Введение 4
1 Теоретические аспекты стратегического развития организаций на основе
проектно-ориентированного подхода 8
1.1 Понятие, сущность и основы стратегического развития организаций 8
1.2 Жизненный цикл организации и стратегии развития 14
1.3 Особенности и приоритеты использования проектно-ориентированного
подхода к стратегическому развитию организаций 21
2 Анализ проблемных аспектов и путей стратегического развития организации UP-CONTEXT 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 32
2.2 Оценка внутренней и внешней среды деятельности организации 36
2.3 Построение модели проблем и перспектив развития организации 42
3 Разработка стратегии развития организации UP-CONTEXT на основе проектно-ориентированного подхода в условиях экстенсивного роста 44
3.1 Концепция стратегии развития 44
3.2 Мероприятия по стратегическому развития организации 47
3.3 Оценка экономической эффективности стратегии 57
Заключение 62
Список использованных источников 65
В настоящее время большинство предприятий в том или иной виде проектируют стратегические планы развития, посредством которых реализуется важнейший аспект деятельности любого коммерческого предприятия - повышение конкурентоспособности хозяйственной деятельности. Однако особенности макроэкономической среды и концепция конечного стратегического продукта разных предприятий во многом отличны ввиду целого ряда специфических факторов: сферы деятельности предприятия, уровня его развития, рыночной позиции, сущности стратегии. Более того, особое влияние на направления развития деятельности предприятий оказывают кризисные ситуации, из-за цикличности которых предприятия часто сталкиваются с необходимостью создания стратегий развития своей деятельности с учетом негативных влияний кризисных условий.
Сегодня можно наблюдать проекты по повышению конкурентоспособности предприятий в виде сборников из трех сотен страниц, которые, на первый взгляд, свидетельствуют обо всех стратегических особенностях приоритетного развития предприятий, но, с другой, не имеют сфокусированной и формализованной стратегии, способной обеспечить развитие конкурентных преимуществ.
Также встречаются и другие крайности - неструктурированное и смутное представление собственника бизнеса о долгосрочных намерениях его предприятия, не имеющее документационного обеспечения. Вместе с этим четко сформулированная, понятная для менеджмента и исполнителей стратегия, выраженная в рамках концепции достижения долгосрочных целей компании и целевой структуры, по-прежнему остается редкостью, что не позволяет многим предприятиям эффективно управлять развитием коммерческой деятельности.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена значимостью поиска продуктивных путей стратегического развития деятельности хозяйствующих субъектов в актуальных нестабильных экономических условиях.
Объект исследования: организация UP-Context (далее - «UP-Context»), осуществляющее основную деятельность в сфере информационных технологий.
Предмет исследования: стратегия развития «UP-Context»,ориентированная на экстенсивный рост за счет использования проектно-ориентированного подхода.
Цель исследования: разработка эффективной стратегии развития «UP- Context» с ориентацией на экстенсивный рост за счет использования проектно-ориентированного подхода.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
- рассмотреть сущность и виды стратегий развития предприятия;
- определить этапы формирования стратегии развития предприятия;
- изучить особенности проектно-ориентированного подхода к
стратегическому развитию организаций;
- проанализировать основные направления и экономические показатели деятельности «UP-Context»;
- осуществить анализ внутренней и внешней среды деятельности «UP- Context»;
- разработать стратегию развития «UP-Context»;
- оценить экономическую эффективность стратегии.
Методологическая база исследования включает в себя методы научного познания, использованные при написании выпускной квалификационной работы:
- контент-анализ (при изучении научной литературы);
- методы математической статистики;
- матричные методы маркетингового анализа;
- метод экспертных оценок.
Теоретическая база исследования представлена трудами выдающихся специалистов и ученых в области экономики, менеджмента, маркетинга. В частности, при написании выпускной квалификационной работы были использованы труды таких авторов, как Айрапетов О.Р., Виноградова С.Н., Станкевич Л.Г., Воронин В.П., Нестеренко В.И., Калиева О.М., Михайлова О.П., Мальцев В.В., Машевская О.В., Райзберг Б.А., Сухорученко О.В.
