дискурс, интеркультура в коммуникативном пространстве человека». На конференции был представлен доклад «Современное состояние туристической журналистики».
В ноябре 2017 года исследование было апробировано на конференции «Сибирское медиапространство 2020» в Сибирском Федеральном университете. В вышедшем по итогам конференции сборнике опубликована статья «Современное состояние туристической журналистики в Красноярском крае».
Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе «Туристическая журналистика: состояние и стратегии развития» рассмотрены теоретические аспекты туристической журналистики и стратегий ее развития.
Первый параграф «Специфические особенности туристической журналистики» дано определение понятию «туристическая журналистика» - политематическое и многожанровое, комплексное направление, которое опирается на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа, а именно, на информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как следствие, аудиторию, соответственно заинтересованную в этой тематике.
Особенностями туристической журналистики являются многожанровость, продвижение определенной местности с целью формирования у аудитории положительного отношения к ней и привлечения инвесторов, использование художественного стиля речи и авторского «я», информационных технологий, в обычной новости используется стандартный стиль письма.
Во втором параграфе дается характеристика управленческих стратегий, используемых в менеджменте и в маркетинге для развития организаций, в том числе и средств массовой коммуникации. Эти стратегии также могут быть применены и в туристической журналистике, а именно в спецпроектах или специализированных или обычных СМИ, освещающих тему туризма.
Во второй главе «Современное состояние и стратегии развития туристической журналистики в Красноярском крае» дается характеристика современного состояния туристической журналистики в регионе, а также описание результатов экспертного интервью.
Первый параграф «Современное состояние туристической журналистики: проблемы и перспективы развития» дано описание проблем развития туристической журналистики в крае и тенденций ее развития.
Во втором параграфе содержатся результаты экспертного интервью, проведенного среди специалистов в области журналистики.
Вопрос исследования развития туристической журналистики становится актуализированным не только ввиду малоизученности направления. Актуальность темы настоящей работы определяется еще и тем, что, несмотря на возрастающее значение интегративно-коммуникационной функции туристической журналистики в современном мире, одновременно наблюдается и превращение ее в рыночно-ориентированное направление. Во многом это связано с объективными причинами, в том числе и экономического характера, а также общей тенденцией перемещения масс - медиа в область инфотейнмента. Качественные сдвиги произошли и под влиянием распространения интернета и интернет-журналистики. В итоге это приводит к снижению аналитичности и глубины при освещении темы туризма и путешествий. Поэтому остро встают вопросы, изучения теории и практики туристической журналистики.
В своей работе автор опирается на теорию журналистики, работы Елкиной И. И., Гегеловой Н. С., Кривошеевой Т. М., Крохиной К. Д., Редькиной Т. Ю., Ростовской Ю. В и др. исследователей, которые изучали практику туристической журналистики, развитие сферы туризма.
Обзор научных трудов, статей, монографий свидетельствует о том, на данный момент накоплен опыт в изучении туристической журналистики, однако остаются не исследованными многие моменты, в частности обращаем внимание на то, что на данном этапе развития туристическая журналистика только начинает развиваться в интернете. Более того, остается вопрос о том, развивается ли туристическая журналистика в регионах, и если есть возможность ее развития, то какими способами. Именно поэтому проявляется необходимость ее досконального изучения.
Цель исследования - определение стратегии, посредством которой туристическая журналистика получит свое развитие на территории Красноярского края.
Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач, взаимосвязанных друг с другом:
- выявить специфику туристической журналистики;
- раскрыть специфику управленческой стратегии в области туристической журналистики;
- описать историю туристической журналистики и ее современное состояние;
- дать анализ современных проблем и тенденций развития туристической журналистики в Красноярском крае;
- определить наиболее приемлемую стратегию развития туристической журналистики.
Предмет исследования - стратегические направления развития туристической журналистики.
Объект исследования - туристическая журналистика в Красноярском крае.
Практика показывает, что сегодня Красноярский край имеет достаточно ресурсов для активного развития туризма, и поэтому есть необходимость освещения туристической деятельности в регионе и продвижения турпродуктов. И СМИ становятся инструментом достижения желаемого результата.
Гипотеза исследования заключается в том, что туристическая журналистика в Красноярском крае будет развиваться на основе современной стратегии коммуникации при условии внедрения определенных стратегий.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, посвященных изучению туристической журналистики.Теоретическую базу данного исследования составляют работы Абдель В. Э., Боброва A. А., Бывших В., Деминой Н. В., Елкиной И. И., Кривошеевой Т. М., Кривцова Н. В., Ростовской Ю. В., Показаньевой И. В., Протопоповой Ю. Б., Соколовой М. В., Чернявского Ю. В и др.
Эмпирической основой исследования послужили анализ региональной туристической журналистики.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе определена современная стратегия, позволяющая туристической
журналистике развиваться в условиях региона и продвигать проекты в сфере туризма и спорта.
