Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРОЛОГ» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Работа №25752

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы44
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
260
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретический анализ понятия «культуролог» на рубеже XX- 10
XXI веков.
1.1. Теоретическое исследование понятия «культуролог» в российских 10-14 научных источниках конца XX века
1.2. Теоретическое исследование понятия «культуролог» в российских 14-18 научных источниках начала XXI века
2. Анализ понятия «культуролог» в научной работе методического 19
семинара кафедры Культурологии Гуманитарного Института
Сибирского Федерального Университета
2.1. Понятие «культуролог-практик» в научной работе кафедры 19-27
культурологии Гуманитарного Института Сибирского Федерального Университета
2.2. Анализ синтеза понятия «культуролог-полевой исследователь» в 27-36
научной работе кафедры культурологии Гуманитарного Института
Сибирского Федерального Университета
Заключение 37-40
Список использованных источников 41-44

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день сфера российской культурологии активно развивается наряду с другими направлениями и областями знаний.
Например, в таком крупном ВУЗе как Сибирский Федеральный Университет, школа культурологии существует с 2006 года. В университете активно ведутся различного рода исследования в области культурологии и создаются методические разработки. Немаловажной частью для данной области знаний являются так же практический опыт и, в свою очередь, кафедра регулярно создает условия для полевых исследований и организует экспедиций. В частности, исследования севера и культуры красноярского края вообще, что крайне важно для развития культурологических знаний, не только в масштабах г. Красноярска и Красноярского края, но и в масштабах страны. Здесь стоит отметить, что существующая школа культурологии Гуманитарного института СФУ занимает 4 место в гуманитарной сфере среди российских университетов
Культурология, как наука и система знаний вообще, в России начала формироваться в конце XX века. А культуролог, в свою очередь, является проводником в область данного направления. Молодая, развивающаяся наука привлекает к себе будущих абитуриентов, умеющих ценить прекрасное, стремящихся к обогащению культурного наследия собственной страны и человечества в целом, готовых приложить усилия для того, чтобы повысить уровень духовной и материальной культуры государства. Поэтому, немаловажно сформировать обобщенную дефиницию понятия «культуролог», для четкого понимания сферы научной теоретической и практической деятельности культуролога, как компетентного специалиста данной области.
Степень изученности. Изучая материалы по теме данной дипломной работы, нужно отметить, что понятие «культуролог» напрямую связано с определением понятия «культурология».
Культурология - дисциплина, которая появилась на научном поле деятельности нашей страны лишь в постсоветское время. Она включила в себя мировой опыт, наследие, как нашей страны, так и человечества в целом. В силу относительно короткого отрезка времени развития науки профессиональные исследовательские области данной сферы остаются подвижными, а круг интересов специалистов данного направления включает в себя множество различных течений, начиная от исторической семантики и заканчивая последними произведениями искусства визуальной культуры. Но, несмотря на то, что понятие «культурология» и сама дисциплина уже много раз была рассмотрена разными деятелями в своих трудах, эссе, статьях и прочих научных работах, за все время существования данной области знаний, так и не было представлено исследования, которое бы напрямую раскрывало определение термина «культуролог».
Отечественное культурологическое образование считается одним из наиболее фундаментальных и перспективных в мире, даже с учетом того, что становление данной науки начало происходить лишь в конце XX века и ее формирование происходит по сей день. Отсутствие материалов по теме данной дипломной работы говорит о перспективе развития и востребованности данной отрасли сейчас и в будущем.
Всю литературу, которая как-то касается темы данной бакалаврской работы, можно поделить на два обширных блока:
Первый блок является более глубоким и объемным - это рассмотрение культурологии, как теоретической дисциплины, а культуролога, в свою очередь, как теоретика-аналитика.
Второй блок затрагивает практическую сторону культурологии, а культуролог выступает в ней практиком и даже полевым исследователем.