Наличие множества работ, посвященных исследуемой проблеме, свидетельствует о хорошей научной проработанности темы, однако, непрерывно меняющиеся социально-экономические условия хозяйственной деятельности предприятий, наличие кризисных условий в национальной экономике обуславливают необходимость непрерывного поиска новых путей стратегического роста предприятий, что подчеркивает теоретическую значимость исследования.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что на основе результатов проведенного анализа внешней и внутренней среды деятельности «UP-Context» была разработана стратегия развития предприятия, комплексно охватывающая различные сферы деятельности и ориентированную на текущие проблемы стратегического управления организацией. В рамках данной стратегии были разработаны мероприятия, реализация которых позволит «UP- Context» получить существенный экономический эффект.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой научное исследование, состоящее из:
- введения, содержащего обоснование актуальности, теоретической и практической значимости исследования, цель и задачи исследования, содержание теоретической и методологической базы исследования;
- первой главы, в которой рассмотрены теоретические основы стратегического развития современных предприятий с использованием проектно-ориентированного подхода;
- второй главы, посвященной анализу факторов внешней среды и особенностей внутренней среды деятельности «UP-Context», влияющих на стратегическое развитие предприятия;
- третьей главы, в которой представлено описание разработанной стратегии развития «UP-Context»;
- заключения, содержащего основные выводы исследования;
- списка использованных источников.
В результате проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
1. Установлено, что сущность стратегического развития деятельности предприятия заключается в выработке целостной стратегии, учитывающей различные факторы успешной деятельности предприятия и потенциал роста его конкурентоспособности в определенной перспективе. Под стратегией в данном случае понимается программа действий, определение главной цели, установление приоритета проблем, планирование ресурсов и технологий, последовательности достижения главной цели. При разработке стратегии должна обеспечиваться ее многовариантность.
2. Показано, что существуют типовые стратегии развития деятельности предприятий, ориентированные на те или иные условия внешней среды и особенности текущего положения предприятий на рынке, однако при их использовании, так или иначе, руководство предприятия должно адаптировать типовую стратегию под специфику бизнеса. В процессе формирования стратегии развития необходимо использовать научно обоснованные методы анализа факторов внешней среды, распространяющихся на внешний и внутренний уровни деятельности предприятия.
3. Проанализированы особенности проектного управления организацией. Под управлением проектами понимается область деятельности, при которой определяются и достигаются цели проекта за счет использования рациональных технологий в условиях обеспечения сбалансированности между объемом затрачиваемых ресурсов (трудовыми, финансовыми, материальными, энергетическими, временными и др.), качеством результатов и сопутствующими рисками. Сам проект рассматривается как комплекс работ, организованных особым образом, и направленный на достижение конкретных целей, реализация которых имеет строго ограниченные временные, ресурсные, финансовые условия. Проектно-ориентированный подход к развитию организации обеспечивает возможность планомерного осуществления предпринимательских инициатив и более объективный контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности, дифференцированной на совокупность проектов.
4. Осуществлен анализ деятельности организации «UP-Context». Миссия KOMnaHnnUP-CONTEXT состоит в применении современных, ориентированных на результат технологий интернет-рекламы, которые помогают клиентам развивать свой бизнес и реализовывать свои корпоративные цели. Поэтому компания, которая уверена в качестве своей продукции должна развиваться и занимать все большую долю рынка. Большую долю рынка компании поможет занять стратегия, направленная на усиление позиции на рынке, предполагающая экстенсивный рост организации.
5. Установлены основные проблемы стратегического управления и развития организации. Проблемами организации «UP-CONTEXT» на данном этапе развития являются:
1) отсутствие синхронизации отдела продаж с отделом производства, часто случается, что исполнитель получает техническое задание от менеджера с некоторыми упущениями, что вызывает конфликт заказчика с исполнителем;
2) нет лица, ответственного за принятие решений;
3) отсутствие системы штрафов и мотивации;
4) неустойчивая организационная структура. Не понятен ход дальнейшего развития. Условия экстенсивного роста предполагают, что оборот компании будет увеличиваться за счет увеличения количества рабочих, следовательно, увеличения количества проектов.
