Создание просоциальной среды в условиях профессиональных образовательных организаций как профилактика употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних
|
Введение 3
1 Зависимость от психоактивных веществ среди несовершеннолетних... 8
1.1 Зависимость от психоактивных веществ 8
1.2 Социально-правовые последствия употребления психоактивных
веществ несовершеннолетними 18
1.3 Анализ ювенальной наркопреступности и актуального состояния
наркоситуации в г. Красноярске 28
1.4 Причины распространения и употребления психоактивных
веществ среди несовершеннолетних 35
1.5 Студенты профессиональных образовательных организаций как
«группа риска» употребления психоактивных веществ 42
2 Особенности образовательной среды и риск формирования зависимых
форм поведения 51
2.1 Влияние образовательной среды (деффицитарность и
насыщенность) на риск формирования зависимости от психоактивных веществ у студентов профессиональных образовательных организаций 51
2.2 Критический анализ профилактических программ и мер,
реализуемых в профессиональных образовательных организациях: содержательный и правовой аспект 61
3 Разработка проекта по созданию просоциальной среды с целью
профилактики зависимых форм поведения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних в условиях профессиональных образовательных организаций 73
Заключение 86
Список использованных источников 88
Приложение А 97
Приложение Б 102
Приложение В 104
Приложение Г 106
Приложение Д 121
Приложение Е 122
1 Зависимость от психоактивных веществ среди несовершеннолетних... 8
1.1 Зависимость от психоактивных веществ 8
1.2 Социально-правовые последствия употребления психоактивных
веществ несовершеннолетними 18
1.3 Анализ ювенальной наркопреступности и актуального состояния
наркоситуации в г. Красноярске 28
1.4 Причины распространения и употребления психоактивных
веществ среди несовершеннолетних 35
1.5 Студенты профессиональных образовательных организаций как
«группа риска» употребления психоактивных веществ 42
2 Особенности образовательной среды и риск формирования зависимых
форм поведения 51
2.1 Влияние образовательной среды (деффицитарность и
насыщенность) на риск формирования зависимости от психоактивных веществ у студентов профессиональных образовательных организаций 51
2.2 Критический анализ профилактических программ и мер,
реализуемых в профессиональных образовательных организациях: содержательный и правовой аспект 61
3 Разработка проекта по созданию просоциальной среды с целью
профилактики зависимых форм поведения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних в условиях профессиональных образовательных организаций 73
Заключение 86
Список использованных источников 88
Приложение А 97
Приложение Б 102
Приложение В 104
Приложение Г 106
Приложение Д 121
Приложение Е 122
Ежегодно замечен рост вовлечения несовершеннолетних в употребление психоактивных веществ, из-за чего сохраняются негативные тенденции ювенальной наркопреступности, которые влияют на наркоситуацию в крае и стране. Наркоситуация в Красноярском крае в соответствии с методикой Государственного антинаркотического комитета характеризуется как «тяжелая», сохраняя оценку 2013 - 2016 годов . В 2017 году в Российской Федерации за совершение преступлений в области незаконного оборота наркотиков было осуждено 697,2 тыс. человек, из них 20,6 тыс.человек несовершеннолетние . По данным КГБУЗ «Красноярского краевого наркологического диспансера №1» в 2017 году число зарегистрированных несовершеннолетних с наркологической патологией по Красноярскому краю достигло 674 человек от 14-18 лет, и 146 - от 0-14 лет . Следовательно, актуальность работы по вопросу профилактики употребления психоактивных веществ на сегодняшний день крайне высока, и работу в этом направлении необходимо усилить именно в образовательном учреждении, поскольку это место, в котором несовершеннолетний проводит большую часть своего времени, образовательная среда, которая сочетает основные элементы, такие как: образовательный процесс, опыт построения межличностных отношений, условия для удовлетворения интересов и реализации потребностей и возможностей.
В широком смысле зависимое поведение можно определить как одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ, или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций . Важно отметить, что сущность зависимого поведения заключается именно в уходе от реальности. Важно, чтобы реальность, окружающая несовершеннолетних соответствовала возникающим у них потребностям. Для понимания важности формирования в образовательном пространстве просоциальной среды с целью профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних, необходимо обратиться к взаимосвязи образовательной среды и формирования зависимых форм поведения учащихся.