Можно выделить целый ряд исследователей, которые работали в теоретическом направлении, рассматривая культурологический подход как принципиально близкий философскому: Ж.М. Арутюнова [23], В.Н. Басилов [23], И.С. Вдовина [21], В.Д. Губин [21], П.С. Гуревич [8], Г.И. Зверева [21], В.Б. Земсков [23], Л.А. Микешина [23], Л.А. Мостова [23], М.Н. Соколов [21], А.Я. Флиер [34].
Такие деятели как: Ю.С. Борцов [17], Т.В. Веселая [17], Г.В. Драч [10], Ю.Г. Запрудский [23], В.Н. Коновалов [21], В.К. Королев [18] рассматривают деятельность культуролога на социально-психологическом уровне, значительно уделяя внимание национальному характеру народа, менталитету.
Чем больше развивалась культурология как наука, тем чаще исследования в этой области склонялись к целостному рассмотрение объекта познания культуролога в его исторической динамике. В работах и пособиях Н.Б. Шебаршовой [33], Т.Ю. Быстровой [20], А.Я. Флиер [34], С.М. Богуславской [33], А.Н. Кравченко [17] прослеживается трансформация культурологии, от синтетической науки, стоящей на границе истории, социологии, философии, антропологии к целостной теории культуры.
Многие ученые смотрят на культурологию, как самостоятельную теоретическую дисциплину, изучающую генезис и функционирование культуры. И такие исследователи как: Т.А. Пакунова [29], Н.С. Чернякова [18], И.В. Еременко [23], А.Н. Шендрик [36], Д.Л., А.В. Венкова [21], А.В. Конева [18] и т.д. в своих статьях и научных трудах основным полем деятельности культурологов называют задачи, методологический аппарат и методы познания.
И только за последнее десятилетие целая плеяда исследователей, таких как: Л.П. Назарова [27], А.В. Костина [16], Н.В. Тищенко [23], Д.В. Чигарёва [35] и многие др. в своих научных статьях раскрывают проблему позиционирования на рынке труда молодых специалистов-культурологов. А так же рассматриваются проблемы состояния и перспектив развития культурологического образования, акцентируется внимание на проблемах подготовки специалистов-культурологов. Авторы рассматривают основные этапы формирования культурологии, как научной и учебной дисциплины, в контексте проблем подготовки кадров. Они формируют основные векторы мысли культурологического знания, в том числе, рассматривая культурологию не только в теоретическом русле, но и уделяя большую значимость культурологу, как практику.
Исходя из степени изученности материалов по теме данной дипломной работы можно сказать, что тема малоизученна, и она является действительно актуальной.
Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день отсутствует современное определение понятия «культуролог» в современной литературе. В то же время, когда в научной среде можно наблюдать склонность возрастания интереса к культурологии и культурологу, как компетентному специалисту этой области знаний.
Объект - понятия «культуролог» в современной российской теории культуры.
Предметом ВКР является определение содержания понятия «культуролог» на материале анализа научных российских источников конца XX и начала XXI веков.
Целью исследования является создание современного синтетического определения «культуролог» на материале анализа изучаемого понятия в научной работе методического семинара кафедры культурологии Гуманитарного института Сибирского Федерального Университета.
В связи с представленной целью в работе поставлены следующие задачи:
1.Обзор русскоязычных научных исследований XX века на тему данной ВКР;
2. Обзор русскоязычных научных исследований XXI века на тему данной ВКР;
3. Анализ понятия «культуролог» в научной работе методического семинара кафедры культурологии Гуманитарного института Сибирского Федерального Университета;
4. На основе проведенного анализа современных источников сформировать новое синтетическое понятие «культуролог».
Предполагаемый результат данного исследования - это достижение поставленной цели, т.е. создание современного синтетического определения «культуролог».
Методы научного исследования:
1. Метод анализа научных российских источников рубежа XX-XXI веков для проведения теоретического определения понятия «культуролог» и исторического обзора.
2. Сравнительный метод анализа существующих определений понятия «культуролог» и метод синтеза для обобщения найденных определений в единство.
