Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №25675

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
271
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Значение курса мировой художественной культуры в рамках
государственной системы образования Российской Федерации 9
1.1 Рассмотрение законодательных основ курса «Мировой
художественной культуры» в средней общеобразовательной школе 9
1.2 Изучение распространенных программ и методик преподавания
курса мировой художественной культуры в средней школе 19
1.3 Сравнительный анализ учебных методологий по «Мировой
художественной культуре» 26
2 Разработка стратегии инновационной программы курса «Мировая
художественная культура» для преподавания в средней общеобразовательной школе г. Красноярска 35
2.1 Анализ отношения красноярских школьников к существующей
методике преподавания «Мировой художественной культуры» 35
2.2 Разработка проекта методики инновационного преподавания
«Мировой художественной культуры» 43
2.3 Пример проекта стратегии инновационной программы по курсу
«Мировая художественная культура» 51
Заключение 56
Список использованных источников 60
Приложение А 62
Приложение Б 65
Приложение В 67


Актуальность темы бакалаврской работы заключается в том, что курс «Мировой художественной культуры» не является общеобязательным предметом в российской системе образования, поэтому исследование стратегии обучения по данному предмету позволяет внедрять в курс «Мировой художественной культуры» инновационные идеи.
Данная тема, для написания дипломной работы, выбрана что бы рассмотреть всю картину обучения по данному курсу и вывести основные закономерности преподавания «Мировой художественной культуры» в школьной системе образования. Актуальность данной темы можно подчеркнуть именно через то, что методология преподавания «Мировой художественной культуры» не закреплена общей программой и выбор способа ведения курса остается за самим учителем или школой.
Иными словами, актуальность темы исследования в том, что существует несколько вариантов программ преподавания «Мировой художественной культуры», это вызывает проблемы в методике преподавания данного предмета. Поэтому важно исследовать наиболее приспособленные и добавить новые идеи в курс, основываясь на исследованиях среди школьников города Красноярска и анализа основных методик преподавания курса.
Степень изученности темы бакалаврской работы
Труды философов, педагогов, психологов, раскрывающие значимость художественного образования в развитии личности и общества (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, К.Д. Ушинский, Д.Б. Кабалевского).
Исследования известных педагогов, работающих в системе базовой подготовки педагога художественного профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности (Л.Г.Арчажникова, Л.А.Неменская,).
Важную роль в создании нового образа и места культуры сыграли теоретические работы по проблемам духовной жизни общества и общественного сознания, разработке “технологической" (З.С.Маркарян), "аксиологической" (Н.З.Чавчавадзе) и других концепций культуры.
Это позволило сформулировать подходы к рассмотрению культурологии как фундаментальной научной дисциплины, определить ее границы и место в системе человеческих знаний. Многоуровневая структура культурологического знания рассматривается в современной учебной литературе и в статьях, посвященных самоопределению культурологии как науки.
Основанный Л. М. Предтеченской предмет был принят коллегией министерства образования РФСР в 1987 году в качестве обязательного предмета для общеобразовательных школ.
Л.А. Рапацкая — российский музыковед и культуролог, работающая в области педагогики искусства. Значительная часть работ Л.А. Рапацкой связана с проблемами мировой художественной культуры как учебного предмета. Л.А. Рапацкая сформировала свою концепцию школьного курса «Мировой художественной культуры», опубликовав его программу под заголовком «Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России». Собственно, учебники для 10 и 11 классов, написанные Л. А Рапацкой, аккредитованные государством, были основаны на основании этой концепции.
Труды Л.Г. Емохоновой так же представляются в качестве дополнительных учебных пособий для использования в акридетированных общеобразовательных учебных заведениях, но направлены на те школы и программы, в которых предмет «Мировой художественной культуры» не рассматривается в качестве профильного предмета. Поэтому они практически полностью предметно повторяют учебные пособия Л.А. Рапацкой, но в несколько более упрощенной форме.
