Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Характеристики межличностных отношений и продуктивность разрешения конфликтов в паре

Работа №25765

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
398
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Межличностные конфликты и продуктивные способы их разрешения 6
1.1 Условия продуктивного разрешения конфликта 9
1.2 Роль и значение конфликтов в межличностных отношениях, в паре 12
2 Психологические характеристики любви в паре 13
2.1 Психологическая близость 13
2.2 Страсть 14
2.3 Ответственность 15
3 Эмпирическое исследование связи характеристик межличностных отношений
и продуктивности разрешения конфликтов в паре 16
3.1 План исследования связи характеристик межличностных отношений и
продуктивности разрешения конфликтов в паре 18
3.2 Обработка и интерпретация данных 22
Выводы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В 53


Конфликты являются постоянным спутником людей. У каждого человека в жизни свои цели, интересы, ценности, принципы и идеалы. Каждый человек имеет свою индивидуальную точку зрения на разные стороны жизни, на пути решения различных проблем и ситуаций, на свое будущее. Даже если люди состоят в различных значимых друг для друга отношениях, будь то дружба или романтические отношения, их интересы могут не совпадать и в таком случае иногда не удается избежать конфликта.
Конфликты имеют важное значение в жизни всех людей. Иной раз их последствия ощутимы долгие годы. А романтические отношения являются чрезвычайно важной сферой межличностного взаимодействия, оказывающей влияние на эмоциональное благополучие человека в целом. Потребность любить и быть любимым является одной из основных потребностей человека, её достижение и удовлетворение часто оказывается неразрывно связанным со способностью и готовностью продуктивно преодолевать конфликты с романтическим партнером, при этом сохраняя отношения [24].
Позитивной стороной конфликта является то, что его продуктивное разрешение ведет к развитию и укреплению отношений [13].
На данный момент в психологии очень мало исследований, посвященных изучению конфликтам в паре, которая не состоит в браке. Тем не менее это важно, так как романтические отношения - это начало создания семьи, будущей ячейки общества. И от того, как решаются конфликты на данном этапе развития отношений, зависит то, как это отношения будут развиваться. Однако изучением данной темы занимаются
Цель работы - установить связь психологической близости и ответственности за отношения в паре, с продуктивностью разрешения конфликтов.
Объект - пары, проживающие вместе, но не состоящие в браке.
Предмет - связь таких характеристик межличностных отношений как психологическая близость и ответственность за отношения в паре, с продуктивность разрешения конфликтов в паре.
Гипотезы:
1. Чем выше показатель психологической близости с партнером, тем выше продуктивность разрешения конфликтов;
2. Чем выше показатель ответственности партнера за отношения в паре, тем выше продуктивность разрешения конфликтов;
3. Чем выше совокупный показатель психологической близости и ответственности в отношениях, тем выше продуктивность разрешения конфликтов.
Задачи
Теоретические:
- Дать характеристику конфликта и его структуры на основе анализа
современных психологических и социально-психологических источников;
- На основе анализа литературных источников выделить роль и значение конфликта в отношениях пары и возможных способов с ними обходиться;
- Дать определение характеристикам межличностных отношений: психологической близости, страсти, ответственности.
Эмпирические:
- Подобрать исследовательские методики и составить план эмпирического исследования;
- Реализовать план эмпирического исследования, обработать и проанализировать полученные данные;
- Сформулировать выводы относительно гипотез на основе полученных результатов.
Методы исследования:
- Изучение, анализ и обобщение научно-теоретической литературы;
- Подбор и разработка диагностических материалов;
- Интервью;
- Наблюдение;
- Статистические методы анализа данных.
Методики исследования:
- методика «Треугольник Стернберга». Изучение показателя психологической близости и ответственности [27];
- игровая методика для экспериментального моделирования конфликта «Переговоры» Б.И. Хасан [33];
- полупроективный опросник «Субъективное представление о конфликтах в супружеских отношениях» Т.В. Скутина.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема продуктивного разрешения конфликта сегодня актуальна. Все больше людей задумываются о том, как обернуть конфликт так, чтобы он был полезен и помогал развиваться, как самому, там и межличностным отношениям в целом. Как выйти из него победителями, без проигравших сторон, и получить толчок к развитию. Как использовать конфликт во благо. Важным индикатором в этом случае выступает конфликтная компетентность, которая влечет за собой готовность преодолевать затруднения. Эта готовность побуждает людей не только разрешать конфликты, но и сохранять отношения.
Исходя из данных, полученных в исследовании, можно говорить о том, что существует связь между показателями психологической близости, ответственности в отношениях и продуктивностью разрешения конфликта. Психологическая близость, являясь одним из компонентов любви, укрепляет готовность преодолевать затруднения с целью разрешения конфликта. Чем выше совокупный показатель психологической близости и ответственности в отношениях, тем выше продуктивность разрешения конфликтов.
Дальнейшие исследования в рамках затронутой в нашем исследовании проблемы могут быть направлены также на то, чтобы рассмотреть другие характеристики межличностных отношений и их связь с продуктивностью разрешения конфликта.
Материалы нашего исследования можно использовать для знакомства с конфликтной компетентностью в значимых отношениях.