Научная новизна исследования в рассмотрении различных понятий «культуролог» для формирования современного и единого определения данного понятия.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы. Апробация данного дипломного исследования проявляется в возможном использовании студентами преподавателями гуманитарных дисциплин в ВУЗах. Будет собран и обобщен материал, который можно будет использовать на уроках и семинарских занятиях, посвященных проблематике понимания «культуролога» как компетентного специалиста в своей области. Результаты работы могут быть использованы в качестве дополнительного материала для более масштабных научных работ, научно-популярных статей, докладов и рефератов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования явилось создание современного синтетического определения «культуролог» на материале анализа понятия «культуролог» в научной работе методического семинара кафедры культурологии Гуманитарного института Сибирского Федерального Университета. В связи с поставленной целью было необходимо провести теоретический анализ разных исследований по теме данной работы.
Последовательно решено четыре задачи:
Первая задача посвящена обзору русскоязычных научных исследований XX века на тему данной ВКР. Выявлено, что в поле деятельности культурологов можно кристаллизуются конкретные области для деятельности: теория культуры (философия культуры); история культуры (мировая художественная культура); прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры). На основании изученных материалов, можно сделать вывод о том, что в период времени, за который приведены научные источники, не поднимался вопрос понимания понятия «культуролога» как такового. За это время не было разработано четкого определения, культуролог рассматривался, как один из инструментов познания самой науки культурологи. Но, проведя параллель между понятиями «культуролог» и «культурология», которые несомненно очень близки друг другу, нужно отметить, что большая часть исследований, проводимых в конце XX века рассматривают культуролога как теоретика, который с помощью метода аналитики изучает различные культуры, сравнивая их между собой, вырисовывая картину культурно-исторического процесса, при этом делая большой упор на социальную составляющую. Сама же культурология больше рассматривается как интегрирующая наука, стоящая на стыке нескольких гуманитарных направлений.
Вторым шагом исследования стало проведение обзора русскоязычных научных исследований XXI века на тему данной ВКР. На основании изученных материалов, можно резюмировать то, что в период времени, за который приведены научные источники, вновь не поднимался вопрос понимания понятия «культуролога» как такового. Хотя некоторые исследования уже начинают косвенно затрагивать данную тему.
В начале XXI века становится очень актуальной тема подготовки культуролога как специалиста и его востребованность на рынке труда. Еще нужно отметить, что культурология уже рассматривается не как определенный набор культурных знаний, а как настоящий целостный фундамент для гуманитарной научной области сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры. Возникает необходимость в культурологии, имеющей прикладной характер и ее востребованности для современной российской культурологической школы. Тем самым затрагивается тема культуролога-практика, которая является актуальной и на сегодняшний день.
Третьей задачей стал: Анализ понятия «культуролог» в научной работе методического семинара кафедры культурологии Гуманитарного института Сибирского Федерального Университета.
Проведя изучение материалов методического семинара «Теория и практика прикладных исследований» можно сделать несколько выводов.
Во-первых, современные исследования культуры предлагают синтетический подход к культурологическим исследованиям
Во-вторых, произошло изменение взглядов на изучение культурных феноменов. Исследование одного или нескольких событий в целях детального раскрытия содержания самых глубоких процессов.
В-третьих, появляется необходимость изменения «мужского» типа рассуждения на «женский», свободный от жестких схем строгой логики.
В-четвертых, даже на сегодняшний день имеют место быть синтетические исследования в области культорологии.
В-пятых, несмотря на всю важность прикладных исследований, сегодня каждая наука требует энциклопедизма.
В-шестых, в ходе анализа был выявлен подход, основанный на компетентности, что означает существенный сдвиг от субъектной дифференциации к интеграции между субъектами. Одна из ведущих линий подхода, основанного на принципах конкуренции, - обеспечение
практической ориентации образования. Таким образом, цели обучения в новом стандарте установлены основанной на компетентности моделью выпускника - это совокупности компетенций, выражающих то, что именно выпускник должен знать, понимать и быть в состоянии сделать в конце процесса обучения.