В случае если среда не создает условия для социально одобряемых действий связанных с риском, подросток идет на противоправные и общественно опасные действия, т.к. именно это принесет ему требуемый уровень самочувствия. Так же, Б.И. Хасан отмечает, что наличие предзависимостей феноменологически выражается в этом возрасте как неадекватное поведение в ситуации риска и реализуется посредством двух стратегий поведения: избегающей и преодолевающей. Стратегию "избегания" реализуют подростки, у которых недостаточно ресурса для того, чтобы "справиться" со средой, среда для них избыточна. Преодолевающая стратегия напротив связана с "недостаточностью" окружающей среды, ее бедностью для такого подростка, когда он не чувствует ее сопротивления, следовательно, не имеет возможности противопоставить себя ей, и, как следствие, вынужден искать более "рискованные" места, чтобы получить то количество эмоциональных переживаний, которое необходимо ему для самоощущения. Реализация каждой из этих стратегий может быть предпосылкой к употреблению наркотиков, в первом случае - с целью компенсации недостающего ресурса, во втором - с целью проживания ситуации риска . Дефицитарность образовательной среды обнаруживается в случаях, когда учащиеся не могут удовлетворить свои потребности в психологическом и физическом комфорте. Нахождение молодого человека в такой среде усиливает вероятность того, что компенсировать недостатки среды в содержательности и событийности он будет посредством употребления психоактивных веществ, которые помогут ему снять психологическую напряженность, получить разрядку негативного эмоционального состояния, «раскрасить» жить посредством состояния видоизмененного сознания.
Отдельное внимание при построении «образовательной среды», на наш взгляд, должно уделяться системе среднего профессионального образования. На данный момент профессиональные образовательные организации имеют ряд особенностей как средовых, так и социально-демографических. К тому же необходим критический анализ профилактических программ, реализуемых на территории профессиональных образовательных организаций. Имеющиеся профилактические программы и проекты в своей деятельности используют малоэффективные методы, необходим новый подход и создание новой системы профилактики.
Объект исследования - система профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних в профессиональных образовательных организациях.
Предмет исследования - просоциальность образовательной среды, как ресурс в работе по профилактике употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
Цель - разработка проекта просоциальной образовательной среды в условиях профессиональных образовательных организаций как практическая реализация программы профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних
Задачи исследования
1. Рассмотреть понятие зависимости от психоактивных веществ.
2. Описать социально-правовые последствия употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.
3. Провести анализ состояния ювенальной наркопреступности и наркоситуации в г. Красноярске.
4. Изучить причинный комплекс распространения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
5. Проанализировать портрет студента профессиональных образовательных организаций как «группу риска» употребления психоактивных веществ.
6. Рассмотреть особенности образовательной среды и риска формирования зависимых форм поведения.
7. Провести критический анализ профилактических мер, реализуемых в профессиональных образовательных организациях в содержательном и правовом аспекте.
8. Разработать проект по созданию просоциальной среды с целью профилактики зависимых форм поведения и употребления ПАВ среди несовершеннолетних в условиях профессиональных образовательных организаций.
Методы, использованные при выполнении магистерской диссертации: метод системного анализа, метод сравнительного анализа, интервьюирование, анализ документов, анкетирование.
По теме магистерской диссертации опубликованы три статьи. Статья «Значение формирования просоциальной среды в профессиональных образовательных организациях с целью профилактики употребления психоактивных веществ» в 2017 году и статья «Значение просоциальной культурной среды в условиях профессиональных образовательных организаций в профилактике употребления психоактивных веществ» в 2017 году в Сборнике материалов XI Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (20-21 апреля 2017 г.) «Енисейские правовые чтения». Статья «Влияние просоциальной среды в Канской воспитательной колонии на ресоциализацию несовершеннолетних» была опубликована в 2018 году в Сборнике материалов XX всероссийской студенческой научной конференции «Молодежь, наука и цивилизация».
В широком смысле зависимое поведение можно определить как одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ, или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций . Важно отметить, что сущность зависимого поведения заключается именно в уходе от реальности. Важно, чтобы реальность, окружающая несовершеннолетних соответствовала возникающим у них потребностям. Для понимания важности формирования в образовательном пространстве просоциальной среды с целью профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних, необходимо обратиться к взаимосвязи образовательной среды и формирования зависимых форм поведения учащихся.
