ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки разработки веб-сайта «Эмоциональное выгорание и профессиональная мотивация» 9
1.1 Теоретическое обоснование проблемы мотивации сотрудников с
синдромом эмоционального выгорания 9
1.1.1 Синдром эмоционального выгорания и факторы, влияющие на его
развитие в профессиональной деятельности 9
1.1.2 Этапы формирования синдрома эмоционального выгорания и
присущие им симптомы 16
1.1.3 Особенности мотивации в профессиональной деятельности 20
1.1.4 Персональные потребности сотрудников как мотивирующие факторы 27
1.2 Обзор информационных ресурсов и технологий по разработке веб¬сайта 31
1.2.1 Ресурсы интернета и веб-технологии 31
1.2.2 Язык HTML 37
2 Методология исследования и разработка веб-сайта «Эмоциональное выгорание и профессиональная мотивация» 43
2.1 Методики по изучению особенностей мотивации сотрудников с
эмоциональным выгоранием 43
2.1.1 Обзор и характеристика выбранных методик 43
2.1.2 Особенности проведения и интерпретация полученных результатов..43
2.2 Создание веб-сайта «Эмоциональное выгорание и профессиональная
мотивация» 46
2.2.1 Разработка веб-сайта с помощью редактора Dreamweaver CS5 46
2.2.2 Основы работы с программой Dreamweaver CS5 52
3 Результаты исследования и структура веб-сайта «Эмоциональное выгорание и профессиональная мотивация» 57
3.1 Анализ результатов исследования мотивации сотрудников с синдромом
эмоционального выгорания 57
3.2 Описание структуры и интерфейс веб-сайта «Эмоциональное выгорание
и профессиональная мотивация» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) 82
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) 85
Актуальность проблемы мотивации персонала с синдромом эмоционального выгорания обусловлена мощным отрицательным эффектом, который выгорание оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов. Эмоциональное выгорание наиболее распространено в профессиях «субъект-субъектного» типа, где основным предметом труда является тесное взаимодействие с людьми, в нашем случае менеджеров транспортно-логистической компании.
«Синдром эмоционального выгорания - синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» [10].
Многочисленные данные показывают, что синдром выгорания, наряду с другими разновидностями профессионального стресса, вызывает появление депрессивных настроений, чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, низкой оценке своей профессиональной компетентности, что, в конечном итоге, сказывается на работоспособности человека, приводя к снижению продуктивности деятельности. Так же синдром выгорания провоцирует нарушения трудовой дисциплины и повышение степени заболеваемости профессионалов. Попытки компенсировать стрессогенные влияния профессиональной среды и последствия выгорания приводят к злоупотреблению алкоголем, наркотиками и другими психотропными средствами, а в отдельных случаях, и к суицидному поведению .
Эмоциональное выгорание не является неизбежным, так как коррекционные и профилактические шаги могут предотвратить стресс, ослабить влияние негативных психологических факторов или исключить их возникновение [41]. Поэтому очень важно диагностировать эмоциональное выгорание на начальной стадии, при первых симптомах и предпринять меры по его устранению. Одной из таких мер является мотивация, правильно мотивируя своих сотрудников, руководство может предотвратить симптомы выгорания и получить от работника повышения работоспособности и заинтересованности в работе, что благотворно скажется на всей компании в целом.
Термин «мотив» - это русифицированное французское слово «motif», в его буквальном смысле обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» - двигаю. Большая советская энциклопедия приводит следующее определение данному понятию: «Мотив в психологии - побудительная причина действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его стремления удовлетворить свои материальные и духовные потребности» [1].
В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и мотивирование. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом [40].
«Недостаточность мотивационной сферы профессиональной деятельности может выражаться в ее бедности, присутствии только отдельных побуждений, неблагоприятной динамике мотивации и др. Разные недочеты мотивационной сферы труда имеют различной степени разрушительную силу и ведут к возникновению негативных психических состояний, реально угрожающих психическому здоровью личности» [31].