В качестве основного методологического принципа исследования выбран системный подход. Он предполагает всесторонний анализ исследования взаимосвязей туристической журналистики с развитием региона и формированием отношения к нему потенциальной аудитории.
В работе использованы исторический метод, предполагающий изучение истории развития туризма и туристической журналистики от появления литературных жанров до ее современного состояния.
Индукция использовался в работе для обобщения полученных теоретических знаний из работ исследователей, ранее изучавших тему туристической журналистики и трэвел-журналистики.
Результаты исследования полученным методом экспертного интервью, который позволяет получить более полные и точные данные для исследования развития туристической журналистики в рамках Красноярского края. В качестве респондентов выбраны эксперты и специалисты в области журналистики.
Ввиду того, что многие аспекты туристической журналистики остаются малоизученными, можно говорить о том, что изучение ее развития на территории Красноярского края имеет свою теоретическую и практическую значимость для сферы журналистики.
Теоретическая значимость данного исследования определяется систематизацией исследований относительно особенностей туристической журналистики, ее развития и состояния. Изучение проблемы позволяет обобщить теоретические положения о данном направлении в сфере журналистики.
Практическая значимость представленного исследования состоит в возможности использования полученных результатов в практической деятельности региональных СМИ при создании журналистских материалов, посвященных туристической деятельности, а также развитии редакций СМИ относительно подачи туристического контента. Особенно это важно в преддверии знаменательного события в жизни региона - Универсиады - 2019 года.
Достоверность полученных результатов обусловлена теоретико- методологической обоснованностью данного исследования, а также опорой на разработанные методы исследований, правильную выборку опрашиваемой аудитории и необходимое количество опрашиваемых, и качественный анализ полученных данных.
Исследование было апробировано 25 апреля 2017 года на конференции Института филологии и языковой коммуникации «Язык, дискурс, интеркультура в коммуникативном пространстве человека». На конференции был представлен доклад «Современное состояние туристической журналистики».
В ноябре 2017 года исследование было апробировано на конференции «Сибирское медиапространство 2020» в Сибирском Федеральном университете. В вышедшем по итогам конференции сборнике опубликована статья «Современное состояние туристической журналистики в Красноярском крае».
Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе «Туристическая журналистика: состояние и стратегии развития» рассмотрены теоретические аспекты туристической журналистики и стратегий ее развития.
Первый параграф «Специфические особенности туристической журналистики» дано определение понятию «туристическая журналистика» - политематическое и многожанровое, комплексное направление, которое опирается на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа, а именно, на информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как следствие, аудиторию, соответственно заинтересованную в этой тематике.
Особенностями туристической журналистики являются многожанровость, продвижение определенной местности с целью формирования у аудитории положительного отношения к ней и привлечения инвесторов, использование художественного стиля речи и авторского «я», информационных технологий, в обычной новости используется стандартный стиль письма.
Во втором параграфе дается характеристика управленческих стратегий, используемых в менеджменте и в маркетинге для развития организаций, в том числе и средств массовой коммуникации. Эти стратегии также могут быть применены и в туристической журналистике, а именно в спецпроектах или специализированных или обычных СМИ, освещающих тему туризма.
Во второй главе «Современное состояние и стратегии развития туристической журналистики в Красноярском крае» дается характеристика современного состояния туристической журналистики в регионе, а также описание результатов экспертного интервью.
Первый параграф «Современное состояние туристической журналистики: проблемы и перспективы развития» дано описание проблем развития туристической журналистики в крае и тенденций ее развития.
Во втором параграфе содержатся результаты экспертного интервью, проведенного среди специалистов в области журналистики.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
В современной журналистике туристская тематика широко представлена во всех видах массовой коммуникации - в газетах, журналах, телевизионных передачах, интернет-ресурсах. Рост популярности изданий туристской тематики обусловлен значительным интересом аудитории к путешествиям, к получению новых знаний об истории и традициях стран и народов, памятниках природы и архитектуры всего мира. Туристическая журналистика сегодня довольно популярное явление. К теме путешествий обращаются не только специализированные СМИ, но также создаются тематические колонки в глянцевых изданиях, появляются периодичные рубрики в ежедневных газетах. Более того, стали создаваться специализированные курсы, школы, вебинары, активно поддерживают трэвел-среду блогеры и фотографы.
Такая востребованность довольно закономерна, она отражает некоторые актуальные тенденции
Во второй главе исследования определено, что наиболее приемлемой теоретической базой для разработки стратегии развития туристической журналистики Красноярского края, является массово-коммуникационное концептуальное направление, для которого характерно рассмотрение туристической журналистики с социально-психологических позиций, коммуникативных позиций.