Труд Л.В. Пешиковой «Методика преподавания мировой художественной культуры в школе», ориентирован на программу основательницы советской школы мировой художественной культуры Л.М. Предтеченскую. Данный труд посвящен главным методическим проблемам преподавания мировой художественной культуры и организации восприятия — общения учащихся с произведениями искусства.
О. Н. Пикало предлагает при планировании урока по «Мировой художественной культуре» учитывать несколько содержательных вертикалей. Так же выделяет некоторые методические принципы к использованию на уроках «Мировой художественной культуры».
Объект исследования
Современные стратегии преподавания «Мировой художественной культуры» в общеобразовательных школах г. Красноярска.
Предмет исследования
Специфика стратегий преподавания курса «Мировой художественной культуры» в общеобразовательных школах г. Красноярска.
Цель бакалаврской работы
Изучение существующих стратегий инновационного преподавания курса «Мировой художественной культуры» на основе их анализа конструирование собственной на примере опроса, проведенного среди школьников г. Красноярска.
Гипотеза бакалаврской работы заключается в том, что в современной системе среднего образования в России стратегия преподавания курса «Мировой художественной культуры» не имеет достаточной изученности. Поэтому необходимо изучить используемые в школьном образовании практики для формирования инновационной системы преподавания курса «Мировой художественной культуры».
Задачи бакалаврской работы
1. Изучить существующие программы преподавания «Мировой художественной культуры» в российском школьном образовании.
2. Рассмотреть законодательную составляющую программы «Мировой художественной культуры» в российской системе образования.
3. Провести полевое исследование в российских общеобразовательных учреждениях.
4. Выведение инновационной стратегии преподавания курса «Мировой художественной культуры».
Методы исследования
Анализ, синтез, обобщение, сопоставительный анализ, изучение и обобщение отечественной практики преподавания «Мировой художественной культуры», общеобразовательных учреждений, полевое исследование на фоне учащихся средних школ города Красноярска.
Научная новизна бакалаврской работы заключается в составлении инновационного метода преподавания курса «Мировой художественной культуры» в российской системе среднего образования.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в возможности использования материалов исследования для составления научных работ, выступления на конференциях, составления курсов преподавания «Мировой художественной культуры» для общеобразовательных учреждений.
Структура бакалаврской работы
Бакалаврская работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной выпускной квалификационной работы являлось изучение существующих стратегий инновационного преподавания курса «Мировой художественной культуры» для их анализа и конструирование собственной на примере опроса, проведенного среди школьников г. Красноярска.
Выбор подобной цели связан с высокой актуальностью исследуемой проблемы, поскольку в связи значительным социокультурным и информационным изменяем общественных структур необходимо обратить внимание на отношение к преподаванию курса “мировой художественной культуры” в российской школе.
В ходе проведенного исследования были выполнены следующие задачи:
1. Изучены существующие программы преподавания «Мировой художественной культуры» в российском школьном образовании.
2. Проведено полевое исследование в российских общеобразовательных учреждениях.
3. Выведена инновационная стратегия преподавания курса «Мировой художественной культуры».
4. Рассмотрена законодательная составляющая программы «Мировой художественной культуры» в российской системе образования
Перечисленные задачи были выполнены в рамках трех частей работы:
Первая часть работы «значение курса мировой художественной культуры в рамках государственной системы образования Российской Федерации» разделена на два параграфа: рассмотрение законодательных основ курса «Мировой художественной культуры» в средней общеобразовательной школе и изучение распространенных программ и методик преподавания курса мировой художественной культуры в средней школе. В параграфе «изучение распространенных программ и методик преподавания курса мировой художественной культуры в средней школе» были рассмотрены законодательные акты регулирующие школьный курс предмета «Мировой художественной культуры». Был рассмотрен обязательный минимум необходимых к изучению элементов мировой художественной культуры и дана авторская характеристика содержания образовательной программы, кратко охарактеризовать которую можно следующим образом:
1) Жестко прописанные произведения художественной культуры
2) Нет продуманной хронологической последовательности в изучении направлений в мировой художественной культуре
3) Малое число обобщающих тем и вопросов
4) Малое внимание к любым культурам кроме христианских Русской и Европейской
5) Минимальное рассмотрение современных произведений художественной культуры
Итогом данного параграфа работы было выдвижение гипотезы о том, что государственная программа закладывает лишь ряд формальных требований к содержанию рассматриваемых явлений в мировой художественной, но не к требованию самого методического комплекса по данному предмету.