1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов.6-ое изд. - СПб.: Питер, 2015. - 526 с.
2. Бородкин, Ф.Н. Внимание, конфликт! / Ф. Н. Бородкин, Н. Н. Коряк. - Новосиб., 1983.
3. Волков, Б.С. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов / Б.
С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Триста, 2005. - 384 с.
4. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н. В. Гришина.2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
5. Дарендорф, следования / Р. Дарендорф. - 1994. - № 5. - С. 142¬147.
6. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. 3-е изд. - М.: КСП, 2008.
7. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
8. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта /А. Г. Здравомыслов. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.
9. Зинчина, А.Б. Хрестоматия по конфликтологии / А. Б. Зинчина. - Харьков: ХНАГХ, 2008. - 166 с.
10. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений/ Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
11. Казанцева, Т.В. Новое в исследованиях психологической близости / Т. В. Казанцева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2011. - № 2. - С. 250-254.
12. Кашапов, М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций / М.М. Кашапов. - М.: Ремдер, 2003. - 183 с.
13. Козер, Л. А. Функции социального конфликта / Л. А. Козер; пер. с англ. О. Назаровой; под общ. ред. Л. Г. Ионина. - М.: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000. - 295 с.
14. Кроник, А.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я / А. А. Кроник, Е. А. Кроник. - М.: Мысль, 1989. - 204 с.
15. Лимонова, О.О. Семейный конфликт - проблема современного общества / О. О. Лимонова, Р. Р. Апресова // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2016. - № 27-1. С. 96¬99.
16. Лисенков, Д.А. Семейные межличностные конфликты / Лисенков, Д. А. // МАТЕРИАЛЫ ИВАНОВСКИХ ЧТЕНИЙ. - М.: Изд-во: Бондалетов В. В.,2017. С. 112-117.
17. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь/ Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
18. Миллер, О.В. Особенности конфликтов в молодых семьях / О. В. Миллер // Инновационная наука - Уфа: Аэтерна, 2017. С. 161-162.
19. Овсянникова, Е.А. Конфликтология: учебно-методическое пособие / Е. А. Овсянникова, А. А. Серебрякова. - М.: Флинта, 2015. - 445 с.
20. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермон; пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. - 248 с.
21. Петровская, Л. А. О природе компетентности в общении / Л. А. Петровская // Общение - компетентность - тренинг: избранные труды - М.: Смысл, 2007. С. 102-108.
22. Скотт, Дж.Г. Способы разрешения конфликтов / Дж. Г. Скотт. - СПб.: ВИК, 1994. - 210 с.
23. Скутина, Т.В. Семейные конфликты / Т.В. Скутина. - Красноярск: 2013. - 69 с.
24. Скутина, Т. В. Продуктивность представлений супругов о конфликте и удовлетворенность браком / Т.В. Скутина; под ред. О. А. Карабановой, Е.
И. Захаровой, С. М. Чурбановой, Н. Н. Васягина // VI-ая Международная научная конференция Психологические проблемы современной семьи: сборник тезисов. - Москва - Звенигород. - 30 сентября - 4 октября 2015 г. - С. 536 - 547.
25. Скутина, Т.В. Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 154 с.
26. Степанский, В. И. Субъектность - предпосылка личностной формы общения / В. И. Степанский // Вопросы психологии. - 1991. - № 5. C. 98-103.
27. Стернберг, Р. Дж. Триангулярная теория любви / Р. Дж. Стернберг; под ред. Д. Н. Исаева // Сексология. - СПб: Питер, 2001. - 9 с.
28. Тахмазова, А.С. Конфликты в семейно-брачных отношениях и пути их разрешения / А. С. Тахмазова// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия 19. Педагогика, психология. - 2014. -№ 4. - С. 167-170.
29. Титимова, В.С. Технологии урегулирования семейных конфликтов / В. С. Титимова, В. А. Масликов// МАТЕРИАЛЫ ИВАНОВСКИХ ЧТЕНИЙ. - М.: Изд-во: Бондалетов В. В., 2017. С. 274-279.
30. Фишер, Р. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. Пер. с агнл. М.: Наука, 1990. - 155 с.
31. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. - М.: Изд-во Аст, 2009. - 220с.
32. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта / Б. И. Хасан. - СПб.: Питер, 2003. - 250 с.
33. Хасан, Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. Красноярск - Москва: 2001. - 125 с.
34. Хорошилова Е. А. Феномен субъективной значимости другого человека: дис. ... канд. психол. наук / Е. А. Хорошилова. - М.: 1984. - 155 с.
35.Чумаченко, Л.А. Конфликтные отношения в молодых семьях/ Л. А. Чумаченко// НАУКА И МИР. - Волгоград: Изд-во «Научное обозрение», 2017.
36. Шаповалова, А.М. Семейные конфликты / А. М. Шаповалова, В. О. Вагина, Р. Г. Кочетов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - № 7. С. 61-65.
37. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М.: Педагогика, 2004.
38. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. 2-ое изд. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