Введение
1 Анализ способов получения цифровых изображений 8
1.1 Международные правила предоставления изображения из музейных коллекций 8
1.2 Правила предоставления изображений из музейных коллекций Российской Федерации 16
2 Материалы и методы исследования 21
2.1 Материал исследования 21
2.2 Методы исследования 25
2.3 Метод хранения цифровых изображений 34
3 Результаты исследования 38
3.1 Анализ респондентов 39
3.2 Анализ ответов 42
3.3 Анализ изображений 45
Заключение 42
Открытый доступ к музейным изображениям и понимание процедур предоставления изображений может продемонстрировать открытость информации, которая хранится в государственных учреждениях по всему миру.
Общество желает развивать, а также одобряет публикацию цифровых изображений произведений искусства с высоким разрешением на сайтах музеев в сети Интернет. Понимание необходимости открытого доступа позволит улучшить национальное законодательство и музейные правила, связанные с защитой авторских прав, а также предоставит возможность получать изображения для научных целей и продемонстрировать реальную практику получения таких изображений для научных проектов.
Польза доступа к высококачественному музейному содержанию столь велика, что в конечном итоге потребности общества может привести музеев к тому, что они откроют свои коллекции для открытого пользования частным лицам.
В современной научной литературе обсуждается музейная политика, которая ограничивает распространение высококачественных научных исследований, мешая развитию инновационных образовательных проектов, а также стоит на пути распространению цифровых копий произведений искусств, которые находятся в общественном достоянии [9, 11, 18, 22, 26].
Цифровые копии изображений музейных предметов с высоким разрешением, которые находятся в общественном достоянии, трудно получить в рамках различных национальных законодательств. Получение доступа к цифровым изображениям с высоким разрешением в свободном доступе становится все более и более ценным, в то время как многочисленные изображения предметов произведений искусства подвергаются оцифровке в различных культурных учреждениях.
«С одной стороны, у музеев есть первичная цель информировать публику относительно искусства и открывать возможности понимания и оценивания творческих работ. С другой стороны, музеи часто чувствуют необходимость устанавливать ограничения, которые, в конечном счете, ограничивают доступ к использованию цифровых изображений. Правила демонстрируют, насколько и как музеи предпочитают устранять это напряжение» [11].
Защита авторских прав прекращается по истечении определенного периода, который определяется действующим законодательством. Исторически сложилось, что срок действия авторского права был установлен в первом законе об авторском праве в 1709 году, в Англии. Он назван в честь королевы Анны, в период правления которой он был принят. Закон оказал существенное влияние на законодательство в области авторского права в Великобритании и США [7].
Закон королевы Анны устанавливал четырнадцатилетний срок действия авторского права для всех публикаций. Его можно было возобновить один раз при жизни автора. По окончании данного срока авторское право «истекало», и произведение переходило в общественное достояние, при этом его могли публиковать все.
В двадцатом веке закон об авторском праве достиг максимума: физические лица стали наделяться правами пожизненно и еще 70 лет после смерти в большинстве стран [3]. По истечении этого срока, работы больше не защищены авторским правом и находятся в свободном доступе. Следовательно, они могут свободно использоваться, и любой может сделать то, что прежде было исключительным правом автора: делать копии и воспроизводить работы, а также продавать эти репродукции.
Технологии воспроизведения развивались, как отмечал В. Беньямин, достигнув на рубеже XIX и XX вв. уровня, «находясь на котором, они не только начали превращать в свой объект всю свою совокупность имеющихся произведений искусства и серьезнейшим образом изменять их воздействие на публику, но и заняли самостоятельное место среди видов художественной деятельности» [1].
Тем не менее правила, которые установили музеи в связи с авторским правом могут быть одним ключевым моментом, а музейная практика, связанная с цифровыми правами и разрешениями может быть совершенно другой. Эта дипломная работа стремится сравнить российскую музейные правила с реальными ответами со стороны музеев на запросы о предоставлении цифровых изображений, чтобы опубликовать их как для внутреннего обращения, так и для открытого доступа на веб-сайте университета.
Цифровые коллекции, которые используются для исследований в цифровых гуманитарных науках, могут оказаться в коллекции визуальных ресурсов, предназначенных для дальнейших образовательных целей и для целей создания новых цифровых изданий, которые включают в себя функциональные возможности архива визуальных данных и анализа визуальных данных.
Эта дипломная работа позволит сделать шаг к созданию архивов визуальных материалов, полученных из учреждений культурного наследия для работы над цифровыми научными изданиями, которые могут развиваться в том же направлении и сталкиваются с аналогичными проблемами.
Если рассмотреть принципы построения цифрового академического издания, которые обсуждались Питером Робинсоном на конференции Digital Humanities 2013 [24], то можно наблюдать сходство проблем цифровых визуальных изданий, с проблемами, на которые указывает автор. Робинсон призывает обратить внимание на различные исследовательские вопросы, модели и цели цифрового научного издания, которые могут включать в себя такие поля базы данных, теги изображений, которые другой интерфейс никогда не будет отображать для пользователей.