«При монотонности жизни, психическом пресыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив. Но особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, возникающей у здоровых людей. Возникает чувство беспомощности перед лицом жизненных трудностей, неуверенность в своих возможностях, сочетающиеся с чувством бесперспективности. Сила потребностей, влечений резко снижается, что приводит к пассивному поведению, безынициативности» [13]. В частности, отмечается синдром профессионального выгорания, который, является формой проявления профессиональной деформации сотрудника. В группу риска по эмоциональному выгоранию попадают менеджеры, тесно работающие с людьми.
На данный момент проблема эмоционального выгорания работников усугубляется в связи с экономическим кризисом. Во многих организациях проходят сокращения, компании не имея возможности увеличить доходы в связи с упадком спроса на транспортные услуги, стараются сократить уровень расходов, урезая зарплату и лишая премии своих работников. Некоторые организации и вовсе закрываются, не выдержав конкуренции, либо становятся банкротами. Работники теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, испытывают страх потерять работу, лишиться части дохода и невозможность сменить неудовлетворяющую их работу, так как в условиях кризиса найти хорошую работу с достойным заработком намного сложнее. В компании, где я проводила исследования переработки, ежедневные задержки до позднего вечера и работа в выходные и праздничные дни является нормой. Менеджеры несут огромную ответственность за грузоперевозку перед контрагентами, руководителями и партнерами компании. Успешность их работы зависит от множества нюансов, которые работник должен учесть и проконтролировать за весь период перевозки, туда входят: погрузки, выгрузки, крепление груза, поиск более выгодного пути следования, выбор транспорта, сохранность груза и оформление перевозочных документов, что держит работника в постоянном напряжении. Частые проблемы с грузом в пути следования (коммерческие браки, таможня, простои подвижного состава и т.д.), работа сразу с несколькими грузоотправителями и постоянное общение с ними ведет к стрессу и как следствие эмоциональному выгоранию.
Актуальность исследования особенностей мотивации менеджеров с эмоциональным выгоранием обусловлена тем, что последствия выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к коллегам, клиентам, работе в целом или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении эффективности деятельности. Они проявляются как на уровне отдельного работника, так и на уровне организации. «Выгоревшие» работники прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникации. Изучение мотивации таких работников поможет руководству предотвратить и устранить данные последствия, затронуть их интересы, создать условия для реализации их в трудовой деятельности.
Основными исследователями синдрома эмоционального выгорания являлись: Х. Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, П. Торнтон, К. Кондо, Е. Махер, А. Пайнс, К. Роджерс. Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева, В.В. Лебединский, А.К. Маркова, В.П. Подвойский, Т. В. Форманюк и Б.Г. Ананьев и др.
Понятие «burnout» (выгорание) было введено в науку американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 г. для описания особого расстройства личности у здоровых людей, возникающего вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками.
К. Чернисс (С. Cherniss) в 1980 году определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении.
Позже К. Маслач определила синдром эмоционального выгорания как потерю интереса и осторожности в работе. А впоследствии, развив свое учение, она представила это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам».
Для В.В. Бойко выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. А. Эделвич и А. Бродский описывают выгорание как процесс крушения иллюзий.
Разработкой методик для диагностики данной проблемы занимались: Бойко В.В., Селье Г., Тащева А.И., Маслач К., Джексон С. и др.
Решением различных вопросов психологии мотивации занимались такие исследователи, как С.П. Манукян, Ю.В. Шаров, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и другие. Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А. Маслоу, Б.И. Дадонов) и различные виды мотивов (Б.Ф. Ломов, П.М. Якобсон)
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по- разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), в другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас) [13].
