Введение 3
1 Психолого - педагогическая проблема развития познавательного интереса на
уроках русского языка в начальной школе 5
1.1 Психофизиологические особенности младшего школьника 5
1.2 Программное содержание предмета «Русский язык» в начальной школе 8
1.3 Классификация занимательного материала по русскому языку 11
Выводы по главе 1 14
2 Развитие познавательного интереса на уроках русского языка в начальной
школе с использованием занимательного материала 15
2.1 Педагогический опыт по развитию познавательного интереса на уроках
русского языка в начальной школе с использованием занимательного материала 15
2.2 Анализ педагогического опыта по развитию познавательного интереса
на уроках русского языка в начальной школе с использованием занимательного материала 23
2.3 Методика диагностики уровня сформированное™ познавательного
интереса у младшего школьника на уроках русского языка 24
Выводы по главе 2 28
3 Опытно-экспериментальная часть по развитию познавательного интереса на
уроках русского языка в начальной школе с помощью технологии видео скрайбинга 29
3.1 Видео скрайбинг как средство развития познавательного интереса на
уроках русского языка в начальной школе 29
3.2 Диагностика уровня сформированное™ познавательного интереса у
младшего школьника на уроках русского языка 32
3.3 Проведение формирующего эксперимента с использованием технологии
видео скрайбинга по развитию познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе 33
3.4 Анализ результатов исследования 37
Выводы по главе 3 37
Заключение 39
Список использованных источников 42
Приложения А-Ж 46-71
Проблема привития интереса у младших школьников к учебной деятельности продолжает оставаться актуальной. Все дети разные, и не каждому в радость усидеть на уроке 45 минут. Непоседы отвлекаются и отвлекают своих одноклассников. В итоге срывается урок или же проходит непродуктивно. Развитие познавательного интереса мотивирует ребенка на учебную деятельность. Познавательный интерес и любознательность постепенно перерастают в глубокую потребность в знаниях и в их практическом применении. Также у ребенка появляется потребность в творческом освоении учебного материала.
Еще педагоги-классики, такие как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский утверждали, что учителю необходимо сформировывать такой тип общения с учениками, который поспособствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к обучению.
Теоретический курс русского языка достаточно труден, и кажется неинтересным для младшего школьника, и это в свою очередь отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета. Для этого педагогу необходимо использовать на уроках русского языка дополнительные занимательные материалы, способствующие развитию познавательного интереса у младшего школьника. Этим и подтверждается актуальность выбора темы нашей выпускной квалификационной работы. В качестве средства развития познавательного интереса мы выбрали технологию видео скрайбинга.
Цель исследования: практически подтвердить эффективность технологии видео скрайбинга на уроках русского языка в развитии познавательного интереса у младшего школьника.
Задачи:
1. проанализировать научную литературу по данной проблеме;
2. изучить психофизиологические особенности младшего школьника;
3. ознакомиться с программным содержанием предмета «Русский язык» в начальной школе;
4. изучить занимательный материал по русскому языку по развитию познавательного материала в начальной школе;
5. познакомиться с технологией видео скрайбинга;
6. провести эксперимент по развитию познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе с помощью технологии видео скрайбинга;
Объект исследования: развитие познавательного интереса у младшего школьника на уроках русского языка.
Предмет исследования: технология видео скрайбинга в развитии познавательного интереса у младшего школьника на уроках русского языка.
Гипотеза: технология видео скрайбинга способствует развитию познавательного интереса у младшего школьника на уроках русского языка.
Такой подход к проблеме предполагает использование следующих методов:
а) теоретические:
— анализ и синтез научной и методической литературы;
б) практические:
— наблюдение;
— эксперимент.
Практическая значимость состоит в том, что разработана система заданий, направленная на развитие познавательного интереса у младшего школьника на уроках русского языка.
Работа состоит из трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Нами была изучена литература на тему развития познавательного интереса у младших школьников. Нами было осознано, что познавательный интерес играет весомую роль в учебной деятельности младшего школьника. Чтобы учиться было интересно, необходимо полюбить это дело. Познавательный интерес - это стремление к знаниям, к чему-то новому, неизведанному. Именно познавательный интерес формирует любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим видам деятельности.
Анализ показал, что, у младших школьников познавательный интерес слабо развит, потому что их привлекают лишь яркие, красочные образы, а, ознакомившись с необычным предметом, интерес пропадает, поэтому детей нужно постоянно удивлять чем-то новым. Здесь необходимы специальные условия, наиболее важными из которых являются отношения, которые складываются в учебном процессе и в общении, где будет создана благоприятная атмосфера учения, развития познавательного интереса и личности ученика.
Содержание предмета русский язык позволяет учащимся усвоить необходимые знания, научить их писать и читать, воспитывать нравственные качества личности, приобрести умения думать и правильно выражать свои мысли. Однако, современная программа очень трудная, и на нее выделено недостаточно часов для усвоения. Поэтому, занимательный материал может быть самым разнообразным, от использования игр, загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок, до информационного. Тем самым прививается познавательный интерес к русскому языку.
Мы выбрали для проведения практики технологию видео скрайбинга, которая зарекомендовала себя с положительной стороны. Дети с удовольствием принимали участие на уроках, и у них повысился уровень сформированное™ познавательного интереса. Поэтому гипотезу технология видео скрайбинга способствует развитию познавательного интереса у младшего школьника на уроках русского языка нам удалось доказать.
Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать, как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение русскому языку из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Главную роль здесь сыграет технология видео скрайбинг, представляющий собой сильнейший фактор психологической адаптации ребенка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребенка в мир познания родного языка.
Такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении задания, поиск путей для решения задания, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность и пр., при применении в процессе обучения разнообразных занимательных средств формируются гораздо быстрее. Особенно следует отметить систематическое применение видео скрайбинга на уроках русского языка. Это заставляет учащихся погрузиться в процесс обучения, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные способности.
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
- уровнем развития (его силой, глубиной, устойчивостью);
- характером (в данном случае локально-стержневом, т.е. к отдельному предмету - русскому языку);
- местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
- своеобразием интереса в познавательном процессе (получение знаний от других или стремление получить знаний по русскому языку самостоятельно);
- связью с жизненными планами и перспективами.
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность младшего школьника.
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
1. Юрьева, Н. А. 350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для младших школьников и учителей / Н .А. Юрьева. - Минск.: Изд-во Юнипресс, 2015. - 304 с. - (Серия "Все для школы").
2. Сальникова, Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: учебное пособие / Т. П. Сальников. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 436 с.
3. Трегубова, Г. В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка: учебное пособие / Г. В. Трегубова. // Начальная школа. - 2015. - № 6. - 443с.
4. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку: учебное пособие / Л. И. Айдарова. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 384 с.
5. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: учебное пособие для учителей начальной школы / Г. А. Бакулина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 144 с.
6. Анохина, Т. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка/ Т. Н Анохина // Начальная школа. - 2009. - № 12. - 345 с.
7. Волина, В. В. Учимся играя: учебное пособие / В. В. Волина. - М.: Новая школа, 2014. - 448 с.
8. Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: учебное пособие / А. Т. Арсирий. - М.: ВАКО, 2013. - 495 с.
9. Власенков, А. И. Развивающее обучение русскому языку: учебное пособие / А. И. Власенков. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 526 с.
10. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. / А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 320 с.
11. Вохмянина, Л. А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4) : учебное пособие / Л. А. Вохмянина. - М.: Просвещение, 2016. - 624 с.
12. Дубровина, И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. И Данилова, АМ Прихожан. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 462 с.
13. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте/ В. В Давыдов // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 439 с.
14. Сергеева, Н. В. Формирование умений познавательной деятельности учащихся в работе по развитию речи // Начальная школа : учебник / Н. В. Сергеева. - Москва: Академия, 1981. - № 12. - 456с.
15. Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 2 класс: учебник / Л. А Обухова - М.: ВАКО. - 2014. - 319 с.
16. Политова, Н. И. Развитие речи учащихся 1 - 4 классов на уроках русского языка: учебник / Н. И. Политова. - М.: Изд. центр "Академия", 2015. - 284 с.
17. Журжина, Ш В. Дидактический материал по русскому языку: Пособие для учащихся начальных классов: учебное пособие / Ш. В. Журжина, Н. В Костромина - М.: ООО Илекса, - 2017. - 160 с.
18. Капинос, В. И. Культура речи / Методика развития речи на уроках русского языка: учебное пособие // В. И. Капинос; Под. ред. Т. А. Ладыженской. - 2-е изд. - М.: ВАКО, - 2015. - 597 с.
19. Педагогический словарь. / Под ред. И. А. Каирова. - М.: Изд- во Академия педагогических наук, 2012, II том. - 767 с.
20. Лозинская, Т. П. Русский язык - это интересно: Книга для учителя / Т. П. Лозинская. - Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2010. - 192 с.
21. Педагогический словарь. / Под ред. И. А. Каирова. - М.: Изд- во Академия педагогических наук, 2012, I том. - 775 с.
22. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.: Издательский центр Академия, - 2012. - 464 с.
23. Парамонова, Л. Г. Русский язык - правила в стихах: Книга для педагогов общеобразовательных и специальных школ / Л. Г. Парамонова. - СПб.: Дельта, 2009. - 176 с.
24. Львов, М. Р. Хрестоматия по методике русского языка: Пособие для учителя / М. Р. Львов. - М.: Просвещение, 2016. - 352 с.
25. Панов, М. В. Занимательная орфография: учебное пособие / М. В Панов. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 348 с.
26. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: Учеб. пособие для учителя / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2017. - 224 с.
27. Муромцева, И. В. Психологический практикум: Методические рекомендации для учителей нач. классов, студ. факультета пед. и мет. нач. образования / И. В. Муромцева. - Вологда: Издательство "Русь", 2013. - 740 с.
28. Хидиров, Ш. Ш. Активизация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр / Начальная школа // Ш. Ш Хидиров. - 2017. - № 1. - 321с.
29. Сухин, И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа / И. Г. Сухин. - М.: ВАКО, 2015. - 224 с. - (Мастерская учителя).
30. Талызина, Н. Ф. Практикум по пед. психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 192 с.
31. Мохначева, И. М. Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа / И. М. Мохначева. - 2010. - № 12. - 456с.
32. «Пиши Жи-Ши». Правила русского языка для детей в стихах. Развивающий мультик. Урок 4 Мультпланета [Электронный ресурс]. - Режим доступа :https://www.youtube.com/watch?v=Oc00y6QsOTM,свободный. - Загл. с экрана.