Например, на рисунке 1 мы видим, что у Музея Метрополитен впечатляющий интерфейс, который следует общим аспектам: кто, где, что,когда - и они обеспечивают очень широкий поиск [21]. Однако, если исследователя интересуют цены на предметы интерьера из коллекции Музея Метрополитен и их отношение к культуре потребления Нового времени, они должны полагаться на другой интерфейс с опциями такого поиска и обнаружения научных результатов.
Начальной точкой в направлении создания новых коллекций музейных изображений для организации исследовательских наборов данных может быть коллекция, которая будет находиться в университетской библиотеке, куда будут входить лицензированные изображения национальных музеев. Часто утверждается, что музеи против распространения изображений из своих коллекций. Однако, российские провинциальные музеи способны сотрудничать с большой охотой, и я покажу это с помощью эксперимента, в ходе которого Сибирский федеральный университет получил разрешения на использование изображений для образовательного проекта в университетской библиотеке без выплаты денежных средств.
Объектом исследования является правовое предоставление изображений избранных работ из музеев Российской Федерации.
Предметом исследования является определение типов документов предоставления разрешения на публикацию цифровых копий музейных предметов.
Актуальность проблемы заключается в том, что оцифровка музейных коллекций приводит к необходимости предоставлять цифровые копии для образовательных и научных проектов. С другой стороны ожидания ученых,
преподавателей и студентов ведут к тому, что музеям приходится открывать свои коллекции. Понимание правил и условий предоставления изображений для такого типа проектов крайне важно и для разработчиков образовательных проектов, и для сотрудников музеев. Разработка методики позволит создать коллекцию цифровых изображений в рамках Научной библиотеки Сибирского федерального университета и Гуманитарного института. Методика включает обсуждение возможных юридических ограничений и музейной практики, связанных с вопросом предоставления изображений.
Цель работы заключается в разработке методики создания правового обеспечения цифровых коллекций произведений искусства.
Задачи:
- разработать проект по созданию коллекции произведений избранных работ из музеев Российской Федерации на сайте Гуманитарного института;
- установить правила получения изображений для публикации на сайте университета;
- получить разрешение со стороны музеев на публикацию на сайте университета;
- разработать базу данных изображений, в которую входит поле,обозначающее условия предоставления репродукций.
В ходе дипломной работы был выявлен и применен метод, для того чтобы выяснить каким правилам российские музеи следуют при совместной работе с университетом по созданию визуального научного издания.
Метод показал, что крупные провинциальные музеи действительно заинтересованы в продвижении своих коллекций в образовательной сфере.
Удалось установить, что музеи, предоставляя разрешение на публикацию цифровых изображений, не взимают плату с образовательного учреждения за использование изображений. Большая часть музеев предпочитают работать с письменными разрешениями в соответствии с законодательством. Другая часть предпочитает лицензионные соглашения с упоминанием об использовании изображений только в рамках конкретного проекта. Также были выяснены особенности связи с упоминанием места хранения произведений искусства. Для музеев это по-прежнему один из самых важных ключевых моментов.
Данная работа представляет значимость, так как был внесён вклад в изучение правового сопровождения цифровых коллекций произведений искусств. Описанная методика позволяет собрать документы сопровождающие цифровые коллекции и дает возможность публиковать их в открытом доступе без юридических ограничений.
Дальнейшая работа по тематике, представленной в этой дипломной работе, может проводиться по следующим направлениям:
- Работа с веб-ресурсом, где есть возможность опубликовать все цифровые изображения, которые были получены из музеев РФ;
- Провести опрос сотрудников тех музеев, которые откликнулись на приглашение участвовать в проекте. Этот опрос позволит выяснить есть ли у музеев соответствующие договоры с авторами, которые в дальнейшем при публикации цифровых изображений не смогли потребовать с университета компенсацию за использование изображений без их согласия.
- Далее увеличить количество участников. Охватить государства, которые входили в состав Советского Союза;
В перспективе методика может привести к созданию значительных коллекций, где каждое изображение будет сопровождаться с соответствующей правовой информацией.
1. Беньямин, В. Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Электронный ресурс] : / Беньямин В.// Избранное эссе. -
Режим доступа: http://forlit.philol.msu.ru/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm
2. Воробьева, Е. Личная переписка. / Е. Воробьева. - 15 Апреля 2016.