Психология, особенно практическая и прикладная, на сегодняшний день одна из перспективных областей внедрения новых информационных технологий. В связи с этим происходит наплыв психологической информации, соответственно, появляются проблемы организации информационных потоков. Эти проблемы принимают все более широкий размах, что создает ситуацию информационного кризиса: с одной стороны выросло количество источников психологической информации; с другой стороны - специалисты испытывают в ней недостаток, по той причине, что способы ее тиражирования, распространение аналитико-синтетической переработки, экспертной оценки остаются на низком уровне. Информатизация социально-психологической сферы протекает в стихийной форме, что углубляет противоречия в этом процессе. В отношении информатизации в различных сферах, практика конструирования и распространения компьютерных систем во всем мире определила создание теории их осмысленного разумного применения.
Цель дипломной работы: разработка веб-сайта «Эмоциональное выгорание и профессиональная мотивация».
Создание сайта по данной теме позволяет опубликовать информацию по теме исследования, что упрощает ее поиски, помогает пользователям и участникам исследования самостоятельно изучить изменения, происходящие в их эмоциональном состоянии.
Задачи дипломной работы:
1) Подобрать и проанализировать теоретические источники по проблеме изучения мотивации сотрудников с синдромом эмоционального выгорания.
2) Подобрать диагностические методики, направленные на изучение профессиональной мотивации и синдрома эмоционального выгорания.
3) Провести исследование, направленное на изучение и выявление синдрома эмоционального выгорания и мотивации сотрудников с эмоциональным выгоранием.
4) Интерпретировать полученные результаты и выявить особенности мотивации сотрудников с синдромом эмоционального выгорания.
5) Проанализировать методические и технические подходы к разработке веб-сайтов.
6) Подобрать программные средства для разработки веб-сайта «Мотивация сотрудников с синдромом эмоционального выгорания» .
7) Разработать тематическую структуру и отобрать необходимую информацию для веб-сайта.
8) Разработать веб-сайт «Эмоциональное выгорание и профессиональная мотивация», соответствующий необходимым параметрам, с удобной системой навигации и пользовательским интерфейсом.
Цель исследования: выявление особенностей мотивации сотрудников компании ООО «Экспоцентр» с синдромом эмоционального выгорания.
Объект исследования: менеджеры транспортно-логистической компании ООО «Экспоцентр» в количестве 21 человека.
Предмет исследования: особенности мотивации менеджеров транспортно-логистической компании с синдромом эмоционального выгорания.
Методы работы
1) Опросник «эмоционального выгорания» (В.В. Бойко), позволяющий определить наличие или отсутствие синдрома эмоционального выгорания; доминирующие факторы и ведущие симптомы;
2) Опросник MBI, направлен на определение степени выгорания;
3) 12-Факторный опросник профессиональной деятельности Е.А. Климова, дает представление о преобладании того или иного фактора мотивации профессиональной деятельности.
Дипломная работа посвящена созданию веб-сайта «Мотивация сотрудников с синдромом эмоционального выгорания».
Анализ теоретических источников, раскрывающих сущность таких понятий, как синдром эмоционального выгорания и мотивация профессиональной деятельности, показал, что эти вопросы неоднократно рассматривались не только отечественными, но и зарубежными психологами и по сей день остаются актуальными для современных теоретиков психологической науки. Многие, из которых не могут сойтись во взглядах относительно структуры синдрома эмоционального выгорания, но, несмотря на различия в подходах к его измерению, можно заключить, что эмоциональное выгорание представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений, в основном, в системе «человек - человек».
Так же можно сделать вывод, что все люди мотивируются по-разному, вследствие конкретного наследственного багажа, биографических особенностей и жизненного опыта. Работа, рабочие обязанности и занимаемая должность сами по себе оказывают влияние на мотивацию. Мотивационные профили сотрудников существенно различаются между собой, даже одни и те же факторы, преобладающие у нескольких сотрудников, воспринимаются каждым по-разному. Оценка мотивации в один определенный момент времени дает только срез сиюминутных чувств работника по отношению к работе. Мотивация может меняться в зависимости от времени и происходящих ситуаций. Многие люди работают «не на той» работе, и поэтому нельзя ожидать, что их потребности будут совпадать с потребностями этой работы.