Использование драматургической кривой может оказаться полезным для повышения привлекательности и разработки стратегии развития туристической журналистики в Красноярском крае.
В основу стратегии туристического журналистского произведения необходимо руководствоваться созданием идейного замысла, выделением ключевых вопросов, в формулировке темы туристического журналистского произведения в полном соответствии с идейным замыслом, в определении сюжета в полном соответствии с ключевыми вопросами, в соблюдении «правила трёх сценариев» и в использовании при создании сценария драматургической кривой. Указанные основы будут способствовать привлечению читателей к интересным, запоминающимся сюжетам, новым формам журналистских текстов.
Успех стратегии туристического предприятия возможен тогда, когда издание в состоянии влиять на свою аудиторию, на ее мотивы, желания, предпочтения, как в коммерческой, так и в общественно-политической парадигме. В современных условиях реальное влияние на аудиторию туристической журналистики является сложнейшим коммуникационным процессом, который основывается именно на уточнении ее (аудитории) ценностей через равноправный диалог со СМИ. Определяется этот процесс во многом типом стратегических коммуникаций, заложенных в концепции туристической журналистики. Для туристической журналистики Красноярского края крайне важно развитие коммуникативной стратегии, как сферы гуманитарных технологий, пока малоизученной и соответственно редко кем применяемой на практике при выстраивании отношений между масс-медиа региона и аудиторией.
Важно понять, когда начинают закладываться основы продуктивных отношений издания с аудиторией с точки зрения его профессиональной перспективы. Совершенно очевидно: технологию создания доверительных отношений имеет смысл выстраивать на этапе возникновения или уточнения концепции издания.
В современной журналистике туристская тематика широко представлена во всех видах массовой коммуникации - в газетах, журналах, телевизионных передачах, интернет-ресурсах. Рост популярности изданий туристской тематики обусловлен значительным интересом аудитории к путешествиям, к получению новых знаний об истории и традициях стран и народов, памятниках природы и архитектуры всего мира. Туристическая журналистика сегодня довольно популярное явление. К теме путешествий обращаются не только специализированные СМИ, но также создаются тематические колонки в глянцевых изданиях, появляются периодичные рубрики в ежедневных газетах. Более того, стали создаваться специализированные курсы, школы, вебинары, активно поддерживают трэвел-среду блогеры и фотографы.
Такая востребованность довольно закономерна, она отражает некоторые актуальные тенденции
Во второй главе исследования определено, что наиболее приемлемой теоретической базой для разработки стратегии развития туристической журналистики Красноярского края, является массово-коммуникационное концептуальное направление, для которого характерно рассмотрение туристической журналистики с социально-психологических позиций, коммуникативных позиций.
Использование драматургической кривой может оказаться полезным для повышения привлекательности и разработки стратегии развития туристической журналистики в Красноярском крае.
В основу стратегии туристического журналистского произведения необходимо руководствоваться созданием идейного замысла, выделением ключевых вопросов, в формулировке темы туристического журналистского произведения в полном соответствии с идейным замыслом, в определении сюжета в полном соответствии с ключевыми вопросами, в соблюдении «правила трёх сценариев» и в использовании при создании сценария драматургической кривой. Указанные основы будут способствовать привлечению читателей к интересным, запоминающимся сюжетам, новым формам журналистских текстов.
Успех стратегии туристического предприятия возможен тогда, когда издание в состоянии влиять на свою аудиторию, на ее мотивы, желания, предпочтения, как в коммерческой, так и в общественно-политической парадигме. В современных условиях реальное влияние на аудиторию туристической журналистики является сложнейшим коммуникационным процессом, который основывается именно на уточнении ее (аудитории) ценностей через равноправный диалог со СМИ. Определяется этот процесс во многом типом стратегических коммуникаций, заложенных в концепции туристической журналистики. Для туристической журналистики Красноярского края крайне важно развитие коммуникативной стратегии, как сферы гуманитарных технологий, пока малоизученной и соответственно редко кем применяемой на практике при выстраивании отношений между масс-медиа региона и аудиторией.
Важно понять, когда начинают закладываться основы продуктивных отношений издания с аудиторией с точки зрения его профессиональной перспективы. Совершенно очевидно: технологию создания доверительных отношений имеет смысл выстраивать на этапе возникновения или уточнения концепции издания.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Исследование факторного влияния на имидж региона (на примере Красноярского края)
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - PR – технологии в межгосударственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ БРЕНДА СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИАДЫ 2019 В Г. КРАСНОЯРСК)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Образ Алтая в трэвел-журналистике
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТА КОРРЕКТИРОВКИ ИМИДЖА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО ЗАПОЛЯРНОГО ГОРОДА
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ: САЙТ «ТУРИСТ+»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ПРОДЮСИРОВАНИЕ КРОСС-МЕДИЙНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021