Следующий параграф - «изучение распространенных программ и методик преподавания курса мировой художественной культуры в средней школе» посвящен рассмотрению существующих и широко распространенных подходов к преподаванию курса мировая художественная культура в российской системе школьного образования. В ходе данной части исследования были выведены следующие итоги
1) Авторы методик часто стремятся связать русскую и зарубежную художественную культуру
2) Важной проблемой многих из рассмотренных методик является способ презентации произведения ученику.
3) Необходим поиск путей для более простого восприятия учеником различных направлений в мировой художественной культуре.
4) В рассмотренных авторских программах практически отсутствует элемент современной художественной культуры
Таким образом задачей данной главы был анализ существующих методик, на основании которых, были выделены их характеристики и слабые места для заложения определенных требований к конструированию предлагаемой в данной работе авторской программы
Следующая часть работы “анализ отношения красноярских школьников к существующей методике преподавания «Мировой художественной культуры» отведена анализу проведенного в работе опроса по мировой художественной культуре проведенного среди учеников девяти красноярских общеобразовательных школ. Сам опрос состоит из 18 опросов на которые ответили 42 ученика. Основываясь на данных опроса была приведена теория, что текущий уровень преподавания «Мировой художественной культуры» в красноярских школах не справляется с требованиями министерства образования Российской Федерации поскольку большинство опрошенных, считают материал интересным, школьное управление незаинтересованным в развитии данного предмета, охват предмета недостаточно широк, в рамках программы недостаточно хорошо формируется практический навык использования полученной на уроках информации, а так же опрос показал, что в используемых учителями рассматриваемых школ программах нахватает теоретической базы в изучении репрезентантов мировой художественной культуры, что вызывает у учеников определенные сложности в восприятии рассматриваемых на уроках произведений.
Заключительная третья часть работы -- «разработка проекта методики инновационного преподавания «Мировой художественной культуры»» направлена на формулировку авторского проекта.
В данной части было обоснована значимость методологии, которая основывается на работе Л.А. Рапацкой, Г.Д. Даниловой, Л.Г. Емохоновой. Инновационность проекта программы состоит в том, что, во-первых, курс В.И. Жуковского познакомит учеников 10-11 классов с теорией изобразительного искусства, что даст более продуктивный результат в изучении курса. Во-вторых, теория этнической музыки, которую разработал В.С. Василенко даст ученику более разнообразный материал в истории музыки. В-третьих, изучение красноярской художественной культуры в мировом контексте, даст более углубленные знания о культуре родного города. В-четвертых, изучение российского влияния на мировую художественную культуру, покажет ученику общую картину влияния российского культуры. По результатам опроса стало понятно, что современному школьнику нужна дополнительная информация, которой не было ранее в программе «Мировой художественной культуры», та которую достаточно сложно найти в концентрированном варианте в других источниках, в таких как интернет. Проект учебной программы был разработан с учетом данных полученных в опросе. Были выделены основные труды и представители, которые были внесены в проект разработанной программы.
Обобщая все вышесказанное можно говорить, что основная гипотеза данной работы, а именно то, что в современной системе среднего образования в России стратегия преподавания курса «Мировой художественной культуры» не имеет достаточной изученности. Поэтому необходимо изучить используемые в школьном образовании практики для формирования инновационной системы преподавания курса «Мировой художественной культуры». Была подтверждена тем, что в ходе проведённого опроса и анализа существующих авторских методик недостает адаптации распространённых программ к социальному облику среднестатистического школьника.



1. Бюст художника Сурикова В.И. [Электронный ресурс] // Памятники
истории Режим доступа: http://old.kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=2410011000
2. Данилова, Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Г. И. Данилова - Москва: Академия, 2012.
3. Данилова, Г. И. Мировая художественная культура: От истоков до XVII века, 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Г. И. Данилова - Москва: Академия, 2010.