Проанализировав программные средства для создания веб-сайта, мы выбрали визуальный редактор Dreamweaver CS5, который обладает широким набором возможностей. Создание веб-сайта позволит пользователю сократить время поиска, систематизации и изучения литературы по данной теме. Сайт предназначен для участников исследования, и для всех, кто интересуется проблемами синдрома эмоционального выгорания и профессиональной мотивацией.
Для изучения проблемы особенностей мотивации у сотрудников с синдромом эмоционального выгорания, был подобран пакет психодиагностических методик: Опросник «эмоционального выгорания» (В.В. Бойко); Опросник MBI; 12-Факторный опросник профессиональной деятельности Е.А. Климова.
Исследование проводилось в транспортно-логистической компании ООО «Экспоцентр». В исследовании принимали участие 21 респондент. По его результатам были сделаны нижеследующие выводы.
Менеджеры со сложившимся синдромом эмоционального выгорания больше остальных стремятся к интересной и полезной работе, а так же разнообразию. Возможно, это обусловлено наличием у них выгорания и в то же время мотивационная неудовлетворенность на протяжении долгого периода вызывает затяжные хронические стрессы, что влияет на возникновение синдрома эмоционального выгорания. Низкий показатель в потребности социальных контактов у таких сотрудников мог быть вызван именно эмоциональным выгоранием и проявляется в нежелании общаться с коллегами и клиентами, игнорированием просьб руководства.
В данной организации проблема эмоционального выгорания стоит довольно остро, любой показатель, находящийся в пределах «средний» - «высокий», является серьезным сигналом тревоги, требует анализа причин, приведших к такому уровню. Нам удалось обратить внимание руководства на эту проблему, но помочь избавиться от синдрома эмоционального выгорания, формировавшегося у большого количества сотрудников на протяжении долгих лет сложно. Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться. По предложенным рекомендациям, руководство приняло решение, включить в свой штат психолога, который поможет сотрудникам фирмы улучшить эмоциональное состояние и занять достойное место в организации. А так же окажет помощь руководству как в плане управления персоналом, так и в области организационного развития. Все полученные данные по исследованию уже переданы для дальнейшего изучения и надеюсь, будут полезны в проведении будущих исследований.
I. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Санкт Петербург : Питер, 2001. - 288 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов / Г.М. Андреева. - Москва : Аспект- Пресс, 2007.- 363с.
3. Асеев, В.Г. Мотивация и мотивы: учеб. пособие для вузов. - Санкт- Петербург : Питер, 2006. - 508 с.
4. Божко, А.Н. Dreamweaver. Базовый курс / А.Н. Божко. - Москва: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003. - 576 с.
5. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - Санкт-Петербург : Сударыня, 1999. - 28 с.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - Москва : Наука,1996. -154с.
7. Булыгин, Е. Мотивация, которая работает / Е. Булыгин // Новый персонал. - 2004. - №7. - С.39-41.
8. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием: учеб. / А.И. Васильев, М.Ш. Магомед - Эльминов. - Москва : МГУ, 1991. - 144 с.
9. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Страченкова.- 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт- Петербург : Питер, 2008. - 336 с.
10. Глауберман, Д. Радость сгорания: как конец света может стать новым началом / Д. Глауберман. - Москва : Добрая книга, 2004. - 368 с.
II. Дронов, В.А. Macromedia Dreamweaver / В.А. Дронов. - Санкт- Петербург: БХВ-Петербург, 2003. - 736 с.
12. Запевалова, Е. Факторы мотивации персонала / Е. Запевалова // Методы менеджмента и Качества. -2005. - №10. - С.16-18.
13. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2002 — 512 с.
14. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 1995. - № 2.
15. Коваленко, А.В. Профессиональная деформация личности: учеб. Пособие / А.В. Коваленко, Л.А. Шиканов. - Томск: ТПУ, - 2009. - 90 с.
16. Котова, Е. В. Модели Профилактика синдрома эмоционального выгорания [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. В. Котова // Красноярск : КГПУ,2013. - Режим доступа: http://www.kspu.ru/upload/documents/2014/01/12.А
17. Крюков, В.В. Информационная обучающая среда на основе JAVA - технологии и сервисов Интернет / В.В. Крюков, К. И. Шахгельдян, Е.Н. Архипова // дистанц. образование. - 1999. - №5. - С. 11-17.