При этом цель - это не формирование набора знаний учеников и навыков в областях определенных дисциплин, а формирование такой системы и структуры мышления, практической и нравственной деятельности, что позволит ученикам работать и действовать независимо в все более растущем потоке образовательной и научной информации, свободно ассимилироваться в искусственно меняющихся социально-экономических и технологических условиях.
Обобщив все вышеперечисленное, можно сказать, что Культуролог- практик обязан иметь хороший теоретический фундамент и качественную практическую надстройку, ко всему этому, есть необходимость изменения способов ведения дискурса и рассмотрения культурных феноменов (концентрация взгляда на одно или несколько конкретных событий). Это является необходимостью, для того, чтобы специалисты культурологических знаний в процессе своей научной деятельности проводили продуктивные прикладные исследования и дальнейшего успешного развития науки культурологии.
Эпоха ученого культуры и искусствоведов закончена; она меняется эпохой культуролога-методиста, который исследует и творчески реализует социально-культурные гармоничные системы, связанные с естественными законами и требованиями информационного общества 21 века.
Четвертая и заключительная задача: Формирование нового синтетического понятия «культуролог» на основе проведенного анализа современных источников.
Культуролог XXI века должен быть готовым к самостоятельной профессиональной деятельности на основе его знаний о культурах с учетом особенностей разных культур и ассимиляции с коммуникацией в поликультурном пространстве отдельных видов этноса, работать в соответствии с основами культурного законодательства и готовиться к профессиональной деятельности на основе своих знаний в сфере культурной политики, и, безусловно уметь формировать творческие продукты в социально-культурной сфере.
Таким образом, подготовка гуманитарных специалистов в сфере культуры и искусства требует дифференциации этого факта, что формирование типа мышления может быть реализовано в соответствии с законами диалектической логики. И тип мышления должен быть адекватен особенностям развития и функционирования всех сфер общественной жизни, в том числе социально-культурного.



1. Арнольдова, А.И. Введение в культурологию : учебное пособие /
А. И. Арнольдова. - Москва : Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993 - 352 с.
2. Бахтин, М.М. Проблемы методологии гуманитарного знания : сборник статей / М.М. Бахтин. - Петрозаводск : ПетрГУ, 1999. - 120 с.
3. Бильченко, Е. Мифы самоидентификации культуролога : утопия, ирония, бегство в искусство / Е. Бильченко // Человек Культура Образование : Научно-образовательный и методический рецензируемый журнал. - Сыктывкар, 2012. - № 1(3). - С. 4-19.
4. Галинская, И.Л. Основы культурологии / И.Л. Галинская // Культурология. - Москва, 2001. - №4(20). - С. 6-10
5. Галинская, И.Л. Проблемы исторической культурологи и теории культуры в изданиях отдела культурологи ИНИОН РАН / И. Л. Галинская // Теория и практика общественно-научной информации. - Москва, 2000. - №15. - С. 144-153
6. Горбатов, А.В. Ведущие школы и направления культурологии : учебное пособие / А.В. Горбатов, Ю.И. Михайлов. - Кемерово : КемГУ, 2009. - 119 с.
7. Горелов, А. А. Культурология : учебное пособие / А. А. Горелов. - Москва : Юрайт-М, 2002. - 288 с.
8. Гуревич, П.С. Культурология : учебник для вузов / П.С. Гуревич.
- 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проект, 2003. - 337 c.
9. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С Гуревич, Н.Н. Палеева.
- 2-е изд., доп. Москва : Канон+ РООН Реабилитация, 2014. - 395 с.
10. Драч, Г.В. Культурология : учебное пособие для студентов вузов / ред. Г.В. Драч. - Ростов на Дону : Феникс, 2001. - 576 с.
11. Ерасов, Б.С. Социальная культурология : учебник для студентов высших учебных заведений / Б. С. Ерасов. — 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2000. - 591 с.