В случае если среда не создает условия для социально одобряемых действий связанных с риском, подросток идет на противоправные и общественно опасные действия, т.к. именно это принесет ему требуемый уровень самочувствия. Так же, Б.И. Хасан отмечает, что наличие предзависимостей феноменологически выражается в этом возрасте как неадекватное поведение в ситуации риска и реализуется посредством двух стратегий поведения: избегающей и преодолевающей. Стратегию "избегания" реализуют подростки, у которых недостаточно ресурса для того, чтобы "справиться" со средой, среда для них избыточна. Преодолевающая стратегия напротив связана с "недостаточностью" окружающей среды, ее бедностью для такого подростка, когда он не чувствует ее сопротивления, следовательно, не имеет возможности противопоставить себя ей, и, как следствие, вынужден искать более "рискованные" места, чтобы получить то количество эмоциональных переживаний, которое необходимо ему для самоощущения. Реализация каждой из этих стратегий может быть предпосылкой к употреблению наркотиков, в первом случае - с целью компенсации недостающего ресурса, во втором - с целью проживания ситуации риска . Дефицитарность образовательной среды обнаруживается в случаях, когда учащиеся не могут удовлетворить свои потребности в психологическом и физическом комфорте. Нахождение молодого человека в такой среде усиливает вероятность того, что компенсировать недостатки среды в содержательности и событийности он будет посредством употребления психоактивных веществ, которые помогут ему снять психологическую напряженность, получить разрядку негативного эмоционального состояния, «раскрасить» жить посредством состояния видоизмененного сознания.
Отдельное внимание при построении «образовательной среды», на наш взгляд, должно уделяться системе среднего профессионального образования. На данный момент профессиональные образовательные организации имеют ряд особенностей как средовых, так и социально-демографических. К тому же необходим критический анализ профилактических программ, реализуемых на территории профессиональных образовательных организаций. Имеющиеся профилактические программы и проекты в своей деятельности используют малоэффективные методы, необходим новый подход и создание новой системы профилактики.
Объект исследования - система профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних в профессиональных образовательных организациях.
Предмет исследования - просоциальность образовательной среды, как ресурс в работе по профилактике употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
Цель - разработка проекта просоциальной образовательной среды в условиях профессиональных образовательных организаций как практическая реализация программы профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних
Задачи исследования
1. Рассмотреть понятие зависимости от психоактивных веществ.
2. Описать социально-правовые последствия употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.
3. Провести анализ состояния ювенальной наркопреступности и наркоситуации в г. Красноярске.
4. Изучить причинный комплекс распространения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
5. Проанализировать портрет студента профессиональных образовательных организаций как «группу риска» употребления психоактивных веществ.
6. Рассмотреть особенности образовательной среды и риска формирования зависимых форм поведения.
7. Провести критический анализ профилактических мер, реализуемых в профессиональных образовательных организациях в содержательном и правовом аспекте.
8. Разработать проект по созданию просоциальной среды с целью профилактики зависимых форм поведения и употребления ПАВ среди несовершеннолетних в условиях профессиональных образовательных организаций.
Методы, использованные при выполнении магистерской диссертации: метод системного анализа, метод сравнительного анализа, интервьюирование, анализ документов, анкетирование.
По теме магистерской диссертации опубликованы три статьи. Статья «Значение формирования просоциальной среды в профессиональных образовательных организациях с целью профилактики употребления психоактивных веществ» в 2017 году и статья «Значение просоциальной культурной среды в условиях профессиональных образовательных организаций в профилактике употребления психоактивных веществ» в 2017 году в Сборнике материалов XI Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (20-21 апреля 2017 г.) «Енисейские правовые чтения». Статья «Влияние просоциальной среды в Канской воспитательной колонии на ресоциализацию несовершеннолетних» была опубликована в 2018 году в Сборнике материалов XX всероссийской студенческой научной конференции «Молодежь, наука и цивилизация».