6. Предложена стратегия развития организации, ориентированная на экстенсивный рост и использование проектно-ориентированного подхода к стратегическому управлению. Цель стратегии: стабильное и успешное стратегическое развитие компании на рынке информационно- коммуникационных услуг.
Задачи стратегии:
- оптимизация текущих направлений деятельности для обеспечения их конкурентоспособности (оптимизирующий компонент стратегии);
- расширение направлений деятельности организации в целях наращивания целевой аудитории и ассортимента услуг (экстенсивный компонент стратегии);
- устранение текущих проблемных аспектов управленческой деятельности для того, чтобы организация на фоне их наличия не испытывала затруднений в развитии (проблемно-ориентированный компонент стратегии).
7. В рамках стратегии разработаны мероприятия для стратегического развития организации. Мероприятие №1 предполагает изменение организационной структуры предприятия, и не только согласно текущим недостаткам, но и в целях создания новых отделов, предусмотренных экстенсивным компонентов стратегии. Мероприятие №2 направлено на внедрение системы мотивации персонала для повышения эффективности деятельности сотрудников, что приведет к общему повышению эффективности стратегического управления. Мероприятие №3 предполагает внедрение стратегического инструмента управления - Сбалансированной Системы Показателей (ССП), которая позволит структурировать и систематизировать все стратегические инициативы организации. Мероприятие №4 предполагает внедрение программного средства MS Project для автоматизированного управления проектами, которое позволит не только последовательно планировать их реализацию, но и фиксировать все задачи, работы, ответственных лиц, устраняя текущие недостатки стратегического управления в организации.
8. Определены экономические эффекты от реализации мероприятий, сводящиеся к увеличению выручки организации за счет увеличения объемов продаж. Прогнозируемая положительная динамика роста объема продаж услуг организации свидетельствует о целесообразности реализации разработанных мероприятий и стратегии в целом.
1. Адизес, И. К. Управление жизненным циклом корпорации / И.К. Адизес. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 387 с.
2. Айрапетов, О. Р. Проблемы организации и планирования сбытовой деятельности предприятия / О. Р. Айрапетов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №5. - с. 377.
3. Березгова, 3. А. Стратегическое планирование как инструмент разработки стратегии развития предприятия / 3. А. Березгова // Актуальные вопросы современной экономики. - 2015. - №3. - С.33.
4. Босая, И. И. Понятийный аппарат стратегии развития предприятия / И. И. Босая // Новая наука : стратегии и векторы развития. - 2016. - №4. - С.21.
5. Виноградова, С. Н., Станкевич, Л. Г. Коммерческая деятельность / С. Н. Виноградова, Л. Г. Станкевич. - Минск : Высшая школа, 2012. - 418 с.
6. Волынкина, М. В. Инновации и предпринимательство: соотношение понятий / М. В. Волынкина // Закон. - 2011. - № 4. - С.12.
7. Воронин, В. П., Нестеренко, В. И. Основы коммерческой деятельности / В. П. Воронин, В. И. Нестеренко. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 512 с.
8. Гельруд, Я. Д., Логиновский, О. В. Управление проектами: методы, модели, системы. / Я. Д. Гельруд, О. В. Логиновский. - Челябинск : Ключ, 2015. - С.22.
9. Горбачева, М. С. Подходы к управлению проектами / М. С. Горбачева // Вестник ИНЖЭКО. Серия : экономика. - 2012. - №7. - С.174.
10. Горшкова, Л. А., Поплавский, Б. Н., Поплавская, В. А. Современный подход к организационному развитию / Л. А. Горшкова, Б. Н. Поплавский, В. А. Поплавская // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - №2. - С.6.
11. Грейнер, Л. Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций / Л. Е. Грейнер // Вестник Санкт-Петербурского университета. Серия Менеджмент. - 2012. - № 4. - с. 76-94
12. Замылин, И. Е. Эффективность портфельного подхода к управлению проектами : постановка проблемы / И. Е. Замылин // Журнал научных и прикладных исследований. - 2013. - №4. - С.9.