12. Ионин, А.Г. Социология культуры.: учебное пособие для студентов вузов / А.Г. Ионин. -3-е изд., перераб. и доп. - 1 Москва: Логос, 1998. - 488 с.
13. Кармин, А.С. Культурология : учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Лань, 2003.
14. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по
культурологии / Б. И. Кононенко. - Москва : Вече 2000, 2003 . - 512 с.
15. Копцева, Н. П. Формирование модели специалиста нового поколения для сферы культуры и искусства / Н. П. Копцева // Журнал СФУ Гуманитарные и социальные науки. - Красноярск, 2011. - № 3(4).
16. Костина, А.В. Специалист-культуролог на рынке труда : статья научной сессии / А.В. Костина // Журнал Знание. Понимание. Умение. - Москва, 2010. - №2 (2).
17. Кравченко, А. И. Культурология : учебное пособие для вузов. - 4-еизд. - Москва : Академический Проект, Трикста, 2003 - 496 с.
18. Культура: теории проблемы: учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей/ Т.Ф. Кузнецова,
В. М. [и др.]. - Москва : Наука , 1995. - 278 с.
19. Культурология : Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - Москва : Высшее образование, 2005. - 566 с.
20. Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова : под общ. ред. О. И. Ган. - Екатеринбург : Урал, 2014. - 192 с.
21. Культурология : учебное пособие для вузов. - 4-еизд. - Москва : Академический Проект, Трикста, 2003 - 496 с.
22. Культурология. История мировой культуры : учебное пособие для вузов / ред. А.Н. Маркова. - Москва : ЮНИТИ, 2001. - 326 с.
23. Культурология. XX век : энциклопедия в 2-х т. / гл. ред.
С.Я. Левит. - Санкт-Петербург : Т. 1. - 1998, 447с.
24. Материалы первой сессии учебно-научного и методического семинара «Теория и практика прикладных исследований культуры» на основе истории и теории искусств и отдел изучения культуры / Н.П. Копцева [и др.] // Журнал СФУ Гуманитарные и социальные науки. - Красноярск, 2009. - № 2 (3) 194-232 с.
25. Махлина, С. Т. Семиотика культуры и искусства : словарь- справочник / С. Т. Махлина. - Санкт-Петербург : Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2000.
26. Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры и философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. - Москва, 1995.
27. Назарова, Л.П. Подготовка бакалавра-культуролога в вузе : статья из научной конференции / Л.П. Назарова // Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Санкт-Петербург, 2014.
28. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов : под ред. Л.П. Скворцов. - Москва : ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.
29. Пакунова, Т.А. Культурология : словарь терминов и понятий / сост. Т.А. Пакунова. - Москва : 2003. Электронный ресурс. - URL : www.cdml.ru/userfiles/Slovar.doc (дата обращения: 30.05.2018).
30. Попов, Е.В. Введение в культурологию : учебное пособие / Е. В. Попов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Владос, 1996. - 336 c.
31. Риккерт Г.Науки о природе и науки о культуре// Культурология XX вв. Антология. М., 1995.
32. Садохин, А.П. Культурология : теория и история культуры : учебное пособие / А.П. Садохин. - Москва : Эксмо, 2007. - 624 с.
33. Теория Культуры в вопросах и ответах : учебное пособие для студентов университета / колл. авт., под ред. Н. Б. Шебаршовой и С. М. Богуславской. - изд. 2-е, перераб. - Оренбург : ИПКГОУОГУ, 2009. - 61 с.
34. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов : учебное пособие для студентов и магистрантов. / А.Я. Флиер. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург : Деловая книга , 2002. - 492 с.
35. Чигарёва, Д.В. Специфика семиотической кометенции и её место в профессиональном образовании студентов-культурологов / Д.В. Чигарёва // Мир науки, культуры, образования. - 2011, - № 3 (28).
36. Шендрик, А.И. Об актуальности культурологии как науки и учебной дисциплины / А.И. Шендрик // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С. 24-28.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