18. Лешукова, Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики / Е. Левшукова // Вестник РАТЭИИ.- 1995. -№1.
19. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук. - Санкт-Петербург: Сентябрь, 2001. - 260 с.
20. Мещеряков, Б.Г. Современный психологический словарь: учеб. пособие для вузов / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко; под. общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко - Москва: АСТ, 2007. - 490 с.
21. Никифоров, Г.С. Практикум по психологии профессиональной деятельности: учеб. пособие / Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, В.М. Снетков. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. — 448 с.
22. Овчарова, Р. В. Психология менеджмента: учеб. пособие / Р. В. Овчарова. - Курган : КГУ, 2005. - 122 с.
23. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - Москва: Институт психологии РАН, 2005. - 330 с.
24. Орёл, В. Е. Структурно-функциональная организация генезис
психического выгорания: дис. ... д-ра псих.наук: 19.00.03 / Орел Валерий Емельянович. - Ярославль, 2005. - 449 c.
25. Паттерсон, Л. Использование HTML / Л. Паттерсон. - Москва : Вильямс, 2000. - 375 с.
26. Петрова, О. Б. Информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов / О. Б. Петрова. - Москва : Речь, 1999. - 267 с.
27. Петюшкин, А.В. HTML в веб-дизайне / А.В. Петюшкин. - Санкт- Петербург : БХВ-Петербург, 2004. - 400 с.
28. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. / Ф. Раис. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 624 с.
29. Рассохин, Д.Н. World Wide Web - всемирная информационная паутина в сети Internet. / Д.Н. Рассохин, А.И. Лебедев. - Москва : ассоциация Relarn, 1997. - 208 с.
30. Ричи, Ш. Управление мотивацией: учеб. пособие для вузов / Ш. Ричи, П. Мартин; пер. с англ, под ред. проф. Е.А. Климова. — Москва : ЮНИТИ- ДАНА, 2004. — 399 с.
31. Рогов, Е.Л. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие для вузов / Е.Л. Рогов. - Москва : Владос, 1995. - 527с.
32. Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н.В. Самоукина - Москва : Вершина, 2006. -224с.
33. Справка по Dreamweaver CS5 [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://help.adobe.com/ru_RU/dreamweaver/cs/using/dreamweaver_cs5_help.pdf.
34. Спэйнауэр, С. Справочник веб-мастера. / С. Спайнауэр, Р. Экштейн. - Санкт-Петербург : Символ, 2001. - 608 с.
35. СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента качества, общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. - Введ. 09.01.2014. - Красноярск.: ИПК СФУ, 2014. - 60 с.
36. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва: Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
37. Физиологические и психические основы труда - Москва : Политиздат, 1974.- 98с.
38. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - Москва : Мир, 2003. - 860 с.
39. Холостова, Е.И. Словарь-справочник по социальной работе / Е.И. Холостова. - Москва : Юрист, 2000.- 424с.
40. Цветаев, В. М. Управление персоналом / В. М. Цветаев. - Санкт- Петербург : Питер, 2002. - 126 с.
41. Чутко, Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С. Чутко, Н.В. Козина. - 2-е изд. - Москва : МЕДпресс-информ, 2014. - 256 с.
42. Шафран, Э. Создание веб-страниц: самоучитель. / Э. Шафран. - Санкт-Петербург : Питер, 1999. - 320 с.
43. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня. - Москва : Наука, 1997. - 211 с.
44. Энциклопедии психодиагностики [Электронный ресурс] : - Режим доступа:11Пр:/^у1аЬ.т1()/Метпдика диагностики уровня профессионального выгорания_Бойко.
45. Энциклопедии психодиагностики [Электронный ресурс] : - Режим доступа: http: //psylab. тАэ/Опросник_выгорания_Маслач.