13. Запорожцева, Л. А. Соотношение теории циклов и закономерностей экономически безопасного развития предприятия в современных условиях хозяйствования / Л. А. Запорожцева // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №9. - С.41.
14. Козлов, А. С. Руководство управлением проектами: как руководителям организации контролировать и направлять проектную деятельность / А. С. Козлов // Управление проектами и программами. - 2011. - №2. - С.100.
15. Кудрявцева, Е. П. Компаративный анализ стандартов в области управления проектами с точки зрения управления качеством / Е. П. Кудрявцева // ArsAdministrandi. - 2010. - №1. - С.66.
16. Лебедева, Е. А. Управление организацией с помощью жизненных циклов И. К. Адизеса / Е. А. Лебедева // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - №7. - С.34-39.
17. Литовченко, И. Л. Генезис и эволюция информационной концепции маркетинга / И. Л. Литовченко. - Киев : Наукова думка, 2011. - 326 с.
18. Лукасевич, В. И. Влияние факторов внешней среды на реализацию стратегии развития предприятия / В. И. Лукасевич // Ученые записки института управления, бизнеса и права. - 2014. - №4. - С.391.
19. Минаев, Д. В. Современное состояние методологии моделирования инструментов бизнеса / Д. В.Минаев // Вестник ИНЖЭКОНА. - 2012. - №3. С.185.
20. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов. - 4 - е изд. допол. - Москва : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2013. - 1130 с.
21. Полковников, А. В. Управление проектами / А. В. Полковников, М. Ф. Дубовик. - Москва : Эксмо, 2011. - 710 с.
22. Попов, В. Л. Управление инновационными проектами : учебное пособие / В. Л. Попов. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 335 с.
23. Разу, М. Л., Управление проектом : основы проектного управления / М. Л. Разу, Ю. В. Якутии, Б. М. Разу, Т. М. Бронникова, С. А. Титов. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 526 с.
24. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 6 - е изд., доп. и перераб. - Москва : ИНФРА - М, 2015. - 618 с.
25. Рамзаева, Е. П. Теоретические основы развития и интеграции проектного управления / Е. П. Рамзаева // ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет". - 2015. - №23. - С.55.
26. Сурат, И. Л. К вопросу о развитии методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования / И. Л. Сурат // Инновационная экономика. - 2013. - №4. - С.41.
27. Ушакова, Т. В., Мухаметзянов, Р. 3. Экономический анализ в рамках моделей жизненного цикла организации / Т. В. Ушакова, Р. 3. Мухаметзянов // Казанский экономический вестник. - 2015. - №3. - С.103.
28. Чичерина, Е. Ю. Современные аспекты применения моделей уровней зрелости к управлению проектами / Е. Ю. Чичерина // Машиностроитель. - 2013. - №4. - С. 13.
29. Широкова, Г. В. Управление изменениями в российских компаниях : учебник / Г. В. Широкова. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 482 с.
30. Chandler, A. D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises / A. D. Chandler. - Cambridge : MIT Press, 2016. - 674 c.
31. Ефремов, В. С. Проектное управление : модели и методы принятия решений / В. С. Ефремов. - Москва : Юнити-Дана, 2016. - 519 с.
32. Заренков, В.А. Управление проектами : учебное пособие / В.А. Заренков. - 2-е изд. - Москва : Изд-во АСВ, 2016. - 312 с.
33. Зарницына К. Управление проектами на предприятии : оценка эффективности / К. Зарницына // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 7. - С. 106-111.
34. Кочетков, А. И. Управление проектами (зарубежный опыт) / А. И. Кочетков, С. Н. Никешин, Ю. П. Рудаков. - Санкт-Петербург : «ДваТри», 2013. - 446 с.
35. Крейкина, Ф. О. Менеджмент / Ф. О. Крейкина. - Москва : ДИС, 2015. - 346 с.