3. Гражданский кодек Российской Федерации. В 4 ч. 2 [Электронный ресурс] : федер. закон от 18.12.2006 N 35-ФЗ в ред. 12.03.2014 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Устав НП ИКОМ России [Электронный ресурс] / Справочная система НП ИКОМ России. - Режим доступа: http://icom- russia.com/data/missiya/
5. Карпушин Д. Пресс-релиз: правила составления. Готовые
маркетинговые решения [Электронный ресурс] / Д. Карпушин, С. Чикирова. -Питер, 2007. - Режим доступа:http://www.piter.com/book/978591180145/
6. Музеи России [Электронный ресурс] // Информационно - справочный портал Музеи России. - 1996-2016. - Режим доступа: http://www.museum.ru/
7. Статут королевы Анны [Электронный ресурс] / Закон о правах авторов
и книгоиздателей. - Великобритания, 1710. - Режим доступа: http://intellectpravo.ru/documents/statute_of_anne_rus.php
8. Федеральный закон Российской Федерации [Электронный ресурс] :
федер. закон от 24.04.1996 N 15-ФЗ в ред. 10.01.2003 // «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации». - Режим доступа: http://www.museum.ru/prof/mat/law/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%20%D0%BE%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8F%D1%85.htm
9. Bielsten, S. Permissions, a Survival Guide: Blunt Talk about Art as Intellectual Property. / S. Bielsten // Chicago, 2006. - 159 c.
10. Bowdoin, D. Copyright's Immoral Rights / D. Bowdoin // In Visual Resources. - 2011. - 361 - 369 c.
11. Crews K. D. Museum Policies and Art Images: Conflicting Objectives and Copyright Enrichment. / K.D. Grews // In Fordham Intellectual Property Media &Entertainment Law Journal. - 2012. - 795 - 834 c.
12. Florini A. The Right to Know: Transparency for an Open World. Columbia
University Press. / A. Florini. - 2007. - 376 c.
13. Ibryanova, O. Personal communication, 7 April 2016.
14. Kelly, K. Images of Works of Art in Museum Collections: The Experience of Open Access [Электронный ресурс] / K. Kelly // Council on Library and Information Resources. - 2013. - Режим доступа: https://www.clir.org/pubs/reports/pub157/pub157.pdf.
15. Digital Humanities at Siberian Federal [Электронный ресурс] / Kizhner, I.
Kim, M. Rumyantsev, M. Lapteva, R. Baryshev, N. Pikov. // University In Digital Studies/Le Champ Numerique. - 2015. - Режим доступа:
http://www.digitalstudies.org/ojs/index.php/digital_studies/article/view/288/354
16. Kizhner, I. Museum Digitization Practices Across Russia: Survey and Web Site Exploration Results. / I. Kizhner, M. Terras, M. Rumyantsev // In Proceedings of Digital Humanities. - 2016.
17. Lessig, L. Free Culture: The Nature and Future of Creativity. / L. Lessing.- New York: Penguin Books. - 368 c.
18. Lyon, C. The Art Book's Last Stand. / C. Lyon. // In Art in America. -2006. - №8. - С. 47.
19. Mikhailovskaya, A. The Museums of Russia Web Portal. / A.
Mikhailovskaya, K. Nasedkin. // In Museum International. - 2002. - Т. 54. - № 4. -С. 52 -56.
20. Nielsen, M. Reinventing Discovery: A New Era of Networked Science. / M.
Nielsen. - Princeton: Princeton University Press, 2011. - 272 c.
21. Rainbow, R. Providing Accessible Online Collections [Электронный
ресурс] / R. Rainbow, A. Morrison, M. Morgan // In Museums and the Web. -
Toronto, 2012: Archives &Museum Informatics. - Режим доступа:
http://www.museumsandtheweb.com/mw2012/papers/providing_accessible_online_collections.html
22. Petri, G. The Public Domain vs. the Museum: The Limits of Copyright and
Reproductions of Two-Dimensional Works of Art [Электронный ресурс] / G. Petri
// In Journal of Conservation and Museum Studies. - Режим доступа: http://www.jcms-journal.com/articles/10.5334/jcms.1021217/
23. Rijksmuseum [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rijksmuseum.nl
24. Robinson, P. Five desiderata for scholarly editions in digital form
[Электронный ресурс] / P. Robinson // In Proceedings of Digital Humanities 2013 Conference (DH 2013). - USA, 2013: University of Nebraska-Lincoln. - Режим доступа: http://dh2013.unl.edu/schedule-and-events/program/
25. Schudson, M. The Rise of the Right to Know: Politics and the Culture of Transparency, 1945-1975 / M. Schudson. - Cambridge, Massachusetts, 2015: Harvard University Press. - 368 c.
26. Tanner, S. Reproduction Charging Models and Rights Policy for Digital Images in American Art Museums. A Mellon Foundation Study [Электронный ресурс] / S. Tanner // King's Digital Consultancy Services. - Режим доступа: www.kcl.ac.uk/kdcs/
27. Terras, M. Opening Access to collections: the making and using of open digitised cultural content. / M. Terras. // In Online Information Review. - 2015. - T.38. - № 5. - С. 733 - 752.
28. Wall, K. That is not quite the way we see it: the epistemological challenge of visual data. / K. Wall, S. Higgins, E. Hall, P. Woolner. // In International Journal of Research &Method in Education. - 2013. - Т. 36. - № 1. - С. 3-22.