Магистерская диссертация была посвящена изучению системы профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних в профессиональных образовательных организациях, а так же разработке проекта просоциальной образовательной среды в условиях профессиональных образовательных организаций как практическая реализация программы профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
В первой главе рассматривались подходы разных авторов к понятию «зависимость от психоактивных веществ». Были описаны социально¬правовые последствия употребления психоактивных веществ несовершеннолетними. Проведен анализ состояния ювенальной наркопреступности и наркоситуации в г. Красноярске. Изучался причинный комплекс распространения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних. А так же было проведено исследование социальных паспортов профессиональных образовательных организаций Красноярского края, а именно таких территорий как: г. Ачинск, г. Боготол, г. Дивногорск, п. Емельяновский, г. Енисейск, г. Железногорск, г. Зеленогорск, г. Канск, г. Красноярск, г. Лесосибирск, г. Минусинск, г. Назарово, п. Приангарский, г. Сосновоборск, г. Уяр, пгт. Шушенское. Результатом данного исследования является составление портрета студента профессиональных
образовательных организаций как «группы риска» употребления психоактивных веществ.
В рамках второй главы было рассмотрено влияние образовательной среды (деффицитарность и насыщенность) на риск формирования зависимости от психоактивных веществ у студентов профессиональных образовательных организаций. Проведено предпроектое социологическое исследование мнения 272 студентов в трех профессиональных образовательных организаций Октябрьского района г. Красноярска для выявления отношения студентов к среде своего образовательного учреждения. Изучены профилактические программы реализуемые в профессиональных образовательных организациях г. Красноярска. Был дан критический анализ профилактических мер, реализуемых в профессиональных образовательных организациях в содержательном и правовом аспекте.
Результатом магистерской работы стал разработанный проект по созданию просоциальной среды с целью профилактики зависимых форм поведения и употребления ПАВ среди несовершеннолетних в условиях профессиональных образовательных организаций. Проект «Служба превенции» является конкретным предложением по усовершенствованию антинаркотической деятельности и примером профилактического проекта, в котором учтены ошибки профилактической деятельности. Основная работа Проекта направлена на построение просоциальной среды в ПОО, которая выступает ресурсом в работе по профилактике употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних. Активными участниками в построении просоциальной событийной среды в ПОО являются сами студенты, что гарантирует высокий процент вовлечения студентов в социально одобряемые практики и снижает риск возникновения «проб» и зависимых форм поведения в молодежной среде. Аналогов проекта в городе Красноярске на данный момент нет.
В первой главе рассматривались подходы разных авторов к понятию «зависимость от психоактивных веществ». Были описаны социально¬правовые последствия употребления психоактивных веществ несовершеннолетними. Проведен анализ состояния ювенальной наркопреступности и наркоситуации в г. Красноярске. Изучался причинный комплекс распространения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних. А так же было проведено исследование социальных паспортов профессиональных образовательных организаций Красноярского края, а именно таких территорий как: г. Ачинск, г. Боготол, г. Дивногорск, п. Емельяновский, г. Енисейск, г. Железногорск, г. Зеленогорск, г. Канск, г. Красноярск, г. Лесосибирск, г. Минусинск, г. Назарово, п. Приангарский, г. Сосновоборск, г. Уяр, пгт. Шушенское. Результатом данного исследования является составление портрета студента профессиональных
образовательных организаций как «группы риска» употребления психоактивных веществ.
В рамках второй главы было рассмотрено влияние образовательной среды (деффицитарность и насыщенность) на риск формирования зависимости от психоактивных веществ у студентов профессиональных образовательных организаций. Проведено предпроектое социологическое исследование мнения 272 студентов в трех профессиональных образовательных организаций Октябрьского района г. Красноярска для выявления отношения студентов к среде своего образовательного учреждения. Изучены профилактические программы реализуемые в профессиональных образовательных организациях г. Красноярска. Был дан критический анализ профилактических мер, реализуемых в профессиональных образовательных организациях в содержательном и правовом аспекте.
Результатом магистерской работы стал разработанный проект по созданию просоциальной среды с целью профилактики зависимых форм поведения и употребления ПАВ среди несовершеннолетних в условиях профессиональных образовательных организаций. Проект «Служба превенции» является конкретным предложением по усовершенствованию антинаркотической деятельности и примером профилактического проекта, в котором учтены ошибки профилактической деятельности. Основная работа Проекта направлена на построение просоциальной среды в ПОО, которая выступает ресурсом в работе по профилактике употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних. Активными участниками в построении просоциальной событийной среды в ПОО являются сами студенты, что гарантирует высокий процент вовлечения студентов в социально одобряемые практики и снижает риск возникновения «проб» и зависимых форм поведения в молодежной среде. Аналогов проекта в городе Красноярске на данный момент нет.