4. "Египетский храм" на берегу Енисея {Электронный ресурс} // Красноярский краеведческий музей Режим доступа : http://archvuz.ru/2013_2/12
5. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: учебник/ Л. Г. Емохонова - Москва: Академия, 2001.
6. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура 10-11 класс. 10- 11 классы: учебник/ Л. Г. Емохонова - Москва: Просвещение, 2008.
7. Жуковский, В. И. Теория изобразительно искусства: учебник/ В. И. Жуковский - СПб: Алетейя, 2011.
8. Зарецкая, Д. М. Мировая художественная культура //Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, а так же для студентов высших учебных заведений/ Д. М. Зарецкая-Москва: Издательский центр АЗ. - 2000.
9. Караульная башня - часовня Параскевы Пятницы [Электронный ресурс] //
Минкульт Режим доступа: https://okn-mk.mkrf. ru/cultureObj ects/viewMaps/149479
10. Львова, Е. П. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное ис-кусство, музыка и театр/ Е. П. Львова.—СПб: Питер, 2007.
11. Мы выбираем программу Предтеченской [Электронный ресурс] // Искусство. Режим доступа:
http://art.1september.ru/view_article.php?ID=200901203(дата обращения: 02.06.2016).
12.Описание предмета охраны [Электронный ресурс] // Минкульт. Режим доступа : https://okn-mk.mkrf.ru/cultureObjects/viewMaps/149458
13.Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год [Электронный ресурс] // Еду. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_12/m1067.html.
14. Пешикова, Л. В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя: учебник/ Л. В. Пешикова. - Москва: Владос. - 2003.
15. Пикалова, О. Н. Мировая художественная культура: учебник/ О. Н. Пикалова. - Москва: Владос. 2007.
16. Приказ от 31 марта 2014 г. N 253 Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [Электронный ресурс] // Департамент образования города Москвы. Режим доступа: http://dogm.mos.ru/upload/iblock/879/pr mo 253 31 03 2014 r14.pdf.
17. Религия в школе. Обсуждение проекта нового закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Церковный вестник. Режим доступа: http://e-vestnik.ru/church/447_religiya_v_shkole.
18. Роль религии в современном обществе [Электронный ресурс] // Referat Режим доступа: http://xreferat.com/104/899-1-rol-religii-v-sovremennom- obshestve.html.
19. Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура: учебник/ Л.А. Рапацкая. - Москва: Владос, 1998.
20. Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура. 10-11 классы: учебник / Л.А. Рапацкая. - Москва: Владос. 1999.
21. Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура. 10 класс. Часть 1: учебник / Л.А. Рапацкая. - Москва: Владос. 2014.
22. Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура. 10 класс. Часть 2: учебник / Л.А. Рапацкая. - Москва: Владос. 2014.
23. Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс: учебник / Л.А. Рапацкая. - Москва: Владос. 2014.
24. Римско-католический приход Преображения Господня[Электронный ресурс] Режим доступа:http: //www.catholic-krasnoyarsk.com/
25. Рутченко-Короткоручко, Михаил Александрович [Электронный ресурс] //
Иркипедия Режим доступа:
http://irkipedia.ru/content/rutchenko_korotkoruchko_mihail_aleksandrovich
26. Ряузов Борис Яковлевич [Электронный ресурс]// Энциклопедия
Красноярского края Режим доступа:
http://my.krskstate.ru/docs/painters/ryauzov-boris-yakovlevich/
27. Список 20 памятников русским за рубежом [Электронный ресурс] //
Академик Режим доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/Список20памятников_русским_за_ рубежом
28. Стела "Кандальный путь" [Электронный ресурс] // ПАмятники истории
Режим доступа: http://old.kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=2400497000
29. Хорошенкова, А. В. «Мировой художественной культуры». Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой «Мировая художественная литература. 10 класс»: монография/ А. В. Хорошенкова. - Москва: Владос. 2008.
30. Филармония [Электронный ресурс] // Афиша Красноярска Режим доступа: http://krasfil.ru/philharmonic


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